Четки красные. Четки и их значение

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику). Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, - обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек;

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренба) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

а) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:

6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера-, тиб.: гецул), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Что такое четки? Как крутить этот предмет? Для чего они нужны? Вопросов много. Давайте будем разбираться.

Итак, для чего нужны четки и что это вообще такое? Это специальный инструмент, известный в различных религиозных и духовных практиках, который используется для концентрации духовной энергии своего владельца. При таком глубоком мистическом значении выглядит этот предмет скромно: нанизанные на шелковую нить или шнурок бусины.

На что стоит ориентироваться, покупая себе четки? Виды этого предмета - это именно то, на что нужно обратить внимание, выбирая их себе. Число бусин и их размеры зависят именно от того, к какой религиозной традиции относится владелец данного предмета.

История четок

Теперь нам известно, что такое четки. Как крутить правильно, мы разберемся немного позже. Сейчас поговорим об их истории. К нам этот предмет пришел с Востока. Первые упоминания о четках встречаются еще в индийских сказаниях второго тысячелетия до нашей эры. Уже тогда они использовались с целью помочь сосредоточиться на чтении священных стихов или иных сакральных текстов.

Первые четки делались из кожаного шнура, на котором завязывались узелки на равном расстоянии друг от друга, чаще всего оно составляло ширину пальца, чтобы удобно было перебирать такой шнурок одной рукой.

Чуть позже стали нанизывать на шнур косточки ягод, деревянные брусочки, зерна. Наконец основным материалом для создания стали бусины, а форма была выбрана сферическая, так как именно такие четки удобнее всего крутить. Делались бусины из различных пород дерева или вытачивались из камня, полудрагоценных минералов.

Само это название в русском языке происходит от корня «чет», как и в словах «читать» и «считать». Традиция пользоваться этим предметом пришла на Русь в конце средневековья через монашескую православную традицию.

Четки индуистские

В этих четках - 108 бусин. Но их состав неоднороден. Так, после 36 бусин на ряду может быть завязан узел, играющий роль разделителя, либо 36-я бусина будет отличаться от других по размеру. Так же отделяются «зерна» четок в ряду после 72-й бусины. Отлична от других и последняя бусина. Она замыкает круг, и из нее выпускаются небольшие кисти нитей шнурка.

Для чего нужны четки? Этот предмет духовной практики в Индии является атрибутом нескольких божеств, и прежде всего Брахмы и Шивы. Основной материал для изготовления бусин - разные породы дерева. Носят эти длинные четки на шее, соединив их в кольцо, по возможности стараются обернуть шнурок с бусинами вокруг шеи трижды.

Буддийские четки

В классическом варианте в этих четках - опять же 108 бусин, по количеству мантр, необходимых для прочтения. Главное отличие от индуистских:

  • последняя бусина золотая, олицетворяет Будду;
  • не выпускаются кисти из ниток шнура;
  • сам шнур состоит из пяти видов нити, которые символизируют 5 стихий, как принято в восточном мистицизме.

Также в буддизме позволено носить четки и с меньшим количеством «зерен». В них может быть 54, 27 или 21 бусина. Крайне редко - 18 бусин. Также в буддизме принято носить длинные украшения в специальном мешочке, а короткие - на запястье. Они так и называются - пястные. В буддизме четки могут быть деревянными, костяными или выточенными из полудрагоценных камней.

Христианский вариант четок

В эту религиозную традицию четки попали намного позже, чем в восточные религии. Они появились в четвертом веке нашей эры. Число «зерен» и смысл использования разнятся в зависимости от того, к какой церковной традиции относится владелец четок. Чем разнятся католические и Сколько бусин и в тех, и в других? Сейчас об этом и пойдет речь.

Православные четки

Сколько бусин в православных четках? В них бывает разное их число. Классический вариант - 33 штуки, это число лет, прожитых Христом на Земле. Но может быть и иное количество зерен, кратное 12. Так, есть четки в 24 или 36 деталей. Каждые 12 зерен отделяются рубежом в виде узла. Однако в начальном варианте четок, которые назывались вервицей и состояли лишь из узлов, должно было быть 103 элемента.

Позже в традицию вошло украшать место соединения крестом или небольшой иконкой святого, который покровительствует человеку. Такие четки нужны для счета прочтенных молитв.

Католический вариант

У католиков четки называются "розарий", в нем 50 бусин, разделенных по десять штук. Их монахи носили на поясе. Предмет также украшался крестом или кисточкой. Есть и иные варианты количества бусин в католической традиции. Главное, что оно должно быть кратно десяти. Самые маленькие - перстные четки. Это всего 10 бусинок, соединенных в кольцо, которое можно надевать на палец.

Четки в исламе

В этой традиции количество зерен должно быть кратно 11, так как именно из такого количества частей состоит мусульманская молитва. Четки замкнуты в кольцо, на месте соединения есть продолговатая бусина, часто с кисточкой. Если в них 33 или 99 бусин, а это максимально дозволенное количество, так как у Аллаха столько же имен, то каждые 11 бусин отделяются, например, более мелкими зернами.

