Валаамская ослица значение фразеологизма. Библия онлайн

В прессе иногда встречается фразеологизм «валаамова ослица». Из контекста не всегда можно догадаться, о чем речь. Это редко употребляемое выражение, но оно дает меткую характеристику говорящему.

«Валаамова ослица», фразеологизм: происхождение

В Священном Писании рассказывается о случае, произошедшем с пророком Валаамом. Когда израильский народ, выйдя из Египта, подошел к обетованной земле, он завоевал земли амореев напротив Иерихона в пустынных равнинах Моава.

Моавитский царь Валак стал опасаться, что с ним и его владениями поступят так же, как и с амореями. Тогда он посылает старейшин Моава и Мадиана к Валааму, чтобы тот проклял израильтян. Его слова: «Кого ты проклянешь - проклят, кого благословишь - благословлен», - дают понимание этой просьбы.

Валаам прекрасно знает, что это неправедное дело, и берет у посланников отсрочку решения, пока не переговорит с истинным Богом. Бог является Валааму и запрещает проклинать свой народ. Пророк отпускает послов ни с чем.

Но Валак вторично отправляет к нему уважаемых людей с той же просьбой и большей платой. Проявив жадность, пророк пошел с намерением проклясть израильтян. За это Бог разгневался на него и послал ангела преградить ему путь.

Валаам не видит ангела и бьет ослицу, чтобы та не сворачивала с пути. Валаамова ослица ложится и отказывается идти вперед. Он снова бьет ее, и тут Бог открывает ей уста, и она говорит: «За что ты меня бьешь?» Бог открывает глаза пророку, и он видит ангела. Тот объясняет, что Бог гневается на него. И если бы ослица пошла вперед под ударами Валаама, ему пришлось бы убить пророка, а ослицу оставить в живых.

«Валаамова ослица»: значение

На этот сюжет ссылаются, когда хотят пояснить Божье руководство в жизни человека. По сути, Бог дал людям свободу выбора: поступать по его воле или нет. Но предупреждает о плохих поступках он всегда.

Первый раз это случилось с Каином. Тот не внял предупреждению и убил Авеля. Если человек делает что-то против воли Бога, Господь будет предупреждать его. «Если нужно, и камни заговорят», - сказал Иисус Христос.

В переносном значении так могут сказать о каком-то необычном событии, ставшем препятствием. Супруги обдумывают развод, но внезапно случается пожар, пропадают все документы. Жить негде.

Это сплачивает супругов, и развод отменяется. В таком случае дом, как валаамова ослица, показал: «Если прохудилась крыша - зачем сжигать все здание?» Другими словами, если прохудились отношения, зачем уничтожать брак?

Второе значение, ироническое

С тех пор, как Библию перевели на языки других народов, это выражение используется для выражения кроткого человека, вдруг подавшего голос. Сравнимый с бессловесным животным, кроткий человек может открыть уста и сказать что-то важное.

Это может произойти по причине крайнего угнетения (например, словесного). Начальник в офисе привык гонять сотрудницу, тихую девушку, за мелкими покупками. То, что он отрывает ее от срочных заданий, в расчет не принимается.

Настает момент, когда она заявляет, что от этих поручений страдает ее работа. В таком случае она выступает как валаамова ослица, говоря очевидные вещи. Ее заявление воспринимается как гром среди ясного неба, ведь она всегда все сносила молча.

Примеры из литературы

Примеры есть и в русской литературе. В романе «Братья Карамазовы» так назван лакей. Здесь это выражение Федор Михайлович употребляет в ироничном смысле: «и говорит, и говорит».

Он рос молчаливым и болезненным, по любому поводу забивался в угол и глядел оттуда молча. Но как-то за обедом принялся вдруг рассуждать о долге, чести христианина, предательстве и искуплении греха последующими поступками.

У М. Горького тоже находим похожее употребление крылатой фразы. В романе «Фома Гордеев» в ситуации, похожей на рассмотренную выше с офисной сотрудницей. В ответ на возмущение дочери, что ее только упрекают во всем, но никак не помогут и не позаботятся о ней, отец замечает: «Вот и валаамова ослица заговорила».

Современное употребление фразеологизма

В статье от 17.04.12, которая так и называется - «Ура! Валаамова ослица заговорила!», автор, С. Вязов, рассуждает о диспутах либералов: «Обычно это чудо». Далее он сравнивает их с кротким животным древнего пророка. Мол, всю жизнь они молчали, а потом не смогли.

Статья от 08.02.07 Вадима Штепы «Что хотела сказать валаамова ослица?» носит почти такое же название. Он пишет о государственной служащей как о небезызвестном животном.

С. Е. Лец высказал афоризм, в котором напоминает, что ослица заговорила человеческим голосом. Он сравнивает ее с некоторыми актерами, и сравнение явно не в их пользу. С легкой иронией он задает риторический вопрос: «Не могли бы они последовать ее примеру?» Видимо, речь ослицы внятней и разумнее, чем у них.

