Легко ли быть матушкой? Синодальный отдел по делам молодежи упц.

– Мне всегда хотелось жить с Богом, быть ближе к Церкви. А то, что стала матушкой – это награда от Бога. Даже думаю иногда, за что мне такое счастье?! – рассказывает матушка Валентина. – И не мечтала, что так может получиться. Хотела, чтобы муж был человеком хорошим и музыкантом, и чтобы верующим, конечно. А сложилось так, что всё вместе объединилось.

«Как мы с тобой уживемся – мы же не знаем друг друга?!»

Матушка Валентина Давидовская – из семьи верующей, церковной и очень музыкальной. Даже при советской власти традиции православного брака передавались в их роду из поколения в поколение, все были венчанные и старались жить по законам Божеским. Родители и сами в храм ходили, и детей приучили к жизни с Богом. А еще привили любовь к музыке и в частности к пению дуэтом – очень нравилось Валентине, как пели вместе ее родители.

Семья жила в старинном городе Полонное Хмельницкой области, где населения – чуть больше 20 тысяч человек. И своего будущего мужа девочка Валя увидела в 11-летнем возрасте на свадьбе у родственников – он был сыном местного священника, 16-летним юношей, студентом музыкального училища. Батюшка этот когда-то венчал ее родителей.

А через девять лет Агафангел Давидовский позвал Валентину замуж.

– Мы никогда не были с ним наедине, только при родителях где-то в гостях разговаривали. Даже в кино вдвоем не ходили.

Конечно, нас тянуло друг к другу, мы чувствовали много общего, но одно дело – просто поговорить, а другое – жить вместе всю жизнь.

19-летняя Валентина была тогда студенткой Хмельницкого музучилища, отличницей и активисткой. Учеба и постижение профессии занимали почти всё время девушки, и о замужестве в ближайшее время одна не думала. Поэтому не смогла ответить на предложение ни «да», ни «нет».

«Как мы с тобой уживемся – мы же не знаем друг друга?!» – аргументировала девушка свою нерешительность. «Я люблю музыку и путешествовать», – рассказал о себе будущий священник. «Я тоже люблю музыку, только мне нравится дома сидеть», – сказала в ответ его будущая жена.

– И это всё, что мы знали друг о друге, – говорит матушка Валентина.

Но оказалось, что до венчания оставалось чуть больше месяца. А еще через месяц с небольшим состоялась священническая хиротония отца Агафангела.

«Вы комсомолка? Как вы могли выйти замуж за него?!»

– Сложно ли было войти в семью священника и приспособиться к статусу матушки?

– Нет, не сложно и не тяжело. И я не почувствовала какой-то особой разницы. Они, конечно, больше ходили в церковь и больше знали, но и мои родители были люди церковные – мы жили одним и тем же. И я понимала, что буду под пристальным оком – в то время священник даже в кино не ходил. Если пошел – это уже что-то. И в брюках матушки не ходили – более скромно должны были себя вести. Но я и была скромная – в кино, конечно, ходила, а брюки и так не носила, косметикой не пользовалась и не одевалась как-то особенно. Поэтому роль матушки не требовала от меня отказа от чего-либо, каких-то жертв.

Сложности оказались в другом. В музучилище не обрадовались новому, религиозному статусу одной из лучших студенток. С должностей старосты и комсорга девушку тихонечко «сняли», но учиться помешать не смогли. В учебном заведении советских времен боялись громкой огласки вопиющего факта, что их студентка стала женой священника. Один преподаватель как-то предупредил Валентину: «Приходили, интересовались тобой. Так что, когда будут спрашивать, знай, что тебе отвечать».

Училище удалось закончить, но получить работу по специальности матушка Валентина не смогла. На последнем курсе родилась дочка Кристина, и в распределении выпускнице отказали под предлогом, что у нее ребенок до года. Правда, вопрос трудоустройства молодой матушки курировал уполномоченный по делам религии.

– Я думала, что у нас свобода совести, и они не имеют права запретить мне работать, – рассказывает матушка Валентина. – Пошла в райком партии и говорю, что меня на работу не берут. А они мне: «Вы комсомолка? Как вы могли выйти замуж за него?!» Говорю, что по любви. На что партийные работники категорично заявили: «В свое время люди жертвовали и любовью!» А тогда было такое правило, что дети священника могли работать в музыкальной школе, а его жена – нет.

