Сила рода восстановление родовых связей медитация. Практики для восстановления родовой силы

Беременные мамочки, взволнованные подготовкой к предстоящим родам, часто забывают, что после родов их ждет совершенно новая жизнь – жизнь с маленьким ребенком. И если роды, при всей их важности и значимости, все же длятся чаще всего не больше суток (18-20 часов в среднем), то после родов, как после свадьбы, начинается новый этап в жизни семьи. И чтобы как в сказке «все жили долго и счастливо », к этому этапу тоже стоит заранее подготовиться.

Что приготовить дома для новорожденного, как делать малышу , как его , одевать, носить на руках и в – темы других разделов нашего сайта. В этой статье речь пойдет о более глобальных вещах – о воспитании, общении взрослых с новорожденны м младенцем, о народных традициях воспитания и о пестовании.

Воспитание с колыбели

Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые – психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком , начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».

Поэтому огромную помощь в социализации ребенка , воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.

Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.

Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта от старших к младшим . Это позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана, но, благодаря исследователям фольклора, богатства народной педагогики (этнопедагогики) частично возвращаются в современную культуру.

«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми » (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых).

«Умел дитя родить – умей и научить», - гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детства закладываются основы характера . Формируется мышление, и отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.

Пестовать – значит воспитывать

Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.

Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит – воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.

Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – пестушкой. Да и само слово – напевное . В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! – являются сигналом ко сну.

Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.

«Чудесный дар – народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Оно дает малышу возможность ощутить себя летящей птицей или всадником, несущимся напролом (пока, правда, на отцовских коленях, а не на коне). Народное слово учит ребенка быть настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.» (Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Народные традиции воспитания детей: Методическое пособие/ Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. -Ч. 1.- СПб: СПбАППО, 2007.- 108 с.)

Мы – больше, чем Я

Человеку нужно ощущать себя неотъемлемой и необходимой частью сильного «мы» . В русской народной традиции это «мы» - прежде всего семья . Для младенца семья – весь его мир. Как часто мы видим, что, играя, дитя прибегает прижаться к матери или отцу, чтобы пополнить свою уверенность в самом себе, удостовериться в родительской помощи и поддержке.

Замечательно, если в семье, где растет маленький, есть бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки. Тогда это семейное «мы» приобретает для него временную глубину. Тонкое чувство родства переживает малыш по отношению к братьям и сестрам: семейный мир раздвигается еще и в ширину. А в центре – сам малыш - тоже важная, необходимая ступенька этой стройной иерархии . Это постоянно подчеркивается в тех, с виду незатейливых песенках и приговорках, что с самого рождения младенца постоянно звучат в устах его родителей и воспитателей.

Вот мама или бабушка разминает, перебирает пальчики ребенка:

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик - деда,

Этот пальчик – баба,

А этот – малышка,

Зовут его … Андрюшка!

Как хорошо: пальчики – свои, родные, на своей руке. Ближе некуда. И родные – тоже свои. Каждый на своем месте. И замыкает этот ряд хозяин пальчиков – «малышка».

Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он – часть дружного, благожелательного «мы».

Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме-гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное - взаимопонимание мамы и ребенка.

Игры и потешки для малышей

Различные физические упражнения, которые мы делаем с малышами, с помощью напевного слова и ярких образов, передаваемых через ощущения, превращаются в захватывающе интересную игру , интересную не только самому ребенку, но и взрослому, который с ним занимается.

Если вы уже упустили грудной возраст, не огорчайтесь. Старшие дети до 6-7 лет будут заниматься с вами с не меньшим удовольствием.

Для новорожденного же большое значение имеет «узнавание» , знакомство с различными частями его лица и тела. Для этого существует целый ряд специальных игр, когда взрослый с рифмованной приговоркой дотрагивается до волос, лба, щек, носа, подбородка малыша.

Игры с ручками и пальчиками

Значительное место в народной педагогике занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук. Это и известная многим «Сорока-ворона», и «Ладушки» и другие.

Например, «Вьюшки» .

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу, (кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваем, (хлопаем в ладоши, можно кулачками друг об друга)

Заколачиваю! (топаем ножками по очереди)

Колыбельные песни

Колыбельные песни – одна из вершин национальной поэзии. Примитивность, «устарелость» этих текстов - кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни , например: «... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», - имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, родной дом - это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых . Огромный внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя.

Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений . В этих колыбельных дом-защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края» , зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.

Жизнь – хороша, жить – хорошо!

Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к миру» - интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.

