Святой Грааль - что это? Где находится Святой Грааль? Грааль - что это? Литературные источники. Церковное таинство или кельтский миф

3 382

Но вот Грааль… чаша грааль
Каким путем
Ты, грешник, мог прознать о нем?
Лишь в небесах определяли
Кто смеет ведать о Граале.
За что б тебе такая честь
Знать, что Грааль священный есть?!

Если бы все, кто в разные времена отправлялись на поиски Грааля, читали эти слова, как много ошибок небыло бы совершено!.. Но и тот, кому они адресованы, - Парцифаль, герой одноименного романа Вольфрама фон Эшснбаха, - не сразу постиг их смысл. Подобно многим искавшим Грааль, он был очарован его волшебными свойствами, еще не зная сколь обманчивым может быть их внешний блеск.

Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили
Вмиг угостив вас (это было чудом!)
Любым горячим иль холодным блюдом
Заморским или местным
Известным исстари и неизвестным
Любою птицей или дичью
Предела нет его величью.
Ведь Грааль был воплощеньем совершенства
И преизбытком земного блаженства.

Впервые о Граале миру поведал в конце XII века Кретьеп де Труа, и предание с невиданной быстротой распространилось по Европе. Оно гласило, что в загадочной стране есть неприступная гора, на которой возвышается замок Монсальват, «Гора спасения». Путь наверх преграждают бурная река и отвесные скалы. И только чистый сердцем, самоотверженный, помогающий слабым исражающийся за добро и справедливость может войти в замок Монсальват, где хранится величайшая святыня - Грааль. Только победивший соблазны и искушения этого мира и развивший многие добродетелиможет созерцать Грааль. И то - если будет позван. Неудивительно, что начиная с XII века многие пытались попасть в загадочную страну и достичь высочайшей из целей. История этих поисков весьма поучительна: для немногих людей поиск Граалястал духовным приключением, для большинства же - погоней за вполне конкретным сокровищем, источником власти и бессмертия. И если о первых сложили легенды то деяния вторых либо забыты, либо… К чему приводили попытки огнем и мечом, силой и вероломством завоевать Грааль, рассказывает эта статья.

В 1165 году византийский император Мануил получил загадочное письмо от не менее загадочного автора.

«Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божи им и властью Господина нашего Иисуса Христа царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать по милости Божией» так начиналось то послание. Далее в нем описывалось расположенное где-то на Востоке необыкновенное государство, которым правил христианин и которое во многом превосходило остальной христианский мир, как бы мы сейчас сказали, по уровню жизни. В стране пресвитера Иоанна, пользующегося почетом и уважением королей 72 стран, рассказывалось в письме, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры сатиры, великаны и легендарная птица феникс, а в самом центре его владений бьет источник вечной юности: тот, кто три раза выпьет воды из него, никогда не станет старше 30 лет. Пресвитер Иоанн укорял императора Мануила: «Мы хотим знать и спрашиваем, есть ли у тебя общая с нами истинная вера и придерживаешься ли ты во всех делах Иисуса Христа? Ибо, в то время как мы знаем, что мы люди, твои легионы считают тебя богом, а между тем нам известно, что ты смертен и подвержен человеческой бренности». Столь дерзкое обращение к императору не могло остаться без ответа и 27 сентября 1177 года папа Александр III пишет «Возлюбленному во Христе пребывающему Иоанну, прославленному и благородному царю Индийскому, епископу преосвященному» письмо и доставить его поручает своему верному врачу Филиппу. Посольство Филиппа, который должен был найти загадочное царство пресвитера Иоан на, как и другие, отправленные вслед за ним, не вернулось, но умы христиан про должал будоражить загадочный и недосягаемый источник благоденствия.

Одно время этот источник, казалось был совсем близко - только руку протяни: по всеобщему убеждению жителей средневековой Европы XIII векахранителями Грааля были катары. Влияние катаров, «чистых», проповедовавших нравственную чистоту в противовес парившим в то время правам, было так велико, что в 1209 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против этих еретиков. Он хотел нестолько уничтожить катаров (для этого требовалось значительно меньше сил) сколько захватить таинственный Грааль, дававший им несомненное духовное превосходство. Парадоксально, но именно в борьбе за чистоту своей веры, построенной на любви к ближнему, Церковь продемонстрировала невиданную дотоле жестокость. Когда жители окруженного городка Безье отказались выдать папскому легату Амори катаров, он приказал «не щадить никого, независимо отсословия, возраста или пола, и без жалости убивать и катаров, и католиков. Господь Бог потом сам разберется». Жертвами устроенной резни стали 15 тысяч человек среди них было всего 222 катара! Именно во время этого беспрецедентного по жестокости крестового похода в Тулузе был учрежден церковный орган, призванный в дальнейшем уничтожать неверных, - трибунал Инквизиции. Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище Святой Грааль.

В ноябре 1243 года началась осада последнего прибежища катаров - замка Монсегюр на юге Франции, в Лангедоке. В феврале 1244 года сопротивление защитников крепости было сломлено, они согласились сдаться, но попросили 10 дней перемирия, в течение которых провели таинственные обряды. Перед самой сдачей Монсепора несколько человек ночью, рискуя жизнью спустились по веревке с отвесной скалы унося с собой нечто очень важное. Им удалось незамеченными пробраться мимо крестоносцев. Остальные катары были обвинены в ереси и казнены.