Светские четки

В последние два века четки стали использоваться не только для молитв и повторения священных текстов. Сегодня это:

  • стильное украшение;
  • помощь в медитации;
  • инструмент в лечении способами народной медицины;
  • способ сосредоточиться на важной проблеме.

По сути, придя в мир, четки не утратили своего изначального смысла - они по-прежнему нужны для того, чтобы помочь своему хозяину на чем-то сосредоточиться: на деле, отдыхе или лечении.

Греческие четки

Это совершенно особая разновидность четок. Они используются исключительно для перекидывания в руках и называются "комболои". Это 20 бусин, которые соединены в круг, но на них могут быть любые украшения. Иногда комболои соединяются цепочкой или же их шнурок намного длиннее ряда бусин. Как крутить греческие четки, объяснить нелегко, потому что существует множество различных практик перекидывания комболои. Важно перекидывать бусины по свободной части шнурка разными замысловатыми способами.

Камболои придают своему хозяину статус, а потому их стремятся делать из дорогих материалов, чаще всего из полудрагоценных камней, жемчуга или янтаря.

Несколько интересных фактов

Любые четки отличны от обычных бус именно тем, что «зерна» располагаются по шнуру свободно, чтобы их удобнее было перебирать.

Вот вы приобрели себе этот набор бусин? В миру четки обычно перебирают одной рукой. Для этого надевают шнурок с бусинами на ребро ладони, а большим пальцем перекидывают «зерна», чуть упирая каждое из них в боковую часть указательного пальца. А при чтении молитв четки крутят двумя руками, надолго сосредотачивая внимание на каждой бусине, пока проговаривается священный текст.

В средневековье священнику, только прошедшему обряд пострига, вручали четки как символическое оружие веры. И в общей христианской традиции у монаха-расстриги, то есть у отказавшегося от служения священнослужителя, четки отбирали вместе с крестом.

Теперь вам известно, что такое четки. Как крутить или, вернее, перебирать и для чего они нужны, мы тоже подробно постарались рассказать. Теперь можно отправляться за покупкой!

религиозные четки

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧЕТКИ

Эта группа включает в себя четки разных религий: христианские, мусульманские, буддийские, индуистские. Сюда же можно отнести и четки нового вероучения бахаизма и некоторые другие.

1. Христианские молитвенные аксессуары подразделяются на православные, католические, англиканские, лютеранские.

Православные четки

старообрядческая лестовка

Лестовка (лестница) – четки старообрядцев-единоверов. Очень необычного вида живописная вещица. Представляет собой широкую ленту, состоящую из трубочек-бобков (ступеней). В каждом бобке спрятана свернутая в рулончик бумажная полоска с молитвой Иисусовой. Лента смыкается в круг и завершается конструкция расписными треугольниками (лапостками). Ступени изготавливаются обычно из кожи. На лапостки нашивается ткань, либо кожа и расшивается золотом, бисером, пайетками. Ступеней лестовке положено иметь сто (маленьких) и три (покрупнее).

Вервица (вервь) – традиционные узелковые четки. Плетется из грубой цельной нити, шнура. Здесь нет бусин, счетной единицей выступают узелки (т.н. «бриллиантовые узлы»). На конце выплетается крест, за ним следует кисточка (не всегда). Количество узлов вервицы варьируется от пятидесяти до тысячи. После десяти или двадцати пяти узелков идет разделитель – бусина или крупный узел. Существуют и 33-х узелковые четки, которые носятся на запястье. Также есть 10-ти узелковая вариация в виде кольца (перстные четки).

Новообрядческие четки и православный розарий. Это уже вариант более современный. Зерна таких четок могут быть выточены из разных пород деревьев или камней-самоцветов. Количество бусин – от десяти до ста шестидесяти, где каждый десяток отделен друг от друга. Православные четки часто содержат 33 зерна. В этом числе запечатлен возраст распятого Иисуса Христа. Часто бывают также четки из 30 зерен. Разделительные бусинки порой присутствуют, порой — нет. Венчает четки крест Иисусов и/или кисточка. Иногда встречается название «православный розарий». Обычно это четки с 50-ю зернами и распятием на конце. Не путайте их с католическим розарием, который будет рассмотрен ниже. Четки православные отличить от католических можно, рассмотрев крест. В западном варианте ноги Христа всегда скрещены, а распятие чаще всего четырехугольное (не всегда). В то время как православный крест может иметь дополнительные перекладины и быть также шести- или восьмиугольным. Понятие розарий в православии связано с Серафимом Саровским, который ввел т.н. «богородичное правило» чтения молитв по четкам из 50-ти зерен. С подобными четками святой старец и изображен на иконах.

Брояница – так называют четки в балканских странах. И снова – плетение. Очень похожа на вервицу, только меньшего размера. Тридцать три элемента-узла, соединенные четырехугольным крестиком образуют браслет. Излюбленный народами материал – овечья шерсть – служит основой для балканских четок. Но есть и синтетические, и кожаные варианты браслета. Лаконичность, красота, стиль – таков характер брояницы.

