Мелитополь - фото, достопримечательности, история. Стоимость размещения в гостинице и цены в магазинах

ИСТЕРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


На месте нынешнего города издревле располагался небольшой ногайский аул Кызыл-Яр. В июле 1769 российское военное командование соорудило на месте современного города редут, в котором дежурную службу несли запорожские казаки. 2 февраля 1784 года Екатерина II издала указ о создании на вновь завоеванных землях Таврической губернии. Наместник Новороссии светлейший князь Потёмкин-Таврический в том же году подписывает реляцию об учреждении города — на правом берегу реки Молочной поселились семьи казаков и отставных суворовских солдат.

В 1816 поселение получило название слобода Новоалександровка (Новоалександровская Слобода). Население быстро возрастало за счет государственных крестьян из северных губерний Украины и из России. 7 января 1842 слободу отнесли к категории городов и назвали Мелитополь в честь портового города Мелита (от греческого Μέλι («мели») — мёд), в давние времена располагавшегося неподалеку, при впадении реки Молочной в одноимённый лиман.

Заселение края евреями шло параллельно с его заселением вообще. Часть прибывающих была ориентирована на сотрудничество с властями и латифундистами – купцы брали подряды на снабжение армии, на обустройство и содержание почтовых станций и переправ, строительство дорог. Их сопровождали приказчики, шорники, кузнецы и другая обслуга, мелкие торговцы. Владельцы крупных поместий приглашали евреев на роль управляющих имениями, организаторов сбыта и переработки сельхозпродукции и т.д. В уезде в 1831 г. были даже специально организованы два «владельческих местечка» – Васильево (потом Васильевка) и Благовещенское. При этом в Васильевке здание для еврейской молитвенной школы было выстроено помещиком Поповым за собственный счёт, и еврейское общество потом выкупило его в рассрочку.


Мелкие торговцы, кустари-ремесленники и владельцы мельниц, маслобоен, и т.д., обслуживали запросы быстро растущего городского и сельского населения уезда. Приезжали они в основном из северных областей Украины, частично – из Волыни и Бессарабии, частично даже из-за рубежа. Параллельно этому правительство организовало по соседству – в Херсонской и Екатеринославской губерниях – еврейские сельскохозяйственные колонии, куда прибыло довольно значительное число евреев из Белоруссии и Прибалтики. Многие из них, а особенно – из их потомков потом прекратили работу на земле и пополнили еврейское население Мелитополя и уезда.

В городе и уезде также селились семьи демобилизованных по разным причинам и даже находящихся на военной службе солдат-евреев.


Многонациональный характер края привёл к тому, что в Мелитополе помимо еврейской общины были довольно крупные немецкая, караимская и армянская общины; представители последней несколько раз избирались в городское руководство. Возможно, это сказалось на том, что межнациональные трения в Мелитополе были в значительной степени ослаблены.


Общее число евреев в 1838 г., ещё в слободе, составляло 128 человек – 3% от общей численности жителей. В дальнейшем оно быстро росло как в абсолютном, так и в относительном исчислении. Важными факторами стали Крымская война, строительство железной дороги, начало массового экспорта зерна, погромы 1881 г. в близлежащих местностях и выселения евреев из сёл по закону 1882 г. Из-за двух последних обстоятельств еврейское население Мелитополя между 1881 и 1886 годом выросло с 1387 до 3093 человек (с 13,7 до 22,6%), а к 1897 г. достигло 6503 человек (~42,4%).


Евреи-торговцы и подрядчики играли существенную роль в экономике города, причём до издания дискриминирующих постановлений довольно много их было в органе местной власти – городской думе.


В это время в России вообще и в Мелитополе в частности активно шла «первая индустриализация». Возникали заводы, в том числе и с участием еврейского капитала. В Мелитополе появились заводы сельхозмашиностроения Либермана и Коршунова, а позднее Зафермана (один – Израиля Давидовича, чуть позже – другой, его брата Абрама), многочисленные мастерские (Горелика, Леккера, Шлепа, Гольденберга и др.). Возникали и «очаги прогресса»: типографии (Либермана, Лифшица, Лемперта), фотоателье (Зинковского, Киватицкого, Лиознова), книжные магазины (Розенштейна, Лесмана, Лифшица, Бахраха)...


