Индивидуальному сознанию присуще то общее. Общественное и индивидуальное сознание

Тренировочные задания по теме: «Человек – Общество».

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность

2) гражданина

3) индивидуальность

4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

4. Какой признак характеризует человека как личность?

1) нейродинамические свойства мозга

2) психофизиологические функции

3) непринуждённость в деятельности

4) жизненная позиция

5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) общественное сознание

2) общество

3) обыденное сознание

4) идеология

6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в период 30-х гг. XX в., является примером

1) философского сознания

2) научного сознания

3) правосознания

4) массового сознания

7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальное сознание содержит то общее, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек.

Б. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2) общественное сознание определяет духовная жизнь общества

3) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний

9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию

1) самореализация

2) самообразование

3) самосознание

4) самоконтроль

10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает себя. Это пример

1) самовоспитания

2) самонаблюдения

3) познания себя путём познания других

4) самообразования

11. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Самосознание формируется по мере отражения внешнего мира.

Б. Самосознание формируется по мере познания самого себя.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) связано с положением человека в обществе

2) состоит из поступков

3) не оказывает воздействия на людей

4) состоит из действий

13. Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию

1) менталитет

2) мировоззрение

3) сознание

4) мироощущение

14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»?

1) теоцентризма

2) наукоцентризма

3) природоцентризма

4) антропоцентризма

15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов

17. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

18. Какому знанию соответствуют следующие выражения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточка»?

1) научному

2) художественному

3) практическому

4) житейскому

19. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 3) суждения

2) понятия 4) умозаключения

21. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть

1) закон 3) проблема

2) истина 4) принцип

22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины

2) заблуждения

3) субъективной истины

4) абсолютной истины

23. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина и ложь»

4) во всём перечисленном

25. Основа человеческого существования - это

1) дружба 3) потребительство

2) любовь 4) деятельность

26. Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе - это пример деятельности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической

4) материально-производственной

27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

28. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки 3) мотивы

2) влечения 4) эмоции

29. Целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности - это

1) способность 3) убеждение

2) интерес 4) принцип

30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

31. Верны ли следующие суждения об интересе человека?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью.

Б. Интерес человека является важнейшим побудительным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает ему выполнять домашние задания. Причина - в привязанности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет гражданка К. таким образом?

1) физиологическую

2) экзистенциальную

3) престижную

4) социальную

33. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями,- это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

35. Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил - фаталист?

1) всякое действие человека предопределено заранее

2) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний

3) воля человека - первооснова всего сущего

4) случайность играет в жизни человека определённую роль

37. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей

38. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни

2) социальной 4) духовной

39. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

40. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

41. Институт общества - это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальны потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

42. В понятие социальный институт не входит

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

43. Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. Институты общества осуществляют социальный контроль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

44. К социальным институтам относится

1) собственность 3) религия

2) материнство 4) суд

45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство 3) наука

2) творчество 4) культура

46. К духовной культуре относится

1) оборудование 3) здание

2) искусство 4) компьютер

47. Верны ли следующие суждения о новаторстве в культуре?

А. Новаторство в культуре означает развитие жанрового, видового, стилевого многообразия искусства.

Б. Новаторство в культуре означает открытие новых сторон и граней духовного мира человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) национальной

49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию

1) образование 3) наука

2) творчество 4) искусство

50. Гражданин Л. является исследователем, анализирующим тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры. В какой отрасли научного знания трудится гражданин Л.?

1) естествознании 3) социальных науках

2) технических науках 4) гуманитарных науках

51. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) в ходе работы систематически применялся эксперимент

53. К общим тенденциям в развитии образования в РФ не относится

1) непрерывность образования

2) обязательность высшего образования

3) компьютеризация процесса образования

4) многообразие путей получения образования

54. В средней школе города Н. педагоги уделяют большое внимание личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, что позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Этот пример иллюстрирует тенденцию в развитии российского образования

1) интернационализации

2) гуманитаризации

3) гуманизации

4) демократизации

55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задавали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указали в качестве заслуги школы в их образовании общую грамотность.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

57. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

58. К мировым религиям не относится

1) индуизм 3) буддизм

2) ислам 4) христианство

59. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия - это определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия - это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

60. В стране Б. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?»

