Что значит раста. Раста – это классно! Христианская конфессия в растафарианстве

На этой неделе вышел финальный эпизод знаменитого мультсериала «Гравити Фолз». Меньше чем через сутки после премьеры появился неофициальный русский перевод ютубера Дмитрия Сыендука . Многие фанаты смотрели мультсериал Алекса Хирша именно в его озвучке. В честь окончания лета в Гравити Фолз мы решили пообщаться с Дмитрием о его опыте перевода, будущих планах и значении его имени.

Когда вы впервые узнали о «Гравити Фолз»?

Летом 2012, то есть именно тогда, когда появились первые серии на английском. В те времена я практиковался в озвучке Adventure Time и Regular Show (оба сериала до сих пор живы, как ни странно), но стоило мне увидеть Gravity Falls, как моё внимание моментально переключилось на него.

Что, на ваш взгляд, люди находят в этом мультсериале?

Главный секрет успеха Gravity Falls - качество, отражающееся в каждой детали: сценарий, анимация, саундтрек, озвучка, проработанный мир. Я очень рад, что сейчас популярнее всего именно те мультсериалы, в которые действительно вложено много трудов и которые не держат зрителя за идиота.

Считаете ли вы, что сериал закрыли слишком рано? Есть ли шанс для продолжения или ответвления?

Алекс Хирш хотел рассказать историю одного невероятного лета, и у него это получилось. Завершённости не хватает многим современным мультсериалам, у которых от сезона к сезону меняются режиссёры, продюсеры, сценаристы и которые сами не знают, к чему идут. Но я уверен, что решение о закрытии сериала Хиршу далось нелегко. Говоря о продолжении: если мы когда-нибудь и увидим спин-офф, например, о приключениях близнецов Стэнов, то его руководить созданием уже вряд ли будет Алекс, а значит, будет «уже не то». Сейчас нашего любителя клетчатых рубашек приватизировал телеканал FOX, для которого он мутит новый оригинальный мультсериал. Хирш вырос на «Симпсонах» (влияние их комедийного стиля чётко прослеживается в GF), так что лично у меня ожидания от этого нового проекта самые позитивные.

Ваш перевод ГФ очень популярен. А когда вы впервые начали переводить мультсериалы?

Где-то за год до появления Gravity Falls, то бишь в 2011-м. Слушая мои старые озвучки, можно невооружённым ухом проследить рост владения голосом и убедиться, что в любом деле один из главных аспектов - это упорство.

Многие отмечают вашу точность и изобретательность в передаче смысла оригинала. Где вы выучились такому отменному владению языком?

Первое время я озвучивал Gravity Falls по русским фанатским субтитрам. Перевод там, как и в подавляющем большинстве сабов, далёк от идеала: переводчику намного легче объяснить игру слов в сноске, чем попробовать её адаптировать. Мне приходилось многое исправлять, искать значение идиом в интернете и подбирать им аналог на русском языке. Что-то вроде пазла.

А потом я нашёл, где взять английские субтитры, и начал переводить прямо в процессе озвучки, чтобы сэкономить время и чтобы озвучка выходила раньше субтитров. Озвучание из-за этого могло затягиваться до 3-4 часов на 20-минутный эпизод, но я получал искреннее удовольствие от процесса.

Иногда бывает так, что я чисто физически мог не успеть выпустить озвучку в день появления оригинальной серии. Тогда я обращался за помощью с переводом к знакомым субтитроделам, в чьих скиллах я на тот момент был уверен. Однако это излишнее доверие и спешка как-то раз стоили мне нескольких упущенных идиом, оставшихся без адаптации. До сих пор корю себя за то, что не уследил.

Вообще я не понимаю, как в современной реальности можно умудриться налажать с переводом. Ладно ещё любители, но ведь лажать умудряются даже профессионалы, работающие для больших экранов за деньги. То ли они в Гугле забанены, то ли слишком уверены в своих знаниях.

Кстати, ещё об умениях. В вашей озвучке все персонажи звучат по-своему - редкий случай для любительских одноголосых переводов. У вас есть какое-то актёрское образование?

