Послание к вдове иоанна кочурова. Протоиерей Иоанн Кочуров

(46 лет)
  • Царское Село , Петроградская губерния , Российская республика

Ива́н (Иоа́нн ) Алекса́ндрович Кочу́ров (13 (25) июля , село Бигильдино (Сурки), Данковский уезд , Рязанская губерния - 31 октября (13 ноября) , Царское Село , Петроградская губерния) - священнослужитель Русской православной церкви , протоиерей , клирик Екатерининского собора Царского Села .

Почитается как первый по времени новомученик российский . Прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской православной церкви в 1994 году как Иоа́нн Царскосе́льский .

Биография

Происхождение, семья

Родился 13 (25) июля 1871 года в многодетной семье потомственного священника села Бигильдино (Сурки) Александра Васильевича Кочурова (1836 - после 1897) и Александры Николаевны (род. 1839; дочь священника села Покровского (Одоевщины) Рязанской епархии Николая Васильевича Перехвальского).

Супруга - Александра Васильевна Чернышёва, дочь диакона Казанского собора Санкт-Петербурга (венчаны 26 июля (7 августа) 1895 года).

Образование

Ещё в семинарии выделялся как оратор; во время учёбы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви.

В 1895 году окончил Академию со званием действительного студента (то есть без защиты кандидатской диссертации).

Служение в США

Вместе со своим однокурсником и другом Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию . Незадолго до оставления России вступил в брак с Александрой Чернышёвой. 10 июля 1895 года указом Святейшего синода назначен настоятелем Владимирского храма в Чикаго (США), где до него служил Алексий Товт , с приписной Трёхсвятительской церковью в городе Стритор .

27 августа архиепископом Алеутским и Аляскинским Николаем в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён в сан иерея.

11 октября того же года прибыл к месту служения. Церковь святого Владимира, настоятелем которой он был назначен, размещалась на первом этаже небольшого частного деревянного дома. За первые три года службы в Чикаго присоединил к православию 86 униатов и шестерых католиков , а число постоянных прихожан в храмах прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Прихожанами возглавляемого им прихода были малоимущие эмигранты православного вероисповедания: русские выходцы из галицких и угорских славян, арабы, болгары, словаки, обращённые из унии . Продолжая традиции русской православной епархии в Северной Америке, отец Иоанн организовал в Чикаго и Стриторе Свято-Никольское и Трёхсвятительское братства, ставившие своей целью активизацию социальной и материальной взаимопомощи среди прихожан чикагско-стриторского прихода и входившие в состав Православного общества взаимопомощи. 1 апреля 1887 года отец Иоанн был включён в состав только что образованного в Алеутской и Аляскинской епархии цензурного комитета «для сочинений на русском, малорусском и английском языках», а 22 мая 1899 года Тихон , тогда епископ Алеутский и Аляскинский, назначил Иоанна Кочурова председателем правления Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS ), основанного в 1895 году попечением отца Алексия Товта.

Разнообразные труды отца Иоанна уже в первые годы пастырского служения были отмечены священническими наградами. 6 мая 1896 года отец Иоанн был награждён набедренником за пожертвование 600 долларов на иконостас Владимирской церкви Чикаго, которое было сделано им вместе с настоятелем нью-йоркской Никольской церкви Александром Хотовицким. 30 марта 1898 года усердное служение отца Иоанна было отмечено награждением фиолетовой скуфьёй , а 6 мая 1901 года он был удостоен права ношения камилавки .

Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви. При посещении Чикаго в мае 1899 года епископ Тихон (Беллавин) одобрил выбор участка для строительства.

В 1901 года получил отпуск с 15 января по 15 мая для поездки в Россию. Использовал отпуск для сбора средств для строительства храма в Чикаго и создания первого в Чикаго православного кладбища, в чём ему помогал тесть священник Василий Чернышёв и старший брат Николай Кочуров, служивший помощником столоначальника строительного отделения хозяйственного управления при Святейшем синоде. Получил поддержку от праведного Иоанна Кронштадтского . Большой взнос из личных средств сделал император Николай II .

Вскоре после возвращения из отпуска Кочуров приступил к возведению нового здания храма. Храм был заложен 31 марта 1902 года в Чикаго епископом Тихоном. Возведение храма было завершено в 1903 году и потребовало очень значительных по тем временам затрат в сумме 50 тысяч долларов США. Храм во имя Святой Троицы был освящён епископом Тихоном 16 марта 1903 года. По представлению Тихона Иоанн Кочуров 6 мая 1903 года был награждён за труды орденом Святой Анны 3-й степени.

В феврале 1904 года отец Иоанн был назначен председателем цензурного комитета Алеутской и Североамериканской епархии, членом которого он являлся на протяжении 7 лет. В июне 1905 года Кочуров принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Олдфордже, на котором под руководством епископа Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. На этом съезде 20 июля 1905 года произошло чествование отца Иоанна Кочурова в связи с исполнявшимся 27 августа 1905 года десятилетним юбилеем его священнического служения. В церкви Архистратига Михаила города Олдфорджа в присутствии большой группы епархиального духовенства, возглавленного Рафаилом , епископом Бруклинским, отцу Иоанну был поднесён золотой наперсный крест .

Указом Святейшего синода от 6 мая 1906 года был возведён в сан протоиерея , а 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа восточных штатов США.

