Явления на небе креста господня. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

Император Диоклетиан разделил Империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности цезарей, ближайших помощников августов. Этим было положено начало отделению Востока и Запада. С другой стороны, в 297 году была произведена «чистка» армии от христиан, где они занимали многие высокие посты.

Хотя до 302 г. не было открытого гонения, но цезарь Востока Галерий был врагом христианства и искал только удобного случая, чтобы начать преследования. Во время торжественного гадания на внутренностях птиц в Антиохии христиане были обвинены в том, что крестным знамением нарушили церемонию. Против них были изданы первые враждебные эдикты, и многие подданные были сосланы и лишены мест.

Диоклетиан фактически отдал управление империей Галерию и, когда тот в 303 г. решил начать всеобщее истребление христиан, спросил оракула и, получив положительный ответ, одобрил его указ. Эдикт предусматривал немедленное разрушение всех христианских храмов в империи и сожжение всех священных книг. Накануне опубликования эдикта войска ворвались в Собор в Никомидии, находившийся рядом с императорским дворцом, разграбили его, избили всех там находившихся и подожгли здание.

Гонение, начавшееся в 303 году и длившееся до 311, было самым страшным и кровопролитным из всех, которые пришлось пережить Церкви. Повсюду были уничтожены храмы, книги были преданы огню. Этим объясняется отсутствие рукописей до IV-го века. Тысячи христиан были избиты или сожжены. В одной Никомидии пострадало свыше 20 тысяч, во главе с епископом Анфимом и многочисленным духовенством.

В это гонение пострадал за Христа знаменитый военноначальник, любимец императора Диоклетиана Георгий (Победоносец). Он роздал все свое имущество бедным и явился к императору с обличением гонителей. Его мучения произвели такое впечатление в Никомидии, что множество христиан пошло на добровольные мучения. Церковь прославила его как великомученика (память 23/6 мая). В Никомидии пострадал и другой великомученик, врач Пантелеимон (27/9 августа), память о котором так же, как и слава Георгия Победоносца, разошлась по всему миру.

В Солуни пострадал начальник города, великомученик Димитрий Мироточивый (26/8 ноября), в Илиополе - великомученица Варвара (4/17 декабря), в Халкидоне - великомученица Евфимия Всехвальная (16/29 сентября).

На Западе, благодаря цезарю Констанцию Хлору, отцу Константина Великого, женатому на христианке, равноапостольной Елене, эдикт Диоклетиана не имел силы. В его области, Галлии и Британии, было разрушено несколько церквей, а в области Максимиана, Италии и Испании, сожжены христианские библиотеки. Все же и в самом Риме было много пострадавших, в том числе святой Севастьян и его дружина.

С 310 года в империи началась анархия и борьба за власть отдельных вождей войска. Галерий заболел страшной болезнью и перед смертью неожиданно для всех издал эдикт 311 года, в котором провозглашал свободу от преследования. Он, кроме открытых гонений основал лже-церковь и издал ложное евангелие «Акты Пилата», желая этим подорвать авторитет Церкви. Наконец, в 313 году, в Милане, Константин и Ликиний подписали акт о церковном мире, который окончательно водворился на Западе, а вскоре, после поражения Максимиана, и на Востоке.

Прекращение гонений было победой христианства, которое, несмотря на страшные испытания начала IV века, продолжало распространяться и укрепляться. Римская Империя не могла уже продолжать борьбу и признала за новой верой право на существование. В 313 году в Милане соправители Константин и Ликиний торжественно подтвердили и ввели в действие эдикт о веротерпимости императора Галерия. Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешен вновь доступ ко всем государственным должностям.

За год до Миланского соглашения произошли события, о которых повествует церковный историк епископ Евсевий Кесарийский в своей «Жизни Константина».

В 312 году у правителя Галлии и Британии Константина возникла борьба с Максенцием, правителем Италии. Константин двинулся с войском из Галлии через Альпы к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его приближенным было чудесное явление «Креста над солнцем». Ночью во сне Константину явился Спаситель и повелел начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. Константин исполнил повеление и на следующий день разбил Максенция, и торжественно вступил в Рим. С этой поры, по словам епископа Евсевия, Константин твердо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему.

Император Константин принадлежал к благочестивой языческой семье и вырос в обстановке веротерпимости. И его отец, Констанций Хлор, и он сам были формально поклонниками солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенному идеалу. Мать Константина - Елена, по происхождению британка, обратилась в христианство. Поэтому Константин так легко стал сам защитником новой веры - в ней он видел свой идеал, к которому стремились все лучшие люди империи. Но все же посягнуть на Рим с его древними языческими святынями было для него святотатством, и он решился на это лишь после видения креста над солнцем, когда он понял, что есть символ, который превосходит все, во что веровали его предки.

