Правила посещения базилики святого димитрия салоники. Базилика Св

(греч. Ιερός Ναός Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης; англ. Hagios Demetrios)

Объект Юнеско

Часы работы: с понедельника по четверг с 12:30 до19:00, с пятницы по субботу с 08:00 до 20:00, воскресение с 10:30 до 20:00.

Как добраться: Базилика Святого Димитрия Солунского находится в историческом центре Салоник, на северо-востоке от Римского Форума, на углу улиц Святого Димитрия и Святого Николая (Agiou Dimitriou, Agiou Nikolaou).

В старинном греческом городе Салоники, основанном ещё царём Македонии – Кассандром в 315 году до нашей эры, в 323 году уже была построена базилика, которая считается древнейшей в мире. Её возвели на месте гибели Димитрия Солунского, проповедника христианства, которого римский император Максимиан, гонитель христиан, велел прилюдно казнить. По преданию, тело Димитрия было брошено диким зверям, но те не тронули его. Салониковские христиане тайно похоронили останки Димитрия.

Димитрий – один из самых известных греческих мучеников. Лишь в 311 году император Галерий издал эдикт о прекращении преследования христиан, предоставив им религиозную свободу. Гонения подошли к концу, и христианство, наряду с другими религиями получило признание государственной власти.

Во второй половине третьего столетия от Рождества Христова Римская империя сотрясалась в постоянных противостояниях с христианами. Поскольку христиане отказывались воздавать императору божественные почести, они подвергались систематическим преследованиям во времена правления Деция (Траяна), Валериана и Диоклетиана. Властители пытались искоренить христианство в городе Салоники.

Димитрий, поначалу, тоже учавствовал в кровавых расправах. Он родился в 285 году и происходил из знатного рода. Димитрий был сыном римского проконсула в Салониках. Заслуживший признание начальства и обладающий высокими наградами офицер считался особенно надёжным и деятельным. Это обострённое чувство долга в отношении вышестоящих может послужить единственным объяснением его обращения в христианство, ибо неизвестно ключевое событие в его жизни, побудившие его стать христианином. Во всяком случае, он начал размышлять о происходящем и об истинном соотношении сил, примкнул к христианам и принял крещение.

Известия эти дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам, по словам агиогафа, «стал молиться и поститься, готовясь, таким образом, к венцу мученическому». В качестве наказания его сначала заточили в подземелье у горячих источников, а в 306 году казнили. После казни его тело было брошено на съедение зверям, но, те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

Базилика Святого Димитрия Солунского является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина – 33 метра. Точной даты построения базилики не сохранилось. Известно, что на месте первой церкви, сооружённой в 323 году, некий богач Леонтий, в память об избавлении его от болезни, велел построить большую церковь. Это произошло в 412 году. Согласно другой версии, первая базилика, посвящённая Димитрию Солунскому, была возведена только в V веке. Якобы останки этого проповедника христианства были обнаружены в городе Сирмия (теперь Сербия) и затем перенесены на его родину – в Салоники, что доказать невозможно.

В начале VII века базилика значительно пострадала от пожара, но её быстро восстановили, она стала её краше. В 1185 году, когда Салоники захватили пришедшие с севера норманны, базилику разграбили, гробницу Святого великомученика Димитрия осквернили.

И снова потребовались годы на восстановление святых мест, но богослужение в базилике не прекращалось. В обновлённом виде она простояла до 1430 года, когда напавшие на Грецию турки захватили Салоники. Турки никого не щадили, тысячи жителей забрали в рабство. Многие греки вынужденно приняли ислам, другие покинули город.

Христианскую базилику превратили в мечеть, заштукатурили стены, убрав все символы христианства. Но, её главные реликвии были надёжно спрятаны, закопаны или заделаны в стены. Такой базилика-мечеть оставалась до 1912 года, пока греки-патриоты в ходе Балканской войны 1912 -1913-ых годов не освободили Салоники от турецкого засилья, от исламского владычества. Базилику Святого Димитрия Солунского вновь вернули в лоно христианства, очистили стены, достали святые реликвии.

К сожалению, пожар 1917 года нанёс немалый ущерб базилике, она, практически, выгорела, остались голые стены, да закопчённая мозаика. Восстановительные работы продолжались до 1926 года. При раскопках в алтаре Базилики Святого Димитрия, под престолом, в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Тогда же раскопали заброшенную крипту – подземное сводчатое помещение, которая, по преданию, стояла, как раз, на том самом месте, где был убит Димитрий.

