Рецепты монастырской кухни отца гермогена. Снетогорский монастырь: где находится, фото

Архимандрит Гермоген

"Наша земная жизнь заканчивается не Фавором, а Голгофой, крестом."

В современном мире немало одиноких людей, и у некоторых из них возникает мысль, а потом и желание, принять монашеский постриг. Но монашество - чин особенный, ангельский, не все могут понести такой подвиг. Многие преподобные оставили христианскому миру великие труды монашеской аскетики и опыты своей духовной жизни в Боге, опыты непосредственного Богообщения. Мы предлагаем нашему читателю рассказ отца Гермогена, который откроет много нового, а для кого-то подтвердит известное.

р.Б. Наталия

Архимандрит Гермоген

Монах, в переводе с греческого, одинокий человек; инок – человек, ведущий иной, духовный образ жизни, который не измеряется нашими человеческими понятиями, мирской человек и не может этого вместить. Основоположниками монашества являются Господь наш Иисус Христос и Божия Матерь. Богородицу называют Приснодева: она Дева до брака, Дева во время ношения Сына Божия и после Его Рождества Дева. В иконографии это выражается на Ее иконах тремя звездочками – на плечах Божией Матери и на челе. Она первая дала обет монашества. У Господа в Евангельском учении нет специальной заповеди, чтобы быть монахами, но Он дает это как совет, также и святой апостол Павел говорит: лучше было бы, как я есть. Оженивыйся печется о мирском, а неоженивыйся печется о Господнем. Како угодно Господу.
В Евангелие передается беседа Апостолов со Спасителем, где Господь говорит о скопцах от чрева матери, об оскопленных людьми, «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами Царства Небесного». Царство Божие - это Царство любви, Царство святости. Оно начинается с Таинств крещения, миропомазания, покаяния, бракосочетания и др. Через эти тайны нам дается сила свыше, и задача наша пользоваться этими Таинствами, чтобы Дух Божий жил в нашем сердце, и умело беречь внутренний мир с Богом и людьми.

Первое монашество - это Апостолы, жены-мироносицы, преданные Господу, которые сопровождали Господа, Мария Магдалина и другие. После смерти Господа, Воскресения и Вознесения, Апостолы, по Его слову, в котором Господь обещал ниспослать на них Духа Святаго: «Я вместо Себя пошлю Духа Святаго, Который будет в вас и будущее возвестит вам», не уходили из Иерусалима. Они молились в своей горнице десять дней, ожидая, после чего облеклись силой свыше и получили благодать Святаго Духа. После Святой Пятидесятницы они и пошли с проповедью Евангелия по Иерусалиму и всей земле. Апостолам Господь сказал: «Научите вся языки крестяща во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Соблюдите то, чему Я вас научил. Я с вами во все дни жизни вашей. Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а прочим - в притчах». Апостолы являлись носителями тайны Царствия Божия, этой благодати, а другим, обыкновенно спасающимся, достаточно соблюсти заповеди. Всю полноту внутреннего делания благодати, как пользоваться ею, чтобы врачевать свои души – эти тайны дано знать Апостолам. Монашествующие являются продолжателями делания тайны Царствия Божия.

Мы знаем из истории Церкви, что от Вознесения Господа первого века и далее три века до Константина Великого был мученический период. Христиан мучили, избивали, и кровь христианская лилась рекой. Мученик есть свидетель страданий Господа, который своей кровью запечатлел свое вероисповедание. Первые христиане свидетельствовали о Христе и при истязаниях и пытках совершались чудеса, иначе невозможно было грубого язычника словесно убедить, только такими великими чудесами, страданиями, которые проявлялись в пытках через твердость веры. И римское язычество приходило к вере Христовой. Поэтому историк Тертуллиан писал: "Кровь мучеников была семенем христианства".

Когда Константин Великий издал Миланский эдикт о свободном вероисповедании христианской веры, и христианство стало государственной религией, в Церковь пошли люди с разными языческими убеждениями, вследствие этого некоторые умы неординарно воспринимали христианство. Начались недомыслия, несогласия, возникали вероучительные споры, что заставило собрать Вселенские Соборы и разрешить все недоразумения по вере, установив догматы – систематизированные истины вероучения, открытые навсегда всему человечеству, чтобы было единогласие в основах веры. Православное вероучение потому и называется так - "правильно славящее Господа".

Мученический период, который длился три века, перешел в бескровное мученичество хранения чистоты веры, истины монашеством. Монашеский род явился продолжателем тайного делания, и монашествующие продолжили апостольский подвиг. Монашество продолжило кровный подвиг мученичества бескровным подвигом, полностью отдаваясь исполнению воли Божией, чтобы очистить себя от всякой скверны, плоти и духа и стяжать в своем сердце Царство Божие. Для сохранения чистоты веры явились такие люди, подвижники, монашествующие как Антоний Великий, Макарий Великий, Евфимий Великий и др., которые уходили в пустыню, чтобы найти полное единение с Богом, исполнение воли Божией во всей чистоте первохристианской традиции, когда было у первых христиан первого века едино сердце, едина душа и един дух. Они уходили в пустыню, отдаваясь полностью на служение Богу, руководимые жертвенной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу и Святым угодникам с Пречистой Божией Матерью, стараясь достигнуть духовных высот, и оставив по себе аскетический опыт, которым пользуется Церковь во все времена и доныне для нашего спасения и назидания.

Пустынножители получили в уединении богатый опыт в том, как правильно соединяться с Богом и опыт личного спасения души. Они ушли на молитву, на подвиги в пустыню и подвизались в посте и молитве, поэтому сподобились Благодати Божией, стали, как земные ангелы, в своих подвижнических трудах. Оставили после себя много сочинений, трудов, которыми мы до сих пор пользуемся, чтобы победить, или врачевать тот или иной грех, с которым мы боремся и который мешает нам на спасительном пути в достижении Царства Небесного.

Все монашество делится на два класса: пустынножители - анахореты и общежительное монашество. Антоний Великий является начальником восточного пустынножительства, на Западе не развилось пустынножительство в той степени, как, например, на Востоке. Начальником общежительного монашества является преподобный Пахомий Великий. Все монастырское делание определялось не своей волей, а по указанию Божьему и Его Ангелов. И тот, и другой вид монашества оправдал себя в жизни Церкви и оставил нам богатое наследство трудов аскетики.

Призвание к монашеству, на монашеский подвиг имеет три причины, признанные Церковью. Первая - горение, жертвенная любовь к Богу, когда человек отдается полностью служению Господу. Вторая – пример подвигов близких подвижников святой жизни, духовных старцев. Третья – через жизненные неудачи, семейные скорби. Монашествующие принимают три подвига, несут три обета: целомудрие, послушание и нестяжание.

Целомудрие – целостное состояние служения Господу, когда «возлюбиши Господа всем сердцем, всей душою, всем разумением своим, всей крепостию своею»– целостно, полностью возлюбить Бога. Обет безбрачия, целомудрия - не только физическое требование, но, что важнее, духовное состояние девства, которое не разрешает разжигания мысленных страстей: если кто воззрит на жену с вожделением, говорит Господь, тот является прелюбодеем в своем сердце. Грех прощается тогда, когда грех возненавидят, пока есть мысли о грехе есть и грех, значит, есть большая любовь к греху, чем ко Христу. Когда нас искушают помыслы, мы часто говорим: бес нас искушает, но надо и самому трезвиться.

