Апостольские чтения на 13 сентября. Чтение апостола

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Вруке Христа Живого почти на всех иконах - свиток Писания: Господь, Господин истории, Агнец закланный, распятый и воскресший - Он единственный, Кто может открыть все печати, потому что Он в нас и мы в Нём. В свете Пасхальном наше прочтение жизни должно всё более и более освещаться чтением Писания. Господь хочет « открыть наш ум к уразумению » событий, даровать нам способность видеть Его живое присутствие во всякой нашей смерти, потому что смерть побеждена Им. « Не бойся, Я был мертв, но вот, Я жив во веки веков »(Откр. 1:17-18).

В книге Неемии рассказывается, что после возвращения из 70-летнего Вавилонского плена богоизбранного народа священник Ездра читает Писание, забытое за годы изгнания. И все от восхода солнца до полудня внимают ему со слезами, в которых радость обретения Закона Божия смешана с печалью о их неверности, послужившей причиной этого плена после долгого периода разделений, предательств и бесполезных компромиссов с амбициозным язычеством.

О, если бы сегодня наш народ после своего не менее продолжительного и не менее страшного плена мог вернуться к слушанию слова жизни! Однако всё делается, чтобы лишить его этой возможности не только физически, но самое главное - сделать неспособным к восприятию высшей правды. А нам, христианам, дано, по милости Божией, стоять в храмах и слушать, как бы за всех, благовествование Евангелия. Мы слушаем это слово со смирением и благодарностью к Тому, Кто обращается лично к каждому из нас. Поистине мы должны слушать Евангелие, как если бы Сам Господь присутствовал здесь и говорил с нами. Пусть не скажет никто: блаженны, кто мог видеть Его. Потому что многие из тех, кто видел Его, участвовали в Его распятии, а многие из тех, кто не видел, уверовали в Него. Те же самые слова, которые исходили из уст Господа, запечатлены письменно, чтобы сохраниться для нас.

Возможно ли любить кого то, не зная его? Посвящать каждый день, хотя бы немного времени, чтению Евангелия с молитвой, значит начать постепенно познавать и видеть Христа, подобно тому как видели Его апостолы. Он Сам - в этих словах, исполненных мудрости, сострадания к несчастью грешников, святого гнева и твёрдости по отношению к дельцам от религии, терпеливой заботы об учениках, которые часто не понимают смысла Его слов. Трудно любить Господа, подлинно познавать Его, не слушая Слово Божие, не читая Святое Евангелие - хотя бы несколько минут каждый день.

Прежде чем начать чтение Евангелия за богослужением, священник или диакон произносит: « И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим ». А какой молитвой молится перед этим священник: « Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче, Твоего богоразумия нетленный свет ». И далее: « Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия. Мир всем ». И завершается чтение, как и начинается, нашим ответом: « Слава, Тебе, Господи, слава Тебе ». Как воздаём мы славу и хвалу Господу? Словами и делами, жизнью нашей? Или тут же забываем об этом слове, делая его бесплодным? Какое изгнание от лица Божия последует после этого для нас? - Горшее, чем Вавилон. И в своем Отечестве мы, весь народ наш, можем оказаться в худшем, чем Вавилон, плену. Великий враг Божий в мире - незнание самого главного; духовное невежество - причина и корень всех бед и зол, отравляющих народы и приводящих в смятение человеческие души. Невежество, усугубленное мощным организованным воздействием телевидения и СМИ, якобы объективно, без Бога, освещающими происходящее в жизни. Сколь великое множество людей, именующих себя православными христианами, терпят духовное поражение, становясь лёгкой добычей врага, - только вследствие отсутствия твёрдого знания своей веры. За невежеством следует заблуждение, пустота заполняется чернотой. Что может быть печальней того, когда незнание слова Божия делает мир неспособным принять спасение Христово, предлагаемое ему!

Восходя к горнему престолу, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает молитву «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех...». Восхождение это происходит для слушания Слова Божия - Священного Писания, которое является вершиной Литургии оглашенных.

Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет на средину храма, как бы к народам всего мiра, сеять Слово Христа в сердца людей.

«Апостолом» на церковном языке называется выдержка из какого-либо Послания или Деяний Апостолов. На каждый день церковного года (кроме Великого Поста, когда Литургия по будням не служится) полагается свое особое чтение, как и на каждый праздник. Таким образом, на Литургии могут читаться два (иногда три) Апостола.

