Особенности развития культуры в новое время. Культура Нового времени: характерные черты

Культура Нового Времени

Временные рамки культуры Нового времени XVII-XIX вв . И это время западноевропейская культура приобрела та­кую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры . Заро­дышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.

Европейская культура Нового времени базируется на бур­жуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты - гума­низм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм.

1. вошел в культуру Европы как «век революци­онной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рацио­налистической критики схоластики во Франции и других странах.

2. - в то же время «галант­ный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.

3. - эпоха расцвета буржуазной культуры, «пол­нота времен» и противоречий.

Отличительными чертами культуры Нового времени в це­лом являются следующее:

1. Многонациональность и многоязычность

В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянс­кому и т.д. В каждой европейской стране складываются ори­гинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм .

Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно от­личается динамичностью, вниманием к чувственному нача­лу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в ис­кусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближен­ных к Королевскому двору. (В живописи - это П. -П.Рубенс, Буше, в архитектуре - Л.Бернини, в музыке - Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускули­стые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, раз­вевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В ли­тературных произведениях - вычурность слова, витиева­тость, запутанность. В архитектуре - пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность постро­ек, помпезность.

В тоже время барокко - это кризис ренессанского гума­низма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведо­мому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становят­ся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театраль­ный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже - в натюрморте и пейзаже.

Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб).

Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Клас­сический - значит образцовый, а таким было искусство Древ­ней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюде­ния обязательных канонов: правило трех единств в литерату­ре, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложе­ния героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы ху­дожественных произведений. Классицизм - это ясность, чет­кость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Иде­алом становится гражданин, совершающий подвиг при усми­рении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородно­му сословию они дарованы за беззаветное служение государ­ству » (Мушкетеры А.Дюма - слуги короля).

Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство - это я» - сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало - все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.

Особенно широко классицизм распространен во Фран­ции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи - картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре - парковый и архитек­турный ансамбль Версаля.

В XVII веке складывается еще одно направление в искус­стве — реализм . В протестантской Голландии - это реалис­тическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании - творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги.

2. Контакт и взаимодействие культур

Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Но­вого времени. Ширится взаимообмен культурными достиже­ниями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

3. Индустриализация общественного производства

Индустриализация общественного производства, начина­ется с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выра­жение в росте городов, развитии предпринимательства, по­вышении уровня технической культуры общества. Культура

Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатывают­ся новые, более совершенные формы организации обще­ственной жизни в экономике, политике, . В искусстве появляются новые художественные стили - сентиментализм и романтизм.

4. Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порож­денный буржуазным предпринимательством.

Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, доб­росовестного отношения к семье, к собственности. становится ареной деятельности человека, а он - ее хозяином.

«Зна­ние - сила» - эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рас­сматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой . Закладывается фундамент классической европейс­кой философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дид­ро, Канта, Фихте, Гете.

6. Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, стан­костроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль - меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:

Развитие культуры в новое время

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцве­та европейской культуры, которая в данный период развива­ется под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Ита­лии, это течение распространяется затем во всœех странах Европы. В корне гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете­лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистичес­кого индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти­руется на возвращение к античности, усвоение ее класси­ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту­ра, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма­киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-

ских вопросов, рассмотрением социально-политических про­блем. В числе представителœей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.
Размещено на реф.рф
Возрождение проникает и в культурное раз­витие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI-XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всœего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав­торитету, что означает зарождение экспериментальной на­уки современного типа. Развитие астрономии вследствие де­ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира - гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов клас­сического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качествен­но новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обо­сновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе ʼʼРассужде­ние о методеʼʼ сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейс­кой культуре - рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко - стиль, обладающий очень чув­ственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший дра­матизм и экспрессивность. При этом и здесь со второй поло­вины XVII века ощущается воздействие рационализма, ко­торый нашел свое воплощение в классицизме, направле­нии, основанном на превалировании разумного над чув­ственным. Строгие, пропорциональные, симметричные фор­мы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе - вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половинœе XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всœей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке ʼʼэрой Просве­щенияʼʼ. Данное интеллектуальное движение затронуло всœе сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. В чем заключаются причины его возникно­вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образо­вывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные до­стижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всœесилии человеческого разума, вера в возможность пере­стройки общественной жизни в соответствии с рационали­стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителœей - Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент со­временной цивилизации. Общей чертой для всœех просвети­телœей был настоящий ʼʼкульт наукиʼʼ. Οʜᴎ считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителœей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к бо­лее совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация призна­валась эталоном, который было крайне важно распространить на весь мир.
Размещено на реф.рф
Огромную роль в идеологии Просвещения сыг­рала концепция гражданского общества, возникшая на ос­нове теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой об­щество передает часть своих прав государству. Что же каса­ется государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки мож­но отнести разработку концепции разделœения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она состоит по сути в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодатель-

