Иисус Христос: "Я — свет миру". Свет верующего человека

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Христос называет Себя светом мира. Он – свет во откровение языков, и потому – свет мира. Видимый свет мира – солнце. Одно солнце освещает весь мир, и точно так же освещает его один Христос, и нет нужды в другом свете. В какой мрак погрузился бы мир, если бы не было в нем солнца! И в какой мрак погрузился бы мир, если бы не было в нем Христа, Которым свет пришел в мир!

Господь говорит: Кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни. Призвание человека – следовать за Христом. Христос – истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Недостаточно смотреть на этот свет, но мы должны следовать за ним, ходить в этом свете, ибо это свет – стопам нашим, не только глазам нашим. Блаженны идущие вслед Христу, они никогда не будут ходить во тьме. Они будут иметь свет жизни – духовной жизни здесь, на земле, и вечной жизни в будущем веке. Их путь – вслед Христу – до небес.

Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Как будто они не знают, что Моисей и пророки были собственными свидетелями, когда были посланцами Божиими. Если Я и Сам о Себе свидетельствую, – говорит Христос, – свидетельство Мое истинно. Он – свет мира, а свойство света быть видимым всеми, имеющими очи. Свет самоочевиден.

Господь осознает Свою Божественную власть. В Его словах нет ничего неопределенного. Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду, – говорит Он. Он знает, что Он пришел от Отца и идет к Отцу. Пришел от славы и идет к славе.

В то время как судии Его исполнены невежества: А вы не знаете, откуда Я и куда иду. Он сказал им, что Он пришел с небес и возвращается на небеса, но это звучит для них безумием. Они взяли на себя право судить то, что не разумеют. Вы судите по плоти. Я не сужу никого, – говорит им Христос. Их суд – по земным меркам, а Господь не участвует в их чисто земных заботах, политических интригах, и в этом смысле Он не судит никого. А если и сужу, – добавляет Он, – то суд Мой истинен. Если Он будет судить – они будут осуждены. Его суд делает непререкаемым присутствие с Ним Его Отца. Я не один, но Я и Отец, пославший Меня, Он не делает ничего отдельно от Отца, но все совершает во имя Свое и во имя Отца. И Господь смиренно напоминает им иудейский закон о том, что свидетельство двух человек истинно. Он применяет этот закон к Себе: Я Сам свидетельствую, и свидетельствует о Мне Отец. Если свидетельство двух лиц – людей, которые могут обмануть и могут быть обмануты, – вы принимаете, насколько больше свидетельство Сына Божия относительно Себя, соединяемое со свидетельством Отца о Нем!

И мы видим далее, как в своей ненависти ко Христу они распускают свои языки, но пока не могут наложить на Него руки. Они сказали Ему: где Твой Отец? Они могли бы легко понять, что когда Он говорил им об Отце, Он говорил им о Самом Боге. Однако делают вид, что речь идет о каком-то человеке – пусть он придет и засвидетельствует о Нем. Поистине, они судят по плоти, и этот суд, оказывается, может быть предельно гнусным. Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего, – говорит им Христос.

Бессмысленно говорить с такими людьми о вещах Божественных. Их взор помрачен, они не видят света славы, сияющего на лице Христа. И Господь показывает истинную причину их незнания Бога. Если бы вы знали Меня, – говорит Он им, – то знали бы и Отца Моего. Причина, по которой люди не знают Бога, – незнание ими Христа. Чем лучше мы знаем Христа, тем лучше узнаем и Отца.

Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме. Первосвященники могли бы с помощью стражи схватить Его, или предать ярости толпы, или, по крайней мере, заставить Его замолчать. Но даже в храме, там, где Он стоял рядом с ними, никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. Они были удержаны невидимой силой. Бог может ставить предел человеческой злобе, подобно тому, как Он морю положил предел. Его час еще не пришел.

Слово Божие напоминает нам, насколько время нашего исхода из этого мира зависит от таинственного совета Божия. Это время придет, оно приходит, оно еще не пришло, но оно – рядом. Наше время – в Божиих руках, и это лучше, чем если бы оно было в наших. Любовь Христа распятого и воскресшего определяет его.

«Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

В ходе праздника Кущей каждый день во время вечерней жертвы во дворе храма зажигались все светильники. Это яркое освещение сим­волизировало надежду иудеев на пришествие Мессии, Который озарит светом Израиль.

