Страны которые приняли христианство. Кто первым принял христианство

Христианство сегодня – одна из самых распространенных мировых религий. Возникнув в I веке н.э. на территории палестинского государства (территория современного Израиля), новое учение распространилась по всему миру. Изначально первыми христианами были евреи, проживавшие на территории Римской Империи, а с распространением учения Христа, поклонниками религии стали и другие этнические группы. Бесспорно, первым христианином был Христос, ведь именно он донес свое учение людям. Но кто принял христианство первым после него?

На этот, казалось бы, простой вопрос можно дать несколько ответов. «Пионером» христианства можно считать одного или нескольких исторических деятелей, народ или этническую группу, которые проживали на определенной территории, а также рассматривать религию с точки зрения официального государственного вероисповедания.

Немного о религии

Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.

Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям, Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора). Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов, вплоть до балтов и финов. На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.

Первое христианское государство

Один из ответов на вопрос «Кто принял христианство первым ?» является ответ о первом христианском государстве.

Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г. н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям. Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения. Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.

Первые христиане на Руси

Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.

Отвечая на вопрос «Кто принял христианство первым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени. Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году. Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.

Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.

Княгиня Ольга – первая русская христианка

Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство. Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко». Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси, которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями. Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий.

Сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру.

Как распространялось христианство

Долгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество. Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества , населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней адепты нового учения. По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни.

Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения.

Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно.

Как Армения приняла христианство

До принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества.
По армянскому преданию, царь-язычник Трдат, казнивший святых дев-рипсимеянок после того, как одна из них отказалась стать его женой, серьезно заболел от потрясения, вызванного их казнью.

Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во , царь исцелился. На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной.

Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу.

Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию.

Согласно догматам самой христианской церкви, первым народом, который принял христианство, были евреи. Как религия, оно зародилось в I веке на территории современного государства Израиль, которая в те времена являлись одной из провинций Западной Римской империи. К 4-му веку христианство распространилось на всю территорию империи, охватив собой большую часть современной Средиземноморья и проникло в Закавказье. Если иметь в виду, кто принял первым христианство на уровне государственной религии, то это была Армения, где это произошло при царе Трдате III еще в 301 г. В качестве сопоставления - в Римской империи христианство получило статус государственной религии только в 382 году. Важнейшую историческую роль в принятии и распространении христианства в Армении сыграл Григорий Просветитель, который впоследствии и стал первосвященникам этой церкви - католикосом. В честь него неофициально Армянская апостольская церковь еще именуется в некоторых источниках как григорианская.

Если же вопрос стоит о том, кто первый принял христианство на русских землях, то тут единого мнения у историков не сложилось до сих пор. При исследовании этого вопроса, следует исходить из того, что среди германских и славянских народов эта религия начала распространяться особенно активно со времени ликвидации Потом, к XIII—XIV вв., она проникает к финнам и балтам.

Имеющиеся на сегодняшний день источники дают весьма противоречивые сведения о том, кто первый принял христианство, имея в виду персоналию исторического деятеля. Это очень важное уточнение, так как следует понимать, что проведение такого рода трансформаций в обществе, как принятие религии, тем более на уровне государственной, не могло произойти без организующей роли государства.

Традиционно датой на русских землях принято считать 988 год, когда киевским князем был Владимир. Некоторые исследователи называют другую дату - 990 год. Проблема еще осложняется и тем, что в самом вопросе содержится некоторая некорректность. Что понимать под заданным: «кто первый принял христианство»? Исторического деятеля, народ или группу народов, компактно проживающих на определенной территории…

Чтобы снять с рассмотрения два последних тезиса, можно с уверенностью утверждать, что процесс христианизации земель русского государства был длительным и очень сложным, иногда обратимым, процессом. Поэтому его надо исследовать применительно к истории каждого народа или народности, которые проживали в составе Древней Руси.

Актуальным, в вопросе кто первый принял безусловно, остается проблема персоналии.

Наиболее часто цитируемая «Повесть временных лет» гласит, что в 6496 году (а это именно и есть 988 год по новому летоисчислению), «…просветил возлюбивший ее Иисус Христос», а князем киевским в это время был Владимир Святославич. Принятие христианства классиками русской истории также трактуется по-разному. Они даже применяли различные термины для обозначения данного события, очевидно, каждый по-своему понимая его. Так, В.Н. Татищев в своих работах говорит о «крещении славян и Руси», а Н.М. Карамзин - о «крещении Руси». Поэтому сводимым подходом к ответу и может служить только подход, связанный с поиском достоверного исторического деятеля, при активном участии которого произошло это уникальное событие.

Довольно распространено мнение о том, что крещение следует связывать с фактом принятия христианства в Константинополе бабкой князя Владимира еще в 969 (или 957) году. Основанием служит упоминание о присутствии в свите Ольги некого Григория, по догадкам, христианского духовника княгини.

Еще более ранние даты и другие персоналии называются в связи с исследованием самой истории русской государственности. Так, западноевропейские и балтские хроники говорят о том, что христианство было принято после неудачных походов на Царьград (Константинополь) князей а происходило это за 100 с лишним лет до Владимира - в период между 842 и 867 годами. Кроме того, в списках-реестрах царьградских епископий конца 9 века уже имеются записи о Русской епархии, которая значится под 60 - 61 номерами, а эти реестры, как известно, заполнялись в строго хронологическом порядке.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос, вынесенный в заголовок статьи имеет ответ лишь гипотетического характера.