ная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всœех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разде­ляться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителœей нанесли серьезный удар по устоям ʼʼстарого порядкаʼʼ. Οʜᴎ сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обще­ственного устройства. Их политические и социальные тео­рии легли в основу многих современных общественно-по­литических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Развитие культуры в новое время - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие культуры в новое время" 2017, 2018.

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.

XVII век стал началом коренных изменений в мировой ис­тории. XV111 век известен прежде всего как эпоха Просвещении

В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640 - 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 - 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуаз­ным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубин­ные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблю­дается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолют­ной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, ук­репилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Гол­ландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могуще­ственной, что увядающая монархическая Испания уже не по­мышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолют­ной монархии, последняя была далеко не абсолютной, посколь­ку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристокра­тией вынуждена была опираться на буржуазию.

XVII век стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.

В течение примерно трех столетий - с середины XVII века и до середины XX века - Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Фран­ция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчет­ливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток - прежде всего Китай. Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятель­ной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутвер­ждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.



На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII веке выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

Однако следует признать, что это усиление было относи­тельным - лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.

Сохранению тенденции к секуляризации способствовали:

Раскол католицизма;

Появление протестантизма.

Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими пилениями культуры. Ее теснили набиравшие силу националь­ный и политический факторы.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприят­ными они оказались для науки.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, V. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.

В математике и физике настоящую революцию осуществи­ли в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Нью­тон и др., в астрономии - И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям назван­ных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира - жидкости, газа, и твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, теле­скоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим след­ствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астро­номия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

По своей значимости наука, по меньшей мере, уравновешена с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средство познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию приходят английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) и фран­цузский философ Р. Декарт (1596 - 1650).

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает глав­ным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологиче­ский кризис.

Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632 - 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобраз­но: "Этика, доказанная в геометрическом порядке". 6. XVII столетие стало и веком искусства. По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искус­ство переживает подъем во всех европейских странах, а Фран­ция теперь смотрится предпочтительнее.

Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующие:

Религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излиш­ней патетики;

- среди художников исчезают универсальные личности, харак­терные для эпохи Возрождения;

Наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Внутри искусства также идет процесс дифференциации, из­меняются существующие жанры и возникают новые. В живопи­си полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригиналь­ных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567 - 1643), напи­савший оперу "Орфей". Возникают кантаты и оратории.

Главным стилями в искусстве XVII века выступают:

- барокко;

- классицизм.

Некоторые искусствоведы считают, что в это же время воз­никает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точ­ка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тен­денции признается.

XVII столетие стало "золотым веком" театра.

В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре "Глобус".

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562 - 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является "Собака на сене". Выдающимся представителем испанского ба­рокко стал Педро Кальдерой (1600 - 1681), создавший интерес­ные произведения в разных жанрах - комедию "С любовью не шутят", драму "Стойкий принц", а также философскую драму "Жизнь есть сон", посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспе­чили три великих имени: П. Корнель (1606 - 1684J, Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673).

5. Культура Нового времени

Новое время охватывает период конца XVII–XIX вв. Его принято подразделять на два этапа:

1) эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII–XVIII вв.;

2) культура XIX в.

Остановимся более подробно на одной из самых ярких эпох в культурной истории европейских стран.

Эпоха Просвещения

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.

К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712–1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В частности, в России очень большое распространение получило вольтерьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, религиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.

Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.

Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.

Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.

1. Классицизм, от латинского слова classicus, что значит «образцовый».

2. Романтизм, от французского слова romantisme.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж. Представителями этого направления были венецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697–1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор каменотеса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712–1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на „Бученторо“ в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751–1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707–1793) – «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745–1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую известность во всем мире.

Его современник Карло Гоцци (1720–1806) писал сказки (фьябы ) для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король – олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода комедии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве французского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомарше (1732–1799). Герои его произведений пытались всячески протестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си-минор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием«(1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Культура XIX в.