В феврале - марте 1907 года был одним из организаторов и наиболее активных участников первого Всеамериканского собора Русской православной греко-кафолической церкви в Америке в городе Мейфилде (англ.) русск. .

20 мая 1907 года уволился от службы в Алеутской и Североамериканской епархии по прошению, чтобы дать своим детям образование в России. К тому времени у протоиерея Иоанна было пятеро сыновей и дочь.

Служение в России

Мученическая кончина

В конце октября (ст. ст.) 1917 года Царское Село стало местом противостояния большевистской Красной гвардии и казачьих войск, продолжавших поддерживать свергнутого главу Временного правительства Александра Керенского .

30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками отец Иоанн участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани, во время которого произнёс проповедь , призывая народ к спокойствию. 31 октября (ст. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. На страницах газеты «Всероссийский церковно-общественный вестник» через несколько дней было приведено свидетельство корреспондента одной из петроградских газет: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабочих и солдатских депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой - взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то „прикончить как собаку“. Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает „Дело народа“, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было» .

Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли весь мир» писал:

Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех - торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян.

В приложении к своей книге он же писал:

Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, несколько священников организовали крестный ход по улицам, причём обращались к гражданам с речами и уговаривали их поддерживать законную власть, то есть Временное правительство. Когда казаки очистили город и на улицах появились первые красногвардейцы, то, по рассказам очевидцев, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, отец Иоанн Кочуров, был арестован и расстрелян раздражёнными красногвардейцами.

Есть и другая версия гибели отца Иоанна, озвученная собирателем сведений о пострадавшем духовенстве протопресвитером Михаилом Польским : «8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей»

протоиерей

Дни памяти 31 октября (13 ноября); Собор Петербургских святых - третья неделя по Пятидесятнице Храмы Екатерининский собор Царского Села

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.

Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию.

По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

В 1907 году отец Иоанн вернулся на родину и приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916-го года отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села. 30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала атамана Краснова) в Екатерининском храме отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

31 октября (13 ноября н. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Смерть батюшки не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором, который был затем взорван в 1939 году, Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

Тропарь, глас 1:

Любовию к Богу распаляемь жизнь свою
мученически за Христа и ближних положил еси,
сего ради венец правды от Него приял еси,
моля всеблагаго Бога,
священномучениче Иоанне,
Церковь святую сохранити в мире
и спасти души наша.

Кондак, глас 8:

Ревностно пастырское служение свое исполняй,
ты яко жертву благоприятную
душу свою Богу принесл еси,
моли Христа Бога, отче Иоанне,
мир миру даровати и душам нашим велию милость.

«Целую этот Святой Крест, дар Вашей братской любви ко мне. Пусть он будет поддержкой в трудных минутах. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но не разумна. Не в могиле ему место. Пусть он останется здесь на земле для моих детей и потомков, как фамильная святыня и как ясное доказательство того, что братство и дружество — самые святые явления на земле»...

Речь при вручении золотого наперстного креста во время чествования 10-летия его священнического служения (1905 год).

В 1995 году рядом с местом погребения о. Иоанна был установлен поклонный крест (обновлен в 2002 году).

В результате археологических раскопок на месте Екатерининского собора в 2006 году были обнаружены фрагменты человеческих костей, о чём, как об обретении мощей священномученика Иоанна, было объявлено в день празднования памяти святого — 13 ноября 2008 года, — когда останки, до того хранившиеся в алтаре Софийского собора в Пушкине, были вынесены для поклонения.

13 июля 1871 г. — родился в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны.

1891 г. — поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

1907 г. — переведен в Россию. Приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и с 15 августа 1907 г. стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских мужской и женской гимназий.

ноябрь 1916 г. — назначен приходским священником в Екатерининский собор Царского Села.

«Вчера (31 октября), когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами, в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а о. Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Феодоровскому собору и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, чего, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии и на его беседы стекалась масса народу».

о. Философ Орнатский

«Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабочих и солдатских депутатов. Священник о. Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной... Его таскали за волосы, и кто- то кому-то предлагал «прикончить как собаку». На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель думы вместе с одним из гласных, как сообщает «Дело народа», видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было»...

Неизвестный корреспондент в письме к о. Философу Орнатскому

"Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех — торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян."

Джон Рид. «Десять дней, которые потрясли весь мир»

"Узнали от Анны Богдановны, что один священник царскосельский расстрелян, а два или три других арестованы. Это за служение молебнов во время боя и за устройство крестного хода по Царскому. Теперь я себе объясняю жуткий колокольный звон, до боли диссонировавший с еще более жуткой канонадой. Голоса Добра и Зла! Но что может быть хуже расстрела, служба церковная в Царском запрещена.

Разве это не знамение времени? Разве не ясно, к чему мы идем и чем это кончится? Падением монархий, одна за другой, ограничением прав христиан, всемирной республикой и - несомненно! - всемирной же тиранией..."

Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание) // Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. № 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г. // Там же. 1899. № 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г. // Там же. 1901. № 1. С. 4-8, № 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1902. № 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго // Там же. 1905. № 19. С. 374-376; Письмо в редакцию // Нарвский листок. 1910. № 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г. // Американский период жизни и деятельности св. Тихона / Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57.