Матушка проявила настойчивость и написала в Москву, в Совет по делам религии при Совете министров СССР – мол, притесняют и не дают работать. Говорит, попалась ей книжка «Религия и закон», где прочитала, что люди восстанавливают свои права.

Письмо молодой жены священника не оставили без внимания, из области в Полонное приехал уполномоченный, вызвал в горсовет и сказал:

«Эти товарищи, конечно, не правы. Крупская тоже за Лениным в ссылку поехала». – «Так мне работать можно?» – поинтересовалась дипломированный специалист. «Да-да, конечно, можно. Но мест нет».

– На этом всё и закончилось – работать мне не дали. Я уже в детях своих реализовывалась, – говорит матушка Валентина Давидовская.

«Быть матушкой – естественная ткань моей жизни»

– Какие качества нужны женщине, чтобы стать хорошей матушкой?

– В первую очередь вера, конечно. Скромность, милосердие, способность уступить и не искать своего «я», уметь всё покрывать и сгладить. Нужно находить для людей добрые слова, не стремиться главенствовать и управлять.

Когда говорят, что муж – голова, а жена – шея, это неправильно.

Когда-то, еще в дореволюционной книге, я читала, какие качества должна иметь матушка. И там говорилось, что муж – голова, а жена – тело. Потому что голова думает о том, чтобы телу было тепло, не голодно и не холодно. А тело должно отвечать за то, чтобы всё это сберечь. Я никогда не хотела быть главной в нашей семье.

И на приходе никогда не стремилась быть организатором. Это я батюшке отдаю – в его руки. И всегда стараюсь ему помогать – подставлять плечо. Сама на приходе с детьми занимаюсь в воскресной школе, в хоре пою – всё это мне очень по душе. Все обязанности у нас распределяются. Елку новогоднюю мы с батюшкой всегда вдвоем убираем. Могу подсказать, посоветовать, сказать, как бы мне хотелось. Но так, что только по-моему будет – такого у нас нет.

– Что делать матушке, если у батюшки нет ни сил, ни времени на семью?

– Кротость и смирение – это дорога к Церкви. Когда батюшка приходит уставший, что же я ему буду говорить о детях и других делах?! Я это всегда брала на себя. Но мне это нравится, и совсем не в тягость. Не могу сказать, что я когда-то страдала от того, что у батюшки мало времени на семью. Да, мало – он же священник. Конечно, может, и хотелось бы больше, но я не считаю, что это основание для того, чтобы создавать дополнительные сложности.

Мы никогда не делили семейные обязанности на женские и мужские – стараемся друг другу помогать, и всё как-то органично получается. А если правильно воспитываешь детей, то они станут наградой за твое терпение и смирение, за то, что про себя забываешь.

Старшей дочке было восемь лет, когда она пошла в первый класс музыкальной школы, сыну – четыре года, и младшей дочке – месяц. Я сажала в коляску одного ребенка сверху, другого – снизу, дочку за руку, и так возила их всех на одни занятия, на другие. Конечно, тяжело немножко было, потому что спешишь, и сама, сама… А потом потихонечку наладилось, а там и дети подросли. Третий ребенок у нас, можно сказать, вырос в музыкальной школе – я ее там и кормила, пока старшую ждала.

А батюшка всё время на службе. Он даже первого сентября не смог прийти, когда дочка в первый класс шла. Но я не делала из этого какой-то проблемы. Всё же понятно, поэтому справлялась как-то сама.

– Что можно посоветовать девушкам, которые собираются стать женами священников?

– Нужно любить человека, который станет тебе мужем. Это ко всем женщинам относится. Тогда сможешь понять, почему многое происходит. И уже не страшно будет выносить, что тебе не могут помочь или быть рядом. И не станет камнем преткновения, что многое самой приходится делать. А когда любишь, то всё покрываешь, всё переносишь – как апостол Павел говорит. Если исполнять всё, что он сказал о любви, то многое становится понятным и не будет проблемой.

Такая любовь ведь существует на земле и часто. Для меня его слова очень понятны. И если бы люди больше задумывались над этим, отношения были бы лучше.

Хотя сейчас вообще изменился смысл любви. Даже лет 30 назад люди были менее эгоистичными.

Замуж выходили раз и навсегда, а венчались тогда редко и по вере. И даже если плохо жили, ругались, женщины говорили: «Как же я разведусь – я же венчанная?!»

