Когда день памяти сергия радонежского. Будьте всегда в настроении

Преподобный Сергий Радонежский (в миру носил имя Варфоломей) родился около 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. В детстве не мог освоить грамоту, но в тринадцатилетнем возрасте встретил схимника-чудотворца, по молитве которого научился читать и писать. Эта встреча запечатлена на широко известной картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

После смерти родителей Варфоломей удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже находился в то время его брат Стефан. Вместе братья решили уйти в густой лес (Радонежский бор). Там, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Стефан впоследствии отправился в Богоявленскую обитель в Москву, а Варфоломей остался пустынножительствовать. Позже он встретил некоего игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий. Со временем подвижник образовал монастырь, приобретший славу, которая дошла до самого Константинополя. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие).

Насельники обители жили от своих трудов, не принимая подаяния. Игумен Сергий сам трудился наравне с братией.

Преподобный Сергий пользовался большим уважением у князей. Великий князь Дмитрий Донской часто прислушивался к советам святого, благословение на Куликовскую битву князь получил именно от радонежского игумена. К этому моменту, также не без помощи Сергия, примирявшего враждующих, почти все князья уже признавали главенство князя Дмитрия.

Преставился преподобный Сергий в 1392 году, а уже через тридцать лет были обретены его мощи. Ныне они находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1919 году мощи были вскрыты и находились в музее, но затем в 1946 году вновь возвращены Церкви.

Чудеса, приписываемые Сергию Радонежскому

Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершённых Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

Исцелённые прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришёл в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонахов Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию - будущему святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в День праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядёт!»

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью. «Не бойся, избранниче мой, - изрекла Она. - Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…» Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго оставался в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия - на месте нынешней Серапионовой палаты - было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошёл ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

8 октября православная церковь будет отмечать день памяти великого подвижника русской земли Преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) почитается Русской Православной Церковью в лике святых как преподобный (то есть прославленный монашеским подвигом).

Сергий Радонежский: дата рождения – 3 мая 1314 года, дата смерти – 8 октября 1392 года.

Биография Сергия Радонежского: жизнь и подвиги

(краткая биография)

Он родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с двумя его братьями – старшим, Стефаном, и младшим, Петром, – отдали учиться. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал, хотя учитель и помногу занимался с ним. Однажды отец послал Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге тот встретил под дубом среди поля старца, который совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы. Монах благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: – Всей душой я желаю научиться грамоте.

Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: – Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: – Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Столетия спустя той судьбоносной встрече посвятит свою знаменитую картину великий русский художник Михаил Нестеров. Ныне она в собрании Третьяковской галереи.

Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Кирилл и Мария с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею читать Псалтирь. Он стал читать, и родители удивились перемене, совершившейся с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор Варфоломей без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже в том раннем возрасте он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы не- подалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял монашество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они построили деревянную келью, а потом – небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил Варфоломея. Он отправился в московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием – будущим митрополитом Московским, также прославленным ныне в лике святых. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял от игумена Митрофана пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия и посвятил жизнь во славу Святой Троицы.

Постепенно Сергий Радонежский стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный всех принимал в лесной пустыньке с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, вы- пекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы.

Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия дошла до Константинополя. Патриарх Филофей прислал Преподобному Благословенную грамоту, крест, параман и схиму и советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию, митрополиту Московскому, и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный Сергий вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал новый монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его прежняя обитель стала быстро приходить в упадок. Оставшиеся в ней иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы тот вернул святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался архиерею, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика – преподобного Романа.

Чудеса Преподобного Сергия Радонежского

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Исцеленные прославляли Преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Святитель Стефан не успевал на этот раз заехать туда, а потому остановился на дороге и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием, митрополитом Московским. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию – будущему святому благоверному князю Димитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, глубокой ночью, Преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: – Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение. Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: – Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, Преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью.– Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его… Божия Матерь стала невидима. А Преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келье Преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками Преподобного Сергия.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании ученика. В безмолвном уединении Преподобный отошел ко Господу 8 октября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ней со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

  • Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля - воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
    Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

    Преподобный Сергий: преобразование монашества

    До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

    Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

    Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности

    Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

    В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

    Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

    Основание Троице-Сергиева монастыря

    Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес - безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник - он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

    Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери - стаи волков, медведи - приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

    Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

    Ученики Преподобного Сергия

    Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

    Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия

    Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия - преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них - иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего - икона «Святая Троица» - создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.

    В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.

    Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

    «Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель - действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.

    Святой Сергий Радонежский - образец истинного монаха

    Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?

    Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

    Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди - от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели - размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

    По материалам: журнала "Фома" и сайта www.foma.ru

    Один из самых почитаемых святых Сергий Радонежский помогает каждому, кому требуется помощь в насущных делах. 8 октября верующие смогут вознести молитвы святому старцу, чтобы попросить у него покровительства.

    Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр. С малых лет он начал обучение, однако, несмотря на прилежание и усердие, грамота и иные науки давались ему с трудом. Отрок Варфоломей неустанно молился господу, чтобы тот дал ему разума преодолеть все трудности обучения, и Господь услышал его молитвы. Он посвятил свою жизнь служению Господу и построил церковь Святой Троицы, где неустанно трудился, наставляя на путь истинный прихожан и отказываясь от их подношений. Позже Сергий получил от Высших Сил чудотворный дар.

    8 октября 2018 года, в день кончины старца, во всех церквях и храмах состоится торжественное богослужение, на котором священнослужители вместе с прихожанами будут возносить молитвы высшим силам. Каждый в этот день может обратиться к Сергию Радонежскому, чтобы попросить у него помощи, дать силы преодолеть трудности на пути.

    В народе этот день называют Сергеем Капустником, и в прежние времена 8 числа рубили последнюю капусту, которая обладала прекрасными вкусовыми качествами. Сергий Радонежский считается покровителем домашней птицы, особенно кур, поэтому в день его памяти стараются не употреблять мясо птицы и не собирать яйца.

    По традиции в этот день пекут капустные пирожки, которыми угощают не только домочадцев, но и гостей, а также относят угощение в церковь. По поверьям угощение приносит в дом благополучие, поэтому пирогов пекли много, угощая ими всех желающих, особенно бедные семьи, нищих и странников.

    8 октября священнослужители призывают отказаться от увеселительных мероприятий и сквернословия, отправиться всей семьей в церковь для вознесения молитв, а затем отметить день памяти скромным постным обедом. Обращение к Высшим Силам поможет душе освободиться от греховных дел и помыслов.

    Люди неспроста доверяют народным приметам, ведь это знания и наблюдения, копившиеся веками. Среди примет на 8 октября 2018 года самые известные:

    • Смотри на то, каким будет 8 октября, таким и будет 8 апреля грядущего года;
    • Если листва с берез не успела опасть, значит, снега долго не будет;
    • Если на 8 октября выпал первый снег – жди зимы на Михайлов день;
    • Первый снег выпал сухим, значит, лето в следующем году не будет жарким;
    • Повезло с хорошей погодой на 8 октября, такой она будет держаться еще 3 недели;
    • Буран в этот день, означает, что осень будет поздней и зимой часто будут бураны;
    • Если ветер дует с запада, то жди снежной зимы, если с севера, то холодной, а если с юга, то придет теплая зима;
    • Снег выпал на сухую землю, значит, урожайным будет наступающий год.

    Также в народе бытует поверье, что люди, которые родились 8 октября, могут считать своим талисманом камень яшму.

    У наших предков в праздник Сергия Радонежского, который выпадает на 8 октября 2018 года, было принято рубить капусту, а также готовить кур на продажу. Все дело в том, что испокон веков великий святой Сергий Радонежский считался среди людей покровителем кур. Вообще домашняя птица обладала своеобразным символизмом для народа, потому что во времена, когда не было других лекарств от простуды, начинающейся с приходом холодов, лечили именно куриным бульоном. Октябрь во многих районах нашей Родины — это время уборки урожая, а полевые работы невыносимы, если нет достаточного питания. Бульон из куриного мяса как раз и придавал силы крестьянам в уборке сельскохозяйственных культур. И не один праздничный стол не обходился без блюд из курицы.

    Существует поверье, что если 8 октября выпал снег, то холода придут через 40 дней. С ударом заморозков в селах начиналась засолка капусты, никто не делал этого заранее, потому как считалось, что иначе капуста закиснет. Солили капусту всей семьей, самые маленькие чистили морковь, старики делали из нее нарезку, остальные занимались непосредственно капустой. Солили ее в бочках. На капустном листе было принято запекать хлеб, или пироги, но перед тем как отправить заготовку в печь, люди просили удачи на предстоящую зиму. Пирог, который получился первым, зарывали теплым на той грядке, где росла капуста, чтобы пожелание удачи сбылось.

    Многие православные праздники появились с давних времен и отмечались как день памяти святых и великомучеников. Каждый такой день и сегодня связывается с традициями, празднуется церковными службами и почитается среди верующих. Православные христиане знаменуют особый праздник и 8 октября.

    Какой церковный праздник 8 октября

    В эту дату православная церковь отмечате день памяти подвижника русской земли Сергия Радонежского, который за свои праведные деяния был причислен к лику святых. Именно он является основателем Троицкого монастыря в Москве и реформатором монашества в северных регионах русской земли.

    Праздник знаменуется особыми приметами, кроме того существует ряд рекомендаций по ведению хозяйства. Например, с этого дня разрешается начинать делать заготовки из капусты, но следует отложить забой кур и готовку из их мяса пищи.

