16 кармапа. Нешёлковый путь


Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже появился на свет в местечке Денкхог, что в Кхаме, в районе Дэге, неподалёку от реки Янгцзы. Он родился в день полнолуния в шестом месяце года Деревянной Крысы (1924 г.). Семья Рангджунга Ригпе Дордже принадлежала к аристократическому роду Атхуб; его отца звали Цеванг Норбу, а мать – Калзанг Чёдэн. Рождение великого бодхисаттвы в семье Атхуб ещё раньше было предсказано ламой Чёкьи Дордже, главой известного монастыря Дзог Чен школы Ньингма. Следуя совету этого ламы, Калзанг Чёдэн родила сына в пещере Падмасамбхавы , называемой "Небесный замок льва".
Незадолго до своего рождения мальчик вдруг исчез из утробы матери на целый день, а к вечеру вернулся в неё. В ночь родов вокруг происходило множество чудес, воздух был наполнен благословением, которое ощущали все жители той местности.
Вскоре после рождения ребёнка Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо распечатал письмо с предсказанием Пятнадцатого Кармапы и обнаружил в тексте подробное описание дома, в котором жили родители Рангджунга Ригпе Дордже. Ситупа тут же выслал поисковую группу, и вскоре мальчик был официально признан Шестнадцатым Кармапой.
В возрасте семи лет Рангджунг Ригпе Дордже в монастыре Палпунг принял обеты послушника от Ситу Ринпоче и Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Через год ему в Кхам привезли из Цурпху Чёрную корону и традиционные одежды Кармапы. После этого Ситу Ринпоче пригласил его посетить Палпунг.
Когда они отправились в монастырь, навстречу кортежу выехал князь области Дэге по имени Цеванг Дудул и обратился к Кармапе с просьбой заехать в его дворец Дэге Лхюндруб Тэнг. Дворец князя, построенный в XV веке йогином школы Ньингма Тхангтонгом Гьялпо, возвышался неподалёку от Дэге Тончена, где располагался главный монастырь линии преемственности Сакья Нгорпа. Посещая монастырь, Кармапа зашёл в его типографию и благословил огромный печатный станок.
Спустя некоторое время процессия двинулась дальше – в Палпунг, где Кармапе оказали великолепный приём. Через четыре дня Рангджунг Ригпе Дордже был торжественно возведён на трон. Церемонией, которая проходила в главном алтарном зале монастыря, руководил Ситу Ринпоче.
На двадцать третий день четвёртого месяца года Железной Овцы юный Рангджунг Ригпе Дордже и Ситупа в сопровождении передвижного лагеря, насчитывающего тысячу монахов и называемого "гарчен", выехали в направлении Цурпху. По пути Его Святейшество впервые в жизни провёл церемонию Чёрной короны. Это знаменательное событие состоялось в Нангчене, в храме под названием "Гьина Гомпа". После церемонии лагерь задержался в Ньенчен Тхангла – области, которая символически принадлежала традиции Карма Кагью. Вскоре Кармапа прибыл в Цурпху, где его тепло приветствовали Палпунг Конгтрул Ринпоче, Паво Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче.
Вскоре после этого Рангджунг Ригпе Дордже побывал у Тринадцатого Далай-ламы и, в знак уважения к этому иерарху прошёл у него обряд "отрезания волос". При совершении этого древнего ритуала Далай-лама Тхубтен Гьямцо увидел над головой юного Кармапы Чёрную корону, сплетённую из волос ста тысяч дакинь. Когда Его Святейшество возвратился в свою главную резиденцию, там состоялась вторая в истории Карма Кагью церемония "Золотой трон", устроенная Ситупой и Другченом Ринпоче, Мипамом Чёкьи Вангпо, главой традиции Другпа Кагью.
Следующие четыре года Рангджунг Ригпе Дордже обучался у Беру Кхьенце Ринпоче и Бо Канкара Махапандиты, последнего в то время великого учёного линии преемственности Камцанг. Лама Канкар Ринпоче помнил наизусть все тексты Трипитаки , и в числе его учеников были Дежунг Ринпоче (выдающийся учёный школы Сакья) и знаменитый переводчик Гарма Чанг. Своему наставнику, Канкару Ринпоче, Кармапа рассказывал истории из своих прошлых жизней .
В 1937 году юный Рангджунг Ригпе Дордже и его свита отправились в Дэге, что в Кхаме. Там жил Ситу Ринпоче. По пути Ригпе Дордже получил приглашение посетить дворец князя провинции Нангчен и Цечу-гомпу – монастырь школы Другпа Кагью, находящийся под княжеским покровительством. Кроме того, Кармапа заехал в Кайча-гомпу. Так назывался женский монастырь традиции Другпа в Нангчене – крупнейший в Тибете, он насчитывал девятьсот монахинь.
Во время путешествия в Кхам происходило множество чрезвычайно благоприятных событий, показывающих силу благословения, которое распространялось в поле энергии Кармапы.
В области Дронг Туб есть небольшое озеро, на поверхности которого, как говорят, Рангджунг Ригпе Дордже оставил отпечатки своих ступней. Эти следы видны по сей день, даже зимой, когда озеро замерзает. В монастыре Рива Парма Его Святейшество устроил праздничные ритуалы, посвящённые грозному проявлению Падмасамбхавы , и в самый разгар торжества из дарственных торма вырвались языки пламени.
Спустя несколько месяцев Кармапа засвидетельствовал своё почтение последнему из великих тертонов, йогину Чёгьюру Лингпе, посетив монастырь, в котором тот жил в XIX веке. Настоятель монастыря Лама Самтэн Гьямцо обратился к Кармапе с просьбой о проведении специальных ритуалов против засухи, которая охватила эти земли. Рангджунг Ригпе Дордже согласился. Он попросил принести воды и приготовить ему ванну. Пока он мылся, начался дождь, и прямо под купелью образовался родник.
Когда Кармапа наконец подъехал к Палпунгу, Ситу Ринпоче устроил ему радушный приём. Затем Ринпоче дал Его Святейшеству наставления, посвятив его в глубокий смысл трактатов Конгтрула Лодрё Тхае , собрания "Кагью нгагдзё", содержащего наивысшие тантрические поучения, пришедшие через переводчика Марпу , и "Дам нгагдзё", включающего в себя труды классиков восьми важнейших традиций тибетского буддизма. Прогуливаясь по территории монастыря Палпунг, Рангджунг Ригпе Дордже и Ситу Ринпоче оставили следы своих ног на дорожке, мощённой камнем. Затем Кармапа выехал за ворота верхом, и за ним на скалах остались глубокие отпечатки копыт его коня и лап его собаки.
После непродолжительного медитационного отшельничества Его Святейшество получил от генерала Чан Кайши приглашение в Китай. Кармапа не принял это приглашение и предпочёл отправить туда в качестве своего представителя Беру Кхьенце Ринпоче.
В монастыре Дзонгсар, резиденции Кхьенце Чёкьи Лодрё, выдающегося учёного из движения Римэ, Рангджунг Ригпе Дордже снова провёл церемонию Чёрной короны. Кхьенце Ринпоче увидел энергетическую Корону, парящую в воздухе на высоте около полуметра над головой Кармапы. При этом ему показалось, что сам Кармапа принял форму Дюсума Кхьенпы . По возвращении в Палпунг Его Святейшество получил посвящения, текстовые передачи и устные наставления по собранию садхан (руководств по духовным практикам) традиции Сакья.
