Слово в день празднования положения честной ризы господа нашего иисуса христа. Римские воины бросают жребий, кому достанется Хитон

Празднование положения Ризы Господа совершается в Русской Православной Церкви 23 июля по новому стилю.

Предания о Ризе Господней
В Евангелии от Иоанна записан рассказ о том, как воины после распятия Господа Иисуса Христа делили между собой Его одежды, в числе которых упоминается нетканый хитон и риза. Славянское слово «риза» означает часть верхней одежды, напоминающая плащ (гиматий), который носили в Древней Иудее и на территории Римской империи. Гиматий состоял из нескольких кусков ткани, в которую драпировались поверх хитона (длинной рубашки). Евангелист Иоанн не случайно упомянул о том, что одежда Господа была разделена распинавшими Его воинами, поскольку пророчество об этом было записано за несколько веков до совершившегося события в одной из ветхозаветных книг. В 21 псалме царя Давида, предсказывающем страдания Богочеловека, говорится также о разделении Его одежд.
О том, что позже стало с этой святыней, существует несколько преданий. По одному из сказаний, тот воин, которому досталась Риза, был грузином. Позже он стал христианином, вернулся из Иудеи на родину и привез с собой эту реликвию. По другому преданию, некий еврей Елиоз оказался свидетелем Крестных страданий Господа и уверовал в Него. Он купил у воина Ризу и позже перевез ее в древнюю столицу Грузии, Мцхету, где эта святыня находилась вплоть до XVII века. В то время грузинская земля нередко подвергалась нападениям иранского шаха Аббаса I, который отличался большой жестокостью. Во время одного из набегов он захватил Мцхету и вывез из города все ценности, в том числе и христианские святыни. Шах находился в дружественных отношениях с русским царем Михаилом Федоровичем и в знак своего расположения прислал Ризу в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. К дару прилагалось послание, в котором шах извещал царя, что эта святыня была взята из главного храма Мцхеты и весьма почитаема верующими.
Царь Михаил Федорович передал Ризу патриарху Филарету, и тот расспросил греческих старцев, находившихся в Москве, о том, знают ли они что-либо об этой святыне, и те подтвердили, что предание о Ризе Господней известно в Греции. Однако патриарха смущало, что дар был прислан иноверным правителем, и потому требовалось подтверждение истинности святыни. Для этого в Москве был объявлен строгий пост и молитва, после чего стали возлагать Ризу на больных, и все получали исцеление, что стало явным доказательством того, что это подлинное одеяние Господа Иисуса Христа.
Риза была положена в главном храме на Руси – в московском Успенском соборе, куда стало стекаться множество паломников, чтобы приложиться к великой святыне. Впоследствии Риза была разделена на несколько частиц, которые разослали по разным монастырям и храмам.

История установления праздника
Празднование положение честной Ризы Господней стало совершаться с 1625 года. Первый раз праздник совершался в марте, так как это была Крестопоклонная неделя, однако позже празднование перенесли на 23 июля, поскольку это был день коронации первого русского царя Михаила Федоровича, с именем которого было связано обретение святыни. Этот праздник очень почитался в Москве, и 23 июля святыня торжественно выносилась из Успенского собора для того, чтобы верующие могли ей поклониться. Риза находилась на аналое в храме всю литургию. На том месте, где послы шаха передали святыню, была позже построена церковь Ризоположения.

Икона праздника
Спустя два года после обретения святыни в Москве была написана икона, посвященная этому событию. В центре образа на фоне московского Успенского собора изображен аналой, на который царь и патриарх Филарет при большом скоплении народа возлагают Ризу Господню.

Тропарь, глас 4:
Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще. вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4:
Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище - честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вей Божественныя ризы Твоея честное положение.

