Иконопись в болгарии. Чудотворные иконы пресвятой богородицы из рильского, троянского и бачковского монастырей

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях.

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой аледастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородкой между передним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново наследило это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они украшены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее баррока. Канноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Банская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгар к культуре и ортодоксальному искусству.

Туристический путеводитель

В прошлом году я была в Несебре. Если вы побываете там и вас интересуют иконы, обратите внимание на одного торговца.
Его зовут Димитрий, он продает в самом конце Митрополичьей улицы. У него своеобразные иконы, что-то в них есть настоящее, а не просто туристский сувенир. Лики суровые, вокруг нимбы из золоченой жести. Обратите внимание на голубой фон, для русских икон это не характерно. Особенно хороша Богоматерь. Я привезла домой ее и Рильского. Удачи.
21.04.10 ольга

Болгария – страна с многовековой историей. Ежегодно тысячи туристов посещают эту страну, для того, чтобы не только приобщиться к ее истории, а также совершить паломничество к святым местам Болгарии. Меня эта страна заинтересовала с религиозной стороны, поскольку основной религией здесь является – христианство. Я давно хотел посетить церкви Болгарии, а так же посмотреть ее иконы. Все иконы Болгарии здесь выполнены в особом стиле на листах кипарисового или липового дерева, основное покрытие на них – гипс или клей, иногда для верхнего покрытия используют алебастр. Лики Христа и Матери Божьей, наиболее популярные персонажи икон. Болгарские церкви носят названия своих главных икон.

Иконы Болгарии, творящие чудеса

Коренные жители Болгарии утверждают, что в их стране есть несколько икон, творящих чудеса. Рассмотрим некоторые из них. Самой популярной среди паломников считается икона Святая Богородица Бачковского монастыря. Именно ей приписывается много чудес, например, она покровительствует больным и обездоленным, дарует детей парам, уже отчаявшимся завести потомство. Так же об избавлении от недугов следует просить икону святого мученика Авраамия Болгарского. Еще при жизни Авраамий помогал странникам, а также нищим. Святые Болгарии помогают всем, кто их об этом попросит, однако людям с нечистыми помыслами иконы Болгарии не помогут никогда, поскольку святые лики, изображенные на них когда- то пострадали за свою веру, но так и не отреклись от нее.

Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.В других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу - каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

Золотые пески небогаты на достопримечательности, но кое-чего есть и тут. Если вам надоест лежать на пляже, а никуда далеко ехать не хочется, можно прогуляться в недействующий скальный монастырь Аладжа. Он вполне досягаем даже пешком, нужно пройти несколько километров. Но в горку.
1. Кроме самого монастыря интерес представляет и коллекция старых болгарских икон, выполненных в духе провинциального примитивизма.

Что интересно настоящее христианское название монастыря неизвестно, так как не было обнаружено ни одного письменного источника, в котором бы данный монастырь упоминался! В конце XIX века было записано лишь одно предание, в котором утверждалось, что монастырь носил имя «Святого Спаса».
Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы.
2.

"С IV века в этой местности в катакомбах, высеченных в известковой отвесной скале обитали христианские отшельники. Как скальная монашеская обитель монастырь окончательно оформился в XII веке. В конце XIV века после завоевания Болгарии Османской империей монастырь был разрушен, но отшельники продолжали населять пещеры до XVIII века. " Так написано в Википедии. Только мне вот непонятно, как данная информация соотносится с тем, что монастырь не упоминался в письменных источниках. Откуда тогда информация о дате возникновения?
3. По лестнице можно подняться на несколько уровней. Проход по уровням идет по таким вот деревянным настилам.

В монастырский комплекс входили: кафоликон во имя Святой Троицы, 2 часовни, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, 20 келий и хозяйственных помещений.
4.

Все данные помещения были расположены в естественных пещерах на двух ярусах сорокаметровой известняковой скалы.
5.

6. Закопченный потолок

7. Келья игумена

9. Трапезная и кухня.

10. Захоронение братии. Зачем то на могилы кидают монетки

Монастырские помещения были украшены фресками. Фресковый цикл частично сохранился лишь в монастырской часовне на стене и потолке.
12.

На потолке можно наблюдать фрагменты фрески «Вознесение Господне», созданной в XIII-XIV веках.
13.

14. Часовню совсем деньгами завалили. Ну зачем??

15. Администрация музея настойчиво предупреждает желающих не совать записки в трещины скалы.

16. Вот сюда их и толкают. Устроили тут стену плача, понимаешь.

17. Модель, как раньше выглядел монастырь

18. При монастыре есть небольшой музей, в котором есть коллекция болгарских икон.

19. Иконы выполнены в довольно примитивной провинциальной манере и вызывают добрую улыбку:).

20. Овцы прямо как у Пиросмани:)

21. Почему грудь так непропорционально высоко нарисована?

24. Улыбка коня прекрасна:)

25. Есть тут остатки мозаики римского периода

Катакомбы комплекса Аладжа расположены примерно в 800-х метрах на северо-запад от монастыря.
29. Копать здесь!

Они представляют собой пещеры в трёх уровнях. Наиболее хорошо сохранился второй ярус, состоящий из одного просторного помещения, предназначение которого установлено не было, и помещения меньшего размера с пятью могильными камерами - склепа. На стенах обоих помещений были обнаружены вырезанные в камне изображения крестов раннехристианской эпохи с буквами Α (альфа) и Ω (омега), смысл которых истолковывается как: «Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец».
30.

На внешней площадке этого же уровня есть ещё один вход в помещение для захоронений, но он завален сползшей вниз скальной массой. Нижний и верхний, менее сохранившиеся уровни, также представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи. В нижнем уровне предположительно располагались храм и монашеские кельи, в верхнем - часовня.
31.

32. Сейчас вход в катакомбы закрыт решетками

33. Но в щели между ними можно и сфотографировать, что там внутри

Склеп, вырезанные кресты и другие находки (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого) дают основание полагать, что катакомбы были обитаемы в IV-VI вв. Недалеко от монастыря также были обнаружены развалины раннехристианской базилики, небольшого украпления и нескольких поселений, относящиеся к этому же периоду. Возможно это был один из ранних христианских центров Черноморья, упоминаемых в хрониках Константина Багрянородного.
34.

Loading...Loading...