Нет, никакого актёрского образования у меня нет. Как я уже говорил, если сравнить мои старые озвучки с новыми, то весьма заметна разница. Рост способностей всегда обусловлен получением опыта. Под «опытом» я имею в виду и успешные попытки, и ошибки. Главное - не сдаваться и практиковаться, двигаться к цели.

Где вы находите идеи для невероятных теорий, которые публикуете у себя на канале?

Пересматривая тот или иной мультфильм из детства, я часто могу заметить в нём какие-то несостыковки или странности, о которых раньше не задумывался. Чем больше таких странностей в произведении и чем крепче у меня может получиться выстроить между этими деталями логическую цепь, тем больше шансов на классную и завораживающую конспирологию. Здесь, как и в случае с переводом игры слов, процесс похож на собирание большого и увлекательного пазла.

Некоторые из теорий, например про «Скуби Ду», «Симпсонов» и «Покемонов», вдохновлены догадками единомышленников с Запада.

А что вообще значит слово «Сыендук»? Коллеги строят разные версии: кто-то говорит, мол, cstyler в другой раскладке, кто-то указывает на созвучность с именами североамериканских индейцев. Узнаем ли мы правду?

Сыендук - это я.

Кто круче: слон или кит, в смысле «Гравити Фолз» или «Рик и Морти»?

Они не пытаются соревноваться в крутости - оба мультсериала то и дело передают друг другу привет, вставляя тут и там небольшие пасхалочки. И это вот по-настоящему круто. Вопрос о слоне и ките отпадает, когда ты видишь перед собой СЛОНОКИТА.

С чем, на ваш взгляд, связана тенденция на появление взрослых или детско-взрослых мультсериалов в последнее время?

Анимация с самого её зарождения была рассчитана не столько на детей, сколько на взрослых. Посмотрите любой мультфильм эры немой анимации или «золотого века», и вы в этом убедитесь. Стереотип о том, что мультики - развлечение только для детей, возник с появлением телевидения и подстраиванием анимации под рамки нового дешёвого формата. В 1980-х ситуация ухудшилась из-за наплыва мультсериалов, созданных исключительно ради рекламы игрушек и мерча, привлекающих яркой картинкой, но никчёмных по содержанию. Но это не значит, что до настоящего времени на ТВ не было «взрослых» мультов. Когда-то и Флинтстоуны считались «взрослыми».

В 1990-х в ТВ-анимации начались активные эксперименты. «Симпсоны», Batman The Animated Series, Animaniacs, «Гаргульи»… Эти и другие восхитительные мультфильмы протоптали дорожку к тому, что мы имеем сейчас.

Меняется время, меняются стандарты, меняются и поколения. Все нынешние топовые мульты сделаны руками тех, кто рос, впитывая в себя поп-культуру восьмидесятых и девяностых. Это поколение кидалтов, гиков, нёрдов - называть их можно по-разному. Это творцы. У них выработан вкус и больше возможностей, чем когда-либо. Они создают такой контент, который понравился бы им самим.

Всего пять лет назад ситуация была совершенно иной: Cartoon Network закрыл шедевральный мультсериал Sym-Bionic Titan только потому, что тот не успел обзавестись собственной успешной линией игрушек. А в этом году нас уже ждёт продолжение «Самурая Джека», который на протяжении 12 лет считался мёртвым проектом. Крупные анимационные компании мало-помалу пересматривают свои представления о целевой аудитории и начинают доверять молодым авторам. Вы в курсе, что режиссёр перезапуска «Утиных историй», намеченного на 2017 год, - это девушка Алекса Хирша, Дана Террас? Поверьте, в будущем мультфильмы станут ещё лучше, чем сейчас.

Теперь, когда ГФ закончен, вы уже думали, какой сериал хотели бы переводить?

Я подумывал взяться за Steven Universe, но отказался от этой затеи: вышло уже слишком много серий. Этот мульт, на мой взгляд, по качеству был на втором месте после Gravity Falls. Теперь же он и вовсе займёт первую позицию. Как минимум до тех пор, пока не появится что-то круче. А оно обязательно появится.