Молитва:
Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Описание праздника

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» ( ; ).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Молитвы

Тропарь Положения честной ризы Господней в Москве

Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

Кондак Положения честной ризы Господней в Москве

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище - честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище - священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Митрополит Владимир (Иким)

И Слово стало плотию и обитало с нами…
(Ин. 1:14)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Всего Себя отдал людям Христос Спаситель. Ради нас Сын Божий стал Сыном Человеческим, подобным нам во всем, кроме греха. Все, к чему прикасался Христос, наполнялось Божественной силой: касание Его руки пробуждало от смертного сна, от Его плюновения прозревали слепые, прикосновение к краю Его одежды исцеляло от кровотечения. Господь Иисус даровал нам Плоть и Кровь Свою, питающие верных в Таинстве Святого Причастия, делающие человека родным Богу. Пречистая Кровь Богочеловека излилась на древо крестное – и крестовина позорной казни преобразилась в Животворящий Крест, способный воскрешать мертвых, защищающий верных от сил злобы. Даже одежды Свои – и те оставил людям Сын Божий: не счесть благодатных чудес, происшедших от Риз и Хитона Христовых.

Божественный Иисус освящал Собой материальный мир, возводя видимую вселенную из бездны падения – к надежде на возрождение. Все первоначальное творение Всевышнего было свято, светло, совершенно. Только преступление венца творения – человека, призванного быть царем вещественного космоса, – привело этот мир к буйству стихий, катастрофическим явлениям. Человек должен был преображать и украшать космос, но вместо этого пал и изуродовал творение своим падением. Пришествие Нового Адама – Богочеловека Христа – было предвестием нового неба и новой земли, над которыми после Страшного суда Божия воцарятся люди спасенные, праведные, богоподобные.

По замыслу Всевышнего Творца, человек есть существо двойной природы: духовно-телесное. Чтобы вновь достичь Царства Божия, падшие люди должны освятиться не только душами, но и телами своими. Это нужно понимать, чтобы избежать губительных заблуждений. Земной человек, возомнивший себя бесплотным духом, мнящий, что плоть не имеет никакого значения, неминуемо впадает в ересь. Из подобных лживых мудрований происходит отрицание поста, иконоборчество, неверие в Божественные Таинства, прежде всего в Таинство Плоти и Крови Господних, без приобщения к которым не спасется ни один человек. Из истории мы знаем, что именно проповедники чистой духовности и руководимые ими еретические секты впадали в худшее рабство плотским страстям: затевали кровавые войны, предавались массовому разврату, отличались безумным властолюбием и ненавистью к инакомыслящим. И это естественные плоды еретических умствований, ибо по сути своей неприятие вещественных святынь есть хула на Воплощение Сына Божия.

Христос – Богочеловек, Божественный Человек. Он явился Таким, какими должны были стать люди – повелители вселенной. Своим Крещением Иисус освятил естество вод – основу материальной жизни. Рождение христиан дли вечности невозможно без Святого Крещения (омовения материальной влагой), таинственно освящающего и души, и тела наши. Своим Воплощением Сын Божий освятил человеческую природу. Спасение христиан для вечности невозможно без причастия Святых Таин Христовых, вводящих верных во славу детей Божиих. В смертном мире, который лежит во зле, человек нуждается в постоянной помощи от Бога – в укреплении как душевных, так и телесных сил на пути в Царство Небесное. Православная Церковь Христова заботится о том, чтобы освятить человека всецело. Наш разум питается Божественным Учением, сердце – молитвами к Всевышнему, Пречистой Богородице и святым Господним. Освящаются чувства: зрение – созерцанием святых икон, слух – Божественными песнопениями, обоняние – благоуханным фимиамом, все существо наше просвещается Животворящими Таинствами Господними. Великую помощь христианам даруют священные реликвии: вещественные памятники святых угодников Божиих, еще в этом мире соделавшихся земными Ангелами и Небесными людьми. А святыни, дарованные нам Самим Спасителем, – Его Животворящий Крест, Хитон и Ризы – имеют значение величайшее.

Многими пророчествами Ветхого Завета было предвозвещено явление Спасителя мира. Среди этих свидетельств – псалом святого царя-пророка Давида, рисующий картину Распятия Христова: Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде Моей бросают жеребий (Пс. 21:17-19).

