Иуда фаддей в православии. Святой иуда-фаддей, помощник в безнадежных ситуациях

Монашеское имя Почитается

большинством христианских церквей

Прославлен

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Беатифицирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Канонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В лике

Апостола

Главная святыня День памяти Покровитель Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя . Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине , в Аравии , Сирии и Месопотамии , и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана . Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

Идентификация с Фаддеем

В искусстве

В западноевропейском искусстве атрибутом Иуды Фаддея является анахронистичная алебарда .

Память

  • Церковь Святого Фаддея - армянская церковь в Иордании.
  • Храм Апостолов Симона и Фаддея - католический храм в России (Сочи)
  • Церковь Святого Фаддея и Варфоломея - армянская церковь в Азербайджане.
  • Монастырь Святого Фаддея - армянский монастырь в Иране.

Напишите отзыв о статье "Апостол Фаддей"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Апостол Фаддей
  • на сайте Православие.Ru

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Апостол Фаддей

– Ну, вот! Как тебе нравится? – весело спросила Стелла.
Человек, совершенно ошалевши от увиденного, не произносил ни слова, только смотрел на всю эту красоту расширившимися от удивления глазами, в которых чистыми бриллиантами блестели дрожащие капли «счастливых» слёз...
– Господи, как же давно я не видел солнца!.. – тихо прошептал он. – Кто ты, девочка?
– О, я просто человек. Такой же, как и ты – мёртвый. А вот она, ты уже знаешь – живая. Мы гуляем здесь вместе иногда. И помогаем, если можем, конечно.
Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить...
– Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось?
Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова.
Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!..
– Спасибо тебе, милая... – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?..
– О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить... Меня зовут Стелла.
– Я не знаю, что и сказать за такое... Не заслужил я. Наверно неправильно это... Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите...
– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?
Стеллино личико сразу нахмурилось...
– Не знаю... Но я точно знаю, что это правильно. Если бы это было неправильно – у нас бы не получилось. Здесь другие законы...
Вдруг меня осенило:
– Погоди-ка, а как же наш Гарольд?!.. Ведь он был рыцарем, значит, он тоже убивал? Как же он сумел остаться там, на «верхнем этаже»?..
– Он заплатил за всё, что творил... Я спрашивала его об этом – он очень дорого заплатил... – смешно сморщив лобик, серьёзно ответила Стелла.
– Чем – заплатил? – не поняла я.
– Сущностью... – печально прошептала малышка. – Он отдал часть своей сущности за то, что при жизни творил. Но сущность у него была очень высокой, поэтому, даже отдав её часть, он всё ещё смог остаться «на верху». Но очень мало кто это может, только по-настоящему очень высоко развитые сущности. Обычно люди слишком много теряют, и уходят намного ниже, чем были изначально. Как Светило...
Это было потрясающе... Значит, сотворив что-то плохое на Земле, люди теряли какую-то свою часть (вернее – часть своего эволюционного потенциала), и даже при этом, всё ещё должны были оставаться в том кошмарном ужасе, который звался – «нижний» Астрал... Да, за ошибки, и в правду, приходилось дорого платить...
– Ну вот, теперь мы можем идти, – довольно помахав ручкой, прощебетала малышка. – До свидания, Светило! Я буду к тебе приходить!
Мы двинулись дальше, а наш новый друг всё ещё сидел, застыв от неожиданного счастья, жадно впитывая в себя тепло и красоту созданного Стеллой мира, и окунаясь в него так глубоко, как делал бы умирающий, впитывающий вдруг вернувшуюся к нему жизнь, человек...
– Да, это правильно, ты была абсолютно права!.. – задумчиво сказала я.
Стелла сияла.
Пребывая в самом «радужном» настроении мы только-только повернули к горам, как из туч внезапно вынырнула громадная, шипасто-когтистая тварь и кинулась прямо на нас...
– Береги-и-сь! – взвизгнула Стела, а я только лишь успела увидеть два ряда острых, как бритва, зубов, и от сильного удара в спину, кубарем покатилась на землю...
От охватившего нас дикого ужаса мы пулями неслись по широкой долине, даже не подумав о том, что могли бы быстренько уйти на другой «этаж»... У нас просто не было времени об этом подумать – мы слишком сильно перепугались.
Тварь летела прямо над нами, громко щёлкая своим разинутым зубастым клювом, а мы мчались, насколько хватало сил, разбрызгивая в стороны мерзкие слизистые брызги, и мысленно моля, чтобы что-то другое вдруг заинтересовало эту жуткую «чудо-птицу»... Чувствовалось, что она намного быстрее и оторваться от неё у нас просто не было никаких шансов. Как на зло, поблизости не росло ни одно дерево, не было ни кустов, ни даже камней, за которыми можно было бы скрыться, только в дали виднелась зловещая чёрная скала.