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа

РАСТАФАРИАНСТВО (растафаризм) – религиозное движение, оформившееся как афрохристианская синкретическая секта; субкультура, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)».

Растафарианство сформировалось на о.Ямайка. К 1494, когда Колумб открыл Ямайку, там проживали индейцы араваки, которые позже были частью уничтожены, частью – превращены в рабов. В 1655 англичане вытеснили испанцев с Ямайки, и многие рабы смогли бежать вглубь острова. Эти беглые рабы маруны создали собственную культуру и не подчинялись властям до начала 18 в.

С 1670-х на Ямайку начали ввозить африканских невольников. Остров превратился в перевалочный пункт работорговли: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Именно на Ямайке работорговцы избавлялись от самых строптивых и непокорных, вероятно поэтому здесь сильны традиции свободолюбия и независимости. После отмены рабства в 1833 на острове появились христианские миссионеры-протестанты, проповедовавшие Библию.

Маркус Мосайя Гарви (Marcus Garvey) (1887–1940), родившийся на Ямайке, с детства наблюдал проявления расизма. Интерес к истории черной расы, изучение положения негров в других странах привели к созданию им на Ямайке в 1914 Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лиги африканских общин. Цели этих организаций – «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения».

Своих последователей, вначале не очень многочисленных, Маркус Гарви убеждал в том, что первейшая потребность чернокожих – образование собственной нации, и призывал к возвращению в Африку потомков черных рабов.

Для Гарви все хорошее было черным, а недостойное – белым. Отчуждение от белой культуры еще более усилилось, когда Гарви основал «Африканскую ортодоксальную церковь». Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол – белым.

Когда эфиопский принц (Рас) Тафари Маконнен (1892–1975), при крещении получивший имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), в 1930 был коронован и стал императором Хайле Селласие I (Haile Selassie I), на Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Одна из идей растафарианства состоит в том, что Хайле Селласие I – Лев Иудейский, Царь Царей, потомок Соломона и т.д. – очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы (черных иудеев). Упомянутый в Библии изгнанный народ иудеи – предки растафарианцев. Рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии.

Эфиопия, отстоявшая свою независимость, предложила землю для переселенцев с Ямайки. 1 апреля 1966 Хайле Селласие I прибыл на остров, и встреча растафарианцев с эфиопским монархом утвердила их на ямайской общественной сцене.

С 1930 по 1960 растафарианство было местным ямайским движением. После 1960 последователи растафарианства появились в США среди афроамериканцев, в странах Карибского бассейна и в др. странах; к концу 20 в. по разным оценкам их численность составляла от 6 до 60 тысяч чел.

В растафарианстве имеются различные секты: 12 колен Израиля (Twelve Tribes of Israel), Бобо Дредс, орден Ньябинги и др. Самая популярная – 12 колен Израиля. Члены этой секты считают, что Хайле Селласие I – Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, это и есть второе пришествие. Орден Ньябинги – крыло расты, отличавшееся бунтарскими настроениями, особенно в 1960–1970-х годах; также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают; кроме того, так называются церемониальные барабаны растаманов, звуки которых составляют ритмическую канву музыки рэгги. Основатель Ордена Ньябинги «Принц» Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу . Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами – догматами , литургией , иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви носят одежды православных священников.

Растаманы должны соблюдать ряд запретов, в частности, не есть свинину, рыбу без чешуи, не пить вино, не употреблять соль, уксус, не играть в азартные игры, не искажать своего облика (стрижка, бритье, татуировки неприемлемы для истинного растамана) и т.д. В числе основных заповедей – любовь и уважение к человеческому братству (хотя особо – к «сынам Хама»); отвержение ненависти, ревности, зависти, обмана, предательства; обязанность протянуть руку милосердия тому, кто в беде (в первую очередь – растафарианцу, во вторую – любому другому человеку, животному или растению): «Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше – музыкой и песнями, любовью и единением мы будем творить все добро, какое только сможем».

