Чеченцы были христианами. Православная Чечня: “Мама, почему я ношу крестик? Почему я один?”

Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

По этой же теме:

Как уживались ингуши и чеченцы с соседними народами Российской империи Чеченцы и ингуши: главные отличия Как чеченцы и ингуши воевали на Первой мировой

Полтора десятка чеченских строителей в воскресенье напали на поселок Плодородный, который входит в Кругликовский округ Краснодара. Как рассказал GTimes госпитализированный после этого с сотрясением мозга Андрей Вавилкин, он пришел к бабушке, которая сидела в беседке у магазина: "Там находилось еще трое парней и продавщица. Я сидел на столе минут пять. Вдруг прибежали эти люди, крикнули "Бей их всех" и начали нас всех избивать. С собой у них ничего не было, никакого оружия, били руками и ногами. Через минут 10 приехала скорая, милиция. Я попал в больницу, меня выписали только на следующий день".

По другим данным, у одного из нападавших был нож, который он выбросил в палисадник, а местная жительница случайно нашла.

Вавилкин уверен, что это были чеченцы. Он общался с одним из них недели за две до побоища, и тот сам говорил, что приехал из Чечни. Он и другие строители элитного коттеджного поселка "Вишневый сад" часто приходили в магазин в Плодородном и успели там примелькаться. Особой агрессии не проявляли, но вели себя вызывающе. "Допустим, могли в магазине стоять и не давать пройти, если их попросят. Такие вот они", - отмечает Андрей.



Испытывать личную неприязнь к кому-то из присутствовавших в беседке драчуны не могли, так как ни с кем знакомы в общем-то не были. Причиной нападения был алкоголь, считает Вавилкин: "До этого они выходили из магазина, пиво брали. И накануне, в субботу, у них был праздник - День строителя". По свидетельствам других очевидцев, нападавшие падали, пока шли, то ли в алкогольном, то ли в наркотическом опьянении.

На одном из интернет-сайтов появилась информация, что в драке участвовали и азербайджанцы, однако в краснодарском представительстве Всероссийского азербайджанского конгресса ее опровергли.

Жертвами распоясавшихся чеченских строителей, помимо тех шести человек, что сидели в беседке, стали шестилетний мальчик и его отец. Ребенка они сбили с велосипеда ногами. "Кричали, что перережут весь поселок, поставят всех на колени", - рассказывают местные жители.

Полицейский патруль вместо того, чтобы сразу отправиться по следам нападавших, тянул время, предлагал дождаться участкового. Тем временем второй вызванный патруль, как полагают местные жители, поехал предупредить чеченцев. "К тому моменту собралось в поселке 50 человек мужчин, которые двинулись к "Вишневому саду". По прибытии было обнаружено, что чеченцы собрали все вещи и уехали", - написал в социальной сети коренной житель поселка Андрей Игнатенко .

На домик, в котором жили чеченские строители, указали их коллеги из Средней Азии. "Рабочие из Азии - милейшие люди, всегда здороваются, ведут себя крайне корректно, - отметил Игнатенко в разговоре с корреспондентом GTimes. - Кто были вот эти люди с Кавказа, до сих пор никто не понимает. Я считаю, что правоохранительные органы должны разобраться, что они здесь на стройках вообще делали. Просто всем известно, что чеченцы не работают, по крайней строителями".

Жители были уверены, что власти постараются замолчать эту драку. И действительно, начальник отделения по взаимодействию со СМИ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Денис Клочко заверил журналистов, что в Плодородном подрались всего три человека. "Никаких сведений о массе избитых кавказцами не поступало", - заявил он.

Однако свидетелей нападения оказалось более чем достаточно, информация дошла до федеральных СМИ, ей занялись депутаты городской Думы Краснодара, и тогда уже полиции ничего не оставалось, кроме как начать расследование.

Но и сейчас правоохранительные органы пытаются представить инцидент как бытовой конфликт, в котором виноваты обе стороны, а не как вылазку пьяных экстремистов. Сегодня на сходе граждан начальник краснодарского ГУВД Олег Агарков и управляющий строительной компании ООО "Бизнес Инвест" с когортой прорабов заявили, что чеченцев в коттеджном поселке не было. Заявление в ОВД подали всего два жителя Плодородного. Остальные обратились лишь в администрацию краевой столицы. Возбуждено уголовное дело, в рамках которого задержаны все 65 строителей из "Вишневого сада" и один прораб. Кроме того, начата служебная проверка в отношении патруля.

На вопрос, могло ли нападение на краснодарский поселок быть местью за слова губернатора Александра Ткачева, Андрей Игнатенко ответил, что вряд ли. "Они люди некомпетентные, жили на стройке, может, и не слышали об этом. Но если бы не заявление Ткачева, на инцидент в Плодородном никто не обратил бы внимания, и его не раскручивали бы СМИ", - уверен блогер, первым рассказавший о нападении на поселок и бездействии краснодарской полиции. И найдет ли она теперь чеченских разбойников, большой вопрос. Вот вам и закон, единый для всех. А были бы вместо полиции ткачевские казаки, ни один из нападавших от возмездия бы не ушел.

Представляю вашему вниманию одну очень противоречивую (IMHO) статью, взята она с Гайдпарка , однако прочитав её я реший посмотреть первоисточник, им оказался сайт POBEDA.RU , при чем заявлено, что это сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Читал и думал, боже мой, в какое время живем!
Не удивлюсь,е сли в ближайшее время появится новый святой мученик Андрей...

