Читается вседневное славословие. По входе – тропари и кондаки


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).


Понедельник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

Календарные заметки:

Начало Успенского поста .
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
На литургии поется Трисвятое.
Совершается малое освящение воды.
Крест относится в алтарь вечером по отпу́сте вечерни.
С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 6 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Пособи́вый, Го́споди…».

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти» . Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Ектении – сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Креста, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь Креста, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста .

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Креста (Минеи) и мучеников.

Апостол и Евангелие – Креста, дня (под зачало) и мучеников.

В этот день совершается чин малого освящения воды . По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).

Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.

Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к – су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).

По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

В 48-й главе Типикона на 1 августа на Литургии по входе не указаны тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого, хотя на основании общего устава (Типикон, гл. 52) тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого могут петься.

14 августа, или 1 августа по юлианскому календарю, православные христиане отмечают праздник Изнесения честных древ Креста Господня и память ветхозаветных мучеников Маккавеев. Эта дата в церковном календаре также называется днем Крещения Руси. В этот день в храмах совершают водосвятные молебны и освящают мед.

Церковнославянское название этого праздника — «Происхождение честных древ…» — не совсем правильный перевод греческого слова, означающего торжественную процессию, или крестных ход. Праздник был установлен в Константинополе в IX веке. Греческие источники говорят о происхождении праздника следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (то есть в соборе Святой Софии — ред.). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения».

Согласно богослужебному уставу, этот день относится к числу «малых» праздников, однако, имеет один день предпразднства. На утрени, во время пения Великого славословия, из алтаря на середину храма выносится украшенный цветами и травами крест. Далее совершается поклонение кресту и помазание освященным елеем, как это принято в праздники.

После литургии 14 августа совершают чин малого освящения воды (водосвятный молебен). В дореволюционном Киеве на Первый Спас (одно из названий этого праздника в народе) после литургии из многих церквей выходили крестные ходы, которые направлялись к Крещатицкому источнику, где когда-то крестились сыновья равноапостольного князя Владимира. На этом месте, теперь это неподалеку от Пешеходного моста, установлена колонна Магдебургского права. Тут торжественно служили водосвятный молебен.

Также в народе этот праздник называют «Маковеем» — благодаря памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев (166 год до Рождества Христова), которая совершается в этот же день, и не имеет никакого отношения к маку. По традиции в этот день освящают не только воду, но и мак, васильки и мед нового сбора. Именно поэтому праздник получил также название «Медовый Спас».

Успенский пост, который начинается также в этот день, имеет фиксированные даты. Он длится ровно 2 недели, от 14 до 28 августа. Во время этого поста рыбу разрешается вкушать только на праздник Преображения Господня 19 августа, а в остальные дни в пишу употребляют только продукты растительного происхождения (в некоторых местах разрешают также морепродукты, но не рыбу).

По происхождению этот Богородичный пост — самый молодой. Он не был общеизвестен еще в XIII веке.

В Русской Православной Церкви в этот день также отмечают празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память о победе, которую получил князь Андрей Боголюбский над булгарами в 1164 году.

Религия в Украине , перевод с украинского «Киевской Руси»

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и...

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня славословная. Перед вечерней переносится Честный Крест с жертвенника на престол (см. в Неделю Крестопоклонную). Так поступаем, если утреня совершается с вечера. Если же утреня служится утром, то Крест по установленному чину переносится после отпуста вечерни. НА ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ Кафизмы нет. На Господи воззвах: Стихиры Креста (глас 4-й) – 3, мучеников (глас 1-й)– 3, Слава: мучеников: (глас 8-й): Святии Маккавеи мучителю глаголаху: И ныне: Креста: (глас 8-й): Егоже древле Моисей преобразовав: Входа нет. Свете Тихий: Прокимен дне. На стиховне: стихиры Октоиха (глас 8-й); Слава мучеников (глас 8-й): Души праведных: И ныне: Креста (глас 8-й): Глас пророка Твоего Моисея: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников (глас

