Богиня коляда. Бог коляда

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье « » и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому богу древних славян.

Коляда — бог древних славян , которого относят к одному из солнечных божеств. Коляда — это сильный и ретивый бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он может являться образом нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Этимология слова-имени «Коляда» до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого бога и название древнеславянского праздника относят к произошедшему от слова «коло», то есть «колесо» или «колесо солнца «. Так как Коляда является богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий.

Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному «колесу», а «колоде» или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова «колед», то есть вокруг идущий или «коледа», то есть круговые яства.

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли (нынешняя Европа): Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» (так говорится о нем в манускрипте «О идолах Владимировых» ППЯ). Коло – древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает дающий круг (родовой, временной.... ведь время на руси мерялось кругами, суточным, недельным, месячным и т.д.). От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда – древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (ПЕРуна СИЯние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние, в день зимнего солнцестояния действительно самый короткий день).

Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого рода наших предков проживавших на просторах Азии пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето тогда делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (это смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на нашу Мидгард-Землю (древнее название нашей планеты), и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Но вернемся к Богу Коляде, который кроме того, что дал людям переселившимся из Азии в Европу новый календарь, считался и Богом, который несет мир. Бог Коляда содействует счастливой жизни между разными народами, которая должна протекать в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему период дней 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, праздновался собственно во время праздника Рождества Христова, и был известен так же на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…

Поздравляю всех с наступающим праздником Коляды, не забудьте приготовить кутью и всем хорошего жребия!

22 декабря -Рождение Бога Коляды. Также в этот день Перун победил зверя Скипетра и освободил из Пекла наших Предков, завлечённых туда обманом.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Богъ Коляда
- Бог, давший Родам переселившим в западные земли: Календарь (Коляды
дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во
Сварожьем Круге.


Бог Коляда - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.

В
древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в
западные земли, систему исчисления сезонного времени, для ведения
полевых работ -Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды,
заповеди и наставления.

Коляда
является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто
изображали с мечем в руке, причём, клинок меча был обращён остриём в
низ, и в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а
также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом
Сварогом для всех чертогов Сварожьего Круга.


Праздник,
в честь Бога Коляды, приходится на день зимнего Солнцестояния, этот
праздник также называют Менари, т.е. День Перемен. В праздник ходили по
дворам группы мужчин, облачённых в шкуры различных зверей (ряженные),
которых называли дружины Коляды. Они пели гимны, прославляющие Коляду, и
устраивали особые хороводы вокруг больных людей, чтобы исцелить их.
известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому
ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки:

Уродилась Коляда

Накануне Рожества,

За горою, за крутою,

За рекою, за быстрою...

Ой, Коляда, Коляда,

Ты бываешь, Коляда,

Накануне Рождества!

Но вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник
приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал. Высказывались разные
предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его
образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то
отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль
только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда
упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих
творцов — Рода и Сварога.

Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического
вымирания. Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы
спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных
народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье
божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения
Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда
же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в
Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за
движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам
о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь
(название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за
пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких
перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды»,
рассказывает о Большом и Малых Триглавах.
В северном полушарии зимнее солнцестояние происходит 21 декабря или 22
декабря и тогда наблюдается самый короткий день (и самая длинная ночь), а
летнее — 20 или 21 июня и тогда наблюдается самый длинный день (и самая
короткая ночь).

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог.
Празднуется в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) - не всегда
в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники
(Купала, Масленница), связанные с четырьмя основными ежегодными
астрономическими событиями.

«Потрудилась Златогорка…Ой, Коляда, наш, Коляда! Потрудилась, потужилась и родила млада бога. Млада бога - Коляду!

Девять месяцев Майя не ела, девять месяцев не пивала во пещере горы
Сарачинской. И родила она млада бога! Златогорке служила Жива. Омывала
Живушка Майю, Коляду она принимала!

Засияло на небе Солнце. Хорс с младою Зарёй запели:

Слава Божичу Коляде!

Звёзды с Месяцем заплясали и цветами мир забросали:

Слава Божичу Коляде!

Звери во лесах заревели, рыбы во морях заплескали:

Слава Божичу Коляде!

