Рождество святителя Николая Чудотворца — что можно что нельзя, как отмечать, приметы и традиции.

1 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 1 ноября

Пророка Иоиля

Праздник в честь одного из 12-ти малых пророков. Святой Иоиль является автором книги пророчеств.

Святой пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира (Иоил. 2, 28 — 32).

Мученика Уара и с ним семи мучеников, учителей христианских

Чествование памяти тайного христианина, военачальника Уара, жившего в Египте. Пострадал за веру в 307 году.

Святой Уар происходил из весьма благочестивой и знатной семьи. Он служил в армии в Египте при императоре Диоклетиане, около 304 года. Мужество и доблесть Уара сделали его одним из любимцев императора, но эти почести не могли помешать ему смотреть с восхищением на подвиги святых мучеников. Уар имел обыкновение навещать в тюрьме семерых святых подвижников, которые пребывали в заточении за веру Христову.

Когда приблизился день суда, один из них умер. Уар увидел в этом Божественное знамение, указывавшее на возможность перебороть страх, который мешал ему предаться самому в руки палачей. Он решил встать в ряды мучеников вместо умершего.

Когда Уар вышел вперед и открылся перед судьей, тот не смог сдержать удивления. Но его охватил безудержный гнев, когда святой объявил, что ничто не заставит его изменить принятое решение и предпочесть радости преходящего мира вечным наслаждениям, которые обещаны верным воинам Христовым.

Тогда Уара привязали к дыбе, и судья приказал избить святого толстыми кожаными ремнями. Мученик направил взор на шестерых подвижников – свидетелей этого зрелища – и попросил их помолиться Богу, чтобы Он дал ему силы в испытании, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26: 41). Как только святые подняли руки к небу и обратили горячую молитву к Господу, Уар почувствовал, будто некая рука поддерживает его и смягчает удары розг и хлыстов еще до того, как они поражали его. Боль от пыток сменилась приятностью под воздействием благодати Духа, Который излечивал его, и впредь Уар с радостью переносил пытку.

Его спокойствие и уверенность удесятерили ярость мучителей. Связав его, они бросили христианина на землю, разорвали ему утробу, так что внутренности выпали на землю. Наконец они вновь привязали его к столбу. Уар отошел ко Господу только через пять часов, в течение которых он еще находил силы ободрять товарищей. Шесть его сподвижников были усечены мечом.

Одна благочестивая женщина по имени Клеопатра, родом из Палестины, присутствовала при мученической кончине святого Уара. С наступлением ночи она вместе с юным сыном и другими христианами отправилась взять драгоценные останки святого. Затем Клеопатра похоронила их в подвале своего дома.

Несколько лет спустя, пожелав вернуться на родину, она забрала с собой святые мощи, уверяя всех, что речь идет об останках ее покойного супруга. Клеопатра поместила святыню в местечке неподалеку от горы Фавор. Вскоре туда начали стекаться верующие, чтобы получить исцеление недугов от мощей святого. Там построили церковь, и в день освящения храма Клеопатра и ее сын служили паломникам весь день.

Неожиданно ребенок заболел и умер. Безутешная мать тотчас принесла его тело на могилу святого Уара и обратилась к нему с мольбой, напоминая о том, как она ему служила ранее. Изможденная, она заснула и увидела во сне святого, который держал ребенка на руках, – оба были в сияющих одеждах. Святой упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что сын ее теперь находится под его покровительством. Ребенок же заверил мать, что ничто не заставит его оставить жизнь вечную и благостную, чтобы вернуться в мир страдания. Клеопатра захотела присоединиться к ним, но святой Уар поручил ей еще некоторое время потрудиться во спасение, и они исчезли, благословив ее.

Пробудившись, благочестивая женщина переодела тело сына в праздничные одежды и приступила, полная радости, к погребению. Она раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению при храме. Она так угодила Богу постом, ночным бдением, милостыней и молитвами, что удостоилась созерцать сына каждое воскресенье в его сияющей обители. Через семь лет она предала Богу душу и присоединилась к Уару и сыну в славе избранных.