Император Константин с 312 г. стал покровителем христиан, но сам принял крещение только перед смертью в 337 г. Он передал Римскому епископу свой Латеранский дворец и базилику. В ней был устроен храм Христа Спасителя. Он же заложил в Риме храмы на месте мученической кончины святых апостолов Петра и Павла, в Палестине, на Голгофе и в Вифлееме.

Император Константин был человеком глубоко религиозным и верил в свое призвание, но он одновременно хотел водворить через новую веру мир и порядок в империи. С самого начала на этом пути у него возникли трудности. В Африке произошел раскол донатистов (последователей епископа Доната), не признававших иерархии, которая во время гонений была, по их мнению, недостаточно стойкой. Возникли две параллельных иерархии. Донатисты обратились к императору, вмешивая его в церковные дела, в которых он не мог разобраться. Галло-Римский Собор решил дело не в пользу епископа Доната, но тем раскол не был уврачеван. Тогда император созвал Собор всей Западной Церкви в своей бывшей резиденции - Арле.

Арльский Собор 314 г. имеет в истории Церкви большое значение. Он состоял из епископов, клириков и мирян Галлии, Италии, Испании и Африки, которые осудили Доната, подтвердили право епископов апеллировать к Соборам, установили правила посвящения в епископский сан, а главное, определили отношения между Соборами и Римским епископом. Ему, как старейшему на Западе, были сообщены, а не посланы на утверждение постановления Собора, так же, как и главам восточных Церквей. Каноны Арльского Собора были приняты на Востоке.

Следствием Собора Западной Церкви было то, что император Константин приказал преследовать всех не подчинившихся соборному решению, считая их нарушителями государственного порядка. Светская власть, таким образом, впервые не только была замешана в церковные дела, но и применила силу для водворения церковного мира.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь, и достигало горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.

О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350 — 387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к православной вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.

Про знаменитых героев много пишут. Их все знают. А про доктора Хавкина кто знает? Не очень много людей знают про Хавкина. И фамилия немного смешная, не героическая. Не Цезарь, прямо скажем. А вот Чехов написал про доктора Хавкина; "самый незаметный человек". Так и написал. Потому что был потрясен его незаметными подвигами. Его незаметной деятельностью. И незаметным самопожертвованием. А ведь этот доктор Хавкин спас множество людей. Он сначала учился в университете и хотел делать добро. Поэтому и начал медицину изучать. Примкнул к "народникам", - тогда многие гуманные молодые люди в "народники" шли. Хотели людям помогать и просвещать народ. Но "народники" оказались весьма агрессивными. Владимир Хавкин познакомился с одной "народницей"-террористкой, Верой Фигнер, по прозвищу "Верка-револьвер", послушал о кровавых планах по борьбе с кровавым режимом и решил народ спасать как-то иначе. Без пролития крови и без Верки-револьвера. Ушел он от них И стал учиться у Пастера. Вместе с Пастером три года разрабатывал вакцину от холеры. И они эту вакцину создали! Надо было ее испытать на человеке теперь. Пастер на себе испытывать забоялся, а доктор Хавкин вколол себе препарат и специально постарался заразиться холерой. На благо людей. Вакцина подействовала. Доктор не заболел! Доктор Хавкин немедленно отвез вакцину в Россию, где бушевала эпидемия холеры. Но правительство не разрешило вакцину использовать. Мало ли. Если помогло доктору Хавкину, другим может вред причинить. И вообще, как-нибудь народ сам справится. Хавкин вакцину предложил Франции и Испании - задаром! Но они тоже отказались. Мало ли... Англичане оказались хитрее и решили вот что: "давайте, - говорят, - пошлем этого подвижника в Бомбей, в Индию. Пусть там свою вакцину предлагает. Если это хорошая вакцина, мы потом ее себе возьмем. А если плохая - мы не виноваты. А лучше всего, если этот доктор там и сгинет. Нет человека - нет и вакцины. И рассуждать не о чем!". Хавкин приехал в Индию и собственноручно привил 42 тысячи человек. Они не заболели холерой, хотя была страшная эпидемия. Он их спас. А потом его англичане послали снова в Индию, на этот раз с вакциной от чумы. Он от чумы изобрел вакцину и тоже на себе испытал. Ввел вакцину и попытался заразиться чумой. Вакцина подействовала! И он потом в Индии остановил эпидемию чумы. Поехал и всех спас. Ну, вот и все, пожалуй. Вот и все незаметные подвиги этого доктора. Семью он не завел; он же в очагах эпидемии жил и постоянно подвергался риску. И вообще тихий был человек, незаметный. А деньги свои он отдавал на благотворительность и тайно посылал бедным. Так что есть незаметные люди и тихое самопожертвование. Когда ни стран не завоевал, ни в царей не стрелял, не метал бомбы и не совершал перевороты. Не собирал пожертвования. Не плыл на плоту через океан... Просто вот - был такой доктор. Самый незаметный человек. О котором так написал другой доктор, Чехов. Пораженный тихими, незаметными подвигами человека с немного смешной фамилией - Хавкин... Анна Кирьянова

Май 20, 2014

20 (7) мая Православная Церковь чтит память Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Память об этом событии должна интересно и значимо для нашего прихода, особым образом связанного с почитанием Святого Креста.