В девятом месяце года Железного Дракона (1940 г.) Кармапа отправился в обратный путь к Цурпху. По дороге кортеж заехал в монастырь Бенчен. Там произошло необычное событие: бронзовый конь под статуей защитника Шинг Кьон-га вдруг разразился ржанием. После одиннадцати месяцев путешествия Рангджунг Ригпе Дордже и его свита прибыли в Цурпху. Следующие три года, пока в монастыре строились новые здания, Его Святейшество провёл в интенсивной медитации. В 1944 году он отправился в паломничество – вначале в Самье, а затем в Лходраг, на родину переводчика Марпы . В том же году Рангджунг Ригпе Дордже получил от Джигме Вангчуга – второго короля Бутана – приглашение нанести официальный визит в эту страну.
На следующий год стареющий Ситу Ринпоче прибыл в Цурпху, чтобы дать дополнительные посвящения своему духовному сыну. Двадцатидвухлетний Рангджунг Ригпе Дордже принял от Ситупы полный набор монашеских обетов. Кроме того, учитель дал Кармапе наставления о "Гьячен кадзё" – собрании сочинений Конгтрула Лодрё Тхае – и "Чигше кюндрол". От Ургьена Ринпоче Его Святейшество получил все посвящения и текстовые передачи учения тертона Чёгьюра Лингпы.
В четвёртом месяце года Огненной Свиньи (1947 г.) Кармапа выехал в Западный Тибет, а оттуда в Индию и Сикким. В Непале он провёл церемонию Чёрной короны и дал множеству людей своё благословение. Проезжая через Лумбини, что лежит на границе Непала и Индии, он поклонился руинам города, в котором родился Будда Шакьямуни . Потом Кармапа побывал в Варанаси и Сарнатхе, где Будда дал своё первое поучение, и Бодхгайе, на месте его Просветления. Приглашённый махараджей Сиккима Таши Намгьялом, Его Святейшество посетил Гангток, где устроил очередную церемонию Чёрной короны и дал посвящения.
После этого Ригпе Дордже выехал в Ревалсар, место в Северной Индии, связанное с именем Падмасамбхавы . Когда Кармапа приблизился к озеру, на поверхности воды появилось множество белых змей, что люди сочли крайне благоприятным событием. Во время своего долгого возвращения в Цурпху он проехал через окрестности горы Кайлаш и озера Манасаровар. Наконец в одиннадцатом месяце года Земляной Крысы (1948 г.) кортеж Его Святейшества въехал в Цурпху.
Спустя некоторое время Ригпе Дордже пригласил Джамгёна Конгтрула из Палпунга приехать в Цурпху и дать ему дальнейшие поучения. Конгтрул Ринпоче посвятил его в сущность трактата "Ринчен тердзё" и дал наставления по Махамудр е и Шести йогам Наропы . В завершение образования Шестнадцатый Кармапа получил текстовую передачу линии преемственности от Конгтрула Ринпоче и Ситу Ринпоче. В честь того, что Кармапа постиг сущность Махамудры, Палпунг Конгтрул сочинил поэму, в которой восхвалял Его Святейшество как совершенного держателя линии преемственности Махамудры.
В этот период вспышка оспы в центральной части страны переросла в настоящую эпидемию, но её удалось удержать под контролем благодаря вовремя выполненным Кармапой ритуалам Алмазного Кинжала.
В начале 1950-х годов Его Святейшество учил людей и выполнял административную работу в Цурпху и других частях страны. В 1953 году Рангджунг Ригпе Дордже провёл серию посвящений и текстовых передач скрытых сокровищ (терма), обнаруженных Дэченом Чёгьюром Лингпой. В числе его учеников тогда был Миндрол Линг Ринпоче, настоятель монастыря Миндрол Линг и главный лама традиции Ньингма.
В 1954 году китайские власти пригласили Его Святейшество Четырнадцатого Далай-ламу , нескольких сановников и глав других тибетских буддийских традиций посетить Пекин и другие части этой страны. Кармапа принял приглашение и вместе с остальными членами делегации отправился в столицу коммунистического Китая. Во время этой поездки Рангджунгу Ригпе Дордже явился Махакала и принёс ему известие о появлении на свет нового Ситу Ринпоче. Этот грозный аспект Просветления также сообщил Кармапе обстоятельства рождения Ситупы. Его Святейшеству удалось передать в Палпунг письмо с описанием местонахождения маленького Ринпоче. На обратном пути Кармапа признал Ситупу и официально возвёл его на трон в Палпунге.
Какое-то время Рангджунг Ригпе Дордже много ездил по провинции Кхам в качестве личного представителя Далай-ламы. Он прилагал усилия к тому, чтобы восстановить спокойствие среди населения, которое с каждым днём тревожилось всё больше и больше. Кроме того, к Кармапе постоянно приходили ламы, монахи и миряне школы Кагью – за тантрическими и монашескими посвящениями.
После возвращения в Цурпху Кармапа руководил строительством резиденции для Его Святейшества Далай-ламы , которого пригласил к себе с визитом. Когда Далай-лама в сопровождении своей свиты наконец прибыл, его встретили с огромными почестями и попросили дать посвящение в тысячерукого бодхисаттву Любящие Глаза . В ответ Далай-лама попросил Кармапу провести церемонию Чёрной короны. Во время этой встречи Его Святейшество Рангджунг Ригпе Дордже показал Далай-ламе всё изобилие реликвий, собранных в Цурпху. Затем в честь высокого гостя устроили ритуальный танец Падмасамбхавы .
В том же 1955 году в двух районах Кхама – Дэге и Нангчене – разразились серьёзные конфликты. Кармапа посетил Чамдо, стремясь восстановить мир между воинами Кхама и китайскими солдатами. В результате переговоров обе стороны обязались на пять лет отказаться от применения силы.
В 1956 году Его Святейшество посетил Дэчен Чёкхор Линг, главный монастырь школы Другпа Кагью. Там он дал поучения и провёл очистительные ритуалы. Затем он прибыл в Сикким, где снова встретился с правителем Таши Намгьялом. В 1956 году по всему миру отмечали годовщину ухода Будды Шакьямуни в паринирвану – согласно принятой тогда датировке, этому событию исполнилось две с половиной тысячи лет. Кармапа и его свита продолжили путешествие, направляясь в Непал, чтобы побывать во всех священных местах, связанных с Учением Будды. Из Непала их путь лежал в Индию – точнее, в пещеры Аджанта, где содержатся буддийские фрески времён династии Гуптов. В Калимпонге Рангджунг Ригпе Дордже познакомился с бутанской принцессой Ажи Вангмо, которая намеревалась построить для него монастырь на востоке Бутана. В те дни Кармапа получил приглашение посетить монастырь Румтек в Сиккиме, основанный при жизни Девятого Кармапы . Его Святейшество отклонил приглашение, добавив при этом, что приедет туда позднее, когда возникнет такая необходимость.