«Мир всем!» - возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников (). С этим приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. «Мир, - по слову святого Иоанна Златоуста, - есть матерь всех благ и основание радости». В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а через них всем пастырям Христовой Церкви, силу духовного мира (). На приветствие священника «Мир всем!» чтец от лица всех молящихся говорит: «И духови твоему», - ответное пожелание того же мира от Господа священнослужителю, преподающему благодатный мир. Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельская благодать Святого Духа, разлившись во все концы мiра, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной. ().

Перед Апостолом поется стих из Псалтири, называемый «прокимном», что в переводе с греческого означает «предшествующий». Для каждой Литургии предписывается подходящий прокимен, подготовляющий нас к слушанию Слова Божиего. Прокимен вводит в таинство Слова. Ибо Слово Божие обращено не к одному разуму, а ко всему человеку, к той его глубине, или, на языке святых отцов, - сердцу, которое и является органом религиозного познания, в отличие от неполного, дискурсивного и рационального знания «мiра сего». Слышанию и пониманию Слова предшествует «открытие ума»: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (). Можно сказать, что радостное повторное возглашение прокимна, его «сообщение» собранию и принятие собранием и выражает в богослужении тот момент «отверзения ума», соединение его с сердцем, когда слова Писания мы слышим как слова Господа * .

Прокимен полностью поется только дважды, третий раз первую половину произносит чтец, а другую поет хор. Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй - один раз. В воскресные дни поется прокимен воскресный текущего гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый праздник, то поется только прокимен праздника.


*) Прот. Александр Шмеман. Цит. соч. - С. 90.

Суббота 33-й седмицы по Пятидесятнице

(1Сол.5:14-23; Лк.17:3-10)

Евангелие святого апостола Луки, глава 17, стихи 3-10:

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

1-е послание Апостола Павла к Солунянам, глава 5, стихи 14 - 23:

14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие 24 Господа нашего Иисуса Христа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 17:3-10 ) Лк.17:3. Наблюдайте за собою.

Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою». Вот, - говорит, - Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин.7:5).

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если... брат твой... согрешит против тебя», ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты... приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух», и прочая, что евангелист Матфей (Мф.18:15-17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет... тебе как язычник и мытарь», то есть мерзок и недостоин называться братом.

Лк.17:4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: «если... и семь раз в день обратится,... прости ему». А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (1Цар.2:5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (Мф.18:21-22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не «до семи, но до седмижды семидесяти раз», обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

Лк.17:5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Апостолы веровали в Господа, однако же, придя в сознание своей слабости, поняв, что Господь сказал о чем-то великом, и, услышав об опасности от соблазнов, просят, чтобы умножилась в них сила веры, чтобы чрез нее они могли исполнить то, что Он сказал, то есть относительно нестяжательности. Ибо ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование, равно как ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что Бог есть великий сокровищехранитель (казначей), а благость Его - неистощимая сокровищница; притом с верой они могут противостоять соблазнам. Поэтому апостолы приступают к Господу и говорят: «умножь в нас веру», то есть яви нас совершеннейшими и твердейшими в вере.

Лк.17:6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Господь, показывая им, что просьба их хороша и что им нужно твердо содержать ту мысль, что вера имеет великую силу, говорит: если бы вы имели веру, вы пересадили бы и эту смоковницу. Здесь две великие вещи, именно: что укоренилось в земле, то, во-первых, передвинулось бы со своего места, а во-вторых, пересадилось бы в море. А что может быть посажено в воде? Очевидно, сими словами Господь показывает силу веры. Быть может, кто-нибудь в переносном смысле под «смоковницей» будет разуметь диавола, так как он изобрел для нас вечного червя и питает его насаждаемыми им помыслами; ибо смоковничными листьями питаются черви, от которых бывают шелковые нити. Так и сию смоковницу вера может искоренить из сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну.

Лк.17:7. Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Лк.17:8. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
Лк.17:9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Лк.17:10. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать.

Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. «Кто, - говорит, - из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено «пaшущего», а потом присовокуплено «пасущего». Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви (1Тим.3:5)? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: «распашите себе новые нивы» (Иер.4:3), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.17:3-10)

Протоиерей Павел Великанов

Три темы сегодняшнего чтения кажутся никак друг с другом не связаны. Первая тема — о безграничной готовности прощать согрешившему против тебя; вторая тема — просьба об умножении веры и свидетельство Христа о силе даже самой маленькой веры, и, наконец, третья тема — притча о работнике и хозяине. Чтобы понять внутреннюю связь между этими кажущимися отдельными повествованиями, надо ответить на один вопрос: зачем нужна вера апостолам?

Странный вопрос — скажете вы. Ведь вера — это ключевая добродетель в религиозной жизни. «Без веры невозможно угодить Богу» — разве не так? Всё правильно, но есть один небольшой нюанс. Апостолы говорят об умножении в них веры после слов Иисуса о том, что прощение должно быть безусловным — и тут апостолы понимают: не, это уже перебор. Ну семь раз простить за день одного и того же человека — это уже что-то за гранью возможного. И как выход из такой ситуации они видят в существенном увеличении веры — при которой, как им кажется, вполне можно справиться с поставленной задачей прощения.

Ответ Христа кажется очень неординарным. Ведь по сути Он им говорит: было бы что умножать! Вы даже не понимаете, о чем говорите: вам кажется, что вера-то у вас есть, её надо только немного «увеличить» — а на деле-то именно с верой как таковой у вас очень большие проблемы! Но почему? Потому что для апостолов вера — это духовный инструмент, посредством которого можно добиваться высоких целей. Это — средство, а не цель. Однако в притче, которая последовала за этой краткой речью о вере, Иисус всё расставляет по своим местам.

В притче мы видим, что всё служение раба господину — и есть его жизнь. Он не «зарабатывает» какую-то похвалу или благодарность: он целиком «встроен» в жизнь дома хозяина, и это целостное служение без оглядки, что он за это получит, и есть единственно правильное устроение раба. Перенося этот образ на нашу жизнь, нетрудно понять: Бог ищет не рыночных отношений с человеком, а семейных, искренних, как у самых близких членов семьи. Ситуация, когда ребёнок не помоет посуду, если ему не пообещать конфетку — ненормальная. И здесь дело вовсе не в непослушании или детском эгоцентризме: просто у этого маленького человека ещё не появилось ощущение семьи как целостного организма, в котором от каждого — в том числе и от него самого — зависит общее состояние. Если ты не помыл посуду, когда вполне мог — значит, тем самым ты переложил эту задачу на плечи другого. Но если, напротив, ты сделал это дело — наивно ожидать какой-то награды — потому что ты сам и есть «благополучатель» результатов этого доброго деяния как член семьи.

Именно поэтому притча заканчивается странными на первый взгляд словами об отсутствии каких бы то ни было гарантий спасения. Христос призывает каждого трудиться для возделывания веры, исполняя заповеди — но при этом не ожидать появления какого-то исключительного отношения со стороны Бога. Почему? Да потому, что как только в семье родитель начинает выделять кого-то из детей — гармония семьи начинает трещать по швам. Если появляется «любимец» — значит, другие неизбежно становятся «недолюбленными». Бог, как безусловно любящий Отец, не изменяет Своё отношение к Его детям в зависимости от их поведения: Он каждого любит совершенно, даже несмотря на то, что эта любовь может не встречать не то что понимания — но даже желания её принимать.

В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас к невероятным отношениям с Богом: почувствовать себя полноправными членами Божественной семьи, ощутить своё родство друг с другом — и выкинуть из головы искушающие нас соблазны использовать — вместо того, чтобы беззаветно служить один другому!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Все то время пока апостолы сопровождали Спасителя в Его странствованиях, они спорили, кто из них займет в будущем царстве Мессии лучше место, поближе к царю. Очевидно, что для них возможность быть рядом со Христом ассоциировалась с властью и превосходством над другими людьми. Вместо служения ближнему, они хотят господствовать над ним. Именно поэтому в отрывке, который мы услышали сегодня, Спаситель указывает своим ученикам важный принцип, который должен быть положен в основу здоровой духовной жизни.