%
45%
25%
18%
12%

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение помыслов, стремлений людей.

3) Большее число опрошенных в качестве приоритетной функции религии в современном обществе указали на осмысление мира, общество, человека, чем на объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыслов, стремлений людей в качестве приоритетной функции религии в современном обществе.

61. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления

62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства - в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художественное произведение непременно должно влиять на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

63. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действительности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определённостью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

64. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.

38%
32%
25% 5%

Воздействие на чувства

Быть интересным

Формирование эстетического вкуса

Предвосхищение будущего

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных заняло формирование эстетического вкуса.

2) Воздействие на чувства в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, выбрало меньше опрошенных, чем формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвосхищение будущего в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства.

65. Мораль характеризуется следующим(-и) признаком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни

4) всеми перечисленными

66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) Тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) Шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

67. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства 3) науки

2) морали 4) права

69. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация

70. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

1) стагнации 3) эволюции

2) контрреформ 4) модернизации

71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

72. В стране Р. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса

Результаты опроса представлены в гистограмме.

% 65%
50%
25%
15% 15%
13%
10%
7%

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Возрастание степени свободы человека

Совершенствование нравственности людей

Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на возрастание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий общественного прогресса более популярно у 25-летних жителей, чем у 60-летних жителей.

3) Процент людей, уверенных, что критерием общественного прогресса является совершенствование нравственности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием общественного прогресса является прогресс науки и техники.

73. Какой признак характеризует традиционное общество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

75. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

76. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

1) основной продукт производства - промышленные изделия

2) основной фактор производства - знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) классовое деление общества

77. К глобальным проблемам современности относится(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

78. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира

2) экономической

3) демографической

4) энергетической

79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издержек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

80. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) затрагивает интересы развитых стран мира

2) предполагает развитие сотрудничества нескольких государств

3) угрожает развитию стран Африки

4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества

Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: .

2. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Функции современной науки

Ответ: .

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: .

В2 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение».

Мироздание; миропонимание; система ценностей; мировосприятие; убеждения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мировоззрение»

Ответ: .

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина».

Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

Ответ: .

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: .

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края
Общественное и индивидуальное сознание
Учитель истории и обществознания
Котруца Л.Н.

Что такое сознание?

Сознание – способность человека воспроизводить
действительность в идеальных образах.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и
связанная с речью функция мозга, заключающаяся в
обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.

Духовную жизнь общества отражают
общественное
сознание
массовое сознание
индивидуальное
сознание

Общественное сознание – процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающ

Общественное сознание – процесс
осознанного восприятия окружающего мира
социальными
общностями,
состояние
массового
сознания,
выражающее
отношения
социальных
групп
и
организаций к окружающему миру, к
устойчивым, постоянно повторяющимся
явлениям,
событиям
и
тенденциям
общественной жизни

Общественное сознание – целостное и сложное духовное
явление. В процессе духовной жизни общества формируются:В
- разнообразные знания
особенности психического склада разных
социальных групп
- отношение к природе, объективной реальности
- укореняются привычки,
настроения,
нравы,
традиции народов

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Учёные
признают
относительный
характер общественного сознания.
Многие идеи, взгляды людей, их нравственные
убеждения обладают значительной устойчивостью и
живучестью
и довольно долго сохраняются в
сознании людей, их поступках даже тогда, когда уже
нет тех объективных условий, тех общественных
отношений на базе которых они возникли
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества
Общественное сознание обладает преемственностью

Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят
о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы,
предвидения.
Шарль Луи Монтескьё (1689-1755),
французский философ-просветитель,
историк и правовед, писатель. Был
родоначальником
концепции
современного разделения властей

Общественное
сознание
не
существует без сознания отдельных
личностей. Личные идеи и убеждения
приобретают
характер
общественной ценности, когда они
выходят за пределы индивидуального
существования и становятся общим
достоянием. Так, выдвинутая идея
разделения властей не утратила
авторства,
но
стала
частью
общественного сознания.