Иванов день (Проводы осени)

Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.

Церковь вспоминает торжественное перенесение в 1238 году святых останков Иоанна Рыльского из г. Средца (Софии) в г. Тырнов (в то время столица Болгарского государства).

Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова.

Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его.

Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям.

Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.

За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г.

Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых — 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного.

В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

* Мученика Каллиника (ок. 284-305). Мученицы Серафимы девы (ок. 117-138).
Празднование рождества святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (IV). Мученицы Феодотии и трех дочерей ее (ок. 304); Маманта; Василиска старца; отца, матери и двух детей их, в огне; Александра и Федоты; Вениамина и Вирия. Благоверного царя Феодосия Нового (450). Мученика Евстафия Мцхетского, Грузинского (589). Святителя Константина, Патриарха Константинопольского (677). Преподобномученика Михаила (IX). Преподобных Космы и Константина Косинских, Старорусских (XIII). Преподобного Романа Киржачского (1392). Перенесение Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая из Вятки в Москву (1555). Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста иеромонахов, Алма-Атинских (1921); Анатолия (1930-1935); Пахомия (1938).

Мученик Каллиник

Мученик Каллиник родился в Киликии от благочестивых родителей. Когда пришел в возраст, то, ревнуя о Христе, он начал обходить города и селения с пропове
дью и обращал многих к христианской вере. В Галатийском городе Анкире язычники схватили его и представили к начальнику. Тот, после жестоких мучений, велел обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправить в Ганры. Дорогой, когда жажда начала мучить воинов, он молитвой извел воду из камня. Воины хотели было освободить мученика, но, страшась наказания, передали начальнику. Начальник приказал бросить святого в разожженную печь, где он и скончался, но тело осталось невредимым.

Мученица Серафима

Мученица Серафима дева жила в Риме в доме знатной женщины Савины. Жила она во II в. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то язычники схватили ее и представили на суд. Хотя Савина и старалась освободить ее, но не могла. Мучитель отдал Серафиму на поругание; но едва приблизились к ней нечестивцы, как земля затряслась и они упали как мертвые. Мучитель объяснил это чудо волшебством, и святую опалили огнем, били палками и отсекли ей голову.

Мученица Феодотия

Мученица Феодотия с тремя дочерьми пострадала в III в. при императоре Диоклетиане в Вифинии. Овдовев в молодых летах, она жила в своем имении в Македонии и проводила время в делах христианской любви, употребляя свое имущество на бедных и нуждающихся. Язычники обвинили ее в исповедании христианской веры, и она была заключена в темницу. Один из царедворцев, видя молодость и красоту святой мученицы, хотел жениться на ней. Но когда она отказалась от брака с язычником, то вместе с дочерьми сожгли ее в печи.

Преподобные Косма и Константин Косинские

Преподобный Константин Косинский и сподвижник его Косма жили в XIII в. и были учениками св. Варлаама Хутынского. После его смерти, ища уединения, они удалились к городу Старая Русса и поселились на Косинском полуострове, в 3 верстах от города. Подвижническая жизнь не укрылась от взора благочестивых людей, и скоро начали селиться около них ревнители спасения души. Таким образом возникла обитель, где св. Константин был настоятелем и служил достойным подражания примером для своих учеников. Скончался он в 1240 г. После него преподобный Косма продолжал быть строгим подражателем подвигов своего начальника и мирно скончался. Мощи их обоих почивают под спудом в бывшем Косинском монастыре, ныне упраздненном.