1-го АВГУСТА. Понедельник. Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Святых мучеников Маккавеев. Начало Успенскаго поста. Служба происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня славословная. Перед вечерней переносится Честный Крест с жертвенника на престол (см. в Неделю Крестопоклонную). Так поступаем, если утреня совершается с вечера. Если же утреня служится утром, то Крест по установленному чину переносится после отпуста вечерни. НА ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ Кафизмы нет. На Господи воззвах: Стихиры Креста (глас 4-й) – 3, мучеников (глас 1-й)– 3, Слава: мучеников: (глас 8-й): Святии Маккавеи мучителю глаголаху: И ныне: Креста: (глас 8-й): Егоже древле Моисей преобразовав: Входа нет. Свете Тихий: Прокимен дне. На стиховне: стихиры Октоиха (глас 8-й); Слава мучеников (глас 8-й): Души праведных: И ныне: Креста (глас 8-й): Глас пророка Твоего Моисея: По Ныне отпущаеши: тропарь мучеников (глас 1-й): Болезньми святых; Слава, и ныне: тропарь Креста (глас 1-й): НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Креста (глас 1-й) (дважды), Слава: тропарь мучеников (глас 1-й), И ныне тропарь Креста (глас 1-й). По 4-й и 5-й кафизмах: седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха (глас 8-й) 1-й со ирмосом – на 4, Креста (глас 6-й): – на 6, канон мучеников (глас 8-й) – на 4. Ирмосы: Воду прошед: Катавасия: Крест начертав, Моисей: Припевы: – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. – Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. – Святии мученицы Маккавеи, молите Бога о нас. По 3-й песни: кондак (глас 2-й), икос и седален (глас 8-й) мучеников; Слава, и ныне: седален Креста (глас 6-й): Крест Твой, Господи: По 6-й песни: кондак (глас 4-й) и икос Креста. 1

На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Достойно есть не поем. Ексапостиларий Октоиха; Слава: светилен мучеников; И ныне: Креста: Крест, хранитель: На Хвалитех: стихиры Креста (глас 1-й) – 3, святых – 3, Слава: мучеников (глас 4-й): На Маковеев собравшуюся рать: И ныне Креста (глас 4-й): Пособивый, Гсподи: Славословие великое тихо со гласом. И бывает вынос Креста и поклонение ему, как указано в Неделю Крестопоклонную. При целовании Креста поются стихиры: Приидите вернии: – Зрящи Тя тварь: – Днесь Владыка твари: Слава, и ныне: – Днесь неприкосновенный: Ектения сугубая. Отпуст: Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста: Час 1-й. На часх: тропарь Креста, Слава: тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников поперерменно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: от канона Креста (песнь 3-я) – на 4 и от канона мучеников (песнь 6-я) – на 4. На входе: … во святых Дивен сый: По входе: тропарь Креста, тропарь мучеников. Слава: кондак мучеников, И ныне: кондак Креста. Прокимны: Креста (глас 6-й): Спаси, Господи, люди Твоя: и мучеников (глас 4-й): Святым, иже суть на земли Его: Апостол: Коринфянам зач. 125-е и к Евреям зач. 330-е. Евангелие: от Иоанна зач. 60-е и от Матфея зач. 38-е. Причастны: Креста: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи: и мучеников: Радуйтеся, праведнии, о Господе: 1 августа совершается чин малого освящения воды. По Уставу, освящение воды совершается вечером на Утрене по изнесении Креста (перед поклонением), или утром перед 3-м часом. На практике же, освящение воды обычно совершается после Литургии вместе с освящением меда нового сбора. Чин водосвятия см. в Минее, чин освящения меда – в Требнике. 2

6 -го АВГУСТА. Суббота. СВЯТОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Служба праздника Преображения Господня бденная, совершается по Минее.. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж не поется. На Господи воззвах: Стихиры Праздника (глас 4-й)(стихиры – по дважды) – 8, Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): Прообразую Воскресение: Вход. Прокимен великий, глас 7-й: Бог наш на Небеси: Чтения Праздника – 3. На литии: стихира Праздника (глас 2-й) Слава: Праздника (глас 5-й): Приидите, взыдем: И ныне: Праздника (глас 5-й): Закона и пророков: На стиховне: стихиры Праздника (глас 1-й), Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): Петру, Иакову и Иоанну: По Ныне отпущаеши: тропарь Праздника (глас 7-й) (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Праздника (глас 7-й) (дважды), Слава, и ныне: той же. По 16-й и 17-й кафизмах: седальны Праздника (дважды). Полиелей. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение. Псалом избранный: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его: Седальны по полиелее. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея: Прокимен Праздника (глас 4-й): Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуетася: Евангелие: От Луки зач. 45. Псалом 50-й. Каноны: Праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8 (ирмосы по дважды). Ирмосы: Лицы израильтестии: и Воду прошед: Катавасия: Крест начертав Моисей: Припевы: – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. По 3-й песни: седален Праздника (глас 4-й), Слава, и ныне: той же: По 6-й песни: кондак Праздника (глас 7-й) и икос Праздника. На 9-й песни: припев Праздника: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. По 9-й песни: Достойно есть не поем. Светилен Праздника; Слава: той же, И ныне: той же. На Хвалитех: стихиры Праздника (глас 4-й) – 4 (первая – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 8-й): Поят Христос Петра: 3

