Особенности новгородской иконописи. Икона Божией Матери «Знамение

Зал отведен памятникам XIV - начала XVI в. В нем представлена, главным образом, живопись двух северных областей древней Руси - Новгорода и соседнего с ним Пскова.

В небольшой иконе «Чудо Георгия о змие» (XV в.) на красном фоне изображен молодой воин в развевающемся плаще, скачущий на сказочном белом коне; торжествующий всадник поражает копьем дракона. Яркие контрастные краски и динамичный рисунок помогают созданию необычайно впечатляющего образа светлой и доброй силы, которая побеждает зло.

Икона «Чудо Георгия о змие»
Новгород, XIV век

В XIII в. татарское нашествие нанесло тяжелый удар русской культуре. Однако Новгород, принадлежавший к наиболее древним и крупным художественным центрам Европы, не был разорен татарами и стал в те времена оплотом русской культуры.

Поэтому новгородское искусство лучше других позволяет постичь существо и смысл поступательного движения русского искусства ХШ - XIV вв. В Новгороде ранее, чем в других областях, сложилась мощная художественная школа с исторически обусловленными особенностями.

Даже беглое ознакомление с памятниками, сосредоточенными в зале, позволяет уловить изменения, происшедшие в искусстве в XIV - XV вв.,- исчезли торжественность и величие, присущие эмоциональному строю произведений в XII-XIII вв., размеры икон и фигур на них стали гораздо меньше. Но еще важнее то, что эти фигуры, ранее как бы застывшие в строгой неподвижности, стали более живыми. В лицах, позах, жестикуляции больше разнообразия, много почерпнутого художниками из жизненных наблюдений. Все чаще в иконе передавались всем близкие и понятные человеческие чувства и переживания, а иногда зритель узнавал привычные ему предметы и места. Новгородские и псковские мастера раньше других внесли в строгую церковную живопись более свободное понимание религиозного образа и элементы своеобразного «реализма». Не было случайным, что это произошло именно в искусстве Новгорода. И не только потому, что город не был разорен татарским нашествием. Особенности развития феодальных отношений привели к установлению в Новгороде республики. Хотя во главе ее и стояла боярская знать, городская ремесленная среда являлась активной политической силой. Это определило значительно более демократичный характер новгородской культуры.

Местные условия отразились на многих особенностях нов городской живописи, выделяющих ее среди других русских школ. Так, наряду с общими для всего русского искусства сюжетами и персонажами икон у новгородцев свои излюбленные святые, с которыми ремесленник и крестьянин представляли себя повседневно связанными: Кузьма и Демьян - кузнецы и лекари, Параскева Пятница и Анастасия - помощницы в торговле, Илья Пророк - громовержец, Никола - добрый защитник от беды и другие.

В новгородском искусстве можно заметить отсутствие сложности и изысканности, склонность к простоте, понятности и наглядности изображений. В композициях обычно небольшое количество фигур, дающее лишь общее представление о происходящем действии. На некоторых иконах святые предельно просто расположены в ряд. Сами фигуры святых по-народному крепки, коренасты, простоваты. Одна из существеннейших черт новгородских икон - их чисто народная, яркая, жизнерадостная красочность. Они сияют золотыми или киноварными (красными) фонами и чистыми, звонкими красными, зелеными, желтыми, белыми красками.


Икона «Флор, Лавр и Иаков»
Новгород, XIV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Особенности новгородской школы постепенно складывались еще в предыдущем периоде. В памятниках XIV и XV вв. мы видим их в полном развитии. Эти особенности можно проследить на ряде таких маленьких жемчужин новгородской живописи, как «Богоматерь и Власий», «Флор, Лавр и Иаков», «Афанасий и Кирилл», «Успение» , а еще лучше - на трех больших иконах: «Сошествие во ад», «Четырехчастная» и «Осада Новгорода суздальцами».


Икона «Сошествие в ад»
Новгородская школа, XIV век. Из г.Тихвин
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

«Сошествие в ад» (XIV в., из г. Тихвина) по четкости композиции, в которой ничего нет лишнего, по силе цвета и общей декоративности - классическое произведение новгородской живописи. Икона написана на сюжет сказаний из апокрифических, запрещенных евангелий; воскресший Христос сошел в ад и вывел оттуда томившихся прародителей человеческого рода.


Икона «Четырехчастная икона»
Новгород, XV век.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Столь же типичное произведение - происходящая из самого Новгорода «Четырехчастная икона» с изображениями «Воскрешения Лазаря», «Троицы», «Сретения» и «Иоанна Богослова с Прохором» (начало XV в.). Все ее четыре композиции лаконичны, чужды дробности, их краски редкой чистоты и звучности.

Знаменитая икона «Осада Новгорода суздальцами» (XV в.) - одна из трех известных древних икон на эту тему (две другие в Новгородском музее и Третьяковской галерее). Икона изображает историческое событие - защиту Новгорода от нападения суздальского войска, эпизод междоусобной феодальной борьбы ХП в. Последовательные сцены приготовления горожан к отражению нападения, переговоров с осаждающими и, наконец, разгрома их представлены на одной доске в трех горизонтальных ее делениях. Сцены переданы языком иконописи, но действие происходит в конкретной обстановке: на иконе изображены мост через реку Волхов, кремль, собор Софии и крепостные стены древнего Новгорода.

В XV в. в новгородской живописи получают развитие новые черты. Изощряя формально-техническое мастерство, новгородские художники утрачивают в известной степени былую эпическую простоту, свежесть и непосредственность чувства, остроту народной красочности. Образцами этой, все еще весьма характерной, новгородской живописи являются Царские врата из Гостинополья на р. Волхове и, в особенности, иконы «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» из Муромского монастыря на Онежском озере. Они очень красивы. Фигуры архангелов стройны и изящны. Рисунок гибок. Живопись стала более сдержанной и артистичной.

В одном зале с новгородской находятся памятники псковской живописи. Псков, как и Новгород, избежал татарского нашествия. Князья в нем играли еще меньшую роль, чем в Новгороде, а городская торгово-ремесленная среда, со свойственным ей духом свободомыслия, была столь же сильна и активна. Отсюда сходный с новгородским демократический характер культуры и искусства древнего Пскова. Однако в псковской живописи, особенно в ее колористическом строе, имеются отличия от новгородской иконописи.

Местные черты уже были отмечены в ранней псковской иконе «Деисус», находящейся в первом зале. Eй присущи сумрачность общего колорита, плотные зеленые и оранжево- красные тона, а также разделка светлых мест на одеждах золотыми бликами (ассистами). Экспонаты второго зала сохраняют эти особенности.

