Смиренные будут возвышены возвышенные унижены. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 10 - 14.

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк. 18, 10-14)

Евангелист Лука, дорогие братья и сестры, передает нам рассказанную Христом притчу о мытаре и фарисее, предваряя ее такими словами: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Лк. 18, 9). Таким образом апостол Лука открывает каждому читающему Евангелие, к кому обращена данная история, которая могла иметь место в Иерусалимском храме.

Набожные иудеи молились три раза в день: в 9 часов утра, в полдень и в 3 часа дня. Считалось, что особую силу молитва имела в храме, и поэтому в эти часы многие приходили в храм помолиться. Пришли в храм среди прочих некий фарисей и мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11-12).

Из данных слов фарисея мы можем увидеть, что, собственно, он приходил молиться не Богу: он молился сам себе. Молитва всегда обращена к Богу и только к Богу. Но фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.

По иудейскому закону был лишь один обязательный пост - в День очищения (то есть в десятый день седьмого месяца года). Но некоторые, стремясь добиться особых заслуг перед Богом, постились также по понедельникам и четвергам. Стоить отметить, что это были рыночные дни, когда в Иерусалим приходило много народа из деревни. Постившиеся выходили на улицы с бледными лицами и печальным выражением лица и были небрежно одеты, и поэтому в эти дни наибольшее число людей могли заметить их набожность.

Что же касается десятины, которую упоминает фарисей в молитве, то, как известно, все иудеи должны были приносить десятую часть от своих доходов левитам, как указывалось в 18-й главе Книги Чисел и 14-й главе Второзакония. Но фарисеи демонстративно платили десятину даже с тех продуктов, которые не были указаны в законе или даже были исключены из него.

Помимо фарисея в храм вошел мытарь, сборщик налогов, и, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в Церкви, или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; кто из них угодил Богу своею молитвою и кто нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение». Действительно, молиться нужно со смиренным сердцем. Как заметил один богослов: «Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях». Только сердечное сокрушение позволяет человеку быть услышанным Богом.

Также стоит отметить, что презрение к своим собратьям и высокое самомнение обрекает нашу молитву на осуждение. Как заметил в одной из своих проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Чтобы освободиться от греха самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. Многие подобострастные нам люди победили в себе грех, искоренили все греховные страсти, уготовили себя в жилище Святому Духу. [… ] Так попытаемся сравнить их чистую добродетельную жизнь со своей».

Применяя эту притчу к себе и заглядывая в глубину своей души, мы должны сознаться, что нередко бываем такими же фарисеями, о каких говорил Христос. Лишись мы повседневного комфорта или коснись нас несчастье, как мы начинаем роптать: «За что Бог наказывает меня? Ведь у меня нет таких грехов, за которые я заслуживал бы такого наказания? Я не убийца, не грабитель, не вор; я посещаю храм Божий почти каждое воскресенье и во все большие праздники; соблюдаю все таинства и обряды; подаю милостыню нищим; я не таков, как прочие люди; за что же Ты караешь меня так, Господи?»

Говорящий или думающий так разве не тот же самооправдывающийся или самовозвышающийся фарисей, о котором говорил Христос в Своей притче? Постараемся же, дорогие братья и сестры, и в горе и в радости молиться со смирением: «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Почему-то так получается, что одни люди все время на виду и их мнение весомо. Но для них признание, популярность не являются первостепенной величиной в жизни. А другие, как ни стараются, никогда не могут стать известными. И это их желание известности и есть проблема, которая тянет вниз. Почему так бывает?

Я тоже раньше задавался такими вопросами.

Пока не нашел ответы в Библии.

Существуют законы Божьи. Они отвечают за все вокруг. И чем больше я изучаю Слово Божье, чем больше вникаю в них, тем больше вижу проявлений этих законов.

Любимый еще и потому, что он очень наглядный.

Бобби Фишер - это гений шахмат. С раннего детства он привык к слову «самый». Самый юный гроссмейстер США, самый юный чемпион США. И самый юный чемпион мира по шахматам.

В 31 год он достиг того, к чему многие шахматисты приходят ближе к закату жизни.

Но это внешняя оболочка.

А внутри, его самомнение и гордость зашкаливали. Требования внимания к своей персоне, мнение о собственной важности создавали немало трудностей организаторам турниров.