Рангджунг Ригпе Дордже вернулся в Цурпху в начале 1957 года, когда в Кхаме снова вспыхнули народные волнения. В Центральный Тибет хлынул поток беженцев. Среди них оказалось много лам школы Кагью: Сангье Ньенпа Ринпоче, Ситу Ринпоче, Талеб Ринпоче и их последователи. Все они приехали в Цурпху. В это время Кармапа нашёл двенадцатое воплощение Гьялцаба, нового Палпунга Конгтрула Ринпоче и Бонгсара Кхьенце Ринпоче. Затем он получил от Зечена Конгтрула текстовые передачи и поучения по трактату "Лонгчен дродюн" – глубокому труду Лонгченпы из семи томов, посвящённому доктрине Дзогчен .
Возникший в Кхаме конфликт с неизбежностью перекинулся на Центральный Тибет. Кармапа отправил двух юных Ринпоче – Ситу и Сангье Ньенпу – вместе с выдающимся мастером медитации Калу Ринпоче в Бутан. Маленький Джамгён Конгтрул выехал в Калимпонг, что в Северной Индии, и присоединился к своей семье Санду, которая состояла из состоятельных торговцев. Сам Кармапа решил пока не уезжать, заявив, что в случае ухудшения ситуации тоже переберётся в Бутан. Он намеревался оставаться в Цурпху до последнего мгновения, чтобы помогать беженцам.
По всему Тибету теперь происходили ожесточённые столкновения между армией коммунистического Китая и участниками кхамского сопротивления. Казалось, древняя буддийская культура Тибета вот-вот исчезнет с лица земли, как пламя гаснущего светильника. В один из дней Кармапа понял, что ему пора уходить из Тибета, чтобы помочь сохранить Учение Будды, и сообщил об этом Далай-ламе . Затем глубокой ночью на четвёртые сутки второго месяца года Земляной Свиньи (1959 г.), переодевшись в мирскую одежду, Кармапа покинул Цурпху. Вместе с ним ушли сто шестьдесят человек. Им удалось вынести многие драгоценные реликвии и алтарные принадлежности, лёгкие на вес. В этой группе были ламы-тулку, монахи и миряне, Тринадцатый Шамар Ринпоче, Двенадцатый Гьялцаб Ринпоче, мастер медитации Друпён Тензин Ринпоче, Дабтрул Ринпоче, четвёртая супруга Пятнадцатого Кармапы йогиня Кхандро Ченмо и другие – включая генерального секретаря Его Святейшества по имени Дордже Лопён Топга Ринпоче и автора этих строк.
Маршрут группы пролегал через Гималаи в Бутан. Запасов еды хватило лишь на две недели, и беженцам стали помогать жители Южного Тибета, через который проходил караван. Кармапа со спутниками ненадолго заглянули в дом переводчика Марпы в Лходраге и посетили святыню Миларепы – знаменитую десятиэтажную башню, построенную по просьбе Марпы . В этих особенных местах Его Святейшество давал посвящения Миларепы и проводил медитации со всеми учениками.
Когда группа достигла последнего заснеженного перевала Мёнла Гарчунг (высотой 19,855 фута), по которому проходит тибето-бутанская граница, Кармапа начал убеждать всех ускорить шаг, чтобы перебраться через перевал до захода солнца. С помощью проводников из числа местных жителей его люди сделали это, собрав последние силы. Той же ночью на перевал обрушился снегопад, из-за которого все дороги оказались перекрыты на несколько дней. Совсем недалеко от дороги, по которой двигались беженцы, стояли войска, которые могли их преследовать. Поэтому, если бы группа не послушалась Его Святейшества и не перешла через перевал в тот же день, их всех могли схватить.
Через три недели после ухода из Цурпху Шестнадцатый Кармапа и его ученики прибыли в Бумтханг – район Бутана, где, по слухам, сто тысяч дакинь оставили свои следы. Ажи Вангмо, принцесса, принявшая сан монахини, и ещё множество людей встретили гостей с большими почестями. В Таши Чёдзонге Кармапу навестил Калу Ринпоче со своими монахами. Его примеру последовал Ситу Ринпоче. После беседы с королём Бутана Джигме Дордже Вангчугом, состоявшейся в Тхимпху, столице страны, Кармапа решил двигаться дальше – в Индию.
В Баксе, на границе Бутана с Индией, беженцев встретил премьер-министр Сиккима Банья Сахиб Таши Дадул. Он привёз официальное письмо от махараджи: тот приглашал Кармапу обосноваться в Сиккиме. Его Святейшество решил принять это приглашение, и на двадцать пятый день четвёртого месяца года Земляной Свиньи (1959 г.) он прибыл со всеми своими учениками в Гангток, столицу Сиккима. Кармапу тепло приветствовали члены королевской семьи. Затем они спросили, в каком именно месте Рангджунг Ригпе Дордже хотел бы устроить свою резиденцию. Кармапа ответил, что, будучи тибетцами, он и его ученики хотели бы иметь возможность однажды возвратиться в Страну снегов. Поэтому статус резиденции будет в некотором отношении временным. Тем не менее, поскольку Девятый Кармапа Вангчуг Дордже когда-то построил свой монастырь в Румтеке, то и он, Рангджунг Ригпе Дордже, предпочитает именно это место для основания своей главной резиденции в изгнании.
По прибытии в Румтек Кармапа официально короновал Палпунга Конгтрула Ринпоче и даровал ему множество посвящений. В ту зиму (1959-1960 гг.) Ригпе Дордже проехал по Индии, где впервые встретился на чужой земле с Далай-ламой . Это произошло в Бенаресе, и вместе с Далай-ламой туда приехал Пандит Неру, тогдашний премьер-министр Индии, который очень симпатизировал буддизму и заботился о судьбе тибетских беженцев.
Летом Кармапа много учил и давал посвящения, на которые съезжалось огромное количество людей. Оба правительства – и индийское, и сиккимское – выделили крупные суммы на строительство нового монастыря, расположенного в Румтеке, на семидесяти акрах земли рядом со старым зданием. Выбранное для этого место выглядело очень благоприятным: с него открывался вид на семь холмов, с которых стекают семь небольших рек; позади возвышается гора; далеко впереди виднеются снежные хребты, а внизу протекает река, закручиваясь в виде раковины. Тибетцы взялись за работу с таким энтузиазмом, что через четыре года строительство завершилось.
За это время Его Святейшество нашёл и официально признал нового Другчена Ринпоче, двух тулку Сангье Ньенпы (один из которых родился в США), Сурманга Гарванга Ринпоче Дронграма Джатрула, воплощения Дзогчена Пёнлоба и Чёгьюра Лингпы.
До 1980 года, когда писалась эта книга, Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа посвятил в послушники и монахи более трёх тысяч мужчин и женщин, а также признал сотни новых воплощений высоких лам разных традиций. По его инициативе был переиздан Кангьюр в версии Дэге – основополагающая энциклопедия буддийского Учения. В знак общебуддийского сотрудничества и взаимопомощи Рангджунг Ригпе Дордже передал 170 экземпляров этого огромного собрания учебным заведениям разных тибетских буддийских школ и даже последователям бона. Его Святейшество дважды объехал весь мир. Несколько его учеников – лам школы Карма Кагью – основали центры Дхармы на Западе, и Кармапа несколько раз посетил эти центры, давая поучения и посвящения.