Женщины должны понимать, и матушки в семьях священников тоже, что не они во главе семьи. Да, жену муж должен уважать, но и ей нужно уметь уступать. Если один другому уступает, то никогда не будет каких-то серьезных конфликтов, и всегда муж с женой найдут общий язык между собой. А когда каждый хочет доказать свое, то тогда, конечно, может найти коса на камень.

И часто матушке надо уметь потрудиться, потому что обязанностей у жены священника всегда много.


Как писалась книга «Матушки: жены священников о жизни и о себе», является ли она рецептом, как стать матушкой и есть ли в ней истории про любовь, рассказывает ее автор – известный православный журналист Ксения Лученко. Сегодня вечером она будет представлять книгу в культурном центре «Покровские ворота».


Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу


13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.


Моя мама, матушка Наталья Свешникова, родилась в эшелоне. Чтобы выдать бабушке метрику, ее на сутки сняли с поезда, а уже на следующий день они отправились дальше. В нашей семье никогда не принято было делиться своей жизнью. Очень немногое о себе рассказывала мне бабушка, примерно столько же мама. Только теперь я узнала о том, как она училась быть женой священника.


Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так, считает протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, отец девяти детей


Так принято, что мужчины испокон веков ищут себе жен, а не наоборот. У них для этого есть все преимущества: свобода выбора и право настойчивости. Женщины вынуждены жить в ожидании чуда: «Ну когда же меня найдут?» Можно ли сделать это ожидание деятельным? Корреспондент «НС» к началу сезона свадеб после Пасхи узнала, что такое поиски семейного счастья.


Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог


Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?


Немало супружеских пар в нашем мире страдает из-за непрерывных конфликтов. Но бывает и по-другому, причем у достаточно благополучных людей, решивших многие проблемы: им вдвоем скучно: «Я знаю его (ее) как свои пять пальцев!» И это серьезная проблема


Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев


Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ


Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы


Сегодня наступает Красная горка -- пора свадеб. Как проходит таинство венчания -- одно из важнейших таинств Церкви и красивейших обрядов, которое даже среди православных христиан многие склонны недооценивать? Рассказываем, что означает обручение, зачем возлагаются венцы, даются свечи, пьется вино из одной чаши, а новобрачных водит священник вокруг аналоя

Что же влечёт юные создания в семинарские храмы? Наивный романтизм или вечное женское пристрастие к мужчинам в форме? Очевидно, что не последнюю роль тут играют иллюзии. Многим роль жены священника видится как беззаботное почивание на лаврах в лучах софитов. Избранник, разумеется, будет служить на столичном приходе, а никак не на сто первом километре, в глухом селе, где печь - единственный источник тепла. О том, что священник - солдат: куда пошлют, туда и поедет - никто и не задумывается.

Если провести опрос среди заматеревших попадей: «Знали ли вы, на что идёте?» или «Пошли бы вы на это снова?» - интересно, много ли будет положительных ответов?..

Но внешние сложности - это лишь одна сторона медали. Мало кто из юных «хабээмок» понимает, что слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 4) станут краеугольным камнем всей жизни будущей матушки. А по-другому - никак. Матушка людям важна не игрушечная, не деланная, а настоящая. Она не проповедует о Спасителе, а воплощает Его проповедь в своей жизни, не учит истинам Евангелия, но своими поступками утверждает эти истины.

В описании добродетельной жены, сделанном Соломоном в Ветхом Завете, где всё видимое являлось сенью духовному, кратко изложено всё, что можно сказать на эту тему: Добрую жену кто найдёт - цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на неё, и не остаётся без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей… Вздумает пробрести себе сад и приобретает его; руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встаёт муж её и хвалит её. Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их. Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её и дела да прославят её (Притч. 31, 10-31).

Священник постоянно находится на передовой, и стоит чуть зазеваться, как вражеская пуля сделает своё дело. Матушка в основном живёт в землянке, и никому невдомёк, что и у неё на зубах скрипит окопная пыль, её жизнь и жизнь её детей также под снайперским прицелом врага. Но если она самоотверженно создаёт в доме атмосферу уюта и покоя, то можно сказать, что у её бойца за спиной надёжный тыл.