Начало XIX в. характеризуется большими изменениями в общественно-политической жизни. Во многих странах вспыхивают буржуазные революции. Люди стремятся избавиться от политического гнета и всякой несправедливости.

Помимо изменений в структуре общества, преобразования коснулись и научной стороны жизни. Наблюдаются первые признаки индустриального общества. Это связано прежде всего с промышленной революцией, научными открытиями и т. п.

Вот лишь немногие ученые, оказавшие заметное влияние на развитие науки: немецкий естествоиспытатель и врач, сформулировавший закон сохранения энергии, Юлиус Роберт Майер (1814–1878); экспериментально доказавший закон сохранения энергии английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1814–1878); создатель термодинамической теории химических процессов, теории вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии, немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд Гелъмгольц (1821 1894). Огромных результатов достигла биология, благодаря таким немецким ученым, как Теодор Шванн (1810–1882) («Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» (1839 г.)) и Матиас Якоб Шлейден (1804–1881). Вместе они создали клеточную теорию. Грандиозное эволюционное учение внедрил в биологию английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882). Его главный труд – «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.).

Физика XIX в. смогла преодолеть границы и перейти в область микромира и в мир больших скоростей. В первую очередь это заслуга двух величайших умов XIX столетия: немецкого физика-теоретика, основателя современной физики, создателя теории относительности Альберта Эйнштейна (1879–1955) и немецкого физика, основоположника квантовой теории Макса Планка (1857–1947).

В искусстве XIX в. продолжали развиваться два основных стиля: классицизм и романтизм.

Классицизм начал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский рационализм, разумность, закономерность, облагороженная красота. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805) («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764–1811) («Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), его брат, поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762–1794) (цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748–1825). Переняв античный пример, он создал настоящие шедевры живописи классицизма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Сабинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в черной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, французский художник Жан Огютс Энгр (1780–1867) («Портрет художника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Девосе»(1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой французской революцией приобрело несколько новые формы. Прежде всего это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку (1734–1829) (опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793 г.) и Этьену Мегюлю (песни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы привели к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его рационализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление – романтизм. Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–1822) («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Маленький Цахес», «Ундина», «Записки кота Мурра» и др.).

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен. Наиболее известные его произведения: поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред», «Каин», восточные поэмы «Лара», «Корсар», «Гяур» и др.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–1885) («Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» и др.) и Жорж: Санд (1804–1876) («Индиана», «Валентина», «Грех господина Антуана», «Консуэто», «Орас» идр.).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер. Он написал десять блестящих опер, среди них «Волшебный стрелок» (1821 г.), «Эврианта» (1823 г.), «Оберон» (1826 г.).

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–1883). В своих операх («Риенцы» (1840 г.), «Летучий голландец» (1841 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и др.) он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Новатором в музыкальном деле был и французский композитор-романтик, а также и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869) – создатель романтической программной симфонии.

Говоря о романтизме в музыке, нельзя не упомянуть о величайшем польском композиторе и пианисте Фредерике Шопене (1810–1849). Его любовь к родине очень сильно отразилась на его произведениях. Они имеют национальный оттенок, фольклорный отпечаток. Ф. Шопену принадлежат 2 концерта, 3 сонаты, баллады, скерцо, ноктюрны и этюды, а также другие произведения для фортепиано.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве.

Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791–1824). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом. Главное, что Т. Жерико находит свои сюжеты в обыденной жизни, использует бытовые сцены. Наиболее известные его работы: «Плот Медузы» (1818–1819), «Дерби в Эпсоме» (1821).

Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико ЭженДелакруа (1798–1863) , произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью («Сирота на кладбище», «Смерть Сарданапала», «Греция, умирающая на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода на баррикадах»). Влияние Делакруа на последующие поколения огромно.

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Опоре де Бальзака (1799–1850). Основное его произведение – эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов. В своих произведениях О. Бальзак рисует реалистические картины, отражая в них общественные нравы и противоречия.

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803–1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения («Кармен», «Коломба», «Хроника царствования Карла IX» и др.) изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812–1870), родоначальником нового направления – критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления – веризма. Его представителями являются итальянские композиторы, основоположники веризма в опере Руджеро Леонкавалло (1857–1919), Пьеро Масканьи (1863–1945). Заметно расширил рамки оперного веризма другой итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858–1924). Ему принадлежат такие оперы, как «Тоска», «Турандот», «Мадам Батерфляй», «Манон Леско», «Богема», «Девушка с Запада», «Чио-Чио-сан».