Сбылось пророчество: толпа злобных богоубийц вопила и бесновалась вокруг Креста, на котором страдал и умирал Спаситель мира. Эти безумцы не знали, что крестная смерть Христова – лишь канун вселенского Его торжества, Его Преславного Воскресения.

Древнее провозвестие исполнялось в точности, до мельчайших подробностей. В страшный и священный миг, когда Сын Божий приносил Крестную Жертву ради спасения человечества, равнодушные и корыстные распинатели думали лишь о награде за свой кровавый труд. По обычаю имущество Казненного досталось Его палачам – так они, в точности по предсказанию псалмопевца, делили ризы Его между собою, и об одежде Его бросали жеребий (Ин. 19:23-24):

Воины, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жеребий, чей будет... Так поступили воины.

Эти римские наемники не понимали, обладателями каких сокровищ они становятся: для них это были просто вещи, имеющие денежную стоимость. Солдат, которому по жребию достался Хитон Господень, за несколько монет охотно уступил его раввину, приезжему из Иверии (так в древности называлась Грузия). А в числе четырех частей одежд Христовых, которые поделили между собой воины, Срачица (Рубашка) Спасителя как бы случайно досталась грузину, нанимавшемуся на римскую службу, и впоследствии он среди другого скарба увез ее на свою родину.

За видимой мелочностью этой суеты: дележки, жеребьевки, купли-продажи – скрывался таинственный смысл. Иверия – в эту землю направлялись две святыни, облекавшие Пречистую Плоть Богочеловека. Смиренная Приснодева Мария, с детства занимавшаяся ткацким ремеслом, Сама ткала и шила одежду для Своего Божественного Сына. Ею была сшита Его Рубашка, выткан удивительный по мастерству нешвенный – без единого шва – Хитон, согревавший Христа холодными палестинскими ночами. Теперь одежды Сына Человеческого, сделанные руками Пречистой Его Матери, становились достоянием Иверии – земного удела Богородицы.

О том, что Иверская земля выпала жребием благовествования Самой Матери Божией, упоминает Священное Предание, о том же мы читаем в грузинской летописи: По Вознесении Господа на Небо Апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, собрались в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, куда кому идти с проповедью Слова Божия. Во время метания жребия Пресвятая Дева Мария сказала Апостолам: «Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог». Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестия, как перед самым выступлением Ее в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в Небесном благе, но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой».

Как Христос Спаситель явил пример жития для Своих учеников – Апостолов, так и Пресвятая Его Матерь соделалась идеалом женщин-христианок. Так проявлялась разность мужского и женского служений: ни в чем не униженных друг перед другом, но не одинаковых вследствие различия мужской и женской природ. Равно прекрасны в очах Божиих и открытый мужской подвиг благовествования Истины Господней, и сокровенный женский подвиг христианского милосердия. История Церкви знает случаи, когда святые жены подвизались на апостольском поприще, но такие случаи – исключение. А житие Матери Божией должно было явить правило женского благочестия. В «Сказании о земной жизни Пресвятой Богородицы» повествуется: Находясь в обществе первых христиан, благоговейно уважаемая всеми как за Свое высокое достоинство Матери Господа Спаса мира, так и за Свою святость, глубину веры и знание истин Евангельских, Пресвятая Дева нигде однако же не выступает со словом проповеди и учительства, предоставляя это право мужам-апостолам как лицам, уполномоченным на то. В этом случае Пресвятая Дева представляла Собою высокий образец женской скромности и смирения. Все время Своей жизни по Вознесении Господа Она кротко служила бедному человечеству, нищих милуя, немощным служа, сирым и вдовам попечение творя, и на каждый день у Жизнодательного Гроба бывая и о всем мире моляся. Такое смирение сохранила Она до самой кончины Своей.

По Промыслу Божию, одежды Христа прибыли в удел Его Пречистой Матери – на землю Иверии. Нешвенный Хитон Господень стал великим достоянием Грузинской Церкви, являя Божественную силу знамений и чудес в просвещение грузинского народа.

