Сколько церквей скрывается под куполами храма. Сколько куполов бывает у храмов и какие купола бывают? Галереи и крыльца

Вековые стены в Пещерном храме и находки археологов

Со стороны улицы Большая Красная храм скрывается за зданием Казанского Богородицкого мужского монастыря. Как и любой строительный объект, в целях безопасности собор огородили железным забором. Чтобы рассмотреть, что происходит за ним, мы забрались на специально сооруженный помост.

Трудно представить, что ближе к концу года фасад храма будет завершен - сейчас сооружение затянуто зеленой сеткой, а повсюду вокруг лежат стройматериалы: арматура, деревянные балки, кирпичи. Пока лишь это могут увидеть пришедшие к собору верующие, паломники и туристы.

Игумен Марк (Виленский), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря, показал, как идет восстановление религиозного объекта.

Вместе мы посетили Пещерный храм, который находится под самим собором, словно подвал жилого дома, и пока недоступен ни одному туристу. У него отдельный вход, который можно найти под временным металлическим козырьком около фронтона с колоннами. Здесь гораздо теплее, чем на улице.

«Тут у нас уже есть отопление, теплый пол», - говорит отец Марк, словно читая наши мысли.

Пещерный храм появился гораздо позже, чем сам собор, который заложили в 1798 году. Место обретения иконы Казанской Божией Матери облагородили после посещения великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой - она и выделила деньги на обустройство. Пещерный храм появился в 1910 году, а уже в 1932-м, после прихода большевиков к власти, собор взорвали. К счастью, подземная часть сохранилась на уровне стен и начала сводов.

Как гласит легенда, в 1579 году девочка Матрона увидела во сне Богородицу и после указала место нахождения иконы. Чудотворный образ был найден завернутым в рукав мужской рубахи, а очевидцам казалось, что икона сияла, словно была написана только что.

Найти место, где была обретена Казанская икона Божией Матери, можно по небольшому углублению в полу. Рядом возвышается иконостас - частично он уцелел после рокового взрыва 1932 года.

Исторические родные стены можно легко отличить от современной кладки из красного кирпича - их уже отштукатурили. Отец Марк просит смотреть под ноги - прямо по центру храма находится возвышение высотой в 10–15 сантиметров. Оказалось, что алтарная часть расположена здесь в середине сооружения, а не как это обычно бывает - у дальней стены от входа.


В бетонном полу можно найти несколько сквозных отверстий, в которых видны кирпичи старинного фундамента.

«Когда икону обрели, Ивану Васильевичу (Грозному. - Ред.) доложили об этом. Он сказал, что на этом месте должен быть храм, здесь основали девичий монастырь. Сначала был деревянный, потом его разобрали и построили каменный храм. Затем каменный разобрали, потому что все расширялось и увеличивалось. Все это здесь видно», - пояснил нам наместник монастыря.

Археологические раскопки проходили в 2017 году. По имеющимся чертежам и планам специалистам было известно, что здесь и прежде находились храмы. Министерство культуры РТ разрешило вскрыть временный пол, под которым и скрывались исторические фундаменты. Археологи обнаружили архитектурные и кованые элементы, которые оказались под землей после взрыва собора в 1932 году.

Было найдено много захоронений, останков вокруг собора и под самим фундаментом. С того момента, как был основан монастырь, здесь жили монахини. Монахини, игуменьи и духовники были захоронены на территории монастыря. Сейчас останки находятся на экспертизе, а потом их вернут, чтобы перезахоронить на территории монастыря», - рассказал отец Марк.


Но не археологические раскопки стали главным событием 2017 года в ходе восстановления собора, а завершение бетонирования центрального купола. Для этого понадобилось два строительных крана.

«Как вы сейчас видите, практически со всех уголков Казани виднеется центральный купол на соборе. Радует, что строительство идет согласно графику. Подрядчик очень ответственный. Сейчас на куполе выставлены леса, осталось залить главку, на которой впоследствии будет монтироваться купол и крест - венец собора. Внутри сейчас ведутся работы, чтобы удалось «закрыть» храм и утеплить его», - рассказал игумен Марк.

Прогрев бетона для центрального купола, ветер и 30 строителей на высоте 40 метров

Поднявшись из Пещерного храма по старинной лестнице, уцелевшей, как и нижняя часть стен подземного сооружения, мы вошли в собор Казанской иконы Божией Матери, и нас оглушили звуки стройки и работающей техники. Здесь достаточно светло, хотя фасад закрыт зеленой строительной сеткой, а внутри горит всего несколько ламп, которые освещают пространство для строителей в темное время суток. Днем свет проходит через оконные проемы и световой барабан. Так называется верхняя часть храма с прорезями, на которую воздвигают купол.