Кстати, знаете, почему Бобби Фишер потерял титул чемпиона мира по шахматам? Он не проиграл в шахматном бою. Нет.

Он выдвинул 64 требования организаторам турнира. И 63 требования шахматная федерация ФИДЕ согласилась выполнить. Таким образом, матч за титул чемпиона был сорван. А Бобби Фишер лишен чемпионского звания, которое было присуждено советскому шахматисту Анатолию Карпову.

И вот теперь гвоздь программы под названием «гордыня Бобби Фишера». Всю свою жизнь он продолжал считать себя чемпионом мира.

До смерти в 2003 году. Он даже принял участие в матче-реванше с Б.Спасским в 1992 году с призовым фондом в 5 миллионов долларов.

Пример 1. Смирение себя и возвышение

Я хочу привести два примера смирения и возвышения.

Первый - очень известен.

Это мать Тереза.

В интернете есть достаточно много материала о ней.

Но я хочу рассказать то, что достоверно известно.

Она родилась в Албании. В довольно обеспеченной семье.

Её настоящее имя Агнес Гонджа Бояджи. Она родилась в 1910 году в Скопье, македонском городе, сегодняшней столице Македонии.

С 12 лет маленькая Агнес мечтала о монашеском служении, хотела поехать в Индию и служить там бедным.

В 1931 году она приняла постриг в Ирландии. Чуть позже её отправили в Калькутту, где она почти 20 лет преподавала в женской школе.

Наконец в 1946 году она получила разрешение от ордена помогать бедным и обездоленным.

В 1948 году была основана женская монашеская конгрегация «Сестры Миссионерки Любви». Они строили приюты, школы, больницы для тяжелобольных и бедных и туда мог попасть любой, независимо от его национальности и вероисповедания.

Только в 1965 году деятельность этой конгрегации вышла за пределы Индии. Сегодня её члены служат в 111 странах.

Самая важная часть этой истории находится в конце.

В конце жизни мать Тереза получила признание.

В 1973 году она стала лауреатом Темплтоновской премии, одной из самых престижных в будущем.

В 1979 году удостоилась Нобелевской премии мира «за деятельность в помощь страждущему человеку».

После этого она удостаивалась множества разных наград.

Но главное не это. А то, что более 40 лет (если быть точным 42 года) она служила в смирении. Не имея ни наград, ни почестей. По одной причине - они ей были не нужны.

Принцип снова в действии: смиряющий себя - возвышен будет.

Она не имела самомнения и любви к себе, чтобы искать награды. Она просто хорошо делала своё дело. В смирении и служении Богу.

«Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви. Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать. Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. »

Именно в этом она пример. Пример смирения и служения. И Господь вознёс её.

Пример 2. Иисус Христос.

Иисус - это не «правильный ответ», а реально Тот, Кто показал пример своим смирением.

По сути, как говорит мой пастор, Иисуса не было. Был только Бог-Отец, Который проявлял Себя через Иисуса.

Иисус пришел на землю, как Господь. Но смирился до человека

Вот очень хорошее место Писания про Иисуса.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Давайте разберем его.

  1. Иисус был по природе Богом
  2. Не держался за равенство с Богом
  3. Уничижил Себя Самого

В греческом слово «уничижил» переводится также как

делать тщетным или пустым, упразднять, уничтожать.

Понимаете, что это значит?

Мы сами ответственны за собственное смирение. Есть люди, которые считают себя кем-то великим.

Но Иисус не считал Себя великим. Только Бог был для Него великим.

  1. Приняв образ раба

Иисус добровольно служил Богу. Стал рабом.

  1. Смирил Себя.

Обратите снова внимание на это место.

Иисус смирил Себя. Это личная ответственность каждого. Иисус показал нам пример.

  1. Быв послушным.

Иисус был послушным только после того, как смирил Себя.

Конечно, когда из человека прёт самомнение, он такой весь из себя - какое уж там послушание?

Иисус показал пример. Он смирил Себя и был послушен Богу. И благодаря этому у нас с вами есть .

Вывод.

Если в вашем сердце есть желание почестей, признания - нужно проверить, все ли чисто с вашими мотивами.

Но главное - помните, что закон возвышения и унижения работает всегда.

Если вы в смирении и делаете своё дело хорошо перед Богом - Он обязательно вознесет вас.