Преподобный Роман Киржачский

Преподобный Роман Киржачский был учеником св. Сергия Радонежского. Во время нестроений, произошедших в обители святого Сергия, он и Роман удалились оттуда, чтобы найти другое место для своих подвигов, и поселились близ сельца Киржача Покровского уезда Владимирской губернии. Здесь они начали устраивать новую обитель. С водворением же порядка в обители св. Сергий возвратился туда, а св. Роман остался близ Киржача и, окончив устройство новой обители, стал настоятелем в ней. Кончил он свою подвижническую жизнь в 1392 г. Монастырь св. Романа впоследствии обращен в приходскую церковь, где под спудом почивают его мощи.

Количество праздников, которые отмечаются в нашей стране, поражает воображение. Дело в том, что на тот или иной день приходится множество важных событий и дат, о которых нужно помнить и постоянно вспоминать, дабы не упустить из вида.

Важнейшим православным праздником, который приходится на 11 августа, является Рождество святителя Николая Чудотворца. В свою очередь в России отмечается День физкультурника. Народными является следующий праздник: Калинник.

Какой церковный праздник сегодня, 11.08.2018: Рождество святителя Николая Чудотворца

Рождество святителя Николая Чудотворца сейчас является одним из главных церковных праздников и очень почитается среди верующих.

Наверное, каждому из нас может прийти на ум хотя бы один случай из жизни, когда высшие силы помогали скоро и по-доброму выйти из затруднительных ситуаций. Порой решение приходит настолько скоро и без усилий, что часто мы забываем поблагодарить святых за их милость и любовь к нам, выраженную подобным способом. Церковные праздники - прекрасная возможность выразить свою признательность Божьим угодникам и, в частности, Николаю Чудотворцу, который всю свою жизнь являлся образцом кротости, незлобия, милосердия и безвозмездной любви к ближним. А когда лучше вспомнить добрым словом святого, как не в день его рождения?

В православном календаре Николаю Чудотворцу посвящено несколько праздников. Зимой, 19 декабря, мы вспоминаем день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. А вот 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний) или Никола Летний.

Какой сегодня праздник в России: День физкультурника

В первые десятилетия установления советской власти руководители страны осознали, что страна не может быть здоровой и успешной без здоровья ее жителей, и начали активно пропагандировать физкультуру и спорт.

Ни одно шествие ли демонстрация не обходились без жизнерадостных физкультурников и спортсменов, идущих впереди колонны демонстрантов. Так постепенно в сознание масс начали внедрять мысли о здоровом образе жизни, здоровом теле, стали развиваться различные физкультурные общества, физкультурные факультеты при высших учебных заведениях.

А в 1939 году Совет Народных Комиссаров учредил День физкультурника, отмечаемый во вторую субботу августа. Сегодня это праздник не только спортсменов - профессионалов, но и тех, кто любит физкультуру и спорт независимо от профессии и возраста.

Название праздника связано с именем святого мученика Каллиника Киликийского, жившего на рубеже 3-4 веков. Однажды он в Анкире своей проповедью о едином Боге прогневал язычников, и те немедля отвели его на суд, где вершил расправу игемон Сакердон.

Там после недолго разбирательства для проповедника была выбрана жестокая казнь - на Каллиника надели сапоги из железа, покрытые изнутри гвоздями, и в них заставили идти до места казни, где бросили живого в огонь. Но все эти пытки не тронули тела мученика. Позже он был похоронен христианами.

Имя святого так явно перекликается с названием ягоды калины, как раз наливающейся спелостью к этому времени, что праздник посвятили и ей, тем более, что она, столь любимая на Руси, это вполне заслужила. Калина символизировала непорочную красоту и чистоту, а ее горький вкус был символом девичьей судьбы, когда по воле родителей приходилось выходить за немилого.

Ягода шла на компот, мармелад и кисель, толкли для еды с медом, пекли особые пироги – калинники. О том, как их готовят, поведал В. Даль: "Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом - и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством - открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется - и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!".