Однажды утром во время праздника Иисус указал на восходящее солнце и сказал: «Я свет миру». Народ не мог не связать эти слова с про­рочеством Исаии (Ис. 49:6). Люди поняли, что Иисус провозгласил Себя Мессией.

Фарисеи и правители восприняли это заявление как неслыханную самонадеянность и возмутились. В ответ Он процитировал им Писание и сказал всем, уверовавшим в Него, что истина сделает их свободными (см. Ин. 8:32). Эти слова тоже покоробили фарисеев, которые всеми си­лами противились истине.

Бог всегда оставляет за людьми право выбирать, кому они будут слу­жить. Но когда человек покоряется Христу - это и есть свобода в выс­шем ее понимании. Отказ от греха - действие самой души. Когда у нас появляется жажда свободы, тогда усилия нашей души сливаются с Боже­ственной силой Святого Духа, и мы, исполняя веления своей воли, в дей­ствительности исполняем волю Божью. Эта новая свобода, обретаемая нами в покорности Богу, возрождает нас к истинной славе и величию; мы становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

«Христос пришел, чтобы открыть глаза сле­пым и просветить находящихся во мраке... Люди, видевшие пришедше­го на землю Спасителя, удостоились быть свидетелями более полного проявления Божественного присутствия, чем кто-либо до них. Познание Бога открывалось все более совершенно. Но через это откровение к лю­дям приходил и суд, испытывалась их твердость в вере, определялась их судьба» (Желание веков, стр. 475).

Следуя за светом, мы совершаем бесконечно долгое путешествие, в ходе которого все более и более уподобляемся нашему Господу.

12.10.2014 г.

Матфея 5:14:

«Вы – свет мира»

Иисус Христос сказал о нас, что мы – свет этого мира. Он сказал это о Своих учениках, верующих людях. К сожалению, эти фразы сегодня стали немного заезженными: «Вы – соль земли. Вы – свет мира». Мы уже много раз слышали об этом. Но я хочу более детально рассмотреть вместе с вами, что такое свет.

В Библии много сказано о свете. Прежде всего, сказано, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5). Мы видим, что Христос есть свет. Он сам о Себе говорил, что Он есть свет. В пророчествах Ветхого и Нового Завета мы читаем, что Иисус назван «светом к просвещению язычников» (Луки 2:32). О Нем сказано в Евангелии от Иоанна 1:4: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет для людей» . Иисус стоял перед народом и говорил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12). «…еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Иоанна 12:35). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоанна 12:46). Также много других мест Писания говорят об этом.

Это удивительно, что мы, верующие, тоже названы светом. Бог есть свет, и мы, дети Его, также названы светом. Это мы читаем и в посланиях: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Ефесянам 5:8). Другими словами, живите соответственно тому, кем вы являетесь, «…чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филиппийцам 2:15).

Так что же это за свет, о котором Иисус говорил: «Вы – свет мира»? Как мы должны светить этому миру? Каким светом мы являемся? Какими Бог видит нас? Ответ на эти вопросы можно найти в Евангелии от Матфея 5:16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Оказывается, Бог видит наш свет как наши добрые дела . Добрые! Наши добрые дела и Евангелие, которое мы проповедуем, будут иметь вечные последствия. Интересно, что, когда неверующие делают добрые дела, это имеет только временное последствие. Но когда верующий делает добрые дела, они будет иметь вечные последствия. Почему? Когда Бог говорит нам, что мы являемся светом, – этим заявлением Он хочет достичь Своей цели. Какова же Божья цель? Божья цель заключается в том, чтобы благодаря этому свету все люди начали прославлять Отца Небесного. Или, говоря другими словами, чтобы люди увидели доброту Бога через наш свет. Чтобы люди изменили свое представление о Боге. Чтобы, видя наш свет через добрые дела, они сказали: «Бог есть! Бог добрый, если есть такие добрые люди на этой земле». Чтобы, в конце концов, они покорились Богу. Чтобы они жили, прославляя Отца Небесного. Цель Бога для каждого человека – жить так, чтобы Господь был прославлен.

