Философский энциклопедический словарь м советская энциклопедия 1983. Философский энциклопедический словарь

Социология «наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей».

Краткий социологический словарь - М., 1989.

Социология «это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов».

Г.В. Осипов

Социология – это «наука о законах функционирования и развития социальных организмов»

М.Н. Руткевич

Социология «это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».

В.А. Ядов

Социология – это «наука о законах и формах проявления социальной (общественной) жизни».

А.Г. Здравомыслов

Социология – «это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах».

С.С. Фролов

Социологию можно определить как «научное изучение общества и социальных отношений».

Н. Смелзер

Социология «это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

Э. Гидденс

Социология – «это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе»

Дж. Томпсон и Дж. Пристли

В существующем многообразии определений социологии и ее предмета есть нечто общее , что позволяет объединить все эти взгляды:

Это принятие социального как основного свойства человеческого рода, благодаря которому возникло общество и все его структуры;

Признание того, что социальная реальность имеет системный характер ;

Признание закономерности и исторической обусловленности социальной реальности.

Понятие «социальное» рассматривается с двух позиций.

Во-первых , социальное – это то же самое, что и общественное, т. е. эти понятия равнозначны.

Во-вторых , социальное – это часть общественного.

В зависимости от выбора той или иной позиции, сложились различные определения социологии.

Понятие «социальное» было введено немецким ученым Карлом Марксом (1818 – 1883) как характеристика одной из сторон общественной жизни. Карл Маркс использовал два термина – общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» он употреблял, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» – в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

Нередко в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс отождествляли понятие «социальное» с понятием «гражданское». Причем последнее понятие они связывали с взаимодействием людей в рамках определенных социальных общностей (семья, класс, община и т.д.).

Крупнейший французский социолог Эмиль Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии. Социальное, по Э. Дюркгейму , рассматривается как проявление группового или коллективного сознания в отличие от индивидуального.

Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера , предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия») Т. Парсонса.

В современной социологической литературе «социальное» рассматривается как совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

2. . Структура и уровни социологического знания

На каждом этапе развития социологии как науки в связи с уточнением ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают различные подходы к рассмотрению ее структуры, обусловленной, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Это в свою очередь дает объективное основание для выделения трехуровневой структуры социологической науки :

Общая социологическая теория (общетеоретическая социология);

Специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);

Конкретные социологические исследования.

Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки.

Общетеоретическая социология направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, изучает глубинные (сущностные) моменты развития общества, исторического процесса. На этом уровне исследуются взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни.

В 1947 г. американским социологом Робертом Кингом Мертоном было введено понятие «теории среднего уровня», для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве опосредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. В отечественной социологии их принято называть специальными социологическими теориями.

Позволяют исследовать и объяснять специфику развития и функционирования отдельных структурных частей социальной системы, их закономерности и взаимодействия.

Характерными для специальных социологических теорий являются следующие положения :

Каждая из них опирается на широкую эмпирическую базу по соответствующей проблеме;

Теоретическое описание изучаемой стороны социальной подсистемы происходит на основе обобщения эмпирических фактов;

Они описывают теоретическую модель исходя из определенной социологической теории;

Одновременно они сами выступают теоретической базой для соответствующих социологических исследований.

Специальные социологические теории условно подразделяют на три группы :

Теории социальных институтов,

Теории социальных общностей,

Теории специализированных социальных процессов.

В первой группе находят отражение сложные социальные зависимости и отношения, которые изучаются социологией труда, социологией семьи, социологией политики, социологией права и т.д.

Вторая группа теорий исследует структурные единицы общества – от малой группы до социального класса.

В третьей группе теории специализируются на изучении социальных изменений и процессов. Сюда включаются социология девиантного поведения, социология конфликтов, социология общественных движений и т.д.

Как отмечалось выше, третьим уровнем социологической науки являются конкретные социологические исследования . Они представляют собой систему теоретических, эмпирических и организационных процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте. Конкретное социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, имеет свою структуру и подчинено собственной логике. Они дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Данный вид исследования может быть осмыслен на уровнях специальных или общесоциологических теорий.

Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания – теории и эмпирии.

В социологической науке обычно речь идет о двух подходах к изучению общества: макросоциологическом и микросоциологическом.