Первое здание синагоги было построено в Мелитополе в 1850-х годах, первым казённым раввином стал выходец из Гродно Гирш Ицкович Любич. После его трёхлетней каденции последовала некоторая неопределённость, затем евреев города и уезда присоединили к Бердянскому раввинату, а в Мелитополе обретался помощник бердянского раввина Берко Абрамович Рогальский, выходец из известной феодосийской купеческой семьи. В 1881 г. Мелитополь имел уже собственного казённого («общественного») раввина – им был Иде-Лейб Хацкелевич Мочан.


Духовным раввином города перед Первой мировой войной был Мордухай Хаимович Рабинович.

В дополнение к синагоге в городе были построены молитвенный дом «Бейт-Иаков» и Ремесленный («Второй») молитвенный дом. Этого было явно недостаточно, и перед осенним периодом праздников в губернию летели просьбы разрешить коллективные моления в частных еврейских или же специально нанятых домах. Дозволения обычно выдавали, но не всем.


Система еврейского образования включала, как обычно, хедеры и талмуд-тору. Вообще же, евреи Мелитополя были в значительной степени ассимилированы, наряду с идишем широко использовали русский язык и образование стремились получать именно на русском языке. Еврейская молодёжь активно участвовала в общественной жизни и примыкала, как правило, к общероссийским прогрессивным партиям.


Основными еврейскими организациями Мелитополя являлись собственно община и упомянутое выше ОПБЕМ. Возглавляли общину, как правило, купцы – сменяли друг друга, в частности, Абрам Хотинский, Вениамин Топерверх, Григорий Либерман. В 1902-1917 гг. во главе общины стоял инженер-технолог В.Б. Богуславский, совладелец пивоваренного завода.

ОПБЕМ было создано в 1898 г., и наиболее известным главой этой организации был провизор Григорий Моисеевич Райх. В системе ОПБЕМ действовали Еврейская дешёвая столовая, крупнейшая в уезде библиотека, богадельня. К ОПБЕМ примыкала еврейская больница.


Еврейское население Мелитополя продолжало уменьшаться примерно до 1910 года, когда оно составило 3610 человек. Основной причиной было резкое обострение антисемитизма в стране, активизация «Союза русского народа», разгул реакции после подавления революции 1905 года. В Мелитополе произошёл первый в России во время этой революции еврейский погром. Он обошёлся, к счастью, без смертельных исходов – сыграли роль и активное противодействие погромщикам местных властей, и действия самообороны, как организованной, так и стихийной. В ней объединилась в основном еврейская молодёжь, но значительным было участие неевреев, большей частью сторонников РСДРП.


К 1912 г. евреев в Мелитополе снова стало больше – их число перевалило за 5000, и это составляло примерно 23% всего населения. Сказались и новый торговый кризис, из-за которого множество торговцев в сёлах потеряли работу, и новая кампания выдворения из сёл, и спад эмиграции в Харбин из-за разразившейся там эпидемии чумы.


В Первую мировую войну царское правительство вступило на пике своего антисемитского курса. Это странным образом сочеталось с тем, что по Мелитополю в первый военный призыв пошли 96 русских и 146 евреев, что И.Д. Заферман переключил свой завод на производство снарядов и мин, а обувная фабрика Волынских – на шитьё сапог для армии. Но неудачи на фронте надо было на кого-то свалить – и началось массовое выселение евреев из прифронтовых губерний. Этих выселенцев Мелитополь принял более 3000 человек, а ещё добавились «простые беженцы». В результате еврейская община города выросла более, чем вдвое; забота о расселении, питании, трудоустройстве новых поселенцев стала основным занятием её актива.