Ты можешь проэкзаменовать себя, живешь ли ты соответственно Божьей цели: взвесь свои дела и определи, какие из них прославляют Бога, а какие нет. Ты можешь увидеть: есть дела, которые точно Бога не прославляют. Если они не прославляют Господа – значит, тебе нужно он них отказаться. Например, когда ты вспылил и твое лицо налилось кровью, когда ты в гневе произносишь какие-то страшные слова – подумай, прославляет ли это Господа. Конечно, нет. Поэтому тебе не нужно этого делать. Когда к тебе приходит искушение что-то украсть, и при этом тебя никто не видит – подумай, прославляет ли это Господа или, наоборот, унижает Его достоинство. Ты сразу поймешь, что это не прославляет Бога. Значит, тебе нельзя это делать. Вот так просто мы можем отличать чистое от нечистого, исходя из Божьей цели. Потому что цель Божья заключается в том, чтобы Его славой наполнилась вся земля. Чтобы все прославляло Бога, потому что Он этого достоин.

Наши добрые дела – вот что прославляет Бога! Наши добрые дела ведут человечество к спасению. Наши добрые дела изменяют сердца других людей, открывая путь для благовествования им. Сколько раз вы говорили другим о Христе и понимали, что они вас не слышат. Но если вы проявите себя как добрый человек, если безвозмездно и жертвенно сделаете добро другому человеку – то увидите, что он сам задастся вопросом: «Что за вера у тебя? Что ты за человек такой?» Когда мы делаем что-то доброе, люди начинают задавать вопросы: «Что за человек такой?»

Помню, как однажды мне довелось буксировать на тросе замерзший автомобиль. В машине сидели муж с женой. Мороз был градусов 25. Все проезжали мимо. Я увидел их и подумал: сидят они там, несчастные, скоро замерзнут. Подъехал и говорю: «Давайте, я зацеплю вас!» И пробуксировал их. Когда мы вышли возле их дома, мужчина захотел мне что-то дать. Я говорю: «Нет-нет, вы что! Я просто так для вас это сделал!» Он посмотрел на меня и говорит: «На такое способен только духовно богатый человек». Другими словами, только верующий человек. Потому что верующие – это духовно богатые люди. Он спросил: «Где Вы работаете?» Я говорю: «Я пастор церкви». Он: «О-о-о, все ясно…»

Вот так меняется отношение людей к нам. Я верю, что наши добрые дела должны стать для нас как для верующих людей частью культуры. Мы должны развивать культуру добра. Помню, как Бог однажды мне сказал, что верующий человек, особенно служитель Божий, не должен быть злым. Я четко для себя уяснил: никакого зла, только добро.

Исаия 1:17:

«…научитесь делать добро».

Оказывается, надо учиться делать добро, развивать культуру добра. Иногда это не очень-то легко дается. Почему? Я объясню.

Однажды я слышал историю о том, как ловят обезьян. В бочку кладут фрукты – например, бананы, всякие сладости. В этой бочке прорезают небольшое отверстие и отходят на несколько метров. Обезьяна – очень любопытное животное. Она обязательно подойдет к этой бочке и будет исследовать, что ты там делал. Она подходит, видит дырочку, чувствует запах, опускает через эту дырочку свою лапку в бочку и хватает банан. Обезьяна так сотворена, что назад вытащить лапку разжатой она не может. Лапка, сжатая в кулачок вместе с бананом, не может пролезть обратно через это отверстие. Она кричит, но не отпускает свою добычу. Подходят охотники, голыми руками берут ее, а обезьяна не додумается отпустить этот банан, чтобы быть свободной. Вот этот сжатый кулак лишает ее свободы. Она попадает в рабство: в клетку, зверинец, зоопарк или еще куда-то.

Что удивительно, мы все рождаемся с крепко сжатыми ладошками. Когда мы умираем, наши ладошки разжимаются. Мудрость состоит в том, чтобы ладошки разжались, пока мы живем. И чем раньше мы их разожмем, тем раньше мы будет свободными. Потому что наши сжатые в кулаки ладошки приводят нас к рабству.

Вот почему Исаия говорит, чтобы мы научились делать добро. Оказывается, мы не умеем делать добро. Вот этот кулачок говорит о том, что мы крепко держим и не хотим отпустить все, что схватим: «Это мое!» Нам нужно учиться разжимать свои кулачки и делать добро. Нам нужно учиться культуре добра, вырабатывать это в себе, чтобы, в конце концов, мы полностью встали на путь добра.

Что делает церковь с каждым из вас? Может быть, кто-то впервые дал свое пожертвование и подумал: «Ух, тут деньги собирают!» Но вы не представляете, какую работу проделала для вас церковь. При чем тут деньги? Ваше сердце меняется, кулачки разжимаются. Спустя годы вы обнаружите, что у вас уже другая культура, а вы даже не думаете об этом. Вы думаете: «Каким жадным я был раньше!.. Сейчас Господь сделал меня щедрым, освободил меня».