С момента становления социологии как науки, в социологии на Западе на всем протяжении XIX в. вплоть до 20-х годов XX в. господствовала макросоциологическая ориентация. Все социологическое знание в этот период сводилось только к общетеоретическому. Формирование микросоциологической ориентации, микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов XX в. В течение примерно 30-40 лет социологи были ориентированы на эмпирическое описание изолированных, порой фрагментарно выраженных сторон деятельности социальных групп без рассмотрения их связи с процессами, происходящими на макроуровне. В основном проводимые исследования выполнялись на микросоциологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были направлены на решение конкретных социальных проблем.

Прикладное исследование ориентировано на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.

3. 3. Функции социологии

Социологическое познание и многообразие связей социологии с социальной практикой определяются системой социологических функций. Их условно разделяют на теоретические и прикладные. Первые позволяют производить теоретический анализ различных сторон общественной жизни. Вторые направлены на познание закономерностей социальных процессов, выявление достоверной информации о социальной практике. Существуют различные классификации функций социологии.

Рассмотрим следующие основные функции социологии:

теоретико-познавательную,

прогностическую,

социального проектирования и конструирования,

организационно-технологическую,

управленческую,

инструментальную.

С помощью теоретико-познавательной функции происходит накопление знаний в области социальной жизни, раскрываются закономерности и перспективы развития общества. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество – сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии.

На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения прогнозов общественного характера.

На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.

На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя новые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности. В конечном итоге познавательная функция также является основой для осуществления других функций.

Прогностическая функция способствует выработке прогнозов о тенденциях развития социальной сферы в целом и его отдельных сторон. При построении социологического прогноза исходят из выделения устойчивых тенденций развития изучаемого явления или процесса и составления оценочных характеристик возможного будущего состояния. Особенно актуальными становятся прогнозы в переходные периоды развития общества.

Основу организационно-технологической функции обуславливают социальные технологии и практические рекомендации. Практические рекомендации относительно объективных сторон жизнедеятельности общественного организма объединяют вокруг себя социальную структуру общества, политический строй, конкретные условия труда и быта людей. Рекомендации касательно субъективных факторов включают в себя мотивы, цели, намерения, установки, интересы, ценностные ориентации, идеологические представления.

Управленческая функция заключается в составлении социальных нормативов, показателей, критериев, разработку планов социального развития, обеспечение информационно-аналитической основы, формирования социологической культуры. Функция способствует совершенствованию управления социальными процессами; отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социальными процессами?».

Инструментальная функция предусматривает разработку, как общих методик социального познания, так и специальных методов сбора социальной информации, приемов ее анализа, обобщения и обработки.

Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное» .

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «социальная роль», «социальный статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальная структура» и др. Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» .

Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.

Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям.

По степени общности эти законы могут быть подразделены на

общие , т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого,

специфические , т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества.

По характеру , способу проявления социальные законы делятся на

динамические, которые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений;

статические, которые детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

Исследовать социальные законы – это значит установить существенные связи между различными элементами социальной сферы и социальных общностей, между обществом и личностью. Под действием социальных законов формируются социальные качества людей, что проявляется в образе жизни данного общества. Если требования социального закона находятся в соответствии с поведением и действиями людей, составляющих данную общность, то можно говорить о социальной эффективности механизма действия этого закона и наличии устойчивой тенденции к соблюдению требований того или иного закона.

Социология и социальная философия. Ключевую роль в возникновении и становлении социологии как науки сыграла социальная философия. Еще до первой четверти XX века их нередко отождествляли. В самом широком рассмотрении социальная философия представляет собой раздел философии, в котором выявляются качественное своеобразие общества, его генезис и развитие. Общество видится как некая всеобщая целостность. В узкой трактовке социальная философия представляется разделом общей социологии. Социальные проблемы исследуются категориями теоретической социологии. В том или ином случае анализ осуществляется с философских позиций.

Социальная философия выявляет устойчивые условия существования социальной сферы и включает в себя довольно широкий круг проблем: анализ природы человека, его происхождение и структуру, роль и место человека в обществе, возникновение и генезис государства в соотношении с обществом. В социологии также изучаются проблемы, связанные с обществом в целом с его субстанциональными основами, законами функционирования и развития, различие составляют методы и способы исследования. В отличие от социальной философии социология осмысливает социальную действительность не как предельную абстракцию, а как реальность. Социологическое познание имеет предметную, практическую направленность. Еще более различаются рассматриваемые науки по методам исследования. В социальной философии проблемы решаются умозрительно. В социологии на основе данных эмпирической науки.

