Почему и зачем у православных много храмов? Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать. Сколько православных монастырей в России

Слово «храм»: означает разделение.

В древности храм был перекрестком или водоразделом между небом и землей.

Считалось, что земной храм: копия храма небесного.

Если вам явится этот знак, постарайтесь создать внутренний храм или святилище в себе.

Толкование снов из Американского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Храм

Храм - Дух. Состояние храма говорит о состояние вашего духа, если вы во сне относитесь к Х. с благоговением. Если не испытываете душевного трепета, то см. "Собор". Если Х. происходит священнодействие любого рода - вы душевно растете. Если даете какую-либо клятву - вы наяву выходите на уровень Служения Закону Бытия. Строить Х. - трудиться во благо построения духовного общества. Украшать Х. - за мишурой вы скрываете нищету своего духа. Развалины Х. - вы не выполняете свои кармические задачи, жизнь проходит впустую. Люди в Х. - ищите своих единомышленников. Настоятель Х. - ищите духовного Учителя, возможно, он уже пришел, но вы его не разглядели.

Толкование снов из
В современной России строительство храмов в парковых зонах очень часто приводит к конфликтам. Выглядят все эти конфликты по одному сценарию. Закладывается некий фундамент храма, территория части парка огораживается под строительство. Начинаются громкие возмущения людей "почему строят храм в парке", и так гулять негде, а тут еще и храм под боком. Люди ставят палаточный городок, начинаются митинги, заявления в префектуру района. И вся эта вакханалия становится известной на всю страну.

На YouTube плодятся множество роликов в поддержку и/или против строительства храма. В роликах звучит напряженная тревожная музыка, взятая не иначе как из 17 мгновений весны или подходящего по духу и накалу страстей триллера. В общем, творится ужас. Можно было бы по таким видео предположить, что на землю вторгаются инопланетяне или на улицы Москвы или Питера вышел на охоту маньяк-убийца.

Ужас, не так ли?

На самом деле, все намного спокойнее. И нет никаких особых кошмаров. Смотрите, как все это работает и почему так, а не иначе.

Храмов на Руси всегда было много. Это было оправдано по многим причинам. Первая из них - храм служил неким отделением гос. власти (церковь не была отделена от государства) и в церкви человек получал крещение, и в церкви же человек получал как бы прописку (запись в метрической книге) после рождения.

Церковь часто упрекают в том, что в царской России существовали уложения уголовного кодекса, защищающие религию. На самом деле, защита шла не религии.

Государство защищало одно из собственных структурных подразделений, ведущее летопись рождаемости, смертности (крещение после рождения, отпевание после смерти), а постоянно причащающийся человек (закон об обязательном причастии) - механизм современной "прописки".

Если человек долго не ходит в храм - значит, переехал в другое место. По постоянному присутствию (или отсутствию) человека на службе легко можно судить о перемещениях человека, его взглядах и т.д Венчание было аналогом современного ЗАГСа. Можно было бы назвать такую систему циничной, но, по правде говоря, "кто платит, тот и музыку заказывает". Церковь, не отделенная от государства, была на балансе государства и наивно было бы ожидать, что государство ничего не будет с этого иметь.

Поскольку крещение, исповедь, отпевание были обязательными - большое кол-во храмов было оправдано, как оправданы были отделения "Почты" в каждом даже самом захудалом поселке СССР. Потому что в царские времена Церковь была кровеносной информационной системой, роль которой в советское время исполняла "почта".

В наши дни нет такой актуальности в кол-ве церквей, как в дореволюционное время. Но некая генетическая память об старой инфраструктуре осталась. Но очень сильно изменился социальный контекст, социальный дискурс. Людей стало попросту больше. Люди стали разными.

Нельзя сказать, что противников строительства храмов большинство. Их не много. Это так просто потому, что никто не ставил бы храмы, не будь они рентабельны. А значит, строитель храма предполагает, что ходить в него будут.

Неужели будут?

Да, будут.

А значит?

А значит, мы имеем дело с кучкой очень громкоголосых активистов и большим кол-вом тех, кто просто молчит. Ведь большое кол-во людей просто не вмешивается в эти трения. И сам факт желания поставить храм основан в том числе на понимании, что он будет успешен в данном месте. Ходить в него будут. А это означает, что востребованность у храма в этом месте присутствует. Другое дело, что нравится это не всем.