Друзья мои, спасибо вам, вы очень щедры. Мы сейчас помогаем семье епископа Александра Саковича, который тяжело болен. Наша церковь за один раз собрала почти пять тысяч долларов. Это все вы сделали. Человек такое существо: иди, попроси у него что-нибудь. Люди если и дают, то такие мизерные пожертвования. Дадут пятьсот рублей и думают, что они всех обогатили. Но церковь, которая верит Слову Божьему, способна быть щедрой. Такие пожертвования производят большое благодарение в сердце нуждающейся семьи. Они позвонили мне и сказали: «Спасибо большое, пастор, ваша церковь такая прекрасная!» Поэтому нам, друзья мои, надо научиться быть даятелями и делать добро. Вообще быть верующим и быть при этом жадным – несовместимые понятия. Очень важно, пока мы на пути, освободиться от лицемерия, когда мы способны говорить красивые слова и петь песни Господу, но не способны к доброму делу, к помощи ближнему, когда речь заходит о даянии. К чему тогда это все?

В Евангелии от Луки Иисус привел пример доброго самарянина (10 глава). В этой истории были также священник и левит, они шли в храм. Но почему-то примером стал добрый самарянин, который помог избитому человеку. Вот что такое истинная вера. Истинная вера живет не в том, кто научился петь, молиться и читать Библию. Истинная вера живет в тех, кто может практически применить эту веру в жизни. Мы должны менять себя все больше и больше.

И вот в чем вопрос: как понять, что ты полезный и важный для общества человек? Мой друг Георгий Бакалов, пастор и апостол из Болгарии, приводил пример, когда Бог благословил их и помог в девяностые годы открыть церковь. Церковь была многотысячная. У них было свое здание. Но потом правительство страны увидело в них угрозу, пошли какие-то судебные процессы. Когда ты полон веры, тебя могут назвать экстремистом. Георгий рассказывал, как однажды во время служения отовсюду – с крыши, из окон, из всех щелей – на канатах спустились полицейские и захватили здание, приказав всем присутствующим оставить помещение. Потом они заблокировали здание и, в конце концов, забрали его. То есть выгнали церковь из принадлежащего ей здания. Спустя лет пятнадцать у Георгия Бакалова была встреча в высоких кругах, где ему сказали: «Только теперь мы понимаем, какую ошибку совершили. Когда ваша церковь исчезла, мы увидели, как много в обществе проблем, с которыми мы не можем справиться, а вы как церковь делали это успешно».

Вот так мы определяем, что мы важны. Представьте себе, если бы наша церковь вдруг исчезла – как наше общество, город, страна отреагировали бы? Что бы они сказали? Сказали бы: «Это великая потеря для нашей страны. Как вообще такое могло произойти!»? Или никто не обратил бы внимания? Друзья мои, вот как мы можем определить свою ценность: если после твоего ухода или исчезновения никто не пожалеет и не скажет, что это великая потеря, если никто даже не обнаружит твоей пропажи – это говорит о том, что ты бесполезен. Это значит, что от тебя не было никакой пользы. Никакого добра ты не делал. Видите, как просто это определить. Ты можешь сказать: «Ну, я же молюсь Господу, переживаю». Для людей мира это ничего не значит. Они могут видеть только добрые дела. Только добрые дела показывают им нашу веру. Ни наши молитвы, ни наши песнопения, ни наше чтение Слова Божьего – ничто не имеем значения для людей мира. Только добрые дела для них что-то значат.

Например, ты живешь с человеком, жизнь которого зависит от тебя, потому что в трудное время ты рядом. Ты подставляешь свое плечо, когда ему плохо. Когда у него нет денег, ты приходишь к нему на помощь. Когда он голоден, ты кормишь его. И когда ты вдруг исчезаешь из его жизни, он вопиет: «Где этот человек?!» Вот такой должна быть церковь. Чтобы, если мы вдруг исчезнем, весь мир сказал: «Мы действительно потеряли многое».

Можно еще один интересный вопрос задать: «А кто мой ближний? Кому я должен делать добро?» Этот вопрос задавали Иисусу. До сих пор большинство людей задает такие вопросы: «Кто мой ближний?» В этой истории про самарянина все очень просто: ближний – тот человек, который нуждается в тебе. Вот почему в Библии написано, что нищих всегда будете иметь с собой, бедных всегда будете иметь с собой. Так устроено, чтобы мы, видя нужду, изменяли свои сердца, вырабатывали в своем сердце культуру добра. Запомните, друзья мои: истинное христианство очень практично !