Церковь Христова рождалась из крови, пролившейся из ран Иисуса Христа, распятого на Кресте. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились», — говорил св. апостол Петр (1 Петр. 2.24).

Сам Господь особым образом обращается к каждому из верных: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Мф. 16. 24-25). Оттого, наверное, на всём протяжении своей истории Церковь постоянно переживала непростые времена – и преодолевала из с благодатной помощью Божией.

В 337 году скончался римский император Константин Великий, в 313 году провозгласивший христианство государственной религией в Римской империи и прославленный Церковью в лике святых. Императором был провозглашён его сын Констанций. Этот правитель более чем симпатизировал ереси, развитой александрийским пресвитером Арием (260 г. – 336 г.). Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом-Отцом, утверждая, что Сын и Дух – только творения Первого Лица Троицы.

Ересь эта пришлась по вкусу очень многим так называемым «христианским государям» в их притязаниях на власть над Церковью, «Телом Христовым». Если арианский «Бог-Отец» выше «Бога-Сына», значит, и светский владыка выше власти духовной и имеет право навязывать Церкви свою «высшую» волю.

Ересь «заходила» всё дальше, подчиняя себе всё большее количество душ. И тогда Господь чудесно явил знамение, посрамившее еретиков. В 351 году день Святой Пятидесятницы пришёлся на 7 мая. В третьем часу ночи, в небе над городом Иерусалимом вдруг появилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом. Крики удивлённых ночных стражей разбудили народ, который стал являться из домов. Люди молились, каялись и славили Бога.

Крест сиял прямо на Голгофой, местом Распятия Иисуса, а потом медленно двинулся в сторону Елеонской горы, месту Вознесения Воскресшего Господа. Он переливался всеми цветами радуги, поражая величием и невероятной красотой. В день Пятидесятницы, когда вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, Бог через внешние знаки являл равенство всех Трёх Лиц Святой Троицы, а, значит, особое величие и значение Крестнй Смерти Иисуса. Ощутив это, многие из ариан искренне обратились в правую веру.

Будем помнить об этом, поднимая свои взоры на Крест Господень:

«Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14-15).






Пятница 3-й седмицы по Пасхе. Воспоминание явле́ния на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Ни́ла Со́рского.

Мч. Ака́кия сотника. Лю́бечской и Жиро́вицкой икон Божией Матери.

Обре́тение мощей прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.

Служба в честь явления на небе Креста Господня в Иерусалиме шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Нила Сорского в соединении со службой Триоди (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Креста, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Креста, глас 8-й: «Возвести́ша Небеса́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироно́сицы ра́но бы́вша…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 8-й (с «Господи, воззвах») . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Проси́ Ио́сиф…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисе́йскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Креста на 6.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален Креста, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц).

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Креста (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены́, услышите…» (см. в Неделю мироносиц).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Мироно́сицы жены́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со стра́хом приидо́ша…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На 1-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь Креста. На 3-м часе – тропарь: «Егда снизшел еси…»; «Слава» – тропарь Креста. На 6-м часе – тропарь: «Мироносицам жена́м…»; «Слава» – тропарь Креста. На 9-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь Креста. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь Креста, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак Креста . «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и Креста.

Апостол и Евангелие – дня и Креста.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и Креста: «Зна́менася на нас...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 6-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Ски́тскаго жи́тельства…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироно́сицы ра́но бы́вша…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава» – преподобного, глас тот же: «Ра́достно днесь…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Проси́ Ио́сиф…» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й: «Усе́рдно днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) .

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 3-й: «Све́тлое торжество́...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Удиви́л еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Удиви́шася, Чи́стая...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Ра́достно днесь…» (см. славник на стиховне великой вечерни).

Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисе́йскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены́, услышите…» (см. в Неделю мироносиц).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) , и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Духо́вный лик…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Мироно́сицы жены́…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На 1-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 3-м часе – тропарь: «Егда снизшел еси…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 6-м часе – тропарь: «Мироносицам жена́м…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 9-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

Loading...Loading...