Расследование РБК: на что живет церковь. Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

Бывшего патриарха Алексия II, которое он дал в ноябре 2006 года, в 1986 году в стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, а в 2006-ом их стало 27 тыс., было лишь 18 монастырей, а в 2006-ом - 680.

Схема взята

Количественный рост храмов и монастырей продолжился. И уже в 2010-ом патриарх Кирилл читая доклад о состоянии РПЦ, сказал: " Сегодня в нашей Церкви 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских. В истекшем году образованы две новых епархии (Калининградская и Бурятская), совершены 7 архиерейских хиротоний, в том числе 5 в России и 2 на Украине".

Прошло еще шесть лет и патриарх заявляет : "За последние только шесть лет наша Церковь увеличилась на 5 тысяч храмов и на 10 тысяч представителей духовенства, а это значит, что миссия Церкви востребована людьми".
Это, по мнению патриарха Кирилла, свидетельствует "о вере нашего народа, о его духовной силе, о том векторе духовного, и даже общественного, развития, которое связывает материальное благополучие с духовным процветанием".
Так что в настоящее время у РПЦ где-то примерно 35 тысяч храмов. Много это или мало для России? Нужно отметить, согласно данным
sdelanounas.ru , в 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря . Таким образом, чтобы достичь дореволюционного уровня, нужно еще РПЦ построить 43 тысячи храмов. Интересно, что население Российской империи в 1913-ом году было больше чем население России в настоящее время, а именно: 166,7 млн человек .
Но вернемся к настоящей арифметике. Если взять все население России сегодня, которое составляет 146 544 710 и разделить его на количество храмов, то на каждый храм получается по 4070 человек. Однако, как свидетельствует православный сайт pravmir.ru в России воцерковленных людей всего 5 - 7 %, что составляет примерно 8 792 682 человека . В результате получается, что на каждый храм приходится 251 человек .
Скажем так, что это немало для обычного среднего храма. Так что большинство православных храмов должно быть переполнены воцерковленными людьми. Я понимаю, что есть храмы, вмещающие в себе тысячи человек, но есть также храмы только на пару десятков человек.
Было бы интересно узнать насколько на самом деле заполнены православные храмы людьми по воскресеньям. Знаю, что протестантских храмах в последнее время стало не так густо, как в 90-е годы.
В России также есть люди, которые возмущаются строительством такого большого количества храмов и, приведенная схема красноречиво говорит об этом. Люди пишут, что количество школ уменьшилось с 1991 года на 23 тысячи, а количество храмов выросло и это, на их взгляд, ненормальная тенденция.
Но на то они и разные люди, чтобы иметь разные взгляды.
Теперь ко всему этому нужно сказать, что всех протестантантов в России, если верить статье в Википедии , максимум 3 миллиона человек, католиков - примерно 700 тысяч человек (Католицизм в России). Если сложить все эти цифры, то вместе с православными получится где-то 13 миллионов человек. Это всего 9 % населения России . Так что путь к достижению Евангелием всего населения этой страны достаточно еще длинный и непростой. Если хотя бы половина населения России пошла в одночасье в храмы, то надо было бы около 300 тысяч храмов вмещающих в себе по 250 человек.

Пределы епархий, по общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора. Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный архиерей назначается, при соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские епархиальные архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают, независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами.
Приходов во всех епархиях ныне числится около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без них - 720; церквей при общественных и государственных учреждениях - около 2000. Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц.

Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский, "Русские епархии в XVI - XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих.

М. Горчаков .


Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона "Россия". Санкт-Петербург 1898. Стр. 167-171.

Сколько сейчас храмов в Москве и сколько уже построено по Программе-200, какой храм самый большой и какой возвели 6 человек за 2 месяца, сколько стоит построить храм и на сколько времени рассчитана программа в обзоре «НС».

Когда стартовала Программа «200 храмов»?