Между
индивидуальным
и
общественным сознанием нет
жёстких
границ.
Напротив,
между
ними
происходит
постоянное
взаимодействие.
Общественное
сознание
не
существует
без
сознания
отдельных личностей. Личные
идеи и убеждения приобретают
характер
общественной
ценности, когда они выходят за
пределы
индивидуального
существования и становятся
общим
достоянием
или
убеждением, входят в общее
сознание, в нравы, в искусство, в
науку, в право, в нормы
поведения

Николаай Копеарник
(1473-1543гг.)
Пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть
неподвижным центром Вселенной

Джордаано Бруано 1548-1600 - философ
Выдвинул идею бесконечности Вселенной
Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским
судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три
столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его
честь.

МАССОВОЕ
СОЗНАНИЕ
– один из видов
общественного сознания, реальная форма
его
практического
существования,
тип
общественного
сознания, широкая совокупность идей, представлений,
иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые
отражают определённые стороны жизни общества,
способные
вызывать
интерес
масс.
(степень
распространения в обществе)
практическое знание различных социальных групп, не
основанное на специализированном знании, нужное
социальным группам в повседневной жизни для
взаимодействия и коммуникации в малых группах,
местности проживания, стране, мире

Формой проявления
общественное мнение
массового
сознания
является
Общественное мнение – это точка зрения многих,
возможно даже большинства, представителей какой-либо
социальной группы, но не обязательно всех.

ФИЛОСОФИЯ – выполняет мировоззренческую, познавательную функцию

Структура общественного сознания
ФИЛОСОФИЯ
– выполняет мировоззренческую, познавательную функцию
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
нормы, законы
политические идеи, цели, интересы,
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность представлений и чувств, выражающих
не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной
ценности
МОРАЛЬ включает нравственные принципы общества, нормы поведения
(которые сформировались под воздействием религиозных верований), способы
формирования у человека нравственных чувств
ИСКУССТВО формирует в обществе эстетическое сознание (отношение к
действительности, любовь к прекрасному, возвышенному)
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – религиозные идеи, вера в Бога, в бессмертие
души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на
общественную мораль

СОЗНАНИЕ – одно из основополагающих
понятий
философии,
психологии
и
социологии, обозначающее способность
человека воспроизводить действительность
в идеальных образах.

может рассматриваться под углом
зрения уровней глубины отражения
общественным
сознанием
социальной действительности, и
тогда
в
качестве
основных
структурных элементов выделяется
общественная
психология
и
идеология
(Учебник «Обществознание.
автора Л.Н. Боголюбова)
11
класс»

Уровни общественного сознания: общественную
психологию и идеологию
общественную психологию
Общественная психология есть совокупность
чувств,
настроений,
обычаев,
традиций,
побуждений, характерных для данного общества
в целом и для каждой из больших социальных
групп.
эмоциональный, чувственный
уровень общественного сознания
идеологию
Идеология - это
система
теоретических
взглядов,
отражающая степень
познания обществом
мира в целом и
отдельных его сторон
рациональный уровень
общественного сознания

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ –
совокупность
чувств,
настроений,
обычаев,
традиций,
побуждений,
характерных для данного общества в
целом и для каждой из больших
социальных групп, формируется под
влиянием
конкретно-исторических
условий социального бытия.
Например, так как условия для каждой из
больших социальных групп различны,
неизбежно различаются между собой и их
социально-психологические комплексы,
например комплекс превосходства так
называемых благородных сословий над
простонародьем в Средние века, Новое
время

Идеология – система теоретических взглядов, в
которых осознаются и оцениваются отношения людей
к действительности и друг другу, а также цели
социальной деятельности. Представляет более высокий
по сравнению с общественной психологией уровень
общественного сознания – уровень теоретического
отражения мира. Всегда носит общественный
характер. Если общественная психология формируется
стихийно, непосредственно под воздействием тех
жизненных обстоятельств, в которых находится
общественная группа, то идеология выступает как
продукт теоретической деятельности её идеологов.