Вся средняя часть собора, которая находится под куполами, в строительных лесах. Несмотря на это, чувствуется простор, а само сооружение по масштабам - поистине грандиозное. Высота до центрального купола порядка 40 метров, а до маленьких куполов - более 20 метров. Центральный символизирует Иисуса Христа, те, что поменьше, - четырех евангелистов.

В процесс воссоздания храма вовлечено порядка сотни человек, а 30 из них бетонировали центральный купол. Все поднималось «быстро, буквально за полтора месяца», как рассказал нам Сергей Рогозин, руководитель проекта по кровельным работам.

У нас жесткие графики. В принципе никто из них не выбивается. В этом году на Крестный ход, на 4 ноября, мы уже должны сдать фасад и благоустройство», - объяснил он.

Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери проходят как раз 4 ноября. В этот день по Казани следует крестный ход с чудотворным образом.

Бетонирование куполов храма выпало на зиму, не самое подходящее время года для стройки. Из-за минусовых температур пришлось прогревать и бетон, и саму поверхность, иначе бы впоследствии купол растрескался.


«Сложность заключается лишь в том, что большая высота. Здесь постоянные ветра. Наши ребята работают где-то на высоте от 25 метров - это уровень маленьких куполов, до 40 метров - уровень центрального купола. В последнее время МЧС постоянно пугает метелями, но вообще ребята у нас привыкшие. Сам морозец где-то минус 7 - минус 10 градусов без ветра, это хорошо. Тем более люди двигаются, не мерзнут, а когда уже сильный вечер, приходится останавливать работу кранов. А ребята могут и до 5, и до 6 часов вечера оставаться - работы и внизу предостаточно», - рассказал Рогозин.

У строителей нормированный рабочий день с 8 утра и до 4 часов вечера. Также предусмотрен часовой перерыв на обед. Работников берегут, поэтому отпускают на получасовые перерывы, чтобы те согрелись в помещении и выпили горячий чай. Из-за опасности работы на высоте идут только в дневное время суток.

Строить здание заново - это одно, а восстанавливать - совсем другое, отмечают строители. Современные стройматериалы должны подходить под старинные, говорит руководитель проекта по кровельным работам. С бетонированием сложностей не возникло, но они могут начаться, когда подрядчик перейдет к покрытию куполов.


«Сложно забегать вперед и говорить о сроках. До конца июля была запланирована сдача куполов, но есть сложности с подбором материалов, их доставкой. Будет благороднейшее покрытие, вся работа будет идти вручную», - объяснил Рогозин.

После того как будет сдан фасад, в храме начнут воссоздавать внутреннее убранство. В этом подрядчику помогут чертежи, архивные эскизные проекты и несколько кадров самого собора внутри. Эскизное решение курируют Минкульт РТ, инвестор проекта республиканский фонд «Возрождение» и Казанская епархия.

И хотя сейчас стройка в самом разгаре, к храму приходят туристы. Во время нашего посещения экскурсовод Айрат Гатауллин рассказывал двум девушкам историю собора Казанской иконы Божией Матери, стоя на помосте.

«Казань - это одна из главных туристических точек на карте России, и все больше набирает обороты паломнический туризм. Это место является святым, ведь здесь обрели Казанскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых икон в православии. Этот собор - символ восстановления традиций и того, что регион веротерпим, что здесь могут жить и мусульмане, и христиане», - подчеркнул экскурсовод.


Обсудить ()

Адрес : Москва, Красная площадь

Самый знаменитый храм России и, пожалуй, самый красивый — собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного, был построен в 1555-1561 годах по повелению Ивана IV Грозного.

Он окутан легендами и тайнами, он всегда разный, он не похож ни на один храм, и сколько его ни пытались копировать — все равно лучше построить никому не удалось. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора. Туда позднее и перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

Легенда об ослеплении строителей собора — мастеров Бармы и Постника — якобы по распоряжению Ивана Грозного и для того, чтобы они больше не посмели построить ничего столь же прекрасного, — это только легенда. Многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. И его никто не ослеплял, а наоборот — в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е. по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию.

Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы Осип Иванович Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Loading...Loading...