Патриарший дворец музея кремля. Патриаршие палаты с церковью двенадцати апостолов

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.
После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого - более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро - особого церковного масла - и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы - управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них - в Крестовую палату или в противоположную сторону - в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь - около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой - Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь - от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом - посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона - саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» - рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках - рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики - благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее - массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.


Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане - серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года.
В синодальный период (XVIII - начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре.
В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы - всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда - алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) - несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов - далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм - церковь Московских святителей - св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра - от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних - дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» - художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах - мастерских для шитья - богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще - холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.


В 1929 году прежний иконостас церкви Двенадцати апостолов заменили другим - из соборного храма снесенного Вознесенского монастыря (работы 1721 года)

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила - первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви - более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году - в день престольного праздника - 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы.
С середины века появляется мебель из западной Европы - стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой - конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов - храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром - алавастр конца XVI - начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс - это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.


В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию - в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам - в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные - около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею - сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков - очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное - рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина - дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина - чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название - Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Описание:

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVII I в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца - резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I - государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого - царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами - столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе - знаменитыми мастерами того времени - Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе - подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Loading...Loading...