Карл Маркс
Марксизм- учение, основу которого составляют диалектический материализм,
теория
общественно-экономических
формаций,
теория
прибавочной
стоимости, учение о классовой борьбе. Теоретические положения марксизма
послужили основой ленинизма и сталинизма в СССР как разновидности
коммунистической идеологии. Коммунизм – политическая идеология,
провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на
основе ликвидации частной собственности, социального равенства и
социальной справедливости.

В чём отличие
идеологией?
между
социальной
психологией
Соотношение
между
общественной
психологией
и
идеологией можно рассматривать как соотношение между
эмоциональным и рациональным уровнем общественного
сознания. Идеология проникает в сущность явлений
и

Практические задания

Ответ 2

Носителем общественного сознания являются
1) предметы духовного производства
2) социальные группы
3) нормы морали и права
4) религиозные догматы
Ответ 2

Ответ: 3

Какое положение верно характеризует общественное
сознание?
1) общественное сознание всегда тормозит общественное
развитие
2) общественное сознание не обладает самостоятельностью
по отношению к общественному бытию
3) общественное сознание определяет духовную жизнь
общества
4) общественное сознание сводится к простой сумме
индивидуальных сознаний
Ответ:
3

Ответ 1

К формам общественного сознания не относится
1) экономика
2) религия
3) наука
4) философия
Ответ 1

Ответ: 3

Верны ли следующие суждения об индивидуальном
сознании?
А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что
свойственно социальной группе, к которой принадлежит
данный человек
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты,
свойственные данному человеку
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Ответ: 3

Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со

Установите соответствие между проявлениями общественного
сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ
А) мода
1) общественная психология
Б) теоретическое выражение
2) идеология
В) социальный характер
Г) привычка
Д) коренные интересы социальных
групп
ОТВЕТ: 12112

Найдите в приведённом списке черты идеологии и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сочетает противоречивые взгляды
2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую
сферы
3)
большая
удалённость
системы
взглядов
от
непосредственного процесса жизни
4) идеи и взгляды носят эмпирический характер
5) является рационализированной системой знаний
6) обоснованность воззрений теоретиками
Ответ: 356

В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм
населения, верившего в построение светлого будущего.
Это пример
1) правосознания
2) философского сознания
3) массового сознания
4) научного сознания
Ответ: 3

Официальное объявление о проведении реформ в стране
У. способствовало появлению таких психических
состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и
т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать
вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?
1) формируется целенаправленно
2) основана на жизненно-практическом опыте человека
3) отражает внутренние свойства социального объекта
4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений
Ответ: 2

Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы
Структура общественного сознания
Наименование форм
Их сущность
общественного сознания
???
Форма
общественного
сознания
и
освоения
действительности,
её
художественного познания и
оценки,
особая
форма
творческой
деятельности
человека
ИСКУССТВО

Верны ли следующие суждения об общественном мнении?
А.Общественное мнение представляет собой различные
слухи, которые получают широкое распространение среди
населения в связи с ложной или неполной информацией
Б. Общественное мнение является формой проявления
массового сознания
Ответ: 2

Науки, изучающие сознание:

Физиология;
Анатомия;
Психология;
Кибернетика;
Биология;
Химия;
Физика;
Философия.

Вывод:

Сознание не просто психическое
состояние, а высшая человеческая
форма отражения действительности.
Оно структурно организовано и
является целостной системой,
состоящей из различных элементов,
находящихся между собой в
закономерных отношениях. Контрольная работа Обществознание 11 класс

Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни

Вариант 1

I . Задания с выбором ответа

1.Понятие, характеризующее объективный. исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, - это

1) необходимость 2) случайность 3) ответственность 4) свобода
2. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется

1) свободой 2) случайностью 3) необходимостью 4) ответственностью


3. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о он, что Олег является фаталистом?

1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний 2) всякое действие человека предопределено заранее 3) воля человека – первооснова всего сущего 4) случайность играет в жизни человека определяющую жизнь


4.Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства 2) социальные группы 3) нормы морали и права 4) религиозные догматы


5. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?

А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий

Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений


6. К открытым формам политического поведения относится (-ятся)

1. митинг 2) демонстрация 3) референдум 4) всё перечисленное


7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном политическом поведении?

