Мощи михаила тверского где находятся. Мощи Михаила Тверского возвращаются в отчий дом – Игорь Руденя

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.

Там их разыскали журналисты «ТГ» А какое отношение к этому имеют президенты России и Франции? В 1318 году, свидетельствует историк Карамзин, в Твери свирепствовала какая-то жестокая неизлечимая болезнь, унесшая множество жизней горожан. Но это было лишь знамение грядущих бедствий. Сначала пришло известие из Орды, что там от руки московского князя Георгия погиб князь Михаил Ярославич Тверской, а спустя время через главные ворота тверского кремля в город въехали и сами печальные дроги, привезшие с далекого Терека останки Великого князя Всея Руси. Но не будем пересказывать грустную историю заката тверского великокняжеского дома. Нам достаточно знать, что имя Михаила Ярославича осталось в русской истории в веках как имя воина и праведника, «положившего жизнь за други своя». Его «Шапка Мономаха» до сих пор покоится на троне в гербе Тверской области. А вот где покоится сам прах Михаила Ярославича? И сегодня сие тайна великая есть. До 1936 года прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Покоился князь в серебряной раке, коей его останки удостоили Высочайшим повелением. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы – одна для Михаила Ярославича Тверского, другая – для князя Александра Невского. Но Спасо-Преображенский собор, как известно, взорвали в годы борьбы с «церковным мракобесием». Хотя внешне повод выглядел вполне добропорядочно: собор мешает градостроительному плану и …трамвайным путям. Под сурдинку неизвестно куда сгинула и серебряная рака с останками князя. Говорят, что сначала она была перевезена в запасники областного краеведческого музея, а потом, мол, проклятая оккупация – и все: нет ни останков князя, ни самой раки. Вот только в миф с оккупацией верится как-то с трудом, скорее всего, рака пропала значительно раньше – молох индустриализации требовал от страны не только человеческих жертв, но и существенных финансовых пожертвований. Не секрет, что в те годы высочайшие произведения ювелирного искусства переплавлялись в куски злата и серебра, на которые покупались за границей трактора, паровозы и станки… До останков ли какого-то князя?! Хотя, к слову сказать, серебряная рака Александра Невского с мощами князя сохранилась до наших дней. Сейчас небольшой фрагмент мощей Михаила Тверского хранится в ковчежке в маленьком храме его имени на стрелке острова Памяти, там, где Тьмака впадает в Волгу и во времена Михаила Ярославича служила естественным рвом перед крепостными стенами тверского кремля. И все. Ни о чем другом в Твери больше не знают и не догадываются. Поэтому каково же было наше удивление, когда в центре Москвы в лефортовском храме апостолов Петра и Павла мы обнаружили мощевик Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. И находится он там очень давно. Он – часть причудливой истории этого собора. Вообще, Лефортовский район Москвы – это фундамент, без которого невозможна вся военная история как царской империи, так и последующей советской. Сами улицы здесь носят говорящие имена: Красноказарменная, Солдатская, Краснокурсантский переулок… Здесь и поныне расположены Командная Академия и Академия инженерных войск, военные университеты и военные памятники. А когда-то в немецкую слободу, к «мин херцу» Францу Лефорту любил заглядывать сюда на берега Яузы юный Петр. Здесь рождались его мечты о регулярной армии, познавались азы военной науки. Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе была заложена в 1613 году, на ее освящении лично присутствовал первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович. Закладывалась церковь во имя Николая Чудотворца с приделами Петра и Павла. Затем, уже в петровское время храм числился при военном госпитале и находился в саду полковника 1-го Московского полка …того самого Франца Лефорта, который и задумал перестроить его во славу Петра Первого. В 1711 году церковь была реконструирована и 1 июня освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. В алтарной части храма находятся фрагменты мощей нескольких особо почитаемых русских святых. В том числе мощевик Святого благоверного князя Михаила Тверского и мощевик Святого преподобного Нила. Когда и при каких обстоятельствах эти тверские реликвии попали в собор Петра и Павла, служители храма не знают, но утверждают, что давно, очень давно… Видимо, необходимо подробнее изучать эту тему в церковных архивах. Но уже сейчас тверяки, будучи в Первопрестольной, могут свободно прийти и поклониться останкам своего князя. А если Бог даст, и Спасо-Преображенский собор в Твери когда-нибудь восстановят, тогда и мощи можно будет перенести на родину Михаила Тверского. Что привело нас в тот день в Лефортово? Пригласил знакомый французский журналист. 10 октября в Лефортовском сквере президенты России и Франции Владимир Путин и Мишель Саркази открывали памятник летчикам 18-го авиаполка «Нормандия-Неман». В честь 65-летия. Об этой церемонии много писалось в российской прессе, поэтому не будем повторяться. Нет надобности рассказывать и об истории этого славного полка, ставшего символом советско-французского братства по оружию в годы Второй мировой войны. О том, как летчики («авиаторы» - говорят французы) вместе били германских асов, теряли и хоронили на подмосковной земле боевых товарищей, как улетели во Францию после Победы на подаренных Сталиным «яках», как возвращались после войны в Россию на могилы товарищей, навещали своих русских друзей и, конечно же, оставленных здесь подруг… Памятник у Андрея Ковальчука получился замечательный, динамичный и по-человечески очень теплый: русский и французский летчики идут рядом по взлетной полосе прифронтового аэродрома. Так же рядом шли, возложив к памятнику венок, и два президента, внушая надежду, что дух дружбы между русскими и французами сохранился и по сей день. Там же, в Лефортово, недалеко от Собора Петра и Павла, находится и Введенское кладбище, где до сих пор лежат надгробия с именами французских авиаторов Героев Советского Союза… Их прах в 50-60-е годы был вывезен на родину, а камни остались. Если уж знамением мы начали этот рассказ, знамением и закончим его. Но знамением оптимистическим. В конкурсе скульпторов чаша весов, похоже, складывается в пользу именно Андрея Ковальчука. Именно его проекту памятника Михаилу Ярославичу в Твери, скорее всего, и будет отдано предпочтение. Конная статуя князя работы Александра Рукавишникова вызвала меньший восторг. …Шагающие летчики Ковальчука в Лефортово, мощи Святого благоверного князя Михаила в Лефортово, проект Ковальчука в Твери, тверские корни российского Президента, стоящего в почетном карауле у лефортовского памятника… Есть во всем этом какая-то не совсем уловимая, но очень правильная связь. Автор: Николай Локтев, Тверская Газета