А почему это нравится не всем?

См. выше. Людей стало больше, люди стали разными. Когда у вас деревня из 800 человек, храм поставить не трудно, потому что "надо же где-то креститься, где-то отпевать, где-то венчать". Людей включали в процесс строительства храма. Вся эта система именных кирпичей - это именно способ получить лояльность жителей. Если твой кирпичик с твоим именем есть в стене храма - это и твой храм в том числе. И ты против него не будешь. Ведь в нем частица твоей души, твое имя.

Что же раздражает людей в наличии храма? Ну, во первых, парков и правда мало. Гулять негде с детьми. Когда лично ты не воцерковленный христианин, ты не против Православия, но тебя можно назвать равнодушным - ты негативно отреагируешь на потерю тобой жилого пространства.

Некоторым мешает колокольный звон перед службой. Допустим, ты любишь днем поспать. А часа в четыре начинается благовест перед службой. И ты это слышишь и тебя это может раздражать. Ведь к вере ты равнодушен. Пока все, что ты видишь - вера как-то мешает. В данном случае погулять или поспать.

Можно долго рассуждать о том, что "для РПЦ главное бизнес" или напротив, бросаться на активистов с кулаками, мол "да вы все тут бесноватые". На самом деле, как мне думается, представителями РПЦ стоило бы проводить больше разъяснительной работы. Работать не с позиции силы, а производить работу по просвещению. Почему храм, почему именно в этом месте, какие будут плюсы от наличия храма и т.д

Потому что храм откровенно вредным быть не может. Во первых, возле храма стабильно ниже преступность. Потому что преступники часто суеверны и откровенно грабить или убивать возле храма и в прямой видимости храма все-таки избегают.

Считается, что храм освящает место вокруг себя. Освещает - улучшает духовную атмосферу. Вот если возле тюрьмы или больницы чувствуется в воздухе какая-то мрачная духота, храм вроде как напротив, разряжает атмосферу.

Можно долго дискутировать о том, что "в этом храме будут всего лишь позабывшие веру представители РПЦ". Ну, это схоластика все, друзья мои. Что значит "позабывшие веру"? Служба имеет определенную последовательность молитв в определенном порядке. Каким бы священник и его мотивы не были - эту службу он вычитает (а хор споет) строго по определенному уставу. Служебный ритуал будет выполнен 100%.

И как показывает практика - людям нужны ритуалы. Вы можете сказать "да кому нужны ритуалы". Ок. Вы согласны, чтобы ваше тело после смерти бросили в лесу?

Храм - место ритуальное. Храм отвечает на потребность человека в ритуалах. Не будь потребности в ритуалах - не было бы в мире ни одного храма. А бороться с потребностями - дело не благодарное. Это заведомый проигрыш.
Сегодня надо быть в хорошем смысле эгоистом. В хорошем - это значит "брать для себя от жизни полезное". Не "все", а полезное. Если есть способ сделать жену, мужа, сына добрее и мягче - это стоит использовать. Если есть способ хоть как-то повлиять на родственников, ведущих себя не корректно - вспомните про церковь.

Как ни крути, а откровенно против Бога пока готовы идти далеко не каждый второй и даже не каждый десятый. Все под Богом ходим. И откровенно плевать в небо - боимся. Вот бы нам еще и святого желания не просто бояться, а любить небо. И приходить в храм не к священнику (ну правда, Бог его знает - каков он), а к небу. И искать неба в храме.

Тогда точно не ошибешься и не разочаруешься. Ведь ищущий находит именно то, что ищет.

патриарх Кирилл . По словам иерарха РПЦ, храмы должны быть в шаговой доступности — как сигаретный ларёк или булочная. О необходимости строить места поклонения говорят и мусульмане — по их мнению, в столице должно быть не менее 100 мечетей, иначе верующие, чтобы не молиться на улице, пойдут «в православные храмы».

«Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений (приблизительно 80% от численности этнически православного населения), то тогда для того, чтобы дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм плюс», — говорил патриарх Кирилл в конце лета.

С тех пор Москва пережила смену мэра и частичное обновление правительства, в том числе и стройкомплекса. Однако, церковь от своих планов не отступилась. «600 быстровозводимых храмов» — это программа-максимум, как правило, осторожные представители РПЦ ведут речь о 200 строениях.