Одна пожилая монахиня Покровского монастыря как-то сказала: «Я что? Сама себе голова, только за себя и отвечу перед Богом, а у матушки крест во сто крат тяжелее моего. На её совести души всех тех людей, которых не смог утешить её батюшка из-за их семейных нестроений». Матушка - как камертон: какой тон с утра задаст батюшке, так день и пройдёт. Порой достаточно одного недовольного выражения лица, чтобы испортить на весь день настроение мужу. Тем более, как известно, жить с женой сварливой несчастнее, чем в пустыне или на кровле (Притч. 21, 19; 25, 24). А священнику, как никому, необходимо благостное состояние духа, чтобы щедро дарить радость о Господе всем приходящим к Нему.

Как часто, приходя в Церковь, люди думают, что батюшка и его семья - это особая раса, «сверхчеловеки», они не могут, не имеют права иметь человеческие слабости и грехи. И поэтому буквально всё - одежда, причёска, походка, каждое слово - постоянно подвергаются пристальному, не всегда доброжелательному, анализу. И если звёзд телеэкрана слава греет, то матушка мечтает пройти по улице спокойно и не слышать перешёптываний за своей спиной.

Как правило, семья священника видит своего главу реже, чем его паства. Матушке хочется опоры, помощи, а она - последняя в очереди за ней. И как тут необходимы и тёплое слово, и нежность со стороны батюшки, чтобы наполнить смыслом её труд, дать почувствовать, что она нужна и любима. Не обойтись и без видимых знаков внимания: охапка роз, трогательный подарок, поход в кино - этому будет рада любая женщина. Не надо забывать, что матушка - тоже «сосуд немощнейший», а не бесплотное существо. Взаимное доверие должно стать прочным фундаментом брака, ведь к священнику за помощью приходят не только девяностолетние старушки, а и молодые, красивые женщины. И сказанное ласковое слово в поддержку такой духовной дочери на фоне вчерашней ссоры со своей матушкой может стать бомбой в арсенале врага.

В заботах о спасении прихожан у батюшки почти не хватает душевных сил на своих детей. А жизнь идёт, и стрелки часов неумолимо совершают свой круг. Часто можно услышать жалобы на священнических сыночков, которые с детства в алтаре, а не имеют элементарных навыков духовной жизни. И это тоже боль матушки… Впрочем, как и любой матери, в одиночку воспитывающей своих чад. Поэтому мудр тот пастырь, который вовремя тушит пожар не только у соседей, но и на своём личном участке.

И последний, самый животрепещущий вопрос, который интересует наших невест: возможна ли между батюшкой и матушкой влюблённость, обычная человеческая любовь? Или это всего лишь сотрудничество с общими целями и интересами?

В семье священника «работают» те же законы, что и в любой другой семье. Любовь всегда, во всех её проявлениях, становится живительной силой брака. Год за годом она вдыхает новую жизнь в ежедневность и обыденность отношений мужа и жены. И когда наступают минуты отчаяния в поисках взаимопонимания - там, где, кажется, уже ничто не в силах воскресить чувства из руин, влечение друг ко другу играет роль спасательного круга.

Так неужели крест матушки состоит из одних только трудностей и безрадостных будней? Неужели у девушки, мечтающей стать спутницей жизни семинариста, нет шансов на счастье? Хочется верить и надеяться, что, являясь соучастницей великих трудов священника, она также станет соучастницей и его великих наград. Выходя из алтаря, он спускается с Неба, и полученная благодать обильно изливается и на его сонаследницу вечной жизни (1 Пет. 1; 3, 7). И если она займёт своё место помощницы, а не первой скрипки, то увидит «благоденствие Иерусалима» (Пс. 127, 5) и в сей жизни, и в будущей.

Пошёл второй десяток лет нашей с батюшкой совместной жизни. Никогда и представить себе не могла, что Господь вручит мне этот крест и скажет: «Иди и неси!» Всю свою сознательную жизнь до брака я провела в богемной атмосфере, где все силы тратились на созидание только собственного «я». Жизнь матушки учит меня раздавать себя всю, без остатка, своим близким. С улыбкой вспоминаю, как мой муж, а тогда ещё жених, боялся на мне жениться. «Ты в село за мной не поедешь и детей мне рожать не станешь!» - повторял он мне, да я и не спешила его переубеждать, так как полностью была с ним согласна. Но Божий Промысл всё определил иначе - служит мой батюшка в селе, и детей у нас - восемь. Слава Богу! Были и бури, и штормы, но солнечных дней вспоминается всегда больше. Мы не устаём объясняться друг другу в любви, и я каждый день чувствую, что я «кость от костей его, и плоть от плоти его…»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Какова роль жены священника в обществе? Может ли она занимать какие-либо должности или ее роль априори должна быть связана лишь с семьей, мужем и его приходом? Отвечают матушки Марьяна Косточка, Наталья Белянова, Екатерина Немчинова.