Иакова 2:14-16:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?»

Говоря своими словами: что пользы от такой веры?

Луки 3:9-11:

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Что такое секира? Что такое дерево? Что пользы от человека, который не может накормить другого, помочь ближнему? Вот так Библия ставит вопрос. Христианство, братья мои и сестры, очень и очень практично. Христианство – это не только книги. Это не только учение. Это не только истина, которую мы любим слушать. Это не только Божье присутствие на наших молитвах. Христианство ПРАКТИЧНО. Практично!

Матфея 25:32:

«…и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Вот что такое христианство. Если ты христианин, но ничего из этого не делаешь – твоя вера не может тебя спасти. «Вера без дел мертва» (Иакова 2:26).

Когда мы наслаждаемся Божьим присутствием, сидим у ног Иисуса, поклоняясь Ему, – все это предназначено для того, чтобы поднять в нас веру ради совершения дел для Бога. Но что ты можешь сделать? Я считаю, что верующему человеку нужно творчество. Я написал целый список того, что мы можем сделать. Полагаю, что если ты каждый день будешь спрашивать Бога: «Что доброго я могу сегодня сделать для Тебя?» – Он покажет, что тебе нужно сделать.

Посети больного. Ты можешь просто купить связку бананов, прийти в больницу и зайти в любую палату. Любой человек, который там находится, нуждается в тебе. Принеси ему и скажи: «Бог тебя любит. Я хотел сделать добро во Имя Господа». Помолись за него. Люди часто говорят, что у них самих много проблем. Может, потому и много, что не помогаете другим? Чем более эгоистичными мы становимся, тем больше у нас будет проблем. Чем больше у нас будет любви и чем менее эгоистичными мы будем, тем меньше у нас будет проблем. Потому что Бог решает все проблемы. Это очень простой принцип. Если у тебя проблемы с детьми – вместо того, чтобы напрягаться, помоги другому ребенку и увидишь, как Бог поможет твоему. Может быть, у тебя есть проблема с финансами? Благослови кого-то в это трудное для тебя время – и ты увидишь, как тебя благословят. Этот духовный принцип работает. Бог все видит, Он за всем наблюдает. Иногда своими силами мы хотим что-то решить. Но дай Богу место! Дай Богу место действовать в твоей жизни!

Посети человека в тюрьме. Сходи в больницу, посети одинокого человека. Напои жаждущего. Накорми голодного. Прими странника. Одень человека, если у него нет одежды. Купи кому-нибудь обед, накорми его. Поддержи добрым словом. Возможно, ты не может что-то купить и дать, но у тебя есть слова. У тебя, в конце концов, есть улыбка. Ты можешь просто улыбнуться и поговорить с человеком о жизни. Ты можешь даже искренне помолиться за человека, который в нужде. Ты можешь провести время с тем, кто страдает от одиночества.

У тебя есть профессия, которой ты зарабатываешь деньги? Сделай свою услугу для кого-то бесплатной. Развивай эту культуру добра. Ты можешь просто заплатить за человека, который стоит за тобой в очереди в магазине. Вы никогда не думали над этим? Иногда за тобой становится бабушка или дедушка и считает эти копейки свои несчастные. У тебя целая корзина продуктов – а у него хлеб да молоко. Почему бы тебе не проявить великодушие? Ты же сын Царства, в тебе же вечная жизнь, которая тебе дарована! Ведь ты будешь ходить по золотым улицам Нового Иерусалима. Неужели ты не понимаешь, что ты богатый?!

Обними кого-то. В одной газете была опубликована история двух близнецов. На фото они лежали в «инкубаторе», обняв друг друга. Одна из двух девочек родилась здоровой, а вторая – с большими проблемами. Врачи решились на эксперимент: они положили здоровую девочку в «инкубатор» к больной, что категорически нельзя делать. Каким-то образом здоровая девочка умудрилась обнять свою сестренку. Этот случай так и назвали – «Спасительное объятие». На следующий день больная девочка пошла на поправку. Сегодня это взрослые прекрасные девушки. Иногда не нужно делать многое – достаточно кого-то обнять, просто обнять и прижать к сердцу. Нужно выслушать того, кто хочет выговориться. Тебе иногда надоедает слушать, ты думаешь: «Болтун, уже утомил меня». А ты слушай! Вот уже целый час, второй пошел, третий. А ты слушай. Можешь подремать немножко, только вида не показывай. Надо научиться слушать. Потому что кто-то скажет после того, как выговорится: «О, мне стало легче!» А ты таким образом Богу послужил. Человек будет спасен.