Лит.:

  1. Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322.
  2. На постройку храма в Чикаго // Петербургский листок. СПб., 1901. № 73. С. 3;
  3. Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1905. № 17. С. 340-346;
  4. Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова // Там же. 1907. № 14. С. 219-227;
  5. Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253;
  6. Чествование прот. И. А. Кочурова // Нарвский листок. 1916. № 167. С. 2;
  7. Расстрел священника // Петроградская газета. 1917. № 252. С. 4;
  8. Смирнов Н., прот. Всегда Господни! // Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 139. С. 3;
  9. Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга // Голос свободной церкви. [Рязань], 1917. № 63. С. 1;
  10. Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе // Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. № 156. С. 3;
  11. Письмо Патриарха Тихона // Там же. № 165. С. 4;
  12. Феофил (Пашковский), еп. Два мученика // Наш путь. Chicago, 1930. Авг.;
  13. Польский. Ч. 1. С. 183;
  14. Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307;
  15. А History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedrаl of Chicаgo, 1892-1992 / Ed. А. Bezkorovainy. Chicаgo, 1992;
  16. Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995;
  17. Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства // СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41;
  18. То же: Послесловие / Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов. // Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42;
  19. Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров // Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. № 3(48), № 4(49);
  20. Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54.

Александрович Кочуров (13.06. (по др. данным, 13.07) 1871, с. Сурки (Бигильдино) Данковского у. Рязанской губ.- 31.10.1917, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли), прот., 1-й новомученик Российский. Из многодетной семьи священника. По окончании Данковского ДУ и Рязанской ДС поступил в 1891 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1895 г. со званием действительного студента (ранее в СПбДА также учились братья И. Николай и Василий). Еще в семинарии выделялся как блестящий оратор; во время учебы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Вместе со своим однокурсником и другом сщмч. Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. 10 июля 1895 г. указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в г. Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской ц. в г. Стритор (позднее стала самостоятельным приходом). 26 июля обвенчался с Александрой Чернышёвой, дочерью диакона Казанского собора С.-Петербурга. 27 авг. Алеутским архиеп. Николаем (Зиоровым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга рукоположен во иерея. 11 окт. того же года прибыл к месту служения.

За первые 3 года службы в Чикаго присоединил к Православию 86 униатов и католиков. Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви, размещавшейся на 1-м этаже небольшого частного деревянного дома. При посещении Чикаго в мае 1899 г. Алеутский еп. св. Тихон (Беллавин; впосл. Патриарх Московский и всея России) одобрил выбор участка для строительства. Осенью того же года из-за кражи церковным старостой приходских средств И. был привлечен епархиальными властями к расследованию. В дек. 1899 г. посетивший Чикаго еп. Тихон признал И. невиновным и умиротворил приход, объединив его в деле храмостроительства. При ближайшем участии И. как председателя строительного комитета был разработан проект храма со школой и помещением для причта (архит. Л. Салливан). Был приобретен участок под правосл. кладбище. В 1899-1900 гг. И. состоял председателем Православного об-ва взаимопомощи в США.

В 1901 г. получил отпуск для поездки в Россию. Занимался сбором средств для строительства храма в Чикаго, в чем ему помогал тесть свящ. Василий Чернышёв и брат Николай, служивший в хозяйственном управлении при Святейшем Синоде. Была выпущена брошюра с воззванием об оказании помощи в строительстве чикагского храма, где И. подробно описал жизнь своей паствы. И. получил поддержку от прав. Иоанна Кронштадтского , записавшего в сборной книге: «Молю соотчичей жертвовать усердно»; большой взнос из личных средств сделал имп. мч. Николай II Александрович . Новый правосл. храм в Чикаго был заложен еп. Тихоном 31 марта 1902 г. и освящен им же во имя Св. Троицы 16 марта 1903 г. На 1-ю пасхальную службу в Троицкий храм Чикаго собралось ок. 500 чел. На следующий год паства увеличилась вдвое (в это время в США устремился поток эмигрантов из зап. губерний России). В 1905 г. при Троицкой ц. была открыта приходская школа. Были организованы новые приходы в Мадисоне (шт. Иллинойс) и Хартсхорне (шт. Оклахома). И. состоял цензором «Американского православного вестника». 6 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея, 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа вост. штатов США. В февр. 1907 г. участвовал в Соборе по делам Американской Православной Церкви в Мейфилде. 20 мая уволился от миссионерской службы в США по прошению, чтобы дать своим детям образование в России (у И. было 5 сыновей и дочь).

15 авг. 1907 г. назначен штатным законоучителем муж. гимназии в Нарве (С.-Петербургская епархия). Служил сверхштатным священником Преображенского собора Нарвы. Одновременно был законоучителем жен. гимназии по найму, председателем об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам и ученицам нарвских гимназий. Во время летних каникул жил в пос. Силламяги (Силламяэ) и совершал богослужения в местном Казанском храме, принимал участие в его ремонте и благоустройстве. В июле 1909 г. И. активно участвовал в съезде законоучителей светских средних учебных заведений в С.-Петербурге. Был членом Нарвского отд-ния епархиального братства Пресв. Богородицы и нарвского об-ва трезвости; выступал с духовно-нравственными беседами в братском Владимирском храме. В 1912 г. прочитал курс лекций по богословию на летних педагогических курсах в Нарве для учителей церковноприходских школ. Проявил себя как талантливый педагог и оратор. В 1915 г. стал духовником одного из госпиталей, развернутых во время первой мировой войны в Нарве, в помещениях гимназий. 16 нояб. 1916 г. уволен от должности законоучителя гимназии в Нарве и переведен на освободившееся штатное священническое место в Екатерининском соборе Царского Села.