В годы Второй Мировой войны Салоники оккупировали немецко-фашистские войска. Гитлеровцы планировали передать город под контроль союзной с ними Болгарии, а войска отправить на Восточный фронт, но массовые протесты в Греции не допустили этого. Салоники, а вместе с ним и Базилика Димитрия Солунского были освобождены в 1944 году Греческой народно-освободительной армией.

Сегодня базилика полностью восстановлена. Это самая большая церковь в Салониках и самая популярная среди христиан Греции. Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн.

После реставрации базилика вновь стала действующей, здесь проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей Святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В настоящее время мощи Святого Димитрия хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории. Мощи Святого Димитрия с древности почитались, как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI - XII веками. В древности истечение мира было очень обильным – Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи Святого Димитрия.

Базилика Святого Димитрия Солунского очень древняя – эта один из древнейших храмов в мире. Эта базилика много чего повидала за свою историю, много трагических событий. Это место по-настоящему святое, намоленное. Если у Вас будет возможность, обязательно загляните сюда, прочувствуйте трагичную историю этого места, которое сейчас источает покой и умиротворение.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Где находится и как добраться в базилику Святого Димитрия в Салониках. Чем знаменит храм, часы работы и стоимость входных билетов.

Построен, разрушен, осквернен завоевателями, вновь воссоздан… Базилика Святого Димитрия, что в городе - храм с очень древней и очень непростой историей. Построенная в далеком IV веке на месте тюремного заточения и казни Святого Димитрия Солунского, базилика сильно пострадала во время страшного пожара в начале VII столетия.

Огонь предпринял новую попытку уничтожить святое место уже в начале двадцатого века, но храм вновь устоял. И сегодня Базилика Святого Димитрия - не просто один из символов города Салоники. Это пример мужества и стойкости, олицетворение силы духа и бесстрашия перед лицом неприятеля.

Не меньше страдал и сам Святой Димитрий, даже уже будучи погребенным. Его мощи не раз осквернялись, а во время одного из вражеских нашествий, и вовсе были похищены из храма и вывезены в . На Родину им суждено было вернуться лишь спустя много столетий.

При посещении Базилики Святого Димитрия, многих охватывает какое-то странное, неземное, умиротворенное чувство. Здесь всегда царят покой и благодать. Приезжая в храм с мольбой о помощи в семейных делах, просьбами о крепком здоровье и душевном спокойствии, люди покидают это святое место Салоник с улыбкой на устах. Они уверены, что Святой Димитрий слышит каждого и каждому непременно помогает своим божественным даром исцеления и всепрощения.

Как добраться к базилике Св. Димитрия

Церковь находится в историческом центре Салоников. От можно дойти пешком за 10-15 минут. Общественный транспорт не потребуется, да и ближайшая автобусная остановка расположена крайне неудобно. Адрес базилики Св. Димитрия: Agiou Dimitriou, 92-96.

Часы работы и входные билеты

Вход в церковь и крипту свободный (пожертвования - по желанию).

Часы работы базилики Св. Димитрия:

  • понедельник - с 12-30 до 19-00;
  • со вторника по субботу - с 8-00 до 20-00;
  • воскресенье - с 10-30 до 20-00.

Базилика Святого Димитрия – одна из важнейших святынь греческого города Салоники. Храм освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, почитаемого жителями Салоников своим покровителем. В числе других раннехристианских и византийских памятников города Салоники базилика Святого Димитрия входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика Святого Димитрия построена на месте римских бань, где в 303 году в одном из помещений пребывал в заключении, а затем и принял мученическую смерть святой Димитрий. Первый возведенный здесь (предположительно в 313-323 гг.) храм представлял собой всего лишь небольшую часовню, но уже в начале 5-го века ее заменила трехнефная базилика. Согласно преданию, при строительстве алтарной части храма на месте предполагавшегося захоронения Димитрия были обретены мощи святого и помещены в серебряный киворий.

В первой половине 7-го века старая базилика была основательно разрушена в результате пожара, и восстановлена уже с некоторыми архитектурными изменениями – превратившись в пятинефную базилику. При пожаре был утрачен и киворий, а мощи святого поместили в мраморную гробницу. Оформление внутреннего интерьера базилики было окончательно завершено лишь в 9-м веке. Несколько позднее к храму была пристроена маленькая трехскатная базилика – придел Святого Ефимия. В конце 12-го века мощи святого Димитрия были вывезены в Италию и вернулись в Салоники лишь в конце 20-го столетия.