И запели люди по всей Земле:

Коляда -Бог Сущий! Бог Сущий -Святой! Святой и Пресветлый! Пресветлый и Истинный! И вседержитель!…»

Свято-Русские Веды. Книга Коляды.

Великий праздник Рождества Божича определялся в день, когда зимнее
солнце поворачивало на лето, а день начинал прибавляться. Коляда - Бог,
который начинает Сварожий круг, он знаменует собой новогодний цикл.

Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск
Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма
Зима и превращает его в волчёнка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и
сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на
возу отправляют на юг, встречать весну.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством,
причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали
предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые
впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение
Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась
славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в
новогодние празднества веселые ватаги молодежи»

А. Стрижев «Народный календарь»

Что ещё нам известно о Коляде?

«Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н.
э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших
жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому
знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь
бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от
постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына
Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части:
Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к
небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг
него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также
учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными
словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования,
подробно изложив, как движется время и каких от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.»

Празднование Коляды происходило с 25 декабря по 6 января (Велесовы
дни). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям
совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды
своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в
неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде
победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели
и плясали вокруг них.

Это время перехода от старого года к новому, а также «перевал» года
через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время
колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из
отголосков старого славянского праздника Коляды. Этот праздник является
полным противостоянием летнему празднику Купалы и знаменует собой
переход от старого и умирающего к новому, сильному и молодому.

Однако откуда же взялся праздник Коляды? Коляда - это древний
славянский бог времени, родившийся как раз во время зимнего
солнцестояния восемь с половиной тысяч лет назад. Отцом его является бог
неба Даждьбог. Коляда принес людям знание о том, как понимать время, и
открыл им первый календарь (Коляды дар). Сделав это, Коляда дал людям
ощущение временной перспективы, выведя их за пределы простого выживания и
сиюминутного существования.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например,
основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом
летом) - 9 месяцев, в неделе - 9 дней, в сутках - 16 часов, каждый час
равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем
на доли, потом на мгновения, после этого - на миги, а уж последней,
самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей
пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации,
которой они владели - а иначе откуда появились такие слова, как сигать,
сигануть?

Другая версия о боге Коляде рисует его как бога застолий и веселья,
поэтому-то его и зазывали ватаги молодежи, гуляющие по деревням с
песнями и празднующие конец старого и начало нового года, поворот от
темного и страшного времени года к свету и возрождению, к весне.

25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался
народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных
из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты (пластмассовая
маска инопланетянина тут не пройдет). Переодевание (превращение) в
чудище лесное - тура, медведя - подчеркивало дух праздника. Опять же,
чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.

Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом
пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие
богатство, счастливое замужество (кому что, в зависимости от ситуации):

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок.

Колядки в Україні, художник Константин Трутовський, 1864 р.

Во многих колядках обязательно в том или ином виде присутствовала
коза, она была одним из главных действующих лиц (морд), поскольку
приносила изобилие, хороший урожай, радость и благополучие. В качестве
даров ряженым выдавались специально выпеченное печенье в виде животных,
сласти, иногда даже деньги.

После колядования принимались за пир-горой. А как определить, что пир
- горой? Садился хозяин за стол, а на стол начинали накрывать,
складывать принесенное и приготовленное угощение, чем больше, тем лучше.
Время от времени хозяин спрашивал: «Видно меня?» Вот когда гости
ответят, что не видно (за горой угощения), тогда и можно начинать
пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с
воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие
Коляду.

Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели
кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись
на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо,
олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись».
Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

«…На Святой вечер вся семья и вся живность должна быть дома, если
кого не будет - целый год блуждать будут. До прихода солнца Коляды
хозяину необходимо успеть во время восхода открыть все имеющиеся двери в
хозяйстве и ворота на дорогу. Вместе с Колядой сходят по солнечным
лучам на землю бог урожая Спас и бог хозяйства Велес. В это волшебное
время войдут в дом и до самого Щедрого вечера в снопе Дедухе будут
находиться добрые духи-души дедов-прадедов, опекуны нив и семей, поэтому
в Святой вечер и для них ставят пустые миски и ложки к ним. Так же
делают и для отсутствующих живых. Все люди ждут на приход бога Коляды,
он должен осветить всё хозяйство, весь двор, всю землю.