Утренние заморозки, вредившие последним хлебам на полях, тоже именовали калинниками, их прогонять пытались: "Пронеси, Господи, мороком, а не морозом". Мороком называли утренний туман, суливший добрые овсы и ячмень: "Коли на Каллиника туман - припасай косы про овес с ячменем". Осеннее ненастье предвещал вновь зазеленевший овес.

11 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 августа

Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов

Монахи Серафим и Фергност были русскими миссионерами в Туркестане. "Страна турков" - территория, которую в советские времена называли Средней Азией – вошла в состав Российской империи во второй половине XIX века. В православной стране появилась огромная провинция, населенная кочевниками-язычниками, мусульманами, сибирскими казаками, старообрядцами, бежавшими из России от гонений. Решили послать туда православных миссионеров, чтобы попытаться установить духовную связь с местным населением.

В 1882 году епископ Александр (Кульчицкий) поставил на берегу озера Иссык-Куль деревянный крест и благословил основать там мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь, куда из разных российских обителей стал собирать талантливых молодых монахов-просветителей, готовых к христианской проповеди в зачастую враждебном окружении.

В начале ХХ века приехали туда из Глинской пустыни, славившейся своими старцами не меньше, чем Оптина, три монаха - Серафим, Феогност и Анатолий.

Буря 1917 года застала их в городе Верный (нынешняя Алма-Ата). После прихода туда в марте 1918 года большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), боровшегося с разгоравшейся братоубийственной гражданской войной крестными ходами, молебнами и проповедью, монахи ушли в горы и в 8 верстах от города в горном урочище Медео устроили скит на сопке Мохнатой. Потом они перебрались в еще более уединенное место, на гору Кызыл-Жар. Поставили кельи, вырыли пещерную церковь. Духовником скита выбрали иеромонаха Серафима (Богословского).

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях. Отец Серафим угостил их чаем и уложил спать. Сам он не спал - читал молитвенное правило. Под утро красноармейцы подошли к нему и пристрелили из ружья в спину. Потом пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Он только прилег отдохнуть после ночной молитвы, да так и остался лежать - ему выстрелили в сердце.

На другой день приехала милиция, место осмотрели и разрешили похоронить убитых - закопать в землю, без гробов и без отпевания. Пришлось оставшимся монахам - Пахомию, Ираклию и Анатолию уйти из скита.

Схимонаха Ираклия (Матяха) приютили сначала в городе Талгар, в семье церковного старосты, потом у добрых христиан в селе Сазоновка, где он в посте и молитве дожил до 1937 года и мирно скончался в канун праздника Вознесения Господня.

Иеромонах Пахомий (Русин) после 1921 года тайно жил вместе со странником Виктором (Матвеевым) в скиту на горе Горельник в урочище Медео. Был молчалив, а когда кто-нибудь просил у него слова наставления, советовал творить Иисусову молитву. В 1935 году его арестовали, посадили в Алма-Атинскую тюрьму и через год расстреляли. А за ним и странника Виктора.

Иеромонах Анатолий некоторое время служил в Верном во Всехсвятском храме Иверско-Серафимовского монастыря, который после закрытия обители некоторое время еще оставался действующим. Там он управлял хором, писал музыку. В середине 1920-х годов он ушел в Сухуми, жил в горах, иногда писал письма Верненскими монахинями. Потом им по почте сообщили об его аресте и расстреле.

Могила мучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест, потом возведена часовня, а сейчас там - на месте Кызыл-Жарского скита - мужской монастырь.

В 1993 году монахов Серафима, Феогноста, а сними и Пахомия, Анатолия, Ираклия и странника Виктора прославили как местночтимых святых Алма-Атинской епархии, а в 2000 году Архиерейский Собор причислил их к лику святых для общецерковного почитания.

Церковный праздник сегодня 11 августа: Рождество Николая Чудотворца

В 258 году в городе Патаре возле Ликии в семье праведных христиан родился сын, которого нарекли Николаем. Его родители, Феофан и Нонна, долго не могли завести детей и неустанно молили об этом Господа. Их слова были услышаны. В семье появился младенец. В благодарность родители приняли решение посвятить малыша служению Богу.