Награждался орденами св. Анны 3-й (1903) и 2-й (1912) степени, св. Владимира 4-й степени (1916).

28 окт. 1917 г. Царское Село было занято казаками ген. П. Н. Краснова, к-рые сохранили верность главе Временного правительства А. Ф. Керенскому, свергнутому большевиками. Утром 30 окт. начались бои между казаками Краснова и красногвардейцами, революционными солдатами и матросами. В 15.30 в заполненном народом Екатерининском соборе Царского Села заблаговестили к молебну. Веруя, что молитва смягчит ожесточенные сердца врагов, прихожане храма и многочисленные беженцы из окрестных селений совершили крестный ход по городу с чтением молитв о прекращении междоусобной брани. В крестном ходе участвовал весь клир собора (3 иерея) и священник кладбищенской церкви. В 6 ч., когда канонада прекратилась, крестный ход вернулся в собор. Вечером того же дня с наступлением темноты казаки Краснова отступили из Царского Села в Гатчину. Утром 31 окт. в Царское Село вошли красногвардейцы, к-рые сразу же арестовали священников собора, считая, что они «за казаков молились».

Арестованных священников доставили в помещение местного совета рабочих и солдатских депутатов, где расположился штаб командира революционных отрядов П. Е. Дыбенко. Протоиереи Н. Смирнов и С. Фокко после допроса были отпущены. И., к-рый, по словам очевидцев, «запротестовал и пытался разъяснить дело», вечером был выведен за городскую черту и расстрелян по дороге к полю аэродрома на глазах у сына-гимназиста. Об обстоятельствах убийства И. написал в кн. «Десять дней, которые потрясли мир» амер. журналист Дж. Рид, пользовавшийся, однако, тенденциозными сведениями советских властей: «Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, о. Иван Кучуров (так у Рида.- А. Г. ), был арестован и расстрелян раздраженными красногвардейцами». В действительности могилы Распутина в то время уже не существовало, неправдоподобно и проведение поздним осенним вечером многолюдного собрания в отдаленной части Александровского парка Царского Села, где ранее находилась могила.

И. стал первым иереем, принявшим мученическую смерть при советской власти. Утром 1 нояб. его тело было перевезено в часовню дворцового госпиталя, а 3 нояб. доставлено в Екатерининский храм. На следующий день было совершено отпевание, гроб с телом И. поставили в подцерковье. Приход получил разрешение на погребение И. под собором. 8 нояб., на 9-й день по кончине И., викарий Петроградской епархии Нарвский еп. Геннадий (Туберозов) совершил в Казанском соборе Петрограда панихиду по И. и «по всем павшим в междоусобной брани». Церковно-епархиальный совет Петроградской епархии обратился с воззванием поддержать семью пастыря-мученика и создать фонд помощи духовенству «во всех подобных случаях». 26 нояб., в первое воскресенье по возвращении в Петроград с Поместного Собора, Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) служил в Царском Селе. В слове за литургией он обратился к народу с призывом к единению, любви и братству. Говоря о гибели И., митр. Вениамин сказал, что пастырь отдал жизнь за любовь к Богу и ближним, явив собою пример христ. мученичества. Митр. Вениамин совершил литию у гроба И. и посетил его семью в доме при церкви.

9 дек. 1917 г. с проникновенным письмом к вдове И. Александре Кочуровой обратился Патриарх Тихон: «С великой скорбью Священный Собор Православной Российской Церкви, а с ним и Мерность Наша приняли известие о мученической кончине протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга. Соединяя молитвы Наши с молениями Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе Ваше и делаем это с тем большей любовью, что Мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». 13 апр. 1918 г., в субботу 4-й седмицы Великого поста, Патриарх Тихон соборне совершил в храме Московской ДС первую в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам». Вслед за убиенным Киевским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) за ней поминался И.- первомученик русского духовенства новейшего времени. В Петроградской епархии митр. Вениамин распорядился о том, чтобы в Неделю Православия в каждом храме по отпусте молебна была провозглашена вечная память «митрополиту Владимиру, протоиереям Иоанну, Петру (сщмч. Петру Скипетрову . - А. Г. ) и всем за веру православную, Церковь Святую убиенным». В послании, посвященном годовщине избрания на Петроградскую кафедру (июнь 1918), митрополит особо напомнил о том, что за истекший год «духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра».