Икона «Сошествие в ад», с резкими ракурсами фигур, отражает завоевания искусства XIV столетия. Лишь какая-то застылость внешне энергичных поз и жестов позволяет отличить ее от соседних новгородских памятников. Насыщенный колорит, со своеобразными зелеными и коричневыми тонами, основанный, по-видимому, на использовании местных красителей, еще более отличает икону от новгородских памятников. Иконы «Архангел Гавриил» (конец XV в.) и «Дмитрий Солунский» (XV в.) характеризуются, кроме того, известным архаизмом, также свойственным псковской школе.

Псковская живопись долго сохраняла свои оригинальные черты. К началу XVI в. относится такое замечательное произведение, как большая икона «Сошествие в ад с избранными святыми», происходящая из г. Острова. Многофигурная, осложненная введением сцен, каких не было на одноименных иконах XIV в., она тем не менее сохраняет легко ощутимые псковские «приметы» как в основах композиции, так и в колорите.



Ико-на эта про-сла-ви-лась в XII ве-ке в Нов-го-ро-де, ко-гда вла-ди-ми-ро-суз-даль-ский князь Ан-дрей Бо-го-люб-ский всту-пил в со-юз с кня-зья-ми смо-лен-ским, по-лоц-ким, ря-зан-ским, му-ром-ским и дру-ги-ми и за-мыс-лил с их по-мо-щью по-ко-рить Ве-ли-кий Нов-го-род и для это-го по-слал сы-на сво-е-го Мсти-сла-ва. Со-ста-ви-лась гро-мад-ная рать, — по сло-вам ле-то-пис-ца «ма-ло не вся зем-ля рус-ская со-во-ку-пи-ся, еди-ных бо кня-зей то-гда бя-ше 72». Еще за-дол-го до Нов-го-ро-да лю-ди ста-ли гра-бить и жечь се-ла, из-би-вать муж-чин, а де-тей и жен-щин брать в плен, чтоб сде-лать из них сво-их ра-бов. Зи-мой 1170 го-да гро-мад-ное опол-че-ние это об-ло-жи-ло Нов-го-род, по-тре-бо-вав сда-чи. Не раз обе сто-ро-ны на-чи-на-ли пе-ре-го-во-ры, но не мог-ли прий-ти к со-гла-сию.

На-ча-лось сра-же-ние. Яс-но бы-ло, на чьей сто-роне прав-да, и нов-го-род-цы с чи-стым серд-цем мог-ли про-сить Бо-га о по-мо-щи и ждать небес-но-го за-ступ-ле-ния. Так они и по-сту-пи-ли. Хра-мы не за-тво-ря-лись ни днем ни но-чью, и пе-ние цер-ков-ное сме-ши-ва-лось с пла-чем на-ро-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн с тех пор, как под Нов-го-род под-сту-пи-ли вра-ги, три дня и три но-чи неустан-но мо-лил-ся в со-бо-ре св. Со-фии — Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей о спа-се-нии го-ро-да. В тре-тью ночь, стоя пе-ред ико-ной Все-ми-ло-сти-во-го Спа-са, он вдруг по-чув-ство-вал свя-щен-ный тре-пет, и то-гда от ико-ны раз-дал-ся го-лос:

— Иди в цер-ковь Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, что на Ильин-ской ули-це, возь-ми там об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, воз-не-си его на го-род-ские сте-ны, и то-гда узришь спа-се-ние гра-да.

Чуд-ное успо-ко-е-ние про-ли-лось то-гда в ис-том-лен-ное серд-це свя-ти-те-ля. В го-ря-чей, уми-лен-ной мо-лит-ве без слов пал он ниц пе-ред ико-ной и про-вел в мо-лит-ве всю ночь. Утром со-брал он ду-хо-вен-ство и го-род-ских пред-ста-ви-те-лей и рас-ска-зал им о та-ин-ствен-ном го-ло-се. То-гда у скорб-ных нов-го-род-цев по-яви-лась на-деж-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн по-слал про-то-дья-ко-на и кли-ри-ков в цер-ковь Спа-са на Ильин-ской ули-це, чтоб при-не-сти от-ту-да ико-ну Бо-го-ма-те-ри, а сам стал петь со-борне мо-ле-бен. Но несмот-ря на все уси-лия по-слан-ных они ни-как не мог-ли сдви-нуть ико-ну с ее ме-ста, и с этим из-ве-сти-ем воз-вра-ти-лись к ар-хи-епи-ско-пу. То-гда сам свя-ти-тель Иоанн во гла-ве крест-но-го хо-да, со-про-вож-да-е-мый на-ро-дом и ду-хо-вен-ством, по-шел в цер-ковь Спа-са. Там упал он на ко-ле-ни пе-ред ико-ной Бо-го-ма-те-ри и со сле-за-ми взы-вал:

— О Пре-ми-ло-сти-вая Вла-ды-чи-ца Бо-го-ро-ди-ца, упо-ва-ние и за-ступ-ни-ца гра-ду на-ше-му, не пре-дай нас за гре-хи на-ши вра-гам на-шим. Но услышь плач наш и по-ща-ди лю-дей Тво-их.

Ста-ли слу-жить мо-ле-бен, и ко-гда за-пе-ли: «Пред-ста-тель-ство хри-сти-ан непо-стыд-ное, хо-да-тай-ство ко Твор-цу непре-лож-ное, не пре-зри греш-ных мо-ле-ний гла-сы», ико-на са-ма за-ко-ле-ба-лась, как бы дви-га-ясь к ар-хи-епи-ско-пу. Ви-дя это чу-до, на-род и клир ра-дост-но взы-ва-ли: «Гос-по-ди, по-ми-луй!».

Ар-хи-епи-скоп при-нял на ру-ки чу-до-твор-ный об-раз, при-ло-жил-ся к нему, и за-тем ико-ну с тор-же-ством по-нес-ли на го-род-скую сте-ну и по-ста-ви-ли ее ли-цом к на-па-дав-шим. Но во-и-ны Мсти-сла-ва не смяг-чи-лись и пу-сти-ли на это ме-сто сте-ны це-лые ту-чи стрел. И вот од-на из них ра-ни-ла свя-щен-ный лик. То-гда со-вер-ши-лось но-вое чу-до: ико-на об-ра-ти-лась са-ма ли-ком к го-ро-ду, и из очей ее по-тек-ли сле-зы. В то же вре-мя на на-па-дав-ших на-пал ужас. У них по-мра-чи-лось зре-ние, и они ста-ли по-ра-жать друг дру-га. Нов-го-род-цы, обод-рен-ные зна-ме-ни-ем, от-во-ри-ли во-ро-та, бро-си-лись на вра-гов, раз-би-ли их на-го-ло-ву и мно-гих уве-ли в плен. Те же, ко-то-рые спас-лись бег-ством, не мог-ли най-ти се-бе про-пи-та-ния там, где рань-ше са-ми про-из-ве-ли без-жа-лост-ное опу-сто-ше-ние. Они гиб-ли от го-ло-да и бо-лез-ней, и как с ужа-сом го-во-рит ле-то-пи-сец, в Ве-ли-кий пост пи-та-лись мя-сом сво-их ло-ша-дей.