Бесы явление не философское, а настоящее, реальное, и единственный способ борьбы с ними молитва, пост, смирение, как было с Макарием Великим, которому бес сказал: «я не имею до тебя доступа, потому что у тебя есть смирение». Когда начинается духовная жизнь в монашестве, надо начинать ее с исповедания помыслов. Как в Оптиной пустыни старцами было заведено не только исповедовать проявляющиеся, заметные помыслы: гнев, страсть блуда и т.п., а исповедовать все, и тогда духовный руководитель, старец определял навязчивые помыслы, которые мешают ясности мысли, мешают молитве. Навязчивые помыслы отгонять молитвой, не вступая с ними в спор, другой помысел придет и доведет до умопомешательства. Собственными силами бесовскую силу не победить - только при помощи благодати Божией. Помыслы необходимо исповедовать, есть и специальные молитовки против хульных помыслов. При этом не отчаиваться, молиться и продолжать поклоны, не останавливаться на помыслах, они как ветер, и ты их не остановишь.

В монастырях только с Божией помощью и духовной силой возможно очищение: ходить в целомудрие, уметь хранить и зрение, через которое приходит много искушений, и чувства. У монаха есть не только молитвенное правило, а сам монах есть правило: правило, сколько отдыхать, сколько есть, сколько молиться, как трезвиться в чувствах и помыслах, но все делать за благословение духовника или игумена. И даже количество молитв только с благословения читать, не принимать на себя никакого молитвенного подвига без духовника. Благословение – нам во всем полезно во спасение, а особенно в монастыре. В миру человек ведет естественный образ жизни, а монах - сверхъестественный, уподобляясь безплотным силам - Ангелам.

Послушание – преданность исполнения воли Божией. Мы знаем, что первый человек был изгнан из Рая через ослушание, нарушив Заповедь Божию. Через послушание Господь нам дал пример, как восстановить утраченную природу человеческую, Сам Спаситель сказал нам, что пришел исполнить не Свою волю, а волю Отца Небесного – Сам Спаситель был послушен Отцу Своему, даже до «смерти кресныя», показав нам, как правильно нести послушание. Исполнять послушание, значит, не творить свою волю, потому что воля своя есть греховная, исполнение воли бесовской. Человек склонен более к греху, нежели к добру, о чем писал Апостол Павел в своих посланиях, что «я хочу делать доброе, то я не делаю, а что не хочу, то делаю… живет во мне человек противящий закону ума моего». Наличие двух природ в человеке есть следствие греха, который стал привычкой, и чтобы очиститься от него, требуются усилия, но самому человеку этого не одолеть - только с Божией помощью, только с Божией благодатью, которая дается и при Таинстве крещения и при Таинствах пострига, покаяния, при молитве, когда мы общаемся с Богом.

В послушании необходим подвиг монаха, который оставил мир и хочет созидать Царство Божие внутри себя, что возможно только при послушании, исполнении Заповедей Божиих. Есть дисциплина и есть послушание, для мира это одинаковые понятия. Как говорил Суворов, без дисциплины армия превращается в сброд. Но в духовном значении эти понятия разные: дисциплина основывается на силе, а послушание основывается на любви ко Христу, на вере, и если не будет послушания, не получим благодати Духа Святаго. В монастыре непослушание - грех, и на исповеди в этом грехе необходимо исповедоваться и исправляться.

Нестяжание – по этому обету монах отказывается от всего. И находясь в монастыре, все имеет за благословение. В монастыре строятся, что-то созидают, находятся в материальном мире, но только за послушание. И не является стяжанием то, что не себе и не для себя делается. Стяжательный человек не тот, кто много имеет, а тот, кто над рублем трясется. Стяжательный человек не будет иметь чистоту молитвы, стяжательный человек, по слову Божию, является идолослужителем, и Царствие Божие не наследует. Монашествующие полностью отказалися от мира и отдаются на волю Божию, и даже, вращаясь среди этого мира, они к нему не привязываются, они ему непричастны, они стараются быть выше соблазнов мира. Как нам говорит Святое Евангелие «пецитись прежде о Царствие Божием, а остальное приложатся вам». Мысль монаха должна быть на первом месте и проникнута угождением Богу, и куда бы ни пошли, должны брать благословение Божие: Господи благослови! И все, что я делаю, молюсь, выполняю послушание – все я делаю пред лицем Божиим.

И отшельничество, и общежительные монастыри сыграли положительную роль в жизни Церкви, в жизни верующего народа. Они оставили богатую христианскую культуру, наследие духовного опыта. В общежительных монастырях, живущие монахи испытывают искушения обычно от людей. Святые отцы говорят: сначала нужно научиться среди людей жить, а потом только можно научиться жить среди ангелов. Как преподобный Серафим Саровский, сначала он жил в общежительном монастыре на послушании, самоотречении, духовном руководстве, а потом по благословению ушел на пустынножитие и достиг ангелоподобного духа. Они были как земные ангелы, и оставили нам богатый опыт работы над иссечением греха: «чистые сердцем Бога узрят».

Те монахи, которые уходят в пустыню, испытывают борьбу непосредственно с бесами лицом к лицу. Пустынножители вступали с самой бесовской силой, не какой-то мысленной, а она непосредственно являлись им в разных видах со страхованиями. Макарий Великий прошел большую школу пустынной жизни, и когда ушел в пустыню поселился в гробнице, как в келье, в ней подвизался, молился в посте, к нему только еду приносил один из братьев. Там и напали на него бесы, избили его, чуть не умер, был мертв. И брат принес его для погребения, а Макарий сказал: «Неси меня туда, где был». Бесы снова стали стращать преподобного, но Господь его утешил и голосом сказал ему, что видел его подвиги.

Макарий спросил: «Господи, где же ты был, когда меня били? Господь сказал: Я видел тебя, и был с тобою Духом, и ты получишь большую силу над ними за любовь ко Мне, особую благодать, потому что все претерпел». И в вечерних молитвах и в молитвах отчитывания злых духов есть молитвы Макария Великого, получившего от Господа силу благодати врачевания в изгнании духов зла. Там, в пустыни, он был с ними лицом к лицу, и однажды бес приступил и сказал ему: «ты плачешь - и я плачу, ты не спишь, я вообще не сплю, бодрствую и разница между тобой и мной – у меня гордость, а у тебя, Макарий, смирение». Смиритесь под крепкую руку Божию, и диавол отойдет от вас, - говорит слово Божие.