Екатерининский собор, где находилась могила И., был закрыт в 1938 г. и взорван в 1939 г. вместе с захоронением. В 1960 г. на месте уничтоженного собора был возведен монумент В. И. Ленину (разрушен неизвестными в 2004). На протяжении десятилетий И. помнили и глубоко чтили среди православных Америки. Построенный в настоятельство И. Троицкий храм стал в 1922 г. кафедральным собором Чикагской епархии. 1 нояб. 1981 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей . В 1993 г. Предстоятель Православной Церкви в Америке митр. Феодосий (Лазор) обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о причислении трудившихся вместе со свт. Тихоном в Америке и претерпевших у себя на родине мученическую кончину И. и протопресв. Александра Хотовицкого к лику святых. И. был прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. 5 февр. 1995 г., в день памяти новомучеников Российских на месте Екатерининского собора г. Пушкина был освящен 7-метровый деревянный крест. Летом 2006 г. с целью восстановления в прежнем виде взорванного в 1939 г. Екатерининского храма было произведено раскрытие его фундаментов. В ходе раскопок были обнаружены останки, которые сочли мощами И. (генетическая экспертиза не проводилась) и поместили в алтарь Софийского собора г. Пушкина. После завершения строительства Екатерининского храма предполагается устройство в его нижнем помещении музея и усыпальницы И.

Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322.

Соч.: Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание) // Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. № 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г. // Там же. 1899. № 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г. // Там же. 1901. № 1. С. 4-8, № 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1902. № 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго // Там же. 1905. № 19. С. 374-376; Письмо в редакцию // Нарвский листок. 1910. № 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г. // Американский период жизни и деятельности св. Тихона / Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57.

Лит.: На постройку храма в Чикаго // Петербургский листок. СПб., 1901. № 73. С. 3; Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1905. № 17. С. 340-346; Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова // Там же. 1907. № 14. С. 219-227; Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253; Чествование прот. И. А. Кочурова // Нарвский листок. 1916. № 167. С. 2; Расстрел священника // Петроградская газета. 1917. № 252. С. 4; Смирнов Н., прот. Всегда Господни! // Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 139. С. 3; Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга // Голос свободной церкви. [Рязань], 1917. № 63. С. 1; Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе // Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. № 156. С. 3; Письмо Патриарха Тихона // Там же. № 165. С. 4; Феофил (Пашковский), еп. Два мученика // Наш путь. Chicago, 1930. Авг.; Польский. Ч. 1. С. 183; Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307; А History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedrаl of Chicаgo, 1892-1992 / Ed. А. Bezkorovainy. Chicаgo, 1992; Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995; Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства // СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41; То же: Послесловие / Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов. // Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42; Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров // Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. № 3(48), № 4(49); Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54.

А. К. Галкин

Священномученик Иоанн Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. По окончании Рязанской Духовной Семинарии, он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Сдав выпускные экзамены Академии, Иоанн Кочуров в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Уже в Америке он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Чикаго.

Первое время своего пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью в основном протестантской Америки. Алеутская и Аляскинская епархия в различных районах страны имела совершенно разные условия существования. Если в Северной Калифорнии, на Алеутских островах и Аляске православные приходы имели давнюю историю и были довольно многочисленны, то в большинстве остальных районов страны православная церковная жизнь ещё только зарождалась, и требовались огромные миссионерские усилия, чтобы создать полноценные православные приходы.

В 1898 году отец Иоанн дал выразительную характеристику своих прихожан: «Православный приход Владимирского храма в Чикаго состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города. К чикагскому приходу приписана также храм в честь Трёх Святителей и приход города Стритора. Стритор и при нём местечко Кенгли находятся в 94 милях от Чикаго и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращённых из униатов».

Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к православной церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих храмах работали детские церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, целью которых была социальная и материальная взаимопомощь среди прихожан. Для этой же цели было организовано Православное общество взаимопомощи, председателем которого епископ Алеутский и Аляскинский назначил отца Иоанна Кочурова.

Когда отец Иоанн прибыл в Америку, православный храм святого Владимира в городе Чикаго занимал небольшую часть арендованного здания. Вернее, арендовано было не все здание, а только часть – на первом этаже был устроен храм, там же, за стеной – кухня и комната прислуги. На втором этаже было снято несколько небольших комнат, в которых проживали семья отца Иоанна, а также штатный псаломщик. В Стриторе храм Трёх Святителей располагался в помещении вестибюля русского отдела Всемирной Чикагской выставки.

Отец Иоанн Кочуров решил строить в Чикаго собор. Это было поистине рискованное решение – в чужой, далекой стране, с бедным и малочисленным приходом решиться на такое ответственное и дорогостоящее предприятие. Возведение нового храма благословил . В 1900 году отец Иоанн взял единственный за многолетний срок служения в Америке отпуск и отправился в Россию, где за 4 месяца собрал деньги на постройку собора. Вернувшись в Чикаго, отец Иоанн начал руководить строительством, а уже в 1903 году возведение храма в честь Пресвятой Троицы в городе Чикаго было завершено. Освящение собора совершал святитель Тихон (Белавин).

Два года спустя, когда в Североамериканской епархии праздновалось 10-летие пастырского служения отца Иоанна Кочурова, он получил от епархии приветственный адрес, в котором описывались понесенные отцом Иоанном труды на благо Церкви. Рукотворным памятником этим трудам назывался Троицкий собор в Чикаго, а нерукотворным – сердца прихожан.

В 1906 году отец Иоанн Кочуров был возведен в сан протоиерея и назначен на должность благочинного Нью-Йоркского округа. Он стал одним из наиболее активных участников первого собора Североамериканской Православной Церкви, проходившего в городе Майфилде. Вскоре отец Иоанн по своему прошению получил увольнение от службы в Алеутской и Североамериканской епархии и в июле 1907 года вернулся в Россию. Причиной для этого стали настоятельные просьбы его тяжело больного тестя – священнослужителя Санкт-Петербургской епархии, а также желание отца Иоанна дать своим детям образование в России.