Прощание с Кармапой (добавление).


Кармапа умер в США в клинике города Зион возле Чикаго 5 ноября 1981 года в 8:30 вечера местного времени. Его смерть стала последним учением о непостоянстве для всех присутствующих, для каждого из нас.
Когда подошло время смерти, он взял на себя полдюжины смертельных заболеваний. Используя свою йогическую силу, он устранил опасаность большинства из них, по крайней мере для тех людей, которые были в его поле силы. Он также позволил врачам опробовать на себе лекарства. Некоторые из исследований просто удивительны: даже очень высокие дозы успокоительных средств абсолютно не действовали на него. Он заботился скорее о благополучии врачей и никогда не говорил о себе.
Вечером 5 ноября, в день Освободительницы, врачи как обычно вошли в его комнату. Увидев, что аппаратура остановилась, у всех возникла одна и та же мысль: "Он шутит над нами". В тот же самый момент, приборы снова заработали, проработали пять минут и остановились насовсем. На следующее утро, когда персонал собирался забрать с кровати его тело, держатели линии спросили, имеются ли все признаки смерти. Тело Кармапы всё ещё оставалось тёплым и гибким, особенно область сердца. Тепло, исходящее от него, ощущалось на значительном расстоянии. В таком состоянии он и остался.
9 ноября в военном аэропорту в большой долине Сиккима на противоположной от Румтека стороне приземлился вертолёт. Вереница машин покинула аэропорт, а через час Кармапа был доставлен в Румтек на грузовом Мерседесе. Все четыре держателя линии сидели возле водителя на узком сидении.
Тело Кармапы положили на концентрическую мандалу в верхнем зале монастыря Румтек. Кремация состоялась спустя полтора месяца. Тело Кармапы спустя сорок пять дней не разложилось, а просто уменьшилось и теперь он сидел в коробке высотой два фута, в которой было проделано смотровое окошко. Он продолжал оставаться в сидячем положении. Его лицо, которое имело тёмно-серый оттенок и было несколько уменьшено, покрывала тонкая ткань. Прежде могучий мужчина стал размером с маленького ребёнка. После того, как были прочитаны "Алмазные песни Мастеров Кагью" и проделана медитация на Восьмого Кармапу , коробку с телом вынесли и поместили в недавно построенную погребальную ступу на монастырской террасе. Затем монах, который никогда не встречался с этим Кармапой, поджёг сухие сандаловые брёвна под ступой.
Неожиданно, в середине церемонии вокруг солнца возникла гигантская радуга, хотя погода стояла сухая и ясная. Сердце шестнадцатого Кармапы выкатилось из ступы в сторону Тибета. Тысячи ринпоче и учеников со всего мира наблюдали это событие.
"Пусть все духовные лидеры наслаждаются долгой жизнью и благополучием. Пусть растёт сообщество практикующих и пусть все приводят к завершению свои задачи. Пусть благословение Дхармы освободит всех запутавшихся. Пусть в этом мире навсегда исчезнут болезни, нищета, зло и войны. Пусть все будет благоприятным. Пусть все устремления сбудутся. Пусть рассеется мрак Кали Юги – Тёмного Века!"
  • Иконография Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже.
  • Тексты.
    • Сердце Махамудры .
    • Дзалендара (истории прошлых жизней Рангджунга Ригпе Дордже).
  • Видео.
    • Рык льва (история 16 Кармапы. avi 123 Mb. 32:10). На народе .

Он прибыл в Гангток, столицу Сиккима, когда там был сезон дождей, и было достаточно прохладно, так как Гангток расположен на высоте 1500м над уровнем моря. Персонал в местном турагентстве посоветовал ему посетить монастырь в Румтеке, в 25 км от Гангтока, возглавляемый Его Святейшеством 16-ым Ламой Кармапой (Пел Кармапа Денса Шедруп Чёкор Линг, на тибетском языке).

Этот монастырь был построен в 16 веке 9-ым Кармапой Вангчук Дордже и служил долгое время главной резиденцией линии Карма Кагью. Когда 16-ый Кармапа (1924 – 1981) прибыл в Сикким в 1959 году после побега из Тибета, монастырь был разрушен и Кармапа решил снова построить Румтек. Ему щедро помогла королевская семья Сиккима и индийское правительство. По его словам, это местоположение имело множество благоприятных характеристик, и находилось в окружении благоприятствующих факторов, таких как проточные реки и горная цепь Гималаев, с возвышающейся горой Канченьюнга. Строительство заняло четыре года, и когда оно было закончено, священные предметы и реликвии, вынесенные из Монастыря Тсурпху, резиденции Кармапы в Тибете, были официально возложены в этом монастыре.

Считается, что Кармапа – это «Божественное Воплощение» – Бодхисаттва, и говорили, что этот Кармапа был шестнадцатым воплощением Дюсум Кхьенпа, первого Кармапы, родившегося в 1110 до н.э., потомка цепочки гуру, идущих от Марпы, одного их великих Тибетских йогов..

Говинд Сиддхартх, в своем рвении увидеть Кармапу, забыл договориться о встрече и отправился прямиком в монастырь. Он вспоминал: «Когда мы подъехали на машине, монастырь был закрыт. Я был очень разочарован и засомневался, смогу ли я встретиться с Его Святейшеством или нет, и удастся ли мне вообще увидеть монастырь изнутри. Затем, неожиданно, вышел один лама и сказал «Вы хотите встретиться с Гуруджи?»

Я ответил «Да, я приехал как раз за этим». Он незамедлительно отвел меня туда, где находился Его Святейшество. Он сказал, что внутри монастыря сейчас находится несколько иностранцев, и что мне придется подождать некоторое время, и спросил мое имя и адрес. Я назвал ему свое имя как Свами Говинд Сиддхартх из Бомбея. Лама зашел внутрь и, к моему удивлению, вышел со словами «Его Святейшество немедленно просит Вас войти».

Говинд, одетый в санньясинскую одежду, вошел внутрь. Он меня поприветствовал, как будто бы меня здесь ждали. Я коснулся его стоп. Он сразу же положил свои руки мне на голову. Это действительно очень редкий жест и очень значимый в традиции Тибетских лам. Согласно их практике, когда вы входите и кланяетесь Его Святейшеству, Вам полагается подарить ему шарф, который кладется на его ногу. Если он чувствует что-то особенное в отношении вас, связанное с вашим духовным развитием, тогда он повесит шарф вам на шею. Если он почувствует, что вы немного более продвинуты в медитации, он наденет на вас особый шарф с тремя красными метками. Если он чувствует что-то еще более глубокое в вас, тогда он положит одну руку вам на лоб. Но наивысшим знаком будет, если он положит обе руки вам на лоб. Он бы никогда не сделал такого, если бы не почувствовал такой знак.