В час «схода» хозяйка должна успеть вынуть из печи узвар и кутью и поставить на стол. Также достаются калачи, пирожки,…

Кликом к началу Святого вечера является первая вечерняя Звезда. Кто
первым в семье увидит Рождественскую звезду, будет весь год счастливым.

Вдохновлённые звездным благословением, уже все накупанные, приодетые к
торжественному событию. В доме прибрано, помыто, стол празднично
застелен. На столе - тонкий слой сена. Сверху первой скатерти, что для
добрых духов, хозяйка стелит другую - для людей. В четырёх углах стола
под скатертью хозяйка обязательно кладёт часнок.

Хозяин с хозяйкой приглашают наиважнейших гостей: «Пресвятое Солнце,
Месяц ласковый, зори ясные, дожди проливные, идите к нам на Святой Вечер
- кутью есть!»

В окно кличут Мороза:» Мороз, иди к нам ужинать да не морозь ни
телят, ни ягнят, ни гусей, ни курей». Быстро поужинав, хватают макогон,
бьют ним по праздничному столу и прогоняют Мороза:»Иди Мороз, на своё
место, чтобы не был ты тут, поужинавши».

Хозяин зовёт в дверь или в окно следующих гостей:»Буйный Ветер,
пылающий Огонь, лютая Буря, плохое и злое - идите кутью есть!». Попробуй
не пригласить таких. Сказав это трижды, добавляет:»Зову вас! Не идёте,
так не идите и на жито, пшеницу и всякую пашницу!»

В углу, ещё до захода солнца, ставят снопик жита - Дедух - кладут
возле него разные железные вещи, чтобы оберегали дом от злых сил.
Сохранился обычай, когда хозяин прячется за сноп и спрашивает:

Видите меня, дети?

Те, хором отвечают:

Не видим!

Хозяин отвечает:

Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!

Это по одной весии. А по другой:

В далёкой древности Бог Перун освободил из Пекла людей. Всех кого
туда завлекли обманом и силой, и дал им возможность вернуться к родным
очагам. Когда люди вышли из Пекла, Бог Перун завалил вход (Врата
Междумирья) в Пекло Кавказкими горами… но на Землю, помимо людей
выскользнула из Пекла и всякая нечесть…

Освобожденных людей с радостью встречали их родные, а когда к ним в дома стала заявляться нечисть, от неё откупались дарами.

С той поры, люди отмечают Праздник Перемен (сейчас он известен, как
Коляда). Часть людей обряжаются в различных чудищь (ряженые), изображая
нечисть, и ходят по домам… Чтобы не пускать нечисть (ряженых) в дом и не
иметь в доме несчастья, им на пороге дают откуп, в виде печенья, сдобы и
других вкусностей… получив их, нечисть уходит, ибо она хоть и любит всё
сладкое и вкусное, но терпеть не может радости и счастья.

После Праздника Перемен (Коляды) народ вспоминал о тех, кто так и
невернулся из Пекла… поэтому в народе стали отмечать Неделю Памяти
Предков (старославянская неделя состояла из 9 дней). И пока люди
вспоминали о всех своих предках, Бог Перун ходил по Земле и уничтожал
нечисть… ибо нечесть объедалась сладким так обильно, что не могла
двигаться. Девять кругов пришлось сделать Перуну по Земле, по одному
кругу в день, чтобы найти и уничтожить всю нечисть…. и как сказано в
Ведах: «и победиша злыя силы вонзил в землю свой сияющий меч Бог Перун…»

С той поры, люди стали отмечать «Зимний День Перуна», как праздник
победы над злом… и проходят 9 кругов по свастичному лабиринту, который
называется - Перунов Путь.

В большинстве колядок Коляда осмысляется как существо женского рода.

В современной культуре

См. также

  • Коляда - традиционный славянский праздник

Напишите отзыв о статье "Коляда (мифология)"

Примечания

Литература

  • Иванов В. В. , Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - ISBN 5-85270-068-1 .
  • // Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин . - Л. : Наука, 1978. - Т. 14 Кобзарик - Корточки . - С. 221–222 .

Отрывок, характеризующий Коляда (мифология)

– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия…» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло — древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда — древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии ( сияние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние).
Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на Мидгард-Землю, и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Оберег Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Коляда, кроме того, что дал людям календарь, считался и Богом, который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat — благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, собственно накануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…

Loading...Loading...