Католический розарий

Католический розарий

Традиционно четки в католичестве именуют розарием, что означает «венок из роз», а подразумевает венок из молитв. Потому как розарий – это одновременно и название ожерелья, и специфический порядок, система произношения молитв. По структуре это пять десятков зерен, разграниченных цепочкой или крупной бусиной. Каждый десяток предназначается для чтения одной из пяти тайн жития Иисуса Христа и девы Марии. Кольцо замыкается, далее следует медальон со святыми ликами или таинствами. Следом идет еще пятерка бусин (три малых и две больших). Эти бусины – для вступительных молитв. Каждой крупной бусине соответствует одна отдельная молитва. Маленькие служат для трех повторений одного песнопения. Венчает конструкцию католическое объемное распятие. Носят розарий на руке, обмотав запястье; на шее, а такж убирают за ремень, пояс или просто прячут в карман.
Существует интересный вариант четок, которые в буквальном смысле собраны из роз. Это очень ограниченная серия, выпущенная в Ватикане в память о папе Иоанне Павле II. Вместо бусин там засушенные бутоны королевы цветов, источающие чудный аромат. Они так и называются — «вечнопахнущие четки».
Серафический (ангельский) розарий – еще одна разновидность церковной принадлежности католиков. Так называются четки францисканских монахов. Состоят они из семидесяти бусин (семидекадный розарий) и символизируют семь радостей Пресвятой Девы.

Ирландский однодекадный розарий или розарий Святого Патрика – «усеченный» вариант католических четок. Состоит он из десяти зерен, с одной стороны увенчанных крестиком, а с другой – кольцом. Изначально — эти четки всегда были не круговые, а линейные. Так сложилось исторически, что розарий являлся тайным атрибутом ирландцев-католиков. Чтобы быть незаметным для чужих глаз, он и награжден столь компактной конструкцией. Сейчас, в наше современное время, существует и другая разновидность однодекадного розария, который не надевается на палец, а делается с застежкой для ношения на руке как браслет. Стоит отметить, что с течением времени внешний вид однодекадного розария постоянно видоизменяется, с каждым разом появляются все более интересные вариации. И это уже не всегда линейные четки. Браслетные варианты могут быть и круговыми.

Еще миниатюрнее выглядят четки басков . В них тоже десять бусин и крест. Только это уже однодекадное кольцо-розарий. Его еще называют «солдатским розарием» за удобство и лаконичность, так необходимых в военных полевых условиях.
Существует усовершенствованный аналог, состоящий из внутреннего неподвижного кольца и внешнего скользящего с выступающими на поверхности бугорками.

Англиканские четки – самые «молодые» среди христианских религиозных атрибутов. Другое их название –экуменистические (экуменизм – всехристианское единство). Появились они в 80-х годах ХХ века. Четки имеют некоторое сходство с розарием католиков и вервицей православных. Это недлинные бусы с 33-мя зернами. Основные бусинки называются «недельными» из-за группировки по 7 штук. Между «неделями» располагаются крестообразные шарики-разделители. Завершают круг «пригласительная» бусина и крест (Кельтский либо Сан-Дамианский). Такие четки в ходу у лютеран, протестантов-баптистов, пресвитерианцев, евангелистов и др. несектантских христиан.
В конце ХХ века шведские лютеране отличились личным изобретением – «жемчужинами жизни». Шведские четки выразительны и эффектны. В них восемнадцать зерен самых разных форм и материалов. Каждая бусина награждена своим смыслом и именем: тишина, ночь, любовь, Бог и т.д. «Жемчужины жизни» предназначены не столько для молитв, сколько для философских раздумий о высоком.

мусульманские четки — тасбих

2. Мусульманские (исламские) четки. По форме и строению эти четки подобны розарию, но не являются им. Исламский атрибут может иметь 99, 33 или 11 бусин. Но число элементов всегда будет кратно одиннадцати. Замыкает окружность особая продолговатая бусинка-привеска (имам). На конце четок располагается кисточка. Иногда каждые 33 зерна отделяет плоский рондель (нисан). Мусульманские четки имеют несколько названий-синонимов:
— субха (пречистый, раннее утро);
— тасбих (повторять, вспоминать, «плетка для шайтана»);
— мисбаха (излучающий свет).

буддийские четки

3. Буддийские четки имеют свое специфическое название, «мала» на санскрите и «тренба» в тибетском наречии. То есть «гирлянда». Традиционное число в буддизме – 108 – нашло свое отражение и в четках. Но существуют варианты из 32-х, 21-й и 18-ти зерен, а также 54-х и 27-ми (половина и четверть от 108-ми). Оканчиваются мала кисточкой из двух нитей, на каждой из которых нанизано определенное количество бусинок – два по шесть или два по одиннадцать. Буддисты – самые затейливые в выборе материалов для своих мала. Это дерево, плоды, семена, самоцветы, ракушки, кости, керамика, стекло, цветные металлы. Представители разных практик добавляют в четки свои характерные символы – зеркала, кинжалы, серпы, фигуры, бусины дзи.
Самые «суровые» по виду – тантрические четки . Их делают из костей животных или человека. Зерна выточены в форме дисков или черепов. Иногда черепа вырезаются из дерева. Нить-основа и кисточка в тантрических четках – красные. Такие четки нельзя выставлять напоказ, хранить их необходимо в укромном месте.
Самые «мирные» — кришнаитские четки джапа-мала . Деревянные бусины не нанесли вреда ни одному дереву. Они сделаны из опавшей древесины. Четки всегда находятся в шейном мешочке. Зерна четок перебираются «вслепую» рукой внутри мешка.
Самым внушительным размером выделяются китайские («молитвенные шары») и японские («шары памяти») четки. Преимущественно делаются из полудрагоценных камней. Иногда отличаются строением кисточки, когда один конец шнурка содержит 22, 13, 12 зерен, а другой полностью свободен. Примечательно, что у боевых монахов такие мала служили не только счетным, но и оборонительным целям.