Смирение, в котором Господь показал свой образ, палит беса. Послушание есть самоотречение через исполнение заповедей Божиих. Евангельская заповедь говорит: «блаженны нищие духом, яко их есть Царство Божие». Что это значит? Смиренномудрые, которые понимают, что далеки от того духовного идеала, который нам предлагается. У нас не хватает духа исполнить то, что начертано Господом, поэтому мы нищие духом. Но смиренномудрие - смирение ума, только начало смирения. Смиренномудрием мы осознаем, но еще надо много потрудиться, чтобы очистить свое сердце. Осознав, увидев свою греховность, каемся, исповедуемся, молимся и тогда исполняем следующую заповедь: «блаженны плачущие, ибо тии утешатся». Плачем о грехах мы, видим грех, сокрушаемся в нем, каемся, и тогда рождается следующая заповедь «блажены кроции» - кроткие.

Кротость духа такое состояние, когда человек и при хвале, и при поругании остается в одинаковом спокойном духе: хочешь быть монахом, имей кротость духа. А это достигается через осознание своей духовной нищеты, покаянием, вот и появляется кротость. И тогда начинаем жить истиной, и алчем: «блаженны алчущие и жаждущие правды, яко они насытятся». Восхождение по этой лестнице продолжается, человек очищается сердцем, приближается Богу и происходит духовное рождение, умиротворяется со своей совестью, с Богом, потом с ближними: «блаженны миротворцы, яко тии наречены будут сынами Божиими». И далее делается милость, милость бывает духовная и телесная. Телесная мидлость: «алкал Я и накормили, жаждал Я и напоили, был странником и приняли Меня, был болен - посети Меня» и т.д. Милость телесная - милость мирских людей, а монашеская милость – духовное делание: молиться друг за друга, прощать обиды и обращать людей на путь Истины.

Человек, живя высоким духом Евангельских заповедей, не живет как все прочие: не вмещается среди мира, и начинаются разные испытания. Господь говорит: «раб не больше Господина своего, и если Меня гнали, будут и вас гнать, если слово Мое соблюдали, ваше соблюду, но, претерпевший до конца, спасется… радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небеси». Евангельские заповеди - внутренний мир монаха, который должен идти по этой своей лестнице внутри себя, а все остальное, что окружает его – посты, молитвы, Богослужения – это, как средство, как орудие, которое должно помогать очищать сердце и стяжать Дух Святый.

Современное монашество не имеет такой высоты духа, как древнее восточное, египетское, палестинское, позже - греческое. По учению свт. Игнатия Брянчанинова, Господь явил Свою милость и отставил богатый опыт трудов Церкви, духовных сочинений наших Святых Преподобных. Их сейчас мало осталось - «оскуде преподобные», и будет современное монашество спасаться скорбями и болезнями. От нас требуется искреннее стремление к Богу, без всякой фальши и утайки исповедание своих грехов, а уж само врачевание будет осуществлять Сам Господь, и, если кто претерпит до конца скорби и болезни, будет больше тех подвижников, которые подвизались в первые века христианства, - так говорил свт. Игнатий Брянчанинов.

Ныне пустынножителей нет явно, но есть тайно подвизающиеся, есть на Святой горе Афон, что только Богу известно, но без них не может существовать мир. Святые есть друзья Божии, Господь сказал Святым Апостолам: «вы - друзи мои, все, что Я мог, Я для вас открыл». Святые Преподобные были подражателями жизни нашего Господа, достигали святости и являлись друзьями Божиими и исполнителями воли Божией, сохраняя единство своего духа с Ним. И говорят Святые Отцы, если земля перестанет родить Святых, тогда и придет конец этого мира. А пока есть монастыри, есть Святые угодники Божии, за счет наших общих молитв Господь посылает Свою особую милость.

Все времена благодатны, все времена спасительны и Церковь, созданная Христом Спасителем, будет до скончания века. В ней будет совершаться Таинство Евхаристии, будут и достойные служители этого Таинства. Если хочешь работать Господу, «приготовь душу твою во искушение» - этими путями шел Сам Господь и, претерпев эти искушения, вышел на общественное служение народу.

Перед Евангельской проповедью диавол искушал Его в пустыне и оставил Его «до времени», до Гефсиманского сада. Так и человек, когда начинает свой путь ко Господу, то приходят те же искушения, но особенно они усиливаются в жизненном итоге. Это ожидает индивидуально каждого христианина, если он идет истинным путем, а монаха – особенно. Наша религия является религией Креста: у каждого есть свой крест, своя Голгофа, и наша земная жизнь заканчивается не Фавором, а Голгофой, крестом. Есть у Церкви те же страдания, как и у Спасителя. Вся Церковь идет этим же путем крестоношения, потому что наша Церковь есть Тело Христово, и проходит те же этапы земной жизни Христа: Крещение, Проповедь, Преображение, Вход в Иерусалим, Голгофа, Воскресение, Вознесение. Аминь.

С 23 февраля начинается Великий Пост - самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов в православии. Он особенно важен для верующих людей, т. к. соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после своего крещения удалившегося в пустыню.

Что такое пост, какие существуют правила пощения, как поститься детям, больным и престарелым людям, какие блюда должны быть на столе во время поста - на эти и другие вопросы вам ответит наш гость.

14:14 Оксана

Как поститься 17-летнему школьнику, который готовится к поступлению в институт, занимается на подготовительных курсах и делает уроки до 3 часов ночи?

Конечно, Вам необходимо сделать некоторое послабление поста в еде. Помните, что суть поста в духовном воздержании. Для того, чтобы конкретно обговорить, какие послабления для Вас можно сделать, сходите на исповедь и поговорите со священником.

14:16 Дарья Гусар, Томск

Уважаемый Отец Гермоген, молю Господа Нашего, чтобы он дал силы выдержать Великий Пост, однако знаю, что соблазнов будет немало. Можно ли возобновлять пощение, даже если в какой-то момент не удержался и попробовал мясного?

Не просто можно, но и нужно. Ведь, если вы упали и попали в грязь, Вы же не будете лежать и дальше, Вы встанете, обмоетесь и пойдете. Так и в посте. Если Вы оступились, то покайтесь в этом и продолжайте свой духовный путь дальше.

14:20 Ольга

Уважаемый отец Гермоген! Что нужно готовить во время поста, можно ли есть рыбу? Можно ли употреблять вино во время поста? Если можно, дайте примерные рецепты блюд.

Рыбу Великим постом в этом году можно есть только на Вербное воскресенье, обычно рыбу едят Великим постом и на Благовещение, но в этом году этот праздник попадает на Страстную Седьмицу, поэтому в этом году рыбу на Благовещение не употребляем. Вино можно употреблять в праздничные дни Великого поста, на Торжество Православия, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение, именины, если у кого они случаются Великим постом. Что касается рецептов, то я всем советую посмотреть кассету, которую мы выпустили в монастыре, посвященную постной кухни, она продается во всех монастырях, церковных лавках, найти ее, проблемы нет. К тому же, сейчас огромное количество сборников постных рецептов, они продаются и в церковных лавках и в светских книжных магазинах.

14:23 Лебедева Ольга

как питаться в пост беременным женщинам?

Беременным поститься не обязательно, что касается еды. Напротив, поститься беременной женщине - это грех против здоровья самой женщины и ее ребенка.

14:29 Алексеева Е.С.