Для того, чтобы превратится в тирана для другого человека, не обязательно носить на голове корону, сидеть на троне в окружении сотни головорезов и держать в заложниках родных и близких несчастного. Можно просто упорно не прощать человеку дурной поступок, который он против тебя совершил. В каком-то смысле человек становится твоим должником. У тебя вроде бы как даже появляется моральное право ему отомстить. Вставить шпильку в подходящий момент. Распорядиться по своему смотрению его репутацией и судьбой. Это довольно широко распространенная разновидность бытовой тирании. И многие довольно успешно ею пользуются. Поэтому Христос и говорит о прощении. Ведь Он пришел не господствовать, но служить. Этому же принципу должны следовать и Его ученики.

Есть в словах Спасителя один важный момент. Вместо того, чтобы сказать о необходимости прощения один раз, Он усугубляет ситуацию: семь раз против тебя согрешил человек, семь раз ему прости. Зачем Он это делает? Господь прекрасно знает, что зачастую, даже прощая своему ближнему на словах, мы не можем отпустить обиду в своем сердце. В нем продолжает жить горький осадок. Наша память о дурном поступке, который он совершил против нас, держит его в заложниках. А потому человек вроде бы как остается нашим должником. Он продолжает быть виноватым перед нами, хоть мы и примирились. И при случае мы используем возможность ненавязчиво намекнуть ему на это: я тебя, дескать, простил, будь добр, соблюдай мои правила. Так, мы все еще держим человека на крючке, остаемся в положении господина.

Поэтому Христос и говорит: наблюдайте за собой, то есть внимательно всматривайтесь в свое сердце. Не все ваши прощения и благородные жесты являются таковыми на самом деле. Необходимо абсолютное прощение. Как будто ничего не произошло. Словно, кто-то стер из твоей памяти те обиды, которые нанес ближний. Поэтому Господь и используется число семь. Это отнюдь не указание на конкретное количество раз. Это число символическое. Указание на полноту, завершенность действия.

Далее Спаситель углубляет свою мысль: исполняя заповеди, нельзя делать своим должником не только человека, но и Бога. Странно ожидать награды за то, что живешь по Евангелию. Ведь если так, то евангельская жизнь для тебя - нечто из ряда вон выходящее, далекое, то, что отлично от твоей повседневной жизни. Все должно быть наоборот. Исполнение заповедей Христа должно стать для нас привычным, обыденным делом. Словно та рутинная работа, которая пропитывает нашу повседневность. Мы дышим, спим, ходим, едим, убираемся по дому и т.д. Но ведь ни у кого не возникает мысли требовать за это награду.

Ученики потрясены. Где взять столько сил, чтобы следовать тому, что только что сказал Христос? Поэтому они и просят увеличить в них веру. Конечно, речь идет не о вере рациональной. Не о рассудочном признании каких-то догматических истин. Речь идет о том живительном действии божественной благодати, которая одна может преодолеть узость и косность нашего сердца, наше малодушие и дать силы искренне жить по Евангелию.

Дай же и нам, Господи, такой веры и духовных сил, чтобы в свою меру исполнить Твою заповедь о служении ближним и Богу.

***

Священник Стефан Домусчи

Людей, которые подчеркнуто нецерковны, многое в Церкви смущает… Смущает язык, обряды, традиции, смущает поведение священников и мирян… Но все это оказывается мелочью по сравнению с таинством покаяния или проще говоря с исповедью. Обычно человек сразу говорит, что он бы и поисповедовался, но говорить ему толком нечего, так как он никаких особенных грехов не совершал… не убивал, не грабил… есть люди с грехами, пусть они и исповедуются… И на самом деле очень серьезная проблема.

Почему же многие задумавшись над исповедью рассуждают именно так? Действительно ли грехами, которые ранят душу, можно считать только самые страшные из них?

На самом деле, проблема в том, что рассуждая о грехах, современный человек часто ассоциирует их с нормами уголовного кодекса… Из-за чего даже десять заповедей, которые как будто бы все известны, в действительности неведомы, кроме 2-3 самых известных. Ни заповедь запрещающая идолопоклонство, ни заповедь об имени Божьем, неизвестны практически никому…

Когда же люди узнают о том, что первая заповедь вовсе не «не убий», а кроме тяжелых грехов делом, есть так же грехи внутренние, проще всего оказывается признать, что если так судить, то вся их жизнь оказывается сплошным грехом, а раз сил хотя бы на частичное исправление ее у них нет, то нечего и вовсе начинать… Все равно всех грехов не исправить.

