Есть ли причастие на троицу. Праздник Св

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион.

Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.

Можно ли причащаться на сплошной седмице? Причащаться, конечно, можно. Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу , то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? Препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю - так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.

Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, Вы также можете задать священнику.

    Главным Таинством Церкви является Евхаристия - Причащение, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Установлено это Таинство было Самим Спасителем. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26. 26-28).

    Претворение (преложение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы совершается за Божественной литургией, которая есть повторение, продолжение Тайной вечери, предшествовавшей страданиям и смерти Спасителя на Голгофе. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия», — писал о Евхаристии святитель Иоанн Златоуст. «Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их, — отмечает он в другом своем труде. — Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

    Причащаясь Святых Таин - Тела и Крови Христовых, христианин таинственно соединяется с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 53-54)», — говорит Спаситель.

    К Таинству Причащения могут приступать только члены Церкви — православные христиане.

    Как следует готовиться к принятию Тела и Крови Христовых? Нет человека, который был бы достоин этого, но нужно помнить: в Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие, чтобы не умирать», как говорил священномученик Игнатий Богоносец. И потому, несмотря на наше недостоинство, не следует уклоняться от Причастия. Однако по мере сил нужно достойно подготовиться к нему, прежде всего, очистив душу покаянием.

    Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, вы можете задать священнику.

    К Таинству Причащения приступают натощак, поэтому принято уже с полуночи не принимать пищи и питья. Это правило не применяется к маленьким детям, которым в силу возраста и состояния здоровья нельзя придерживаться строгих ограничений.

    Молитвенная подготовка к Причащению Тела и Крови Христовых по традиции включает пост (воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, при строгом посте — рыбы) и чтение трех канонов - Покаянного, молебного ко Пресвятой Богорогдице и канона Ангелу-хранителю, которые обычно печатаются в любом молитвослове. Вопрос об объеме молитвенного правила и приемлемой мере поста перед Причастием можно задать священнику на исповеди или во время беседы.

    Накануне Причащения либо утром перед Литургией по прочтении обычного молитвенного правила читаются молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы, называемые также «Последование ко Святому Причащению», можно найти в любом молитвослове.

    В храм нужно прийти к началу службы. В конце Божественной литургии через открытые царские врата священник выносит Чашу со Святыми Дарами и произносит молитву, которую верующие повторяют вслед за ним:

    «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

    И еще одну:

    «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

    По прочтении священником молитвы причащающиеся по очереди подходят к Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой. Перед причащением каждый отчетливо называет свое имя. Священник произносит слова: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

    Приняв в себя Тело и Кровь Спасителя, причастник целует край Чаши. После этого он принимает немного теплоты и кусочек просфоры, которые подготовлены в некотором отдалении, на отдельном столике.

Путь Церкви - это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) - в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост - это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

Поздравляю всех наших слушателей с Днем Святой Троицы – этим днем рождения Церкви, когда мы вспоминаем тот день, когда впервые на Святую Церковь в виде огненных язык – на Церковь, которая представляла собой маленькую общину святых Апостолов, учеников Христовых – сошел Дух Святый и почил на каждом из них.
И дал им особую Благодать на апостольское служение, переродив их. Они переродились из беспомощных учеников в апостолов Христовых, которые своей проповедью, своим свидетельством просветили всю Вселенную. Пошли в разные концы Земли, проповедуя Царство Божие – сперва своим соплеменникам, а потом и язычникам, утверждая начатки Церквей Божиих. И Церковь, которую они создали и в основание которой легли сами – как первые камни в основание этого дивного Божественного здания – дошла до наших дней, и каждый из нас также является живым камнем этого здания спасения человечества, которое строит Господь Бог. Этот день особенный. Этот праздник имеет древнейшее происхождение, потому что в этот же самый день и Господь, снисходя к немощи людской, приуготовал это событие именно в день еврейского праздника Кущей. В тот день, когда древние евреи получили Закон Божий через пророка Моисея. Тем самым возникала естественная ассоциация с тем древним Законом. Новый Завет является преемником и следующим этапом духовного развития человечества, но уже не для ветхого, но для нового Израиля, на котором стала и Церковь Божия. А 12 святых апостолов явились основоположниками новых духовных 12 колен нового Израиля, который есть Церковь Божия. А про ветхий Израиль Господь сказал: «Се, оставляю вам дом ваш пуст…»
Поэтому вся наша жизнь церковная родилась из этого события. И дай Бог нам уметь переживать то древнее событие сегодня, чтобы оно для нас в нашем сердце так же духовно звучало, как тогда для наших старших братьев по нашей вере православной – святых апостолов.