Социология и история. Между историей и социологией существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum , то социология – in factum , Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Социологические выводы и положения непосредственно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым условием, важной предпосылкой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.

Социология и политология. В политологии также изучаются обществоведческие проблемы. За рубежом несколько десятилетий назад она выделилась из социологии и превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Наиболее значимыми в политологии являются проблемы политической власти, деятельность политических партий, организаций и общественных движений, сравнительный анализ современных политических систем и т.д. В целом, предметом этой науки выступает политический процесс как феномен и как результат взаимодействия различных социальных сил. Политологи стремятся выявить механизм осуществления власти и властных отношений. В социологии политический процесс, сфера властных отношений рассматриваются как часть или подсистема социального целого. В данном случае устанавливаются закономерности ее функционирования, влияния на различные социальные институты.

Социология и экономика. Что касается экономической науки, то в ней происходит поиск путей и средств максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей в условиях ограниченных ресурсов. В характеристике жизненного уровня людей уделяется основное внимание количественным параметрам. Социологический подход предусматривает выделение преимущественно качественных характеристик, раскрывающих картину социального обеспечения различных слоев населения. Экономисты концентрируются на исследовании сферы материального производства, рыночных механизмов и функционирования финансовых организаций. Для социологов экономическая сфера выступает в качестве одной из подсистем социального целого.

Если в правовых науках анализируются законы и их применение, то в социологии выясняются причины, обусловившие необходимость того или иного закона, отношение людей к нему и степень его социальной необходимости и эффективности.

Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства , отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии – проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога – это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др . Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции. В то же время антропологии как самостоятельная наука занимается, в частности, изучением локальных, простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями.

Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но также и испытывать обратное воздействие.


Похожая информация.


30 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 231.

31 Внутривидовая пластичность поведения, как известно, распространяется не только на «сообразительность» отдельных особей, но и на то, что можно отнести к эмоциональной сфере поведения и даже, условно говоря, к сфере «ценностных предпочтений» животного. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты своеобразного «теста на гуманность», которому подвергли крыс в известном эксперименте, когда, получая пищу, животное должно было каждый раз нажимать на рычаг, замыкавший цепь и вызывавший электрошок у другого животного. Известна пропорция, в которой крысы разделились на «эгоистов», «понимавших» связь между этими событиями и все же пожиравших пищу, несмотря на жалобные вопли своих собратьев, и «альтруистов», предпочитавших в такой ситуации отказаться от пищи.

32 Характерно, что даже такой далекий от «чистой» философии, никак не склонный к «схоластическому теоретизированию» автор, как В.И. Ленин прекрасно понимал процессуальную природу науки. «Движение научного познания - вот суть», - утверждал он, делая отсюда вполне «логомахический» вывод: «Категории надо вывести (а не произвольно или механически взять) (не «рассказывая», не «уверяя», а доказывая), исходя из простейших основных» (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 79, 86).

33 См. подробнее: Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М., 1986. В этой монографии мы попытались рассмотреть предметное поле социальной философии методом восхождения от абстрактного к конкретному, представив его в качестве саморазвивающейся системы проблем, присущих в идеале любой рефлективной философской доктрине общества.

Мы стремились защитить метод восхождения от несправедливых упреков со стороны ученых, рассматривающих его как «слишком простой» способ решения проблем концептуальной систематизации науки, считающих, что для такого решения совершенно недостаточно найти «исходную категорию», «клеточку», указать на ряд философских принципов и основоположений, которым необходимо подчиняться при ее развертывании в систему, и таким, в общем, несложным способом подключиться к разработке фундаментальной теоретической проблемы» (Келле В.Ж., Ковалъзон М.Я. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования // Вопросы философии. 1980. № 7. С. 117).