Впервые о программе заговорили после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с мэром Москвы Юрием Лужковым, которая состоялась в московской мэрии 6 февраля 2009 года, через 5 дней после патриаршей интронизации. "Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей", - сказал тогда Лужков.

Фонд Поддержки строительства храмов города Москвы был создан 26 января 2010 года по благословению Святейшего Патриарха.

При Юрии Лужкове распоряжение, регулирующее выделение участков под строительство храмов, было подготовлено, но так и не было подписано из-за его отставки. 20 октября 2010 года, за день до вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал Распоряжение № 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы" . Оно и регулирует выделение участков под храмы.

Официальной датой начала программы считается 29 апреля 2011 года. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви и мэр Москвы Сергей Собянин заложили первый камень в основание церкви около театрального центра на Дубровке. В тот же день в Храме Христа Спасителя прошло первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы.

Где строятся храмы?

Храмы строятся во всех административных округах Москвы, кроме Центрального. На официальном сайте программы можно посмотреть карту с адресами храмов.

Сколько храмов в Москве сейчас?

894 храма открыто в Москве сейчас, регулярное богослужение совершается в 383.

«Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы - 894. Из них: Кремлевских соборов - 6, кафедральных соборов - 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях - 18, храмов при представительствах Православных Церквей - 8, крестильных храмов - 22, часовен - 79, храмов Патриарших подворий - 82, монастырских храмов - 84, монастырских часовен - 2, приходских храмов - 475, храмов в стадии строительства - 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» - 26. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, - 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами» (Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы , 28 декабря 2012 года).

Сколько храмов действовало в 1990-2000-х гг.?

872 храма и часовни было в Москве на конец 2008 года, т.е. ко времени смерти Патриарха Алексия II (в список включены 108 монастырских подворий, не все из которых находятся в черте Москвы).

«Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов; 2 Кафедральных собора; 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях; 335 приходских храмов; 140 Патриарших подворий; 108 монастырских подворий; 88 монастырских храмов; 17 крестильных храмов; 88 часовен; 82 храма и часовен в состоянии строительства. Не возобновлено богослужение в 22 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 20 храмов». (Протокол Епархиального собрания города Москвы , 12 декабря 2008 года)

В 2000 году было 519 храмов и часовен. «В Москве 519 православных храмов и часовен. Богослужения совершаются в 410 храмах, не считая 45 часовен и 18 монастырских храмов; в 39 храмах богослужения еще не возобновлены; 35 храмов не освобождены от прежних арендаторов.» (из Доклада Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2000 года).

В 1992 году в Москве было 254 храма и часовни. «На сегодняшний день в Москве в ведении Московской Патриархии имеются 197 православных приходов, многие из которых имеют приписные храмы. Всего приходских православных храмов на сегодняшний день 222. Богослужения совершаются в 132 храмах, остальные или не имеют крыши, находясь в руинированном состоянии, или не освобождены еще прежними арендаторами. В это число не входят 7 кремлевских храмов, 7 храмов патриаршего подворья в Китай-городе, 7 храмов при учреждениях Московской Патриархии, 10 храмов при государственных учреждениях - больницах и тюрьмах, 4 строящихся храма, 2 колокольни и одна часовня. Не входят в это число и храмы четырех мужских монастырей - Данилова, Донского, Новоспасского и Николо-Угрешского с 23 храмами» (из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 11 декабря 1992 года).

Таким образом темп роста числа храмов в 1990-2000-х годах был примерно 250 храмов за 10 лет. Нужно учесть, что в 1990е гг. храмы в основном не строились, а восстанавливались. Правда, зачастую восстановление храма в 1990-е по степени сложности выполнения задачи вполне можно сопоставить со строительством нового храма в 2000-е. Государство возвращало здания церквей, закрытых при советской власти, порой в состоянии руины, без кровли, со снесенной колокольней, с провалившимся полом. У приходов редко сразу находилась необходимая сумма на восстановление. Поэтому многие церкви приходилось отстраивать дважды: вначале строились временные конструкции, копились деньги, конструкции сносились, и храм отстраивался.