Рожденная в недрах теплой семейной жизни народная культура материнства и детства может и должна быть освоена современными людьми. Для этого взрослым нужно только и рассказывать сказки . Для ребенка неважно, есть ли у мамы музыкальное или филологическое образование, главное – чтобы напевное слово шло из самого сердца, наполненное теплом, любовью и заботой.

Зачем эти древности современным детям?

Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ребенка за счет максимальной приближенности к гармоничным ритмам «золотого сечения». К этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев. Уникальный телесно-психологический контакт матери и ребенка, возникающий при пестовании младенцев в этом «золотом ритме», не просто полезен, а жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современных новорожденных рождаются .

Развивающий уход – современный вариант пестования

Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для пестования своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорно-двигательной системы современных детей . Новые диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисплазия тазобедренных суставов - теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей .

Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, Европейской Школы остеопатии и отечественный опыт петербургской школы детского массажа, гомеопатии, уникальный архив петербургских этнографов из коллектива «Домострой». Так родилась новая методика современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой - .

Для того, чтобы будущим мамам было проще и приятнее запомнить все приемы массажа и выучить песенки-потешки, авторы программы разработали методику «Развивающего массажа для беременных». Вы можете прямо на нашем сайте.

Начните знакомство с этими методиками как можно раньше, ведь перед родами у вас будет очень мало времени на обучение, а после рождения малыша уже нужно начинать применять приемы развивающего ухода.

Пестование , чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать
А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

✔Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” - не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

✔Ладушки
Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.
– Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
– Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
– Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
– Пили простоквашку! - еще раз.
– Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

✔ Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на “легочном меридиане” - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
– Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
– Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
– Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):
– Здесь вода горячая…
– А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа

Совсем недавно наткнулась на очень интересный материал в интернете, где рассказывается о пестовании младенца. Сейчас деток воспитывают, учат, развивают, ухаживают за ними, а в старые времена их пестовали.
Многие родители играют со своими крохами в такие игры, как «сорока-ворона», «ладушки», «водичка- водичка, умой мое личико» и т.д. На самом же деле, это не просто игры, которые переходят из поколения в поколение, из века в век, а лечебный массаж, который называется пестование.

Знакомы ли Вам такие пестушки?

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Потягушки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Оказывается, что приговаривая такие пестушки во время ухода и игр с малышом, Вы включаетесь в энергетический поток земли. Каждый орган и каждая клеточка нашего организма работает и живет в своем ритме, а люди современности выбиваются из этих природных ритмов, а заболевший и протестующий организм успокаивает таблетками.

Как известно, на ладонях и стопах есть активные точки, которые проецируют все внутренние органы человека. А игра с пестушками является отличным массажем.

Играя, например, в «Сороку-ворону», мы делает круговые движения пальцем по детской ладошке, и это очень хорошо стимулирует работу желудочно-кишечного тракта. Начинать массаж нужно с центра ладони, затем увеличивать круги по спирали. Затем, когда Вы проговариваете слова: «этому дала, этому дала, а этому не дала» нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать его.

Мизинец отвечает за работу сердца, безымянный – за нервную систему и половую сферу, средний – за работу печени, указательный – желудок, а большой палец, которому ничего не досталось, отвечает за голову и так называемый «легочный меридиан», при массаже активизируется деятельность мозга и происходит профилактика респираторных заболеваний.

Игра «ладушки» и вовсе налаживает работу всего организма. Оказывается, что зажатый кулак считается признаком слабоумия или полного истощения энергии. По мере того, как кулачок у крохи раскрывается, он становится умнее и взрослее. Легче всего помогают раскрыться ладони именно прикосновения к круглой поверхности, не зря игра заканчивается словами: «кыш, полетели, на головку сели», когда кроха прикасается ладонями к собственной головке.

А вот самая редкая и забытая – «Три колодца». Она сейчас не заслуженно забыта, но тем не менее очень полезна для здоровья малыша. Игра начинается с большого пальца, который нужно поглаживать со словами: «Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы»… Далее слегка нужно надавить на запястье, на точку пульса (активизация иммунной систему и профилактика простуды) и продолжать пестование: «Здесь вода холодная»…


Затем проводим по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, куда опять нужно слегка надавить. Это регулирует работу легких. «Здесь вода теплая». Дальше нужно «пройтись» вверх до плечевого сустава. «Здесь вода горячая»… «А тут кипяток!» (пощекотать ребенка под мышкой). Малыш похохочет, что и будет отличным дыхательным упражнением.

В сезон гриппа и простудных заболеваний – это отличная профилактика и укрепление иммунитета. Кстати, такие игры и взрослым будут полезны.

До скорых встреч на страницах блога « »

Loading...Loading...