Циркулярное письмо всем губисполкомам и горисполкомам за подписью наркома внутренних дел Г. Петровского от 28 февраля 1919 года разъясняло, что "такое разоблачение векового обмана отнюдь не является поруганием свободы совести и не противоречит ни одному из законов Советской республики... Однако подобные обследования ни в коем случае нельзя производить так, как они кое-где производились: тайком, без свидетелей, без точной записи найденного и с расхищением разных ценных вещей". Инструкция "Как производить вскрытие мощей" от 20 марта 1919 года рекомендовала приглашать на вскрытие операторов с кинематографическим аппаратом.

Это было вчера.

А это говорят сегодня:

17.05.2011
По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 28 мая начнется Большой Волжский крестный ход - 2011. В этом году крестный ход пройдет под девизом: «За жизнь и защиту семейных ценностей». Святыни крестного хода: частицы мощей св. блг. князя Михаила Тверского и св. блг. княгини-инокини Анны Кашинской.
Тело Михаила еще долго лежало выброшенное на съедение собакам, но бессловесные животные не тронули праведника. Тогда, словно убоявшись Божиего гнева, Юрий повелел отвезти тело в Москву. Уже по дороге, от мощей Михаила Тверского начали произходить многочисленные исцелния. Москва встречала уже не поверженного врага, а св. мощи князя мученника. Михаил был погребен в Спасском монастыре в Москве, став первым из правителей Руси похороненным в будующей столице. Через год вдова и дети князя выкупили у Юрия честное тело Михаила и с великими почестями перенесли в Тверь, где мощи святого покоились в Спасо-Преображенском соборе до XX века. Сегодня, нет ни собора, некогда заложенного Михаилом Ярославичем, ни мощей. Есть поверие, что когда собор Святого Спаса вновь засияет золотом куполов над Тверью, тогда Господь явит нам честные останки своего угодника - святого благоверного князя-мученника - Михаила Ярославича Тверского.