[греч. ᾿Ιούδας] (I в.), брат Господень (пам. 19 июня; пам. зап. 28 окт.), отождествляется в правосл. традиции с апостолами от 12 Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем и с автором Иуды послания . В НЗ существует 4 варианта списков 12 апостолов (Мф 10. 2-4; Мк 3. 16-19; Лк 6. 13-16 и Деян 1. 13). Наиболее очевидное разногласие между этими списками связано с именем ап. Иуды. Иуда Иаковлев представлен только в списках 12 апостолов у евангелиста Луки (᾿Ιούδαν ᾿Ιακώβου - Лк 6. 16) и в Деян 1. 13, в параллельном месте списка у евангелистов Матфея и Марка приводится имя Фаддей (Мф 10. 3; Мк 3. 18). Имя Леввей появляется в некоторых версиях текста Мф 10. 3 или Мк 3. 18 либо вместо имени Фаддей, либо как дополнение к нему: имя апостола варьируется в греч. и лат. рукописях НЗ - Фаддей, Леввей, прозванный Фаддеем, или просто Леввей (напр., греч. кодекс Безы, V в.). Б. Мецгер считал чтение «Фаддей» (Θαδδαῖος) первичным по сравнению с «Леввей» (Λεββαῖος) (см.: Metzger B. M. A Textual Comment. on the NT. L.; N. Y., 1975. P. 26, 81). Для некоторых библейских критиков наличие этих разночтений служило доказательством того, что к моменту создания Евангелий отдельные детали предания о 12 учениках Спасителя начали забываться (см., напр.: Fitzmyer J. A., ed. The Gospel According to Luke. Garden City, 1981. Vol. 1: I-IX. P. 620); в то же время наличие лишь одного существенного разночтения может свидетельствовать об обратном (Nolland J. Luke 1. 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 265. (WBC; 35A)). Все возможные попытки в современной библеистике объяснить наличие разночтений можно условно отнести к 2 крайним предположениям. Согласно одной гипотезе, Иуда Иаковлев и Фаддей - одно и то же лицо, поскольку среди палестинских иудеев того времени допускалось носить 2 имени: греческое или латинское и иудейское. Употребленное в списке ап. Луки имя Иуда имело официальный статус, Фаддеем же он назывался в неформальной обстановке (Бокем. 2011. С. 127-128). Сторонники др. т. зр. не признают соотнесение имен в списках (а также попытки их отождествления в церковной традиции) и рассматривают их носителей как разные личности (Meier J. P. Un certain Juif Jesus: Les données de l"histoire. P., 2005. Vol. 3. P. 133-134).

И., брат Господень

Сведения об И. крайне малочисленны. Имена братьев Господних известны из евангельского рассказа о том, как жители Назарета, удивляясь учению Спасителя, восклицали: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф 13. 55). В соответствующем эпизоде Евангелия от Марка порядок имен братьев другой: Иаков, Иосия, И. и Симон (Мк 6. 3). Мнение блж. Иеронима Стридонского о том, что И. и его братья были детьми Клеопы-Алфея (брата прав. Иосифа Обручника), т. е. двоюродными братьями Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-16; Idem. De vir. illustr. 1), утвердилось в Зап. Церкви. В Византии возобладала т. зр., что И. и его братья были сыновьями Иосифа Обручника от 1-го брака.

Визант. синаксарное Житие ап. Иакова, брата Господня, содержит предание о разделе прав. Иосифом Обручником земельных владений между детьми. Его сыновья от 1-го брака воспротивились выделению доли наследства Иисусу, только Иаков принял Спасителя в совместное владение своей частью (SynCP. Col. 156-157). Из новозаветных текстов следует, что при жизни Спасителя И. и его братья «не веровали в Него» (Ин 7. 5), но после Вознесения присоединились к апостолам и женам-мироносицам (Деян 1. 14).

И. был женат и имел потомство. Евсевий, еп. Кесарийский , ссылаясь на Егесиппа (сер. II в.), повествует о внуках И., называемого «по плоти братом Господним», к-рые исповедали веру во Христа перед имп. Домицианом (81-96) (Euseb. Hist. eccl. III 19-20, 32). Из рассказа следует, что в это время И. уже не было в живых. Домициан начал гонения в последние месяцы своего правления, следов., брат Господень умер ранее 96 г. Сообщая о браках сыновей Иосифа Обручника Иосии (Иуста) и Симона, апокрифическая «История Иосифа Плотника» (между IV и VII вв.) почему-то умалчивает о женитьбе И. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 39).

Ап. Иуда Иаковлев

Помимо списков 12 апостолов (Лк 6. 13-16; Деян 1. 13) Иуда Иаковлев упоминается в тексте Евангелия лишь однажды. Во время Тайной вечери Иуда «не Искариот» спросил Христа: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин 14. 22). Однако высказывались предположения, что пояснение «не Искариот» является более поздней вставкой (Brown. 1970. P. 641; Barrett. 1978. Р. 465).

