Что такое интенция. Психотерапевтический прием В

На какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ ] . Интенция - коммуникативное намерение - может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи , в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция - намерение осуществить речевой акт . Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В философии [ | ]

Религиозное использование термина [ | ]

Интенция - то, о чём кто-либо просит в молитве . В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы - это интенция священника , служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы » значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви .

В иудаизме [ | ]

В исламе [ | ]

В исламе аналогом категории «интенция» называют понятие ният . Ният переводится как «намерение», «мотивация», «интенция», и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (

, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ ] . Интенция - коммуникативное намерение - может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи , в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция - намерение осуществить речевой акт . Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В философии

Видео по теме

В римском праве

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция - это основная часть исковой формулы , в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.

Религиозное использование термина

Интенция - то, о чём кто-либо просит в молитве . В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы - это интенция священника , служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы » значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви .

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана - это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны - это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле»

, мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ ] . Интенция - коммуникативное намерение - может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи , в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция - намерение осуществить речевой акт . Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В философии

Религиозное использование термина

Интенция - то, о чём кто-либо просит в молитве . В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы - это интенция священника , служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы » значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви .

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана - это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны - это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле» .

(лат. intentio) - лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») - термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пнев-мы или, удр. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время «внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет - наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия - существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки. Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сыны и араб, слова «mana», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми - «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает «образ» познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. - это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта. В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

1. (от intentio - стремление, лат.) Сгущенный (неразвернутый) образ, на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание. Этот образ может иметь ту или иную смысловую, чувственно-аффективную и волевую окраску. В предельном случае образная сторона, подразумевающая некую...

Философский словарь

(лат. intentio - намерение) - 1) в теории познания направленность или устремленность познающего разума к своему предмету, как он дан сознанию человека; в томизме это интеллектуально-волевой акт, первый элемент наших сознательных поступков, совершаемых при стремлении к...

intentio «намерение, стремление») - направленность сознания , мышления на какой-либо предмет.

В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом [ ] . Интенция - коммуникативное намерение - может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи , в монологической или диалогической форме. Разновидностью интенции является речевая (коммуникативная) интенция - намерение осуществить речевой акт . Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу».

В философии

В римском праве

В римском судопроизводстве, в так называемом формулярном процессе, интенция - это основная часть исковой формулы , в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.

Религиозное использование термина

Интенция - то, о чём кто-либо просит в молитве . В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц. Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы - это интенция священника , служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы » значит молиться о том, о чём просит папа. Термин широко используется среди верующих Католической церкви .

В иудаизме

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний,

Кавана - это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны - это тело без дыхания».

По словам раввина Хаима Галеви Донина, «кавана диаметрально противоположна совершенному, но механическому прочтению и произнесению слов. Кавану можно определить и иначе; каждое определение представляет при этом более высокую ступень Каваны, каждая дефиниция есть призыв и требование к молящимся. Первая ступень Каваны предполагает знание и понимание ими того, что произносится в молитве. Затем следует освобождение духа от всех внешних, отвлекающих мыслей и полная концентрация на молитве. Завершает все высшая ступень Каваны, когда слова молитвы произносят с большой самоотверженностью, сосредоточенностью и благоговением, думая о её глубинном смысле»

Loading...Loading...