.
А вот Геннадий Климов и Мария Орлова из Тверского областного еженедельника "Караван+Я" пишут:

Владимир Путин - потомок князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской и родственник всех королевских фамилий Европы. Президент России Владимир Путин в момент своего избрания был загадкой практически для всех. Он казался человеком без прошлого, одушевленным символом новой эпохи, лишенным исторических корней. Не удивительно, что настоящую сенсацию произвели изыскания тверских журналистов, нашедших тверские истоки рода Путиных. Выяснилось, что родители президента - из деревни Поминово Калининского района Тверской области.
Как-то, по случайному совпадению, на одной странице газеты "Караван" оказались фотография Владимира Путина и фотография иконы святого благоверного князя Михаила Тверского. Удивительно, но в обоих портретах просматривалось фамильное сходство: оба небольшие, лысоватые, с долгим породистым носом. Путин - потомок Михаила Тверского? Казалось бы, парадоксальное предположение, но почему предчувствие сенсации мирового масштаба все сильнее захватывало нашу редакцию?
Самое удивительное, что чем дальше мы разрабатывали эту гипотезу, тем более реальной она выглядела.

И тут же сравнивают фото

От замысла…

На сторонний взгляд, соединение имени русского князя, жившего семь веков назад, с целями фестиваля национальных культур может выглядеть несколько искусственно. Но стоит пробежать глазами названия помещенных в книге материалов – и сомнения отпадут. Половина из них начинается с упоминания национальных автономий и независимых ныне государств – тех, в пределах которых имя тверского князя звучит узнаваемо и не чуждо.

Замысел альманаха возник у редактора газеты «Этномир» Анжелики Янчевской (она же стала составителем и автором значительной части материалов) и Людмилы Гусаровой – многолетнего руководителя Содружества национальных объединений Тверской области. Он состоял в том, чтобы, как сказано в предисловии, вернуть «Михаила Тверского в дом и сердце каждого россиянина», особо подчеркнув общечеловеческую значимость духовного подвига тверского князя, признаваемого не только в православном мире, но и христианами иных конфессий, а также мусульманами и буддистами. Популяризация исторической личности такого масштаба должна способствовать пробуждению патриотических чувств и интереса к российской истории и тверскому краеведению.
Идея была подхвачена рядом национальных культурных автономий, другими общественными организациями, предприятиями, многими энтузиастами. Став «народным», как было подчеркнуто в предисловии, издание получило поддержку Правительства области и благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

Так сложился план соединения под одной обложкой уникальных по разнообразию и информационному богатству материалов, к которым, безусловно, будут обращаться все, кто неравнодушен к имени святого благоверного князя и к истории своей большой и малой Родины.

…к воплощению

Выступление председателя Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича Георгия Пономарева закономерно стало главным моментом презентации альманаха.

Создав еще 30 лет назад образ князя Михаила на сцене областного театра драмы, Георгий Пономарев настолько вжился в него, что стал в сознании тверитян буквально неотделим от этого образа. Все эти 30 лет процесс популяризации тверского князя благодаря деятельности созданного Пономаревым общества набирал силу, воплощаясь в книги, памятники, научные исследования, многочисленные массовые мероприятия. Новая книга стала закономерным продолжением этого процесса, давно уже вышедшего за пределы тверской земли. Участие членов общества, как и его председателя, в создании альманаха весьма заметно – стоит лишь перелистать его.

Закономерным было и выступление прото-иерея Евгения Шлыкова – настоятеля храма Михаила Тверского. Русская Православная Церковь никогда не забывала о святом и благоверном князе. Сама гонимая и преследуемая в годы безбожной власти, она продолжала возносить молитвы святому Михаилу, сохраняя и почитая его иконописные образы. Церковное возрождение помогло повернуть лицом к мученическому подвигу тверского князя миллионы людей, прежде ничего о нем не знавших. В альманахе особенно много материалов, так или иначе связанных именно с церковным почитанием Михаила Тверского, – о посвященных ему храмах, иконах и связанных с ними чудесных явлениях – вроде спасения царской семьи во время железнодорожного крушения в октябре 1888 года или явления Богородицы в небе над захваченной террористами Буденновской больницей – ровно в том месте, где когда-то впервые просияли мощи Михаила Тверского.