Ар-хи-епи-скоп Иоанн то-гда же уста-но-вил празд-но-ва-ние в па-мять чу-дес-но-го за-ступ-ле-ния, ока-зан-но-го Бо-го-ма-те-рью Нов-го-ро-ду. Так как 25 фев-ра-ля — день, ко-гда со-вер-ши-лось это со-бы-тие — по-чти все-гда при-хо-дит-ся на мас-ле-ни-цу или Ве-ли-кий пост, то празд-ник пе-ре-но-сит-ся на 27 но-яб-ря.

По-чти два ве-ка чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-я-ла на Ильин-ской ули-це, в де-ре-вян-ной церк-ви Спа-са. В 1357 го-ду ее пе-ре-нес-ли во вновь по-стро-ен-ную на той же Ильин-ской ули-це ка-мен-ную цер-ковь во имя Зна-ме-ния.

В 1566 го-ду в Нов-го-ро-де вспых-нул силь-ный по-жар, охва-тив-ший мно-го улиц. Ни-ка-ки-ми уси-ли-я-ми нель-зя бы-ло оста-но-вить гроз-ную сти-хию. То-гда мит-ро-по-лит Ма-ка-рий по-шел с крест-ным хо-дом в цер-ковь Зна-ме-ния и там, пре-кло-нив ко-ле-ни пе-ред чу-до-твор-ной ико-ной, мо-лил-ся о пре-кра-ще-нии бед-ствия. За-тем, под-няв ико-ну, он по-нес ее крест-ным хо-дом по бе-ре-гу Вол-хо-ва. Ско-ро ве-тер по-дул в сто-ро-ну ре-ки, и по-жар от это-го стал ути-хать.

В 1611 го-ду Нов-го-ро-дом овла-де-ли шве-ды. Из-би-вая нов-го-род-цев, они гра-би-ли до-ма и их хра-мы. Ико-ны они под-вер-га-ли по-ру-га-нию, а свя-щен-ную по-су-ду и утварь уно-си-ли. Как-то несколь-ко шве-дов по-до-шли к церк-ви Зна-ме-ния, где в то вре-мя со-вер-ша-лась служ-ба, и две-ри по-это-му бы-ли от-кры-ты. Они ри-ну-лись в цер-ковь, чтобы огра-бить ее, но неви-ди-мая си-ла от-бро-си-ла их на-зад. Они сно-ва бро-си-лись к две-рям и сно-ва бы-ли от-бро-ше-ны. Это ста-ло из-вест-но всем шве-дам, и ни-кто из них уж боль-ше не пы-тал-ся вой-ти в Зна-мен-скую цер-ковь.

В 1636 г. за-ду-мал обо-красть эту цер-ковь се-реб-ря-ных дел мас-тер Лу-ка Пла-виль-щи-ков. По окон-ча-нии ве-чер-ней служ-бы на 27 но-яб-ря он при-та-ил-ся в церк-ви, а но-чью во-шел в ал-тарь, со-брал се-реб-ря-ные со-су-ды с жерт-вен-ни-ка, вы-сы-пал день-ги из кру-жек и, на-ко-нец, стал под-хо-дить к чу-до-твор-ной иконе, чтобы со-рвать с нее дра-го-цен-ные укра-ше-ния. Но ед-ва он кос-нул-ся ри-зы, как был от-бро-шен от ико-ны и без чувств упал на пол. Пе-ред утре-ней явив-ший-ся в цер-ковь по-но-марь вы-вел его, по-ла-гая, что Лу-ка в пья-ном ви-де остал-ся в церк-ви. Он не за-ме-тил при этом, что при Пла-виль-щи-ко-ве бы-ли цер-ков-ные со-су-ды. Кра-жа об-на-ру-жи-лась, ко-гда ста-ли слу-жить утре-ню, и все на-шлось в до-ме Лу-ки. Вор на вре-мя по-те-рял рас-су-док и толь-ко впо-след-ствии рас-ска-зал о быв-шем от ико-ны чу-де.

Чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ро-ди-цы сто-ит в ико-но-ста-се Зна-мен-ско-го со-бо-ра, сле-ва от цар-ских врат. Она име-ет 13 1/2 верш-ков вы-ши-ны и 12 ши-ри-ны. Над ле-вым оком Бо-го-ма-те-ри остал-ся след от стре-лы. По сто-ро-нам ико-ны име-ют-ся изо-бра-же-ния ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, му-че-ни-ка Иа-ко-ва Пер-си-я-ни-на и пре-по-доб-ных Пет-ра и Онуф-рия Афон-ских. В 1565 го-ду ико-на воз-об-нов-ле-на мит-ро-по-ли-том Ма-ка-ри-ем. На иконе зо-ло-тая ри-за ве-сом свы-ше 71/2 фун-тов с дра-го-цен-ны-ми ка-ме-нья-ми.

Ико-на «Зна-ме-ние» пред-став-ля-ет Бо-го-ма-терь с мо-лит-вен-но под-ня-ты-ми ру-ка-ми и яв-ля-е-мым на лоне ее Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем. Изо-бра-же-ние это по-ме-ща-лось на пе-ча-тях епи-ско-па Нов-го-род-ско-го. Оно весь-ма древ-не-го про-ис-хож-де-ния, так как в Ри-ме, в ка-та-ком-бах св. Аг-нии, есть изо-бра-же-ние IV в. Бо-го-ма-те-ри с мо-лит-вен-но рас-про-стер-ты-ми ру-ка-ми и с Пред-веч-ным Мла-ден-цем на ко-ле-нях. В Гре-ции та-ким изо-бра-же-ни-ем озна-ча-лось обык-но-вен-но Рож-де-ство Хри-сто-во, и толь-ко у нас, в Рос-сии, ико-ны по-лу-чи-ли на-име-но-ва-ние «Зна-ме-ния», т. е. зна-ка ми-ло-сти Бо-го-ма-те-ри. На неко-то-рых го-род-ских ико-нах в трех де-я-ни-ях изо-бра-жа-ет-ся са-мо чу-дес-ное со-бы-тие 1170 го-да: ввер-ху — пе-ре-не-се-ние ико-ны из церк-ви Спа-са на го-род-скую сте-ну; ни-же — пе-ре-го-во-ры меж-ду обе-и-ми сто-ро-на-ми, а вни-зу — са-ма бит-ва, где нов-го-род-цам по-мо-га-ют ан-ге-лы с длин-ны-ми пи-ка-ми.

Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде.

Здесь образовалась собственная, выделявшаяся своей самобытностью школа иконописи, многие шедевры которой сохранились и до наших дней.

Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры предшествующих столетий.

Условная, как и все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Произведений древнейшего времени сохранилось сравнительно мало, и определить их принадлежность к новгородской иконописи в большинстве случаев затруднительно, так как самые ранние иконы испытывали на себе сильное влияние византийской живописи. В Новгороде той поры было много Византийских икон, там жили и творили греческие художники.

К числу древнейших (конец XII начало XIII веков), возможно написанных в Новгороде, могут быть отнесены иконы "Святой Георгий" и двухсторонняя икона, на одной стороне которой был изображен "Спас", а на другой - "Прославление Креста". Судя по стилю, сторона, изображающая "Прославление креста", была написана позднее и другим мастером. На написание ее в Новгороде указывает ее схожесть с росписью новгородской церкви Спаса Нередицы.

Новгородская иконопись - наиболее яркая школа древнерусской монументальной живописи, сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности.

Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе ее становления - в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси. Во 2-й пол. 12 в. на смену монументальным, соборам предшествующей эпохи (Софийский собор в Новгороде, Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, 1-главые, 4-столпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92; Спаса на Нередице).

Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Ст. Ладоге, около 1167. Благовещения в Аркажах, 1189, Спаса на Нередице, 1199), Связью с народным творчеством, обобщЕнным рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон 13-начала 14 вв. ("Евангелист Георгий и Власий").

В поисках выразительности архитектурных форм с конца 13 в. зодчие новгородской школы, переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовом поле), широко используют разнообразные декоративные элементы (Федора Стратилата церковь. Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (ок, 1390) выделяются одухотворенной патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приемы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.)

В иконах конца 14-15 вв., замечательных своей артистической выразительностью, лаконичностью силуэтов изысканным колоритом отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами"- обе иконы в Государственной Третьяковской Галерее). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры. После включения Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.

В Великом Новгороде сосредоточены сохранившиеся до сих пор выдающиеся памятники средневековой архитектуры и живописи. Среди них древнейший в России храм - Софийский собор, сооруженный в середине XI в., и древнейший в России - Юрьев монастырь, основанный в начале ХIIв. Многие памятники архитектуры сохранили фресковую живопись (к сожалению, фрагментарно) ХII, ХIV, ХV, ХVIII вв.

В Великом Новгороде работали лучшие иконописцы своего времени, создавшие школу новгородской иконописи. Сохранившиеся до наших дней иконы ХII - ХVIII вв. хранятся в Новгородском музее, в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт - Петербурге. В 1478 году в результате острейшей политической борьбы между Великим Новгородом и великокняжеской Москвой, а также внутри самого новгородского боярства Новгород со всеми его владениями был присоединен к Московскому государству, что послужило основой образования в XV в. Русского централизованного государства.

Монументальная живопись Новгорода.

Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является совершенно уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между 1045 и 1050 годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого времени ин- терьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены свв. Константин и Елена в рост. В лицах отсутствует малейший намек на моделировку. Изящные, графически точные линии проведены уверенной опытной рукой, искушенной во всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные краски (преобладают воздушные голубые, белоснежные и розовато-оранжевые цвета) подкупают своей прозрачностью и какой-то особой легкостью. Стиль фрагмента настолько своеобразен, что ему трудно найти сколько-нибудь близкую аналогию среди памятников восточно-христианской и византийской живописи.

От росписи 1108 года, когда, по свидетельству I Новгородской летописи, начали украшать фресками Софийский собор, дошли только семь фигур пророков в барабане, фигуры свв. Анатолия, Карпа, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа в световых проемах над проходами из главной апсиды в боковые и найденные под новым полом незначительные фрагменты фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 года. По отчетам об этой реставрации можно составить представление об общей системе росписи. В апсиде были изображены Богоматерь-Оранта, евхаристия и святительский чин, по сторонам от триумфальной арки - благовещение, на арках - погрудные фигуры святых в медальонах, на сводах - евангельские сцены, на стенах - фигуры и полуфигуры святых в прямоугольных обрамлениях. Если присовокупить сюда еще Пантократора в куполе, окруженного четырьмя архангелами, то мы получим иконографическую систему, весьма близкую к киевским храмам.

Если бы не свидетельство I Новгородской летописи и не палеография надписей, указывающая на XII столетие, фрески барабана Софии Новгородской легко можно было бы принять за произведение XI века, настолько они еще связаны с ранними традициями. Во всяком случае, эти росписи дают известные основания к тому, чтобы подвергнуть сомнению позднее и мало достоверное свидетельство III Новгородской летописи, выводящей расписывавших Софию Новгородскую «иконных писцев из Царяграда». Два других памятника новгородской монументальной живописи раннего XII века -росписи Николо-Дворищенского собора и собора Антониева монастыря - говорят о том, что в это время в Новгороде наблюдалось большое разнообразие стилистических направлений. Возможно, это было связано с деятельностью различных артелей живописцев, часть из которых могла быть и пришлой.

Фрагменты фресок княжеского дворцового Николо-Дворищенского собора, возведенного в 1113 году, относятся ко второму десятилетию XII века. Они были открыты в юго-западной части подцерковья (остатки монументальной композиции «Страшный суд» и редко встречающейся сцены «Иов на гноище») и в центральной апсиде (нижние части трех фигур святителей). Стройная пропорциональная фигура жены Иова, с тонким, строгим лицом (илл. 180) восходит к киевским традициям. Вполне возможно, что это работа заезжего киевского мастера, либо прошедшего киевскую выучку новгородского художника.

Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненные, согласно свидетельству I Новгородской летописи, в 1125 году. В алтаре и башне собора было расчищено между 1923 и 1971 годами довольно много фресок: фигуры и головы святых, медальоны с полуфигурами святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из житийного цикла Иоанна Крестителя в диаконике («Обретение главы Иоанна Крестителя» и «Поднесение главы Иоанна Крестителя Иродиаде»), фрагменты «Поклонения волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены насечками, сделанными для того, чтобы лучше держался новый грунт, по которому были написаны новые фрески, долгое время закрывавшие старые росписи. Массивные головы с крупными мясистыми чертами лица выделяются своим не чисто византийским типом. Лица очерчены энергичными красновато-коричневыми линиями, поверх охряного тона карнации положены зеленые притенения и румянец, от времени потемневший и потому резко выступающий в виде темных пятен. Фактура широкая. Графическая стилизация светов, столь характерная для памятников XII века, почти отсутствует, намеки на нее имеются лишь в одном изображении - бородатого старца в центральной апсиде. К росписям первой половины XII века примыкают недавно расчищенные фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (фигуры святителей, великомученика Георгия и поясное изображение Одигитрии между окнами барабана). Эти сильно попорченные фрески вряд ли относятся ко времени постройки собора (1119), но они были выполнены не позднее середины XII века. В волевых, мужественных лицах с крупными чертами уже так много новгородского, что это не оставляет сомнений в принадлежности фресок местным мастерам. Среди чистых красок преобладают золотисто-желтые, зеленые и голубые цвета, волосы стариков имеют голубоватый оттенок.

Новгородские фрески первой половины XII века лишены стилистического единства. По-видимому, в это время в Новгороде работали различные артели живописцев, часть которых могла быть приглашена из других городов. Если исходить из фрагментов росписи княжеского Николо-Дворищенского собора, то можно предполагать, что княжеский двор ориентировался на блестящее искусство Киева. Фрески световых проемов собора св. Софии, а также собора Рождества Богородицы Антониева монастыря выполняли другие художники, связанные с более архаическими традициями (в частности, с романскими). Параллельно начала складываться и своя местная школа живописи (фрагмент XI века в южной галерее собора св. Софии, росписи башни Георгиевского собора), которая стала играть господствующую роль со второй половины XII века. Весьма показательно, что во всех перечисленных выше памятниках, в отличие от памятников Киева и Владимира, уже не встречаются греческие надписи.

Среди новгородских росписей конца XII века самыми ранними являются фрески церкви Успения (теперь Благовещения) у деревни Аркажи (в трех километрах к югу от Новгорода). Так как церковь была освящена новгородским архиепископом Гавриилом 4 июня 1189 года134, то около этого времени были исполнены и украшающие ее фрески. Долгое время они были скрыты под сплошной побелкой и записями, пока их не начали раскрывать в 1930 году. Эта работа была продолжена в 1966-1969 годах. В диаконике представлены сцены из жизни Иоанна Крестителя и фигуры святых, в жертвеннике - восходящий к апокрифическим источникам богородичный цикл, в арках, ведущих из средней апсиды в боковые, - изображения святых и святых воинов, в центральной апсиде - фигуры святителей, фигура архидиакона; в конхе размещена необычная для византийских росписей композиция - Христос во славе посреди приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые свитки. Эта композиция восходит к романским источникам. Среди новгородских фресок XII века аркажские обнаруживают наибольшее сходство с романскими памятниками. Все фрески написаны в той широкой и смелой манере, которую так любили новгородцы.

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня - шифера, сланца, известняка - выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Нагрудные каменные иконки ХI - ХIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия ХIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам колончатые надписи. На другой стороне - святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря, позволяют датировать иконку первой третью ХIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце ХIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце ХIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13x13x7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В ХV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Иконка с рельефным изображением Богоматери Одигитрии

Крест нательный

Крест нательный

Носик водолея в виде головы животного

Свистулька - птичка

Изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей

Тигель для изготовления красителей

Тигель - льячка для изготовления красителей

Золотоордынская поливная чаша

Сосуд в форме горшка

Светильник

Лицевая и оборотная стороны литейной формы

Свечи восковые, круг воска

Грамоты, письменность

Грамоты берестяные - письма и записки на березовой коре. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. На сегодняшний день в Новгороде найдено 753 грамоты. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционным кругом письменных источников, дав возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным самими жителями изучаемых в процессе раскопок древних усадеб. Многие из этих усадеб утратили, казалось бы, неизбежную анонимность и обрели своих былых владельцев, порой хорошо известных по летописным сообщениям. Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине ХI века, самая поздняя к середине ХV века, когда на смену бересте пришла широко распространившаяся бумага. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента - "стилоса" (по-древнерусски "писало"), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках - церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой. Широкое распространение берестяное письмо получает с ХII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы. Разнообразие почерков берестяных грамот, частная переписка, эмоциональный характер многих писем, надписи на различных предметах, сделанные с целью их узнавания, многочисленные писала, дощечки (церы) для обучения письму свидетельствуют, что кроме профессиональных книжников и писцов, грамоте обучались почти все слои населения.

В 1973 - 1982 годах была исследована усадьба и мастерская художника Олисея Гречина, жившего и работавшего на рубеже ХII-ХIII веков. Среди берестяных грамот этой усадьбы около двух десятков заказов на изготовление икон. Летописные свидетельства характеризуют Гречина и как художника-фрескиста. Анализ его берестяных автографов в сопоставлении с надписями фресок церкви Спаса на Нередице позволил сформулировать гипотезу о его руководящем участии в создании этого прославленного ансамбля новгородской фресковой живописи. Важнейшая особенность берестяных грамот - их древность и подлинность. Подлинных памятников письменности XI - XII вв., кроме церковных, практически не сохранилось. До наших дней дошли лишь две грамоты, написанные на пергаменте - Мстислава грамота около 1130 г. и Варлаамова грамота конца XII - начала XIII в. (обе хранятся в Новгороде).

Берестяных грамот, датированных XI в. и рубежом XI - XII в. найдено уже 27 и число их ежегодно увеличивается.

Бытовое содержание писем на бересте отразилось и на особенностях их языка - он близок к живой разговорной речи. Благодаря этому они открыли ученым новые слова, выражения, мысли и способы их высказывать. Лингвистический анализ берестяных грамот из Новгорода (особенно раннего периода) выявил существование древненовгородского диалекта, характерной чертой которого является наличие многих признаков, связывающих его с западнославянскими языками (преимущественно с севернолихитскими). Это открытие заставило историков по-новому рассмотреть проблему происхождения Древнерусского государства, а лингвистов - историю русского языка.

Грамота N 558. Конец XII в.

Грамота N 363. Конец XIV в.

Писало. XI в.

Писало. Середина XI в.

Писало. XII в.

Писало. Середина XIV в.