В 1307 году в погоне за Граалем принял участие король Франции Филипп IV по прозвищу Красивый. Вовремя парижского бунта магистр ордена тамплиеров милостиво укрыл короля от народного гнева в стенах самого надежного во Франции сооружения - Тампля, парижской резиденции ордена. В Тампль Филиппа провели по подземному ходу, ведшему через сокровищницу. В то время только по официальным данным имущество рыцарей Храма в три раза превышало владения французской короны… рыцари тамплиерыБогатства, которые Филипп Красивый увидел в подземельях Тампля, не оставляли его в покое. Но, как и многие до него, он прекрасно понимал, что не деньги давали истинное могущество «бедным воинам христовым»: почти два столетия назад они нашли в Святой Земле нечто, что не только позволило ордену фантастически разбогатеть, но и охраняло все начинания тамплиеров. Грааль, источник духовного могущества ненавистных Филиппу рыцарей стал предметом его вожделения. Нужно было действовать, и действовать немедленно. В булле «Vох in ехсеlsо» Папа Климент V ставленник Филиппа Красивого, обвинил тамплиеров во всех возможных грехах и фактически запретил дальнейшее существование ордена. До обнародования папской буллы Филипп IV разослал по всем городам Франции секретный приказ рано утром 13 октября 1307 года, в пятницу, арестовать всех тамплиеров, а их имущество - конфисковать. Приказ был исполнен в точности. Тамплиеры (представлявшие собой самую могущественную армию Европы!) не оказали сопротивления, но… их сокровища бесследно исчезли! А больше всего взбесило короля то, что из его рук ускользнуло главное сокровище. Филипп прекрасно понимал, что именно оно помогло тамплиерам, несмотря на разгром их ордена, остаться непобежденными. Мало кто видел, как ранним утром из порта Ла-Рошель вышли и быстро исчезли в предрассветном тумане, увозя с собой Тайну, 16 тяжело груженных галер.

Существование Грааля, таинственного Сокровища, дарующего бессмертие и безграничную власть, не давало покоя и нашим современникам.Незадолго до Октябрьской революции представитель Далай-Ламы XIII в России Агваи Дорджиев построил в Санк-Петербурге первый буддийский дацан, ориентированный па легендарную Шамбалу, землю вечного благоденствия. С помощью Дорджиева уже после революции Чичерин пытался организовать две экспедиции в Тибет формально перед ними ставились исключительно научные цели.

Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище — Святой Грааль.

Гражданская война нарушила эти планы, но следующим двум экспедициям удалось побывать в Лхасе и передать Далай-Ламе дары от Советского правительства. Представляет интерес и пятая экспедиция, идеологом которой стал Александр Барченко. Он писал: «По мере поступательного движения революции возникали картины крушения всех общечеловеческих ценностей, картины ожесточенного физического истребления людей. Передо мной возникали вопросы как, почему, в силу чего обездоленные труженики превратились в „зверино-ревущую» толпу, массами уничтожающую работников мысли, проводников „общечеловеческих идеалов», как изменить острую вражду между простонародьем и „работниками мысли»? Как разрешить все эти противоречия? В своей мистической самонадеянности я полагал, что ключ к решению проблем находится в Шамбале-Агарти, этом конспиративном очаге, где сохраняются остатки знаний и опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем общество современное. А поскольку это так необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с нею связь». Экспедиция Барченко не состоялась: Чичерин посчитал, что для проникновения в Тибет «имеются более надежные способы».

В то же время в мире рождалась новая империя, которая также не могла остаться в стороне от поисков Грааля, - Третий Рейх. Исследованиями оккультной символики и поисками древних реликвий там занимался целый институт, а точнее, общество, включавшее в себя более 50 научных институтов, - «Аннснербе». Под руководством Эрнста Шеффера нацисты организовали в Тибет несколько экспедиций, цели которых неразглашались. Известно только, что идеолог этих экспедиций Карл Хауехофер посещал существовавшее с 1926 года в Мюнхене Тибетское общество и мечтал об установлении связи с тайными правителями Тибета, обладавшими древними знаниями и огромным могуществом, для решения стратегических вопросов германской политики. А в те же годы Грааль на склонах Монсегюра искал Отто Ран. Он тщательно изучил историю катаров, много раз посещал Лангедок, а с 1943 по 1944 год возглавлял экспедицию исследовавшую подземные ходы в районегоры и окрестностей. Разумеется, поиски оказались безрезультатными; Отто Ран покончил жизнь самоубийством. Единственный, кто ухитрился добиться материального благополучия благодаря Граалю, - небезызвестный Дэн Браун. Придав литературный вид версии журналистов Майкла Бейджснта, Ричарда Лея и Генри Линкольна, которую они изложили в книге «Святая кровь и Святой Грааль», Браун издал ставший бестселлером «Код да Винчи». Совершенно не касаясь смысла и символики мифа о Граале, он популяризировал версию, согласно которой Грааль не более чем«святая кровь», то есть представители генеалогического древа, начало которому положил Иисус. В одночасье лишив миф его метафизической части, Дэн Браун подменил духовное приключение детективом.

Список тех, кто хотел стать обладателем Святого Грааля можно продолжать. Более того, он будет дополняться новыми именами, пока умы и сердца людей трогает предание о нем. Но, как гласит это предание, Грааль искали его хранили, однако никому еще не удалось стать обладателем этого Сокровища. И дело здесь, наверное, в самой природе Грааля: его не просто находят он открывает себя. Открывает тем, кто смог победить соблазны и искушения жизни и развить многие добродетели. Тем, кто начинает духовный поиск, духовное приключение, для которого не существует границ времени и пространства. Тем, кто хочет услышать слова автора «Парцифаля»:


Его вы разгадали свойства?
Пришло ли священное к вам беспокойство?
И, в стольких землях побывав
Вы свой ли изменили нрав?

Вадим Карелин

И видел я в деснице у Сидящего на престолекнигу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле,ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгуи даже посмотреть в нее.

Откровение Иоанна Богослова

Грааль сравнительно «новый» символ: он известен в Европе лишь с XII века, но даже первое знакомство с ним вселяет в сердце уверенность, что он древний, как мир.

Первое изложение легенд о Граале мы находим в романе известнейшего французского трувера Кретьена де Труа «Персеваль, или Сказание о Граале». Написанный по заказу графа Филиппа Фландрского шедевр средневековой поэзии так и не был окончен из-за смерти автора. Прославленный трувер описывает Грааль как золотой сосуд, украшенный «разными каменьями, самыми богатыми и драгоценными, какие только можно было найти под водой и на земле». Средневековый поэт упоминает чашу или блюдо для рыбы (элемент, который позже уйдет из символики Грааля), а также рассказывает о раненом короле-рыбаке - хранителе чаши. Интересно, что изображение рыбы было знаком христиан, по нему они узнавали друг друга во враждебном языческом окружении. Греческое слово ihtus, «рыба», состоит из начальных букв слов Iеsus Нristos Теи Uоs Soter, «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Кроме того, время рождения Христа связано с началом астрологической эры Рыб, нового этапа истории человечества. Кретьен де Труа дает в романе и один из ключей к величайшему из таинств: чтобы стать хранителем Грааля, человек должен научиться любви и состраданию.