Частью презентации стала и выставка работ юных художников изостудии «Соцветие» ТОДК «Пролетарка», которые использованы в качестве иллюстраций к различным разделам альманаха. Органично выглядели и национальные костюмы самодеятельных артистов – участников гала-концерта фестиваля «Венок дружбы», перед началом которого и проходила презентация. Многие страницы альманаха связаны с Северным Кавказом, где и был совершен мученический подвиг тверского князя. В истории князя и его почитания обнаружены армянский, грузинский, абхазский следы. Его считают покровителем степей Калмыкии. Посвященные ему иконы, церковные престолы являются святынями православных храмов, стоящих в Литве, Финляндии, Татарстане.

Нельзя не отметить и прекрасное внешнее оформление альманаха, для обложки которого использованы фрагмент знаменитой картины Николая Белова «Бортеневская битва» и книжная иллюстрация Людмилы Юга. Качественное полиграфическое исполнение книги в значительной степени искупает редакторские недочеты, без которых, к сожалению, редко обходятся наши краеведческие издания. В целом же альманах «Михаил Тверской. Путь домой» можно считать важным вкладом в предстоящее празднование 700-летия преставления святого благоверного князя.

04.12.2018 в 12:20, просмотров: 717

Тверская область празднует 700-летие подвига Михаила Тверского. Семь веков назад, 5 декабря, великий князь был убит в Орде, куда отправился по собственной воле. Житие и подвиг святого князя - это история известная, но мало кому известно, как формировался образ князя на иконах.

Итак, самое первое изображение Михаила Тверского и его матери, княгини Ксении, относится аж к 14 веку. Это выходная миниатюра из хроники Георгия Амартола, которая хранится в Российской Государственной Библиотеке в Москве. Именно там можно увидеть самое раннее на сегодняшний день изображение князя, который стоит рядом со Спасителем.


Миниатюра из хроники Георгия Амартола. 14 век.

Интересная деталь: на изображении видна яркая черта внешности князя - залысина. Причем достоверно неизвестно, действительно ли это залысина, или на изображении за века стёрлась шапочка.

До середины 17 века именно это изображение было основным при написании икон Михаила Тверского. Например, вот этой известной иконы, где изображён Михаил Тверской опять же со своей матерью - святой княгиней Ксенией.


Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские. Конец XVII века. Фонд ТОКГ

Вот уже состоявшийся к 17 веку образ святого князя.

Лик Михаила Ярославича. Фрагмент иконы «Святой князь Михаил Ярославич Тверской и княгиня Ксения Тверская», 17 век. Фото: tripguide.ru

Вообще, до обретения мощей Михаила Тверского, его на иконах изображали абстрактно. И чем дальше от Твери писали мастера, тем заметнее мог отличатся образ.

После обретения мощей в 1630-х годах, произошло изменение в подходе к написанию лика князя. Кто знает, было ли это связано именно с мощами, и что они явили - какие подробности физиологии Михаила Тверского - но с середины 17 века образ князя резко меняется. Конечно, это связано с возросшим почитанием, поэтому именно в это время и сложилась уникальная иконография Михаила Тверского, которая дошла и до нашего времени.


Благоверный князь Михаил Тверской. Икона XVII в. Фото: Русская вера

Яркий пример - икона середины 18 века с изображением святых Михаила и Арсения Тверских.

Михаила Тверского писали часто: и на иконах, и на стенах храмов. Он сразу узнаётся - у него вовсе не унифицированное лицо, а вполне конкретное. При этом часто встречаются ставшие хрестоматийными сюжеты-цитаты на картины художника Пимера Орлова "Напутствие Михаила Тверского" и "Гибель Михаила Тверского". Такие сюжеты во множестве сохранились в сельских церквях.

Пимен Орлов «Напутствие великого князя Михаила Тверского». 1847 год

Убийство Михаила Тверского. Пимен Орлов 1847

В монументальном искусстве Михаил Тверской представлен в трёх самых ярких примерах. Его фигура в цепях и на коленях присутствует на памятнике "Тысячелетие Руси" в Новгороде.

Его барельеф изображён на памятном кресте, который сегодня стоит в Городском саду Твери.


И, конечно, самый спорный образ - это конная статуя на Советской площади в Твери (ныне площадь Михаила Тверского). Последний пример - самый яркий, так как именно этот образ вызвал массу нареканий в связи с использованием унифицированного образа "русского князя" столичным скульптором Андреем Ковальчуком.


К празднику был снят ролик, который коротко и образно повествует о подвиге Михаила Тверского.

Loading...Loading...