Он взял медальон в свои руки, приложил его к своему лбу и сказал: «Он величайшее воплощение со времен Будды в Индии, он есть живой Будда!». Я был потрясен услышанным, а затем спросил: «Есть и некоторые другие люди в Индии, которые тоже говорят, что они достигли Просветления. Как насчет них?». Он ответил: «Они являются ‘Реализованными Душами’, но не ‘Просветленными Воплощениями’.

Затем, я спросил, в частности, про Кришнамурти. Он ответил: «Во-первых, он не в Индии. Во-вторых, он ‘Реализованная Душа’, но не ‘Божественное Воплощение’. Затем, я спросил его о разнице между Воплощением и Реализованной Душой. Он сказал, что Реализованная Душа стала Само-Реализованной, но она не обязательно будет помогать другим людям. Если он хочет помогать другим, тогда ему нужно специально обучаться оккультным и эзотерическим наукам, и он должен рождаться снова и снова для такого обучения. Тогда он может делать осознанный выбор перерождения. Через все это Бхагаван уже прошел, сказал мне Лама. Божественное Воплощение означает воплощение того, кто был обучен в предыдущих жизнях помогать другим, это не просто душа, которая реализовалась в этой жизни. В случае с Бхагаваном, он уже был обучен, он уже был Реализованным. А сейчас, в этой жизни, Бхагаван родился специально, чтобы помогать людям на духовном уровне – только ради этого. Он родился полностью осознанно, сказал Лама.

Я сказал ему, что Ошо обучает многих людей, и что он говорит о многих глубоких вещах, на что лама ответил: «Возможно, ты чувствуешь, что он говорит для тебя, но не только для тебя он говорит. Он говорит для Записей Акаши [запись событий и слов, записанных на астральном плане] в том числе. Все, что говорится, не забывается. Вот почему вы обнаружите, что он постоянно повторяет вещи. Он будет продолжать повторять вещи, и ты будешь чувствовать, что он говорит для тебя, но на самом деле, он говорит всего лишь для немногих людей. Только немногие люди осознают, что он [Бхагаван] существует. Его слова останутся в Записях Акаши, с тем, чтобы они тоже помогали людям будущего».

Он также спросил меня, где Бхагаван, ведь он узнал его по вибрации моего медальона с фотографией Ошо. Он тоже был с ним в прошлых жизнях. Все Будды (Просветленные) вступают в контакт друг с другом. Даже сейчас он и Бхагаван находятся в контакте друг с другом телепатически. Вот откуда он знает. Я думал, что его вопрос означает, где сейчас находится Бхагаван, поэтому я сказал «Бомбей». Его Святейшество сказал: «Нет, не Бомбей». Он имел ввиду, где его место рождения. Когда я потом сказал ему Мадхья Прадеш, он сказал «Правильно!» Так что, он знал все даже до того, как я сказал это, так как это все есть в Записях Акаши, и он знает об этом оттуда.

Затем, он спросил меня о методах медитации, которым обучает Бхагаван. Я описал наш метод из четырех стадий (Динамическая медитация). Когда я рассказал ему про третью стадию, со звуком «ху-ху-ху», он сказал, что это «ху» происходит от «хум» в Тибетской мантре «Ом мани падме хум». Он так взволновался из-за этого, что схватил мои руки, и сказал что «он был в огромном восторге», и что «этот метод абсолютно верный; он похож на некоторые Тибетские способы такого рода практик; и любая работа, которая делается нами, делается и вами похожим способом». Множество отличий существует только в терминологии. Например, когда мы используем термин «кундалини», Тибетцы используют слово «горящий огонь», для обозначения того же самого. Но по поводу методов Бхагавана, он просто сказал «Отлично!».

Вообще-то, их система достаточно отличается во многих отношениях. Они верят в вибрации, которые отвечают за все проявления, и они читают много молитв и поют определенные мантры на Тибетском языке. Это должно делаться только определенным образом. Но Его Святейшество был уверен, что эта стадия «ху» в нашей медитации происходит от «хум» в их мантре «Ом мани падме хум». Бхагаван тоже подтвердил это в некоторых своих лекциях.

Описывая Кармапу, Говинд сказал, что он выглядит точь в точь как Ошо – очень жизнерадостным, очень беззаботным и теплым, и приблизительно такого же возраста, между 40 и 50. Он сказал, что он увидел одну особенность у Его Святейшества – его третий глаз: «Вы можете очень легко увидеть его; это изогнутая вовнутрь впадина, посередине его лба. Она была похоже на обычный глаз, но это внутренний глаз. Я испытал на себе срединную точку этого внутреннего глаза, как будто бы энергия исходила из одной маленькой дырочки. Любой легко заметит эту срединную часть лба.

Я слышал, что в Тибете есть практика, когда просверливают дырку во лбу, чтобы открыть третий глаз, так что я спросил его об этом. Он сказал: «Это все фальшивые сплетни. Такого никогда не делают. Когда-то, в глубоком прошлом, это возможно делали, но не сейчас». Он сказал, что когда этот третий глаз открывается, вы можете видеть многие вещи, скрытые от обычного восприятия человека.

В целом, у лам есть две разные системы практик. Первая – это молитвы, пение мантр и тому подобные вещи; другая система – это медитация . Они никому не позволяют жить в монастыре или принимать инициацию, если только человек не совершает полное отречение. Это отречение означает чисто выбритая голова и определенная одежда, определенная еда, определенная стрижка и полное уединение на определенный период времени. В этот период, им дают инструкции, что делать. Если они пройдут через это, только тогда человек получает право остаться в монастыре – иначе ему нельзя остаться.

После молитв, им скажут, какого рода медитации им нужно делать, каким практикам им нужно следовать, в зависимости от индивидуальных способностей, и что изучать. У них есть различные оккультные науки, которые необходимо освоить с тем, чтобы помогать другим людям тоже, такие как наука о чтении ауры человека. С помощью нее можно сразу же узнать, какого типа человек перед тобой, искренен ли он, говорит ли он правду или нет, находится ли он на пути медитации или нет, есть ли у него прогресс или регресс. Все это можно узнать по цвету магнитных полей человеческой ауры.

Еще одна оккультная наука, которую нужно изучить, это телепатия, с тем, чтобы уметь читать мысли людей. И третья наука – это ясновидение, с помощью нее человек может управлять людьми при помощи мыслей с далекого расстояния. Это три науки, которые нужно освоить, и для них существуют различного рода медитации.

Естественно, я попросил Ламу рассказать мне про это поподробнее, и спросил, может ли он меня обучить или нет. Он ответил, что он не может обучить никого, кто не является их ламой, потому что если такие вещи передавать человеку, который к ним не готов, он может начать злоупотреблять ими. Таким образом, Тибетцы хранили свои оккультные науки в большом секрете, только потому, что по их ощущениям в наши дни мы живем в материалистичном мире, и люди пытаются делать деньги на всем. Вот почему они не хотят выдавать эти секреты.

Если человек стал частью монастыря, он должен оставаться там до своей смерти. Он не может уйти из монастыря, если только он не умрет; иначе ему придется покинуть Тибетцев навсегда. Как только человек становится их частью, он принадлежит им всю свою жизнь и все свои оставшиеся жизни, даже вплоть до момента достижения им Буддовости. Они продолжают наставлять его на протяжении всех его жизней, и всегда вызывают монахов, которые умеют наставлять души других. Они возвращаются, чтобы направлять эти души, для того, чтобы они получили хорошее рождение в следующей жизни. Таким способом их духовное обучение продолжается много жизней. Обычно, они особенно стараются не позволить никакой Реализованной Душе покинуть свою группу. Однако, после Реализации, они не могут контролировать эти души.