В различных версиях средневековых легенд о Граале выделяются два основных сюжета. В одном Грааль предстает в виде Чаши Тайной вечери, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого и пронзенного копьем Христа как последний священный дар Учителя. Иосиф стал первым в цепочке хранителей Грааля, которые должны были следить за тем, чтобы эта святыня не только христианского мира, а всего человечества продолжала свой путь сквозь столетия. После смерти Иосифа чаша, подобно скрытому туманом Авалону - священному острову в рыцарских легендах, - пребывала незримой, спрятанной от любопытных глаз людей вплоть до времен Короля Артура. Легендарный Круглый стол, подаренный королю волшебником Мерлином, был предназначен для того, чтобы принять Грааль, а братство рыцарей после нелегких испытаний должно было стать братством хранителей.

Другой сюжет наиболее полно передал в своем романе «Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах. У него Грааль предстает в образе Камня:

И перед залом потрясенным
Возник на бархате зеленом
Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…

Так же как чаша, появляясь в зале, он наполняет все вокруг неизъяснимым светом и красотой. Дама, которой Грааль сам поручил нести себя, звалась Репанс де Шой, «Незнающая гнева»: природа Грааля такова, что тот, кто о нем заботится, должен быть человеком совершенной чистоты. Подобно рогу изобилия, он насыщает всех, а те, кто видят его, перестают стареть.

Весьма интересна фигура самого Эшенбаха - он был рыцарем, мастером меча, победителем многих турниров. И миннезингером, «певцом любви» - так называли трубадуров в Германии. Его романы написаны на «сокровенном языке», полны символов и криптограмм. Судя по характеру повествования, Эшенбах был тесно связан с традициями мусульманского юга, хранившего тайные знания алхимии, астрологии и каббалы.


Иллюстрация к манускрипту, ок. 1400, Чаша Света, скрытая покровами и все же разливающая вокруг неизъяснимое сияние, предстает перед изумленными рыцарями как Тайна Тайн этого мира, зовущая своих слуг в последний и самый главный поход.

И потому любопытно упоминание им источников, из которых он взял эту легенду: провансалец Киот нашел в испанском городе Толедо (центре иудейских и суфийских эзотерических учений и школ) древнюю рукопись на арабском языке, автором которой был некий Флегетанис - рассказывали, что он «умел предсказывать исчезновение каждой звезды и момент ее возвращения…


Изучая созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие тайны, о которых он говорил с трепетом. Он говорил, что существовал предмет, именуемый Граалем. Это имя он ясно прочитал по звездам. Войско ангелов положило его на землю. С тех пор о нем должны были заботиться люди». Символика камня близка арабской культуре с ее почитанием Каабы, кубического храма с вделанной в его стену святыней, «черным камнем». В романе Грааль назван laрsit exillis, что, учитывая игру слов, можно расшифровать как laipis ex caelis - «камень, пришедший с небес» и как lapis еlixir - философский камень алхимиков.

Король-рыбак — хранитель Святого Грааля, Средневековая илюстрация

Грааль и чаша

Символ чаши известен многим древним культурам. У кельтов мы встречаем знаменитые котлы: котел возрождения, в который опускали мертвых воинов, а выходили живые; неисчерпаемый котел Дагды, дающий пищу; котел Мудрости, капли из которого попали на волшебника Талиесина, сделав его величайшим бардом. В нартском эпосе упоминается легендарная чаша Амонга, предвещавшая счастливые или несчастливые события. В исламе чаша из бирюзы Джами, в которую смотрят суфии, символизирует зеркало мира. В Индии мы находим представления о чаше с напитком бессмертия - Сомой или амритой (хаома в зороастризме, амброзия в Греции), утерянным даром богов, делающим человека сопричастным Вечности.

Великой святыней считают верующие и чашу Будды, почитая ее как источник мудрости и силы, символ чистоты и возвышенных стремлений. Пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времени Соломона и древнее. В тибетском буддизме Бодхисаттвы изображаются держащими чашу с языками пламени.

Если смотреть сверху, чаша предстает как круг с точкой в центре: круг Неба отразился в круге чаши. Неслучайно в волшебных сказках говорится о чашах, которые показывают весь мир, все возможные события. Чаша означает единство земли и неба, глины и божественного напитка. Пустота чаши имеет смысл ради наполнения ее содержимым. Чаша хранит и отдает. В Древнем Египте изображение сосуда стало иероглифом сердца.

Ланселот, совершив подвиг поста и молитвы, наконец прибыл в замок Грааля. Запятнанный грехом, он не смог войти,
но ему было даровано видение. Он попытался подойти бли-
же, но был поражен вспышкой пламени и ослеп на 24 дня.

Грааль и камень

Не менее интересна символика камня. Камень - воплощение силы земли, ее крепости, твердости. Символ вечного и неуничтожимого. Высокие камни, подобно горе, символизируют мировую ось, центр мира, центр стабильности и место действия закона. Омфал - по греческим преданиям, камень, упавший с неба в храме Аполлона Дельфийского, - считался центром Вселенной, местопребыванием солнечного духа и обозначал место встречи небесного и земного. Алхимики путь души человека представляли как превращение свинца в золото, необработанного, грубого камня - в алмаз, пропускающий и усиливающий свет солнца благодаря своей идеально упорядоченной структуре. У масонов символом пути духовного совершенствования считалась обработка дикого камня человеческой натуры, превращение его в краеугольный камень, который становится основанием нового храма, храма души.

Ту же идею воплощают готические соборы - глыбы камня, преображенные трудом рук в изящное кружево узоров, оплетают витражи, и, проникая сквозь их радужные стекла, божественный свет наполняет внутреннее пространство храма и превращает его в драгоценный кристалл.