Вспоминая, что больше многих других добродетелей, святые ценили рассудительность, стоит избегать, как одной крайности, так и другой. Трезво оценивать свое состояние и стремиться насколько возможно исполнять заповеди.

Но их так много, — может сказать человек, — не знаю, с какой начать! Зачастую начать оказывается проще всего с чего-нибудь внешнего! С внешнего вида, с характерных слов и выражений… Но если мы откроем Евангелие и постараемся расслышать, что главным считал Христос, то увидим, что Его учеников в первую очередь отличает не внешний вид, не речь или что-то подобное… Важнейшим отличием оказываются особые отношения, которые царят между ними… Отношения, которые основаны на любви. И как о здоровье мы задумываемся, когда заболеваем, так о любви, а точнее об ее отсутствии красноречивее всего свидетельствуют проблемы, возникающие при общении с ближними. Проблемы, которые выражаются в обидах и вражде.

В сегодняшнем чтении Спаситель говорит апостолам о прощении и примирении, как об основных и элементарных явлениях их христианского отношения друг ко другу. В этом контексте, как тот, кто говорит, что ему не в чем исповедоваться, так и тот, кто не знает, с чего начать, могут последовать совету Христа.

«Наблюдайте за собою» — призывает Он. И речь, конечно, идет о том, чтобы быть внимательным к своей внутренней жизни, к своим взаимоотношениям с людьми. Наблюдайте за своими взаимоотношениями и прощайте. Будьте с людьми честны, но и миролюбивы. Многим может показаться странным, что Христос предлагает нам прощать тогда, когда ближний попросит у нас прощения. Как будто бы без этого прощать не нужно. На самом деле, речь не об этом, и Христос этого не говорит. Просто зная людей, которые не прощают даже тогда, когда их об этом прямо просят, Он призывает из встать на путь прощения и начать этому учиться. Путь этот тяжел, но Христос зовет нас к нему, ведь Сам Он, по словам апостола Павла, возлюбил нас еще тогда, когда мы были грешниками. Конечно, такая любовь доступна не сразу и не без труда… Но стремиться к ней нужно и начать можно с малого. С прощения обид и примирения с ближними.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О разном
(1Сол.5:14-23; Лк.17:3-10)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол Павел пишет: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых». В церковной ограде есть и такие, и другие, и третьи. Конечно, бесчинные мешают, малодушные стремятся назад, слабые замедляют путь. Но это и было, и будет всегда. Это нам необходимо, как и прочие искушения. Так было и в Ветхом завете. Бог предупреждал Свою церковь: «нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15:21). А о соседних, враждебных Израилю, народах Он говорил: «Я не изгоню их от вас, и они будут вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3). Вспомним, наконец, как Господь запретил вырывать плевелы, чтобы тем самым не повредить пшенице (Мф.13:24-30). Ведь только сталкиваясь с различными проявлениями зла в нашем доме, в нашем храме, - мы видим, кто мы сами, чего мы стоим, и что успели приобрести за нашу христианскую жизнь!

Поэтому при виде чужого греха, первым делом, - «смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем». Но и мимо греха нельзя проходить: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Но если уж он покается, то «прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему». Услышав это, ученики ужаснулись, и взмолились: «умножь в нас веру», чтобы нам поднять такие подвиги любви! Господь одобрил их желание. Но при этом сказал: «если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас».

Еще Апостол говорит: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Именно «всегда», «непрестанно», и «за все», без исключения. И для этого, пожалуй, нужна не меньшая вера, чем пересадить смоковницу.

Конечно, слыша о «горчичном зерне», земля может пойти из-под ног. Мы считали себя верующими, а у нас и такой веры нет. Но вспомним, что даже ученикам Господь по их просьбе сразу не умножил веру, хотя и сказал о ее важности. Божьими дарами надо уметь пользоваться. Иному только дай настоящую веру, - он такого натворит! И реки вспять пустит, и всех больных исцелит, - пусть грешат в полную силу! И уж конечно после этого не скажет: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Выполнив даже самое малое, ничтожное, мы уже втайне ждем, что Господь тут же скажет: «пойди скорее, садись за стол»!