В «Апостольских постановлениях» Иуда Иаковлев назван земледельцем (Const. Ap. II. Capit. 63). В сир. каталоге апостолов из рукописи Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874) содержатся сведения, неизвестные по греч. источникам: Иуда, брат Иакова, был апостолом от 70 (а не от 12), проповедовал в Беф-Сане и скончался в Лидде (Esbroeck. 1994. P. 145). В апокрифическом «Послании Псевдо-Тита» (V в.) приведены слова И. Иаковлева о тех, кто оставили небесное ради плотского (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 1149-1150).

Начиная с А. Йессина, мн. исследователи указывали на то, что вопреки церковному Преданию прозвание Иуды Иаковлев (ὁ ᾿Ιακώβου) с филологической т. зр. должно относиться к имени его отца, а не брата (Jessien A. De Αὐθεντίᾳ Epistolae Judae. Lipsae, 1821. S. 30-31; Tasker. 1906; Димитрий (Самбикин). 1907. С. 36; Peretto L. 1965. Col. 1152; Brown. 1970. P. 641; Blomberg. 1988; Peretto E. 1992. P. 456). Именно так наименование «Иаковлев» понимается и в вост. традиции, напр. в копт. «Книге апостола Варфоломея о воскресении Иисуса Христа» (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. Vol. 1. P. 343) и сир. «Деяниях ап. Фомы» (Ibid. P. 1331). У. С. Макбирни выдвинул гипотезу (не разделяемую большинством библеистов), согласно которой Иуда был сыном ап. Иакова Зеведеева (McBirnie W. S. The Search for the Twelve Apostles. Carol Stream (Ill.), 2008).

Ап. Фаддей-Леввей

Проблема, связанная с отождествлением апостолов Иуды Иаковлева и Фаддея-Леввея, возникла из-за разночтений в списках апостолов в НЗ. По мнению Б. Линдарса, чтение «Леввей» появилось очень рано, видимо в латиноязычной среде (Lindars B. Matthew, Levi, Lebbaeus and the Value of the Western Text // NTS. 1958. Vol. 4. N 3. P. 220-222). Большинство современных комментаторов считают, что имя Леввей происходит от евр. - сердце (Blomberg. 1988; Luz U. Matthew: A Comment. Minneapolis, 2001. Vol. 2. P. 66), в связи с этим предлагаются такие переводы этого имени, как «смелый, храбрый, мужественный» (Peretto L. 1965. Col. 1152). Эта этимология подтверждается и древними авторами: блж. Иероним Стридонский в «Четырех книгах толкований на Евангелие от Матфея» приводит этимологию имени Леввей, указывая, что оно соответствует лат. слову corculum (Hieron. In Matth. I 10. 4 // PL. 26. Col. 61), которое имеет 2 значения: прямое - сердечко и переносное - умница, разумный. В «Толковой книге еврейских имен» блж. Иероним связывает значение имени Леввей (corculum) со словом «сердце» (corde) (Hieron. Liber nominuibus hebraicis // PL. 23. Col. 841-842; Lagarde P., de. Onomastica sacra. Gött., 1870. P. 83). Т. Цан предполагал, что прозвище Леввей было дано по названию сел. Лобба в Галилее (Zahn T. Das Evangelium des Johannes ausgelegt. Lpz., 19216. S. 393). По мнению совр. комментаторов, греч. Θαδδαῖος происходит от арам. - грудь (McNeile A. H. The Gospel According to St. Matthew. L.; N. Y., 1955r; Blomberg. 1988). Согласно мнению нек-рых экзегетов, имя Фаддей может быть рассмотрено как вариант имени Θευδᾶς - Февда (Dalman G. The Words of Jesus. Edinb., 1909. P. 50), которое, вероятно, является уменьшительной (сокращенной) формой имени Феодор, Феодот или Феодосий (Lagrange M.-J. Évangile selon saint Marc. P., 19354. P. 82; Bruce F. F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introd. and Comment. Grand Rapids (Mich.), 1990. P. 176; Barrett C. K. A Critical and Exegetical commentary on the Acts of the Apostles. L.; N. Y., 2004. Vol. 1. Р. 293) и только созвучно с арам. словом, означающим «грудь» (Jeremias J. Jesus als Weltvollender. Gütersloh, 1930. S. 71).

Дни памяти

Правосл. Церковь отмечает день памяти ап. Иуды-Фаддея-Леввея 19 июня. Кроме этой даты в визант. календарях иногда встречаются памяти ап. Иуды Иаковлева под 16 и 26 мая (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 73; SynCP. Col. 689; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 294) и ап. Иуды Зилота под 20, 22, 23 и 29 мая (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 75; SynCP. Col. 697, 702, 704, 709; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 298).