Уже с самого рождения было понятно, что мальчику уготовано великое будущее. Он с младенчества проявлял силу чудотворения. Только появившись на свет, он исцелил собственную мать. А во время крещения малыш совершил невообразимое: в купели простоял на ногах в течение 3 часов без всякой поддержки. Этим он прославлял Святую Троицу.

Святой Николай с младенчества придерживался поста, кушал материнское молоко исключительно по средам и пятницам после вечерней молитвы родителей. В старшем возрасте он изучил Божественное Писание, все время был в храме. Ночь была временем молитв и чтения.

В характере Николая одной из главных черт было милосердие. Он всегда приходил на помощь, все свое состояние отдал нуждающимся. Сам святой жил просто, даже аскетично, заработав славу угодника Божия.

Дар православного святого Николая Чудотворца

У этого святого множество имен, одним из которых является Николай Угодник. Такое прозвище он получил, поскольку никому не мог отказать в исполнении просьбы, любил угождать людям. Своим покровителем его считают моряки и заключенные, потому что еще при жизни он спасал тонущих, вызволял томящихся в плену, исцелял и даже воскрешал.

Его жизнь была наполнена чудесами и служением окружающим. Он дожил до глубокой старости и мирно умер. Не удивительно, что его сильно почитают в разных странах представители разных профессий.

Точно не известно, когда появился праздник Рождества Николая Чудотворца. Есть версия, что он зародился в Ликийских Мирах, где святой служил архиепископом, а также в Патаре, где он родился. Во времена крестовых походов традиция могла распространиться дальше и дойти до нашей страны, где святого любили с древности.

На Руси его почитали и как покровителя государственных мужей. Люди верили, что он поддерживает православных царей. Точно известно, что традиция празднования Рождества Николая Чудотворца уже была в 13 веке. В Великом Новгороде даже существовал монастырь в честь Рождества Святителя Николая. Общецерковное празднование было отменено во времена правления Екатерины Великой.

И лишь в 2004 году о таком празднике вспомнили. В его честь составлены тропарь и кондак, которые существовали в литургической жизни Православной церкви России давным-давно.

Какой церковный праздник сегодня 11 августа 2018: Калинник

Мученика Каллиника Киликийского

Празднование памяти святого проповедника учения Иисуса Христа Каллиника (III-IV вв).. Был предан мукам по указу правителя г. Анкиры Сакердона - жестокого гонителя христиан.

Святой мученик Христов Каллиник жил предположительно в III–IV веках и происходил из Киликии. Он отличался добротой, и в его сердце была с детства вложена твердая вера в Бога. Святой Каллиник проходил страны и города, проповедуя Благую Весть и наставляя многие души на путь спасения.

Прибыв в город Анкиру в Галатии, он стал проповедовать, убеждая язычников отказаться от почитания пустых и безжизненных идолов и познать Бога – Творца всего сущего. Успех его проповеди вызвал ненависть некоторых язычников, которые донесли на него правителю Сакерду.

Приведенный к нему, Каллиник исповедал себя служителем Бога Живого и сказал, что проповедует учение Христа, чтобы спасти других людей от неведения, надеясь стяжать этим вечную жизнь, как обещано в Писании (см.: Иак. 5: 20). Когда он предложил правителю отказаться от идолопоклонства, Сакерд в ярости велел его пытать. После бичевания воловьими жилами Каллиник устремил мысленный взор к Богу, благодаря Его за возможность пострадать ради любви к Нему. Затем, когда его стали рвать железными крючьями, он смеялся над палачом, не способным справиться с нагим и безоружным человеком. Тогда Сакерд приказал надеть на него железные сандалии с гвоздями и острыми лезвиями и гнать за лошадьми до города Гангры в Пафлагонии, отстоящего примерно на 120 километров, и там сжечь.