Армения — первая страна, которая приняла христианство как государственную религию. О древних храмах Армении, и об искусстве мастеров, их возводивших, а иногда и просто вырубавших в горах, рассказывает Зинаида Курбатова.

У вершины священной горы Арарат в хорошую погоду видно маленькое облако. Считается, что оно не исчезает никогда и что это души всех армян, живущих в разных странах мира. Туристы начинают знакомиться с историей страны именно отсюда. С горы хорошо видно это место — священное для всех армян. Здесь начинается история Армении, которая первой в мире приняла христианство в 301 году нашей эры.

Церкви Святой Мариам и Святого Григория были построены в 17 веке после землетрясения. До 301 года здесь была крепость и языческие храмы. «Хор Вираб» переводится как «глубокая темница». В ней пребывал всего один заточник. Царь Трдат Третий в 288 году заключил сюда христианского миссионера Григора Лусаворича. Над темницей сейчас часовня. Спуститься по вертикальной лестнице в этот колодец решаются не многие.

Именно здесь 13 лет находился в заточении Григорий Просветитель. Ему сюда еще бросали змей и скорпионов. Место святое-недавно несколько туристов сорвалось с этой лестницы, но никто не расшибся.

В 301 году Трдат Третий, боровшийся с христианскими проповедниками, серьезно заболел. Вылечить его смог только Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал, и христианство стало в Армении государственной религией. Сейчас «Хор Вираб» — действующий монастырь, где совершаются требы и каждый день бывают туристы. С 17 века он не реставрировался. Графитти, которые оставляют приезжие, не стирают — на удивление, они не нарушают величественности памятника.

Когда Армения стала христианской, началось уничтожение языческих храмов по всей стране. Их разрушали, на их месте строили церкви. Единственный языческий храм эллинистической эпохи, который чудом сохранился — в Гарни. Его спасла сестра царя.

Туристам показывают бани, пол которых выложен мозаичными картинами с изображением богов — покровителей моря. И главное — Храм бога солнца, напоминающий греческий Парфенон. Он построен методом сухой кладки, без раствора, с небольшими креплениями.

Узоры всюду не повторяются, вокруг входа надписи на фарси и арабском. Здесь была летняя резиденция армянских царей, пока здание не разрушилось в 17 веке во время землетрясения.

В 1976 храм восстановили. Осколки камней собирали по всей долине местные жители. Реставрация научная — хорошо видно, какие камни исторические, какие новые. Всюду у подножия храма хачкары — кресты, вырезанные в камне. Ни один орнамент не повторяется, хачкары разные, как души христиан.

Армению еще называют Карастан — страна камней. И не только потому, что вокруг — горы. Армянские архитекторы и строители возводили здания из базальта и туфа и научились обращаться с камнем, как никакие другие мастера в мире. Безусловная вершина их искусства — пещерный монастырь Герард.

Монастырь, основанный Григорием Просветителем, много раз подвергался нападениям арабов и турков-сельджуков. В 13 веке здесь построили главную церковь — Католике, где проходят службы.

Жемчужины монастыря — это вырубленная прямо в скале церковь Аствацацин и две княжеские усыпальницы. Над гробницами — Герб князей Прошьянов: львы, орел, драконы. Храм строили по особой методике. Делали сверху скалы колодец. Продвигались вниз, вырубая камень и выбрасывая его наружу.

Трудно представить, как такое возможно. Отверстие наверху служит единственным источником света, он преломляется и освещает всю огромную церковь. Мощные колонны, орнамент, сделаны мастерски, акустика не уступает лучшим концертным залам. Архитектор Галзаг оставил надпись под крышей храма «Кто заходит в эту церковь, пусть вспомнит в молитве и меня».

Три с половиной века назад землетрясение не разрушило монастырь, оставило лишь трещины. Храмы тоже капитально не реставрировали — впрочем, монастырь ухожен. Два монаха и трудники справляются со всеми хозяйственными проблемами. Как и все церкви Армении, Герард находится не в ведении Министерства культуры, а подчиняется Католикосу всех армян Гарегину Второму.

Католикос каждое воскресенье возглавляет Воскресную службу в Кафедральном соборе города Эчмиадзин. Верующих здесь всегда много. Ведь это первый христианский храм Армении, построенный Григорием Просветителем.

Для армян, которые много раз теряли государственность, церковь важна и как один из символов единения народа. Эчмиадзин не остается законсервированным архитектурным памятником. Рядом со старинными храмами появляются новые постройки из камня — например, въездная арка. Она органично дополняет средневековый ансамбль, подтверждает — армянские строители не утратили своего мастерства. На протяжении веков.

Facebook , , Вконтакте

Поддержите портал

GD Star Rating
a WordPress rating system

GD Star Rating
a WordPress rating system

Комментарии фейсбука:

Похожие записи:

В последнее время страна Зимбабве была известна своим большим финансовым кризисом и ассоциировалась со словами коррупция, бедность и гиперинфляция. Но мало кто знает, что сегодня Зимбабве переживает неслыханное доселе пробуждение, которое начал...

Исламская группировка «Хамас» заявляет, что уничтожение Израиля больше не является ее задачей. Это – заявленная часть новой политической программы, которая нацелена прервать международную изоляцию «Хамас». Тем не менее, группировка продолжает зая...

Loading...Loading...