Что касается Бхагавана, Его Святейшество сказал, что после просветления ничего уже не поделаешь, если душа Просветленного, по своему собственному выбору, перерождается где-то еще, но не среди них. В случае Бхагавана, Лама сказал, что он был с ними в прошлых жизнях. Он сказал мне: «Если ты хочешь посмотреть на одно из прошлых воплощений Бхагавана – кем он был в Тибете – ты можешь поехать в Тибет и посмотреть там на его золотую статую, которая хранится в Зале Воплощений».

Говорят, что последнее рождение Бхагавана было 700 лет назад. А Кармапа говорил о рождении, предшествующем ему. Он сказал, что Бхагаван был одним из их величайших Воплощений два рождения назад, и поэтому его статуя сохранена.

Тибетцы сохраняют тело того, кто достиг просветления, следуя определенной традиции, похожей на сохранение мумий в Египте. Мертвое тело обрабатывают особым образом, в результате чего оно высыхает. После того как оно высохло, оно не теряет естественных черт человека с момента смерти. После такой обработки, они отдают тело ювелиру, чтобы он покрыл его золотом, которое образует золотой футляр вокруг тела. Для такой обработки тело должно быть в сидячем положении Будды (Падмасана – положение лотоса), и тогда они облицовывают тело золотом. Существуют специальные золотые ювелиры, которые делают это так, чтобы не изменить ни единой черты тела.

Тибетцам удалось сохранить множество ценных реликвий и статуй, потому что они знают науку астрологии. В результате они могут предсказывать будущее; они знали о Китайском Коммунистическом вторжении задолго до того, как оно случилось; они также могли сделать копию всего чего угодно. Настоящие золотые статуи спрятаны где-то в Тибете. Только определенные люди знают, где они хранятся – только те люди, которые глубоко погружаются в медитацию. Бхагаван знает об этом. Ненастоящие дубликаты были выставлены на видном месте, просто для показа, так чтобы китайцы могли разрушить их, потому что Тибетцы знали, что они захотят что-нибудь разрушить.

По словам Его Святейшества в Тибете есть 99 таких золотых статуй великих Божественных Воплощений. Одна из них – это статуя Бхагавана две жизни назад. Китайцы не уничтожили ее. Они не могут сделать это, потому что эти статуи были перемещены в отдаленный район Тибета и втайне спрятаны. Настоящие статуи были перемещены, потому что эти статуи являются мощными оккультными вещами. Если кто-нибудь просто коснется их, он может пережить глубочайший духовных опыт. Так что в комнату, где они хранятся, не разрешается входить даже монахам. Только определенные люди допускаются туда, потому что, простое прикосновение к этим статуям может спровоцировать мощные реакции.

Я просто продолжал слушать то, что Кармапа хотел сказать и чувствовал, что он был так счастлив по поводу всего этого и так взволнован, как если бы он вновь нашел что-то потерянное. Глядя на такое эмоциональное возбуждение, которое он источал, и на его жесты, я понял, что у него, должно быть, очень тесная связь с Бхагаваном в прошлом. Он не уточнил конкретно, в каких духовных отношениях он состоял с Бхагаваном, и я не хотел спрашивать его об этом, хотя мне и было любопытно. Это было очень интересное и уникальное переживание для меня, которого я никак не ожидал.

Он продолжал говорить о Бхагаване и его работе: «Мои благословения всегда с ним, и я знаю, что все то, что мы не в состоянии будем сделать, чтобы помочь другим, сделает Бхагаван».

Главной целью приезда лам в Индию, было сохранение своих оккультных наук. Бхагаван также подтверждал это в своих лекциях в Кашмире, которые он читал в 1969 году. Далай-Лама совершил побег не только, чтобы спасти самого себя, а чтобы спасти Тибетскую религию, секреты медитации, оккультные науки. Только для этого он приехал в Индию, забрав с собой всё из Тибета. Его Святейшество сказал: «В прошлом мы получили эти вещи из Индии, и сейчас мы хотим вернуть их. А сейчас мы узнали, что существует воплощение [Бхагаван], которое делает нашу работу в Индии и в мире. Мы очень рады этому.

Я спросил Его Святейшество, чьим воплощением был Бхагаван, и он ответил: «Нет, это секрет. Если только человек не является главой одного из монастырей, мы не раскрываем, чьим воплощением он является». Но одну вещь он сказал мне очень отчетливо: «Как только его [Бхагавана] работа будет сделана, он исчезнет – исчезнет полностью, и мы будет не в состоянии найти его». И добавил, что «Можно исчезнуть, только применив одно Тибетское искусство». То же самое случилось и с Лао-Цзы. Бхагаван тоже рассказывал нам, что никто не знает, куда ушел Лао-Цзы. Он просто исчез, когда пришло его время, вместо того, чтобы умереть. Его Святейшество не упомянул, когда это случится с Бхагваном.

Я спросил, как это возможно, что он исчезнет просто так. Он ответил: «Наша наука – это наука о вибрациях, и Бхагван уже достиг в ней совершенства. Он должен только успокоить свои вибрации, и тогда он сможет исчезнуть». Мы видим человека, только потому, что его вибрации бросаются в глаза. Затем глаза ловят эти вибрации, которые образуют определенное изображение, и в этом заключается секрет этого искусства. Бхагаван тоже говорил, что если вы хотите сделать так, чтобы люди чувствовали, что вы здесь, ваши вибрации должны создать изображение. Лама Кармапа сказал, что Бхагаван уже успокоил свои вибрации, и сейчас он только ждет, когда его работа будет завершена. Как только это произойдет, он исчезнет. Он уже находится на более спокойной вибрации, он удерживает себя здесь искусственными средствами, только потому, что ему надо завершить свою работу.

Он продолжал рассказывать, что «Мир узнает о нем, но только немногие осознают, что он в действительности существует. Он будет единственным человеком, который может наставлять должным образом, который может быть Мировым Учителем этой эпохи, и он родился только для этого». Он также отметил, что пока человек не достигнет просветления, он не сможет полностью познать, кто есть Бхагаван. «Бхагаван действительно заинтересован только в тех людях, которые могут узнать его, и он не хочет терять время. Он не захочет, чтобы приходили неправильные люди. Как только кто-то приходит к нему, он знает кто этот человек по цвету его ауры, так как различные цвета указывают на разные степени духовности, которых достиг человек; так он сразу же выясняет, что за человек перед ним. И только если он чувствует что-то особенное в отношении определенного человека, только тогда он разрешит ему приблизиться к нему. В противном случае, он не позволит этого».

Я рассказал все эти вещи Бхагавану и спросил его о Тибетцах и о том, смогут ли они помочь нам здесь в Индии. Он ответил: «Нет, они не в состоянии помочь, потому что они слишком строги для современной эпохи, их методы духовного развития требуют слишком много времени, а времени мало. В нашем веке помощь нужна быстро, поэтому они не смогут помочь большому числу людей». Бхагаван сказал мне: «Очень хорошо, что ты ездил туда».