В июле 1907 года, покидая дорогой его сердцу чикагский приход, в котором он был настоятелем и с которым были связаны 12 лет его миссионерско-пастырского служения, протоиерей Иоанн отправился в неизвестность, ожидавшую его на родине.

Протоиерей Иоанн Кочуров. Крестный путь и мученическая кончина на Родине

Прибыв в Санкт-Петербургскую епархию, он был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы в качестве сверхштатного священника. Он служил здесь до 1916 года, основную часть времени уделяя преподаванию в мужской и женской гимназиях.

После почти 10-летнего служения в Нарве, в конце 1916 года протоиерей Иоанн Кочуров был переведён на должность второго священника Екатерининского собора в Царском Селе. Екатерининский собор был крупнейшим приходским храмом города среди преобладавших в нем церквей дворцового и военного ведомств. Отец Иоанн приехал в Царское Село с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе), надеясь здесь возвратиться к активной пастырской деятельности. Его проповеди собирали в Екатерининском соборе множество молящихся со всех концов Царского Села.

Через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор произошла Февральская революция.

Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части под командованием генерала Краснова, к городу из Петрограда двинулись отряды матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевики начали артиллерийский обстрел. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы.

В Екатерининском соборе был совершен особый молебен о прекращении междоусобной братоубийственной брани. После молебна состоялся крестный ход, на котором отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний. Вечером того же дня казачьи части покинули Царское Село, желая предотвратить возможность кровопролития среди населения. И утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды.

Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн, в отличие от многих, не мог воспринимать это спокойно, он протестовал и пытался разъяснить дело. Вместо разъяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына – гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной… Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Вечером того же дня тело убитого пастыря было доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где было совершено отпевание. Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от большевиков. Святейший патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове матушке Александре Кочуровой: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». По просьбе прихожан священномученика погребли в усыпальнице под Екатерининским собором.

Через 5 месяцев после мученической кончины отца Иоанна Кочурова, когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек, в храме Московской Духовной Семинарии святейшим патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви 20 века заупокойная литургия «по новым священномученикам и мученикам» . Во время произнесения молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем – митрополитом Владимиром, поминался первый убиенный священник – протоиерей Иоанн Кочуров.

Тропарь священномученика Иоанна Царскосельского, глас 1

Любовию к Богу распаляем,/ жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/ сего ради венец правды от Него принял еси,/ моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне,/ Церковь святую сохранити в мире/ и спасти души наша.

Кондак священномученика Иоанна Царскосельского, глас 8

Ревностно пастырское служение свое исполняяй,/ ты яко жертву благоприятную/ душу свою Богу принесл еси,/ моли Христа Бога, отче Иоанне,/ мир миру даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва священномученику Иоанну, пресвитеру Царскосельскому

О священномучениче Иоанне, пастырю царскосельский! Предстояще пред иконою твоею, молимся ти, яко посреде нас сущему: помози нам, грешным, достойным быти твоего о нас к Богу ходатайства. Укрепи ны во благочестии и вере православной вся дни живота нашего во еже безпреткновенно ходити нам путем отцев наших и соблюдати уставы и обычаи святых, в земли нашей просиявших. Научи ны внутренняго человека нашего евангельскою добродетелию украшати и искати Царствия Божия паче земных и тленных мира сего; немощную волю нашу незыблемо утверди в законе Господнем; ревностию к делам богоугодным и спасительным воодушеви теплохладное сердце наше; избави ны от себялюбия, тщеславия и лукавства; порывы гнева и неразумия нашего укроти; нрав наш горделивый смиренномудрием украси; искорени небрежение и леность из сердец наших; уста наша, друг друга осуждающая, исполни чистаго хваления Божия; даруй нам умиление в молитве, ожесточенность нашу врачующее; посреде рода развращеннаго и прелюбодейнаго кротость, незлобие и целомудрие соблюсти помози. Паче же всего настави к покаянию во гресех прежней жизни нашея, да очистимся от всех нечистот и страстей, и, молитвою твоею поспешествуемы, достигнем града Божия, в негоже ничто скверно внити может, славяще Троицу Святую во веки веков. Аминь.

Вконтакте

31 октября (13 ноября по новому стилю), всего лишь через 5 дней после прихода к власти партии большевиков, недалеко от Петрограда (так тогда назывался Санкт-Петербург) в Царском селе отрядом красноармейцев был зверски убит священник Екатерининского собора протоиерей Иоанн Кочуров.