4. Индуистские или брахманские четки.
Это прародители всех четок в мире. Джапа-мала, а именно так они называются, собраны из зерен рудракши в количестве 32-х или 64-х штук. Есть разновидность со 108-ю бусинами из дерева Туласи. На конце у четок – узел и две одинаковые кисти оранжевого цвета. Четки у брахманов – вещь культовая, отражающая идеи солнцепоклонничества.

5. Бахаистские четки встречаются в двух вариантах:
— круговое ожерелье из 95-ти бусин, 19 из которых отличаются формой, размером, либо отдельной низкой;
— линейные (не круговые) четки. Начинаются они пятью крупными бусинами, далее – бисерный переход к 19-ти малым. Заканчиваются кисточкой (сейид) с девятилучевой звездой – эмблемой вероучения бахаи.
Используются для 95-ти повторений Божьего имени.

Стоит отметить в настоящее время на Востоке также наблюдается некоторое смешение видов четок, когда джапа-мала выполняется в тибетском стиле или буддийские бусины заимствуют элементы джапа. Но, это уже не столь важно. Важнее та энергия, которую Мастер вложил в свое изделие и, которая впоследствии будет передана вместе с волшебными четками их будущему владельцу.

Четки - это определенное количество навязанных на нити узелков либо бусин, чаще округлой формы, нанизанных на нить, концы которой связаны. Общеизвестно использование четок для счета при чтении молитв в мусульманстве, буддизме, христианстве. В мусульманстве используют четки из 99 бусин по числу встречающихся в Коране эпитетах Аллаха (сейчас обычно - 33 бусины), у буддистов - из 108 бусин, по числу произносимых при молении мантр, в христианстве - из 33 бусин, по числу прожитых Иисусом Христом земных лет.

Четки обычно изготавливались из косточек плодов, дерева, окамененлостей, костей животных и различных камней (в христианстве, в отличие от мусульманства, для изготовления четок не используется серпентин - "камень змея - искусителя". Для мусульман же освященные четки из серпентина - лучший подарок).

Простое перебирание четок позволяет привести в порядок нервную систему, избавиться от бессонницы, депрессии, снять тревожность; развить чувствительность и точность движений пальцев; при перебирании четок лучше усваивается и "укладывается" информация; в качестве лечебного массажа пальцев рук активизирует точки, связанные с различными органами и системами организма.

Магический аспект использования четок заключается в том, что четки накапливают энергию молитв, мантр, определенных текстов, символов, психических состояний, набирают на себя вербальную, ментальную и иную энергию, со временем становятся предметом силы и, вступая в резонанс с полем "хозяина", позитивно изменяют его полевую структуру.
В эзотерике четки, не утратив первоначального значения, используются для фиксации сложных магических программ и коррекций. Любой талисман, который вы делаете - это монада, которая может быть разбита. Четки же состоят из множества, но составляют целое. Это то, что постоянно чистит, постоянно накачивает энергию, постоянно держит поток, это талисман который находится в постоянном движении.
Правильно подобрав камни для бусин, можно очень эффективно проводить не только энергетическую чистку организма, отдельных органов и чакр, но и их энергетическую накачку, что позволяет широко использовать четки в литотерапии и биокоррекциях. Например, в Индии все знают, что четки на которых долгое время начитывается определенная мантра, обладают магической силой, заживляют раны и исцеляют болезни.

Количество бусин составляется либо по количеству слов в молитве, заговоре, программе (бусина = слово), могут быть универсальные, мистические - 11, 22 ,33, 40 бусин. На четках может быть выстроена иероглифическая структура, например, на каждой бусинке рисуется (гравируется) символ аркана (Сила, например) - и накачивается.
Могут быть четки по бусинам имени - вас и любимого, если его нет - вы, любовь, пара - любая мыслеформа.
Можно зафиксировать название фирмы и ее доход, например, на год.
Четки могут быть моноструктурой, а могут быть собраны из различных камней.
Магические четки должны быть обязательно тематическими.
Астрологические: подбираются индивидуально в соответствие с задачей (например, накачка энергии слабых планет, ослабление негативного влияния планет или напряженных аспектов, и т.д.).
Денежные: Зеленые камни - малахит, яшма, может быть зеленый гранат - уваровит, гроссуляр; оникс, халцедоновые.
Любовные: Розовый кварц, земляничный кварц, родохрозит, родонит чистый, розовый турмалин - рубеллит (янская энергия цвета приоритетна); гранат, розовый рубин.
Брачно - семейные: Розовые камни смешивать с зелеными; например, родохрозит с малахитом на благополучие в любви.
Карьера, социум: Синие - лазурит, бирюза, сапфир, содалит. Социум, достижение власти - может быть темный аметист, темно-фиолетовый флюорит.
Здоровье: Флюорит - зеленый (омоложение), желтый, многоцветный; агаты, оникс, халцедон. Очень хороши желтые, зеленые камни; универсальные из сердолика (лучше оранжевый), для чистки крови - карнеол.
Кахолонг используется на здоровье - женщинам, детям, старикам (возрастные проблемы).