«Свободная пресса» решила выяснить, насколько обеспечены в отправлении своих духовных потребностей жители столиц других стран. Оказалось, что мировая практика, пожалуй, не знает прецедентов таких публичных высказываний. Вообще скурпулёзной статистики «сколько на душу верующего приходится храмов», похоже, никто не ведёт. Даже обязательной регистрацией храмов, мечетей и синагог мало кто занимается.

Москва

В Москве эти цифры упоминаются в правительственном справочнике «Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2009/2010 ». Согласно этому документу, на данный момент на территории столицы действует 840 религиозных объединений и организаций, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. У РПЦ богослужения совершаются в 670 храмах и 26 часовнях, ещё 9 храмов и часовен принадлежат старообрядцам. У мусульманской общины есть 6 мечетей, плюс неизвестное количество «молельных домов». У евреев — 38 культурных центров и 7 синагог.

Кроме того, на территории Москвы присутствуют буддисты (5 культовых сооружений), 2 действующих храма есть у Армянской Апостольской церкви, 3 — у католиков и 3 — у лютеран. Прочие протестантские конфессии отправляют богослужения в 37 молельных домах.

Осталось посчитать общий итог по количеству мест отправления культа на душу населения: в Москве, согласно итогам последней переписи, живёт 11,7 млн человек. Согласно опросу ВЦИОМа , проведённому в марте 2010 года, среди жителей России 75% исповедуют православие, 5% — ислам, приверженцами остальных конфессий назвали себя менее процента опрошенных, поэтому относительное число верующих посчитать затруднительно. Выделим основные «традиционные религии» — христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Подчеркнём, что эти цифры весьма приблизительны, так как статистика по вероисповеданиям доступна только в целом по стране — так, например, исламские общины заявляют, что мусульман в Москве не менее миллиона, а то и вдвое больше. Больше в Москве концентрация армян, католиков и евреев. Зато буддистов в столице должно быть меньше — из регионов, где эта вера является традиционной (Бурятия, Тува, Калмыкия), массовой миграции пока не зарегистрировано.

Впрочем верующий — не обязательно прихожанин. Согласно тому же опросу ВЦИОМа, только 55% из признавшихся в том, что исповедуют ту или иную религию, участвуют в обрядах. Из них подавляющее большинство — 83% — делают это «только по праздникам» или «от случая к случаю».

Согласно цифрам, наиболее острую нехватку «молельных площадей» испытывают мусульмане. Впрочем, Москва и москвичи относятся к исламу настороженно — и любая попытка построить мечеть заканчивается скандалом.

Но в целом 1 молельное учреждение приходится на 15,2 тысячи москвичей.

Нью-Йорк

Деловая столица США — самый разноязыкий и религиозно богатый город планеты. В нём живёт 8,4 млн человек, разговаривающих на 800 языках. Нью-Йорк — очень религиозный город. Считается, что какой-либо конфессии там принадлежит 83% населения. Это больше, чем в целом по штату (75%) и один из самых высоких показателей по США.

Христианство исповедует 70% населения (цифра очень близка к российской) — 40% католиков и 30% протестантов, с небольшими вкраплениями православных и прочих ветвей христианства. Точное число храмов определить невозможно: называются цифры 1766 протестантских церквей, 437 католических и 66 православных. Есть и большая цифра — 6478 храмов и прочих мест отправления культа.

В Нью-Йорке живёт одна из самых крупных еврейских общин — 12% населения города исповедует иудаизм. По разным данным, в мегаполисе действует от 1000 до 1256 синагог.

Что касается мусульман, то при количестве минимум в 800 тысяч человек (звучат цифры и в 1,4 млн) в городе открыто всего 100 мечетей, плюс «неизвестное количество молельных домов, которые организуются в квартирах или в местах, не видных с улицы».

Если исходить из максимальной цифры (6478), то в Нью-Йорке 1 зарегистрированный храм приходится примерно на 1300 человек — максимальная цифра по миру, которую нам удалось обнаружить. Однако надо понимать, что значительная часть нью-йоркских молелен представляет собой небольшие помещения, вплоть до комнаты в несколько квадратных метров.

Дублин

Ирландия — одна из самых религиозных стран мира. Достаточно упомянуть, что там до сих пор запрещены аборты, а опросы показывают 90−92% верующих.