После революции укрепил свое положение реализм в изобразительном искусстве. Одним из гениальнейших художников-реалистов считается Франсиско Хосе де Гойя (1746–1828). Его произведения пронизывает тема свободолюбия. Они отличаются насыщенностью, страстностью, яркой эмоциональностью. Примером тому служат такие его произведения, как «Капричос», «Бой быков», «Сатурн пожирает одного из своих детей», «Паника (Колосс)». Очень часто картины Гойи проникнуты национальным духом, несмотря на свою неповторимость.

К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве:

1) символизм;

2) натурализм;

3) импрессионизм.

Для символизма характерна передача образов с использованием различных символов. В литературе яркими представителями символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854–1891), Стефан Малларме (1842–1898).

Символистом в живописи можно назвать английского рисовальщика Обри Винсента Бердсли (1872–1898) («Пещера сплина», 1895–1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 1896).

Для натурализма была характерна объективная передача реальности, причем научному предпочиталось художественное восприятие.

Сторонником натурализма в литературе был французский писатель Эмиль Золя (1840–1902). Основное его произведение, посвященное жизни одной семьи, – «Ругон-Маккары», написанное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве.

В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился импрессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832–1883) («Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бержер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) («Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Ментона», «Девушка, играющая на гитаре»).

Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, насколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах.

Наибольшее значение для последующих поколений имело сложившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Мифы Нового времени Подчас мифологическое поведение оживает на наших глазах. Речь идет не о «пережитках» первобытного менталитета. Некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа. Мы уже говорили

Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ Существующие в социальной жизни XIX века противоречия определяли сущность театральной культуры этого периода. Поскольку театр как экономически, так и политически зависел от хозяев буржуазного мира, то условия для его развития были самыми

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени Новое время преимущественно ориентировано на выявле–ние натуралистического основания морали, на поиск гармо–нии между объективными и субъективными факторами.Новые идеи мыслителей Нового времени весьма значи–тельны и не только

Из книги Блаженные похабы автора Иванов Сергей Аркадьевич

Глава 10 «ПОХАБСТВО» НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Семнадцатое столетие – странный период в истории русского юродства: с одной стороны, в это время власть явно взяла курс на вытеснение «похабов». Патриарх Иоасаф писал в указе 1636 г.: Иные творятся малоумни, а потом их видят

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна Из книги автора

Из книги автора

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени Западноевропейская культура Нового времени не является прямым продолжением ни древнегреческой, ни древнеримской культуры. Идея превосходства европейской культуры, заимствованная у Древнего Рима, в течение

17 век

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, - достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт , больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка , Исаака Ньютон , Блэза Паскаля .

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало , драматурги Пьер Корнель , Жан Расин , комедиограф Жан-Батист Мольер , художник Николя Пуссен . Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

18 век

XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение . Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро , Жана-Жака Руссо. Кстати сказать, именно Руссо и Вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация. Вольтер обрисовал идеи буржуазной демократии, а развитие идей Руссо, как это ни парадоксально, привело ко всем эксцессам национализма.

Особенной чертой XVIII века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое искусство общения людей, где часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. Яркая мысль, появившаяся в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.

Эстетически прекрасный XVIII век, век “галантных празднеств” искусства рококо закончился грандиозной трагедией Французской революции. Наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур - “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они говорили на разных языках. В целом, нет ничего странного в самом факте буржуазной революции, которая уже свершилась в Нидерландах, Англии. Но все же Французская революция отличается от них двумя существенными моментами. Во-первых, она породила в широких европейских кругах невиданные доселе надежды на социальный прогресс, поддерживаемые идеями французских просветителей. И, во-вторых, сделала Францию первым тоталитарным государством мира. Вспомним о том, что эта революция потопила сама себя в крови, сделав своим врагом собственный народ. Для культуры Нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во Франции, оказался незаконченным. В ХХ веке по пути тоталитаризма пошли многие государства: Италия, Испания, Германия, Россия... Хотя сама Франция больше таких ошибок не делала.

19 век

Культурный итог XVIII века был подведен в победных сражениях против Наполеона и последовавшим заключением Тройственного союза стран-победительниц в 1815 году. Наполеон отправлен на остров Святой Елены. Европа вступает в буржуазный XIX век, один из самых спокойных в ее истории. Это эпоха стабилизации буржуазного общества, формирование буржуазных демократий. Появляется устойчивое бюргерское общество, так называемый средний класс. Это век уже перезревшей буржуазной культуры.