В 1493 году базилика Святого Димитрия, как и большинство христианских храмов во времена турецкого господства, была преобразована в мечеть – Касымие-джами, а великолепные мозаики и настенная роспись скрыты за толстым слоем штукатурки или просто уничтожены. Стоит отметить, что в этот период христианам был разрешен доступ к кенотафу святого Димитрия, помещенному в небольшом приделе с отдельным входом. Древняя святыня вернулась к христианам лишь после освобождения города в 1912 году.

К сожалению, печально известный разрушительный пожар в Салониках в августе 1917 года уничтожил и значительную часть базилики Святого Димитрия. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий, но в результате удалось максимально сохранить уцелевшие в огне оригинальные части храма и весьма точно воссоздать общий архитектурный облик базилики 7-го века. В ходе работ был обнаружен вход в крипту и множество уникальных артефактов, а также расчищены чудом сохранившиеся мозаики и несколько фресок. Часть мозаик и сегодня украшают интерьер базилики, некоторые же вы сможете увидеть, спустившись в крипту, где сегодня находится небольшой, но очень интересный археологический музей, в экспозиции которого представлены скульптура, мозаики, различные церковные реликвии, исторические документы и т.д. Впрочем, весьма интересна и сама крипта, где, как считается, некоторое время покоились останки святого Димитрия, а сегодня вы все еще можете увидеть мраморную раковину, предназначавшуюся для сбора мира, истекавшего из мощей святого.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Пятинефная христианская базилика Святого Димитрия расположенная в городе , является одним из наиболее известных религиозных православных строений , пользуясь вниманием не только верующих со всего мира, но и просто любознательных туристов. Построена она на месте бывшей темницы, где в 306 году нашей эры принял мученическую смерть Святой Димитрий Солунский. На протяжении столетий обитель не раз страдала от землетрясений и пожаров, но всякий раз перестраивалась и восстанавливалась. В эпоху турецкого владычества базилика преобразовалась в мечеть, однако после возвращения грекам, в ней снова возобновились христианские богослужения. С 1988 года храм включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник раннехристианского и византийского периода.

Версии историков и исследователей относительно того, когда Базилика Святого Димитрия появилась на свет, существенно расходятся, но при этом её культурная и религиозная ценность сомнений не вызывает. После очередного пожара, случившегося летом 1917 года, церковь подверглась масштабной реконструкции и была окончательно закончена только в октябре 1948-го. Несмотря на почти полное разрушение вызванное пожаром, здесь сохранились старинные мозаичные полотна, продолжающие украшать стены базилики по сей день, и облицовка на внутренних сторонах арок. В ходе реставрации частично использовались старые античные колонны, а пол храма выложили цветной плиткой и мрамором. Сейчас, в обители регулярно проводятся богослужения, а в её крипте размещается Археологический музей. Священными реликвиями, хранящимися в базилике, являются мощи Святого Димитрия и Анисии Солунской.

Здание имеет форму четырёхугольника, где основными строительными материалами стали кирпич и камень. Длина храма вместе с алтарной частью составляет около 45 метров, при ширине 33 метра. Фасад сооружения несимметричен, а к левой его части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Внутреннее убранство отличается обилием старинных капителей, разноцветных колонн, а также целой россыпью уникальных мозаичных полотен и фресок, среди которых «Преподобный Лука», «Нашествие варваров на Салоники», «Молящийся Святой Димитрий», «Император, подъезжающий к городу» и другие выдающиеся работы.

Из наиболее значимых элементов базилики, выделяются конха апсиды, епископская кафедра, киворий для раки с мощами святого Димитрия, раковина для сбора мира в храмовой крипте, капитель украшенная головами баранов и внушительных размеров мраморная чаша, предназначенная для освящения воды, во внутреннем дворике. Сегодня, базилика открыта для свободного посещения и является желанным объектом для сотен тысяч христиан. Находится церковь в историческом центре , на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия, поэтому прогуливаясь по этому району пройти мимо довольно сложно, а сам храм, несомненно, стоит того, чтобы включить его в экскурсионную программу по городу.

Великомученик ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ (†306)

Великомученик Димитрий Солунский - один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне — Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана - гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.


А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий , получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого .


С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.

Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным — византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах


Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного ог ня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.» И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии - Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют "отечестволюбцем" славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве , известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В XII веке воздвигнут , который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского .

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика — Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Встречаются и житийные иконы. Среди них — "Чудо Дмитрия Солунского" — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. А минь.

Loading...Loading...