Хитон Господень приобрел в Иерусалиме у римского воина праведный Елиос, верховный раввин тех иудеев, которые жили в Грузии со времен вавилонского пленения. Елиос явился в Священный Город по вызову первосвященника Анны, приглашавшего отовсюду глав иудейских общин для обсуждения дел и учения Иисуса Назарянина. Однако Елиос добрался до Иерусалима, когда уже свершился неправый суд и Безгрешного Иисуса вели на Распятие. Пришелец из Иверии стал свидетелем Страстей Христовых, а затем купил у римского солдата Хитон Распятого.

Мать Елиоса оставалась в Мцхете, тогдашней столице Грузии. Когда на Голгофе палачи начали вколачивать гвозди в Пречистое Тело Спасителя, эта благочестивая женщина почувствовала, как молоты бьют в ее сердце. Охваченная ужасом, она поведала своей дочери Сидонии о том, что Мессия предан крестной казни, и тотчас скончалась.

Когда вернулся из Иерусалима Елиос, Сидония рассказала ему о смерти матери и о ее видении перед кончиной. Елиос отвечал, что сам он был свидетелем распятия Иисуса и даже приобрел Его Хитон. Увидев эту святыню, Сидония прижала ее к сердцу и умерла. Никто не мог разжать рук почившей девушки и взять у нее Хитон Господень Елиос со слезами стал молиться, чтобы Бог явил милость его сестре. Тогда расступилась земля и поглотила тело Сидонии вместе со священным Хитоном. Потом над этим местом вырос стройный величественный кипарис. Первые грузинские христиане, просвещенные святым Апостолом Андреем Первозванным, почитали древо, под корнями которого сокрылся Хитон Спасителя. Предание о событиях, связанных с принесением в Иверию великой святыни, передавались из рода в род.

Прошло около трех столетий, и Авиафар, потомок Елиоса, показал кипарисовое дерево над Хитоном Христовым и рассказал о происшедших здесь событиях святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузинской земли.

На благовествование в Иверии святую Нину вдохновила Пречистая Богородица, как бы передавая этой подвижнице несбывшееся в Своем собственном земном житии женское апостольское служение. Явившись святой Нине в сонном видении, Царица Небесная сказала ей: Иди в Иверскую страну и благовествуй Евангелие, Я буду тебе Покровительницей. Пробудившись, святая Нина увидела чудесно дарованный Богородицей крест из виноградной лозы, связала его своими волосами и отправилась из родной Каппадокии в неведомую Иверскую землю.

Чистота и высота жития святой Нины, совершенные ею в Грузии дивные чудеса привлекли сердца народа к проповедуемому ею Учению Христову. Среди обращенных равноапостольной Ниной в христианство был и Грузинский царь Мириан, который сам ревностно взялся за просвещение своей страны и просиял в лике святых. Благоверный царь Мириан решил построить храм на том месте, где сокрылся в земле нешвенный Хитон Христов. Кипарис, выросший над святыней, срубили: его ствол хотели сделать опорным столпом главного купола храма. Но дерево, упавшее на землю, поднять не смогли.

Тогда угодница Божия, святая равноапостольная Нина встала на ночную молитву. Перед взором вознесенной духом подвижницы прошли картины грядущих исторических судеб Грузии. А наутро перед глазами изумленного народа предстало Небесное видение. Ангел Господень поднял с земли ствол кипариса и установил его в воздухе над его основанием. Этот столп озарился неизреченным светом, из ствола и из пня начало истекать благоуханное миро, несущее людям исцеление от любых болезней. Это чудо от сокрытого в земле Хитона Господня и от возросшего над ним живоносного столпа, свидетелем которого стало множество народа, запечатлено на иконе «Прославление Грузинской Церкви».