================================================================

Чечня, март 95-го. Разведгруппа старшего лейтенанта Маньшина действует в горах в районе Шали в поисках баз боевиков. Когда нашли одну из крупных баз, «чехов» ликвидировали. Оставили в живых двух пленных. Один из них - Иса Малиев - был помощником полевого командира. Другой - рядовой боец. Этого, последнего, пришлось вскоре тоже ликвидировать, при попытке к бегству. Ису Малиева таскали вместе с собой по горам. Чеченец был настроен весьма агрессивно. Он страшно таращил глаза, обещал, если останется жить, всем головы поотрезать. Бойцы интересно реагировали на его угрозы: смехом. Первые два дня Иса активно угрожал. А на третий день, когда появилась первая возможность привала, бойцы посадили его за костёр, накормили, поделившись последним, и принялись травить анекдоты. С этого момента Иса замолчал. Два дня молчал. На исходе четвёртых суток разведгруппа перешла горный хребет и вернулась на свою базу. При подходе к базе Антон отвёл в сторонку Ису и развязал ему руки.

Иди, Иса, я тебя отпускаю. Только смотри, оружие в руки больше не бери. Если тебя в следующий раз поймаю - убью - прямо говорю!

Я думал, ты меня в живых не оставишь, - чеченец был удивлён и даже обескуражен.

Он пошёл, но через несколько метров остановился, повернулся и спросил:

Что вы за люди такие странные, Русские?

Мы просто христиане.

Знаешь, если бы все Русские были такими, как вы, я бы никогда против вас воевать не стал.

Мы все такие. Просто ты не знаешь.

И он ушёл.

Проходит год. Антон поступал в Московский военный университет, что в Лефортово. Приехал домой после вступительного экзамена. И тут звонок в дверь. Открывает - на пороге стоит Иса собственной персоной - с «авоськами», в которых - арбуз, дыни, виноград.

Как ты меня нашёл?

Земля слухами полнится, - улыбается.

Он зашёл. Бывшие противники обнялись, чаёк попили. Потом стали прощаться, а Иса и говорит:

Слушай, Антон, ты и твои солдаты очень изменили сердце моё. Я понял, что вы, Русские, необычные люди. И что если у России будут такие воины, то она непобедима. Скажи, где у вас можно покреститься?

Да в любой церкви.

А отдохнуть... в каком-нибудь монастыре?

Единственный монастырь, который знал Антон - Тихоно-Луховской, в Ивановской области, где подвизался один из его бойцов. Туда он его и направил. В шутку. Не поверил в намерения чеченца.

Иса уехал.

А через два месяца прислал из Ивановской области письмо, в котором говорил, что покрестился с именем Андрей. А ещё через полгода в письме сообщил, что он уже послушник этого монастыря и готовится к принятию монашеского пострига.

Когда Антон заканчивал первый курс, он решил посетить Тихоно-Луховскую обитель, где и узнал от монахов, что послушник Андрей был убит в своей келье во время молитвы. Он стоял на коленях перед иконами, а в спине его торчал кривой нож. Видимо, его соплеменники отомстили...

На вопрос А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения? заданный автором Невролог лучший ответ это Сысоев много чеченцев в православные завербовал, за что его и убили.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения?

Ответ от Братец Лис [гуру]
Ислам там всего ничего - триста лет, завезенный из персии, да еще и полусуфийского толка, то есть для своих более ревнивых, радикальных братьев они чуть ли не кафиры, нет ничего удивительного если один не укоренившиеся в сознании религиозный догмат так легко сменяеться другим.


Ответ от Landholder [гуру]
может какой-нибудь ребенок, несчастный рожденный в блуде от мамы Наташи или Веры, ведь сказать что у него нет чеченской крови нельзя, значит есть и такие черноокие чернобровые "иваны" с крестами на груди. но я знаю такого парня - с 4 лет рос в деревне без отца с русской матерью, ему теперь 26 и он принял ислам, правда отец разыскал его. кровь не вода.


Ответ от Перебросить [гуру]
Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в. , преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство, видимо, его догматы не вошли в острое противоречие с древними языческими представлениями. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т. д.
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г. , говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы «Хунзов» (хунзахских аварцев) и «Нохчиев» (чеченцев) . Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
Однако вайнахское христианство было достаточно неглубоким по своему наполнению. Проповедникам так и не удалось всерьез обратить вайнахов в христианство. Исполняя христианские обряды и молясь христианскому богу, они, тем не менее, сохраняли языческие представления о мире и автохтонное мировоззрение.
По свидетельству И. Цискарова («Записки о Тушетии» , 1848 г.) , один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали «персияне» и обратили вайнахских горцев в ислам.
Бацбиицы - небольшой субэтнос, родственный чеченцам и ингушам. Численность 2,500 человек (2009). Исторически проживали в Тушетии (горной области на северо-востоке Грузии)



Ответ от Иной [гуру]
что такой чечен?


Ответ от Roman - Ibrohim [гуру]
Позорище может и обитает такой, но лучше ему нормальным людям на глаза не попадаться, а со своими толерастами - пожалуйста!


Ответ от Peter Strasser [гуру]
Я знал и знаю нескольких


Ответ от Ицхак [гуру]
После стольких лет безбожия вполне возможно и такое. Но это может быть только из-за недостатка знаний о последней религии. Сознательно перейти от Единобожия к многобожию-нужно быть нездоровым человеком.


Ответ от ! O [гуру]
Наверно если поискать, то и найти можно.. .


Loading...Loading...