Горицкий успенский монастырь. Переславль-Залесский

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.


Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

К нас сразу пристал местный "несчастный", но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.


Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.


Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.


Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.


Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь - начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.


Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.


И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.


Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.


Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы

В Переславле-Залесском сохранилось пять монастырей - настоящих шедевров зодчества и памятников старины. Одним из них является Горицкий монастырь, уникальный по своему духовному и историческому значению.

Этот монастырь иногда неправильно называют местным «кремлем», как, например, Спасский монастырь в Ярославле. Стены и башни обители невысокие, но именно они придают ей сходство с небольшой крепостью.

Монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь.

Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. На фото ниже Проездные ворота справа, Святые слева.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы (коней видно на фото выше).

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью - нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних.

Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на город.

Со стороны монастыря звонница кажется совсем низкой, на уровне второго этажа.

Но поскольку обитель расположена на горе, с другой стороны звонницы кажется, что ты этаже на шестом-седьмом.

Мы движемся от входа к главным храмам монастыря. Слева мы видим бюст основателя Переславля-Залесского Юрия Долгорукого.

Этот бюст работы скульптора С.М.Орлова, погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве, установлен здесь в 1963 году.

В середине XVII I века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. С вершины её открывается очень красивый вид на город и Плещеево озеро.

В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс из нескольких больших храмов.

Всехсвятская церковь с трапезной палатой была построена в конце 17-го века. Древний синодик Горицкого монастыря сохранил имя одного из её строителей - Филиппа.

Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было.

В стене собора мы видим большой колокол, весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас, датируемый 1759-ым годом, выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали те же мастера из Нового Иерусалима.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной.

Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переславцами во время осады их родного города польской армией.

Ядра для осадных орудий 15-16 вв. расположены рядом.

В музее представлены полотна классиков отечественной живописи: И.Шишкина, В.Поленова и др. Ниже мы видим характерный для музея экспонат.

В 1960-х гг. в обитель были перевезены две деревянных часовни - из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром».

Выше мы видим часовню из села Фонинское.

А часовню из села Старово я почему-то вблизи не сфотографировал. Ниже мы видим её спрятанной за лотком "Сладкий миндаль".

Или мы можем увидеть её сверху, с Богоявленской колокольни. Последние три фотографии - это виды на город с колокольни.

Но "монастырём" это место называется только по привычке. На самом деле переславский Успенский Горицкий монастырь был в 1744-ом году закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. А окончательно всё здесь застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию - в 1788 году.

В начале 20-го века внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом. В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике - он был основан в 1919г.

Fais se que dois adviegne que peut.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века


Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


В 1354 году Димитрий впервые встретился с , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.
В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. См. в 1790 году.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палата


Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.




Copyright © 2015 Любовь безусловная

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753-1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768-1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

Закрытие и упразднение монастыря

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современный облик бывшего монастыря

Строения бывшего Горицкого монастыря

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII века), ныне хранилища.

Строения бывшего духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Из других мест привезены или построены

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век), ныне касса,
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века),
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова - погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).

Монастырский некрополь

  • На территории монастыря похоронен академик живописи Д. Н. Кардовский (1866-1943)
Loading...Loading...