А. Политическое поведение отдельного человека имеет смысл только потому, что множество других людей одновременно с ним готовы делать и делают то же самое

Б. Политическое поведение отдельного человека способно повлиять на положение дел в обществе в условиях отсутствия организационного и даже идейного сотрудничества

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


8. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей, задают стандарты поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом, - это

1) политическая культура 2) политическая элита

3) политическое лидерство 4) политический процесс
9. К специфическим правам религиозной организации в РФ не относится

1) право распространять религиозную литературу 2) право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями 3) право на религиозную нетерпимость 4) всё перечисленное


10. Повзрослевший сын семьи О. создал свою семью, но отделяться от родителей не стал. В результате образовалась семья

1) коллективистская 2) многопоколенная 3) нуклеарная 4) традиционная


II . Задания с кратким ответом

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «свобода»

Выбор, произвол, ответственность, познание, собственное решение

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: ______________________________
2. Найдите в приведённом списке черты коммунистической идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) полное преодоление стихийно-рыночных основ экономики

2) идея противоестественности и нежелательности резкого переустройства общества

3) ликвидация частной собственности

4) разделение властей на три основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную

5) признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов

6) идея бесклассового общества, основанного на принципах равенства и социальной справедливости
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Одной из наиболее значимых задач развития России является преодоление демографического _________(А). Для этого потребуется консолидация усилий большинства участников _________(Б), занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные _________(В), обладающие различными видами и объёмами ________(Г). Необходима комплексная _________(Д), дополненная усилиями ________(Е), гражданских и деловых организаций.


1) ресурс 2) общественная жизнь 3) местное самоуправление 4) функция 5) социально-психологический климат 6) государственная деятельность 7) кризис 8) дискриминация 9) кадровый дефицит


А

Б

В

Г

Д

Е

4. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.


Структура общественного сознания

Вариант 2
I . Задание с выбором ответа.
1.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание


2. К формам общественного сознания не относится

1) экономика 2) религия 3) наука 4) философия


3. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


4. Теоретическое или, по крайней мере, логически упорядоченное систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства, - это

1) политическая психология 2) обыденное политическое сознание

3) политическая идеология 4) политология
5. Главной особенностью СМИ по сравнению с обычными средствами коммуникации является

3) достоверность информации 4) распространение культуры
6.Поведение, соответствующее законам, требованиям политической морали, называется

1) нормативным 2) патологическим 3) отклоняющимся 4) экстремальным


7. Верны ли следующие суждения о гарантиях против деградации политической элиты?

А. К гарантиям против деградации политической элиты относятся демократические выборы

Б. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


8. Для большинства развитых стран характерна тенденция в семейно-брачных отношениях, связанная с

1) увеличением возраста вступающих в брак 2) сокращением числа разводов

3) уменьшением возраста вступающих в брак 4) повышением значимости семейных ценностей
9. Религиозным организациям в РФ запрещено

1) присвоение властных полномочий 2) осуществление предпринимательской деятельности

3) обладание земельными участками 4) всё перечисленное
10. Проявление негативного отношения к политической системе в целом, либо к её отдельным элементам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстративной форме, - это

1) экстремизм 2) политический протест 3) электоральное поведение 4) групповое политическое поведение

II . Задания с кратким ответом.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религиозная группа».

Вероисповедание, религиозные обряды, насильственное объединение, религиозное воспитание. Богослужение

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию

Ответ: ________________________


2. Найдите в приведённом списке тенденции в демографическом положении современной России и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение трудоспособного населения

2) старение населения

3) инфантилизация подрастающего поколения

4) укрепление связей между поколениями

5) сокращение количества брошенных детей

6) сокращение числа традиционных детей

Ответ: ____________________


3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Свобода человека всегда предполагает его _______(А) перед обществом за свой ______(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______(В), способность действовать со _______(Г) дела ради избранной ____(Д). Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _____(Е).

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость 2) тяжкое бремя 3) цель 4) объективное условие 5) ответственность 6) знание 7) поступок 8) фатализм 9) деятельность


А

Б

В

Г

Д

Е

4. Установите соответствие между признаками лидерства и его типами.