Батюшка, а можно ли сегодня, в Праздник Троицы, становиться на колени во время чтения особых молитв на молебне, если ты причастился Святых Христовых Таин? Ведь причастникам нельзя становиться на колени? Не кощунство ли это над святыней?

Дело в том, что кощунством называется намеренное глумление над святыней. Намеренное. Никакое коленопреклонение принципиально не может быть кощунственным. Потому что преклонение – это всегда есть знак почтения, смирения перед Богом. Поэтому по своему действу коленопреклонение ни в коей мере не может быть кощунством. Теперь – о церковной дисциплине. Действительно, в этот период жизни церковной – от Страстной седмицы, когда коленопреклонение отменяется, кроме как перед Святой плащаницей – до дня Святой Пятидесятницы (до вечерни), коленопреклонение отменяется как бы в противовес тем многочисленным поклонам, которые мы совершали Великим постом. Опять же, это видимый знак присутствия Воскресшего Господа с Церковью. Это есть обычай, но это не значит, что мы не можем коленопреклонение – по велению своего сердца – совершать, допустим, дома или в келии. Да, в храме мы это отменяем. Также и в день причастия: если человек благодарит Господа и совершает коленопреклонение (допустим, благодарственные молитвы дома читает, стоя на коленях) в этом нет никакого греха. Это каждый человек совершает свое правило в том чувстве и в таком расположении, как ему велит его сердце.
Теперь – что касается сегодняшнего богослужения. Конечно, Богу угодно, когда человек стремится к Святому Причащению и причащается. И действительно, в церкви после Причастия нет обычая коленопреклоненно благодарить, потому что соединение с Господом в Святых Таинствах – это есть вершина, кульминация духовной жизни человека. А коленопреклонение – это знак покаяния, это есть период подготовки к Святому Причащению, поэтому коленопреклонение неуместно. Но когда совершается коленопреклонение для всех и в Церкви – тогда это вполне и возможно, и уместно. Тем более, чтобы определить нам, что можно, а что нельзя, надо смотреть нам, как делают священники. Священники, которые участвовали в службе, они все причащались. И они совершают коленопреклонение. Не может быть, чтобы одно действие для одного человека было нормально, естественно и правильно, а для другого это было бы кощунством. Потому что священник – он предстоятель прихода, и он как раз показывает образ молитвы. То, что делают священники, делают и все прихожане, и в этом нет никакого греха. Некоторые говорят: «А можно причащаться?». Священнику можно причащаться? Можно. Значит, можно причащаться и мирянину. Почему? Потому что священник подсказывает, что нужно делать. Поэтому всякие «можно» и «нельзя» - это, собственно, для всех. Священник – он пастырь, причем пастырь не такой, который гонит стадо кнутом впереди себя, а идет первым, а остальные все за ним. А «литургия», в переводе на русский язык, вообще означает «общее дело». Поэтому это – наше общее дело. Общее дело – и Божественная Литургия в день Святой Троицы, общее дело – и коленопреклонение на вечерни. Потому что вечерня, хотя она по нашему обычаю совершается сразу за литургией, но это уже - Богослужение следующего дня. Оно просто переносится для удобства (потому что нет возможности у большинства людей придти и утром, и вечером в церковь), переносится вечерня на более ранний час с такой целью – чтобы наибольшее количество православных христиан смогло бы участвовать в этих дивных молитвах. Вот с какой целью! А не для того, чтобы причастников исключить из этого числа! Поэтому никакого запрета просто не может быть для того, чтобы коленопреклоненные молитвы читать на вечерне следующего дня после праздника Святой Пятидесятницы. В этом смысле будьте спокойны. Не надо сердиться на людей, которые этим возмущаются, они просто ничего в этом не понимают. А с человеком, который ничего не понимает по причине своей необразованности церковной, на него нельзя сердиться. Ну, он такое мнение имеет, если мы будем к каждому мнению, которое высказывается вслух, каким-то образом прислушиваться, мы будем полностью дезориентированы. Поэтому – есть учение Церкви, есть наша литургическая жизнь, церковное правило, и надо их слушать и из этого исходить. И тогда все будет у нас спокойно, и душа будет на месте, и ничего нас не смутит.