В мифах о Граале чаша Тайной вечери, в которую собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, была сделана именно из камня - огромного изумруда, выпавшего из короны Люцифера, когда он был повержен архангелом Михаилом. Этот камень, неся в себе, подобно налобной жемчужине индийского бога Шивы, «чувство вечного», был подарен людям, чтобы в виде Грааля пребывать в мире вечно благодаря его незримым королям и хранителям.

Книга, сердце, родник… Образы, связанные с Граалем, множатся, их смыслы переплетаются, передавая понятие столь великое, глубокое, что его невозможно определить одним словом. Оно не принадлежит одной культуре, одному времени, одному месту, но всегда и везде Грааль означает то самое главное, сокровенное, без чего жизнь человека теряет смысл. Это образ Центра, без которого неясна цель пути, не с чем сверять свои шаги и оценивать пройденное. Это символ узла, связывающего мир в единое целое и дающего смысл каждой его части. Великие таинства скрывает до поры Грааль. И сегодня, как многие века назад, он ждет своих неутомимых искателей и верных хранителей.

Одна из самых красивых и загадочных христианских легенд — о Священном Граале. В книге Дэна Брауна «Код да Винчи» под Святым Граалем понимается мистическая чаша, из которой пил сам Иисус Христос перед арестом. В эту чашу Иосиф якобы собрал кровь Спасителя. Но это одно из исторических предположений. А по факту: ни одна из существующих версий не признана официальной церковью. Хотя в некоторых писаниях указано, что Иосиф собрал кровь Спасителя в священную чашу и эту реликвию унес с собой. Затем Иосиф основал монастырь в Британии (Гластонбери) и хранил чашу в нем.

Согласно сохранившимся источникам, Священный Грааль переходил из рук в руки, принося своим хранителям одни несчастья. Так однажды, он находился у английского короля Артура. У правителя сразу начались несчастья: его жена и преданный рыцарь Ланселот полюбили друг друга и бежали во французское королевство. Артур последовал за беглецами, оставив страну без присмотра. Этим воспользовался его племянник и захватив власть, устроил ловушку Артуру. Король Артур связал свои несчастья с хранившимся Священным Граалем. Он увозит реликвию на загадочный остров Авалон (подальше от британской земли).

Затем следы Священного Грааля обнаружились в тринадцатом веке. Чашу хранили альбигойцы в неприступном замке Монсегюр. Еретики-альбигойцы не подчинялись Папе римскому. Поэтому Римская церковь организовала против альбигойцев крестовый поход. Шестьдесят лет защитники Монсегюра отбивались от папских войск. Согласно легенде, перед самым падением Мосегюра, Священный Грааль был вынесен из крепости по тайному ходу.

Долго монахи-альбигойцы, забравшие Грааль, скрывались от папских преследователей, но вынуждены были передать чашу Ордену тамплиеров. На храмовников, после получения святой реликвии, посыпались многочисленные несчастья.

Король Франции, который давно желал уничтожить вторую власть в стране – тамплиеров, решил покончить с Орденом храмовников. Получив поддержку Папы римского, он уничтожил орден, а руководителей Жака де Моле и Жоффруа де Шарне и большую часть воинов тамплиеров сожгли на костре. Но даже под жестокими пытками храмовники не выдали место нахождения сокровищ ордена, включая Священный Грааль. И следы реликвии снова затерялись.

Интерес к Священному Граалю проявился в двадцатом веке среди сподвижников Гитлера, пришедшего к власти в Германии. Нацисты собирали всю возможную информацию об артефактах и тайнах со всего мира. В поисках Грааля участвовал один из лучших ученых и высокоставленый сотрудник Третьего рейха – Отто Ран. Он был уверен, что чаша хорошо спрятана в храме Солнца (Монсегюре). Ему удалось подробно исследовать все закоулки и тайные ходы замка. В одной из обнаруженных им потайной комнате была найдена священная чаша. Так Священный Грааль попал в руки нацистов. Говорят, что Гитлер никогда не прикасался к христианской реликвии. Вряд ли фашистов можно было назвать достойными хранителя святой реликвии.

Согласно древней немецкой легенде каждые семьсот лет спрятанные сокровища выходят на поверхность. Нацисты четко отследили эту зависимость. В 544 году скончался король Артур, в 1244 году были уничтожены защитники Монсегюра, следовательно, поворотное событие должно было произойти в 1944 году. Третий рейх был обречен. В 1944 году союзники отбили Монсегюр у фашистов, которые во время схватки за крепость подняли над древним замком флаг с кельтским крестом, тем самым обращаясь к высшим силам о помощи.

Но Священный Грааль принес нацистам только несчастья и беды. Во-первых, Отто Ран, лично передавший чашу Грааля своему начальнику – Гиммлеру, кончает жизнь самоубийством. Во-вторых, для многим из нацистской Германии стало понятно, что рейх обречен на гибель. Что и случилось в 1945 году.

После падения Третьего рейха Священный Грааль снова исчез. Никто не знает где реликвия находится и кто является ее хранителем. Единственно известно следующее: если хранитель сокровища не чист в помыслах и сердцем, то его обязательно постигнет Божий гнев.

Древние предания гласят, что дорога к Священному Граалю является великой тайной. Однако до сих пор не прекращается поиск святой реликвии и он якобы «обнаруживается» в разных местах планеты.

В самом первом, дошедшем до нас, романе «Персеваль, или Роман о Граале», написанном в XII веке Кретьеном де Труа рассказывается, что некий странствующий рыцарь видит в замке, где его приютили на ночь, как хозяину приносят на драгоценном блюде хлеб, который поддерживает его жизнь, а также в покоях хозяина находится загадочное копье, с капающей с него кровью. Наутро замок пустеет, но рыцарь пытается разгадать тайну чудесных предметов. Он выясняет, что блюдо – это Грааль (блюдо с которого ел Спаситель во время Тайной вечери, а копье именно то, что пронзило тело Иисуса на Голгофе).

После этой книги появилось множество сюжетов о поисках Священного Грааля. Так, поэт Роберт де Борон в своем произведении «Роман о Граале» поведал историю появления Священного Грааля в Европе. Так автор утверждает, что Иосиф, собрав кровь Христа в чашу, передал ее своему зятю, который отплыл с ней к далеким берегам. Вольфрам фон Эшенбах (немецкий поэт XIII века) считал, что Грааль это волшебный камень, а не чаша.