Матушка Марьяна Косточка (Киев):

– Роль жены священника в обществе не очень отличается от роли любой женщины. Другое дело, что роль мужа накладывает ответственность. Священник – образ Христа. Батюшек «съедает», если можно так выразиться, приход. А матушка должна быть эдаким «громоотводом», ее главная задача – помочь мужу как можно дольше и продуктивнее работать на своем поприще. Как бы громко это ни звучало, матушка во многом определяет стремления и поступки мужа, а при хорошей жене муж об этом еще и не подозревает.
Забота о детях тоже важна. Но лучшее воспитание – это собственный пример. «Спасись сам, и вокруг тысячи спасутся».
Что же касается общественных «нагрузок»: если они не в ущерб семье, то допустимы. Думаю, жене священника достаточно приходской жизни, чтобы, как это модно говорить, реализовать свой потенциал. Да и любая женщина, на мой взгляд, больше, чем в семье, свои таланты не проявит, если приоритеты расставлены правильно. В наше время, когда многие понятия о жизни поставлены «с ног на голову», хорошая жена и мать – очень важная «должность».

Матушка Наталья Белянова (Харьков):

– Можно ли назначать на ответственные посты жену доктора, юриста, повара? А жену предпринимателя? Жену священника? На мой взгляд, назначение на должность женщины, исключительно являющейся «женой мужа по профессии такой-то», абсолютно не является приоритетом. Но назначение на ответственную должность по заслугам и достижениям, личностным качествам – главный аргумент для мудрого выбора. Хотя, пожалуй, только жена священника – это практически единственная «должность» из всех остальных, которая предполагает определенный взгляд на жизнь, определенное нравственное мировоззрение, определенный образ жизни, предназначение помогать всем, кому тяжело, самоотверженность, ответственность.

Матушка Екатерина Немчинова (Днепропетровск):
– Мне кажется, что сегодня такая патриархальная картинка, когда жизнь матушки ограничивается исключительно семьей и приходом, скорее исключение, чем правило. Хотя это не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд. Потому что кроме всех семейных обязанностей, как и у любой женщины, на плечах матушек лежат клирос, воскресные школы, различные православные проекты, социальная работа в приходах. Скажу также, что очень часто матушки выходят на работу вынужденно, когда финансовое состояние семьи не позволяет иметь только одного кормильца. Знаю достаточно много таких священнических семей. Кроме того, если матушка имеет профессию, может и хочет работать, развиваться профессионально – это предмет внутрисемейного обсуждения, как и в любой семье, когда принимается решение выходить жене на работу или нет, и здесь неважно – это семья священническая или нет. Знаю замечательных матушек – высоких профессионалов: переводчиков, преподавателей, научных работников. Это дает прекрасную возможность светским людям увидеть матушек без тех стереотипов, которые сформировались в обществе. Поэтому повторюсь: если тема работающей матушки не рождает в семье конфликта, не нарушает семейной гармонии, если матушка справляется со всеми возложенными на нее обязанностями по приоритетным направлениям своей жизни (муж, дети, приход) и может еще найти применение своим талантам, данным ей Богом, в Церкви или обществе, это замечательно! Не надо зарывать таланты в землю!

Записал Дмитрий Марченко

В нашем городе множество храмов, и служащие в них священники часто появляются на страницах «Ведомостей», в то время как их жены скромно остаются в тени. Сегодня на вопросы о том, какие обязанности выполняет жена священника и чем их семья отличается от обычной, отвечает матушка Тамара - супруга протоиерея Евгения Клименко

«Моменты духовной радости покрывают все жизненные трудности»

- Быть матушкой - легко?

Однозначно ответить на этот вопрос я не смогу. Бывают в жизни различные периоды, иногда очень тяжело нести свой крест, но другого я уже не представляю. И все же те моменты духовной радости, которые испытывает каждый верующий человек, покрывают все жизненные трудности.

- Расскажите, как Вы познакомились с мужем? Как после этого знакомства изменилась Ваша жизнь?