икона Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ

_______________________________________________

Описание иконы Божьей Матери «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ:

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Тихон три дня и три ночи молился перед алтарём соборной церкви. На третьи сутки архиепископ услышал голос, повелевавший ему для спасения города взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены. Икону Божьей Матери, после слёзных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточённая битва.

Вид иконы Божьей Матери не смягчил нападавших, и осада продолжалась. И вот одна из пущенных стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа. Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. В это же время нападавших объял неизъяснимый ужас, у многих из них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Воодушевлённые защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили.

После этого события чудотворная икона Божьей Матери «Знамение» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице ещё 186 лет. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы. Не раз Пресвятая Богородица спасала новгородцев от бед по их молитвам перед Её иконой «Знамение» и проявляла через эту икону чудотворения.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её списков, такие как икона Богородицы Знамение КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ. икона БогоМатери Знамение АБАЛАЦКАЯ и другие, также прославились чудесами.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "ЗНАМЕНИЕ"

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

КОНДАК, ГЛАС 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

_____________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ

"ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ"

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице. знамением иконы Ея святыя дивную победу людем Новаграда даровавшей, благодарственное возглашаем пение. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, преславным знамением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатно озарила еси и струй чудес от нея источила еси верным. Темже, со усердием и любовию припадающе ко пречестному Твоему образу, со умилением приносим Ти благохваления сицевая: Радуйся, освященное селение Бога Слова; Радуйся, благодатию Божиею н нас освящающая. Радуйся, спасению падшаго рода человеческаго непорочно послужившая; Радуйся, всех Творца и Господа, Чистая, Духом Божественным в ложеснах заченши, без истления родившая. Радуйся, Матерним Твоим попечением всех нас объемлющая; Радуйся, в бедах и напастех скорая нам Помощнице. Радуйся, злыя страсти наша невидимо укрощающая; Радуйся, в христианских добродетелех преуспевати нам помогающая. Радуйся, недуги наша безмездно врачующая; Радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая. Радуйся, Дево, христиан похвало; Радуйся, яко блажат Тя вси роди. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Видев озлобление Новаграда, крепце воюемаго от воев суждальских, святитель Христов Иоанн слезно моляшеся о избавлении и спасении града и услыша Глас свыше, да идет во храм Преображения Господня и, взем тамо икону Пресвятыя Богородицы, да изнесет ю на забрала града противу полчищ, его воюющих. Таковое веление Божие услышав святитель благодарственно возопил Спасу Христу: Аллилуиа.

Разумев волю Божию во гласе Небеснем, святитель Христов Иоанн прииде ко храму Преображения Господня взяти икону Богоматере, и егда моляшеся пред нею, подвижеся икона от места своего на руце его честныя, и той с пением молебным изнесе ю на забрала града, глаголя народу: дерзайте, Мати о Бога нашего с нами есть. Сего ради, видевше Твое к ним благоволение, в пришествии чудеснем иконы Твоея явленное, в песнех возглашаем благохваления сицевая: Радуйся, Надежде христиан ненадежных; Радуйся, скорбящих Радосте и Заступление. Радуйся, безпомощным скорую помощь Твою являющая; Радуйся, утесняемым ослабу и свободу дарующая. Радуйся, православным воином Предводительница к победам; Радуйся, ратей неприятельских всекрепкое низложение. Радуйся, великий Новград бла-

говолением Твоим осенившая; Радуйся, на забрала его, яко Взбранная Воевода, во иконе Твоей пришедшая. Радуйся, ненаказанных мило- стивая Наказательнице; Радуйся, неразумных премудрая Вразумитель-нице. Радуйся, обидящих всегрозная Устрашительнице; Радуйся, обидимых Всеблагая Заступнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Силою Божиею укреплен, святитель Христов Иоанн вознесе святую икону Твою, Владычице Богородице, посреде самыя брани, идеже стрелы от сопротивных, яко дождь, падаху, и едина от них честный лик Твой на иконе устрели; абие же икона Твоя лик свой от полков враждебных отврати и слезы от очес источи, ихже собирая в фелонь свою, святитель Христов Иоанн народом дерзати повеле, они же, яко крепка некоего хранителя имуще, на сопротивныя устремишася и до конца победиша тех, зовуще Господу Сил: Аллилуиа.

Имеяше Тя воистину великий Новград Воительницу державную, Богородительнице Всеблагая, егда, паче надеяния, знамением иконы Твоея святыя победити сильным полки сопротивных людем Новаграда помогла еси. Темже, пение победное Тебе приносяще, взываем сице: Радуйся, умирение миру Святым Рождеством Твоим принесшая; Радуйся, средостение вражды древния разрушившая. Радуйся, неправедно враждующия наказующая; Радуйся, знаменьми и чудесы Твоими христолюбивыя люди утешающая. Радуйся, от стрелы вражия язву на лицы иконы Твоея приемшая; Радуйся, слезы благодатныя от нея дивно источившая. Радуйся, вой сопротивных слепотою и бегством поразившая; Радуйся, полки крепкия безсильны соделавшая. Радуйся, во бранех крепкая Помощнице; Радуйся, врагов посрамление. Радуйся, люди Твоя Дивною победою увенчавшая; Радуйся, Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Буря недоумения смущает ми ум: како возмогу недостойными усты воспети чудеса Твоя, Богомати Владычице, яже святою иконою знамения Твоего в Новеграде явила еси, даровав ю в помощь и заступление всем православным людем от враг видимых и невидимых? Темже, величающе неизчетныя милости Твоя к нам смиренномудренне воспеваем прославльшему Тя Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Слышавше о дивнем чудеси святыя иконы знамения Твоего в Новеграде, Пречистая Дево, како людие новоградстии, имуще сию, силою Твоею и пособием Божественнаго зрака Твоего преславное одоление на сопротивныя показаша, со благоговением и радостию поклоняемся сему чудному образу Твоему и хвалебне зовем Ти: Радуйся, Невесто Отца Безначальнаго; Радуйся, неискусобрачная Родительнице Превечнаго Слова. Радуйся, селение прекрасное Духа Святаго; Радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы благодатию осененная. Радуйся, древле пророки многообразие предреченная; Радуйся, Ангельския соборы чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, человеческаго рода возвышение; Радуйся, падших сынов Адамлих благодатное возстание. Радуйся, яко из Тебе в плоть облечеся Одеваяй небо облаки; Радуйся, яко млеком Твоим питала еси Питателя вселенныя. Радуйся, Всеблагословенная Богородице, Чистая Приснодево; Радуйся, Радосте наша и спасение душ наших. Радуйся, Заступнице наша, от Бога нам дарованная; Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Богосветлая звезда - икона знамения Твоего, Богородице Дево, великий Новград сиянием многих чудес духовно просвети, неоскудно источающи благодатныя исцеления всем верным, со усердием к ней притекающим. Не лиши и нас благодатнаго Твоего озарения и милосердных щедрот Твоих боголепным поклонением чествующих чудотворную икону Твою, да благодарственно воспеваем Богу: Аллилуиа.

Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Преблагая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приемляху. К нейже ныне приходяще, поклоняемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных, и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще: Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; Радуйся, печальных Утешение и бедствующих помощнице. Радуйся, болящих немздопри-имная Целительнице; Радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; Радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; Радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое Успокоение; Радуйся, стариц боголюбивых тихое Прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; Радуйся, даров духовных щедрая Подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Проповедует Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных от святыя иконы знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохраньши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа.

Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону знамения Твоего благодатным источением слез дивно прославила еси, неизчетныя милости от нея щедро подавающи всем скорбящим, и обремененным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными. Госпоже Всеблагая, и буди нам Помощница во спасение, да благодарственно Тебе зовем: Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу; Радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая. Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая; Радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго, о всем мире умоляющая. Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая. Радуйся, сущих в бедах и скорбех благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; Радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; Радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая. Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам источающая; Радуйся, всем вся полезная дарующая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Хотящи явити, Владычице, не токмо великому Новуграду, но и всему православному Российскому жительству преславныя чудеса Твоя от иконы знамения Твоего, сию во многих градех, обителех и весех от лет древних до дний наших дивными чудесы прославила еси слепым прозрение, разслабленным укрепление и многим болящим исцеление милостивно от нея дарующи и сим гюдвизающи люди величати Тя, возвеличившую род наш, и пети Христу Богу: Аллилуиа.

Новград и всю землю Российскую дивная икона знамения Твоего, Богородице Дево, чудесы блаогдатными осия, милости Твоя богатыя верным проявивши. Сию убо боголепным поклоненим чествующе, хвалебне Тебе, Владычице, взываем: Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих; Радуйся, благосердая Услышательнице молений наших. Радуйся, великий Новград благословением Твоим осенившая; Радуйся, в пределех его икону Знамения Твоего чудесы прославльшая. Радуйся, дев ликостояния прославлением иконы Твоея духовно возвеселившая; Радуйся, всесильными Твоими к Богу молитвами и нас ко блаженству райскому возводя. Радуйся, за всех нас милостивая к Сыну Твоему и Богу Хода-таице; Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая Споспешнице. Радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая; Радуйся, многих мест и обителей сокровище исцелений неоскудное. Радуйся, иноков и инокинь благопод-визающихся всемощная Покровительнице; Радуйся, и в миру благочестно живущих усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Странствующе в юдоли сей земней, многоскорбней и много-мятежней, горняго града - Иерусалима Небеснаго взыскуем и Тебе, Владычице, молим: путеводствуй нам по стези заповедий Христовых и сохрани нас от падений греховных, удиви на нас милость Твою и осени нас Твоим заступлением, да, Твоею помощию спасаеми, сподобимся купно со всеми святыми воспевати: Аллилуиа.

Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти: Радуйся, Богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; Радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; Радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, Надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая. Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; Радуйся, девственных ликов славо и похвало. Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; Радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая. Радуйся, омраченныя сердца светом истиннаго боговедения просвещающая; Радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Вс ангельския воинства благоговейно Тебе служат, Небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения Матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Ветии суемудреннии человечестии не могут постигнути Божественную тайну приснодевства Твоего, Марие Богородице, како в рождестве и по рождестве ключи девства Твоего целы сохранила еси, ангелов и человеков удививши. Темже Тя благочестно Матерь и Деву исповедующе, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, возвеличившая род человеческий непорочною Твоею чистотою; Радуйся, освятившая землю всесвятым Твоим рождеством. Радуйся, девство и рождество в Себе дивно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно Себе сохраньшая. Радуйся, велие вселенныя чудо; Радуйся, непостижимая человеческими умы тайно. Радуйся, ангельских ликов удивление; Радуйся, святых Божиих угодников присное радование. Радуйся, мира горняго первейшее украшение; Радуйся, мира дольняго благонадежное заступление. Радуйся, демонов низложение; Радуйся, ада попрание. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Спасителя падшему человечеству родила еси, Пречистая Дево, и Сего яко Младенца во объятиих Твоих носила еси, Егоже Божественное изображение и на иконе знамения Твоего нам являеши и многия милости и щедроты Твоя нам даруеши. Сего ради со благоговением и верою чествуем образ чудотворный Твой, Владычице, и молимся Тебе прилежно: буди нам Покров и защита в день Судный, да Твоим Матерним предстательством помилует нас Судия Праведный, Сын Твой и Бог, и сподобит нас деснаго стояния и пения Ему со избранными: Аллилуиа.

Стена необоримая и источник чудес икона Твоя святая явися, Богородице Дево, не токмо великому Новуграду, но и всей стране Российстей. Сию, яко знамение победное, имуще, воинства православныя врагов побеждают, и святителие ею благоукрашаются, и всяк возраст верных утешение благодатное от нея приемлет. Утеши и нас Твоим, Всемилостивая Владычице, благоволением и милостию, да хвалебно взываем к Тебе: Радуйся, крепкое наше Упование; Радуйся, несумненная наша Надеждо. Радуйся, великаго Новаграда многопетая славо; Радуйся, страны нашея благодатное ограждение. Радуйся, во дни брани победительная на враги Помощнице; Радуйся, во дни мира ко благочестию добрая Наставнице. Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение; Радуйся, благочестивых домов и супружеств благословение. Радуйся, девства и чистоты Поборнице; Радуйся, обидимых и гонимых Предстательнице. Радуйся, нагих одеяние; Радуйся, болящих исцеление. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Пение наше смиренное не презри, всемилостивая Царице, и утробу щедрот Твоих не затвори нам, всещедрая Владычице: се бо, обнищавше в добрых делех, к сокровищнице милости Твоея, чудотворней иконе Твоей, со усердием притекаем, Всеблагая, и, припадающе, молимся: озари нас светом Божественныя благодати Твоея и научи нас верно исполняти заповеди Сына Твоего и Бога, да достойно возможем пети Ему: Аллилуиа.