Рас Сэм Браун так сформулировал основные заповеди растафарианства: «Мы предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов (африканцев), но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни». По представлениям растаманов, человек – сам себе храм. Часто для погружения в себя и для постижения бога растаманы прибегают к «священной траве» гандже (индийская конопля), обладающей наркотическими свойствами.

Мировоззрение растафарианства представляет собой сплав африканских легенд, эфиопских сказаний и Библии (признается Ветхий Завет). Согласно Библии, Яхве – бог-отец, растаманы называют его Джа. Природа, воплощенная в Джа – это космическая творящая сила, выраженная в слове. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов дает простор интуитивному чувству и переживанию. Естественность и интуитивность выражаются понятиями «корни» и «вибрация». «Вибрация» – непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.

Эти верования нашли отражение в рэгги. Рэгги – культовая музыка, посвященная Джа (Богу). Тексты песен имеют религиозное содержание, (например, творчество группы «The Abyssinians» отличается выраженными монастырскими и проповедническими мотивами).

Олицетворением движения растафарианства и явлением ямайской культуры и музыки рэгги стало творчество певца Боб Марли (1945–1981). Бóльшую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен. «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем и откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков». Вавилон – символ окружающего индустриального мира, враждебный естественности растаманов. По словам Боба Марли, музыка рэгги – «…это вибрации светлых людей всего мира».

Сегодня в современной России есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва, «львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл), одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый). Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан», «Раста-оркестр», «Джа Дивижн» и др. Популярность раста-культуры основана на эклектичности, организационной аморфности, толерантности, веротерпимости, отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни «Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку, впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи, представления вуду и индейские верования. Большое влияние на растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди растаманов популярна идея реинкарнации.

Елена Казарина

Что приходит в голову при слове «растаманство»? Конечно же, рэгги. Неторопливые раскачивающие ритмы, словно повторяющие такт движений волны на побережье, экзотический голос выходца из заокеанской страны, рассказывающий диковинные истории о свободных и счастливых людях – всё это музыка, волнующая сердце каждого растамана. Однако растафарианство – это не только дреды и марихуана. Это, прежде всего, религия с давней историей.

А началась история растафарианства как религии более десяти веков назад, когда Эфиопия приняла христианство. В далёкой африканской стране возникла своя трактовка христианства, которую восприняли многие чернокожие на о. Ямайка. Казалось бы, при чём тут ямайцы к Эфиопии? Во времена процветания работорговли о. Ямайка был перевалочным пунктом, куда свозили чернокожих рабов, в основном, из Эфиопии, на Американский континент. После своеобразного отбора рабов развозили дальше по материку. Некоторые умудрялись сбежать от своих работорговцев и обосноваться на ямайских просторах, некоторых самых упрямых и непокорных работорговцы выгоняли сами. Работорговля осталась в прошлом, но чернокожее население Ямайки не теряло своей духовной связи с прародиной. В 1920-1930-е годы стала популярной идея возвращения на африканский континент как на землю обетованную. Ямайцы-христиане отождествляли себя с библейскими иудеями, которые стремились на родину, к святой земле. Эфиопия же была своеобразным негритянским Сионом. В конце 1920-х годов христианский проповедник и лидер национального движения «Назад в Африку» Маркус Гарви предрёк Эфиопии скорую смену власти и приход чёрного царя – потомка царя Соломона, живого воплощения Бога на земле. И в 1930 году предсказание сбылось: в Эфиопии был коронован принц (по-эфиопски - рас) Тафари Макконен, который после коронации обрёл имя Хайле Селассие I. Чернокожие ямайцы сразу признали в нём потомка Соломона, и до сих пор поклоняются ему, как мессии. Растафариане начала прошлого века весьма своеобразно интерпретировали христианскую библию. По их убеждениям, бог Джа (по-эфиопски - Яхве) отдал чернокожих в рабство белым, и теперь в наказание чернокожие должны покоряться Вавилону – европоцентристскому обществу с либеральными ценностями. Многие утверждают, что белые извратили библию, и на самом деле иудейский народ, который там описан – это и есть чернокожие. Вавилон же по легенде должен быть разрушен во время пришествия Джа на Землю, и все чёрные обретут свободу. Все без исключения растафариане проповедовали братство всех людей и свободу от обязанностей, поскольку обязанности навязаны Вавилоном.