Познакомились мы 24 года назад при поступлении на исторический факультет в Полтавский пединститут. Очень быстро поняли, что наша встреча была не случайна, вот с тех пор никогда и не разлучались надолго.

- Всегда ли жили с верой в сердце?

Мы с отцом Евгением оба уроженцы Слободской Украины, то есть из Харьковской области. Естественно, в те годы, когда проходило наше детство, о вере в Бога в наших краях говорить вслух было опасно для своего существования. Родители не могли нам дать религиозного воспитания. Наоборот, в нашем случае мы сами с Божьей помощью привели родителей к вере.

Для меня вера стала сознательным выбором в студенческие годы. Чем больше знаний я получала, тем больше приходила к мыслям о существовании Творца. А дальше Господь вел меня, словно за руку, посылал нужных людей, книги, жизненные обстоятельства, которые и привели меня в храм. Об этом можно написать целую книгу, что я и сделаю когда‑нибудь, если это будет полезно людям. Скажу просто, что, когда обрела веру, - испытала полное перерождение своей души, и это чувство несравнимо ни с какими материальными ценностями на земле.

Самым большим подарком для меня было то, что мой муж вскоре стал разделять мои убеждения. Мы вместе посещали храм, пели на клиросе, и спустя годы, укрепившись в своей вере, он принял священнический сан. В это время я преподавала историю и право в школе, была классным руководителем в 11‑м классе, и, став женой священника, я продолжала выполнять свои обязанности учителя. Муж получил назначение на приход в Приморский район, куда мы со старшей дочерью вскоре приехали. Уже здесь, на Азовской земле, родились наши младшие дети.

- Как отнеслась семья к Вашему браку?

Когда мы вступали в брак, мой супруг и я еще даже не подозревали, что приготовил нам Господь, поэтому родители приняли мой выбор спокойно. Уже потом, когда я покидала свою малую родину, благоустроенную городскую квартиру, своих близких и уезжала к мужу на сельский приход, они были в ужасе, но, зная мой характер, не пытались отговорить. С Божьей помощью со временем они сумели меня понять и принять мой выбор.

«Семьи священников не должны искушать неокрепших в вере людей и давать им повод разочаровываться в церковной жизни»

Чем отличаются отношения матушки и батюшки от отношений мирских мужа и жены? Отличается ли жизнь семьи священника от жизни обычной семьи?

Прежде всего тем, что всегда стараешься помнить о том, что являешься примером для других людей и не имеешь права давать волю своим негативным эмоциям. Я всегда пытаюсь смотреть на себя словно со стороны и, прежде чем что‑либо сделать, обдумываю последствия своих поступков. Хотя все это приходит со временем и с возрастом. В наше неспокойное время семьи священников не должны искушать неокрепших в вере людей и давать им повод разочаровываться в церковной жизни. Ведь семья - это малая церковь, и если нет взаимопонимания и любви в семье священника, о каком порядке на приходе можно говорить? Детям мы тоже частенько напоминаем о том, из какой они семьи, чтобы нам за них не было стыдно. Но дети в семьях священников не рождаются святыми, их нужно воспитывать, так как и в любой другой семье. Мы никогда не стремились силой навязывать что‑либо своим детям. Даже если они и набивали шишки, мы всегда хотели, чтобы это был их свободный выбор в пользу христианских ценностей.

- Расскажите о своих детях. Кем Вы видите их в будущем?

У нас с отцом Евгением трое детей. Старшая дочь взрослая, работает логопедом в Бердянской школе-интернате для детей, уже имеет свою семью. Она у нас с детства была самостоятельной, целеустремленной, решительной. Родители учеников ее хвалят, считают неплохим специалистом, хотя и начинающим. Младшим, сыну и дочери, тринадцатый год, они у нас двойняшки. Возраст сейчас переходный, бывают и сложности в воспитании, как и у всех родителей. Самое главное, что отличает верующих родителей от атеистов, что мы всегда можем помолиться Богу о своих детях и попросить вразумления как для себя, так и для них. И всегда получаем помощь и утешение. На счет будущего своих детей загадывать не берусь. Это будет их решение. Конечно же, хочется, чтобы дело, которым они будут заниматься, было и Богу угодным, и людям приносило пользу.

- В чем заключаются обязанности матушки?