«Все испытывайте, хорошего держитесь», - продолжает Апостол. Испытывая все, совершенно не обязательно, например, самому вываляться в грязи, чтобы понять, что это - «не хорошее». Глупый двадцать раз спотыкается на одном месте, а умный может даже ни разу не споткнуться, потому что пользуется накопленным опытом, - и церковным, и просто человеческим.

Вот сколько важного и полезного услышали мы сегодня от Апостола Павла. Но - что это? Заповеди? Но заповеди даются в повелительном тоне. Наставления? Советы? Но здесь и не учительный тон, и не тон братского совета. Апостол пишет: «Умоляем» «вас, братия»!

Как мы умоляем о том, что нужно нам, так и он умоляет нас, как будто ему это надо во много раз более, чем нам! Так бы и нам умолять тех, кто согрешает против нас!

А чтобы это у нас хоть как-то получилось, Апостол умоляет и Бога: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Церковный календарь. 1 февраля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 1 февраля

Читаем Апостол. 1 февраля

Мульткалендарь. 1 февраля. Макарий Великий, Египетский

Мульткалендарь. 1 февраля. Святитель Марк, архиепископ Ефесский

Этот день в истории. 1 февраля

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательными, предупреждающими, чего делать не до лжно.

Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса – с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, говорят они. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди.

Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла – все заповеди – если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

Мы знаем, как слово Божие говорит нам о любви. Действительно, Бог наш есть любовь. Все в мире – и небо, и земля, не только закон и пророки – утверждается на любви. Убери закон любви, и все рассыплется. Все пророки говорят о любви и живы любовью, потому что только любовь зряча. Только любовью можно видеть то, что происходит здесь, на земле, и в вечности. И только любовь делает законными отношения между людьми. И ничто не является в нашей вере истинным и православным, если на первом месте не стоит любовь.

Святые отцы говорят, что любовь – это главная крепость. Только в ней может обретать безопасность воинство Христово, то есть мы, ищущие Господа. Любовь – это самая главная тайна человека. Что такое человек? Это существо, созданное Богом для любви. И потому так возненавидел сатана человека.

Короткое и сладкое слово «любовь». Сладкое, как «Иисусе Сладчайший», как имя Божие сладкое. В любви – исполнение всего закона, и иго заповедей с любовью воистину легко. Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – и если бы мы среди этого страшного мира научились ходить этим древним и вечно новым путем, то уже здесь, на земле, мы «обрели бы покой душам нашим».

И вот, мы слышим в Евангелии сегодня, как книжники и фарисеи, ветхозаветные богословы, умолкают после такого ответа Спасителя. А Он в Свою очередь задает им Свой вопрос: «Что вы думаете о Христе, Чей Он Сын?» Вопрос, ответ на который известен им был лучше всего, потому что они каждый день в катехизисе несколько раз повторяли, что Христос – это Сын Давидов. Это, в конце концов, перифраз «Сын Давидов – Помазанник», то есть Христос. Поэтому для них не составляет никакого труда ответить на вопрос Спасителя.

Но если Христос – Сын Давидов, спрашивает их Господь, то почему же Давид называет Его Господом? Все мы можем прочитать это в 109 псалме. И ясно, что ответ, который они дают – недостаточный, неадекватный. В самом деле, когда какой отец обращался к своему сыну как к Господу? И для тех, кто не знают Божественности Христа, это не может не быть абсурдом.

Поэтому они молчат – они не знают, что отвечать Господу. Либо молчат, потому что в нечестии своем не желают признать Мессию Богом. Так далеко зашло их богословие, что они уподобляются самому сатане, который цитирует Священное Писание.

А для нас, знающих Бога, ответ – по дару Божию, по дару Христовой любви, по дару Духа Святого, так же как это было Духом Святым дано Давиду исповедовать Христа Господом – ответ совершенно ясен. Как Бог – Христос Господь для Давида, а как человек – Он Сын Давидов. То, что Он Сын Давидов, можно узнать, изучив родословные, а то, что Он Бог, невозможно никаким умом постичь.

Именно потому, что Господь наш Иисус Христос – Господь для Давида, можем мы постигать, что Он Сын Давидов. Постигать тайну Его Божественного истощания, тайну Его любви, когда Он становится человеком, когда Он принимает весь путь человеческий до конца, до смерти крестной.