Четки - значение четок и их устройство. Использование четок
Буддистские Мантры - священные фразы и выражения, которые обладают специфической энергией и положительным образом воздействуют на сознание человека. Их власть ведет нас к вершинам сознания, приближая к моменту внутренней полноты и гармонии, которую мы можем разделить в среде обитания и насладиться истинным счастьем. Такое счастье не зависит от каких-либо внешних факторов, и поэтому не может быть разрушено никем и ничем. Тибетский термин “мантра” примерно переводится, как “защита разума”.

Использование четок
Четки - древнее и могучее подспорье в молитве и духовном труде. Их использование является превосходным примером того, как предметы внешнего, материального мира могут становится нашим проводником в мир внутренний, духовный. Их используют в большинстве современных религий и духовных течений, и это простое и гениальное изобретение по праву считается одним из символов духовной мудрости.
Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций. Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной - Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни - четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).
Наиболее распространенные христианские четки также состоят из 54 бусин - пяти декад, разделенных четырьмя большими бусинами, и еще 5 бусин, предваряющих распятие или медальон. Такая форма четок обусловлена строением католического Розария, до сих пор остающегося основной формой молитвы для католиков.
Конечно же, в христианстве используются и другие виды четок, однако все они построены по общему принципу: отдельная ветвь для распятия или медальона и декады (десятки) бусин (в основном они используются для чтения "Богородицы"), разделенные бОльшими или отличающимися от основных бусинами (для "Отче наш" и литаний). Есть большие четки на 15 декад, предназначенные для чтения всех Таинств Розария сразу. Существуют и совсем небольшие четки на десять бусин, предназначенные для одного десятка "Богородиц".
В некоторых четках декады разделены медальонами с изображениями соответствующих Таинств Розария, что облегчает для преданных процесс медитации. Хорошие, качественно сработанные и украшенные красивым распятием или медальоном (на них часто изображают святых-покровителей) четки становятся надежным подспорьем в духовной практике.
Материалы бусин разнообразны. Наиболее распространенными являются четки из разных пород дерева, из полудрагоценных минералов или хрусталя. Для индуистов наиболее ценными являются четки с бусинами из сандала и рудракши (священных зерен, по легенде наделенных благословением Шивы). Очень утонченными представляются четки-розарий, изготовленные из особым образом обработанных лепестков роз и украшенные изображением Девы Марии. Материал бусин важен постольку, поскольку он способен накапливать духовную энергию, которую мы неизменно передаем четкам при чтении молитв или мантр, неосознанно освящая их как символ нашей веры. Недаром большое количество чудес связано с четками великих святых, прикосновение к которым способно исцелять даже самые страшные болезни.
Четки не просто являются средством подсчета повторенных молитв. Они помогают нам и в концентрации ума, занимая наши руки в то время как наше сознание занято мыслями о Боге. Недаром во многих явлениях образ Девы Марии держал в руках четки, призывая людей с помощью этот простого предмета и молитвы победить силы смерти и ада.
Четки достаточно просто использовать при чтении любого из Чудотворных Розариев Свободы. Так, читая Чудотворный Розарий, вы можете повторять на девяти бусинах декады "Богородицу", а на десятой - "Утверждение Внутреннего Христа". При чтении других Розариев, в которых "Богородица" чередуется с утверждениями, просто давайте утверждения и "Богородицу" на одной бусине и пропускайте десятую, на большой бусине читая большое утверждение. Это достаточно просто. Чтобы придумать способ чтения Розариев по четкам, достаточно пары минут.
Если же в течение дня вам понадобилась духовная помощь, но нет возможности прочесть Розарий, просто повторяйте по четкам необходимую версию "Богородицу", которую вы без усилий запомните после нескольких прочтений Розария. Такое повторение позволит вам в течение дня пребывать в духе Розария, ни на минуту не прекращая свою духовную практику и духовный рост.

Рассмотрим устройство четок.
Четки только тогда являются "завершенной" конструкцией, когда концы основы (нитки или веревки) с нанизанными на нее бусинками, камешками, плашечками (или иными предметами-насадками, для удобства, я буду называть их зернами) связываются между собой, тем самым, образуя кольцо (круг). На предыдущих уроках мы уже обсуждали, что в магии кольцо является достаточно сильным элементом, позволяющим аккумулировать силу в предмете. Аллегорическое значение кольца - венец веры.
Кроме этого, четки олицетворяют цикличность времени, бесконечное повторение, аскетизм. Связывают их и с преемственностью, и с лестницей в небо.
Но по порядку. Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало).