Расскажите, пожалуйста, несколько рецептов постного стола

Постом очень вкусно делать выпечку. К праздничному постному столу можно приготовить трубочки, они готовятся быстро и получаются очень вкусными. Берем полстакана газированной воды, полстакана растительного масла и добавляем муку, чтобы получилось достаточно густое тесто. После чего раскатаем тесто в виде круга и нарежем на восемь секторов. У широкой части сектора положим немножко джема, который не растекается при нагревании или кусочек банана. И закатаем каждый сектор в трубочку, начиная с широкого конца. Выпекаем трубочки в горячей духовке до подрумянивания. Готовые трубочки посыпать сахарной пудрой. Также можно делать огромное количество блюд из овощей и круп. Из той же капусты можно сделать не только солянку, но и шницели (завертывается в виде конверта целиковый лист капусты, обвалевается в сухарях и обжаревается в масле), голубцы с любой крупой и овощами. Из квашенной капусты получаются прекрасные щи с грибами (конечно, лучше добавлять сушеные грибы, они ароматнее и вкуснее).

14:35 Александр

отец Гермоген, посоветуйте, какие продукты лучше всего использовать на работе и дома, если нет возможности готовить. Пощусь не первый год, но такая ситуация не возникала ранее. Мне 30 лет.

Во-первых, сейчас продается большое количество готовых овощных салатов (салаты надо заправлять постным соевым майонезом), ту же самую картошку можно купить очищенную, нарезанную. К тому же, сейчас есть большое количество круп быстрого приготовления, всевозможные каши, смеси. Например, я очень часто себе готовлю такое блюдо, которое очень полезно: гречка, заваренная в термосе. Для этого нужно взять термос с широким горлышком. Насыпаем гречку в термос и заливаем ее крутым кипятком в соотношении 1:2. Каша должна постоять минут 40. У вас получится каша как из русской печки. Если эту кашу немножко сдобрить соевым соусом, растительным маслом получится очень вкусно. Каша сохранит все полезные вещества и микроэлементы.

14:38 Елена

Отец Гермоген, слышала о том, что существует несколько степеней Великого поста. Расскажите, пожалуйста, о них.

Не совсем верно сказать, что существует несколько степеней Великого поста, есть Устав общий для всей Церкви. Другое дело, что существуют определенные послабления, так как многие люди не в состоянии выдержать пост как предписывает это церковный устав. Кому-то разрешают употребление растительного масла, кому-то вкушение рыбы, все эти вопросы решаются индивидуально на исповеди.

14:39 Сергей

В чем заключается основной смысл поста?

Основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Великого праздника Пасхи.

14:41 Марина П.

Здравствуйте! Я хочу попробовать выдержать весь пост, но делаю это в первый раз. Скажите, как это повлияет на мой организм и не будет ли это во вред?

Если Вы будете поститься правильно, то, конечно, никакого вреда Вашему организму не будет, при условии, что Вы совершеннолетний здоровый человек. Если Вам меньше 18 лет или у Вас есть какие-то серьезные болезни, то Вам необходимо сначала проконсультироваться с врачом, а потом побеседовать со священником.

14:46 Наталья

1.Какой смысл содержится для православия в числе 40? Почему 40 дней поста, 40 дней после смерти, сорок сороков - московских церквей? 2. Предполагает ли пост ограничения не только по составу пищи, но и по времени ее приема в течение суток? 3. Ваше отношение к оливковому маслу в русской кухне?

1. Вообще, число сорок священное число. Мы помним, что Моисей водил народ Израиля по пустыне 40 лет. Число 40 встречается и в других местах священной истории Ветхого Завета. Мы постимся 40 дней в память 40-дневного поста Спасителя.

2. Устав предписывает одноразовое питание в сутки после захода солнца. Для современного человека, конечно, это практически невыполнимо. Поэтому мы себя ограничиваем в количестве и качестве принимаемой пищи.

3. Отношение самое положительное. Очень ценный полезный продукт, который, к сожалению, доступен далеко не всем.

14:47 Лидия Тропина

Мой вопрос: Как поститься людям, живущим в условиях Крайнего Севера? Спасибо,

Так же как и всем остальным, нужно только побольше употреблять овощей, содержащих различные витамины.

14:49 Екатерина

Являются ли кальмары постной пищей? Спасибо.

Это очень интересный вопрос. Обычно мы относим морских гадов к рыбе, но греческий устав приравнивает морепродукты к грибам, что очень промыслительно, потому что как и грибы имеют клетки растительные и животные, так и морепродукты имею клетки растительные и животные. Поэтому постоянно в рацион Великим постом употреблять морепродукты я бы не советовал, но если у вас случаются именины в Великий пост или какая-то другая дата, то вполне допустимо разнообразить стол морепродуктами.

14:52 ВЛАДИМИР

что можно, и что нельзя кушать в Великий пост?

Великим постом запрещается употребление в пищу мяса, птицы, всех молочных продуктов, яиц и рыбы. Растительное масло можно употреблять только в субботу, воскресенье и праздничные дни. Также в праздничные дни допустимо употребление небольшого количества вина.

14:55 Olga

Я недавно вышла замуж за мужчину, который не признает обрядов и постов. Он смирился, что мы едим по средам и пятницам рыбу (тем более, что он ее любит). Но на запреты в пище во время Великого поста реагирует крайне резко. Как же нам с ним питаться? Что выбрать - споры и скандалы или согрешить? Кстати, я слышала, что готовить скоромное во время поста тоже - грех.

Если вы человек глубоко верующий, то надо было выходить замуж за человека, который хотя бы разделяет Ваши религиозные убеждения. Но раз так случилось, то, конечно, мир в семье важнее. Поститься старайтесь незаметно. Фарисейское противопоставление себя мужу будет большим грехом, чем нарушение поста в пище, тем более, что в посте главное это воздержание в собственных страстях.

14:59 Валерий

Батюшка, ответьте, пожалуйста, можно ли в пост есть продукты из сои, такие как соевый гуляш, котлеты, майонез. Спасибо.

Современная практика поста допускает употребление соевых продуктов, хотя многие считают, что в этом есть некоторое лукавство. Если Вам тяжело поститься без рыбы, то уж лучше допустить соевые продукты. Другое дело, насколько это полезно. Сейчас много говорят о генетически модифицированных продуктах, в основном это соя. Так что решайте сами есть их или не есть, но их употребление вполне допустимо. Я был свидетелем, как соевые продукты подавали на трапезу в одном из Афонских монастырей.

15:03 Юлия

Здравствуйте! В этом году я впервые буду держать пост. По поводу того, какой пищи придерживаться, я информацию нашла, но хотелось бы уточнить, в какое время нужно питаться (я читала, что 1 раз в сутки - в вечернее время, существует ли точное время?) и можно ли во время поста пить воду (чай). Буду очень благодарна, если Вы мне поможете своим ответом. С уважением, Юлия

Я отвечал уже на этот вопрос. Все-таки я Вам не советую есть один раз в сутки, ешьте лучше поменьше, но 3-4 раза в день, чтобы не нанести вред Вашему здоровью. Надо помнить, что устав рассчитан на монастырскую жизнь, где вся жизнь подчинена посту и молитве. А современный человек живет совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические, и эмоциональные. Относительно чая: пить, конечно, можно воду и чай, чай лучше пить из трав или фруктовый.