В такой обстановке город встретил Февральскую и Октябрьскую революции и гражданскую войну. Как уже сказано, евреев-большевиков в городе практически не было. Тем не менее, расклад сил в гражданскую войну был таков, что основной путь еврейской молодёжи лежал в Красную Армию. Немногие крупные буржуа смогли эмигрировать на Запад, некоторые евреи, особенно среди прибывших из Польши, Белоруссии и Прибалтики, стали на путь сионистской эмиграции. В частности, Мелитополь считается одним из очагов зарождения движения Гехалуц. Остальных ждала военная судьба, и многие надолго связали свою судьбу с армией.


Во время гражданской войны евреи продолжали стекаться в город – в сёлах и колониях они подвергались грабежам и насилию. В результате, когда в конце 1920 г. город освободили от Врангеля, в Мелитополе было 55,6% евреев – несмотря на пережитую в начале 1920 г. эпидемию тифа. Власти предприняли «разгрузку» города, постаравшись отправить побольше беженцев по местам их прежнего проживания. Одновременно с этим в рамках политики военного коммунизма они осуществляли тотальные изъятия зерна у крестьянства, доведя чрезвычайно богатую хлебом Таврию до массового голода в 1921-1922 гг. Лишь переход к нэпу остановил вакханалию смертей. В результате «разгрузки» и голода количество евреев в городе упало с 13180 в 1921 г. до ~7300 в 1923 г. Потом оно несколько выросло за счёт оттока евреев из сёл и вплоть до 1941 года оставалось на уровне 8000 человек. Город меж тем рос и вдобавок присоединял пригороды, в результате доля евреев беспрерывно снижалась.


С введением системы загсов был ликвидирован институт казённых раввинов; вскоре запретили преподавание меламедам. Талмуд-тору преобразовали в еврейскую трудовую школу, но она вскоре отмерла, не выдержав конкуренции с резко выросшей сетью русскоязычного образования, несколько отягощенной украинизацией. Масса мелких торговцев и ремесленников во время нэпа стала объектом социальных преобразований: ремесленников старались объединить в артели, а потом в ходе индустриализации частично превратить в заводской пролетариат, торговцев доводили до деклассирования и толкали на занятия сельским хозяйством. В частности, в городе была организована сельхозартель «Горопашник», которая потом при содействии Агро-Джойнта перебазировалась в Саки, в Крым. Другое еврейское сельхозпоселение было создано в районе Чонгара, близ Геническа. В Мелитополе открылось местное отделение ОЗЕТ, которое занялось переселением евреев «на землю», а потом и в Биробиджан.


К концу 1920-х годов в городе «по просьбе трудящихся» закрыли синагогу (а когда и как закрыли остальные молитвенные дома, до сих пор не удалось выяснить). Последними легальными (конечно, духовными) раввинами Мелитополя были Мордехай Крол и затем – Герш Вениаминович Маковский.


«Мелкобуржуазные» очаги еврейской культуры, в частности, общество «Маккаби» были закрыты ещё в начале 1920-х, те же, которые стояли на коммунистических позициях, сохранились до самой войны 1941 г., но хирели из-за массового отхода молодёжи от использования идиша. Школы, пионерские и комсомольские организации, созданные в городе Дворец пионеров, детская железная дорога массово вовлекали еврейскую молодёжь и воспитывали её в духе интернационализма и борьбы за светлое будущее.


Правда, в эти же предвоенные годы обнажилось лицемерие правящей верхушки страны и её несоответствие провозглашённым идеалам. В частности, пресловутые массовые репрессии затронули не только идейных врагов советского строя, но и искренних его приверженцев, позволявших себе «отклонения» или попросту оклеветанных. В разных уголках Советского Союза тогда погибли многие мелитопольские евреи-коммунисты, такие, как А.Ю. Абрамский, А.Д. Бендельстон, Я.С. Венгеров, Я.А. Вишневский и другие. Последовательно и без всякого смысла были уничтожены почти все евреи, вернувшиеся по призыву советского правительства из Харбина. Общее число репрессированных мелитопольцев-евреев составляет несколько сот человек.