О разнообразии четок можно судить по выставке "Четки", которая проводилась в Петербурге, в Российском этнографическом музее (РЭМ). В коллекции Натальи Жуковой можно было ознакомиться с 470 вариантами четок разных религиозных конфессий, народов и эпох.

В чем же характерные особенности?

Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).
Католицизм: крестик.
Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены дляпрактики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.

Индуизм: две равнозначные кисточки.
Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки - евангельское учение.
Ислам: оканчиваются продолговатой косточкой или камушком (перед кисточкой), что символизирует веру в единого Бога.

Символика четок:
Буддизм: колесо Закона, а так же колесо Сансары, на которое нанизаны бусины-явления.
Христианство: мистический сад роз Богородицы
Индуизм: нить символизирует непроявленное, кольцо - цикличность времени.

Напомним, что первые четки возникли в Индии и существуют там именно как культовая принадлежность. Четки являются визуальным изображением учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений, что вполне созвучно буддисткому учению. Однако, буддизм вышел из брахманизма. И четки брахманов довольно сильно отличаются от всех других разновидностей, появившихся позже.
Много веков назад (приблизительно 15 000 лет) брахманы создали четки, которые являлись символом почитания Солнца. Причем, если боги могли носить символ Солнца на груди, то брахманы, понимая, что не следует уравнивать богов и себя, предпочитали носить этот символ на руке. Четки брахманов имели черный цвет и назывались "рудракшас", то есть "Очи Рудры".
Соответственно, нижестоящие не могли равнять себя со жрецами и носили этот символ в других местах (а может и не носили вовсе). Четки у брахманов отражают модель Солнца и его круговращение в Космосе, и являются религиозным символом поклонения. Учителя передавали свои четки ученикам, как особый знак достижения высокого уровня в Учении.

Старообрядчество: кольцо - знак непрестанной молитвы, лестница духовного восхождения в небо.
Материал:
Из чего только не делали четки. Их изготавливали из древесины, из семян или плодовых косточек, кораллов и жемчуга, металлов и минералов, даже из рогов или позвонков животных.
Индуизм: как было указано выше - ягоды дерева рудракша, древесина туласи.
Ислам: на одной из выставок, посвященной четкам, демонстрировался экспонат - четки муллы из Кабарды, выполненные из наростов на корнях дерева, в этих четках каждое зерно было уникальным, неповторяющимся.
Буддизм: кораллы, деревья, минералы, металлы, кость. Последователи буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) особенно ценят четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. В Тибете умерших не хоронят в земле, там это практически невозможно, и не сжигают (нехватка дров сказывается), а оставляют в специальных местах, где трупами активно занимаются горные грифы, а после них остаются только череп и кости. Понятно, что подобные четки - редкость, и чаще можно увидеть просто имитацию - четки, выполненные из костей животных или человека, в форме миниатюрного черепа.
Нить, навершие, кисточка и разделители в буддизме имеют особые названия и смысл. Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных четок: "белые посвящались Авалокитешваре, красные - Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д." (Н. Л. Жуковская)

Материал подбирается исходя из задач, поставленных владельцем. Для отпугивания злых духов, устранения вредного влияния на владельца на четки лучше всего подойдет можжевельник, темно-синий лазурит, красный коралл. Для устранения препятствий, успокоения и лучшей сопротивляемости болезням четки лучше всего делать из сандалового дерева, жемчуга или горного хрусталя.
Для увеличения продолжительности жизни, способствования развития мудрости и повышения духовного развития подбираются четки из семян лотоса, янтаря, семян дерева бодхи, а также из золота, меди или серебра.
Для мистических практик используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Четки из кедра помогут снять головную боль (напряжение головного мозга), снизят давление, улучшат сон и сновидения. А кроме этого, защитят от злых людей, колдунов, кошмарных снов. Кроме перебирания в руках, такие четки нужно регулярно перед сном прикладывать к голове и к больным местам, а на ночь - положить их под подушку.
Кстати, кроме "духовного оружия" против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
Известно, что в кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами. Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, мы развиваем не только руки, мы развиваем и мозговую деятельность. Умные китайцы уже в давние времена использовали для снятия стрессов, утомления грецкие орехи. Перекатывая их, вы воздействуете через окончания на пальцах непосредственно на мозг. По тому же принципу работают и четки. Перебирая их разными пальцами, можно влиять на самые различные стороны жизнедеятельности вашего организма, и, в первую очередь, на свое эмоциональное состояние.
Не менее умные японцы рассказывают нам о влияние четок на наш организм в знаменитом труде ученого Току-хиро Намикоши "Шиацу - японская терапия надавливанием пальцами". В нем говорится, что даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть.
К примеру, привлекая большой и указательный пальцы, вы можете облегчить головную боль, справится с затрудненным дыханием. Привлекая средний палец, вы сможете снять гнев, воздействовать на депрессию. Безымянный палец поможет повысить устойчивость организма к перепадам давления и магнитным бурям.
Если задействовать ладонь (мять четки, зажав их в кулаке), нормализуется работа всех внутренних органов.
Кроме того, такая работа с четками влияет и на больные суставы, разрабатывая их и облегчая боль, к примеру, при артрите.
Рекомендуется это не только тем, кто уже заболел, но и тем, кому заболевание может угрожать вследствие склонности к нему (профессиональное заболевание). И к нам, сидящим за клавиатурой и стучащим по ней пальцами, это относится в первую очередь. Занимаясь с чётками, вы заставляете работать и тренироваться рудиментарные мышцы пальцев рук, которые в процессе жизни атрофируются.
И одна из сторон воздействия четок на наш организм - это их помощь в сосредоточении. Если требуется запомнить какую-нибудь важную информацию в большом объеме (тексты, стихотворения, слова иностранного языка), нужно последовательно перебирать бусинки четок, каждый раз при перекладывании одного зерна, повторяя ту или иную информационную единицу.
К влиянию непосредственно зерен на нервные окончания добавится и влияние материала.
Четки из шунгита помогают при заболеваниях щитовидной железы, возвращая её функционирование к норме; вегето-сосудистой дистонии, пониженном жизненном тонусе. Четки из сердолика помогут при головной боли.
Четки могут стать очень хорошим подарком-оберегом, который Вы можете подарить друзьям.