Славословие великое. По Трисвятом: тропарь Праздника. Отпуст праздника: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Час 1-й. На часах: тропарь и кондак Праздника. НА ЛИТУРГИИ Аантифоны и входное праздника: Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою. По входе: тропарь Праздника, Слава, и ныне: кондак Праздника. Прокимен Праздника (глас 4-й): Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: Апостол: соборнаго послания Петрова зач. 65-е Евангелие: от Матфея зач. 70-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Господи, во свете Лица Твоего пойдем: По заамвонной молитве каждение винограда, а с ним яблок и других плодов. Диакон: Господу помолимся: и молитва от иерея: на благословение винограда; Диакон: Господу помолимся: и молитва от иерея: о приносящих начатки овощей (яблок и др. плодов). И окропляются св. водою. (Молитвы см. в Требнике). По окончании молитвы: Аминь. Буди Имя Господне: 33-й псалом. Отпуст праздника: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. За антидором раздается благословенный виноград. 4

7 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 11-я по Пятидесятице. Глас 2-й. Попразднство Преображения. Прпмч. Дометия Персянина. Служба прпмч. Дометия совершается вместе с воскресной службой Октоиха и службой попразднства Преображения. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, праздника (глас 4-й) – 3, святаго (глас 4-й), святаго (глас 6-й) – 3, Слава: праздника (глас 4-й): Прообразуя Воскресение: И ныне: догматик гласа: Прейде сень законная: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира праздника (глас 6-й) (см. в Минее на стиховне вечера, без припевов), Слава, и ныне: праздника (глас 5-й) (см. в Минее на стиховне утрени): Закона и пророков: На стиховне: стихиры воскресны, Слава, и ныне: праздника (глас 5-й): Приидите, взыдем: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (дважды), праздника (глас 7-й) (единожды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: тропарь святаго (глас 4-й) (единожды), И ныне: тропарь праздника (глас 7-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ангельский собор. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Восстани, Господи, Боже мой: Евангелие: Утр. ХI. От Иоанна зач. 67. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Богородичен Октоиха – на 2, праздника 1-й канон – на 4, святаго – на 4. Ирмосы: Во глубине постла: Катавасия праздника: Лица израильстии: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. – Святый преподобномучениче Дометие, моли Бога о нас. 5

По 3-й песни: кондак и икос праздника (глас 7-й), кондак (глас 6-й) и седален (глас 8-й) святаго, Слава, и ныне: седален праздника (глас 8-й): Сокровенную молнию: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 11-й; Слава, и ныне: Светилен праздника. На Хвалитех: стихиры воскресны – 4, праздника (глас 6-й) (см. в Минее на стиховне утрени со славником и припевами своими) – 4, Слава: Стихира Евангельская – 11-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь праздника и святаго попеременно. Кондак: воскресный и праздника попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны: – 6 и праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 4. По входе: В храме Господском: тропари воскресный, праздника, святаго, кондак воскресный, Слава: кондак святаго, И ныне: кондак праздника. В храме Богородичном и Святаго: тропари воскресный, праздника, храма, святаго, кондаки воскресный, храма, Слава: кондак святаго, И ныне: кондак праздника. Прокимны воскресный: Крепость моя и пение: и праздника: Яко возвеличишася дела Твоя: Апостол: к Коринфянам зач. 141–е и Ефесеем 233. Евангелие: от Матфея зач. 77–е и от Иоанна зач. 52. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Хвалите Господа с небес: и: Господи, во свете лица Твоего: 6