15:03 Станислав

Здравствуйте!!! Я живу в Англии и несколько оторван информационно в этом вопросе. Я знаю, что нельзя есть мясо, яйца. А как по поводу сыра, молока, чая или кофе с молоком, шоколада? Вообще я был бы очень благодарен если бы вы привели перечень продуктов которые нельзя есть. Спасибо большое.

На этот вопрос я уже ответил ранее.

15:04 Инна, Санкт-Петербург

Уважаемый отец Гермоген, добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли во время Великого Поста есть креветки? Расскажите, пожалуйста, более подробно про морепродукты, а так же молочные продукты. Можно ли это есть или нет. Большое спасибо.

На этот вопрос я уже тоже ответил (вопрос о кальмарах).

15:08 Виталий Крутов, г.С-Петербург

Отец Гермоген, что Вы можете посоветовать приготовить к чаю во время Великого поста. Расскажите несколько самых простых и вкусных рецептов. Спасибо.

Я уже рассказал о трубочках. Могу посоветовать испечь разного рода выпечку из постного теста. Постное тесто делается как и обычно на дрожжах, только, естественно, без яиц, молока. Ставится оно на воде, добавляется сахар, растительное масло, только растительного масло не надо добавлять много иначе тесто будет расплываться. Тесто замешивается не очень крутое, так, чтобы оно хорошо отлипало от рук. После того, как оно подойдет два раза, из него можно сделать различные крендели, пирожки, можно добавить изюм, орехи, можно посыпать корицей, в общем, все зависит от Вашей фантазии.

15:10 Ольга, Ярославль

Во время Великого поста, отмечается День Благовещения Пресвятой Богородицы, можно ли на это праздник позволить себе более калорийную и вкусную пищу? Что Вы обычно готовите на Благовещение?

В этом году Благовещение попадает на Страстную неделю, поэтому рыбу в этот день не едят. Конечно, в этот праздник мы в монастыре готовим вкусную выпечку, делаем различные рыбные блюда. Но в этом году на Благовещение разрешается только вино и растительное масло.

15:11 Лариса

Дорогой отец Гермоген, по каким дням во время поста разрешается есть рыбу? Как очищать и делать добрее душу? Заранее спасибо

В этом году рыбу разрешается есть только на праздник Входа Господня в Иерусалим. Душа очищается покаянием и постом, добрыми делами.

15:13 Татьяна

Здравствуйте, отец Гермоген, Спасибо огромное за участие в онлайн-конференции! Меня зовут Татьяна, и, хотя живу за океаном, но нашла здесь сербскую православную церковь (русской нет), в нее и хожу, пою в хоре. В прошлом году первый раз начала соблюдать посты. Сейчас у меня вопрос возник: я ожидаю ребенка и читала, что беременным поститься не рекомендуется. Пожалуйста, подскажите, как быть и что делать, может, есть какие-то советы или предписания по этому поводу? Спасибо за ответ заранее. С уважением, Татьяна

Для беременных пост в пище отменяется. Если Вы хотите поститься, то больше обратитесь к духовной стороне поста, больше молитесь, читайте духовную литературу, пусть еда будет не постной, но достаточно простой и скромной.

15:13 Самотовина Елена

Здравствуйте Батюшка. Подскажите, можно ли в дни, когда по монастырскому уставу обозначено сыроедение, вкушать вареную картошку? Благодарю за ответ.

Я думаю, что для мирян это вполне допустимо.

15:14 Римма

С какой целью, для чего существует пост. Я прочитала, что в Церковном Уставе ясно изображено время употребления, и качество постной пищи. К сожалению я не смогла найти самого Церковного устава. Каково же должно быть качество постной пищи по Уставу? Спасибо.

Я уже отвечал, что главная цель поста - это очищение души от греха и страстей. Что касается остальных вопросов, то на них я уже ответил ранее.

15:16 Георгий

Отец Гермоген, как надо входить в пост? От чего необходимо отказаться во время поста в первую очередь, а от чего во вторую? Как распределить свои силы? Я хочу начать поститься впервые, расскажите, пожалуйста, какую пищу лучше себе готовить в первые дни поста и надо ли далее переходить к сухоядению, а затем уже и к полному воздержанию от пищи? Спасибо за совет.

Я бы Вам посоветовал первую неделю попробовать сухоядение до субботы (в среду и пятницу можно употреблять вареную пищу), а затем поститься с растительным маслом, кроме Крестопоклонной и Страстной недели. Полное воздержание от пищи я бы Вам не советовал.

15:22 Галина

У меня нет своего духовника. Обязательно ли просить разрешение на пощение у служителя церкви или можно поститься без разрешения священника?

Соблюдение поста вопрос церковной дисциплины, а не благословения священника. Христиане берут благословение у священника на пост, чтобы укрепиться духовно, для поддержания сил. Даже если Вы благословения священника не взяли, то поститься Вы все равно должны. И все-таки лучше взять благословение, пусть даже не у духовника, а у любого священника. Очень хорошо прийти в Церковь в понедельник утром первой Седьмицы поста, в конце богослужения читаются специальные молитвы об укреплении духа постящихся.

15:28 Владимир

Надо ли во время Великого поста ежедневно посещать церковь, а также исповедоваться и причащаться? Раньше я никогда не причащался и не исповедовался.

Конечно, если у Вас есть возможность посещать церковь, это замечательно, но это не обязательно. Ежедневно надо ходить в храм первые четыре дня поста по вечерам, когда читается Покаянный канон Андрея Критского и на Страстной недели, начиная с Великого четверга. Необходимо посещать церковь в субботние и воскресные, а также в праздничные дни. Исповедоваться постом можно часто, но лучше всего раз в неделю. Причащаться лучше тоже или раз в две недели или раз в неделю, в зависимости от праздников и Вашего духовного состояния.

15:29 Виктория Гайдай

Насколько я понимаю во время Поста необходимо не только смирение в пище, но и смирение духа- гулянья, алкоголь, секс- все это нужно усмирить(прекратить?) в дополнение к постному поддержанию организма пищей? Как входить в пост- первая неделя- она ведь почти самая сложная для тех, кто размеренно питался в течение года.

Постарайтесь первую неделю поститься по Уставу: понедельник, вторник, четверг - сухоядение, среда, пятница - вареная пища без масла, суббота, воскресенье - с маслом.

15:31 Ольга

У меня сейчас неважное здоровье. Кому разрешается нестрогий пост?

Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, беременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку, путешествующим, когда нет возможности поститься. Если у Вас есть проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь с врачом, насколько Вы можете себя ограничить (ведь болезнь, это тоже определенное ограничение человека) и затем сходите на беседу к священнику. Возьмите благословение на тот пост, который Вам по силам.

15:33 Людмила

Какие блюда можно кушать в первую неделю поста?

Печеные овощи (картошка, свекла, лук, тыква, кабачки и т.д.), свежие овощи, фрукты, соки, мед, орехи, грибы. В среду и пятницу можно есть вареную пищу: каши, вареные овощи, супы, но без растительного масла.

15:36 Людмила

Какие блюда можно употреблять в страстную неделю поста. Какие рецепты Вы можете предложить?