Весть о совершившихся в Иверии чудесах дошла до Православной Византийской державы, где в то время царствовал просветитель народов, святой равноапостольный император Константин Великий. По просьбе благоверного Грузинского царя Мириана равноапостольный Константин направил в новопросвещенную Иверию епископа и греческих священников. В предании Константинопольской Церкви сохранилось описание мироточения от возросшего над Хитоном Спасителя дивного кипариса – живоносного столпа: В царствование Великого Константина, императора Греко-Римского (когда Иверия была просвещена Святым Крещением), из этого дерева стало истекать благовонное и целебное миро. Этим миром помазывались все, одержимые какой-либо болезнью или недугом, и получали исцеление. Православные цари Иверские, видя таковые преславные чудеса, выстроили над тем деревом красивую церковь и назначили быть при ней епископу.

Славя Бога за великую Его милость, православный грузинский народ воздвиг над Хитоном Господним величественный собор Свети-Цховели: это название в переводе с грузинского означает – живоносный столп. Ствол дивного кипариса – живоносный столп – был обрамлен каменной колонной: от древности и до наших дней не счесть чудесных исцелений, получаемых теми, кто прибегает к этой святыне с верой и надеждой. Здесь же, в сокровищнице собора живоносного столпа, хранилась первоначально и Срачица (Рубашка) Господа Спасителя. Расположенный в древней столице Иверии Мцхете, храм Свети-Цховели и поныне служит усыпальницей Первосвятителей Грузинской Церкви, и только в этом храме происходит интронизация Патриархов-Католикосов Грузии.

Славная судьба ожидала землю Иверскую – земной удел Матери Божией. Здесь созидались храмы и монастыри, сияли добродетелями подвижники-иноки и благочестивые миряне. Сокрытая в Грузинской земле великая святыня – Хитон Господень – охраняла православный народ в чистоте веры. В то время, когда соседняя Армения уклонилась в монофизитскую ересь, Грузия оставалась неколебима в Православии. Монофизиты заявляли, что Христос якобы был только Богом, Который не мог страдать (и тем самым отрицали Крестный Подвиг Спасителя, хулили Жертву Богочеловека, принявшего мучения и смерть ради спасения людей), но этого лживого монофизитского мудрования не приняла Грузинская Церковь, хранящая у себя священные одежды Богочеловека Иисуса. Землей Иверской правили благочестивые цари, заботившиеся об упрочении святой веры в своем народе и об умножении святынь своей родины. Грузия достигла расцвета в конце XII – начале XIII веков, при правлении святой царицы Тамары: тогда, словно звезды небесные, умножались храмы, создавались проникнутые православной духовностью творения искусства, народ жил в изобилии, сама Грузинская держава простерлась от Черного до Каспийского моря. Но, как пишет церковный историк К. Е. Скурат: с кончиной святой Тамары все изменилось – она как бы унесла с собой в могилу счастливые дни своей родины.

Крещение Иверии состоялось в IV веке по Рождеству Христову, земля Иверская не знала тех гонений, какие испытали первые христиане от римских язычников. Но с XII века на Грузию одна за другой начали обрушиваться свирепые волны чужеземных нашествий, Иверская земля обагрилась мученической кровью. Здесь просияли сонмы святых страстотерпцев, не щадивших своих жизней за веру Христову, за родные святыни и за ближних своих. Падение Православной Византийской державы было тяжелым ударом для всего христианского мира. Владения Византии поглотила воинственная Турецкая империя, ужасавшая своей мощью Азию и Европу. Для Грузии это был страшный враг, не раз приходивший на ее землю с огнем и мечом, истреблявший народ, разрушавший города и селения, разорявший святыни. Где, у кого было искать защиты Православной Грузии? Единственной сильной православной страной являлась Русь, единственными сильными православными государями были Великие князья Московские. И уже к Великому князю Иоанну III взывали Грузинские цари с просьбой взять их страну под покровительство Руси. Но в то время Русская земля только-только начинала оправляться от татаро-монгольского ига. И еще на протяжении нескольких веков у России не хватало сил для того, чтобы защитить своих грузинских братьев по святой вере.