Укрепляемый благодатью Божией, святой легко пробежал по сильной жаре около 100 километров, едва не обгоняя своих стражников. Когда они добрались до места, называемого Матрика, воины, измученные жаждой и не имея сил продолжать путь, упали к ногам святого, умоляя о помощи.

Каллиник помолился, и тотчас в скале обнаружился родник с чистой водой, подобно источнику, появившемуся для евреев в египетской пустыне. Позднее его стали называть родник мученика Каллиника.

По прибытии в Гангры благодарные воины стали колебаться, не решаясь выполнить приказ тирана. Тогда святой Каллиник, в нетерпении соединиться с Господом, сам уговорил их развести костер. Когда костер разгорелся и затрещало пламя, мученика, продолжавшего славить Бога, бросили в огонь. Впоследствии от мощей святого гангрские христиане получали благословение и Божию помощь.

11 августа праздник по православному календарю: Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

Приурочен святому Константину и его сподвижнику Косме, ученикам преподобного Варлаама Хутынского. Основатели монастыря недалеко от г. Старая Русса.

Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Ста­рая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководст­вом преподобного Варлаама Хутынского (+1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (+1224; память 17/30 января). По влечению к без­молвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образую­щими косу (отсюда название этого места - Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монас­тырь, в котором был построен небольшой камен­ный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над соб­равшейся братией.

Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в испол­не­нии монаше­ских обетов. После многолетних подвигов преподобный Констан­тин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем.

Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кон­чины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основа­телей обите­ли покоились под папертью нового Николаевского храма, построен­ного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма.

Кого чтит церковь сегодня 11.08.2018: Мученицы Серафимы девы

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога - Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде, сообщает портал сайт. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

11 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 августа

Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов

В миру Богословский Александр Ефимович, родился в 1881 году в Глухове Черниговской губернии.

Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей - Саша и его старшая сестра. Матери о. Серафима, когда он был еще мальчиком-гимназистом, было открыто во сне Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

В 1907 году пострижен в монашество преосвященным Димитрием.
Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Духовником его был иеромонах Домн (Аггеев), духовная связь с которым не прекращалась и после кончины последнего в 1908 г. В Глинской пустыни он нес послушание в иконописной, но кроме того был прекрасный чтец.

В начале XX века отец Серафим в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 г. епископом Александром (Кульчицким) на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников.

В 1909 году в г. Верном (ныне Алма-Ата) преосвященным Димитрием о. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха к Успенскому храму Туркестанского архиерейского дома.

Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой.

В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, устроена подземная церковь в честь прп. Серафима Саровского. О. Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви. К этому периоду времени относится основание в г.Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 г. в женский общежительный монастырь. Отец Серафим прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц.

В 1911 г. иеромонах Серафим был отпущен в горы для пустынного жития преосвященным Димитрием. Через год к нему присоединился и другой монах по имени Анатолий, постриженный тем же преосвященным Димитрием.

В 1913 г. число пустынников увеличилось еще двумя иеромонахами: Антонием, бежавшим из Иссык-Кульского монастыря и Иезекиилем, прибывшим с Афона. Наконец, к ним присоединились несколько мирян, носивших длинные волосы, подрясники и пояса: Михаил, Илья, Фирс и другие. Сначала они собирались для богослужения в архиерейскую дачную церковь, а потом выкопали особую пещеру, обставили ее необходимыми вещами для богослужения и просили дать им антиминс. Таким образом возник небольшой скит, члены которого питались травами, овощами и сухарями и жили в небольших избушках. Место это находилось в 15 верстах от города и в 6 - от Архиерейской дачи.

В 1913 г. в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. Отец Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.

Место для скита было указано Богом: в поисках места монахи остановились на ночь в Аксайском ущельи близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет. Поднявшись на гору, осмотрели место, откуда с наступлением сумерек исходило неземное сияние и вернувшись, говорили: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!». На этом месте они поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры - в одной хранили продукты, в двух других молились. (Пещеры эти существуют поныне.) Служили в большой деревянной келии о.Анатолия.

