Жертвы фанатизма.

Н. К. Пимоненко - Жертва фанатизма.

Год создания: 1899

Холст, Масло.

Оригинальный размер: 180 см х 224 см см

Харьковский художественный музей, Харьков

«Жертва фанатизма» — одна из наиболее известных картин российского художника-передвижника украинского происхождения Николая Пимоненко, написанная им в 1899 году.

Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде — помимо кипы на нём тфилин и талит. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

Описание картины Николая Пимоненко «Жертва фанатизма»

Перед нами картина, которая показывает несправедливость, которая может случиться с каждым. Тут всего на всего девушка - еврейка, влюбленная в парня другой национальности, была жестоко наказана своими же людьми.

Изображенный мрачный пейзаж как будто переносит нас в то время, на то место. Чтобы мы полнее прочувствовали всю гнетущую ситуацию, художник использует мрачные тона, изображая сумерки, тучное небо, ворон, которые кружат над не очень приятным местом.

Перед нами толпа людей, в руках у каждого из них различные предметы: у кого-то палки, у кого-то просто сжаты кулаки. Они набрасываются на девушку, загоняют её в тупик, она прижимается к забору, так как больше некуда. Девушка понимает, что она одна, а их много. Ей не справиться самой против всей этой толпы, поэтому она терпит. Терпит все то, что посыпалось на нее - удары, ненависть, наказание.

На переднем плане изображена пожилая женщина, старающаяся изо всех сил остановить огромного мужчину, который собрался ударить бедняжку и уже замахнулся на нее палкой. Все же есть те, кто не желает этой девушке зла и хочет оставить ее в покое.

Но толпа жаждет расплаты. Никто из разъярённых людей даже не обращает внимания на родителей, на отца, который протягивает к ним руки и умоляет прекратить избиение дочери. Никакого внимания на мать девушки, которая присела, закрыла лицо руками и не знает, что ей делать, как жить дальше, как помочь дочери.

Самое ужасное в сцене, которую изобразил автор - это дети, дети которые смотрят на все что происходит. А все потому, что одни очень заняты разборками с девушкой, а другие считают, что этим маленьким детишкам только на пользу увидеть то, что нельзя делать, нельзя поступать так как она. Мы можем только представить, чем всё закончилось. Вряд ли девушка смогла избежать расправы.

К:Картины 1899 года

«Жертва фанатизма» - одна из наиболее известных картин российского художника-передвижника украинского происхождения Николая Пимоненко , написанная им в 1899 году .

История создания

Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство . Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.

Сюжет картины

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде - помимо кипы на нём тфилин и талит . Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

Технические детали

Картина выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в экспозиции Харьковского художественного музея.

Напишите отзыв о статье "Жертва фанатизма"

Примечания

Литература

  • Н. А. Езерская . «Передвижники и национальные художественные школы народов России», Москва, издательство «Изобразительное искусство», 1987 год.

Отрывок, характеризующий Жертва фанатизма

– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.

История создания

Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство . Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.

Сюжет картины

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде - помимо кипы на нём тфилин и талит . Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

Технические детали

Картина выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в экспозиции Национального художественного музея Украины

Литература

  • Н. А. Езерская «Передвижники и национальные художественные школы народов России», Москва, издательство «Изобразительное искусство», 1987 год.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жертва фанатизма" в других словарях:

    Пимоненко, Николай Корнилович Жертва фанатизма … Википедия

    Жертва - (ц. слав. – хвала) – так называют то, что добровольно и сознательно отдают кому то, вопреки своим потребностям, желаниям и отношению к тому, что передается. Жертва – это отнятие у себя очень дорогого, нужного и передача его тому, кого любим,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    - (Labarre) род. в 1747 г.; одна из жертв религиозного фанатизма. Обвиненный в изуродовании распятия, он был присужден к отрезанию правой руки и языка и к сожжению живым. Приговор был приведен в исполнение 1 июля 1766 г. Вольтер, под псевдонимом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Николай Корнильевич Пимоненко Микола Корнилович Пимоненко … Википедия

    - (1862 1912) украинский живописец. Передвижник. Жанровые сцены в сочетании с пейзажем в опоэтизированном виде изображали быт и труд украинского народа (По воду, 1893). Социально обличительные полотна (Жертва фанатизма, 1899) … Большой Энциклопедический словарь

    Украинский живописец. Учился в петербургской АХ (1882‒84) у В. Д. Орловского. Преподавал в Киевской рисовальной школе (1884‒1900). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см.… …

