Сколько длится причастие в церкви. Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться? Нужно ли причащать ребенка

Реклама

Существуют канонические правила, предписывающие православным христианам бывать на службе ежевоскресно. Также верующие знают канон, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви. Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.

Великим постом причащение бывает каждую среду, пятницу, субботу и воскресенье, кроме того, в четверг пятой седмицы Великого поста, а также в полиелейные и бденные праздники. Точнее, как и когда пройдет Литургия, можно узнать, обратившись к расписанию служб в том храме, в который Вы хотите прийти. Если в силу обстоятельств вы не сможете присутствовать на вечернем богослужении, то это не является препятствием к Причащению. Приходите утром, тщательно подготовившись к Исповеди и Причащению.

Исповедь и причастие в Великий пост по каким дням: пост — это время покаяния и подготовки к Великой Пасхи

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа.

Перед причастием необходима исповедь. Исповедоваться можно как во время Литургии, придя к ее началу, так и во время всенощного бдения, если оно совершается накануне. При необходимости можно договориться со священником об исповеди и в другое время.

Существует еще одна форма общения с батюшкой - беседа. Беседа не является таинством и не заменяет собой исповеди, это возможность обсудить со священником насущные жизненные вопросы, на что зачастую неразумно тратить время исповеди. О беседе тоже можно предварительно договориться со священником храма. В течение дня в храме обязательно есть дежурный священник, обратиться к которому помогут в церковной лавке.

Исповедоваться и причаститься можно взрослым и детям, придя к началу Божественной литургии натощак. Младенцы в возрасте до 3 лет могут съесть легкий завтрак.

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителя и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

Исповедь и причастие в Великий пост по каким дням: для чего причащаться

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

В разделе на вопрос В какое время в Православных церквях бывают причастия? Сколько всё идёт по времени? Как к этому надо подготовиться? заданный автором Амелия Мятлева лучший ответ это Утром, в конце Литургии (которая длится где-то полтора часа) .
Следует настроить свою жизнь, свои мысли в духе Христианства, жить христианином, понимать, что Причастие Христу - это стержень церковной духовной христианской Жизни, а не просто "акт единичного личного освящения" и необходимо причащаться регулярно. Прочитать молитвы:
ссылка
Накануне исповедаться и быть особенно внимательным к себе.
P. S. Если у Вас возникнут вопросы и/или желание пообщаться с православным иподьяконом - пишите мне в личку))) Не стесняйтесь))) Всего Вам самого доброго!))

Ответ от Виталий [гуру]
Каждый день во время литургии, ее служат утром до обедни, примерно с 9.00 Длится около 3 часов. Но не православному находится в церкви во время причастия нельзя, нужно выйти при возгласе: "Оглашенные изыдите... "


Ответ от Белобрысов [гуру]
Вопрос обширный. что б тут всё описать.. .
ссылка


Ответ от Владимир Семибратов [гуру]
Три дня подготовка - попоститься, читать Каноны покаянные (каждый день по Канону). Перед Причастием - обязательно Исповедь. Совершается Причастие на Божественной Литургии, которая начинается в 7.00 и в 9.00 - это в городе (в сельских храмах Службы проходят по воскресеньям и в Великие праздники) .
Но лучше об этом побеседовать со священником того храма, где хотите Причащаться. дай Вам Бог!))


Ответ от Леди Осень [гуру]
поститься хотя бы 3 дня, исповедаться - и вперед))


Ответ от Sheep [активный]
забудь про причащение. Лучше Займись чтением, Священных Писаний. от причащения тебеб толку не будет, а от Писаний ты получишь важную информацию


Ответ от ~Pensive~ [гуру]
нужно держать 3-дневный пост, вечером третьего дня исповедаться и после 12 ночи ни пить ни есть ни курить нельзя. вычитать покаянные молитвы к Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю (каждый день по одной-они есть в любом молитвослове). Причащение проходит каждый день утром на Литургии, время уточните в храме. Некрещёным причащаться нельзя.

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Loading...Loading...