Фашисты оккупировали Мелитополь уже в начале октября 1941 года. Промышленные предприятия города удалось эвакуировать. Оставшиеся по разным причинам в городе евреи были в короткое время уничтожены захватчиками во рву близ села Вознесенка. Поимённый список погибших к настоящему времени насчитывает более 530 человек и далеко не полон. К сожалению, пока были целы документы и живы свидетели, его не стали составлять. Можно предполагать, что в Мелитополе погибло тогда до 3000 евреев. Не исключено, что в этом же рву нашли смерть и свезённые из других мест жертвы.


Остальные мелитопольские евреи, кроме стариков, детей и совсем уж немощных, ушли на фронт или трудились в тылу. Среди фронтовиков можно назвать, например, имена танкистов – Героя Советского Союза М.П. Кравца, генералов Л.Ю. Рабиновича и М.Я. Пронштейна – и множество других. Один только список погибших на фронте евреев-мелитопольцев, тоже далеко не полный, содержит сейчас около 630 имён.


Громадную роль сыграли евреи в послевоенном восстановлении и развитии города. Достаточно назвать имена таких руководителей предприятий как Л.И. Бобров, И.С. Герасун, Г.М. и М.М. Зильберглиты, И.И. Ушерович, Л.М. Хейфец, Л.Г. Шенкман и т.д. Однако очень скоро мелитопольские, как и вообще советские евреи прочувствовали пришедшую на смену декларируемому интернационализму «особую национальную политику», начавшуюся с расстрела Еврейского антифашистского комитета, продолженную борьбой с космополитами, а затем – с «врачами-вредителями».


В 1993 году было основано Мелитопольское отделение Еврейского Совета Украины, который позднее, в 1997 году был преобразован в Мелитопольскую Городскую Еврейскую Общину (МГЕО), которая является членом Всеукраинского еврейского конгресса, а также членом Объединенной Еврейской общины Украины и ВААДА Украины.

В 1998 году общине возвращен комплекс исторических зданий, в котором сегодня располагаются программы Хэсэда, общинного центра «Ор Хадаш», Израильского культурного Центра и Сохнута.


С.В.Воловник, В.Н.Кумок, www.j-roots.inf

Любителям путешествий и новых интересных и удивительных мест как нельзя лучше подойдет поездка и отдых в Мелитополе, расположенном в Запорожской области Украины. Город привлекает туристов своими необычайными достопримечательностями, гостеприимностью и доброжелательностью местных жителей и невероятно красивыми пейзажами и окружающей средой. ? Чтобы его увидеть, вам придется повернуть в сторону запада Украины - Европы.

Отдых в Мелитополе надолго запомниться каждому, кто там хоть раз побывал.

Рельеф местности

Мелитополь расположен на равнине, которая протягивается до Азовского моря и там обрывается. В северо-восточной стороне город находится на Приазовской возвышенности, достигающей 150-250 метров над уровнем моря.

Климат

Мелитополь находится в регионе, где преобладает умеренно-континентальный климат. Лето здесь достаточно засушливое, не редки суховеи, пыльные бури и засухи. В это время средняя температура воздуха колеблется между 22,5С и 23,5С. Самым теплым месяцем является июнь. Зимой средняя температура воздуха варьируется от -3,5С до -4,5С. В зимние месяцы, из которых самый холодный - январь, довольно морозно и малоснежно.

Среднегодовое количество осадков составляет порядка 400-450 мм. А среднегодовая температура в Мелитополе равна 9,4С.

Весна начинается в этой местности в первых числах марта и продолжается примерно до середины мая, когда воздух нагревается достаточно сильно, и это уже стартует летний период. Осень вступает в свои владения в районе Мелитополя к концу сентября, тогда температура воздуха очень редко достигает и превышает 15С. Зима приходит в город в декабре месяце.