Света невечерняго приятелише, светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши нас, помраченных греховною мглою, Богородительнице Пречистая, и приводиши к немолчному славословию Твоего Пресвятаго имене. Знамением иконы Твоея святыя воистинну явила еси воеводство Твое державное, Госпоже Всеблагая, егоже светло празднующе, радостно зовем Ти: Радуйся, возвеличенная Богом паче земных и небесных; Радуйся, едина Чистая и Благословенная в женах. Радуйся, Царице и Владычице небесе и земли; Радуйся, порфиро Царя царей. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, главизно спасения человеческаго. Радуйся, уповающия на Тя несрамляющая; Радуйся, просящия Твоея святыя помощи от бед избавляющая. Радуйся, столпе и утверждение девства; Радуйся, щите и ограждение веры православныя. Радуйся, боголепное украшение Святыя Христовы Церкве; Радуйся, покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Благодать и милость Свыше подаждь нам. Владычице, от иконы Твоея святыя, юже в знамение заступления Твоего нам даровала еси, чудесы, от нея бывающими, православную веру в нас утверждающи, неверие же посрамляющи. Темже поклоняемся Тебе и молимся: в Православии соблюди нас, Всеблагая, и сподоби до конечнаго дыхания нашего верно пети Богу: Аллилуиа.

Поюще чудеса Твоя от иконы знамения Твоего явленная, Богородице Дево, хвалим, славим и величаем Тя, Честнейшую воистину Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, покрый нас державным Твоим покровом и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспеваем Тебе непрестанно гласом хваления: Радуйся, Богообрадованная и непорочная Приснодево; Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати. Радуйся, увенчанная диадимою царскою от Триединаго Бога; Радуйся, святолепная и светоносная палато святых Святейшаго Слова. Радуйся, одесную стоящая Сына Твоего и Господа; Радуйся, всегда молящаяся Ему за род христианский. Радуйся, Виновнице благодатнаго человеков обновления; Радуйся, кающихся грешных к Богу примирение. Радуйся, страждущих от бед Избавление; радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, телес наших врачевание; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

О Всепетая Мати Сладчайшаго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа! Нынешнее наше приемши приношение, от всякия избави нас напасти и скорби, и вечныя изми муки всех пред святою иконою Твоею с верою и любовию поклоняющихся и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

Трудно найти в средневековой Руси какой-либо иной художественный центр, который мог бы сравниться с Новгородом по древности своей истории, непрерывности развития и масштабу сохранившегося культурного наследия. Особенности новгородской живописи в ее необычайной суровости, величественности, в исключительной скупости художественного языка. Эти качества присущи уже наиболее ранним памятникам христианского искусства Новгорода, его зодчеству и иконам , образцы которых известны начиная с XI века. Среди различных видов живописи в Новгороде едва ли не самое важное место занимала иконопись .

Самые ранние из сохранившихся новгородских икон происходят их Софийского собора и исполнены, вероятно, сразу после окончания его строительства около 1050 года. Это наиболее древние из дошедших до нас икон, т. к. Киев и другие русские города в результате многократных разорений утратили свое убранство, иконы были уничтожены.

Иконы «Спас на престоле» («Спас Златая риза») и «Апостолы Петр и Павел» из Софийского собора имеют совсем особую иконографическую программу, не встречающуюся нигде в византийском мире и созданную, вероятно, специально для Руси.

Следующая по времени группа новгородских икон дошла до нас от первой трети XII века, когда после почти полувекового перерыва в Новгороде возобновилось строительство каменных храмов. Приблизительно во второй четверти XII века в художественной культуре Новгорода происходит существенный перелом. В соответствии со стилистическими изменениями, наметившимися в византийском искусстве, масштаб форм в местной живописи становится относительно умеренным, а образы - более эмоциональными и экспрессивными. Несмотря на то, что дошедшие до нас новгородские иконы этого времени происходят, вероятнее всего не из Софийского собора, а из более скромных городских храмов, они без сомнения, пользовались в Новгороде особым почитанием и поэтому были увезены в XVI веке в Москву. К их числу относятся иконы «Спас Нерукотворный» из церкви Святого Образа и «Ангел Златые власы» . Многие из ранних новгородских икон еще в древности приобрели значение исторических реликвий, а после переноса в Москву стали своего рода общенациональными святынями.

Центральными памятником новгородской иконописи второй половины XIII века является икона «Святитель Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях» , исполненная в 1294 году Алексеем Петровым для Никольской церкви на острове Липно. Святитель Николай, самый почитаемый святой на Руси, представлен как заступник всех христиан, как надежный защитник.

Вторая половина XIV века была исключительно плодотворным временем для новгородского искусства. Один из главных памятников 30–40 годов XIV столетия - иконы из праздничного ряда иконостаса Софийского собора. Их пришлось писать в связи с ремонтом храма после большого летнего пожара 1340 года.

На рубеже XIV–XV веков в культуре византийского мира важнейшее значение получает новый вариант позднепалеологовского стиля. Спокойные, незатесненные композиции, стройные фигуры, задумчивые лики, ритмичные, округлые контуры, согласованные оттенки мягко светящихся красок передают гармонию небесного мира. Восприятие нового стиля в Новгороде шло, в сравнении с Москвой, медленнее, а его воплощение в новгородской культуре XV века отличалось самостоятельностью и послужило толчком к исключительно интенсивному развитию местной иконописи , принесшей новгородскому искусству наибольшую известность. Поскольку сохранившиеся новгородские иконы первой половины XV века исполнены в ведущих мастерских, они с наибольшей достоверностью отражают оригинальный путь развития местной живописи. Так, «Сошествие Святого Духа» из Духова монастыря - это плоть от плоти новгородской иконописи конца XIV столетия, с ее глубоким, чуть приглушенным колоритом и мерцанием тонкого золотого ассиста на одеждах.

Современные знания о развитии русской живописи в XV столетии позволяют заметить, что первые десятилетия после падения Византии, т. е. приблизительно третья четверть XV века, стали временем сложения того гармоничного стиля, который опирался на традиции искусства Андрея Рублева и его круга, но в изменившейся ситуации приобрел новые качества. Русскому искусству третьей четверти XV века свойственны лаконичность контуров и их тонкий ритм, сдержанные движения и скупые жесты, стилизация очертаний фигуры, в которых слабо выявляются анатомические закономерности, всегда соблюдавшиеся в византийской традиции. Новгородские иконописные произведения конца XV века со всей ясностью показывают бережное сохранение византийской и местной традиции, воспроизведение древних иконографических схем и канонов, а также живописных приемов, сложившихся в Новгороде.

* Издательство предоставляет скидки постоянным покупателям.

Loading...Loading...