Вот так и произошло, что случай, записанный полторы тысячи лет до нашей эры, породил фразеологизм. Теперь по-разному употребляют выражение «валаамова ослица». Значение из прямого перешло в переносное и обогатило лексикон многих народов.

Валаамова ослица ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. 1. Ирон. Предельно молчаливый и покорный человек, который неожиданно высказал вдруг своё мнение, несогласие с общим мнением, протест. - Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы - одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело мне жить - а никогда вы слова ласкового не скажете мне… - Вот и валаамова ослица заговорила, - усмехнувшись, сказал старик (М. Горький. Фома Гордеев). 2. Бран. Презр. Предельно упрямая, глупая женщина. - Пантаковская-то, а? - укоризненно бросил он [Иван Иванович ] Прохору Фроловичу… - А ну её! - Прохор Фролович сердито дёрнул надутыми губами… По званию, так сказать, профессор, а на деле ослица валаамова! (А. Коптяева. Дерзание). - Из библейской легенды об ослице волхва Валаама, неожиданно запротестовавшей человеческим языком против побоев. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - С. 868.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Валаамова ослица" в других словарях:

    Валаамова ослица - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение “Валаамова ослица” применяется в ироническом смысле по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА - в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение Валаамова ослица применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку … Большой Энциклопедический словарь

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА Толковый словарь Ушакова

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА - ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Валаамова ослица - Из Библии. В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаама, отправившегося одолевать чарами израильтян по наушению царя моавитян Валака. Ослица, к великому удивлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел,… … Словарь крылатых слов и выражений

    Валаамова ослица - в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение «Валаамова ослица» применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. * * * ВАЛААМОВА ОСЛИЦА ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии… … Энциклопедический словарь

    ◘ валаамова ослица - О покорном, молчаливом человеке, который выразил неожиданный протест. Из библейской легенды о том, что ослица волхва Валаама в знак протеста против побоев заговорила человеческим языком. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков - в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога … Древний мир. Энциклопедический словарь

В России распространены фразеологизмы пришедшие к нам из мифов и легенд глубокой древности.Не составляет исключения и выражение "Валаамова ослица ".
Эта идиома обозначает покорного и послушного человека, который вдруг резко выразил свое несогласие.

История возникновения словосочетания "Валаамова ослица"

Эта поговорка,как и многие другие пришла в русский язык из библейских сказаний.В притче рассказывается о страшном чернокнижнике,который жил в городе Пефор расположенном на реке Ефрат.
События развивались так.Древние евреи были очень жестоким народом,которые вели кочевой образ жизни.Они ордой нападали на слабозащищенные поселки и вырезали жителей под корень.
После того,как их наконец выгнали из Египта,евреи решили напасть на землю Ханаанскую.Ведь об этом им рассказывал сам Бог.
Рядом с Ханааном находилось небольшое царство,которое управлялось царем Моавом.Узнав о том,что орды диких и злобных евреев приближаются к его стране он попросил Валаама навести порчу на этот народ.
Валаам долго отказывался,даже он не хотел связываться с дикарями.Однако после продолжительных уговоров он согласился и отправился в Моав на ослице.
Долго ли коротко путешествовал Валаам нам не ведомо,однако известно,что перед ослицей вдруг появился ангел посланный евреями и она сбилась с пути.
Обнаружив,что они заблудились,Валаам применил воспитательные меры воздействия к этому глупому животному в виде побоев и тумаков.
Ослица была в шоке.Она так разозлилась,что стала отчитывать Валаама человеческим голосом.
"Это не моя вина,это злой ангел заставил сбиться с дороги".
Тут наконец Валаам прозревает и тоже видит ангела.Он понял,что был в корне не прав и тот час же помирился со своим четвероногим средством передвижения.
Если вам интересно,чем кончились эти разборки,можете открыть еврейский сборник цитат и мифов под названием Библия и ознакомиться этой историей самостоятельно.

По поводу этой истории великий Рембрант даже написал картину,которую назвал весьма необычно "Валаамова ослица ". Голландец создал ее в далеком 1626 году.Сюжеты по еврейской мифологии были очень популярны в Нидерландах тех времен.
Учитель Рембранта,которого звали Питер Ластман тоже не прошел мимо этого сюжета и со всем прилежанием выписал "Валаамову ослицу ".
Рембрант,как это ни странно вообще любил брать сюжеты из еврейских мифов.Некоторые утверждают,что фантазией этот человек не блистал,однако обладал прекрасным вкусом.
В Википедии имеется список картин,которые Рембрант создал по библейским сюжетам:"Давид перед Саулом","Товит и Анна","Воскрешение Лазаря","Самсон и Далила","Иеримия оплакивающий разрушение Иерусалима","Жертвоприношение Авраама","Пир Валтасара","Артаксеркс,Аман и Эсфирь","Возвращение блудного сына".

Валаамова ослица - ироническое определение молчаливого, покорного человека, неожиданно заговорившего, запротестовавшего.