Признаки лидерства Типы лидерства

А) Вера 1) Традиционное

Б) Патриархальные или сословные нормы 2) Легальное

В) Привычка 3) Харизматическое

Г) Рационально разработанные правила

Д) Исключительные качества


А

Б

В

Г

Д

Ответы
Вариант 1 Вариант 2
С выбором ответа
1 – 3 1 - 4

С кратким ответом

1 – произвол 1 – насильственное объединение

2 – 136 2 - 236

Тест по обществознанию Общественное сознание для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) массовое сознание
2) обыденное сознание
3) идеология
4) общественное сознание

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие
2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию
3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества
4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний

3. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства
2) социальные группы
3) нормы морали и права
4) религиозные догматы

4. К формам общественного сознания не относится

1) экономика
2) религия
3) наука
4) философия

5. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальном у сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек.
Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?

А. Массово е сознание характеризуется устранением индивидуальных различий.
Б. Массово е сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А. Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.
Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Учения Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и других просветителей являются примером

1) общественной психологи и
2) массового сознания
3) обыденного сознания
4) идеологии

9. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания
2) философского сознания
3) массового сознания
4) научного сознания

10. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т. д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

1) формируется целенаправленно
2) основана на жизненно-практическом опыте человека
3) отражает внутренние свойства социального объекта
4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Структура общественного сознания

2. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Проявления общественного сознания

A) мода
Б) теоретическое выражение
B) социальный характер
Г) привычка
Д) коренные интересы социальных групп

Уровни общественного сознания

1) общественная психология
2) идеология

3. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которым и они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды
2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы
3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни
4) идеи и взгляды носят эмпирический характер
5) является рационализированной системой знаний
6) обоснованность воззрений теоретиками

Ответы на тест по обществознанию Общественное сознание для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-4
2-3
3-2
4-1
5-3
6-1
7-2
8-4
9-3
10-2
Задания с кратким ответом
1. искусство
2. 12112
3. 356

Тест «Общественное сознание»

Вариант 1

1. Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства; 2) социальные группы;

3) нормы морали и права; 4) религиозные догматы.

2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие;

2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию;

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества;

3. К формам общественного сознания не относится

1) экономика; 2) религия; 3) наука; 4) философия.

4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

А) мода 1) общественная психология

Б) теоретическое выражение 2) идеология

В) социальный характер

Г) привычка

Д) коренные интересы социальных групп

6. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сочетает противоречивые взгляды;

2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы;

3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни;

4) идеи и взгляды носят эмпирический характер;

5) является рационализированной системой знаний;

6) обоснованность воззрений теоретиками.

7. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

1) правосознания; 2) философского сознания; 3) массового сознания; 4) научного сознания

8. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

1) формируется целенаправленно

2) основана на жизненно-практическом опыте человека

3) отражает внутренние свойства социального объекта

4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

9. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

Структура общественного сознания

Их сущность

???

Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека

10. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией

Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания .

1)верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба ответа; 4) оба ответа не верны

11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют собой формы общественного сознания. Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1)политическое сознание 2) общественное бытие 3) философия 4) правовое сознание 5) искусство 6) наука

Тест «Общественное сознание»

Вариант 2

1.Назовите о каких формах общественного сознания идет речь?

1)форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, прикладном творчестве и др.

2)совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

3)система принципов и норм, которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.

4)сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления.

5)система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.

2. Укажите науки (порядок чисел), изучающие сознание:

1)Физиология; 2) Анатомия; 3) Психология; 4) Кибернетика;

5)Биология; 6) Химия; 7) Физика; 8) Философия.

3.Носителем общественного сознания являются

1) предметы духовного производства 2) социальные группы

3) нормы морали и права 4) религиозные догматы

4. Верны ли следующие суждения о массовом сознании?

А. Массовое сознание характеризуется устранением индивидуальных различий

Б. Массовое сознание характеризуется тем, что оно никогда не поднимается до теоретических обобщений

5.Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) массовое сознание 2) обыденное сознание 3) идеология 4) общественное сознание

6.Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании

А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7.Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1)общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2)общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию

3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.

8.Верны ли суждения об общественном мнении?

А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией.

Б.Общественное мнение является формой проявления массового сознания.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Loading...Loading...