В наши дни считается, что на карте современного мира есть семь точек, где может храниться Грааль.

Первое место – древнее аббатство Гластонбери в графстве Сомерсетшир в Англии. Основано оно было в VIII веке. Именно там в 1191 году монахи нашли могилу короля Артура и его супруги Гинервы. Считается, что в средние века первым епископом аббатства был Иосиф, прибывший туда из Палестины. Он привез с собой священную чашу с кровью Спасителя. В том месте, где он спрятал реликвию забил источник. Сегодня туристы с изумлением и благоговением смотрят на колодец Чаши.

Второе место – развалины крепости Монсегюр во французских Пиренеях. Поиск Грааля в замке связан с именем нацистского ученого Отто Рана. Подтверждающей информации, что Грааль был им найден, нет — есть только предположение.

Третье место – бенедиктинское аббатство Фекан в Нормандии. С 12 века там существует красивая легенда о священном сосуде. Согласно ей, некий праведник Никодим, собрал кровь Христа с креста на Голгофе, а во сне ему пришло видение как поступить с ней дальше. Повинуясь воле свыше, он запечатал сосуд, спрятал его в стволе смоковницы и бросил в море. Дерево приплыло к берегу Нормандии. Ричард I, герцог Нормандский, вскоре построил храм Святой Троицы, где и поместил найденную реликвию.

Четвертое место – Валенсия в Испании. В кафедральном соборе Успения Богородицы находится агатовая чаша, которая считается артефактом I века. Самое раннее упоминание о ней относиться к 1399 году, когда она попала в руки короля Арагона. Есть легенда, что ее передал королю сам апостол Петр. Арогонский король в 1437 году передал чашу в собор Валенсии в качестве уплаты военных расходов.

Пятое место – кафедральный собор Сан-Лоренцо (Италия, Генуя). В нем храниться чаша, изготовленная из зеленого стекла. По легенде, эту чашу привезли в 1101 году крестоносцы из палестинского города Кесарея. Предположение о том, что это Священный Грааль связано с произведением Якопо Ворагиского «Золотая легенда», в котором со ссылкой на христианские предания, сказано, что на Тайной вечере Иисус пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон со своим войском вошел в Геную, он приказал перевезти святыню в Париж. Через несколько лет ее вернули обратно, но в дороге святыне был нанесен урон – она треснула.

Шестое место – ньюйоркский Метрополитен-музей. Там находится сосуд из антиохийского клада. Чашу нашли в 1910 году при раскопках рядом с турецким городом Антакьи (в древности его называли Антиохия). Находка представляет собой стеклянную чашу, вставленную в позолоченную оправу. В 1933 году ее владельцы объявили, что это и есть святой Грааль. В ньюйоркском музее она находится с 1950 года.

Седьмое место – испанский город Леон. В базилике Сан-Исидоро можно увидеть ониксовую чашу в золотой оправе и украшенную драгоценными камнями. Чашу базилике подарила донья Уррака, одна из дочерей короля Кастилии и Леона Фердинанда I. В 2014 году вышла книга «Короли Грааля». Авторы Маргарита Торрес и Хосе Ортега-дель-Рио утверждают, что именно эта чаша является Святым Граалем. Правда это или вымысел, но любопытные туристы толпами потянулись в храмовый музей.

Святой Грааль является наиболее разыскиваемым артефактом. Священную реликвию искали все: рыцари, монахи, инквизиторы, комиссары НКВД и нацистская мистическая организация Аненербе. Но существует еще одна версия, которую редко рассматривают исследователи: русский царь-реформатор Петр I являлся хранителем Грааля. В легенде утверждается, что Священный Грааль спрятан на таинственном балтийском острове. Христианскую святыню сохраняет массонская организация, являющаяся последователем рыцарей-тамплиеров.

В юности Петр I вступил в мальтийский орден, который по своей сути являлся масонским. Развязав Северную войну, царь Петр строит на Балтике новую столицу. Кстати, имя Петр означает «Святой камень», следовательно, город имел название «Город Святого Камня». На Заячьем острове, по приказу царя, была возвигнута крепость, стены которой образовывают шестиконечную звезду (масонский знак символа жизни). Так получилось, что Петропавловская крепость оказалась центром новой столицы. Здесь же Петр I решил обустроить усыпальницу для рода Романовых. Все постройки крепости были деревянными, кроме колокольни, щедро украшенной масонскими символами.

Вся история Петропавловской крепости связана с загадочными событиями: потусторонние голоса, неожиданно возникающие и гаснущие пожары, таинственные исчезновения людей, неожиданный бой часов, мистическое свечение шпиля …. Все, кто когда-либо пытался разгадать тайны крепости, умирали при странных обстоятельствах. В 1927 году в крепости обнаружили тело учителя математики Ильи Ареца. В руке мужчины был зажат обрывок древнего пергамента, на котором можно было разобрать слово, означающего Грааль. В квартире погибшего, который оказался потомком масона петровского времени, нашли старинные планы Петропавловской крепости.

С тех пор прошло столетие. Но найти Грааль так никому не удалось

No related links found



По поводу того, что такое Святой Грааль, существуют три основные версии По одной из них, Грааль - некий камень, по другой - драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега9), но более всего распространено мнение, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Тайной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя Этот кубок и копье, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский - так утверждают легенды

Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале Считают, что в ее основе лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение. Из этих трех совершенно различных теорий первая выглядит наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить ее Последнюю гипотезу разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску

Самый первый вариант повести о Святом Граале - «Conte du Graal» - опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180 года Эта повесть осталась незаконченной Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить

В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм - языческие сюжеты могли навлечь на себя гнев церкви

Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный «замок Грааля» и его волшебный кубок Образ Пер-сиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabmogion» Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из людей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану») Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы - волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч В поздних легендах о короле Артуре эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур

О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года Как и Кретьен де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль - чашу Тайной вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они проповедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленно связывает Грааль с христианской традицией. Однако вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль христианской реликвией. Может быть, поэтому за Граалем закрепилась сомнительная слава сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира.

