Метод созерцательного самоисследования. Практика самоисследования

Дважды в год Оле совершает кругосветные путешествия - рассказывает миру о сути буддизма, как разрешить не только личные проблемы, но даже геополитические. Нидал поделился своими мыслями и с читателями "Вести Сегодня".

Оле, на фоне всех буддийских учителей, которые довольно часто приезжают в Латвию, вы, мягко говоря, сильно отличаетесь: с парашютом прыгаете, любите гонять на бешеной скорости на мотоцикле, устраиваете дискотеки с учениками…

Ну, во–первых, я - датчанин. А датчане вообще многим кажутся странноватыми людьми! - смеется Оле. - Во–вторых, я ведь не монах, поэтому могу себе позволить некоторые вольности. И почему, спрашивается, я, лама, не могу делать затяжные прыжки с парашютом (у меня их около ста), кататься в свободное от лекций время на мотоцикле, наконец, потанцевать в кругу близких мне людей или же по просьбе Международного Олимпийского комитета оказать от имени буддистов моральную поддержку спортсменам на Олимпийских играх - 2004 в Афинах? Что в этом плохого? Это ведь не мешает моей вере. Кроме того, когда я учился в Гималаях, великие ламы и йоги говорили: главное, Оле, быть гибким в любой ситуации. Кстати, легкий экстрим для меня не чудачество, а один из эффективных методов узнавания ума и раскрытия его потенциала, что ведет к достижению Просветления - окончательной цели буддийского учения. Что же касается буддизма вообще…

Можно сказать, он начинается там, где у людей есть самообладание и избыток силы, где ты ощущаешь, что пространство исполнено блаженства и никому не угрожает. А до тех пор уверенность в своих силах - всего лишь слова! Учение, отталкиваясь от этого уровня самообладания, развивает мужество, радость и любовь - врожденные богатства ума, о которых люди, гонясь за сиюминутными ценностями, просто забывают.

После цунами в Юго–Восточной Азии к вам как представителю мирового буддизма обратилось руководство телеканала Би–би–си с просьбой прокомментировать причины массовой гибели людей…

Цунами - это ответ человечеству на его деятельность. Злые мысли людей, их жестокость по отношению к природе, политика, войны - ничто ведь не проходит даром. За все когда–нибудь приходится платить. И цена иногда высокая… А сейчас в мире особенно актуальны две проблемы: экспансия агрессивных течений ислама и перенаселенность. Если бы в бедных частях света рождалось меньше детей и им хватало пищи и уверенности в завтрашнем дне, то, возможно, не появлялись бы столь воинственные течения в исламе, людям не пришлось бы брать в руки оружие ради жизни и свободы.

Вы были единственным ламой, который, опять же от имени мирового буддизма, первый осудил вторжение американцев в Афганистан и войну, развязанную Джорджем Бушем в Ираке. Какую цену за это придется заплатить людям?

Американцы, идущие за Бушем, крайне глупы, ведь они испачкали свои руки в грязи и крови так, что уже не получится смыть негативную карму с их душ (или же сделать это будет очень сложно). Эти войны нельзя даже морально оправдать! Американцы ведь не смогут изменить мышление мусульман, оккупационные войска так и останутся врагами в Ираке и Афганистане. А врага убивают… В исламский мир лучше вообще не лезть, поскольку получаешь от этого лишь плохую карму.

Многие теперь уже называют Буша террористом № 1…

Не согласен, а те, кто так говорит, просто не знают ситуации… Ведь 11 сентября 2001 года на Америку, по сути, напали.

Есть мнение, что сами США спровоцировали теракты, ведя такую политику и вынуждая весь мир работать на себя.

Я ведь не политический аналитик, а лама, но считаю, что США и вели, и ведут себя крайне глупо. И война, которую они развязали, на самом деле в чем–то даже опаснее Второй мировой. Ведь все уже перешло на уровень глобального религиозного противо-стояния…

Скоро в Риге пройдет саммит НАТО, а недавно вы высказались: в альянс давно пора принять Россию!

Это было бы самым правильным решением, которое поможет и России, и всем странам НАТО! А вообще я порекомендовал бы всем главам государств и политикам почаще прислушиваться к мудрости буддизма, избавиться от агрессии и нести свет своим народам.

В Латвию, как правило, приезжают очень сильные буддийские учителя, поскольку считают, что этой земле и людям нужна срочная помощь. Вот и вы здесь…

Если великие учителя приезжают в Латвию, значит, им так надо, точнее - надо тем, к кому они приезжают. Я же с большой радостью посещаю Латвию, поскольку у меня здесь есть ученики, которые хотят медитировать и познать буддизм. Думаю, место, где люди стремятся к знаниям и просветлению, со временем становится святым, оно очищается от негатива и избавляется от мрачной ауры. Наконец, когда люди начинают чувствовать, что живут в чистом месте, то своей радостью еще активнее способствуют всеобщему просветлению. И этот мир начинает светиться!

Ведь что такое буддизм? Сам Будда использовал наилучшее описание. В течение 1500 лет существования учения в Индии оно называлось Дхарма, а в последующие 1000 лет в Тибете его называли Че. Оба названия означают "каким все является на самом деле". И осознание этого представляет собой ключ ко всевозможному счастью. Сам Будда - учитель, пример, защитник и друг. С его помощью существа могут избегать страданий и входить в состояние растущего блаженства, при этом освобождая и приводя к просветлению других. Я хочу пожелать жителям Латвии: замечайте великое богатство, которое вокруг вас, красоту природы и добрых людей. Главное - работайте со своим умом, и тогда вы действительно поймете, что мы сами с вами создаем эту

Лама Оле Нидал.