Груз. календари, следующие древней иерусалимской богослужебной традиции, указывают память ап. И. (без уточнений, какого именно) 23 янв., 14 и 22 мая (более поздняя приписка), 30 авг. (Garitte. Calendrier. Palestino-Georgien. P. 46, 66, 67, 87) и память ап. Фаддея (без уточнения, от 12 или от 70) - 20 дек. (Кекелидзе. Канонарь. С. 146; Garitte. Calendrier. P. 111; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 57).

В средневек. сир. яковитских календарях память ап. И., сына (sic!) Иакова, отмечается 27 янв., 19 и 26 июня (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau P., 1915. P. 71, 80, 122. (PO; T. 10. Fasc. 1)), память Иуды, апостола от 12,- 22 мая (Ibid. Р. 78), память св. Иуды, «епископа Иерусалима и мученика»,- 31 мая (Ibid. Р. 79), память ап. Иуды (без уточнений) - 11 мая (Ibid. P. 100, 110), память ап. Аддая - 13 мая (Ibid. Р. 77, 95), 14 мая (Ibid. Р. 40-41, 100, 110), 26 июня, 20 авг., 1 окт. и 9 дек. (Ibid. Р. 51, 68, 124, 127).

В маронитской традиции известно празднование памяти ап. Леввея 14 окт. (Gebrail Ibn al-Qola‘i. Un ancien calendrier de l"Église Maronite // Martyrologes et ménologes orientaux / Éd. R. Griveau. P., 1915. P. 351) и 18 окт. в календаре XVI в. (Vat. syr. 349), печатных Часослове 1624 г. и Миссале 1716 г. Память, отмечаемая 18 окт., встречается и в ряде араб. мелькитских Синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами (Sauget J.-M. Premières recherches sur l"origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 308-310), где сказание о святом фактически совпадает с араб. версией Мученичества апостола Фаддея (The Mythological Acts of the Apostles / Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125).

Согласно арм. «Деяниям апостола Фаддея», он пострадал 13 калоца, т. е. 21 дек. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 696). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) память ап. Фаддея (без уточнения какого) фигурирует под 14 калоца (22 дек.) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Trad. G. Bayan. P., 1924. T. 5: Mois de Kalotz. P. 87-89), память ап. Иуды Иаковлева-Фаддея-Леввея, сына Иосифа Обручника,- под 10 мехекана (16 февр.) (Ibid. 1930. T. 7: Mois de Méhéki. P. 54-55), память Иуды-Фаддея, брата Иакова, в Соборе 12 апостолов - под 24 маргаца (30 июня) (Ibid. T. 11: Mois de Margantz. P. 640-641). В наст. время Армянская Апостольская Церковь отмечает передвижной праздник просветителей Армении апостолов Фаддея и Варфоломея в субботу 2-й недели поста перед Богоявлением (Иснакац), которая приходится на кон. нояб.- нач. дек.

Копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) отмечает 2 абиба (26 июня) память Фаддея, апостола от 12 (SynAlex. Vol. 5. Р. 616-617), а 29 абиба (23 июля) - перенесение мощей ап. Фаддея из Сирии в К-поль при имп. Константине I Великом (Ibid. Р. 695), о чем неизвестно из греч. источников. В ряде средневек. копт. Минологиев при Евангелиях память ап. Иуды встречается 1 амшира (26 янв.) и 15 башнаса (10 мая), а ап. Фаддея - 29 абиба (23 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 199, 203 (not.), 206).

В эфиопском Синаксаре 25 сане (19 июня) указывается день мученической кончины апостола от 70 Иуды, сына Иосифа Обручника, который проповедовал в Эдессе и Араде, был подвешен и пронзен стрелами (не уточняется где) (Le Synaxaire éthiopien. P., 1907. T. 1: Mois de Sanê / Éd. I. Guidi. P. 670-671), а 2 хамле (26 июня) - день смерти Фаддея, апостола от 12 (Ibid. 1911. T. 2: Mois de Hamlè. P. 216-223).

Ист.: Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907; Turner C. H. A Primitive Edition of the Apostolic Constitutions and Canons: An Early List of Apostles and Disciples // JThSt. 1913. Vol. 15. N 57. P. 53-65; Écrits apocryphes sur les apôtres / Trad. de l"edition arménienne de Venise L. Leloir. Turnhout, 1986. Vol. 1. P. 493-514. (CCSA; 3); 1992. Vol. 2. P. 721-771. (CCSA; 4); Esbroeck M., van. Neuf listes d"apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 109-199; Dolbeau F. Listes latines d"apôtres et des disciples, traduites du grec // Apocrypha. Turnhout, 1992. Vol. 3. P. 259-279; idem. Nouvelles recherches sur le «De ortu et obitu prophetarum et apostolorum» // Augustinianum. 1994. Vol. 34. P. 91-107; Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1; P., 2005. Vol. 2.