Словосочетание ведет свою историю от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике и маге из города Пефор, что на реке Евфрат, Валааме.
Дело было так. Древние израильтяне, завладев после исхода из Египта, Заиорданьем, собирались силами для захвата земли Ханаанской, которую им обещал бог. Царь Моава, соседней Ханаану страны, испугавшись грозного соседства с израильтянами, но не имеющий силы их победить в бою, попросил Валаама напустить на них порчу.

Валаам после долгих уговоров согласился и отправился в Моав на ослице. Но путь ей загородил ангел, посланный богом Израиля. Ослица сбилась с дороги. Валаам разгневался и избил ослицу. Ту такая несправедливость возмутила до такой степени, что она заговорила человеческим голосом, мол, офонарел ты, что ли, что лупишь меня не зАшто не прОшто, не я ль тебя возила, повиновалась тебе, угождала? Тут Валаам и сам увидел ангела, признал свою ошибку и помирился с ослицей. Ну а чем дело кончилось с Моавом и израильтянами, читайте в Библии.

Картина Рембранта «Валаамова ослица»

Рембрант «Валаамова ослица»

Создана великим голландским художником в 1626 году. Размер 63x 46,5 см, холст, масло.
Сюжеты на темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидераландов тех лет. Картину про Валаамову ослицу написал и учитель Рембранта Питер Ластман. Рембрант превзошел его в художественном мастерстве, но основу сюжета сохранил.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) создал огромное количество картин.
Тематически сходные с «Валаамовой ослицей» по мнению Википедии следующие
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима», «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря», «Товит и Анна», «Давид перед Саулом» .

Долго скитался народ Израилев по пустыне. И вот израильтяне снова подошли к пределам земли обетованной и расположились лагерем в долине Моав. В этой долине жил народ моавитян. Царю моавитян, Валаку, очень не понравилось, что в его землях появился сильный и многочисленный израильский народ. Валак боялся, что израильтяне нападут на моавитян и изгонят их из обжитых мест.

У Валака было слишком мало войска, чтобы первому напасть на израильтян, и он решил действовать хитростью. Он вспомнил, что в Месопотамии жил великий мудрец и прорицатель по имени Валаам, который мог помочь ему.

Позвав своих приближенных, Валак сказал им:

Ступайте к Валааму и скажите ему, что царь Валак просит его прийти и проклясть израильтян. Может быть, после его проклятия я смогу одолеть этот народ.

Когда послы Валака с богатыми подарками прибыли к Валааму и передали ему просьбу царя, мудрец попросил их подождать его ответа до утра. Ночью же Валааму явился Бог и запретил проклинать народ, который Он благословил. Валаам послушался Бога, и послам пришлось возвратиться к царю ни с чем.

Но Валак так хотел, чтобы Валаам проклял израильтян, что вновь отправил послов в Месопотамию. Придя к Валааму, послы сказали, что если Валаам пойдет с ними и проклянет израильтян, их царь даст ему столько золота и серебра, сколько тот скажет. Валаам сначала отказывался идти с ними, но потом не смог устоять перед соблазном и согласился.

Наутро Валаам оседлал свою ослицу и отправился в путь. Ехал он, ехал, как вдруг, обычно такая послушная, ослица остановилась, как вкопанная. И как ни понукал ее Валаам, ослица не желала двигаться с места.

Валаам был ослеплен жаждой богатства и поэтому не видел того, что видела его ослица, - посреди дороги, прямо перед ними, стоял ангел Господень с обнаженным мечом в руках.

Ослица свернула было с дороги, чтобы обойти ангела, но ангел опять преградил ей путь. Ослица отпрянула в сторону и прижалась к каменной стене, которой был обнесен придорожный виноградник. Сидевший верхом Валаам ушиб ногу о стену и стал еще пуще нахлестывать животное.

В третий раз ослица попыталась обойти ангела, но ангел снова оказался у нее на пути. Тогда она просто легла на землю и не вставала. Валаам был вне себя от бешенства. Он стал жестоко избивать ослицу и вдруг с изумлением услышал, как она заговорила человеческим голосом:

За что ты бьешь меня? Я всегда верно служила тебе. Разве когда-нибудь прежде я отказывалась повиноваться тебе?

И тут Бог раскрыл Валааму глаза, и он увидел, что перед ним стоит ангел Господень. Вид у ангела был очень грозный.

За что ты бьешь ослицу, которая спасла тебе жизнь? Если бы она не остановилась, когда увидела меня, я бы убил тебя, а ее оставил в живых. Теперь можешь продолжать свой путь. Но, придя в Моав, говори только то, что я велю тебе говорить.

Валаам послушался ангела и, когда пришел к царю Валаку, вместо того чтобы проклясть Израиль, трижды благословил его. Как ни хотелось Валааму получить все то золото и серебро, которое обещал ему царь моавитян, он не смел ослушаться Бога и говорил только то, что велел ему говорить ангел.

Loading...Loading...