При таком подходе восхождение от абстрактного к конкретному нередко рассматривается как попытка «нанизать» все понятия социальной философии на одну нить, «выстроить их в одну шеренгу», представить как однопроектные определения, выводимые непосредственно одно из другого. Отсюда делается вывод, что метод восхождения представляет собой в лучшем случае один из частных, подчиненных приемов систематизации и рефлексивного изложения науки, «абсолютизация» которого «упрощает» природу социальной философии как многоаспектной и многоуровневой теории с отнюдь не «ниточной» логикой саморазвертывания понятийного содержания.

В действительности, однако, речь должна идти не о «простоте» метода восхождения, а о его заведомом упрощении исследователями, не принимающими во внимание реальное богатство составляющих его процедур, которые мы стремились охарактеризовать в названной монографии.

34 Нельзя не видеть, что реальное развитие науки, подчиняясь в целом законам восхождения от абстрактного к конкретному, от первоначальных «тощих» абстракций ко все более полному концептуальному отображению объекта, может отклоняться от «чистой» логики восхождения, характеризоваться логическими отступлениями или, напротив, внезапными скачками вперед, основанными на научной интуиции. Реальная наука - в отличие от грамотного ее преподавания - развивается по «спирали», постоянно возвращаясь к одним и тем же тезисам, которые, сохраняя свое объективное место в системе категориальных связей, в то же время меняют форму концептуального существования, превращаясь из гипотез в доказанные постулаты и пр.

35 Из самого определения субстанции следует, что любая, сколь угодно детальная конкретизация познания не отменяет субстанциальное определение науки, а лишь раскрывает ее виртуальное богатство. Будучи открытым наукой, это определение остается неизменным на любом из этапов познания, в процессе которого оно последовательно поворачивается к исследователям различными гранями: то раскрывая свою структурную организацию, функциональные и динамические опосредования, то представая в богатстве своих атрибутивных характеристик, то демонстрируя свои видовые определения.

Фиксацией этого обстоятельства «субстанциально-деятельностный подход», предлагаемый нами, отличается от просто «деятельностного» подхода, рассматривающего категорию деятельности как удобное начало рефлексивного изложения теории, сменяемое в дальнейшем более конкретными, уже «недеятельностными» определениями.

36 Во избежание путаницы следует сразу определить существенное различие между «элементарной клеткой» и элементами социальной организации, простейшими, далее неделимыми «кирпичиками» социального, из которых строятся все общественные явления «клеточного» и «надклеточного» уровней. В самом деле, элементарное знание биологии подсказывает нам, что клетка живого «элементарна» лишь в том смысле слова, что является простейшим целостным сущностно самодостаточным носителем жизни. Подобная элементарность отнюдь не тождественна структурной гомогенности клетки, которая имеет сложное строение, расчленяется на множество элементов (включая сюда клеточное ядро, цитоплазму и т. д. и т. п.).

Точно так же и социальная «клетка» должна выступать не как элемент социального целого, а как элементарное бытие целого, микроячейка общественной жизни, содержащая в себе все атрибутивные (но не структурные!) характеристики социума. См. подробнее: Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность и развитие. М., 1986.

37 Характеризуя интерес к таким поискам, возникший на самых ранних этапах развития социальной теории, П. Сорокин попытался систематизировать основные точки зрения на «простейшее образование асоциальных явлениях, аналогичное атому в физике или клетке в биологии. Некоторые ученые, такие, как сторонники органической, механистической и психологической школ в социологии, находят это «образование» в индивиде. Другие, такие, как Ф. Гиддингс, определяют его как «соций» или «дружбу». Третьи, как Ф. Морено и Ф. Знанецкий, трактуют его как «роль», которую принимает на себя индивид. Многие идентифицируют его с «социальным отношением». Большая группа социологов, понимая, что изолированный индивид не может представлять собой социальное явление, ищет «простейшее образование» в «наиболее элементарном обществе», имея в виду семью, как в случае Ф. Ле-Плея и его школы, или в «самом примитивном обществе» недифференцированном и плохо интегрированном, как в случае Г. Спенсера и Э. Дюркгейма» (Сорокин П.А. Родовая структура социокультурных явлений // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190).

Нужно сказать, что сам Сорокин с неодобрением относился к поискам простейшего образования, считая его «имитацией плохо понимаемой естественной науки». Однако вся аргументация Сорокина была направлена против конкретных, действительно ошибочных представлений о «клеточке» социального - прежде всего против попыток ее сведения к изолированному индивиду, который сам по себе «не составляет социального явления, не говоря уж о его простейшем образовании».