14 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 12-я по Пятидесятице. Глас 3-й. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прп. Феодосия, игум. Киево-Печерского (перен. мощей). Прор. Михея. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Успения и славословной службой прп. Феодосия. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 3, предпразднства (глас 4-й) (см. Минея 14 августа) – 3, и преподобного (глас 4-й) (первая стихира – дважды) – 4, Слава: преподобного (глас 6-й): Приспе днесь праздник: И ныне: догматик гласа: Како не дивимся: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира храма, предпразднства (глас 2-й) (см. на стиховне вечера без припевов), Слава, и ныне: предпразднства (глас 3-й): Приидити вси концы: На стиховне: стихиры воскресны (глас 3-й), Слава: преподобного (глас 8-й): Монахов множества: И ныне: предпразднства (глас 2-й): Яже Небес вышшая: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (глас 3-й) (дважды), Слава: тропарь преподобного (глас 8-й) (единожды), И ныне: тропарь предпразднства (глас 4-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ангельский собор. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Рцыте во языцех: Евангелие: Утр. I. От Матфея зач. 116. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, предпразднства – на 4, преподобного – на 6. Ирмосы: Воды древле, манием: Катавасия Праздника: Преукрашенная Божественною славою: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Преподобне отче Феодосие, моли Бога о нас. 7

По 3-й песни: кондак и икос предпразднства (глас 4-й), кондак (глас 8-й), икос и седален (глас 4-й) преподобного, Слава, и ныне: седален предпразднства (глас 3-й): Предпразднственная преставления: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 1-й; Слава: светилен преподобного: Память перенесения:, и ныне: Светилен предпразднства: Твоего честнаго успения: На Хвалитех: стихиры воскресны – 4, преподобного (глас 8-й и 6-й со славником и препевами своими) – 4, Слава: Стихира Евангельская – 1-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь предпразднства и преподобного попеременно. Кондак: воскресный, предпразднства и преподобного попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны: – 4 и предпразднства (от 3-й песни) – 4 и преподобного (от 6-й песни)– 4. По входе: В храме Господском и Богородичном: тропари воскресный, предпразднства, преподобного, кондак воскресный, Слава: кондак преподобного, И ныне: кондак предпразднства. В храме Святаго: тропари воскресный, предпразднства, храма, преподобного, кондаки воскресный, храма, Слава: кондак преподобного, И ныне: кондак предпразднства. Прокимны воскресный (глас 3-й): Пойте Богу нашему, пойте: и преподобного: Честна пред Господем: Апостол: к Коринфянам зач. 158–е и к Евреем зач. 334-е. Евангелие: от Матфея зач. 79–е 43-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Хвалите Господа с небес: и: В память вечную: 8

15 -го АВГУСТА. Понедельник. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ. Служба праздника Успения бденная, совершается по Минее. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. 1-й антифон. На Господи воззвах: Стихиры Праздника (глас 1-й) – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 1-й): Богоначальным мановением: Вход. Прокимен дне. Чтения Праздника – 3. На литии: стихира Праздника (глас 1-й, 2-й и 3-й) Слава: Праздника (глас 5-й): Приидите, празднолюбных собор: И ныне: Праздника (глас 5-й): Воспойте, людие: На стиховне: стихиры Праздника (глас 4-й), Слава, и ныне: Праздника (глас 4-й): Егда изшла еси: По Ныне отпущаеши: тропарь Праздника (глас 1-й) (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Праздника (глас 1-й) (дважды), Слава, и ныне: той же. По 4-й и 5-й кафизмах: седальны Праздника (дважды). Полиелей. Величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Псалом избранный: Воскликните Господеви вся земля: Седальны Праздника по полиелее. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея: Прокимен Праздника (глас 4-й): Помяну имя Твое во всяком роде и роде: Евангелие: От Луки зач. 4. Псалом 50-й. Слава: Молитвами Богородицы: И ныне: тойже. Помилуй мя, Боже: Стихира (глас 6-й): Егда преставление Пречистаго Твоего тела: Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: Праздника (глас 1-й) со ирмосом – на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й (глас 4-й) со ирмосом – на 8 (ирмосы по дважды). Ирмосы: Преукрашенная Божественною: и Отверзу уста моя: Катавасия: те же ирмосы: Припевы: – Пресвятая Богородице, спаси нас. По 3-й песни: ипакои праздника. По 6-й песни: кондак Праздника (глас 2-й) и икос Праздника. На 9-й песни: припевы Праздника и обычное каждение. 9