Однажды о. Серафим видел в тонком сне следующее: «Идут они втроем - о. Анатолий, о. Феогност и о. Серафим по ущелью и видят - храм стоит, красоты необыкновенной. Зашли в него все втроем, но о. Анатолий вышел из храма и убежал. И висят в этом храме 5 горящих паникадил. Вот одно из них, центральное паникадило, закачалось, закачалось, оборвалось и упало на пол. Второе паникадило закачалось и упало. Третье паникадило закачалось, но не упало, удержалось, а два паникадила висели неподвижно». Этот сон оказался впоследствии вещим.

Каждое воскресенье отец Серафим служил в скиту на Мохнатой сопке, у своих духовных дочерей. По воспоминаниям монахини Магдалины:

«Когда служил о.Серафим Литургию, в алтарь невозможно было смотреть, сияние было какое-то необыкновенное. …на о.Серафима тоже невозможно было смотреть, он в каком-то сиянии весь стоял, что и объяснить не могу. И трепет такой одолевал, что я от алтаря сразу отходила, как что-то меня отталкивало. Такая, видимо, благодать была».

Отец Серафим внешне был очень красив. Монахиня Магдалина так описывала внешность иеромонаха Серафима:

«Отец Серафим был среднего роста, среднего телосложения (не худощав, не полон). Волосы густые, темно-русые, без седины, очень кудрявые, не длинные - не доставали до плеч. Борода густая, небольшая, постриженная, кудрявая, темно-русая. Небольшие подстриженные усы. Лицо красивое, глаза голубые, большие, нос прямой, брови густые, немного не сросшиеся. Выражение лица доброе, кроткое. Лоб закрыт скуфьей. Волосы из-под скуфьи выбивались и завивались вверх».

Отец Серафим имел кроткий нрав и старался быть незаметным, даже юродствовал иногда: неряшливо ел, был растрепан. Однако перед службой всегда тщательно приводил себя в порядок.

В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики…

Лето 1921 г. было очень дождливым и разрешилось сильнейшим наводнением-селем, который прошел в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

В августе 1921 г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г. Верный (Алма-Ата) в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит.

10 августа 1921, вечером, приехали в скит трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к о. Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило. Под утро 11 августа красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал: «Анатолий!». Закричал, а они в это время выстрелили. О.Анатолий понял, что о.Серафима убили, и побежал на пасеку за помощью. Потом бандиты убили спящего о. Феогноста, обыскали келии, надеясь найти деньги, но не найдя ничего, уехали. На другой день приехали милиционеры, посмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантии, похоронили. О.Анатолий отпевал их в скиту на Мохнатой сопке. Сорокоуст служили во всех церквах г. Верного, потому что их очень чтили в городе. Убийц нашли, но военный трибунал судить их отказался.

Предвидя свою кончину, отец Серафим говорил двоим духовным дочерям: «меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». Монахини, инокини и прихожане выполняли это послушание

В миру Пивоваров Феодор, родился в 1873 году в г. Белополье Харьковской губ. (ныне Украина, Сумская обл.), происходил из мещанского сословия.

28 ноября 1904 года принял монашеский постриг в Глинской пустыни. О.Феогност был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он имел хорошие административные способности.

В начале XX века о.Феогност в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен епископом Александром (Кульчицким) в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан в 1882 г. на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия и духовного просвещения азиатских кочевников в Туркестанском крае. В Иссык-Кульском монастыре о. Феогност служил с 25 августа 1905 года.

26 апреля 1906 года рукоположен в сан иеродиакона, а 22 июля того же года - в сан иеромонаха.

С 8 декабря 1908 года - и. о. настоятеля Иссык-Кульского монастыря.
С 1916 года - помощник духовника для мирян.

Летом 1916 г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Феогност, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями.

Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных в общей могиле. После этого события о.Феогност ушел в город Верный (ныне Алма-Ата). В 1919 г. монастырь был закрыт коммунарами.

С 1913 г. на месте, Богом указанном о. Серафиму, иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит. В 1916 г. о.Феогност стал постоянно жить в этом скиту.

Утром 11 августа 1921 г. о.Феогност был убит в своей келии приехавшими накануне в скит красноармейцами-грабителями. Он имел обыкновение по ночам молиться в пещере. Возможно, устал от ночной молитвы, прилег в своей келии отдохнуть - Бог знает, но как лежал он, скрестив руки на груди, так и остался - они в сердце ему выстрелили.

Калинник

Мученика Каллиника Киликийского

Празднование памяти святого проповедника учения Иисуса Христа Каллиника (III-IV вв).. Был предан мукам по указу правителя г. Анкиры Сакердона — жестокого гонителя христиан.

Святой мученик Христов Каллиник жил предположительно в III–IV веках и происходил из Киликии. Он отличался добротой, и в его сердце была с детства вложена твердая вера в Бога. Святой Каллиник проходил страны и города, проповедуя Благую Весть и наставляя многие души на путь спасения.

Прибыв в город Анкиру в Галатии, он стал проповедовать, убеждая язычников отказаться от почитания пустых и безжизненных идолов и познать Бога – Творца всего сущего. Успех его проповеди вызвал ненависть некоторых язычников, которые донесли на него правителю Сакерду.

Приведенный к нему, Каллиник исповедал себя служителем Бога Живого и сказал, что проповедует учение Христа, чтобы спасти других людей от неведения, надеясь стяжать этим вечную жизнь, как обещано в Писании (см.: Иак. 5: 20). Когда он предложил правителю отказаться от идолопоклонства, Сакерд в ярости велел его пытать. После бичевания воловьими жилами Каллиник устремил мысленный взор к Богу, благодаря Его за возможность пострадать ради любви к Нему. Затем, когда его стали рвать железными крючьями, он смеялся над палачом, не способным справиться с нагим и безоружным человеком. Тогда Сакерд приказал надеть на него железные сандалии с гвоздями и острыми лезвиями и гнать за лошадьми до города Гангры в Пафлагонии, отстоящего примерно на 120 километров, и там сжечь.

Укрепляемый благодатью Божией, святой легко пробежал по сильной жаре около 100 километров, едва не обгоняя своих стражников. Когда они добрались до места, называемого Матрика, воины, измученные жаждой и не имея сил продолжать путь, упали к ногам святого, умоляя о помощи.

Каллиник помолился, и тотчас в скале обнаружился родник с чистой водой, подобно источнику, появившемуся для евреев в египетской пустыне. Позднее его стали называть родник мученика Каллиника.

По прибытии в Гангры благодарные воины стали колебаться, не решаясь выполнить приказ тирана. Тогда святой Каллиник, в нетерпении соединиться с Господом, сам уговорил их развести костер. Когда костер разгорелся и затрещало пламя, мученика, продолжавшего славить Бога, бросили в огонь. Впоследствии от мощей святого гангрские христиане получали благословение и Божию помощь.

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

Приурочен святому Константину и его сподвижнику Косме, ученикам преподобного Варлаама Хутынского. Основатели монастыря недалеко от г. Старая Русса.

Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Ста­рая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководст­вом преподобного Варлаама Хутынского (+1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (+1224; память 17/30 января). По влечению к без­молвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образую­щими косу (отсюда название этого места - Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монас­тырь, в котором был построен небольшой камен­ный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над соб­равшейся братией.

Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в испол­не­нии монаше­ских обетов. После многолетних подвигов преподобный Констан­тин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем.

Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кон­чины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основа­телей обите­ли покоились под папертью нового Николаевского храма, построен­ного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма.

Мученицы Серафимы девы

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога — Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

Loading...Loading...