Лит.: ActaSS. Oct. 1867. T. 12. P. 421-449; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 227; Tasker J. G. Judas (1) // A Dictionary of Christ and the Gospels / Ed. J. Hastings. N. Y., 1906. Vol. 1. P. 906-907; idem. Judas (2) // Ibid. P. 907; Nestle E. Lebbaeus // Ibid. 1908. Vol. 2. P. 22-23; idem. Thaddaeus // Ibid. P. 725-726; Äèìèòðèé (Ñàìáèêèí), àðõèåï . Собор святых 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 35-38; Douny P. Simon et Jude, apôtres. P.; Brux., 1947; Gaiffier B., de. Le Breviarium Apostolorum (BHL, N 652) // AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 89-116; Peretto L. M. Giuda Taddeo // BiblSS. 1965. T. 6. Col. 1152-1155; idem. (др. инициалы): Peretto E. Judas Thaddaeus // EEC. 1992. Vol. 1. P. 456-457; Brown R. E. The Gospel According to John. N. Y., 1970. Vol. 2; Barrett C. K. The Gospel According to St. John. L., 19782; Kerr C. M. Judas (7) // ISBE. 1982. Vol. 2. P. 1150-1151; Blomberg C. L. Thaddaeus // The International Standard Bible Encyclopedia / Ed. G. W. Bromiley. Grand Rapids (Mich.), 1988. Vol. 4. P. 822; Esbroeck M., van. L"Apôtre Thaddée et le roi Sanatruk // Atti del II Simposio Intern. «Armenia-Assiria». Padova, 1988. P. 83-106; Reditt P. L. Judas (5) // ABD. 1992. Vol. 3. P. 1089; Miller R. D. Judas (7) // Ibid. P. 1090; Watson J. F. Thaddeus // Ibid. Vol. 6. P. 435; Γλαβίνας Α. Οι Δώδεκα Απόστολοι. Κατερίνη, 1993; Calzolari V. Réécriture des textes apocryphes en arménien: L"exemple de la légende de l"apostolat de Thaddée en Arménie // Apocrypha. 1997. Vol. 8. P. 97-110; Иеремиас И. Богословие Нового Завета / Пер. с нем.: А. Чернявский. М., 1999. Ч. 1; Aubert R. Jude (1) // DHGE. 2003. T. 28. Col. 416-417; idem. Jude (2) // Ibid. Col. 417; Schneemelcher W., Wilson R. Mcl. New Testament Apocrypha. Camb., 2003. Vol. 2: Writings Relating to the Apostles; Apocalypses and Related Subjects; Bauckham R. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. L., 2004; он же (Бокем Р.) Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: Живые голоса свидетелей / Пер. с англ.: Н. Л. Холмогорова. М., 2011; Виноградов А. Ю. Апостольские списки - «забытая» страница христ. лит-ры // БТ. 2005. Сб. 40. С. 128-147; Burnet R. Jude l"obscur ou comment écrire les actes d"un apôtre inconnu // Apocrypha. 2009. Vol. 20. P. 189-212; Les apôtres Thaddée et Barthélemy aux origines du christianisme arménien / Introd., trad. V. Calzolari. Turnhout, 2011.

О. В. Л., О. С. Гринченко

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память И. отмечается неоднократно (напр., 16, 22 мая; 19 июня - как Фаддей), однако богослужебное последование излагается лишь для празднования И. в 7-ю пятницу по Пасхе (Mateos. Typicon. T. 2. P. 134): на Пс 50 и на входе поется тропарь 2-го гласа Τοῦ ἀποστόλου, Κύριε, τὴν μνήμην̇ (Апостола, Господи, память…); назначаются прокимен Пс 67. 36 со стихом, Апостол Иуд 1-25, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Лк 6. 12-19.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 346-347) память И. отмечается 19 июня; указаны отпустительный тропарь () кондак, канон 5-го гласа, 2 цикла стихир-подобнов, 2 дополнительные стихиры, седален; на литургии поется прокимен Пс 18. 5а со стихом, Апостол Иуд 1-10, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Мк 6. 1-6а. В рукописной слав. Минее (РНБ. Соф. № 202, XI в.) память И. празднуется 26 мая; указаны те же канон и седален, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, а также 2 иных цикла стихир-подобнов (см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели / Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 417-421).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461-462) в день памяти И. 19 июня назначается то же последование, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Указания Мессинского Типикона 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 159) на 19 июня ограничиваются отсылкой к 27 апр. (пам. Симеона, сродника Господня). Такие же указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 219), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; в последнем также упомянут отпустительный тропарь И. 1-го гласа Χριστοῦ σε συγγενῆ̇ (Христова тя сродника…). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., 19 июня совершается шестеричная служба в честь И.; указаны отпустительный тропарь 1-го гласа «Чистоту душевную…», кондак 2-го гласа «Твердым умом…», канон, 2 цикла стихир-подобнов, седален, светилен; на литургии назначаются прокимен Пс 18. 5а со стихом, Апостол Иуд 1-10, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 14. 21-27, причастен Пс 18. 5a. Такие же указания содержатся в Типиконе 1641 г. Начиная с исправленного издания Типикона 1682 г. 19 июня стало отмечаться знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), статус службы И. повысился до полиелейной службы, последование И. было дополнено недостающими песнопениями. В греческих богослужебных книгах статус службы И. не изменился.