До Великого четверга разрешается вареная пища без масла. В Великий четверг разрешается растительное масло. В пятницу до выноса плащаницы ничего не едят и не пьют. После выноса едят один раз сухоядением. В Великую субботу - вареная пища без растительного масла.

Попадают ли под великопостные ограничения кофе, чай и сахар? Спасибо.

Что касается кофе и чая, то обычно Великим постом их стараются употреблять как можно меньше или отказаться совсем, вместо них пьют фруктовые или травяные чаи. Сахар употреблять можно.

15:41 Александр

Уважаемый отец Гермоген! Друзья пригласили на свадьбу, которая состоится 28 февраля. Как вести себя в этой ситуации? Не повлияет ли негативным образом наш отказ на отношение этой невоцерковлЈнной семьи к православию? Наше мнение - идти. А Ваше? Спаси Вас Господи

Конечно, если Вы считаете, что Ваш отказ может явиться большим соблазном для Ваших друзей, то идите на свадьбу, но ведите себя скромно, постарайтесь не пить, незаметно поститься. Если на свадьбе начнется обычное пьянство и веселье, то тогда лучше незаметно уйти.

15:42 Тихон Печалин

Отец Гермоген, если можно, коротко о сакральном смысле Великого Поста.

Сакральный смысл поста - это путь от падшего Адама к Адаму первозданному.

Уважаемый Отец Гермоген! Какими общими правилами должна руководствоваться современная православная семья во время Великого Поста? Есть ли особенно строгие дни?

Правила для всех одни, но особое внимание надо обратить на то, чтобы в семье был мир, согласие. К сожалению, часто бывает, что постящиеся люди становятся раздражительными и более агрессивными по отношению друг к другу, в таком случае телесный пост теряет всякий смысл. Плодом поста должен быть духовный рост. Лучше несколько ослабить телесный пост, но искоренить в себе всякого рода злобу, раздражение и гордыню. Особо строгие дни такие же как и для всех: первая неделя, Крестопоклонная и Страстная.

15:46 Андрей

Нельзя ли подробнее рассказать, как правильно поститься? Какие продукты допустимы, сколько раз в день можно есть, какие дни наиболее строгие?

На эти вопросы я уже ответил.

Уважаемый отец Гермоген, думаю, что не смогу выдержать пост, а может быть можно отказаться на время поста от "любимых излишеств" - кофе, шоколада?

Конечно. В первую очередь мы отказываемся от лакомства и удовольствия, которое получаем от употребления любимых блюд. Если Вы сделаете хотя бы это, это уже будет постом.

15:49 Андрей

Допускается ли употребление пива во время Великого Поста?

Да, но в небольшом количестве и только в дни, когда разрешается употребление вина.

15:55 Салангина Ольга

Уважаемый отец Гермоген! Подскажите, пожалуйста, стоит ли отказываться от скоромной пищи в гостях? И не будет ли большого греха в том, чтобы мальчик 8 лет, год назад наблюдавшийся у гастроэнтеролога с проблемами пищеварения, не постился строго, как мы, его родители?

Я думаю, стоит. И вообще, если Вы чувствуете, что Вы не можете отказаться в гостях от скоромной пищи, то постарайтесь постом в гости не ходить. Найдите какой-нибудь благовидный предлог. А что касается ребенка, то в таком возрасте пост для него заключается главным образом в отказе от сладостей, от лакомства. Большинство детей сейчас невозможно заставить есть мясо, молоко, зато они с удовольствием в огромном количестве употребляют чипсы, кока-колу и прочее. Детей в таком возрасте постить вредно тем более, если Ваш ребенок болен. Молочные продукты, мясо им необходимы, особенно весной. Вы можете давать ему молочные продукты, мясо, но приготовленные просто, без излишеств.

15:59 Андрей

Здравствуйте! Если случается праздновать День рожденья, допускается ли отступление от поста?

Допускается не отступление от поста, а некоторое послабление, например, растительное масло, морепродукты, что-нибудь вкусненькое, но постное (постный шоколад, например, хотя по поводу шоколада, несмотря на то, что некоторые виды этого продукта бывают постные по составу, многие считают, что шоколад является лакомством и по своей природе уже не может являться постным продуктом, но уровень аскетической планки каждый должен выбрать, посоветовавшись со священником).

16:01 Roman

можно ли есть макароны, и какой должно вкушать хлеб

Хлеб можно употреблять и черный, и белы, но несдобный. Макароны, да, если в них не содержатся яйца.

16:02 Елена

Скажите, пожалуйста, на поминки по отцу могу ли я подать на стол креветки, испечь пироги с добавлением постного масла и вино, если эти поминки попадают на четверг, т.е. не в воскресение

Креветки, пироги с постным маслом подать можно, вино лучше не подавать.

16:05 Елена

Скажите пожалуйста, можно ли во время поста продолжать участвовать в бурном обсуждении различных проблем на форумах в интернете, или рекомендуется полное смирение?

Бурные обсуждения обычно порождают страсти и азарт, поэтому от них лучше отказаться. Я вам советую спокойное, умиротворенное общение, чтобы не растратить тот духовный мир, который Вы созидаете постом и молитвами.

16:06 Ольга Ж.

Получается, что во время поста я питаюсь лучше и дороже, чем обычно: муж не постится, но во время поста покупает мне дорогие мороженые грибы, овощи, и прочие деликатесы. Я считала, что надлежит есть более простую пищу, но и его обидеть не хочу. Справедливы ли мои опасения?

Если муж это делает с любовью, заботясь о Вас, то принимайте это, благодаря Бога и мужа.

16:09 Roman

Отец Гермоген, на Руси всегда ели много хлеба, но сегодня нельзя быть уверенным, что в наших хлебо-булочных изделиях отсутствуют, например, яичный порошок или молочная сыворотка. Какой лучше покупать хлеб, можно ли есть макароны?

На этот вопрос я уже ответил. Но даже если по неведению Вы купите хлеб с молочной сывороткой, большого урона для Вашего поста не будет. Конечно, надо следить за составом продуктов, но увлекаться `отцеживанием комара` не стоит, чтобы не уподобляться фарисеям в посте.

16:11 Василий

Батюшка, я неоднократно пытался поститься и каждый раз приходил к выводу, что жизнь впроголодь на каше в течение дня приводит к вечеру к повышенной раздражительности, несдержанности, резкости к окружающим. Это, несомненно, отрицательный духовный плод. Как привести в такой ситуации ограничения в пище к полезности для души и духа?

Если Вы испытываете раздражительность в строгом посте, попробуйте разнообразить свой стол, сделайте себе небольшое послабление, чтобы пост был для Вас удобоносимый. Главный плод поста - это мир, духовная радость, любовь.

16:12 Лариса

Уважаемый Отец Гермоген, мне 35 лет, я в течении 5-ти месяцев была больна, а сейчас хотела бы выдержать пост, но врачи говорят, что организм ослаблен. Что Вы посоветуете? Заранее благодарю

Посоветуйтесь с врачом, насколько Вы можете поститься, а затем возьмите благословение у священника на послабленный пост.