Почему на Троицу украшают храмы березовыми ветками, деревцами, постилают траву… А, например, на Рождество – елками?..

Действительно, вопрос очень простой. Причина того, что украшают елками на Рождество, а на Троицу – березами, а на Вербное воскресенье – приносим вербы, заключается вот в чем, только по одной причине: по готовности этих древес участвовать в нашем празднике. Елка – это единственное растение, которое имеет цветущий вид зимой, на нее не распространяется зима и лето – она вечнозеленая, поэтому мы используем елку. А береза – это уже к этому времени распустившиеся листочки. Это самое распространенное красивое дерево в нашей полосе – береза – поэтому используется. А верба – это первые распускающиеся почки, которые мы приносим на Богослужение. В других странах используют тую, используют пальмы… Например, наше Вербное воскресенье – у них даже понятия такого нет – потому что верба вообще там не растет.
Почему мы украшаем ветвями храмы в этот день? Я упомянул об этом, что это древний еврейский праздник Кущей, который ведет свое начало с того времени, когда народ еврейский ожила прихода Моисея с горы Синай, и они расположились внизу и устроили себе шалаши из ветвей, или, по-славянски, кущи. Праздник Кущей. В память об этом и в Церкви – так как первая церковная община состояла практически сплошь из израильтян – они это в день Пятидесятницы сохраняли. У них в Церкви возникла такая традиция, которая, по милости Божией, дожила до наших дней. Поэтому мы березой украшаем, потому что это – первое дерево, которое так распускается, имеет листочки. Так это сложилось.
Потом – одна из версий (я не утверждаю), но возможно, что у наших языческих предков тоже были обычаи, связанные с тем, чтобы березу как-то использовать в своих ритуалах. Церковь, чтобы вытеснить религиозные языческие обычаи, стала использовать березу, чтобы насытить этот символ другим, уже христианским, содержанием. Может быть, здесь было и пастырское такое попечение, что именно береза вошла в наш русский обычай. Но это все уже затерялось в веках, и точно это неизвестно. Сам обычай – украшать древесами храмы – это древний, из Ветхого Завета Церкви, а что именно береза – такие вот версии. Пожалуйста, выбирайте любую.

Причащение — самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви , в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56). Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Всем ли необходимо покаяние? После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога — источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви. Грех рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9), пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние? Сущность покаяния не только в признании себя грешником — это было бы слишком просто, но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.

Насколько подробным должно быть исповедывание грехов? Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами («во всем грешна…», «согрешил против седьмой заповеди»). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния? Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… По-русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу — не уйди отсюда неисцеленным». Наверх?

Как готовиться к исповеди? Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?

К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий. Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, поскольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера. Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение — вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной. Наверх?

Как вести себя в день Причащения? При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще избегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении. В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.

Как часто необходимо причащаться христианину? Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно каждые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев? Как? Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям — в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров — молитвы родителей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет дети причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся? Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно посоветовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, записать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме — совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

Loading...Loading...