Последование И. в совр. рус. богослужебных книгах превосходит по количеству песнопений аналогичное последование в совр. греч. Минее.

В совр. греч. Минее помещен отпустительный тропарь И. 3-го гласа ᾿Απόστολε ἅγιε̇ (); в рус. Минее содержится 2 отпустительных тропаря: 1-го гласа и еще 1-го гласа «Чистоту душевную...» (Минея (МП). Июнь. Т. 10. Ч. 2. С. 85). В греч. Минее содержится кондак И. 1-го гласа ᾿Εκ ῥίζης εὐκλεοῦς̇ (Из знатного корене...); в русской - 2-го гласа 2-го гласа В совр. богослужебных книгах помещен канон И. авторства Феофана с акростихом Μέλπειν ᾿Ιούδαν τὸν θεόπτην σπουδάσω. Θεοφάνους (Пети Иуду Боговидца тщуся. Феофаново) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (), нач.: Μύστα τῶν οὐρανίων (Таинниче небесных). В рус. Минее также содержатся 4 цикла стихир-подобнов; 4 самогласна; 4 седальна; светилен. В греч. Минее количество стихир И. значительно меньше; светилен отсутствует.

В рукописях сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 19 июня - кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ῾Ως μαθητὴν λαμπρότατον̇ (Яко ученика светлейшего...), иной кондак 2-го гласа «Истинного благочестия проповедника...» (Амфилохий. Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия)


Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия)

В греч. иконописном подлиннике - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в числе описаний 11 апостолов приведено следующее: «Фаддей молод, без бороды» (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 7: Святые апостолы и евангелисты и внешний вид их. № 11), а среди 70 апостолов упомянут «Иуда, брат Господень, молод, с бородою едва показавшейся» (Там же. Разд.: Семьдесят святых апостолов. № 12). От возрастной характеристики И. как молодого апостола отходят рус. сводные иконописные подлинники XVIII в. Так, под 19 июня в описании «святого апостола Иуды, брата Господа по плоти» отмечено, что он «надсед, брада аки Варлаама Хутынского, риза багор, испод лазорь, во амфоре (омофоре), в руках свиток держит обема рукама, а в киевских в одной правой руке, а в левой книга» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). В «Руководстве к писанию икон», где акад. живописи В. Д. Фартусов обобщил информацию известных ему иконописных подлинников, говорится, что И. «типа еврейского, из рода Давидова, преклонных лет, волосы с проседью, ниже ушей коротки, борода продолговатая, до ключицы, также с проседью; в фелони и омофоре. В руках свиток с надписью: «Иуда Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце освященным Иисусом Христом соблюденным званым милость вам и мир и любы да умножатся. Возлюбленные, всяко тщание творя писати вам об общем спасении вашем, нужду возымех писати вам». Или: «Се приидет Господь во тьмах святых ангелов Своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 321).

На наиболее древних дошедших до нас памятниках - в росписях катакомб и на рельефах сакрофагов III-IV вв.- И. представлен не единолично, а в числе 12 апостолов (напр., в рим. катакомбах Домитиллы, кон. III - сер. IV в.; в катакомбах на Виа Анапо, 1-я пол. IV в.; в саркофаге из ц. Сант-Амброджо в Милане, кон. IV в., и др.). Образ И. не имеет узнаваемых иконографических черт или атрибутов, поэтому его уверенное отождествление возможно только в том случае, если апостолы поименованы. И., как и др. апостолы, облачен в белую тунику с клавами и паллий (напр., на мозаиках ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; в оратории Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519), ноги босые или в сандалиях; с VI в.- с нимбом (на мозаике Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520), в хитоне и гиматии (в росписи часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите, Египет).

Одно из ранних сохранившихся изображений Иуды-Фаддея, атрибутируемых по надписи,- оплечный образ cвятого в медальоне, входящий в мозаичную декорацию алтаря кипрской ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми (2-я четв. VI в.) наряду с др. апостолами от 12. И. показан темноволосым молодым человеком с темными, едва начавшими расти усами и 2 завитками короткой, еще не оформившейся бороды. В росписи апсиды часовни мон-ря прп. Аполлония Фиваидского в Бауите (VI-VII вв., зал 6, Коптский музей, Каир) И. показан вместе с др. апостолами от 12, стоящими по сторонам тронного образа Богоматери с Младенцем, в надписи он поименован Фаддеем, изображен с седыми волосами и со средней длины клиновидной бородой, в руках - кодекс.