Спаси кому-нибудь жизнь. Иногда ты видишь потерянных людей с потухшими глазами. Не проходи мимо них. Я помню, как однажды спас одну девушку. Она сидела возле моста, хотела броситься в реку и покончить жизнь самоубийством. Возле ее ног была куча выкуренных сигарет. Я подошел к ней и заговорил: «Девушка, у Вас проблема? Что случилось? Почему Вы здесь сидите?» Она ничего не отвечала. Я внутренне помолился, и Господь дал мне слово знания, что ее парень бросил. Я говорю: «Я знаю, что с Вами произошло: Вас парень бросил. Это так?» Она подняла глаза и говорит: «Да, это так. Откуда Вы знаете?» Я говорю: «Я верующий, Господь мне сказал об этом». Я начал рассказывать ей про Иисуса Христа и привел к спасению. А в пророчестве сказал ей, что она помирится со своим молодым человеком, и у них будет хорошая семья. Удивительно то, что я был на этой свадьбе! Она пригласила меня. Аллилуйя!

Я считаю, что надо жить высокими стандартами. Равнодушие – страшная вещь. Иногда смотришь: люди проходят мимо… Однажды мой брат Илья, идя по улице, ощутил резкую боль в почках. Он просто сел у дороги на бордюр, потому что не мог идти. Машины мимо несутся, несутся, несутся – никто не обращает внимания. Возможно, думали, что пьяный человек сидит. Но мы не должны так мыслить: «Пьяный? Или не пьяный?» Мы должны думать так: «Может быть, он нуждается во мне? Может быть, это он – избитый этими разбойниками, а я – это добрый самарянин». Знаете, кто остановился? Мужик на «Запорожце» открыл форточку и говорит: «Что с тобой?» Илья говорит: «Почки схватили, не могу идти». Водитель сказал: «Поехали». Вот это самарянин. Это люди, перед которыми двери Царства откроются.

Раздай вещи, которыми ты уже давно не пользуешься. Раздай одежду, которую ты не надеваешь уже полгода. Есть такой принцип: если ты полгода не надеваешь какую-то одежду, то ты ее уже не наденешь. Это же касается книг, игрушек, других детских вещей. Испеки кому-нибудь пирог, порадуй его. Приди и скоси траву возле дома своего ближнего. Дровишки поруби. Помоги многодетной семье за детьми присмотреть. Отпусти папу и маму, пусть сходят куда-нибудь, пообщаются, побудут вместе. Возьми их заботы на себя. Молодые девушки, братья, будьте практичны в вашем христианстве! Когда я был молодым человеком, мы вместе с молодежью не один дом построили. И такая радость от этого у нас была! Сделай добро и получи радость!

Может быть, оттого и глаза твои потухшие, что христианство для тебя – сплошная теория. Может, ты в Господе разочаровался. Тебе нужна практика! Чтобы кровь пошла по твоим мышцам. Напиши кому-нибудь ободрительное письмо. Не говори: «Кому сейчас легко?.. Я сам нуждаюсь…» Напиши, какой Бог любящий, какая у тебя счастливая жизнь во Христе. Друзья, мир полон страданий, а у нас есть работа – привести его к Спасителю. Бог дал нам работу – мы не бездельники. Молодежь, идите и приобретайте профессии, которые служили бы людям. Идите в медицинский институт. Помогайте людям. Надо такие профессии приобретать, чтобы служить другим, пользу приносить. Надо развивать сердце. Почему Англия стала матерью миссионерского служения среди народов? Потому что молодые люди, которым было по двадцать лет, специально приобретали такие профессии, чтобы ехать на миссию и там служить людям. Они посвящали свою жизнь Господу.

Вы можете делать потрясающие долгосрочные проекты, которые засияют на весь город. Вы можете сделать такие проекты, которые будут сиять на всю страну. У вас могут быть такие проекты, что вы будете сиять на весь мир.