Господь заграждает уста этим лжебогословам, «и с того дня, – как говорит Евангелие, – никто из них уже не спрашивал Его ни о чем». Не смел Его спрашивать. Можно было бы, конечно, спрашивать о многом, если бы тот же самый вопрос был задан бы по-другому. Потому что если бы они искали истину, услышав это, они бы задавали еще и еще вопросы, и самый главный вопрос они бы задали: что же нам делать, чтобы спастись? Но поскольку цель у них была другая, то они отошли от Него.

О чем говорит нам сегодня слово Божие? О том, что все христиане без исключения призваны быть богословами, не уступающими ни в чем книжным богословам. Оттого, что они помазаны тем же помазанием, каким был помазан Христос – Духом Святым по дару Христа, по дару Креста Его, по дару Его любви к нам. Наше слово о Боге будет только тогда истинным, когда мы имеем любовь ко Господу. Есть два способа изучения богословия. Одно внешнее знание, книжное. Книги нужно читать, каждый кто сколько может вместить, но есть и другой способ – это когда жизнь наша, согласная с самой главной тайной Христа, с Его Крестом, с Его любовью, постигает непостижимое ни для какого ума.

Что вы думаете о Христе? – спрашивает Господь, в конце концов, каждого человека. Потому что каждый человек (не только христиане) говорит свое слово о Боге. Одни не думают о Нем совсем ничего, даже христианские богословы могут ничего не думать о Нем. Другие могут умалять Его честь и достоинство. Мы знаем, какие еретики были в Церкви Христовой и какие доныне есть. Третьи могут быть злобно настроены против Него, как вот эти богословы книжники. И так каждый человек, так или иначе, оказывается богословом.

Для тех, кто уверовал во Христа, Господь драгоценен. И то, что они думают о Христе, драгоценно. Будь это смиренные рыбаки апостолы. Апостол Иоанн Богослов – его Евангелие, его Апокалипсис, его Послания – все свет Духа Святого и любовь Божественная. Или преподобный Силуан Афонский, память которого недавно совершалась, – простой тамбовский крестьянин, который пишет такие поразительные слова о Боге. И день, и ночь плачет его душа о Христе и о том, что другие люди не думают об этом, и поэтому теряют все и погибают.

Сегодня Святая Церковь предупреждает нас против внешнего богословия, не потому что оно плохо, а потому что существует опасность так называемого интеллектуализма, когда все пропускают только через голову, а не через душу и сердце. Такие богословы могут быть очень образованными людьми, они могут очень хорошо говорить, но самого главного нет в их слове. С одной стороны существует опасность богословского невежества, с другой – дерзкая попытка познать истину одним умом.

Мы должны всегда помнить, что главное, определяющее нашу мысль, наш дух и наше исповедание веры – это поклонение Кресту Христову. Если оно подлинно, то открывается нам любовь Божия, даруется нам благодать Духа Святого, через которую мы познаем все тайны жизни – и кто был и есть, и во веки будет Спаситель наш Мессия Христос.

Мы видим сегодня эту полноту и неповрежденность исповедания истины по тому сонму, недавно прославленному, новых мучеников и исповедников Российских. По тому множеству святых угодников Божиих, которые все изображаются с крестом. Каждый из них держит в кресте всю тайну богословия, всю тайну того, Кто есть Христос и по человечеству, и по Божеству, и приобщенность этому богословию. И мы должны увидеть славу, которую хранит наша Церковь, и быть достойными этой славы, этого богословия.

И еще раз скажем: нелепо думать, что кто-то здесь будто бы выступает против внешнего знания. Но только любовью можно постигнуть, почему Давид называет Христа Господом. Только благодатью Креста, когда мы всей жизнью приносим Ему поклонение.

Крест – это то, где соединяются неразрывно истина и любовь, потому что мы знаем, сколько любви погибает в мире без истины. Крест – это самая мудрая книга, какую только можно прочесть. Кто не знает этой книги, тот невежда, даже если он знает наизусть все Священное Писание. Подлинные богословы только те, кто любят эту Книгу, учатся у нее, углубляются в нее. Все горькое, что есть в этой Книге, не будет никогда достаточным для того, кто хочет насытиться ее сладостью, потому что эта сладость – Христова истина и любовь.

Loading...Loading...