Его Святейшество Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981) родился в вос­точной тибетской провинции Дерге. Предыдущий Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871–1922) оста­вил письмо, в котором подробно изложил обстоя­тельства своего очередного рождения. На осно­вании этого документа руководство монастыря Цурпху смогло успешно определить местонахож­дение ребенка.

В 1931 году юный воплощенец прошел церемонию посвящения в монахи, на которой ему были пере­даны традиционное одеяние Кармапы и Черная корона. Чтобы углубить свое постижение Сутры, Тантры, Махамудры и Шести йог Наропы, на протяжении четырех лет Кармапа обучался в мона­стыре Цурпху. Еще мальчиком он проявлял необы­чайную проницательность и нередко рассказывал учителям о своих предыдущих воплощениях. В возрасте 23 лет Кармапа получил все посвя­щения и наставления по самым высоким методам линии Карма Кагью.

В 1959 году из-за оккупации Тибета Кармапа при­нял решение бежать из страны, отдавая себе отчет в том, что в подобной ситуации сохранить Дхарму можно лишь в свободном обществе. В сопрово­ждении ста шестидесяти лам, монахов и мирян он покинул монастырь Цурпху – традиционную рези­денцию Кармап – и направился в Бутан. Благодаря Кармапе беглецам удалось вывезти наиболее дра­гоценные статуи, ритуальные предметы, реликвии, тханки и книги, веками хранившиеся в Цурпху. Правитель королевства Сикким (северо-восточная Индия) поднес Его Святейшеству в дар монастырь Румтек, построенный еще во времена Девятого Кармапы Вангчуга Дордже (1556–1603). Кармапа решил возвести в Румтеке новое зда­ние, которое благодаря щедрости правительства Индии и короля Сиккима было завершено через четыре года. Новый монастырь стал официальной резиденцией Кармапы за пределами Тибета и центром сохранения традиции – буддийских наук, ритуалов и практики.

В 1974 году делегация учителей Карма Кагью во главе с Его Святейшеством Шестнадцатым Кармапой прибыла на Запад. Ламы посетили Европу, США и Канаду, и впервые в истории люди западного мира получили возможность принять участие в церемонии Черной короны – Кармапа провел ее несколько раз. В декабре 1974 года, по пригла­шению своих первых западных учеников Оле Нидала и его жены Ханны, Кармапа посетил Копен­гаген.

В ноябре 1976 года Кармапа приезжает в Нью-Йорк, откуда начинается его тур по США. В следую­щем году он в течение шести месяцев путешеству­ет по Европе, посещая Швецию, Данию, Германию, Нидерланды, Францию и Великобританию. В мае 1980 года Его Святейшество еще раз приез­жает на Запад – проводит лекции и дает посвяще­ния в Лондоне, Сан-Франциско и Баулдере в штате Колорадо. 5 ноября 1981 года Его Святейшество Кармапа XVI скончался в больнице в пригороде Чикаго.

Йеше Дордже родился в Мечуке в восточном Кхаме в год огненного дракона (1676). После рождения он вытер лицо, сел со скрещёнными ногами и воскликнул: "Я - Кармапа!". Над домом образовалась радуга и с неба пошёл дождь из цветов.

Ещё в раннем возрасте ему явилось в воздухе видение Чакрасамвары и других божеств и защитников. Он поведал об этом окружающим, но так как те ничего не воспринимали, над ним стали насмехаться. В ответ на это он воспарил и на мгновение остался в воздухе, после чего опустился. Известие об этом чуде дошло до Тулку Гьелцапа и седьмого Тулку Шамара, которые направили своих представителей для углублённого исследования.

Подробности его рождения соответствовали во всех пунктах письму с предсказанием, оставленному предыдущим Кармапой. Его отвели в монастырь Янгчен, где он был представлен седьмому Тулку Шамару; тот немедленно узнал его.

Затем юного Кармапу привели в монастырь Цурпху и возвели на трон. Вскоре он провёл церемонию Чёрной Короны. Он получил от Тулку Шамара предварительные рукоположения и изучил Писания под руководством шестого Тулку Гьелцапа и третьего Тулку Карма Тинлая. Тулку Шамар перед своей смертью в 1694 году передал ему все тайные поучения и Шесть Доктрин Наропы.

Йонге Мингьюр Дордже (162) и Такчам Нуден Дордже (163) дали Кармапе посвящения и поучения Терчё. Кармапа реконструировал монастрыь Цурпху и много других святилищ и монастырей, которые пострадали от разрушений, причинённых монгольскими войсками. Через год после смерти Тулку Шамара Кармапе явилось видение его нового воплощения. Ребёнок был рождён в Непале, и Кармапа подготовил приход его в Цурпху.

Кармапа возвёл на трон восьмого Тулку Шамара и назвал его Палчен Чёкьи Додруп. Он предсказал, что Тулку Ситу перевоплотится в Ал Оре в год огненного дракона (1700), и сообщил эту информацию новому Тулку Шамару (164). Тулку Шамар получил от него то, что оставалось передать из поучений. Кармапа провёл долгое время в медитации.

Кармапа оставил юному Тулку Шамару письмо с предсказанием относительно своего следующего воплощения. Он умер в год водяной лошади (1702) в возрасте двадцати семи лет. Замечательные события сопровождали его смерть. Его главными учениками были:

1. Шамар Палчен Чокьи Додруп (1695-1732): Восьмой Тулку Шамар.

2. Кхечен Карма Тонйо.

3. Тендзин Чогьел: Пятый Тулку Трунгпа.

14-й Кармапа Тхегчог Дордже (1798-1868)

Тхегчог Дордже родился на десятый день двенадцатого месяца года огненной змеи (1798) в селении Дананг области Залмо Ганг провинции Кхам. Над селением появилось несколько радуг. Новорождённый вытер себе лицо и воскликнул: "ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ! А-АА, И-ИИ, У-УУ..." (184).

Слава о нём разошлась и достигла Ламы Кагьюпы Друкчен Кюнзига Нангвы (185), который отправил делегацию на его поиски. Тулку Ситу и Тулку Гьелцап (186) сделали то же, и все они встретились в селении Дананг. Они взяли ребёнка в монастырь Карма Гён, где девятый Тулку Ситу поздравил его с прибытием. Всё соответствовало деталям письма с предсказанием, Тулку Ситу официально признал ребёнка новым воплощением Кармапы и дал ему начальное рукоположение.

Кармапа пробыл несколько лет в Карма Гёне, получил Новое (187) и Древнее (188) распространение Учения и изучил несколько версий жизни Гуру Падмасамбхавы. Он совершил поход в Цурпху, где, начиная с возраста девятнадцати лет, ему была дана большая часть поучений, включая эзотерическую передачу. Он получил последнее рукоположение, реконструировал монастырь и реставрировал храмы и монастыри в окрестностях. Он основал медитационный центр, который назвал Друпде Самтен Линг.