Известие об этом событии, конечно же, должно было взволновать народ, но мало кто мог тогда предполагать, что это преступление будет не просто еще одним кровавым эпизодом смуты, начавшейся уже после Февральской революции 1917 года (для мирных граждан давно уже стали привычными сообщения об убийствах, грабежах и погромах, совершенных распоясавшимися из-за воцарившегося безвластия бандами, по большей части, солдатами-дезертирами, уголовниками и просто опьяненные революционной вольницей люди, а именно таких в основном и вербовали в свои ряды большевики). На самом деле, насильственная смерть о. Иоанна Кочурова стала началом кровавых гонений на Церковь, а имя царскосельского священника - первым в бесконечно длинном списке мучеников за веру. Удивительно, что советская власть, только-только в результате государственного переворота утвердившаяся в Петрограде, которую многие еще не воспринимали всерьез (а многие, в том числе - вполне достойные граждане, даже испытывали иллюзии относительно ее), так скоро, явно и жестоко покажет свою богоборческую сущность. Пройдет время, когда новый режим создаст аппарат массового террора и русскую землю зальют реки невинно пролитой крови, – тогда уже всем станет очевиден масштаб катастрофы, случившейся с Россией. Только Православная Церковь уже в первые дни смогла дать правильную оценку происходящим трагическим событиям и обличить насилие и грех, в том числе, и устами таких мужественных, готовых пойти на смерть ради Христа пастырей, как отец Иоанн Кочуров.

Мученический венец не дается человеку случайно. Так и вся предыдущая жизнь протоиерея Иоанна была в некотором смысле предисловием к его мученическому подвигу. В свете этого подвига и обстоятельства жизни, показавшиеся бы вполне обыкновенными в карьере священника, открываются совершенно иначе.

Иоанн Кочуров родился в 1871 году в семье священника и тоже избрал путь церковного служения. Как и положено, он закончил сначала духовное училище, потом семинарию, наконец, как один из лучших учеников, завершил образование в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1895 году. В этот момент Иоанн Кочуров сошел с накатанной стези успешного выпускника духовной академии и решился на смелый и даже отчасти авантюрный шаг. Вместе со своим другом и однокурсником Александром Хотовицким, который впоследствии тоже принял мученическую смерть за Христа, он отважился отправиться в Америку, устраивать почти с нуля православную миссию. Иоанн Кочуров был рукоположен и назначен настоятелем сразу двух приходов: Владимирского в г. Чикаго и Трехсвятительского в. Стритор (небольшой шахтерский город более, чем в 100 км от Чикаго). Прихожанами этих храмов были бедные эмигранты, в основном карпатороссы, православные подданные Австро-Венгрии, бежавшие в Америку от ужасающей нищеты и, не в последнюю очередь, от преследований властей за веру и национальную принадлежность. Были там и православные арабы, сирийцы, болгары, обращенные из унии словаки. Таким образом, только что рукоположенный неопытный священник должен был возглавить многонациональную, бедную, разобщенную и плохо организованную общину, фактически на пустом месте устроить церковную жизнь. «На пустом месте» в данном случае не метафора, а констатация факта: у прихода не было даже собственного храма, для богослужений приходилось арендовать помещение в пригороде Чикаго у частного владельца.

Удивительно, но о. Иоанн блестяще справился со своей задачей: он не только сплотил верующих в дружную и деятельную общину, но уже в первые три года своей деятельности обратил в православие десятки униатов и несколько римо-католиков. Таким образом, число постоянных прихожан в храмах чикагско-стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах были открыты детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Кроме того отец Иоанн организовал в Чикаго и Стриторе Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, ставившие своей целью организацию социальной и материальной взаимопомощи среди прихожан, что было не маловажно для его бедной и социально незащищенной паствы. Тем не менее, собственный храм невозможно было построить силами одних только прихожан чикагско-стритонского прихода, которые в большинстве своем сами нуждались. Для сбора средств на строительство о. Иоанн с 15 января по 15 мая 1900 года должен был вернуться в Россию. Там самую деятельную помощь он получил от великого святого своего времени святого праведного Иоанна Кронштадтского, написавшего в сборной книге: «Молю соотчичей жертвовать усердно»; большой взнос из личных средств сделал император Николай II Александрович, будущий святой страстотерпец.

О. Иоанну удалось собрать колоссальную по тем временам сумму 50 тысяч долларов. Православный храм в Чикаго был заложен 31 марта 1902 г. и освящен во имя Святой Троицы 16 марта 1903 г. Впоследствии после революции и кровавой гражданской войны из-за океана, с затянутой мраком Родины, в Америку прибудут тысячи русских беженцев. В Чикагском Святотроицком храме они найдут живой кусочек России в чужой и далекой стране, место, где можно согреть и очистить душу. Храм станет кафедральным собором Чикагской епархии Русской Зарубежной Церкви. В его стенах будет храниться в послевоенные годы спасенная верующими чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. Наверное, не случайно, что люди, изгнанные из России богоборческой властью, найдут духовный приют в храме, который был построен усилиями человека, первым пострадавшего от гонений безбожников.