Мелитополь: как добраться

В Мелитополь можно добраться на автобусе и поезде, тем более - город представляет собой один из важнейших транспортных узлов, расположенных на юге Украины. Через Мелитополь проходят составы из Харькова и Москвы в направлении Крыма.

Автобусное сообщение здесь тоже - достаточно хорошее. Помимо междугородних маршрутов, в Мелитополь можно попасть напрямую из Молдовы и Ростова-на-Дону. Также немалую роль играют пригородные автобусы, курсирующие в направлении азовского побережья, где расположены курортные поселки.

Выбирая путешествие на личном автомобиле, следует учитывать, что Мелитополь расположен на таких автомобильных дорогах международного значения, как: Одесса - Мелитополь - Новоазовск - М-18 и Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта - М-18. Также в город ведет дорога территориального значения в направлении Днепропетровск - Гуляйполе - Токмак - Мелитополь - Т-0401.

Куда сходить и что посмотреть в Мелитополе

Мелитополь, как это ни удивительно, весьма богат и разнообразен своими достопримечательностями и красивыми живописными местами, от которых сложно оторвать взгляд. Ими хочется подолгу любоваться, стоять на одном месте, как завороженный.

Среди популярнейших и самых посещаемых исторических и культурных ценностей этой местности можно выделить следующие:

Каменная Могила - национальный историко-археологический заповедник. Некогда на этом месте было Сарматское море, которое занимало площадь современных Черного, Азовского и Каспийского морей. В настоящее время здесь находятся гроты и пещеры, образованные тем развалившимся каменным панцирем - плитами, оставшимися после того, как Сарматского моря не стало. Сегодня молодожены и бизнесмены любят приезжать на это место. Они считают, что оно принесет счастье в семейной жизни и успех в делах.

На стенах и камнях пещер изображены разнообразные рисунки и знаки - одна из древнейших письменностей, по мнению многих ученых;

Парк имени Горького. Он имеет достаточно большую и интересную историю. Парк начинал создаваться в 1927 году и 1937 года в нем уже действовали аттракционы, железная дорога и стадион. Однако во время Великой Отечественной войны железнодорожные пути были разрушены, и их не восстанавливали.

Сегодня Парк имени Горького насчитывает 10 аттракционов, а в его центре расположен фонтан одуванчик с Поляной Сказок - городок, где вниманию посетителей представлены сказочные герои, созданные из природного материала. Также в парке есть летняя эстрада, зоовернисаж, танцплощадки, музей истории парка, 3D кинотеатр, бильярдная и кафе;

Мелитопольский краеведческий музей. В нем собраны около 45 тысяч экспонатов. Этот музей - один из старейших и роскошнейших строений в городе. Самым ценным экспонатом является Коллекция скифского золота, которую нашли во время раскопок Метропольского кургана в 1954 году. Также здесь представлены и другие, также весьма интересные предметы и экспонаты;

Страусиная ферма. Сегодня здесь находится около ста страусов, которых выращивают на мясо и в целях продажи молодых особей;

Целительные источники, расположенные неподалеку от Мелитополя, в парке в поселке Терпенье. Всего там находится 12 источников, вода которых имеет целебные свойства, так как в ней есть ионы серебра.

Немало в городе памятников и других интересных достопримечательностей, туристы уделяют внимание Черешневым садам, Старобердянскому лесничеству и Апицентру Здоровье и долголетие.

Стоимость размещения в гостинице и цены в магазинах

В Мелитополе находятся 2 отеля, четыре мини-отеля и один мотель. Суточное проживание в отелях Воронцовский и Рио обойдется туристу от 220 гривен. А мини-отели Атриум, 7 Звезд, Башня и Трио предлагают свои услуги, где стоимость проживания в сутки составляет от 250 гривен в зависимости от комфортабельности номера. В мотеле Южный за проживания одних суток придется "раскошелиться" как минимум на 150 гривен.

Магазины встретят покупателей и туристов своими сравнительно низкими и приемлемыми ценами и огромным ассортиментом самой разнообразной продукции.

Loading...Loading...