Духовный лидер европейского буддизма лама ОЛЕ НИДАЛ: «Я не понимаю, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям»

Справка “Портала-Credo.Ru”: Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками 16-го Гьялвы Кармапы. В конце 60-х во время медового месяца в Непале они встретили “царя” тибетских йогов – 16-го Кармапу Ранджунга Ригпе Дордже. Эта встреча радикально изменила его жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Кармапы Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу

Портал-Credo.Ru: Как вы прокомментируете всё большую популярность буддизма в современном мире, в том числе в России, и буддизма именно в вашем, современном прочтении, которое отличается от традиционного, или этнического буддизма, распространённого, к примеру, в Тыве, Бурятии, Калмыкии?

Лама Оле Нидал: Прежде всего, это не современный буддизм. Такой буддизм практиковали всегда. Просто это не монашеский буддизм, а практика и мирян и йогов.

Я ничего не придумал, ничего не изменил, а просто принёс на Запад ту традицию, о которой многие люди не знали, которой меня научили мои собственные учителя-йоги. Это подходит семейным людям, а также тем, кто предпочитает медитировать, не становясь монахами. Я имею в виду людей, которые предпочитают медитировать, не связывая себя множеством внешних обетов, подобно монахам и монахиням.

Но я уверяю вас, что я ничего не изобрёл. Я бы не осмелился это сделать.

– Вы хотите сказать, что то, что Вами проповедуется аутентичный тибетский буддизм?

– Да, это подлинный тибетский буддизм для мирян и для йогов, но не для монахов и монахинь.

– Каковы ваши отношения с правительством Тибета в изгнании, Его Святейшеством Далай-ламой, ваших последователей – с его последователями?

– Мне удалось несколько раз помочь Далай-ламе. В свою очередь, он освятил наш центр в Копенгагене в 1973 году. При встрече Далай-лама обычно обнимает меня, называет своим старым другом. Он также явно показывает, что знает о моей деятельности. В настоящее время у нас различные политические взгляды.

Далай-ламе нужно иметь возможность разговаривать с китайцами, потому что он, несмотря ни на что, хочет вернуться в Тибет. Поэтому ему приходится принимать тех, кого признают и принимают китайские власти.

Я, в первую очередь, ответственен перед моим учителем, 16-ым Кармапой, который сейчас находится в 17-ом воплощении. Существует и китайская кандидатура на роль нынешнего воплощения Кармапы, но мы, конечно, поддерживаем тибетскую кандидатуру.

– Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы – туда вернуться, как он недавно пожелал?

– Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики – этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений.

– Каково Ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и положении буддизма в России в этой связи?

Я думаю, что большинство людей в стране, где трудно жить, хотят, чтобы был Бог, который бы говорил им, что делать. Полагаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям.

Люди, которые становятся карма-кагью, никогда не стали бы христианами. Могут стать гуманистами или нигилистами, но ни в коем случае не христианами. И подобно тому, как мы радуемся тому, что кто-то находит христианство и получает для себя от этого пользу, так и они должны радоваться тому, что кто-то находит буддизм и получает от этого пользу. Можно процитировать старого Дэна из Китая: “Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила много мышей”. И вот это действительно самое важное.

– Можно видеть, что буддизм, а также различные элементы тибетской, и вообще восточной культуры, становятся очень модными, как на Западе, так и в России. Ваше мнение о буддизме в контексте глобализации, отношение к глобализму?

– Думаю, что во всём мире есть несколько процентов населения, которые чувствуют себя хорошо, будучи буддистами. Другие, пользуясь Интернетом, познакомятся с буддизмом, лучше его узнают, а некоторые даже станут его адептами и присоединяться.

На самом деле в глобальном масштабе мы число буддистов уменьшается. В таких странах как Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, местные жители обращаются в христианство. Потому что буддизм в этих странах стал слишком “костлявым”: жёстким, элитарным, мужским, и люди больше не могут его практиковать. Но, конечно, на Западе, где люди стремятся к глубокому древнему опыту, мы выглядим очень сильными.

– Участвуете ли Вы, или кто-либо из ваших коллег и последователей, совместно с представителями других конфессий, в миротворческой и антитеррористической деятельности, и если нет, то собираетесь ли это делать?

– Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится “Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их”.

Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как мусульмане, я считаю, что это полная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина – это ужасно.

И, наверное, поэтому их страны могут только продавать нефть. Потому что половина их освободительной деятельности подавляется.

– А не боитесь ли Вы в этой связи возможности конфликта между исламским миром и буддийским?

– Мусульмане уничтожали нас в течение последней тысячи лет – в этом нет ничего нового. Они уничтожили буддизм в Северной Индии. Недавно в Афганистане они разрушили статуи Будды в Балкхе и Бамиане. Исламисты уничтожают нас везде, где только могут.

Я надеюсь, что в будущем у нас будет объединённый фронт с христианами в защиту западного общества. И вместе мы сможем сохранить нашу свободу, наш образ жизни, который нам дорог, и не впадём в средневековье. И для этого мы протягиваем свою руку.

Беседовал Алексей Белов, “Портал-Credo.Ru”

Loading...Loading...