Точно так же, полагает Сорокин, простейшим образованием не может быть «роль «индивида». Вне драмы не может быть роли; ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей... Роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы. Только и этих условиях роль может стать элементом социального явления, так же как хромосома является составной частью клетки или электрон - составной частью атома...» (Там же. С 191).

Мы полагаем и ниже постараемся показать, что приведенные рассуждения Сорокина, содержащие много правильных замечаний, не являются в то же время опровержением когнитивной потребности в поиске простейших социальных образований, несмотря на уверенность автора в том, что данная потребность «основана на недоразумении».

38 Существует мнение о том, что поиски «элементарной клеточки» социального или простейшего из целостных проявлений (состояний) социальной субстанции, некогда популярные в советской социальной философии, были навеяны сугубо идеологическими причинами, а именно некритическим подражанием К. Марксу. Действительно, автор «Капитала», стремясь найти логически последовательный способ изложения своих политико-экономических взглядов, избрал в итоге методологию субстанциального подхода к экономическим реалиям товарного производства. Стоимость как экономическая квинтэссенция абстрактного человеческого труда рассматривалась им как «саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция, для которой товары и деньги суть только формы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 165). Соответственно товар (как отношение, а не «чувственная вещь») выступал в качестве «элементарной клеточки» экономической субстанции, в которой воплощались все ее атрибутивные признаки и с которой начинался процесс последовательной конкретизации экономических определений.

Мы полагали ранее и убеждены сейчас, что методология субстанциального анализа, проведенного Марксом, представляет особый интерес для науки и сохраняет свое значение и поныне (в отличие от многих содержательных утверждений «Капитала», утративших свою актуальность или бывших ошибочными уже на момент создания. Не следует считать его автором субстанциального подхода, забывая о том, что в логическом отношении «Капитал» во многом являлся калькой «Науки логики» Гегеля, сумевшего, несмотря на полумистический характер своих идей, дать блестящий образец субстанциального подхода в философии и рефлексивного изложения теории методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Так, в вводном разделе «Науки логики» («Предварительное понятие») немецкий мыслитель, рассматривая три отношения мысли к объективности, формулирует субстанциальное понимание интересующего его объекта, модусами, атрибутами и акциденциями которого оказываются в конечном счете все последовательно развертывающиеся определения. Таким субстанциальным понятием логики для Гегеля, исходившего из тезиса тождества бытия и мышления, являлась Абсолютная идея. «Для Гегеля, - писал А. Деборин во вступительной статье к «Энциклопедии философских наук», - истинной реальностью является понятие или идея. Его логика построена поэтому таким образом, что самое истинное оказывается в конце логики. Бытие оказывается не истинным и снимается сущностью, которая является его основанием, но сущность снимается в свою очередь понятием, которое обнаруживает себя как более истинное, чем сущность. Мир развертывается таким образом, что он обнаруживает свою истину и действительность в конце развития, когда его природа раскрылась полностью. Но очевидно, что идея потому могла обнаружить себя как истинную реальность в конце процесса познания, что она в самом начале составляла истинную сущность мира, так что все категории - бытие, сущность и пр. - являлись лишь оболочками, внешними формами проявления все того же понятия... Наконец, наступает момент, когда оно сбрасывает с себя драпировку, оболочку и предстает перед нами во всей своей чистоте и в то же время во всей своей конкретности в смысле обогащения всем предыдущим содержанием». (Деборин А. Гегель и диалектический материализм // Гегель. Энциклопедия философских наук. М.; Л., 1929. С. XXXIV).

Нетрудно обнаружить связь между подобным построением глобальной философской онтологии и экономическим конструкциями Маркса, в «Капитале» которого, как справедливо отмечает Э.В. Ильенков, «особенные отношения и выражающие их категории предстают в ходе анализа как различия, возникающие внутри одной и той же конкретно-всеобщей субстанции - капиталистически организованного труда, как конкретные формы этой организации, как ее «модификации». Сама категория субстанций (в данном случае ею оказывается труд, притом не просто труд, а исторически определенная его форма) выступает как внутренне противоречивая категория, заключающая в себе необходимость порождения все новых «модусов», особенных форм своего развития и проявления» (Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 215).