    Сергий Радонежский, имевший до крещения имя Варфоломея, и в наши дни почитается РПЦ как преподобный.

    Биография Сергия Радонежского

    Сергий Радонежский явился на свет в 1314 г. в семье бояр Марии и Кирилла на Ростовской земле. Свое обучение наукам он начал уже в возрасте семи лет, одновременно как и начали его старшие братья, однако первое время грамота ребенку не давалась. В один из дней отец отправил Варфоломея в поле привести лошадей, где ему встретился молящийся старец. Мальчик склонился около человека и замер в ожидании, пока тот не закончил чтение. После этого старец поцеловал и благословил Варфоломея, спросил его о том, чего он желает. Мальчик ответил, что очень хотел бы обучиться грамоте. Просьба ребенка была удовлетворена и монах произнес молитву о помощи. После этого старец достал сосуд и передал отроку частицу просфоры, которая должна была дать ему сил для обучения. Художник Михаил Нестеров спустя несколько веков посвятил этому событию целую картину.

    Варфоломей пригласил старца посетить дом, где родители мальчика встретили гостя угощением. На это монах ответил, что прежде чем приступить к трапезе, Варфоломею необходимо прочесть Псалтырь и удовлетворить духовный голод. Когда мальчик вдруг зачитал, родителей постигло сильное удивление переменам, которые произошли. Уходя, монах сказал Кириллу и Марии о том, что их сын — избранная обитель духа святого. С тех пор Варфоломей мог читать любые книги и уже с раннего возраста наложил на себя пост, при котором не принимал пищу по средам и пятницам, в другое время пил и ел только хлеб и воду.

    Когда родители Варфоломея умерли, он с братом Стефаном поселился в деревянной келье в лесу. Однако брат не выдержал сложностей лесной жизни и вскоре покинул дом. В 1337 году и Варфоломей принял монашеский постриг от игумена Митрофана и посвятил всю свою жизнь во славу Святой Троицы.

    Со временем Сергий получал известность среди иноков, которые хотели находиться под его покровительством, и вскоре его лесная келья пополнилась двенадцатью братьями. Для них он собственноручно построил жилье, после – готовил им пищу и обеспечивал уходом. Свой труд Преподобный соединял с постом и молитвой. Впоследствии братство уговорило Сергия принять игуменство, и в 1354 году епископ посвятил его в иеромонахи.


    Слава о подвигах игумена Сергия Радонежского доходила даже до Константинополя, где он и получил большую поддержку. По совету константинопольского Патриарха Филофея было построено и строгое общежитие. Однако иноки жаловались на излишнюю строгость, из-за чего Сергий вскоре покинул обитель и основал новый монастырь на реке Кижуч. В нем он оставил своего последователя, преподобного Романа, а сам смиренно отправился назад, в обитель, по просьбе братства, которое постепенно приходило в упадок без Преподобного.

    Чудеса Преподобного Сергия Радонежского

    До нас дошли упоминания о нескольких чудесах, связанных с бытием Преподобного Сергия Радонежского. Некоторые стали известны в далекие времена, другие – появились недавно.

    О городе Опочке

    Однажды к городу было направлено литовское войско, чтобы разорить его. Но его жители долгое время держали осаду, несмотря на хитрости, которые применяли враги, чтобы попасть внутрь. Однако вскоре силы начали иссякать, а орудия в виде камней и деревьев – заканчиваться. В это время одной женщине во сне явился Сергий Радонежский и сказал, что множество камней можно найти в землях за церковным алтарём. Проснувшись, она рассказала об этом сне воеводе, однако тот не поверил. Лишь один нищий направился на поиски и нашел камень, который было очень трудно сдвинуть. Вскоре подошли и другие люди и отыскали целый склад орудий. Именно он помог отбить город от литовских врагов.

    О явлении русского святого татарам

    Однажды жители города Казань, когда та принадлежала татарам, увидели, как по стене ходит Преподобный Сергий и кропит ее святой водой. Они спросили у мудрецов о том, что это может значить, и те ответили, что скоро к татарам придет горе и вскоре здесь просияет христианская вера, а править царством будет Русь. Позднее Иван IV покорил Казань и присоединил его к Русской земле.

    О чуде во время осады в обители

    Однажды после утренней воскресной службы насельник Троицкой обители задремал. Во сне к нему пришел Преподобный Сергий и сказал, чтобы тот передал городским начальникам, что ночью на них двинется огромная вражеская сила. Передал, чтобы они не ослабевали и уповали на Божию милость. Позже он увидел, как Сергий обходил обитель и кропил постройки святой водой. Будущей же ночью к обители подошло войско за разорением. Однако люди в крепости сумели отстоять монастырь, мужественно сражаясь с врагом.

Loading...Loading...