Ну и напоследок, четки в сновидениях.
Если кто-то просто перебирает четки - это к радостям или вашему удовлетворению. А вот если их перебирает священник - это к несчастиям. Если четки перебираете Вы сами - это сигнал, что Вы опасаетесь рисковать без полной уверенности в удачном завершении задуманного.
Надевать четки или бусы на нить - к помощи со стороны богатых. Рассыпать - к утрате своего положения среди друзей и знакомых. Покупка четок сигнализирует о том, что в реальности Вам требуется чья-то помощь для выполнения задуманного.

Чётки есть универсальный «инструмент» для погружения в различные состояния. Не прибегая не к каким словесным формулам четки, могут погрузить вас в ваши думы, если вы убили в себе всех «лярв» ваши решения будут весьма продуктивны. «Перебирать» чётки лучше левой рукой. Если вы хотите выйти в Астрал, перебирайте чётки левой рукой, а правой рукой изобразите знак «Z» - зет (безымянный палец касается кончика большого, мизинец ложится на безымянный, указательный палец огибает средний). И если вы новичок в выходе в Астрал, то такая «распальцовка» вам просто необходима. Теперь поговорим о «СЛОВЕСНЫХ ФОРМУЛАХ». Для каждой словесной формулы нужны свои чётки (т.е. вы не должны с помощью одних и тех же чёток выходить в Астрал и концентрироваться на книге…). Это объясняется тем, что со временем (после завершения многих циклов) чётки вбирают (записывают) в свою матрицу формулу и усиливает только то, действие ради которого была составлена формула. Идеальной формулой считается «формула из трёх частей», т.е. предложение (формула) разбивается на три части (не обязательно равные) к примеру:

1.«Вскоре»
2.«Я выйду»
3.«В Астрал»

Идеальными чётками считаются, чётки из «99» костей без отметок (если оные имеются то, лучше их убрать в противном случае вы будете сбиваться, либо вам придется выделить время на тренировку). Тренировка в том или ином случае понадобиться, вы должны привыкнуть к чёткам и в то же время не забывать о «СЛОВЕСНЫХ ФОРМУЛАХ». Тренировкой считается «мобильная медитация», т.е. вы должны ходить и «читать». На первых парах вам всё - таки понадобятся «кости отметки», они будут показывать, если вы сбились или пропустили костькости (на данный момент вы можете меня не понять, но когда приступите, обязательно поймёте). В общем, дерзайте.

ПРИМЕЧАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧЁТКИ В МАГИИ СМЕРТИ И МЕДИТАЦИЯХ НА СМЕРТЬ, вы просто не сможете совладать с ними, ОНИ обеспечат вам быстрый «склон», а в последствии и вашу гибель.

Складывая сегодняшнюю стихотворную подборку для «Строф» и готовясь представить нового гостя нашей рубрики, я, разумеется, подумал и о многовековой традиции церковной поэзии, и об особом, более новом явлении словесности, названия которому, по правде сказать, - не знаю. Но об этом чуть позже.

Что до истории христианства, то вот нам имя святого Амвросия Медиоланского, крестившего Блаженного Августина, величайшего гимнографа, писавшего стихами. «Сдержи наш невоздержанный / Язык и очи, чтобы мы / Их не бросали с жадностью / На суету житейскую…» А вот - поэзия великого каппадокийца Григория Назианзина - сподвижника и друга Василия Великого. Вот и сам святитель Василий. И далее - ближе к средневековью - из памяти приходят имена английского проповедника и поэта Джона Донна и нашего виршеслагателя и богослова Симеона Полоцкого.