По 9-й песни: Достойно есть не поем. Светилен Праздника; Слава: той же, И ныне: той же. На Хвалитех: стихиры Праздника (глас 4-й) – 4 (первая – дважды), Слава, и ныне: Праздника (глас 6-й): На безсмертное Твое успение: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь Праздника. Час 1-й. На часах: тропарь и кондак Праздника. НА ЛИТУРГИИ Антифоны изобразительны. Блаженны Праздника: от 1-го канона песнь 3-я со ирмосом – 4, от 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе: тропарь Праздника, Слава, и ныне: кондак Праздника. Прокимен Праздника, Песнь Богородицы (глас 3-й): Величит душа моя Господа: Апостол: к Филипписием зач. 240-е. Евангелие: от Луки зач. 54-е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: (и так до Отдания). Причастен: Чашу спасения прииму: 10

21 -го АВГУСТА. Воскресение. Неделя 13-я по Пятидесятице. Глас 4-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея. Служба Октоиха в соединении со службой Попразднства Успения и ап. Фаддея. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, попразднства (глас 2-й): –3, апостола (глас 8-й): – 3; Слава: попразднства (глас 6-й): Приидите, всемирное: И ныне: догматик гласа: Иже Тебе ради: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. На литии: стихира попразднства (глас 2-й)(см. на стиховне утрени Минее, без припевов), Слава, и ныне: попразднства (глас 2-й): Вси Небеснии: На стиховне: стихиры воскресны (глас 4-й), Слава, и ныне: попразднства (глас 8-й): Девичестии лицы: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: тропарь апостола (глас 3-й)(единожды), И ныне: тропарь праздника (глас 1-й). По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Ипакои гласа. Степенны гласа. Прокимен гласа: Воскресни Господи, помози: Евангелие: Утр. II. От Марка зач. 70. Воскресение Христово. Псалом 50-й. По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Богородичен Октоиха – на 2, попразднства – на 4, апостола – на 4. Ирмосы: Моря чермную пучину: Катавасия: Преукрашенная Божественною славою: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Пресвятая Богородице, спаси нас. – Святый апостоле Фаддее, моли Бога о нас. 11

По 3-й песни: кондак и икос попразднства (глас 2-й), кондак (глас 4-й), седален (глас 8-й) апостола, Слава, и ныне: седален праздника (глас 1-й): Всечестный лик: По 6-й песни: кондак и икос воскресны. На 9-й песни: Честнейшую: По 9-й песни: Свят Господь Бог наш: Светилен воскресный 2-й; Слава: Светилен апостола: Едесу помазан быв: И ныне: светилен попразднства: Оле таин Твоих: На Хвалитех: стихиры: воскресны – 4, попразднства (глас 2-й) – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими), Слава: Стихира Евангельская – 2-я, И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По Трисвятом: тропарь воскресный. Час 1-й. На часах: тропарь воскресный, Слава: тропарь праздника и апостола попеременно. Кондак: воскресный и праздника попеременно. НА ЛИТУРГИИ Блаженны: воскресны (глас 4-й): – 6 и попразднства (от 7-й песни) – 4. По входе: В храме Господском и богородицы: тропарь воскресный, праздника, апостола; кондак воскресный, Слава: кондак апостола, И ныне: кондак праздника В храме Святаго: тропари воскресный, преподобных храма, апостола, кондак воскресный, праздника, кондак храма, Слава: кондак апостола, Тита, И ныне: Предстательство христиан. Прокимны воскресный: Яко возвеличишася дела Твоя: и Песнь Богородицы (глас 3-й): Величит душа моя Господа: Апостол: к Коринфянам зач. 166–е. Евангелие: от Матфея зач. 87–е. Задостойник: Величай, душе моя: и ирмос: Рождество Твое нетленно: Причастны: Хвалите Господа с небес: и: Чашу спасения прииму: 12