Если вы много мните о себе, гордитесь и присваиваете себе славу - вы обязательно будете унижены.

Это говорит Божье Слово, Не я. И примеры Наполеона Бонапарта, Бобби Фишера, Матери Терезы и Иисуса Христа наглядное тому свидетельство.

Пусть Господь даст вам мудрость выбрать правильный путь.

Текст подготовил Владимир Багненко

© «Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ().

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ().

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ().

«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ().

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» ().

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» ().

«Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» ().

«Кто, как Господь, наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» ().

«Высок Господь , и на смиренно е взирает, и превознесенное издали знает» ().

"Видел я нечестивого превозносящ егося и высящ егося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его" ().

"Ты низложил их , когда они разгорде лис ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» ().

"Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь" ().

"Ты смирил , как раненого, гордого" ().

"Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о" ().

Святой Златоуст об этом

Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).

Гордость – это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).

Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

Смирение – причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2).

Смирение – быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппинам, гл. 2).

Рассуждение о смирении и гордости

Признаки смирения

1. Кто себя считает грешнее прочих.

2. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать.

3. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом.

4. Мужественно терпеть презрение.

5. С низкими людьми обходиться доброжелательно.

6. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим.

8. Похвалу презирать.

9. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее.

Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

Признаки гордости

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

2. Дела выше сил своих начинать.

3. Во всякие дела самовольно вмешиваться.

4. Без стыда себя возвышать.

5. Других презирать.

6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

7. Быть непокорным высшим.

8. Доброе себе, а не Богу приписывать.

9. Во всем стараться показать себя.

10. Дела других пересуживать.

11. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать.

12. В слове и поступке надменность некую показывать.

13. Исправления и увещания не любить, советов не принимать.

14. Не терпеть унижения, и прочее.

Конец смирения и гордости

Христос объявляет, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ().

Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения

Незачем человеку возноситься.

Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает?

Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется.

Приникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу!

Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, «сравнялся с несмысленными скотами» (), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и искупленное.

Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться?

Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества?

Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством?

Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться?

Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания?

Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей?

Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими?

Сын Божий за распинателей Своих молился: "Отче! остави им" () – Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ().

Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» . Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

«…Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

Среди многих грехов и искушений, которым подвержен род человеческий, есть один, который, пожалуй, наиболее часто подпадал под обличение Христа Спасителя, и имя этого греху – лицемерие. Вот и сегодняшнее евангелие как раз касается этой темы.

Господь обличает фарисеев, обличает тогдашних духовных вождей еврейского народа. Напомним, что фарисеи - это самая многочисленная и влиятельная религиозно-политическая партия в Израиле. Им принадлежало право судить, что является грехом, а что не является, что может делать человек, а что нет. Фарисеи как бы курировали духовную, общественную, профессиональную и личную жизнь своих соплеменников. И люди видели в них непререкаемый авторитет.

Но вот ведь в чем дело, для достижения авторитета надо очень много потрудиться. Для того чтобы быть образцом духовной жизни, надо проделать очень длительный и трудоемкий путь – путь молитвы, поста, смирения, самоограничения, жертвенности. Это тот путь подвига, который именуется святостью жизни.

Ну а если нет ни сил, ни желания, ни стремления брать на себя этот подвиг и жить святой жизнью, но с другой стороны и авторитетом хочется пользоваться в глазах людей. Что же тогда делать? А в таком случае надо надеть на себя маску, придать своей внешности, своей одежде, своему поведению, своим речам такую благочестивую окраску, которая смогла бы ввести в заблуждение людей.

И надо сказать, что фарисеи блестяще справлялись со своей ролью. Христос со словами обличения обрушивается на фарисеев. Он срывает с них маску, разоблачает их лицемерие. Вся трагедия фарисеев состояла в том, что им было важно не то, что видит сердцеведец Бог, а то, что видят и то, что скажут о них люди. Вот почему и повторяет Господь неоднократно: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».

Это были люди, которые замкнулись в своем самодовольстве. Вот эта обличительная речь Христа, которая находится в 23 главе Евангелия от Матфея, звучит на злобу и сегодняшнего дня, потому что лицемеров у нас не меньше, чем 2000 лет назад и действуют они точно так же. Те же сладкие речи, та же подчеркнутая бедность в одежде, осуждение всех и вся, полное презрение к благам этого мира. И складывается у доверчивых людей впечатление, что всеми своими помыслами такой человек пребывает уже исключительно где-то в горних обителях.