Со второй половины ХХ века идеи растафарианства о братской любви и равенстве, о Вавилоне и т.д. стали обретать популярность в Северной Америке. В значительной степени массовому распространению растафарианства способствовало появления музыкального стиля регги (реггей). Сделав ритмы ска, от которого регги и берет своё начало, более мягкими и неторопливыми, исполнители запели о христианских ценностях, о возврате к истокам и Вавилоне. Знатоки выделяют пять направлений в регги : ранний регги (вторая половина 1960-х), скинхед-регги (Англия, вторая половина 1960-х; настоятельно рекомендую не пугаться слова «скинхед », а прочитать соответствующую статью на нашем сайте;)), рутс-регги (снова-таки вторая половина 1960-х), даб (с 1970-х) и дансхолл (с 1980-х). Тот регги, который мы привыкли слышать – это рутс-регги. Его представителем является и Боб Марли, который сделал музыку ямайских чернокожих известной на весь мир.

Узнать растамана в толпе сможет каждый первоклассник: дреды (символизируют львиную гриву), жёлто-красно-зеленые цвета в одежде и аксессуарах (цвета эфиопского флага), изображения листа марихуаны – собирательный образ растамана, знакомый каждому. Курение марихуаны было настоящим религиозным действием и использовалось растафарианцами для постижения мудрости. Обилие украшений из натуральных материалов, объёмные вязанные вещи – всё это символизирует стремление к простой жизни без забот и хлопот.
Растафарианство как субкультура пришло в начале 1990-х, но те, кто причислял (и причисляет) себя к растаманам, скорее всего, понятия не имел о религиозной стороне растафарианства, о борьбе чёрных с Вавилоном и т.д. Единственное, что видела отечественная молодёжь – это цветные одежды, дреды и курение травы. Однако музыка регги всё же нашла отклик в юных сердцах, и СНГэшные исполнители всерьёз начали осваивать неведомый ранее стиль. Первыми такими освоителями стали «Аквариум», «Воскресенье», «Кабинет», исполнившие некоторые песни в стиле регги. Сейчас на наших с вами просторах обитает великое множество регги-команд: Jah Division, Alai Oli, 5’nizza и впоследствии Sunsay, Карибасы, Dub TV и прочие. Они, так же как и регги-исполнители полвека назад, поют о солнце и море, Вавилоне и Джа, марихуане и танцах на песке.

Вот уже две недели я на острове Ямайка, регион Карибского моря, Вест-Индия. Самое глубокое впечатление производит погружение в Растафарианство. Внешне выглядит так – в разных районах острова можно встретить людей, в основном мужчин, со свалявшимися косичками, дредами на голове. И часто эти волосы собраны на голове под огромной шапкой и выглядит как огромный тюрбан на голове, раскрашенный в цвета раста (сочетание красного, желтого и зеленого). Но когда начинаешь общаешься с некоторыми людьми, приходит осознание, что их вера – очень серьезный аспект жизни Растафари.

Если коротко, Рстафарианство как духовное движение зародилось в 1930 году на Ямайке из смеси афрохристианских церквей, ожидавших скорого прихода Мессии и избавления черной расы от рабства, и идей национализма, в популярной форме рассказывавшей о том, что черная раса всех древней, что она создала мировую цивилизацию, а уж затем европейцы коварно поработили эту культуру и исказили истину. Название «Растафари» происходит от имени последнего императора Эфиопии Рас Тафари, взявшего имя Хайле Селассие I («Власть Троицы») во время коронации в 1930 году, получив наследственный титул эфиопской Соломоновой династии. Растафари почитают его как воплощение Бога Джа. Так зародилось Растафарианство. Его сторонники называются растаманами или раста.