16:15 Андрей

Батюшка, в первую неделю будет проходить важное для меня деловое мероприятие, которое продлится четыре дня. Будут деловые партнеры (в т.ч. иностранные), и я боюсь, что не смогу соблюдать правила Поста из-за суеты и отсутствия какого-либо режима. Насколько это допустимо?

В таких случаях соблюдайте пост насколько возможно. Если не будет возможности поститься, то это тоже допустимо, так как по сути Вы являетесь путешествующим, вы находитесь вне дома и выбор пищи от Вас не зависит. Потом, конечно, в этом надо будет покаяться на исповеди.

– Отец Гермоген, расскажите о самой Масленице.

– Последняя неделя перед Великим постом называется сырной неделей или Масленицей. Это веселый народный праздник с вековыми традициями. начинается в понедельник. Вторник – заигрыш – праздник набирает силу. В среду-лакомку тещи приглашают зятьев на блины. В широкий четверг устраивали катания на тройках, кулачные бои. Пятница называется тещины вечорки – теперь уже зятья звали тещу, чтобы угостить блинами. В субботу устраивались девичьи, золовкины посиделки.

Воскресенье Масленицы называется “ “. Француз Жак Маржерет, живший в России в начале XVII века, писал, что “русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями и прося друг у друга прощения, если обидели словами или поступками”. В этот день цари вместе со своими приближенными приходили “прощаться” к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал гостей креплеными мадерами и рейнским вином.

– Обязательно ли есть блины на масленицу? Ведь до принятия христианства блин символизировал бога-солнце?

– Совершенно верно, изначально блин являлся в языческих культах символом солнца. Но позже христиане ели блины уже совершенно с другим смыслом. Конечно, обязательно есть блины на масленицу не надо, это не является церковным уставом, что умри, но блин на масленицу съешь. Это просто хорошая традиция, точно такая же, как березы на Троицу в храме или елки на Рождество. Можете не есть блины, но это благочестивая традиция, тем более мясо есть нельзя, и блины ему очень хорошая замена.

– Многие традиции, ушедшие после 1917 года, сегодня только возрождаются. Так, любители традиций стали практиковать гулянья, сжигание Масленицы. Насколько это правильно?

– Совершенно неправильно. Воскресенье – это день, когда все сосредоточиваются на молитве, когда в храмах уже звучат покаянные молитвы. Да и сжигание чучела – чистой воды язычество.

– Тогда какие развлечения, кроме поедания блинов, вы бы посоветовали на Масленицу?

– Можно устроить фольклорный праздник, с пением народных песен, хороводы, катание с тех же горок. Главное – убрать языческую сущность, и никакого непотребства чтобы не было, не стоит напиваться до полусмерти.

– Но алкоголь на Масленицу не запрещен?

– Нет, он не запрещен, но и напиваться не следует. Тем более что благочестивые христиане еще и в храм идут. А если напиться, как в церковь пойти после этого?

– Какой у вас самый любимый рецепт блинов?

– Я пользуюсь разными рецептами, хотя мне больше всего нравятся дрожжевые блины, очень тоненькие, как кружевок, потому что обычные блины такими никогда не будут. Они и пресные, и кружево получается только на хорошем дрожжевом тесте.

– Ну, это уже что душе угодно: мед, варенье, икра – вся классика. Сметана. Кстати, и кабачковая икра, и “икра заморская баклажанная” идет не хуже, чем красная.

– На какой сковороде получаются самые вкусные блины?

– Конечно, самые лучшие блины выходят на чугунной сковороде. Или пусть будет алюминиевая, но толстая. А уж если нет алюминиевой, тогда пойдут всякие “тефали” и прочее. Они удобны тем, что на них блины не подгорают, их очень удобно снимать, переворачивать, но вкус еды немножко другой.

По совету батюшки Гермогена, предлагаем несколько рецептов, многократно опробованных им на собственной кухне.

Блины кружевные: 3 стакана муки, 3 яйца, 800 гр. молока, 40 гр. сахара, 30 гр. дрожжей.

Молоко подогреть. Половину размешать с дрожжами, когда дрожжи разойдутся, добавить соль, сахар и яйца. Перемешать. В миску насыпать муку, помешивая, влить дрожжевую массу. Поставить в теплое место на 20 минут. когда тесто поднимется – медленно влить оставшееся кипящее молоко, интенсивно помешивая. Блины надо выпекать сразу же, на горячей сковороде. каждый блин смазать маслом.

Блинчики с грибами: 400 гр. муки, 1 л воды или молока, 2 яйца, 20 гр. сахара, 5 гр. соли, 20 гр. растительного масла. Из теста приготовить обычные блинчики под начинку.

Начинка грибная: 300 гр. соленых опят, 150 гр. очищенных грецких орехов, 150 гр. арахиса, 1 пучок кинзы, 10 гр. маргарина. Опята промыть в холодной воде, мелко нарезать, орехи измельчить. Разогреть маргарин, обжарить в течение 3 минут орехи, помешивая, добавить грибы и измельченную кинзу. Все перемешать и прогреть около 3-5 минут. Начинку разложить по блинчикам и обжарить до готовности.

Пирог блинчатый: Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 – 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 г творога, полстакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 г изюма, 50 г сливочного масла, 100 г орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелко рубленые орехи, перемешать до однородной массы.

Квас лимонно-медовый: 1,5 л воды, 4 ст. ложки меда, 3 ст. ложки сахара, 1 лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели).

Православный старец. Духовник Снетогорского женского монастыря. Считается духовным наследником Кукши Одесского и Иоанна (Крестьянкина).

Александр Иванович Муртазов родился в 1935 году в одном из сел недалеко от города Чистополь (Татарстан) в семье верующих (в доме семьи Муртазовых собирались окрестные жители для совместной молитвы).

После окончания школы 2 года служил в Баку (Азербайджан) в зенитной артиллерии. Вернулся из армии в город Чистополь, куда за время его отсутствия переехала семья. Под влиянием монахинь местного монастыря поступил в Духовную семинарию в Саратове, где проучился с 1957 по 1960 годы. Во время учебы служил иподиаконом в одной из саратовских церквей и помошником эконома в семинарии.

Рукоположен в священники в 1959 году, после чего год прослужил на приходе города Мамадыш (Татарстан). Учился в Духовной академии в с 1962 по 1965 год. По окончании получил степень кандидата богословия. Тема диссертации: "Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского".

С 1965 по 1992 год жил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где в 1978 году постригся в монахи, приняв имя в честь , Патриарха Московского.

После 1992 года переехал в Псковско-Печерскую лавру, в 1994 году - в Снетогорский монастырь, где был возведен в сан архимандрита.

Интересные факты об Архимандрите Гермогене (Муртазове)

  • Одной из причин уезда Гермогена (Муртазова) из Эстонии после распада СССР, стало то, что будущий старец, по его словам, "не захотел жить в чужой стране и принимать их гражданство".
  • Вся семья Гермогена (Муртазова) (за исключением отца, погибшего на фронте) приняла монашество или священство. Мать, будучи инокиней Вассой, перед смертью приняла постриг с именем Магдалина, старшая сестра Гермогена стала монахиней Анастасией. Младший брат Борис был рукоположен в иеродиакона под именем Никон.