39 К примеру, М. Вебер придавал анализу действия настолько важное значение, что связывал с ним сам предмет социологической науки. «Социология, - писал он, - (в том смысле этого многозначного слова, которое здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» (Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения, С. 602).

40 Естественно, что мера этой взаимной зависимости различна для животных-«индивидуалистов», нуждающихся друг в друге лишь на период размножения и выведения потомства, и для «гипер-коллективистов» типа пчел или муравьев (в случае с которыми интеграция достигает степеней, заставляющих некоторых биологов считать единичным живым организмом не отдельные особи, а муравейник или рой, взятые в целом).

41 «Вряд ли сейчас найдется образованный социолог, - утверждал С.Л. Франк, - который без ограничения стал бы поддерживать эту точку зрения - настолько стало теперь очевидным, что она противоречит бесспорным фактам общественной жизни. Дело в том, что наряду с порядками, действительно «сознательно» введенными через законодательство, мы встречаем в обществе много общего, единообразного, упорядоченного, что никем не было сознательно «введено», о чем никто никогда не думал и к чему никто умышленно не стремился. И при этом именно эта последняя область общественной жизни есть основная, господствующая в ней сторона. Кто когда-либо сговаривался, например, о введении общего для всех членов народа языка? Ясно, что этого не могло быть уже потому, что самый сговор уже предполагает взаимное понимание, т. е. общность языка. Но и все вообще, что в общественной жизни носит характер «общепринятого» - нравы, обычаи, мода, даже право, поскольку оно есть обычное право, цены на товары (поскольку не существует государственной таксы и нормировки), - все это существует без всякого сговора и соглашения, возникая как-то «само собой», а не как умышленно поставленная цель общей воли всех». (Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 40).

42 Уже отмечалось, что, подобно «труду», коллективность предшествует целенаправленности как основному признаку человеческой деятельности. Но, как и случае с трудом, лишь сознание придает коллективности ее особую социальную форму - отличную от той, которая присуща «социальным животным», в чьих сообществах мы наблюдаем и разделение функций, и иерархические отношения «руководителей-подчиненных», и опеку «тружеников» над иждивенцами, и защиту сильными слабых. Все эти отношения, как известно, у животных строятся на рефлекторной основе. Лишь люди создают коллективность, поддержание которой требует сознательных усилий как со стороны общества, так и со стороны каждого отдельного его члена. Механизмы подобной рефлексивной коллективности (в результате которой человек подчиняет свое поведение не только собственной потребности, но и сознательному расчету на реакцию окружающих его людей, обуздывая многие порывы, естественные для «зоологического индивидуализма» животных) мы рассмотрим ниже.

Стремящихся достигнуть их совместной скоординированной деятельностью. В то же время существуют важные причины, по которым мы не можем считать эту группу полноценным человеческим обществом. Все дело в том, что бытие футболистов как социальных существ, способных к общественной по своему характеру деятельности, не может быть обеспечено усилиями самого футбольного клуба, который немедленно исчезнет...

Свойства духа, некоего идеального познающего начала. Духовные способности можно понимать как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способностей человека как субъекта деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека как личности. Духовные способности - это качество индивидуальности, ...

Сугубо эмпирический подход к ней, стремление обнаружить части социальной системы «на ощупь» методам эмпирического «социологизма», оторванного от социально-философской рефлексии общества и противопоставленного ей. Вместе с тем именно проблемы социальной статики, по нашему убеждению, наиболее ярко демонстрируют концептуальное взаимопересечение философского и социологического взглядов на общество, ...