Растафарианство призвано освободить африканские нации от рабства, помочь им обрести потеряный рай и восстановить справедливость на земле, но поскольку гонениям подвергается не только чернокожее население, но и белое, и Бог у всех один, то следовательно, Растафари может стать любой человек независимо от цвета кожи. В этом заключается универсальность Растафарианства, которое родившись, как движение чернокожих, обрело многочисленных последователей среди белых людей.

Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе. К вере каждый должен прийти осознанно.

Основа растафарианства – любовь к ближнему и отказ от стереотипов западного общества, которое растманы называют «Вавилон». Они провозглашают Святую Землю (Сион) в качестве первоначальной родины. Стараются жить по определенным правилам, изложенным в Библии. Есть правила, как кушать, как жить, как относиться к другим людям.

Символы растафари

Дреды: Длинные локоны, скрученные в косички, шокировали цивильных граждан, и те окрестили их «дредлокс» («ужасные локоны»). Растафари подхватили это слово.

Цвета раста: Красный цвет – кровь всех людей одного цвета. Зеленый цвет – цвет мудрости и познания воли Бога Джа. Золотой – солнце, является символом Джа и Света Его Истины.

Ганжа: На Ямайке ганжа запрещена законом, но растафари считают, что это трава мудрости и познания Истины средство духовного самосовершенствования и познания воли Джа. При этом употребление ганжы обосновывается прямыми ссылками на Библию.

Но не все жители Ямайки с дредами и косяком в руке являются растаманами. Много людей, скатившихся на социальное дно, не расчесывают волосы, курят траву и занимаются попрошайничеством, разыгрывая туристов, что они растаманы. Я общалась с несколькими растаманами, которые очень глубоко рассуждают о добре и зле, о счастье и несчастье, о смысле жизни.

Лев: В Библии Лев считается символом силы и власти, символизирует Божественное могущество Его Императорского Величества Хайле Селассие I.

Растафарианство привело к образованию музыкального стиля регги в 1960-х годах. Первоначально регги представлял собой религиозные гимны Растафари, положенные на африканскую музыку. Современный регги представляет собой популярное во всем мире музыкальное течение. На Ямайке Боба Марли считают «королем регги». Истоками музыки регги стали стили ska, calypso и джаз. На Ямайке в это время происходили бурные социально-политические события, и пришло время музыке отразить социальный контекст. Чернокожим ямайкцам нужно было такое звучание, которое бы передавало исключительно их настроение и отношение к происходящему в их жизни. Новая музыка прозвучала с «безработной улицы». Центрами общения молодежи обоих полов была «дискотека» (dance hall). Тогда, в одной из первых песен Боба Марли «грубиянам» (rude boys) предлагалось «поостыть» — песни приобрели социальную осмысленность. Приезд в 1966 году на Ямайку императора Хайле Селассие I вызвал необычайный духовный подъем у большинства ямайкцев. Для растафарианцев это стало событием исключительной важности. Его именем и верой в Джа осенено все самое лучшее в регги. На хорошую танцевальную музыку легли душевные слова, родились гимны. Боб Марли, Питер Тош и Бани Уэйлер — революционеры с гитарами, их призыв — восстание духа, через осознание Его реальности, а также через намерение сбросить оковы рабской привычки следовать путям Вавилона. Их глобальное послание всем угнетенным нашло глобальный же отклик: «Вставай! Восстань! Восстань за свои права!» (Get up!! Stand up!! Stand up for you right!!).

На работу растаманов не берут, да и сами они не рвутся в офисы. Обязательное требование – остричь дреды, которые являются символом веры, силы и целостности для растманов. Поэтому многие зарабатывают на жизнь сельским хозяйством, сопровождением туристов на сплавах на бамбуковых плотах по рекам. Труд важен, так как жизнь более осознанная и есть возможность приносить пользу.

Раста говорит, что смысл жизни в том, чтобы быть счастливым. Все должны быть счастливыми, жить в мире, любви и согласии. Мудро! Только счастье люди понимают каждый по-своему.

Карта Ямайки, Карибский регион

Выбирайте маршрут и присоединяйтесь!

До встречи на увлекательном жизненном пути!

Loading...Loading...