Сколько храмов построено по Программе «200 храмов»?

Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или - почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь - вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или - сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей - в конкретной стране или во всем мире.

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить - 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом - различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху - в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, - ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов…

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек - 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома - по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов…

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся - и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек - семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть - 2 400 000 000 - это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан - это католики. 1 200 000 000

Православных в мире - около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь - 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь - 18 800 000
  3. Элладская православная церковь - 9 000 000
  4. Сербская православная церковь - 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь - 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь - 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Вот какие цифры по российской диаспоре в европейских странах приводит портал pravoslavie.ru

  • Германия - 660 000
  • Франция - 150 000
  • Швеция - 94 000
  • Бенелюкс - 67 000
  • Италия - 32 000
  • Швейцария - 23 000

Сколько священников в России?

В докладе, который патриарх Кирилл прочел в конце 2017 года, приводятся такие цифры:

На 2017 год в России - 34 774 штатных пресвитера (то есть - священника) и - 4 640 диаконов. Итого - 39 тысяч священнослужителей.

Это значит, что на одного священника в стране приходится 4 000 человек.

Возможно, правда, этот доклад не учитывает иеромонахов - тогда цифра священнослужителей будет больше.

Кстати, на Земле есть целых 27 стран, где жителей меньше, чем у нас священников 🙂 Например, в княжестве Монако «прописаны» 38 тысяч человек.

Сколько храмов в России?

А вот тут уже сказать трудно. И вот почему.

С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья - если они относятся к Московскому Патриархату.

Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» - это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении - в селе, где пока еще нет храма, - и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?

Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом (общиной), то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»…

В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.

Сколько храмов в Москве?

При этом подчеркивается, что как таковых приходов - то есть сложившихся общин - 475. Именно эту цифру следует брать за основу.

Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь - и как правило, не имеют - своего прихода.

Во -торых, число храмов. Возьмем, например, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которое находится недалеко от метро Цветной Бульвар. На территории Подворья располагаются два храма - главный, и - домовый храм в Митрополичьих палатах.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Троицкий храм

Службы служатся и там, и там, но приход (сложившаяся община) у Подворья один.

И это просто Подворье. На территории же монастырей (в Москве сейчас находятся 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских) могут быть две, три, а то и больше церквей.

На территории Москвы располагается самый высокий православный храм в мире. Конечно же, это храм Христа Спасителя.

Сколько православных монастырей в России?

Эти цифры тоже постоянно меняются (за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей), но последние официальные данные от Московского патриарха такие:

В России 944 монастыря, из которых

  • 462 мужских монастыря
  • 482 женских монастыря

Как видите, и в Москве, и по России в целом - женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры.

Сколько православных монастырей в мире?

Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете - пишите нам!

Можно сказать только, что на портале sobory.ru , который позиционирует себя, как каталог монастырей и храмов мира, значатся 1495 монастырей.

Сколько святых в православии?

Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви.

Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов.

Но на портале pravoslavie.ru приводится исследование , которое провел иерей Сергий Бегинян. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых. Из них более половины - Русской Православной Церковью.

Сколько постных дней в году?

Очень популярный запрос в поиске:-)

Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.

Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)

Получилось так, что на любой вопрос мы либо вообще не смогли получить ответ, либо получили его приблизительным, либо в виде точной цифры, но с большими оговорками 🙂

И знаете что - совсем не расстроились!

Все эти цифры сами по себе ничего не значат. Да, они помогают создать некую картину (католиков больше, чем православных), могут заставить задуматься («храмов в России мало») или загрустить («а ходят в них еще меньше»). Но может быть, потому и сложилось так, что конкретных статистических данных по всем этим вопросам нет, потому что это все не важно. Не важно для каждого конкретно человека.

Вот, например, лично для меня не важно, сколько людей ходят, а сколько не ходят в храм. Мне важно, чтобы я бы мог ходить в него чаще!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Loading...Loading...