    Николай Корнильевич , украинский живописец. Учился в петербургской АХ (1882 84) у В. Д. Орловского. Преподавал в Киевской рисовальной школе (1884 1900). Член Товарищества передвижных… … Большая советская энциклопедия

    - (1862 1912), украинский живописец. Учился в петербургской АХ (1882 84). Преподавал в Киевской рисовальной школе (1884 1900). Член ТПХВ (см. Передвижники; с 1899). Изображал в опоэтизированном виде быт и труд украинского народа; жанровые… … Художественная энциклопедия

    - (1862 1912), живописец. Передвижник. Жанровые сцены в сочетании с пейзажем в опоэтизированном виде изображали быт и труд украинцев («По воду», 1893). * * * ПИМОНЕНКО Николай Корнильевич ПИМОНЕНКО Николай Корнильевич (1862 1912), украинский… … Энциклопедический словарь

    Автопортрет Николай Корнилович Пимоненко (укр. Микола Корнилович Пимоненко; 9 марта 1862 26 марта 1912) украинский живописец, автор многих картин на национальную украинскую тематику. Работы Пимоненко высоко ценились во всей Российской империи.… … Википедия

В иудаизме, христианстве и исламе вера – это встреча с Богом. Эта встреча возможна при жизни человека, она же ожидает его после кончины. Так традиционная религия смягчает страх смерти, обещая жизнь вечную. Согласно религиозным канонам, каждому предопределен срок жизни, и никто не вправе приблизить смерть – ни свою, ни другого человека. Но мы знаем, что в мире было и есть немало религиозных фанатиков. Заслуживает ли вообще религиозный фанатизм того, чтобы называться верой? По мнению психоаналитика Жака Лакана (Jacques Lacan), вера принадлежит к области правдоподобного, которое не всегда подтверждается. Фанатизм, наоборот, предполагает уверенность в обладании абсолютной истиной. «Это подмена, когда на место Бога верующий произвольно ставит свое человеческое «Я» и обожествляет его, – полагает Борис Фаликов. – Человеку кажется, что Бог требует от него принести другого (или и себя тоже) в жертву, а на самом деле он слышит собственный внутренний голос, голос человека, подверженного всем человеческим слабостям». Совершающий такую подмену безоговорочно уверен в своей правоте, в обладании абсолютной истиной. Он отвергает любую «инаковость» – мнение и образ мыслей, отличные от его собственного. Он совершенно не способен на диалог.

Оправдание зла

Для верующего главный вопрос – «В чем заключается воля Божья обо мне?» Фанатик не задается никакими вопросами: он знает, что «избран». «В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) убийство допускается ради самозащиты или во имя высших целей, превосходящих ценность человеческой жизни, – говорит Борис Фаликов. – Но оно и в этих случаях остается грехом, в котором нужно каяться. В индуизме и буддизме тоже есть ограничительные принципы – нельзя причинять вреда ничему живому». Проникая в религиозное сознание, «вирус» фанатизма трансформирует его. «Конечно, не любой фанатик становится экстремистом, и тем более террористом, но любой террорист – фанатик, – считает Борис Фаликов. – Фанатику любой конфессии насилие легко оправдать. У исламистов-шахидов убийство переосмысляется как жертва другими (и собой) во имя Бога. Для них это мученический подвиг. У индуистов-террористов смерть оправдывается возможностью родиться в лучшем воплощении. Причем они дают этот шанс не только себе, но и своим врагам, тем, у кого отнимают жизнь нынешнюю. Нам такая мотивация кажется абсурдной, но для того, кто поражен вирусом фанатизма, она работает».

Научиться мыслить трезво

Согласно психоанализу, человек становится фанатиком, чтобы победить страх и чувство собственного бессилия, которое он отказывается признать и принять. Разделив мир на правду и ложь, друзей и врагов, фанатик, в своем воображении, управляет реальностью, ощущает свое всемогущество. Он верит, что наконец избежал человеческой доли, в которой неизбежны сомнения, компромиссы и обманутые надежды. Обычно фанатик обладает параноидальным складом личности, склонен к мании величия и мании преследования. Но одной психической предрасположенности недостаточно. Религиозные экстремисты проходят специальную обработку, которая включает в себя изоляцию от внешнего мира, лишение сна, демонизацию врага, культ гибели за благое дело. После нее фанатик готов на смерть и убийство, чтобы выполнить свою миссию.

Как излечиться от религиозного фанатизма? «Самостоятельно это сделать очень сложно, – констатирует Борис Фаликов. – Необходима профессиональная психологическая помощь, чтобы убедить человека: сомнения и способность трезво мыслить ни в коей мере не противоречат вере. Более того, даже ей помогают».

Loading...Loading...