Соответствуясь с пророчеством Падмасамбхавы, он пригласил из Кхама в Цурпху Тертона Чёгьюра Лингпу (189). Состоялись большие празднества, кульминацией которых были танцы Ламы "Восьми Проявлений Гуру Падмасамбхавы" и связанные с Ваджракилой.

Кармапа совершил паломничество к Кангу Ринпоче (гора Кайлаш на западе Тибета), и некоторые утверждали, что видели его во время пребывания там сидящим в медитации в палатке, разбитой посреди озера Манасаровар (190). Он совершил обхождения вокруг священной горы, посетил все святилища и имел экстраординарное видение Чакрасамвары.

На обратном пути он проходил через каменистый холм, резиденцию одного демона. Внезапно огромные куски камней покатились по склону в направлении испуганных путников. Кармапа направил взгляд на камни, и самые большие из них немедленно застыли на месте, в то время как небольшие осколки улетучились.

Кармапа направился в Цари, где ему явилось видение богини Тары и Чакрасамвары, и он оставил там отпечаток своей ноги в скале. Он вернулся в монастырь Цурпху, пройдя через провинцию Конгпо, где учил и благословлял население.

Он передал весь объём поучений Друкчен Кюнзигу Гьямцо и Джамгён Кхонгтрулу Ринпоче и оставил письмо с предсказанием своим двум братьям Тулку Додрупу и Тулку Чёуангу.

Кармапа умер на двадцать первый день первого месяца года земляного дракона в семьдесят один год, и радуги образовались вокруг него. Его главными учениками были:

1. Друкчен Кюнзиг Гьямцо: Восьмой Друкчен Ринпоче.

2. Дабзанг Дедон Тенпа Рабгье: Первый Дабзанг Ринпоче.

3. Джамгён Кхонгтрул Ринпоче: Первый Тулку Джамгён, воплощение Манджушри.

4. Гьюрме Тенпхел: Восьмой Тулку Трунгпа.

16-й Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже (1924 -1981)

Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже (1924 -1981) родился в Дерге, провинции Восточного Тибета. Предыдущий Кармапа, Кхачьяб Дордже (1871-1922), оставил письмо, проясняющее обстоятельства своего следующего воплощения. На основе этого письма руководство монастыря Цурпху могло успешно определить местонахождение ребенка.

В 1931 молодой воплощенец был посвящен в монахи, ему поднесли церемониальные одежды Кармапы и его Черную Корону.

Кармапа обучался в монастыре Цурпху на протяжении четырех лет, углубляя в медитации постижение Сутры, Мантры, Махамудры и «Шести Йог Наропы». Он проявлял необычные для мальчика способности врожденной проницательности и часто говорил наставникам о своих предыдущих воплощениях.

В возрасте 23 лет Кармапа получил полное посвящение в монахи, а также посвящения и объяснения высших поучений Карма Кагью. В 1959 из-за оккупации Тибета Кармапа решился на побег из страны, понимая, что делу Дхармы наилучшим образом послужит ее спасение из-под усиливающегося захвата Коммунистического Китая. Поэтому в сопровождении 160 лам, монахов и мирян Кармапа покинул монастырь Цурпху, традиционную резиденцию Кармап, и направился в Бутан. Под руководством Кармапы группа смогла вынести наиболее ценные статуи, ритуальные предметы, тханки и книги, веками хранившиеся в монастыре Цурпху.

Правитель государства Сикким на северо-западе Индии предложил Гьялва Кармапе монастырь Румтек, построенный во время 9-го воплощения Кармапы, Уангчука Дордже (1556 -1603). Кармапа поддержал строительство нового монастыря в Румтеке, которое, благодаря щедрой помощи Индийского Правительства и правителя Сиккима, было завершено за 4 года. Новый монастырь в Румтеке стал официальной резиденцией Кармапы за пределами Тибета и центром изучения, церемоний и практики буддизма.

В 1974 году Кармапа XVI отправил группу лам Карма Кагью на Запад посетить Европу, Америку и Канаду, и первое время у людей Запада была возможность принять участие в Церемонии Черной Короны, которую Кармапа проводил много раз. По приглашению своих первых западных учеников, Оле и Ханны Нидал, Кармапа приехал в Данию, в Копенгаген, в 1974.

Возможно, некоторые из вас встречались с Шестнадцатым Кармапой. И все, наверное, слышали, что он учил медитации даже птиц. Во время смерти эти птицы погружались в глубокое самадхи. Вокруг Кармапы всегда было много птиц, и людей удивляло, что, куда бы он ни приезжал, он покупал птиц. Иногда они стоили очень дорого. Кармапа всегда точно знал, где находятся птичьи рынки и каких птиц он будет покупать. Он покупал птиц для того, чтобы учить их медитировать. Многие видели, как эти птицы во время смерти погружались в глубокую медитацию.

Я хочу рассказать еще одну историю, показывающую особую активность Кармапы. Однажды я сопровождал Кармапу во время паломничества по Индии, мы ехали из Патны в Бодхгайя и остановились в какой-то деревне. В одном из домов я увидел двух белых обезьян. Они были худыми и выглядели очень больными. Во время нашего короткого пребывания в деревне кто-то рассказал Кармапе об этих обезьянах, и Кармапа настоял на том, чтобы их увидеть. Мы пошли в этот дом, и Кармапа сказал, что он хочет купить этих обезьян и забрать их с собой. Наши сопровождающие сказали: «Да, конечно, мы сделаем всё, что ты хочешь. Мы купим их. Но на самом деле мы будем сейчас много путешествовать поездом, а в Индии не так легко взять с собой в поезд обезьян». Обезьяны были действительно большими. Люди много раз спрашивали у Кармапы: «Ты не шутишь? Ты действительно хочешь их купить?» Кармапа всё время отвечал: «Да!» Он и вправду хотел их купить.

Владелец получил примерно по 7000 рупий за каждую обезьяну. Кармапа заплатил столько, сколько тот запросил. Кармапа попросил сделать две большие деревянные клетки, чтобы обезьян можно было брать с собой в поезд и повсюду. Они поехали с нами в Бодхгайя, потом в Калькутту. Оттуда их отправили в Румтек. Кармапа заботился о них и кормил их. Когда обезьян отправляли в Румтек, Кармапа дал точные указания, что с ними нужно делать, как с ними обращаться, и попросил, чтобы за ними действительно хорошо ухаживали. Позже Кармапа вернулся из паломничества в Румтек, я тогда был рядом с ним. За пару дней до приезда Кармапы обезьяны умерли, и никто не решался сообщить ему об этом. Я узнал, что случилось, и сказал Кармапе: «Знаешь, возможно, эта затея с обезьянами была бессмысленной. Может быть, они уже умерли». Кармапа ответил: «Что?» — и велел позвать того, кто за ними ухаживал. Кармапа спросил его, умерли ли обезьяны, и тот ответил: «Да!» Кармапа спросил: «И что произошло?» Человек ответил: «Они сидят в медитации».

Итак, всё было в порядке. Они действительно продолжали сидеть в глубокой медитации, точно так же, как и великие практикующие после смерти. Они не падали, также на протяжении нескольких дней их тела не разлагались. Это было действительно глубокое самадхи.

Лопён Цечу Ринпоче

Loading...Loading...