Когда Персия вступила в военное соперничество с Турцией за владычество на Востоке, положение Грузии стало еще тяжелее: многострадальная страна оказалась словно бы между молотом и наковальней. В начале XVI века Грузинский царь Георгий писал русскому посланнику: «Стоим мы под ножами султана и шаха, оба хотят нашей крови и всего, что имеем. Мы отдали себя России: пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом! Турки, персы, кумыки силой к нам вторгаются, и вас зовем умиленно: приидите и спасите! Мы плакали от неверных и для того отдалися головами царю православному, да защитит нас, но плачем и ныне; наши дома, церкви и монастыри в развалинах, семейства в плену; рамена наши под игом».

В 1586 году, при царе Феодоре Иоанновиче, в Москву прибыло очередное посольство из Грузии от Кахетинского князя Александра с просьбой включить его владения в состав Русской державы и тем оберечь грузинский народ от жестоких врагов. Собор русского духовенства и земства приговорил: удовлетворить просьбу единоверных грузин. Царь Феодор кроме звания самодержца Российского принял титул государя Иверской земли. В Грузию были направлены русские священники, иноки и иконописцы, чтобы восстановить чистоту христианского учения и богослужения среди народа, окруженного иноверцами. Князю Александру была оказана военная помощь: «отправлен снаряд огнестрельный» Для защиты Грузии от кумыков и других хищных соседей была восстановлена Терская крепость, где разместились две с половиной тысячи русских стрельцов.

Ободренный долгожданным соединением с Россией, князь Александр отказался пропускать через Грузинскую землю и снабжать провиантом турецкие войска, заявив: «Я холоп царя Московского, а Турского не боюсь». Однако дело обстояло не так просто: мощи Турецкого султана страшилось само московское правительство.

Турция была врагом не только Грузии, но и России. В состав Турецкого султаната входил осколок былой Великой Орды татаро-монголов, Крымская орда. Крым был разбойничьим гнездом, постоянно терзавшим Русскую землю. Но покончить с набегами крымцев нельзя было, не вступив в борьбу со всей Турецкой империей. Государственные дела России при царе Феодоре фактически вершил Борис Годунов – хитрый, ловкий, изворотливый политик, мастер «секретной дипломатии», не брезговавший ложью в межгосударственных отношениях. Лихорадочно пытаясь сколотить антитурецкий союз, Годунов вел переговоры об этом с европейскими монархами и с персидским шахом, одновременно русских послов Царьграде уверяли, что Москва из любви к султану не слушает враждебных ему Европу и Персию. А князю Александру в Грузию прибыл от Годунова наказ, чтобы тот не противоречил султану и заискивал перед турецким властителем, покуда промысл над ним не учинится.

Человек прямой, князь Александр был глубоко разочарован и возмущен таким советом московского правительства. Решив, что настоящей помощи и защиты от России ему не дождаться, он не мог быть усерден к Москве.

В Терской крепости русские войска оказались изолированными: князь Александр Кахетинский берег своих людей и свои средства. Он не оказывал русским военной помощи и даже не обеспечивал их провизией, отговариваясь: для дальней дороги, для гор высоких, да и запасу собрать столько нельзя. По просьбе князя Александра русская рать разгромила его недруга, кавказского владетеля Шевкала, и заняла его столицу Тарки. Но при этом князь Александр не прислал обещанного вспомогательного отряда из Грузии, под давлением горцев русские были вынуждены покинуть Тарки, потеряв три тысячи человек убитыми. Позднее, уже в царствование Бориса Годунова, ради защиты Грузии русские столкнулись непосредственно с турками и были побеждены; отступающее семитысячное войско вместе со своими воеводами Бутурлиным и Плещеевым было полностью истреблено кумыками. По словам историка, было ясно, что Московское государство еще не могло поддерживать таких отдаленных владений. Преждевременное вмешательство в дела Закавказья дорого обошлось Москве.