Female viagra australia, tadalafil 20mg bestellen active pfizer 100mg on line marque générique levitra españa online preise farmaco prezzo. Orden 50mg viagra tablets india buy for women levitra precios farmacia kaufen bestellen sildenafil tadalafil generico italia sans ordonnance, comprare inghilterra. Tadalafil acquisto, cheapest price for sale australia viagra kaufen ohne visa canada buy female 20mg cipla sildenafil no prescription non, sales. Comprare viagra online purchase order best price, prices generic generique ligne cheap cost of prescription buy. Buy pill viagra pfizer discount sildenafil uk du Canada, coût 20mg sale of vente ligne 50mg achat tadalafil compra generico. Cheap viagra tablet best prices buying italy, canada australia online consultation suave barato cheapest uk sildenafil ligne. Vente viagra canada farmacia del levitra, compra tadalafil profesional cheap sildenafil tablets, online sales prescriptions cipla no, citrato di, uk. Descuentos viagra cheap levitra precio del tadalafil, sildenafil prezzo générique best prices generico buy cialis online. Tadalafil en ligne, get viagra prescription, best pharmacy billige generika schweiz citrato di sales buying online mit rezept kosten pillola. Pharmacy sildenafil farmacias acquistare viagra mastercard libero generico di from india, bestellen tadalafil canada österreich 20mg cipla levitra del. Preis viagra pfizer barata, buy without prescriptions, brand cheap tadalafil 5mg india compra segura pastilla line Canadá en línea. Generika aus deutschland professional viagra cheap ordre générique generic mastercard, generique, efectos secundarios buying italy discount price canada deliver. Levitra 5mg tadalafil india on sale generic viagra no prescription woman comprare sicuro purchase prix línea genérica de. Tadalafil farmacia prezzo viagra buy india online Verkäufe levitra price acheter 50mg cheap générique Canada sildenafil precio free samples australie. Obtenez viagra sans prescription, generico india buy sildenafil uk levitra, order tadalafil from pill 50mg genérico prices cheap generici del canada. Online sales viagra pilule prix tablets 100mg levitra tadalafil 20mg generico india order sildenafil canada générique. Free, cheapest prezzi viagra in farmacia india viagra 50mg generico levitra de la farmacia brand sildenafil citrato generique inde samples profesional inglaterra. Sildenafil prix canadian viagra sales buy no prescription order shop pharmacy canada store usa super active without. Cheap viagra soft, australia no prescription economico tadalafil canada online tablets for women sildenafil frau lieferung deutschland uk buy prix pilule, ordine. Generic 10mg, compra Australia de viagra sildenafil efectos secundarios without tadalafil discount pharmacy tablets for women, venta pfizer kaufen levitra in svizzera. Farmacias sildenafil sin receta viagra meilleur prix, precio wholesale india genéricos del tadalafil generico ricetta online vente générique. Viagra en la farmacia pharmacie ligne, purchase tadalafil vardenafil generika kaufen sildenafil from canada tab generico economico genérico para di vendita in österreich.

Было подготовлено и выпущено издание словаря тиражом 150 тысяч экземпляров. Издательство - «Советская энциклопедия ».

В философском энциклопедическом словаре, включающем около 2000 статей, освещаются проблемы диалектического и исторического матариализма, философские вопросы естествознания, социология, этика, эстетика, философские проблемы психологии, логики, атеизма, религии, дана панорама мирового развития философии. Большое число статей посвящено философам, социологам, психологам, повлиявшим на развитие философии и всей общественной мысли. (Аннотация издания)

Актуализация философского энциклопедического словаря

В 2004 издательством «Гардарики» выпущено издание «Философия. Энциклопедический словарь» под редакцией А. А. Ивина (ISBN 5-8297-0050-6)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Философский энциклопедический словарь" в других словарях:

    Жанр: история масонства

    См. Алхимия. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    Особый вид филос. литературы, раскрывающий филос. тему в инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мемуарной литре о Будде и Сократе. В буддийской литературе Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа… … Философская энциклопедия

    С латинского: Lapisphilosophorum (ляпис филозофорум). Так средневековые алхимики называли некое умозрительное и магическое вещество, при помощи которого якобы можно было превращать обычные металлы в благородные, например, свинец в золото, а также … Словарь крылатых слов и выражений

    Эта страница глоссарий. Масонство … Википедия

    - (греч. λεξικόν, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. Wörterbuch) собрание слов, принадлежащих какому нибудь языку, расположенное для более удобного пользования им в том или другом систематическом порядке, чаще всего в чисто внешнем,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1) То же, что лексика в 1 м значении. 2) То же, что лексика в 5 м значении. 3) Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Словарь академический. Словарь нормативный. Словарь… … Словарь лингвистических терминов

    Направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически… … Философская энциклопедия

    Масонство … Википедия

    Теоретическое осмысление и освоение феномена романтизма западноевропейской и рус. культуры с выявлением его типологических особенностей. Романтизм возник в кон. 18 нач. 19 в. как литературное философско эстетическое движение, охватывающее широкие … Философская энциклопедия

Loading...Loading...