В сценах НЗ, связанных с земной жизнью Христа, И. среди др. апостолов может быть наиболее точно идентифицирован, только если его имя есть в надписи. Так, на фреске с изображением «Тайной вечери» в церкви монастыря Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494), где каждый из 12 апостолов имеет надпись в виде начальной буквы имени (кроме Иуды Искариота), И. обозначен инициалами Θ̇Δ (Фаддей), он молод, волосы темные, вьющиеся, борода короткая.

Изображение И. (без подписи) входит также в состав неск. сцен НЗ, в которых показаны сыновья прав. Иосифа в связи с историей Богоматери. Так, вместе с братьями Иаковом, Иосией и Симоном (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3) И. представлен на миниатюрах из Гомилий Иакова Коккиновафского (Paris. gr. 1208, 1-я пол. XII в.), иллюстрирующих пребывание Девы Марии в доме прав. Иосифа: Иосиф вводит Марию в свой дом в Назарете, Мария провожает Иосифа на работы (Fol. 142, низ); Иосиф возвращается с работ (Fol. 142v); Иосиф объявляет Марии о своем отъезде (Fol. 146); сомнения Иосифа (Fol. 220v, 225); оправдания Марии (Fol. 228, 236v); взятие Иосифа и Марии под стражу (Fol. 238v); оправдание Марии, Захария отпускает Марию (Fol. 254v). Сыновья прав. Иосифа (кроме сцены на Fol. 220v) изображены с нимбами. Они показаны разновозрастными: старший - с темной короткой бородой, 2 средних - с бородой, едва показавшейся, и безбородый (И.?), младший - отрок (идентифицируется как Иаков, брат Господень). В памятниках монументальной живописи, включающих подробный Богородичный цикл, также встречаются изображения сыновей прав. Иосифа (напр., в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321).

Один из примеров включения И. в состав т. н. апостольского Деисуса - икона с Деисусом и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в среднике представлена 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост.

В росписи мон-ря Матейче (ок. 1355) использован сюжет на тему преемственности первыми Иерусалимскими епископами священства от Иисуса Христа и родства с Ним по плоти. С развернутыми свитками в руках, в полиставриях, с надписью на греческом: «῾Ο συγγενὴς τοῦ κ(υρίο)υ» (Сродники Господни) - представлены 1-й еп. Иерусалима Иаков и его преемники Симеон и И.

В ц. Санта-Мария-ди-Англона в Базиликате, Юж. Италия (кон. XII - нач. XIII в.), в росписи к-рой отмечают близость иконографии к раннехрист. и сицилийским памятникам, а стиля - к монументальной живописи в храмах на территории от греч. островов и Македонии до Сицилии, в юж. боковом нефе сохранились сцены из деяний апостолов, среди к-рых узнаваема сцена мученической кончины И.

Изображение И. устойчиво встречается в минейных циклах, на миниатюрах из рукописей: минеи на авг. Гроттаферратского мон-ря прп. Нила (Crypt. D. a. XII. Fol. 108; с подписью: Иуда-Фаддей), под 21 авг.; греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) - под 20 июня представлен седовласым, но не самых преклонных лет старцем в розовом гиматии и голубом хитоне, в левой опущенной руке держит свернутый свиток, правая рука - в жесте именословного благословения (РНБ. O. I. 58. Л. 118, кон. XV в.). В настенных минологиях под 19 июня И. в мучении представлен в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - распят на кресте и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - подвешен на дереве; изображения в рост имеются в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350), в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

В рус. минеях один из ранних примеров изображения И. сохранился в годовой минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - темноволосый средовек, с короткими, до ушей, вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачен в сине-зеленый хитон и красный плащ, с омофором, в левой руке держит кодекс, правой благословляет. Образ И. представлен: на иконах на июнь из комплекта годовых миней кон. XVI в. (КОГИАМЗ; с омофором поверх апостольских одежд), 1758 г., работы И. Ф. Липина (КОГИАМЗ); в годовой минее (нач. XIX в., УКМ); в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (изд. в 1714 и 1722; седовласый старец с густыми вьющимися волосами чуть ниже ушей и длинной округлой бородой, в правой руке - развернутый свиток, левая сложена в ораторском жесте с указующим вверх перстом) и И. К. Любецкого (изд. в 1730; в правой руке - свиток, левая с раскрытой ладонью отведена в сторону) и на др.

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 201, 280, 301, 339, 359, 388; LCI. Bd. 8. Sp. 423-427; Евсеева. Афонская книга. С. 311; Лидов А. М. Визант. иконы Синая. М.; Афины, 1999. С. 48-49. Кат. 7; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. С. 44. Кат. 33.10; С. 48. Кат. 34.10; С. 52. Кат. 35.9; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 480. Кат. 27. Ил. 40; С. 596-597. Кат. 232. Ил. 360; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 214; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 222. Кат. 195.