XIX столетие характеризуется мощным развитием производительных сил, окончательным объединением науки и техники. Собственно отсюда берет начало научно-технический прогресс. Наука становится основой методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и общество. Любая философская система строится как наука. Карл Маркс , разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку - научный коммунизм. Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, - и от них отказались. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и абсолютно познаваемый мир.

Происходит постепенная замена “личностной” культуры на “массовую”. Очень важным становится требование “быть как все”. Причем, “массовый человек” вполне может быть талантливым человеком, в том смысле, который определяет Н.А.Бердяев, то есть способным создавать ценности культуры, органично в нее вписываясь. Но массовым его делает общество, которому он подчиняется, единение с которым “греет его душу”. Массовый человек чувствует себя одиноким вне своей культуры. Постепенно он перестает отделять себя от некой социальной группы, к которой принадлежит и ценности которой считает своими. В действительности масса - явление достаточно древнее, но она всегда была пассивной, век XIX начал выдвигать массу на первый план, и уже в XX столетии масса становится не просто активным членом социокультурного процесса, но агрессивно-активным, на что указал мыслитель нашего века Хосе Ортега-и-Гассет в эссе “Восстание масс”.

Для XIX века характерна множественность философских течений, в большинстве своем выросших из недр самой буржуазной культуры, которая породила собственных критиков. Лучшими представителями буржуазного мира была осознана необходимость радикального изменения общей социокультурной ситуации. Другой вопрос: какое изменение?

Философским направлением, проложившим новые направления развития человеческой мысли, явилась немецкая классическая философия, объединившая таких выдающихся мыслителей как И.Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

На гребне идей Французской революции появилась философия и искусство романтизма (братья Шлегели, Новалис, Виктор Гюго, Джордж Байрон и др.); марксизм нашел свою опору в тяжелом положении пролетариата; “философия жизни ” (Артур Шопенгауэр , Фридрих Ницше) и интуитивизм (Анри Бергсон) порождены усталостью от рационализма. Но в целом все эти “альтернативные” философские течения так или иначе выразили одну мысль - современная культура и общество находятся в кризисе. Различия заключались в видении путей выхода из кризисной ситуации и в осознании возможного будущего европейской культуры. К. Маркс говорил о социальном переустройстве и переходе капитализма в социализм и коммунизм, а Ф. Ницше, разбивая в пух и прах существующие нравственные ценности, проповедовал “сверхчеловека”.

Необходимо чуть подробнее остановиться на идеях Ницше, которого ХХ век сделал апологетом фашизма. На самом деле нельзя отрывать этого философа от культуры XIX века. Его наследие можно понять только исходя из тогдашней культурной ситуации.

В одной из первых глав книги “Так говорил Заратустра” Ницше написал: “Бог умер!”, тем самым показав, что вся система буржуазных нравственных ценностей, дотоле строившаяся на признании Бога в качестве главенствующего и связующего стержня, лишена его. И в этом случае данные ценности становятся лживыми, ненастоящими. Общество, построенное на этой системе ценностей, насквозь лживо. А все это произошло потому, что человек выпал из великой природной цепи, перестал подчиняться закону естественного отбора и борьбы за выживание. Человек слабеет с каждым днем: он помогает выживать больным, поддерживает стариков. Все это тянет человечество назад. Поэтому необходимо отказаться от этой обузы, снова начать эволюцию человека, чтобы в итоге прийти к “сверхчеловеку” - великому, могучему, счастливому, здоровому. “Я учу вас о сверхчеловеке,” - говорил Ницше устами своего героя. Философия Ницше была очень радикальной реакцией на затхлость, аморфность, лицемерие буржуазного общества, и не следует усматривать в его теории всеобщность и универсальность, как порой пытаются сделать.

Серьезные изменения происходят в искусстве. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне и формируется импрессионизм . Сам термин произошел от названия картины Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (“Impression. Levant soleil”). Большое количество разнообразных художников объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисования. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х - 1880-х годах. Это Клод Моне

Особняком стоят три имени: Винсент Ван Гог , Поль Гоген и Поль Сезанн , творчество которых назвали постимпрессионизмом и которые во многом являются родоначальниками искусства ХХ века.

Loading...Loading...