СТОЛ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ И ОКАНЧИВАЮЩИЙСЯ МОЛИТВОЮ, НИКОГДА НЕ ОСКУДЕЕТ
(Святой Иоанн Златоуст)

Трапеза многие годы была его монашеским послушанием. Служил батюшка Гермоген келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание братии. К своему послушанию он отнесся, как и полагается монаху, со всей душой. И достиг в этом деле немалого. Опыт трапезной Данилова монастыря известен широко. Здесь умудряются, не отступая от строгих правил монашеского аскетизма, разнообразить стол и готовить кушанья, которые весьма привлекательны и популярны даже за пределами обители.
Тут есть, конечно, и своя тайна. Тем, кому доводилось участвовать в монастырской трапезе, наверняка надолго запоминается особый вкус здешних блюд. Они вроде бы просты, но гораздо вкуснее самых изысканных ресторанных блюд. Почему так происходит?
А почему считается, что трапеза в монастыре - это продолжение богослужения?
Как и для чего молятся монахи до еды и после?
Надо ли разнообразить постный стол и как это делать?
На эти и многие другие вопросы иеромонаху Гермогену приходилось не раз отвечать, общаясь с посетителями монастыря и с телевизионными зрителями программы "Православная энциклопедия", где он вел кулинарную страничку. А недавно отец Гермоген выпустил целую книгу, в которой отвечает на подобные вопросы, рассказывает о принципах монашеского питания, об опыте трапезной Данилова монастыря. И, конечно, делится многочисленными рецептами монастырской кухни. Среди них нет мясных блюд, так как в русской монастырской традиции не принято вообще употреблять мясо. Зато есть рецепты специально для постных дней и скоромных, для праздников и поминок. Есть и молитвы, которые читают в те или иные моменты трапезы. И даже тексты застольных песен, которые можно услышать в обители. А также много других занимательных и полезных сведений. Книга, выпущенная издательством "Даниловский благовестник", так и называется "Кухня батюшки Гермогена". Некоторые выдержки из нее предлагаем сегодня читателям.
* * *
Искуснейшие повара готовят разнообразные блюда из лучших продуктов, но отсутствие благодати невосполнимо. Трапеза, как и любое дело в монастыре, благословляется. Через пищу, приготовленную с молитвой, человеку сообщается благодать, а душа, как и тело, всякого человека радуется любому проявлению благодати.
* * *
Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб "Бородинский", рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.
* * *
В монастырях по уставу вне поста пищу принимают два раза в день, а постом - один раз.
* * *
Наши уста являются теми вратами, через которые мы принимаем пищу. И чтобы через эти врата не вошел "Троянский конь", мы молимся перед едой и тем самым освящаем ее. Через трапезу человек может и освящаться, и оскверняться.
* * *
Картофель с орехами и гранатами. Картофель "в мундире" очистить, нарезать кубиками, уложить в салатник, полить соусом и посыпать зеленью. Для соуса измельченные ядра грецких орехов и чеснок истолочь с солью, добавить мелко нарезанный лук, сок граната и все тщательно перемешать. 2 - 3 картофелины, 1 ст. ложка измельченных ядер грецких орехов, треть стакана сока граната, 1 - 3 зубчика чеснока, измельченная зелень петрушки или укропа, репчатый или зеленый лук.
* * *
Яблоки, фаршированные творогом. 2 кг яблок, 700 г творога, 200 г изюма, 200 г орехов, 100 г сахарного песка, 3 яйца, 1 ч. ложка крахмала. Каждое яблоко разрезать на две половинки, вынуть из них сердцевину и часть мякоти. Наполнить половинки творожной начинкой, уложить на смазанный маслом противень и запечь в духовке в течение 10 - 15 минут. Фарш: творог растереть, смешать с сырыми яйцами, сахарным песком, крахмалом, изюмом, мелко порубленными орехами.
* * *
Тюря томатная. 1 л томатного сока, три четверти стакана мелконарезанного черного хлеба, полстакана корня сельдерея, натертого на терке, полголовки чеснока, 1 ч. ложка кориандра, 1,5 ч. ложки соли. Чеснок и кориандр растереть с солью, перемешать с остальными компонентами, залить томатным соком.
* * *
"Монастырская курица". 1 кочан капусты, 3 яйца, 200 г молока, соль по вкусу. Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть крышкой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.
* * *
Морковь в медовой глазури. 500 г молодой моркови, 1 ст. ложка сливочного масла, щепотка мускатного ореха, 2 ст. ложки меда. Морковь тщательно вымыть. Ботву отрезать так, чтобы остались кончики длиной 2,5 - 3 см. В широкой кастрюле вскипятить воду, опустить в нее морковь и варить 5 минут. Откинуть морковь на дуршлаг, обдать холодной водой и насухо обтереть салфетками. Масло растопить в сотейнике, положить мускатный орех и мед, перемешать. Добавить морковь, аккуратно перемешать, чтобы она равномерно покрылась глазурью. Готовить на небольшом огне 2 минуты. Это блюдо можно подать отдельно или как гарнир.
* * *
Пирог блинчатый. Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 - 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 г творога, полстакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 г изюма, 50 г сливочного масла, 100 г орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелко рубленые орехи, перемешать до однородной массы.
* * *
Пасха "Боярская". 1 кг творога, 0,5 л сливок, 500 г сахарного песка, 300 г сливочного масла, 2 желтка, 100 г апельсиновых цукатов, ванилин. Творог дважды протереть через сито, добавить взбитые сливки, соединить с отдельно растертым добела маслом, с сахаром и желтками, добавить измельченные апельсиновые цукаты и ванилин, тщательно перемешать. Заполнить творожной массой форму и охладить.
* * *
Квас лимонно-медовый. 1,5 л воды, 4 ст. ложки меда, 3 ст. ложки сахара, 1 лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели).

Коновалов Валерий "Труд"

У меня дома есть диск с циклом передач “Кухня батюшки Гермогена”, в которой священник рассказывает про круглогодичный цикл православных постов и праздников, рассказывает про обрядовую кухню, а также делится рецептами блюд, которые готовят в монастыре. Один из таких рецептов - постное печенье с начинкой из джема, мармелада или сухофруктов. Оно очень нежное, рассыпчатое и,конечно, очень вкусное. Это подтвердил наш папа - обычно не особый любитель сладкой выпечки

Готовить его очень просто. Сначала нужно замесить тесто: 1 стакан минеральной воды (газированной) + 1 стакан растительного масла (я чуть меньше его взяла) + около 3 стаканов муки. Тесто получается мягкое, не липкое, воздушное.

Отщипываем от теста кусок, размером с небольшое яблоко. Тонко раскатываем в круг. Круг разрезаем на секторы. На широкую сторону сектора кладем начинку: у нас был мармелад, но можно также использовать густой джем, сухофрукты. Сворачиваем в трубочку. Выкладываем трубочки на смазанный маслом противень, выпекаем до готовности теста - печенье должно остаться светлым, слегка-слегка порозовевшим. Печется быстро!

Loading...Loading...