Так вот ложное это впечатление. Как раз такие-то люди всеми своими помыслами и привязаны к земле. Это лицемеры, которые преследуют исключительно свои земные цели, материальную выгоду и человеческую славу.

У каждого из нас есть грехи, слабости, может быть, даже пороки. Конечно, не надо их афишировать и выставлять напоказ, это будет цинизм, но не надо изображать из себя святого, это будет кощунство. В грехах надо каяться, а недостатки надо исправлять, а любителям дешевой популярности надо чаще вспоминать слова Христа Спасителя: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.» Аминь.

Из проповеди протоиерея Александра Глебова.

Сегодня за Божественной Литургией читался Евангельский рассказ о том, как однажды в доме, куда Господь был приглашен, Он увидел, как "званные выбирали первые места". Заметив это, Господь произнес слова: "Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подошедши, не сказал тебе: "Уступи ему место"; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь пришедши, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошедши, сказал: "Друг! Пересядь выше"; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится"(Лк. 14. 8-11).

Проявление человеческого самолюбия совершается чаще всего в житейской обстановке. Как и в древние времена, современный гость тоже хочет сесть на место более почетное. Скромность - трудная форма добра. Человек, болезненно думает о том, как бы в чем не поставить себя ниже другого и как бы поставить себя выше другого.

В мудрых словах Христос открыл нам эту истину. Но перед тем как остро обличить человека, Он выявил Свое милосердие, исцелив больного. Это было в доме "одного из начальников фарисейских" и случилось в субботу, в праздничный день, когда запрещалась всякая работа. Как в наше время, не понимали многие и тогда - в чем дух настоящего религиозного праздника, что он состоит не во внешнем "выполнении предписания", а в послушании Богу и проявлении милосердия.

И вот, не понимавшие этого смысла праздника люди сочли исцеление Христом больного в праздник нарушением заповеди о покое седьмого дня. В тот день, когда Христос был у фарисеев в гостях, "предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью... Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это" (Лк. 14-26).

Дело человека - творить добро и помогать братьям своим всегда и особенно - в праздники. Всякий день - день Божий и создан для добра. И праздник веры - это милосердие Божье и человеческое.

И, уча этой истине, Спаситель указал, что явлению милосердия более всего мешает человеческое самолюбие, и оттого, желая исцеления всем людям, Он сказал: "Всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

Жалкое, отталкивающее впечатление производит человек, который сам себя хвалит. А скромный человек приятен для всех. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. И если неверующие не ценят скромности в себе, они всегда ценят ее в других людях.

Скромность одна из самых утешительных черт человеческой личности. Скромность равна милосердию, так как в силу одной своей скромности человек уже милосерд к другим людям - не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность. Скромный всегда отдает честь, во-первых, Богу, а потом и людям, которые имеют от Бога свои дары.

После Божественной Литургии протоиерей Георгий Гончаренко в своей проповеди отметил: «Необходимым условием наследования Царствия Небесного является величайшая добродетель нашей христианской жизни – смирение. И мы, дорогие братья и сестры, в своей земной жизни должны всегда стремиться к смирению. Смирение наше должно проявляться пред Богом и пред людьми. И нам, действительно, нужно смиряться, потому что мы совершаем свои грехопадения, мы совершаем такие проступки, которые противоречат заповедям Божьим.

И чем нам гордиться, этими грехами?! А добродетели, которые мы совершаем ничтожны. Поэтому, братья и сестры, пусть смиряется тот человек, который имеет над собой какую-то власть. Пусть он смиряется перед начальником на службе, перед старшими в семье. Смиряется пусть тот человек, который имеет возраст малый по отношению к старшему человеку в обществе. Например, в транспорте молодой человек уступает место человеку преклонного возраста, и этим он проявляет свое смирение. И много других примеров нашего смирения можно привести.

Пусть наша совесть, наша вера и стремление попасть в Царство Небесное подсказывают нам в определенные моменты нашей земной жизни, где мы должны проявить свое смирение. И будем помнить, дорогие братья и сестры, о том, что «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать».

Loading...Loading...