И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале - гностическое «Евангелие от Никодима», где подробно изложен миф об Иосифе, чаше и копье. И именно взгляды гностиков лежат в основе всех европейских еретических течений…

Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму. Вольфрам фон Эшенбах, знаменитый немецкий поэт того времени, создал «Парсифаля» - собственную версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и прочие. Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen - в этом искаженном немецком названии легко угадывается знаменитый орден тамплиеров…

Под влиянием тамплиеров находился монашеский орден цистерцианцев, основанный в 1098 году. Цистерцианцы были известным и влиятельным орденом, а самым популярным его членом был знаменитый аббат Бернар Клервосский, «духовный отец» тамплиеров. Цистерцианцы оказали сильное влияние на анонимного автора романа «Queste del Saint Graal» - самого известного произведения цикла повестей о Граале.

Герой романа, честнейший рыцарь Галахэд, совершив ряд подвигов, становится обладателем и хранителем Святого Грааля. Он привозит Грааль в город Саррас, центр язычества, который Иосиф Аримафейский обратил в христианство. Здесь Галахэд умирает, а после его смерти горожане видят чудо : спустившаяся с неба рука Галахэда уносит Грааль в горние высоты.

Эта притча (напомним - рассказанная в начале XIII столетия) метафорически говорит о том, что Грааль скрыт от людских глаз. Но где? Ответ на этот вопрос наверняка знали альбигойцы (катары) - последователи еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков юг Франции - провинции Лангедок и Прованс (вспомним «провансальского трубадура», на которого ссылался Вольфрам фон Эшенбах). Учение катаров во многом соответствовало тайному учению тамплиеров. А в священном центре катаров - крепости Монсегюр - хранилось нечто, заключавшее в себе Великую Тайну

С 1209 года французские короли начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 году пал Монсегюр. Но главная святыня катаров была спасена: четверо «совершенных», бежав через сложную систему подземных ходов, унесли с собой загадочный сверток, заключавший в себе главную тайну катаров…

Кто мог принять беглых еретиков? Только близкие им по духу. А таковыми, после разгрома катаров, оставались только тамплиеры…

Орден тамплиеров был основан в 1118 году. При посвящении в рыцари тамплиеры давали обет бедности и целомудрия, но орден быстро стал самым богатым и влиятельным в Европе. Орден прославился также своеобразным толкованием христианского вероучения, близким к гностическому, за что считался едва ли не гнездом ереси. Подобно всем рыцарским орденам и религиозным сектам того времени, тамплиеры имели собственные обряды и церемонии, о которых написано очень много, но в действительности известно очень мало.

Длительное противостояние тамплиеров и официальной церкви, пользовавшейся поддержкой светских властителей Европы, привело к гибели ордена. Однако многие тайны тамплиеров так и остались неразгаданными.

После падения Монсегюра до гибели ордена тамплиеров оставалось шестьдесят лет. В 1312 году папа римский своей буллой «К провидению Христа…» упразднил орден, а 18 марта 1314 года на костер вошел последний великий магистр тамплиеров. Но опять главные сокровища ордена (и с ними Грааль?) бесследно исчезли…

Молва настойчиво связывает местонахождение Грааля с аббатством Гластонберри в Англии и с легендами о короле Артуре. Старая церковь в Гластонберри, помнившая, возможно, рыцарей «круглого стола», сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства.

После гибели крупнейших еретических организаций легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» - священной чаши, в которой легко угадывается Грааль. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров - оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII-XIX веков. Оно оказалось востребовано в начале нынешнего века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался востребованным и Святой Грааль…

Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран - один из разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков он не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно.

В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя она ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет надеяться на то, что Грааль может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много, и подземелья Монсегюра - не самые совершенные из них…

По замыслу нацистов, чаша Грааля должна была дать германской армии неведомую мистическую силу, которая обеспечила бы победу фашистов в войне. Поисками священного артефакта руководил лично один из основных руководителей Третьего Рейха – Генрих Гиммлер.

Чаша Грааля

Легенда о Святом Граале существует уже многие века в западноевропейской литературе и искусстве.

Грааль, по легенде, является чашей, из которой во время Тайной Вечери вкушал Иисус Христос и в которую, после его распятия, была собрана его кровь. Позже чаша была доставлена в Великобританию Иосифом из Аримафеи, где Грааль пробыл в качестве христианского символа много столетий.

Первое упоминание о чаше Грааля встречается в письменном тексте старых французских стихов поэтессы Кретьены де Труа («Повесть о Граале»). В течение следующих 50 лет будут написаны еще несколько работ, как в стихах, так и прозе, но главные герои в них будут различаться, от одного произведения к другому. Во Франции были завершены пять прозаических романов, повествующих историю Грааля от распятия Иисуса Христа до поисков чаши королем Артуром и его смерти. Старые французские стихи и романы были переведены также и на другие европейские языки.

После эпохи средневековья, о чаше Грааля не было слышно вплоть до 19 века, когда легенда Грааля вновь пробудила к себе интерес общественных деятелей: писателей Скотта и Теннисона, художников прерафаэлитов Братства, и музыкальных композиторов, в частности, Рихарда Вагнера. Символизм Грааля как таинственного артефакта, объекта поиска в качестве источника мистической, или даже физической силы, сохраняется в нынешнем веке в романах Чарльза Уильямса, К. С. Льюис и Джона Каупера Поуиса.

Поиск Святого Грааля нацистами

Когда нацисты пришли к власти в Германии в тридцатые годы, лидер СС провел встречу-презентацию в Берлине. Генрих Гиммлер едва мог сдерживать свое волнение. Он утверждал, что знает о местонахождении мифической Атлантиды, где проживала раса господ. Гиммлер утверждал, что остров погиб после того, как был охвачен морем. Горстка выживших Атлантов бежали и разбрелись в самые отдаленные уголки планеты, сея семена своей цивилизации.

Охота за святынями и артефактами

Эта теория идеально подходила нацистам. В центре их веры находилось убеждение в том, что арийская раса, от которой, по мнению фашистов, произошли немцы, была выше всех остальных рас.