Главная обязанность матушки, на мой взгляд, обеспечить своему мужу-священнику все условия для того, чтобы он всегда имел мир и душевное спокойствие для служения Богу и людям. До недавнего времени я больше 10 лет несла клиросное послушание, пела и читала на богослужениях, проводила занятия в воскресных школах. Кроме этого, на сельских приходах приходилось выполнять и другие послушания по уборке и благоустройству церквей. Но я всегда делала это с радостью и воспринимала как вознаграждение от Бога и возможность искупить свои грехи, совершенные в безбожные времена. Сейчас еще преподаю основы христианской культуры в гимназии.

- Как удается все успевать?

Скажу честно, не всегда удается все, что запланировала, но стараюсь расставить приоритеты: что нужно сделать в первую очередь, что важнее.

«Женщина не должна выглядеть вульгарно, но выглядеть так, чтобы на нее было приятно смотреть, - просто обязана»

Вы возглавляете паломнический отдел епархии. Куда организовываете паломничества? В каких святых местах Вы были?

Да, действительно, вот уже год этим занимаюсь с благословения Владыки Ефрема и при его большой поддержке и участии. Начинать создавать отдел было очень страшно, но еще страшнее было не оправдать возложенные на меня надежды. С Божьей помощью поездки проходили удачно, паломники оставались довольны поездками, да и я сама получаю огромное моральное удовлетворение от этой деятельности. Большей частью осваивали маршруты по Крыму, Донецкой области, побывали и на Полтавщине, и на Западной Украине. Сейчас, к сожалению, из‑за сложившейся ситуации в стране временно приостановили поездки, но расписание поездок составили и надеемся на благополучное разрешение политического кризиса.

- А в каких святых местах еще бы хотелось побывать?

Мечтаю посетить святые места Греции, поклониться мощам великомученика Харлампия - одного из самых любимых моих святых. Хотелось бы объездить весь мир, если бы была такая возможность, ведь сколько всего на свете достойного внимания! Недавно осуществила свою мечту - подготовила материалы и составила паломническую экскурсию по храмам Бердянска для гостей нашего города. Ведь Бердянск имеет свою уникальную историю и прекрасные храмы, словом, есть что рассказать и показать паломникам. Мой дебют в этом плане прошел успешно.

Чем отличается жена священника от обычной женщины? Есть ли какие‑то ограничения в выборе одежды, косметики? Насколько велика разница между образом жизни матушки и современной женщины, которая ходит по магазинам, посещает салоны красоты? Противоречит ли одно другому?

Особых противоречий я не вижу. Главное, помнить слова апостола Павла о том, что все нам позволительно, но не все полезно. В одежде предпочитаю классику, стараюсь выглядеть элегантно, но не вызывающе. Легкий макияж иногда делаю. Считаю, что женщина не должна выглядеть вульгарно, но выглядеть так, чтобы на нее было приятно смотреть, - просто обязана. Тогда и муж, и дети будут гордиться такой мамой, уважать ее. Главное, чтобы забота о внешности не преобладала над заботой о душе, чтобы все было гармонично.

- Опишите, как проходит самый обычный день из жизни матушки.

Наверное, я не совсем обычная матушка, так как у меня каждый день проходит по‑разному. В понедельник я занимаюсь домашними делами, во вторник преподаю в гимназии, в среду нахожусь в епархиальном управлении, в четверг - занимаюсь всем понемножку, в пятницу провожу экскурсии по храмам Бердянска, в субботу - домашние дела и вечернее богослужение, в воскресенье - Литургия и преподавание в детской воскресной школе. Если есть поездки, то по несколько дней отсутствую дома.

- Чем увлекаетесь в свободное время? Есть ли у Вас хобби?

Выращиваю цветы во дворе своего дома, играю на пианино, пишу статьи на православную тематику или просто сплю - это самое любимое хобби.

Клименко Тамила (Тамара) Валериевна родилась 6 марта 1971 года в городе Лозовая Харьковской области. Имеет высшее образование (окончила Полтавский государственный педагогический институт), в данный момент заканчивает Луганский богословский университет. С 1991 по 2006 год работала учителем истории и права, с 2003 по 2013 год - регентом церковного хора. С 2001 года - преподаватель детской воскресной школы, с 2013 года - руководитель паломнического отдела Бердянской епархии и преподаватель основ христианской культуры в гимназии № 3.

Loading...Loading...