И еще ближе - уже новейшее время: архиепископ Иоанн (Шаховской), писавший еще и до рукоположения под именем Странника. Его стихи мы, кстати, готовим для «Строф».

Одним словом, было о чем задуматься, когда писатель и ученый Валентин Курбатов, прислав стихи епископа Каскеленского Геннадия (Гоголева) из Казахстана, напомнил о том, что со времен поэтического ответа Московского святителя Филарета на пушкинский «Дар напрасный, дар случайный…» - русская поэзия почти и не знала примеров стихотворного творчества наших архиереев. Батюшки-то писали и пишут, вот как священник из Минусинска отец Сергий Круглов, - примеры есть. «А вот чтобы владыки…»

И до и после того как владыка Геннадий прислал нам на выбор для публикации свои стихотворения, мы всё переписывались с В. Курбатовым, обсуждая эту необычную историю. «Время шумит над Церковью напрасно, она хранит детство миропонимания для будущих времен невредимым. Поглядите сами», - написал Валентин Яковлевич в своем самом первом письме, прикрепляя к нему несколько стихотворений владыки. И уже совсем недавно: «Не вспомнить ли, что еще Григорий Богослов славил “лебединые свиряющие крылья поэзии”. Что может быть выше союза канона и свободы и что вернее возвышает слово до Господней чистоты, чем свет Святого Духа…»


А у нас из-за гор Алатау

Золотая выходит луна,

И черешня поникла устало,

От налившихся ягод пьяна.

Что нам тучи и бури на Пресне,

Ваших улиц, бульваров ручьи?

А у нас не кончаются песни

В ослепительной горной ночи.

А у нас так легко и прохладно.

И когда загорится восток,

Заиграет с лозой виноградной

Прилетевший с вершин ветерок.

Родительская суббота

Завеса ладана, горячий треск свечей

И храм забит народом под завязку.

В углу гора батонов, калачей

Здесь слезы льют и ощущают сказку.

В дрожащем воздухе здесь каждый видит сны,

Любимых лиц приметив очертанья.

Здесь мертвые с живыми так дружны

В осеннюю субботу поминанья.

На площадях ударил вдруг мороз,

Лежит листва коврами для прогулки

И белый храм как будто в землю врос,

В холодном затаившись переулке.

Его сломать забыли, сковырнуть

И комсомольцы обошли взрывчаткой.

К нему старухи медленно бредут

И вдовы пробираются украдкой.

Душила вас безбожная страна,

Давила ложь, в капкан брала работа,

И сердцу дорога была одна

Родительская светлая суббота.

Оптина

Прекрасны фотографии твои,

И акварели все твои чудесны

И вновь прохладный, алый свет зари

Встречает ангел и трубит над лесом.

Проста, легка в полете, высока,

Под ранним солнцем блещет колокольня.

Кто говорил, что Божия река

У стен твоих волнуется привольно?

Раздался первый в колокол удар

И капли рос, дрожа, под ним спадают.

Открылись кельи, выпуская пар,

Здесь по двору не ходят, а летают.

Все больше молодых колоколов

В заутреню восторженно вступали,

И гул висит над речкой, как покров,

Что иноки молитвами соткали.

Какая радость слышать этот гул!

Ко входу в храм, проснувшись, пробираться

И старец мне, мальчишке, намекнул:

Вам хорошо бы в Оптиной остаться!

Прощеное воскресенье

В соборе давка, суета.

Спешу домой без промедленья,

Чтоб у любимого кота

Смиренно испросить прощенья.

Мурлыкнув, кот мне отвечал,

А по усам текла сметана:

Прости, что я тебя считал

За самодура и тирана!

Из цикла «Александрийские подвижники»

Павел Фивейский

Над телом подвижника грустно Антоний стоял,

В горячем песке утопали худые стопы.

И волос седой на полуденном солнце сиял,

Спадая волнами с опущенной низко главы.

О, Павел, учитель, как поздно узнал я тебя!

Не смел потревожить твой радостный тихий покой.

В глубокой пещере, не ведая ночи и дня,

Ты свет Божества созерцал утомленной душой.

Учитель, вот тело твое обращается в прах.

И ветхое рубище всех не покроет костей,

Учитель, я стар, и нет сил у меня раскопать

Могилу в пустыне под зноем палящих лучей.

Но что это? На погребенье зверей ты собрал!

Над телом твоим улыбается радостно Бог.

С поникшими гривами два зачарованных льва

Тяжелыми лапами роют могильный песок.

Россия

В краю печальном бездорожном

Умолкли крики журавлей.

Там зверь ступает осторожно

На иней замерших полей.

Там словно в горестном раздумье

К воде склоняются кусты.

И пар от речки в новолунье

Согреет ветхие листы.

Там звезды меркнут в тучах серых,

Там на исходе сентября

Дрожит на бревнах обомшелых

Неясный свет от фонаря,

Там птичьи звучные напевы

В лесной умолкнут глубине.

И говорят, что ходит Дева

По умирающей стране.

Там ночь покроет снежным прахом

Во мхе нарубленную гать.

Лишь там дано любить монаху

И четки красные вязать.

Рисунок Наталии Кондратовой.

Loading...Loading...