Тем не менее, существовало одно затруднение. Никто и никогда не смог обнаружить каких-либо храмов, священных писаний или артефактов, которые бы могли доказать существование этой древней цивилизации. Отсутствие фактов было серьезным камнем преткновения для нацистов, так как если бы они нашли доказательства существования арийцев, то могли бы создать свою веру, которая заменила бы христианство.

В течение следующего десятилетия Гиммлер руководил закрытыми для публики проектами, которые были посвящены этой странной теории. Подразделение СС, которое называлось «», включало в себя археологов и ученых, которые по всему миру охотились за доказательствами исчезнувших арийцев из Атлантиды. Одним из самых главных искомых артефактов для нацистов стала чаша Святого Грааля.

По мере приближения ко Второй мировой войне были отправлены многие экспедиции, целью которых было доказать арийское происхождения немцев. Кроме Тибета, экспедиции СС были отправлены в Швецию, Шотландию, Исландию и Францию.

Ученые на службе у нацистов

С целью найти чашу Грааля, Гиммлер обратился за помощью к историку Отто Рану, который был очарован легендой о короле Артуре. Ран был очень специфическим человеком, который носил черную фетровую шляпу и позже сами историки описывали его как нацистского Индиана Джонса. Он действительно мог бы стать героем фильма Стивена Спилберга, так как был в прямом смысле слова одержим поисками Святого Грааля. После тщательного исследования, Ран предположил, что последними хранителями чаши были катары, которых уничтожили в 13-м веке.

Отто Ран изучал легенду об Артуре и пришел к выводу, что местонахождением священной реликвии также мог стать разрушенный замок Монсегюр во французских Пиренеях. Он посвящал всю свою жизнь раскрытию тайны Грааля, но вскоре у него закончились средства. И вот, в 1934 году он был приглашен на встречу к Гиммлеру, где историк согласился вступить в ряды СС, если нацисты будут согласны выделять деньги на поиски чаши Грааля.

…Грааль до того тяжеловесен, что никому из грешных человек не поднять его вовек.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Неясная, загадочная реликвия, один из самых интересных и легендарных символов, несущий в себе неслыханную мощь. Исток легенды о Граале лежит, по всей видимости, в мифах древних кельтов. В их преданиях Святой Грааль – это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из изумруда, который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (в некоторых легендах Грааль – это чаша, вырезанная из дерева). Эта драгоценная мистическая реликвия уцелела во время потопа. И в дальнейшем из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус и из него причащались его ученики. В Святой Грааль, по словам старых преданий, также была собрана кровь Спасителя, пролитая на Голгофе. После казни Иисуса Грааль таинственным образом исчез. Распространена легенда, что чашу Грааля и копье, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. До сих пор бытует мнение, что Грааль некоторое время находился у альбигойцев, но после взятия Монсегюра его там не обнаружили.

Согласно еще одной версии, Грааль – некий священный камень, связанный с тайной мистической жизнью Иисуса. Все последующие поиски пропавшей реликвии так и не увенчались успехом, но возникло немало легенд, повествующих о «приключениях» Святого Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Принципиально отличаются от «вещественных» версий (чаша, камень) предположения о том, что Грааль – выражение неких мистических духовных идей. Чаша Грааля – это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль – значит достичь просветления.

Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале. Британские корни предания о чаше уходят в мифологию древних кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. Согласно легендам Иосиф Аримафейский, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в нее кровь Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. В своих странствиях Иосиф достиг Британии, где решил остановиться и основать монастырь, названный Гластонбери (по некоторым источникам, именно в этом монастыре и был спрятан Грааль, ставший впоследствии для людей воплощением Божией благодати). Основав монастырь, Иосиф создал монашеско-рыцарский орден, члены которого были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V–VI веках захватчикам Британии – саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас (местонахождение неизвестно), откуда Грааль, по одной из версий, был «вознесен на небо», по другой – остался в Гластонбери.

Но старая церковь в Гластонбери, помнившая, возможно, рыцарей Круглого стола, сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства. В этом варианте Грааль связан с преданиями о короле Артуре. Во времена правления легендарного короля Грааль был спрятан на дне древнего колодца где-то в глубине острова. Рыцари Круглого стола по приказу Мерлина отправились на поиски. В некоторых романах Артуровского цикла Грааль находят и доставляют в Камелот, но чаша не принесла счастья королевству. Видя это, король Артур забрал ее с собой на таинственный остров Авалон и таким образом отвел беды от земли бриттов. Сколько реликвия пробыла на Авалоне – неизвестно, однако в следующий раз следы ее отыскались лишь в XIII веке у еретиков из провансальского городка Альби. И отсюда начинается история Грааля катаров. По легенде, он был спрятан в подземельях Монсегюра вместе с другими сокровищами еретиков – альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость, таинственными реликвиями. Но когда крепость – последний оплот катаров – пала, победители не нашли никаких следов Грааля.

Еще одна группа исследователей считает, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Среди этих совершенно разных теорий легенды Артуровского цикла выглядят наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить их. Ну, а гипотезу о тайном оккультном обществе разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ. Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде – символе жизни и возрождения. Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску. Эта чаша – символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов. По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей лишь коснуться их губ, пробуждаются к жизни.

Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Грааль в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией – пищей богов. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Со временем это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого стола. Символика расположения Грааля в центре Круглого стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, обозначающий сердце, имел форму сосуда.

Поиски Грааля и в языческой, и в христианской традиции – это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются «солнечным героем», не имеющим представления о своей истинной природе. Например, Парцифаль, воспитанный в лесном уединении, юноша, одаренный рыцарскими доблестями, или рыцарь-аскет, девственный Галахад, сын грешного, но величайшего из рыцарей – Ланселота.

Грааль играл весьма значимую роль в тайной символике средневековых алхимиков. Вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, Грааль имеет отношение к символике философского камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций. Чаша Святого Грааля, содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а следовательно, с центром. Грааль соединяет в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало, а копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) – мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни – кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство. Соединение противоположных начал играло важную роль в алхимической трансмутации – превращении.