Эта «повышенная» (в сравнении с остальной Европой) религиозность отразилась и на концентрации храмов в Дублине. На 1 млн 50 тысяч человек в городе — 368 храмов всех конфессий. Таким образом, 1 храм приходится на 2 тысячи 850 человек, приблизительно как и в Нью-Йорке.

Гамбург

Полная противоположность Дублину — атеистический немецкий Гамбург. На 1,8 млн его жителей приходится всего 21 действующий храм . То есть 1 молельное заведение на 85 тысяч 700 человек.

В Германии вообще довольно быстро падает религиозность христианского населения. Так, за один только 2007-й, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов Евангельской церкви Германии (ЕЦГ) уменьшилось приблизительно на 268 тысяч человек (в конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24,83 млн верующих при общем населении Германии 82 млн человек). Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало — на 224 тысячи, до 25,46 млн.

Сейчас в Германии 61,2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви . Однако страна очень неоднородна в своей религиозности. Так, в самой западной земле ФРГ Саарланд наивысшая религиозность — около 85%. На другом полюсе — восточные земли бывшей ГДР, где верующих всего около 24%, а в Саксонии-Анхальт — и вовсе чуть более 18%.

Берлин

Интересно будет посмотреть на самый крупный город Германии, но одновременно и самый космополитичный, и «восточногерманский» по менталитету.

На 3,5 млн берлинцев приходится 104 христианских храма, 76 мечетей, 11 синагог и 2 буддийских храма. Итого 193 молельных заведения, по одному на 18 тысяч берлинцев (уже ближе к московскому показателю). Несложно, кстати, заметить, что такая повышенная, по сравнению с тем же Гамбургом, концентрация религиозности в основном связана с присутствием мусульманской общины.

Варшава

Польша считается одной из самых религиозных стран Восточной Европы — тут, как и Ирландии, запрещены аборты, максимально усложнена процедура развода, а католическая церковь среди всех общественных объединений (партий, профсоюзов) пользуется наивысшей поддержкой населения. В столице страны действует 146 католических храмов, 4 православных, 28 протестантских, и 1 англиканская церковь. Кроме того, богослужения проводятся в трёх синагогах.

Историки отмечают, что до начала Второй мировой войны в Варшаве была наибольшая концентрация евреев в Европе, существовало более 440 синагог и молитвенных домов. В городе до сих пор сохранилось 20 зданий, ранее бывших синагогами, однако службы проводятся только в одном из них.

Что касается мусульманских сооружений, то в Варшаве функционирует только одна мечеть. Планы мусульман по строительству второго молельного сооружения вызывают бурные протесты общественности. Сообщается, что приверженцев ислама в Варшаве не так уж и много — около 10 тысяч человек.

Кроме того, часть организаций существует полулегально, скажем, упоминаются «десятки молельных домов Свидетелей Иеговы», а так же языческое капище. Буддисты имеют 3 храма.

Таким образом, на 1 млн 710 тысяч человек приходится 190 культовых сооружений , или по 9000 тысяч человек на храм.

Тегеран

Уж в столице страны победившей исламской революции и редкой для нынешнего мира теократической диктатуры, лидер которой не устаёт изрыгать проклятия «мировому сионизму» мечети точно должны быть «в шаговой доступности». Однако, это не совсем так. На почти 8,5 млн населения приходится 57 мечетей, 37 христианских церквей всех конфессий, 29 синагог (!) и 6 зороастрийских храмов.

Таким образом получается, что одно культовое сооружение приходится на 66 тысяч человек. При этом надо понимать, что при учёте подавляющего большинства мусульман дефицит сказывается ещё сильнее — на одну мечеть приходится почти 133 тысяч верующих!

При этом 89% населения Ирана исповедуют мусульманство. Есть в стране и свои «гонимые» — так называемая «Вера Бахаи» по числу приверженцев считается второй после ислама, однако, не имеет своих официально разрешённых мест моления, а её священнослужители подвергаются репрессиям.

Каир

При схожей с Тегераном по численности населения Каир имеет похожую религиозную картину — на 7,8 млн. человек приходится 53 мечети, 16 церквей и 10 синагог. Подавляющее большинство населения Египта, как и в Иране, исповедует ислам — от 80 до 95%. На одно культовое сооружение приходится почти 100 тысяч верующих, причём, как и в случае с Тегераном, мечети — в особом дефиците.