В заключение скажу словами Джона Буньяна, автора книги «Путешествие Пилигрима в Небесную страну»: «Вы не можете сказать, что прожили сегодняшний день, до тех пор, пока не сделали что-то для кого-то, кто не может сделать того же для вас». Буньян был пастором небольшой церкви в Англии. Однажды пришел указ, что без разрешения он там не может проповедовать. Он сказал: «Вы не можете мне дать разрешение проповедовать, потому что я уже получил его от Господа». Ему сказали: «Тогда мы арестуем тебя и посадим в тюрьму». Буньян продолжал: «Все равно вы не можете мне дать разрешение». Джона арестовали и посадили в тюрьму. Он сидел там тринадцать лет. На этикетках из-под молока он написал книгу «Путешествие Пилигрима в Небесную страну». После тринадцати лет тюремного заключения его выносили, потому что он не мог идти, но его лицо сияло. Он сказал надзирателям: «Я же сказал вам, что вы не можете мне дать разрешение – оно у меня уже есть». Эта книга стала бестселлером среди христианской классики. Если ее кто-то не читал – прочтите обязательно.

Ты не можешь сказать, что прожил один день, если не сделал что-то для кого-то.

Мне кажется, что Он именуется:

«Светом» , как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет.

Слова. Слово 30.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный. Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетелствуеши: свидетелство Твое несть истинно

Что же Христос? Так как они неоднократно упоминали о Галилее и Пророке, то Он, чтобы избавить всех от такого неправильного предположения и показать, что Он не из числа Пророков, но – Владыка мира, говорит: Аз есмь свет миру (8, 12) , не Галилеи только, не Палестины, не Иудеи. Ты о Себе Сам свидетельствуеши, свидетельство Твое несть истинно (8, 13) . Какое безумие! Он постоянно отсылал их к Писаниям, а они говорят: Ты о Себе Сам свидетельствуеши . Что же Он свидетельствовал? Аз есмь свет миру. Великое это изречение, поистине великое! Однако ж оно не очень изумило их, потому что теперь Он не равнял Себя с Отцом и не называл Себя ни Сыном Его, ни Богом, но только светом. Впрочем, они хотели и это опровергнуть, так как это гораздо больше значило, чем слова: ходяй по Мне не имать ходити во тме (8, 12) ; свет и тьму Он разумеет в духовном смысле, то есть не останется в заблуждении. Здесь Он и Никодима привлекает и ободряет, так как он обнаружил великое дерзновение, и восхваляет слуг, которые поступили таким же образом. То, что Он воззвал, показывает, что Он хотел, чтобы и они услышали. Вместе с тем Он показывает и то, что они (иудеи) строят ковы втайне, во мраке и заблуждении, но не преодолеют света; и Никодиму припоминает слова, которые сказал ему прежде: всяк, делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его (3, 20) . Так как они (фарисеи) сказали, что никто из князей не уверовал в Него, то Он и говорит: делаяй злая не приходит к свету , показывая этим, что они не пришли не по слабости света, но по развращению своей воли. Отвещаша и реша ему: Ты о Себе Сам свидетельствуеши.

Прп. Георгий Задонский

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни

Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12) , – каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи.

Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту, молящемуся к Богу: «Господи! Даждь ми мысль благу». Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями. Теперь из этого видно, что человек свободен ко всему и получит праведное воздаяние не только по делам своим, но и по мыслям, когда что мыслил худое или доброе. Кто же без Господа знает, что завтрашний день будет он жив и здоров? И ежели Господь хочет сегодня в который либо час отделить душу от тела, кто же может воспротивиться и еще продолжить жизнь свою? Никто! Поэтому надобно быть готовым к переселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако по воле Господней все может быть. Как готовящиеся в дорогу имеют письменный о себе вид и довольно денег, так готовящимся в другой мир надобно иметь чистую молитву и добрые дела. Чего себе и вам желаю о Господе.

Сентября 17-го дня 1823 года, день Премудрости и ее дщерей» (то есть святых мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды, Любови)

Письма. Александре Николаевне Ильиной.

Блж. Феофилакт Болгарский

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни

Евфимий Зигабен

Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру

как просвещающий умы людей и ведущий от заблуждения к истине, от греха – к добродетели, как освещающий и веселящий души их; об этом мы говорили выше при толковании этого же Евангелия, где написано: и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4) . Иисус Христос сказал это вследствие разных мнений о Нем народа.

Ходяй по Мне не имать ходити во тме

заблуждений и греха.

Но имать свет животный

Свет жизни вечной.