Э. В. Шевченко

История из жизни святого Иуды Фаддея (Юда-Тадей) подтверждает его родственные связи с Иисусом Христом. Господь в молитвах людей о покровительстве святого Иуды Фаддея дает очень быструю помощь, что бы этого великого святого не путали с иудой предавшим Иисуса. Ежедневные молитвы о покровительстве святого Иуды Фаддея очень помагают в личной жизни человека. Житие святого апостола Иуды-Фаддея.

О жизни святого апостола Иуды — Фаддея известно, что он происходил из Каны Галилейской. Родственниками св. Иуды — Фаддея были Мария и Клеон, братьями св.Якив, первый епископ Иерусалима.

Мама св. апостола Иуды — Фаддея Мария Клеопова была родственницей Предистои Девы Марии. Поэтому св. Фаддей является родственником Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иуду назвали Тадеем, чтобы отличать его от Иуды Искариота, который предал Иисуса.

После смерти Иисуса Христа апостол Иуда — Фаддей работал ревностно в Иудее, Месопотамии, Самарии и Персиии. В Персии св. Иуда — Фаддей потерпел мученическую смерть вместе со своим братом св. Симоном.

Тело святого апостола Иуды было перевезено в Рим, сегодня оно в базилике св.Петра и поныне почитается верными.

Святой Иуда -Фаддей надежный помощник в тяжелых и безнадежных ситуациях жизни.

Святой апостол Иуда -Фаддей отмечался среди апостолов особой чистотой и устойчивостью сердца, за что его Иисус Христос любил нежной любовью.

В ежедневных молитвах св. Иуды — Фаддея пользуемся его заслугами и мощным покровительством перед Богом.

Святой Апостол Иуда Фаддей

Українською мовою.

Про життя святого апостола Юди — Тадея відомо, що він походив з Кани Галилейської. Родичами св. Юди — Тадея були Марія і Клеон, братами св.Яків, перший єпископ Єрусалима.

Мама св. апостола Юди — Тадея Марія Клеопова була родичкою Предистої Діви Марії. Тому св. Тадей є родичем Господа нашого Ісуса Христа.

Св.Юду назвали Тадеєм, щоб відрізняти його від Юди Іскаріотського , який зрадив Ісуса.

Після смерті Ісуса Христа апостол Юда — Тадей працював ревно у Юдеї , Месопотамії , Самарії та Персіїї. В Персії св. Юда — Тадей зазнав мученичої смерті разом зі своїм братом св. Симоном.

Тіло святого апостола Юди було перевезено до Риму, сьогодні знаходиться воно в базилиці св.Петра і донині почитається вірними.

Святий Юда-Тадей надійний помічник у важких і безнадійних ситуаціях життя.

Святий апостол Юда- Тадей відзначався серед апостолів особливою чистотою і стійкістю серця, за що його Ісус Христос любив ніжною любов’ю.

В щоденних молитвах до св. Юди — Тадея користаймося його заслугами і могутнім заступництвом перед Богом.

Святий апостол Юда — Тадей.

Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.

А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.

Житие святого Иуды

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) - апостол от двенадцати , брат (по отцу) Иисуса Христа.

Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.

Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного - святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.

Еще об апостольском служении:

Святой Иуда Фаддей

Служение Господу

Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.

За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.

Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.

Второе имя апостола - Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.

После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.

Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов , о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.

Иуда убеждал верующих христиан:

  • беречься от блуда и плотских нечистот;
  • вести богоугодную жизнь во Христе;
  • жить в любви, вере и непрестанной молитве;
  • заблудших направлять на спасительный путь.

Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.

Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни , зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.

  • в делах, мыслях, поступках;
  • в молитве, в вере, в любви;
  • жить в гармонии;
  • обращать к вере заблудших, сторониться еретиков.

Читайте о практике духовной жизни:

Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!

Апостол Иуда Фаддей

Окончание земного пути

В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.

Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.

Мощи Святого

Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.

Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.

Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.

Посмотрите видео о житии Иуды Фаддея

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк.6:16) и от Иоанна (Ин.14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13).

В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I в.

Антонис ван Дейк (1599–1641) , Public Domain

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

Идентификация с Фаддеем

В Евангелии от Матфея (Мф.10:3) и от Марка (Мк.3:18) упоминается Фаддей или Левей, прозванный Фаддеем; по мнению большинства толкователей - это тот же самый Иуда.

Идентификация с Иудой–братом Иисуса

В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка (Мк.6:3), точно так же как и брат апостола Иуды - Иаков Алфеев отождествлялся с Иаковом Праведным.

Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду Иаковлева и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определённую трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, где Иуда называет себя братом Иакова.

В православии

Православное предание, отождествляющее апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», говорит о том, что апостол Иуда не дерзал называть себя сводным братом Господним (Иуд.1:1) по той причине, что когда Иосиф Обручник решил разделить между наследниками своё имущество, то все, кроме Иакова, не пожелали, чтобы и Иисус получил надел, равный с наделами сыновьями Иосифа от первой жены

Loading...Loading...