Китай

«Свободной прессе» удалось обнаружить и самый «атеистический мегаполис» в мире — Шанхай. Там располагается всего… 13 храмов различных конфессий (в том числе христианских) — на 19,8 млн. человек. То есть 1 действующий храм приходится на полтора миллиона человек. Этот результат настолько выбивается из общей картины, что мы решили не включать его в общий график.

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или - почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь - вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или - сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей - в конкретной стране или во всем мире.

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить - 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом - различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху - в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, - ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов…

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек - 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома - по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов…

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся - и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек - семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть - 2 400 000 000 - это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан - это католики. 1 200 000 000

Православных в мире - около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь - 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь - 18 800 000
  3. Элладская православная церковь - 9 000 000
  4. Сербская православная церковь - 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь - 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь - 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Вот какие цифры по российской диаспоре в европейских странах приводит портал pravoslavie.ru

  • Германия - 660 000
  • Франция - 150 000
  • Швеция - 94 000
  • Бенелюкс - 67 000
  • Италия - 32 000
  • Швейцария - 23 000

Сколько священников в России?

В докладе, который патриарх Кирилл прочел в конце 2017 года, приводятся такие цифры:

На 2017 год в России - 34 774 штатных пресвитера (то есть - священника) и - 4 640 диаконов. Итого - 39 тысяч священнослужителей.

Это значит, что на одного священника в стране приходится 4 000 человек.

Возможно, правда, этот доклад не учитывает иеромонахов - тогда цифра священнослужителей будет больше.

Кстати, на Земле есть целых 27 стран, где жителей меньше, чем у нас священников 🙂 Например, в княжестве Монако «прописаны» 38 тысяч человек.

Сколько храмов в России?

А вот тут уже сказать трудно. И вот почему.

С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья - если они относятся к Московскому Патриархату.

Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» - это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении - в селе, где пока еще нет храма, - и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?

Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом (общиной), то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»…

В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.

Сколько храмов в Москве?

При этом подчеркивается, что как таковых приходов - то есть сложившихся общин - 475. Именно эту цифру следует брать за основу.

Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь - и как правило, не имеют - своего прихода.

Во -торых, число храмов. Возьмем, например, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которое находится недалеко от метро Цветной Бульвар. На территории Подворья располагаются два храма - главный, и - домовый храм в Митрополичьих палатах.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Троицкий храм

Службы служатся и там, и там, но приход (сложившаяся община) у Подворья один.

И это просто Подворье. На территории же монастырей (в Москве сейчас находятся 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских) могут быть две, три, а то и больше церквей.

На территории Москвы располагается самый высокий православный храм в мире. Конечно же, это храм Христа Спасителя.

Сколько православных монастырей в России?

Эти цифры тоже постоянно меняются (за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей), но последние официальные данные от Московского патриарха такие:

В России 944 монастыря, из которых

  • 462 мужских монастыря
  • 482 женских монастыря

Как видите, и в Москве, и по России в целом - женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры.

Сколько православных монастырей в мире?

Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете - пишите нам!

Можно сказать только, что на портале sobory.ru , который позиционирует себя, как каталог монастырей и храмов мира, значатся 1495 монастырей.

Сколько святых в православии?

Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви.

Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов.

Но на портале pravoslavie.ru приводится исследование , которое провел иерей Сергий Бегинян. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых. Из них более половины - Русской Православной Церковью.

Сколько постных дней в году?

Очень популярный запрос в поиске:-)

Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.

Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)

Получилось так, что на любой вопрос мы либо вообще не смогли получить ответ, либо получили его приблизительным, либо в виде точной цифры, но с большими оговорками 🙂

И знаете что - совсем не расстроились!

Все эти цифры сами по себе ничего не значат. Да, они помогают создать некую картину (католиков больше, чем православных), могут заставить задуматься («храмов в России мало») или загрустить («а ходят в них еще меньше»). Но может быть, потому и сложилось так, что конкретных статистических данных по всем этим вопросам нет, потому что это все не важно. Не важно для каждого конкретно человека.

Вот, например, лично для меня не важно, сколько людей ходят, а сколько не ходят в храм. Мне важно, чтобы я бы мог ходить в него чаще!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Loading...Loading...