Лопухин А.П.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни

С 12-го до 59-го стиха излагается беседа Господа с иудеями, в которой Он раскрывал значение Своей деятельности. Беседа эта разделяется на три части.

В первой части Господь возвещает, что Он есть свет миру, и когда фарисеи начинают оспаривать Его свидетельство о Себе, Христос доказывает истинность Своего свидетельства тем, что Он знает, откуда пришел и куда идет и что Он судит не по плоти. Затем Христос ссылается на свидетельство Отца, так что получается вполне достаточное с точки зрения закона число свидетелей, двое – Он Сам и Отец (стихи 12–20).

Во второй части Христос объявляет о Своем удалении от иудеев, причем указывает на неспособность иудеев понять Его учение (стихи 21–29).

Наконец, в третьей части Он обращается к верующим в Него с увещанием пребывать в истине, которая сделает их свободными. Неверующим же иудеям Христос показывает, что они не Авраамовы и тем более не Божии дети, но чада диавола. Тут же Христос возвещает, что соблюдающий слово Его не увидит смерти вовек и что Он был прежде Авраама, каковое заявление возбудило против Него взрыв ярости со стороны иудеев, после чего Господь ушел из храма (стихи 30–59).

Продолжая оставаться в храме, Христос снова стал говорить им, т. е. Своим слушателям, между которыми были и приверженцы, и враги Христа (прибавление русского перевода «к народу» – лишнее).

«Я свет миру» . Слово «свет» как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис.9:2, 49:6) . Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. Ин.1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним.

Нет ничего невероятного и в том предположении, что повод к наименованию Себя светом мира подал Христу один обряд праздника Kущей. Именно в ночь с первого на второй день этого праздника в храме во внутреннем переднем дворе зажигались два больших канделябра, имевшие четыре золотых чашки с маслом, которые постоянно пополнялись. Свет этих канделябров разливался ночью по всему Иерусалиму. Господь и мог, применяя Свою речь к этому обычаю, сказать о Себе как о свете, который светит не одному Иерусалиму, а целому миру.

Толковая Библия.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 7, ст. 37-52; глава 8, ст. 12.

7.37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

7.38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

7.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

7.40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

7.41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

7.42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

7.43. Итак произошла о Нем распря в народе.

7.44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

7.45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

7.46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

7.47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

7.48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

7.49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.

7.50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

7.51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

7.52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

8.12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Ин. 7, 37-52; 8, 12)

Сегодня, в воскресенье, в День Святой Троицы, за богослужением читается Евангелие от Иоанна.

В последний, великий, день праздника кущей при чтении закона и при совершении особых обрядов иудеи вспоминали все величайшие события народной жизни. Торжественным шествием они вступали в храм, что служило воспоминанием вступления в землю обетованную.

По окончании утренней жертвы в храме народ со священником шел из храма к Силоамскому источнику. Там священник наполнял золотой сосуд водой и при радостных криках толпы, и звуках труб и кимвалов, относил его в храм, восходя с ним к жертвеннику всесожжения. Совершая «жертву возлияния», священник выливал из сосуда воду.

Этот обряд был установлен в воспоминание того события, как странствовавшие в безводной пустыне иудеи изнемогали от жажды, а Моисей, по повелению Божию, поднял руку, ударил жезлом своим в скалу и извлек из нее источник воды.

Уподобляя каждого верующего в Него скале, источающей воду, Спаситель говорит об озарении верующих благодатью Святого Духа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (Ин. 7, 38-39).

Всякий верующий во Христа сам станет источником благодати, которая будет утолять духовную жажду всех, ищущих спасения. Свершилось же все это лишь после Вознесения Спасителя, в день Пятидесятницы.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «С того времени вошел Дух Святой в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос, совершив дело спасения человеческого рода, - через Свое воплощение и житие на земле, через Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, через страдания, смерть и Воскресение из мертвых, - вознесся на небеса к Отцу и вместо Себя послал от Отца Духа-Бога, да устрояет Он дело спасения человеческого, ибо три лица в Боге единодушных и нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода».

Одним из главных событий на празднике кущей было напоминание о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только иудейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни.

Христос же пришел указать не одним иудеям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни, и потому обратился к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).

Александр Павлович Лопухин поясняет: «…Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте».

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что свет жизни исходит от жизнеподательного источника Пресвятой Троицы. Лишь будучи послушными небесной мудрости Отца и Сына и Святого Духа мы можем войти в славу Бога, уготованную любящим Его прежде создания мира.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Loading...Loading...