В христианстве Грааль является неоднозначным символом. Надо упомянуть, что ни одно из преданий о Граале не признано официальной церковью. Ни один церковный летописец ни разу не обмолвился о Святой чаше, хотя во всех четырех евангелиях говорится о человеке по имени Иосиф, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа и, обернув его плащаницей, положил в гробницу, высеченную в скале. Грааль упоминается только в апокрифах. Но его образ весьма популярен в эзотерическом христианстве – Грааль символизирует святое Сердце Христа. Когда, по преданию, волшебный изумруд был отобран у Люцифера, после низвержения последнего в бездну, и из этого камня и был сделан Грааль, то подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера. Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления. В христианской легенде Грааль был дан Адаму, но оставлен им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре рая, и его нужно снова найти, новый Искупитель обретет чашу и восстановит рай для человечества.

Образ Грааля, бесспорно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры Средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что он соединял дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику. Эта чаша является символом благородства, чистых помыслов, душевного здоровья и стремления возвыситься, ибо только те из ищущих, кто обладает абсолютной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной или недугом, однако может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль – это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Легенды о Граале возникли в Средние века как составная часть легенд об Артуре, а в письменной литературе появились на территории Франции в XII веке. Искатели Грааля Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад – все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в свои мистические странствия из Артурова двора, однако на этом сходство между их приключениями заканчивается. Хотя ни одна хроника не подтверждает, что кто-то из рыцарей нашел чашу и привез Артуру, но местонахождение Грааля молва настойчиво связывает с легендами о короле Артуре и с уже упоминавшимся аббатством Гластонбери в Англии.

Само название «Грааль» восходит к старофранцузскому редкому слову graal, обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный сосуд, о котором идет речь в старейшем из имеющихся текстов о Граале. Самый первый вариант повести о Святом Граале – «Персиваль, или Повесть о Граале» – опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180–1182 года. Там Грааль описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам замка проносит дева. Эта повесть осталась незаконченной. Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить. В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках. История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания. Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно. Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник. Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм – языческие сюжеты могли навлечь на автора гнев церкви. Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный Замок Грааля и его волшебный кубок.

Образ Персиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю. Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabmogion». Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре. Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев. Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из предводителей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану»). Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы – волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч. В поздних легендах о короле Артуре эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур.

О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года. Как и Кретьен де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль – чашу Тайной вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они проповедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленно связывает Грааль с христианской традицией.

Кельтские, ирландские и валлийские сказания изобилуют сюжетами о волшебных питающих сосудах. Когда эта сложносоставная фольклорная традиция попала в XII веке во Францию, сочинители попытались в духе своего времени христианизировать ее мотивы. И поскольку Грааль, первоначально языческий сосуд, обладающий магическими свойствами, даровал человеку, согласно кельтским сказаниям, чудесное, мистическое блаженство, его естественно было связать с евхаристией, с христианскими таинствами. Грааль превратился в Святой Грааль (Saint Graal, Sangrail и пр.), а поскольку слово «грааль» было непонятное, темное, эта неясность давала свободу для переосмысления, и предмет, который им обозначался, стал пониматься как кубок, потир, чаша причастия.

Однако, как уже отмечалось, вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль канонической христианской реликвией. За Граалем закрепилась сомнительная слава в лучшем случае апокрифического символа, а в худшем – сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира. И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале – гностическое «Евангелие от Никодима», где подробно изложен миф об Иосифе, чаше и копье. Значит, именно взгляды гностиков лежат в основе всех основных еретических течений на территории средневековой Европы.

Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму, Вольфрам фон Эшенбах, знаменитый немецкий поэт того времени, создал «Парцифаля» – собственную версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и прочие, Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen – в этом искаженном немецком названии легко угадывается знаменитый орден тамплиеров…

Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в романе «Подвиг во имя Святого Грааля», где описывается, как Спаситель сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в Замке Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в свою книгу «Смерть Артура» Т. Мэлори. От Мэлори ее перенял А. Теннисон и использовал в «Королевских идиллиях», избрав своим мистическим героем Галахада.

Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в XIX веке является «Парсифаль» Р. Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл своего источника, «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. В наше время самая значительная обработка граалевского сюжета – «Бесплодная земля» Т. С. Элиота, где средневековая тема используется для изображения бесплодности цивилизации XX века. Опера Вагнера и поэма Элиота способствовали возрождению интереса к средневековой легенде.

Стоит также отметить, что некоторые исследователи считают, что первичное ядро легенды о Граале имеет не кельтское, а восточное происхождение и что в конечном итоге именно на Востоке следует искать ее корни. Полагают, что в мавританскую культуру Испании (а из нее в христианскую) эта легенда пришла из Аравии или даже из Персии, другие считают родиной этой легенды Индию. И потому в ряде эпических песен, как, например, у Вольфрама фон Эшенбаха, Грааль возвращается из греховной Европы назад в Индию. В поэме Эшенбаха чисто христианские элементы отодвинуты на второй план и прослеживается терпимость, даже любовь, к людям Востока – как, впрочем, и в других произведениях. Сам фон Эшенбах признается, что при написании своего труда он использовал утерянную поэму провансальца Киота, источником которой послужила не чисто христианская легенда, но арабское повествование о Граале, найденное в Толедо (Испания) и написанное «язычником» Флегетаном «из рода Соломона». Флегетан же «был известен как большой знаток звезд, астролог, и в звездах прочел он тайну Грааля». Познакомившись с его трудом, Киот пытался разыскать по латинским книгам, где может находиться «племя чистых сердцем, призванное служить Граалю». Он ознакомился с хрониками различных европейских стран и в городе Анжу обнаружил рассказ о предках Парцифаля, уводящий на восток, но поскольку первоисточник утрачен, то дальнейшие детали теряются во тьме веков.

Постепенно легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» – священной чаши, в которой легко угадывается Грааль. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров – оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII–XIX веков.

Оно оказалось востребовано в начале XX века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался востребованным и Святой Грааль… Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран – один из разработчиков нордической теории. В начале 30-х годов XX столетия он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно. В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя она ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет надеяться на то, что Грааль может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много…

Loading...Loading...