В 1903 же году на первую пасхальную службу в Троицкий храм Чикаго собралось уже около 500 человек. На следующий год паства увеличилась еще вдвое. Вскоре о. Иоанном были организованы новые приходы еще и в Мадисоне (шт. Иллинойс) и Хартсхорне (шт. Оклахома). Вдохновителем столь успешных миссионерских трудов о. Иоанна почти все это время, с 1898 года, был епископ Алеутской и Североамериканской епархии Тихон (Беллавин), по сути дела, предстоятель всех русских православных приходов Американского континента. Наверное, не случайно и то, что будущий Патриарх Московский, принявший в годы своего предстоятельства главный исповеднический подвиг по защите Русской Православной Церкви перед лицом гонений безбожной власти, близко познакомился с первым новомучеником еще задолго до того, как тот прольет свою кровь за Христа. Святитель Тихон, избранный на патриарший престол спустя пять дней после убийства о. Иоанна, давно зная своего собрата и сподвижника, не мог уже сомневаться, что его смерть, была не случайным эпизодом, а, действительно, мученичеством. А значит, и сам знал, на какое испытание он идет, и какой крест берет на свои плечи вместе со всей Русской Церковью…

Между тем, в мае 1907 года о. Иоанн Кочуров, добившийся несомненных успехов в своей миссионерской и просветительской деятельности, возведенный в сан протоиерея, ставший благочинным приходов Нью-Йоркского округа, награжденный церковными наградами, всеми любимый и уважаемый, неожиданно подал прошение о переводе его в Россию. В свое время молодой выпускник духовной академии не побоялся отправиться на чужбину в неизвестность, теперь же он так же не побоялся ради возвращения на родину оставить всё, приобретенное такими трудами и дававшее ему столь высокое и стабильное положение. Конечно, в первую очередь, он думал о своих детях (у о. Иоанна было 5 сыновей и дочь), которым он хотел дать образование в России (нашим современникам, наоборот стремящимся отправить своих детей учиться заграницу, такое стремление может показаться странным, но для отца Иоанна это был вполне разумный и естественный шаг); конечно, и сам скучал о горячо любимой отчизне, о родных и близких и после всего сделанного мог с чистой совестью покинуть ставшую дорогой, но все же не родную американскую землю, но, очевидно, что и Промысл Божий вернул его таким образом на Родину, которой предстояло перенести столь чудовищные испытания, для главного подвига его жизни.

В России о. Иоанн служил сначала в Преображенском соборе в г. Нарве, где одновременно был законоучителем женской гимназии, потом с ноября 1916 года в Екатерининском соборе Царского Села, где его и застал трагический для России 1917 год. И до этого известный оратор и педагог, в эти дни всё разраставшийся смуты, когда народное сознание постепенно отравлялось революционной агитацией, призывавшей к измене, насилию и безбожию, о. Иоанн своими проповедями стремился внести в души людей любовь Христову, веру и верность, призывал их к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России трагических перемен.

И вот настали страшные дни переворота. 28 октября 1917 г. Царское Село было занято казаками генерала П. Н. Краснова, которые сохранили верность свергнутому большевиками Временному правительству, преступно слабой, но единственной на тот момент в России законной власти. Подступившие к Царскому селу красноармейцы начали обстрел мирного и беззащитного города. Началась паника. Духовенство Екатерининского собора поступило именно так, как и нужно поступать христианам перед лицом смертельной опасности. В 15.30 в переполненном Екатерининском соборе Царского Села начался молебну о прекращении междоусобной брани. Затем народ (к прихожанам храма присоединились многочисленные беженцы из окрестных селений) вышел крестным ходом по городу. Люди молились, чтобы Господь остановил кровопролитие. К вечеру казаки, чтобы не допустить жертв среди мирного населения, отступили из Царского Села. Утром в город вошли красноармейцы.

Едва ли не первым действием советской власти в Царском селе был арест священников Екатерининского собора. Их обвинили в том, что они якобы «молились за казаков», – обвинение, очевидно клеветническое и абсурдное. Люди, одержимые злыми силами, ненавидят саму молитву как таковую. Понятно, как ненавистна им была молитвам сотен людей, просивших Бога остановить кровавую вакханалию, которую советская власть уже готовила с первых дней своего существования. Сатанинская злоба вылилась на о. Иоанна. Вечером он был выведен за городскую черту и расстрелян по дороге к полю аэродрома на глазах у сына-гимназиста.

Русская Православная Церковь сразу же откликнулась на злодейское убийство. Святейший Патриарх Тихон на Поместном Собора высказал свою несомненную уверенность в том, «что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Епархиальный Совет Петроградской епархии в свою очередь принял обращение "К духовенству и приходским Советам Петроградской Епархии", которое явилось первым официально провозглашенным от имени Церкви признанием мученического характера кончины о. Иоанна. «Бог судья коварным злодеям – говорилось в нем, – насильнически прекратившим молодую еще жизнь. Если они уйдут безнаказанными от суда людского, то не скроются от суда Божиего… Его мученическая смерть - это суровое напоминание, грозное предостережение для всех нас. Надо, следовательно, заранее быть готовыми ко всему». Далее Обращение призвало верующих создавать фонды помощи для таких случаев, «дабы беззащитное духовенство, гонимое и терзаемое, в трудную минуту своей жизни могло иметь материальную поддержку от присных своих». Т.е. Церковь поняла богоборческий характер нового режима, и выразила свою готовность противостоять ему своей любовью и молитвой.

Екатерининский собор, где был похоронен священномученик Иоанн, был закрыт в 1938 году и взорван в 1939 году вместе с захоронением. В 1960 г. на месте уничтоженного собора был возведен монумент В. И. Ленину. Господь, однако, посрамил память о тиране и прославил своего угодника: в 2004 году памятник Ленину был разрушен неизвестными, мощи же о. Иоанна были чудесно обретены во время раскрытия фундамента Екатерининского собора в 2006 году и находятся сейчас в алтаре Софийского собора г. Пушкина.

Сайт "Закон Божий"

Loading...Loading...