28 -го Августа. Воскресение. Неделя 14-я по Пятидесятице. Глас 5-й. Прп. Моисея Мурина. Собор свв. угодников Киево-Печерских, в Дальних Феодосиевых пещерах почивающих. Прп. Иова, игум. Почаевского и чудотв. (обрет.мощ.) Воскресная служба Октоиха в соединении с полиелейной службой святых отцев Киево- Печерских. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж. (кафизма вся) На Господи воззвах: Стихир 10. Стихиры воскресны – 4, преподобных отцев (глас 8-й) (стихиры – по дважды)– 6, Слава: преподобных (глас 8-й): Престолу Трисолнечнаго: И ныне: догматик гласа: В Чермнем мори: Вход. Свете Тихий: Прокимен дне. Чтения преподобных – 3. На литии: стихиры храма, преподобных (глас 2-й) (стиховни вечера без припевов), Слава: преподобных (глас 6-й) (см. славник на хвалитех утрени): Блаженства непорочных: И ныне: Богородичен воскресный (глас 6-й): Творец и Избавитель: На стиховне: воскресны, Слава: преподобных (глас 1-й): Волнобурныя молвы: и ныне: Богородичен воскресный (глас 1-й): Се исполнися: По Ныне отпущаеши: Богородице Дево: (трижды). НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресный (дважды), Слава: преподобных (глас 4-й): Мысленное солнце: И ныне: Богородичен (глас 4-й): Еже от века утаенное: По 2-й и 3-й кафизмах: седальны воскресны. Полиелей. Величание: Величаем вас, преподобнии отцы наши Печерскии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Псалом избранный: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Ангельский собор. Ипакои гласа. Седальны: преподобных по стихословии (глас 4-й и глас 3-й), Слава: седален преподобных по полиелее (глас 8-й): Званию Господа своего: И ныне: Богородичен Минеи (глас 8-й): Яко едину в женах: Степенны гласа. Прокимен: (глас 5-й): Воскресни Господи Боже мой: Евангелие: Утр. III. От Марка зач. 71. Воскресение Христово. Псалом 50-й. 13

По 50-м псалме: Слава: Молитвами апостолов: И ныне: Стихира воскресна (глас 6-й): Воскрес Иисус от гроба: Каноны: воскресный со ирмосом: – на 4, Крестовоскресный – на 2, Богородичен (Октоиха) – на 2, преподобных – на 6. Ирмосы: Коня и всадника: Катавасия Воздвижения: Крест начертав Моисей: Припевы: – Слава, Господи, святому Воскресению Твоему. – Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Святому Воскресению. – Пресвятая Богородице, спаси Нас. – Преподобнии отцы наши Печерскии, молите Бога о нас. По 3-й песни: кондак и икос преподобных (глас 8-й), седален преподобных (глас 2-й) Слава, и ныне: Богородичен Минеи (глас 2-й): Милосердия суще

Понедельник. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского.

Прп. Арк а́ дия Новот о́ ржского (службу зри 13 декабря) .

Приводим порядок совершения славословной службы прп. Феодосия Печерского в соединении с шестеричной службой прор. Михея и предпразднства Успения.

На вечерне кафизмы нет .

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Присп е ́ днесь пр а́ здник …», «И ныне» – предпразднства, глас 4-й: « Всечестн о́ е Тво е ́ усп е́ ние

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе прор. Михея). «Слава» – преподобного, глас 8-й: « Мон а́ хов мн о́ жества …», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: « Я́ же Неб е́ с в ы́ шшая с у́ щи …» (см. в службе прор. Михея).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

Кафизмы 4 — я и 5 — я. Малые ектении. По каждой кафизме – с едален преподобного (дважды) , «Слава, и ныне» – седален предпразднства (см. в службе прор. Михея). Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства (см. в службе прор. Михея) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: « Преукраш е́ нная Бож е́ ственною сл а́ вою …».

Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: « Преукраш е́ нная Бож е́ ственною сл а́ вою …» (см.: Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея); седален преподобного, глас тот же. «Слава» – седален пророка, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас 4-й: « Д е́ вы отроков и́ цы …» (см. в службе прор. Михея).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства: « А́ нгели и п а́ стыри …» (см. в службе прор. Михея). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства: «Твоег о ́ честн а́ го Усп е́ ния …» (см. в службе прор. Михея).

« Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: предпразднства, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе прор. Михея), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь архиер е́ е …», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: « Приид и́ те , вси конц ы ́ земн и́ и …» (см. в службе прор. Михея).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й.

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки предпразднства и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак храма . « Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня, вторника (под зачало) и преподобного.

Поется «Достойно есть…».

Loading...Loading...