(Еще одно ходатайство о соединении с Россией последовало из Грузии в 1636 году: с этой целью Кахетинский князь Теймураз I направил к царю Михаилу Романову посольство во главе с протосинкеллом архимандритом Никифором. Россия вновь решилась принять грузинских братьев в свое подданство, в следующем году князь Теймураз от имени своего народа целовал Крест на верность царю Михаилу. Однако в течение еще более полутора столетий Россия была не в силах подарить мир страждущей Грузии.

Реальное вхождение Грузии в состав Российской державы состоялось лишь в 1801 году, при императоре Александре I Благословенном. Епископ Кирион пишет: «Восторг грузин при получении манифеста о присоединении не поддается описанию. Все вдруг переродилось и ожило в Грузии».

Однако на этот светлый братский союз легла тень вмешательства мирской власти в духовные дела. Русская Церковь переживала синодальный период: царь Петр I лишил Ее законного Патриаршего возглавления и поставил под гнет мирских чиновников. После соединения Грузии с Россией под тем же прессом оказалась Церковь Грузинская. Не Соборным церковным решением, а волевым, с духовной точки зрения беззаконным императорским указом Грузинская Церковь была лишена своей древней самостоятельности и включена в состав Церкви Российской в качестве экзархата. В рамках империи Православная Россия сделала много доброго в восстановлении святынь, развитии духовного образования и просвещения грузинского народа. Но совершенное имперскими властями нарушение церковных канонов оставалось трещиной в отношениях братских Церквей России и Грузии.

Грузинское духовенство воспользовалось революционной смутой 1917 года для того, чтобы восстановить древнюю автокефалию своей Церкви. К сожалению, сделано было это не в духе христианской любви и мира, без совета со Вселенской Церковью, отделение было заражено ядом национализма и сопровождалось гонениями на трудившееся в Грузии русское духовенство. Обо всем этом возмущенно писал грузинским иерархам Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон.

По благодати Всемилостивого Господа время сгладило трения между нашими Церквями-Сестрами. Ныне между Православной Россией и Православной Грузией царит сердечная любовь, как и подобает быть между членами Единой Вселенской Церкви Христовой.)

На рубеже XVI – XVII веков еще не обретшая могущества Россия искала опоры в договорах с иностранными державами. Наиболее перспективным союзником Борису Годунову казался правитель Персии шах Аббас I. Персидский посол уверял, что такие два великих государя, как царь и шах, не только смогут стоять против Турского, но и сгонят его с государства, а в награду за помощь в войне с турками от имени шаха сулил отдать России не одну Грузию, а в придачу еще Баку и Дербент.

Аббас I, прозванный Великим, был действительно выдающимся государственным деятелем. Он осуществил в своей стране ряд реформ, усовершенствовал армию, успешно вел войну против Турецкого султаната. Но шах Аббас был очень жестоким и коварным человеком. Историк С. М. Соловьев пишет о нем: «От этого союзника Московскому правительству нечего было позаимствовать хорошего в нравственном отношении. Аббас велел сказать Годунову, что перемирие, заключенное им с султаном, есть только хитрость, что он отдал туркам в заложники племянника своего – и это ничего: «Ведь племянника своего мне убить же было». Посол персидский также говорил Годунову: «Один племянник шахов у Турского, а двое у шаха посажены по городам, и глаза у них повынуты; государи наши у себя братьев и племянников не любят».

(Годунов усвоил преподанную ему шахом Аббасом «политическую методику». Стремясь взойти на царский престол, он решился на убийство святого гребенка, благоверного царевича Димитрия. Борис Годунов достиг через это злодеяние вожделенной цели, но царствование святоубийцы, несмотря на все его политические способности, стало для России началом великих бедствий.)

Шах Аббас, клявшийся России в искренней дружбе и льстивший московскому правительству, в то же время был опаснейшим врагом Православной Грузии. Надежды князя Александра Кахетинского на помощь Москвы рушились, и он впал в отчаяние, начал следовать советам Годунова: хитрить и заигрывать с сильными врагами. Для пользы родины, как ему казалось, князь Александр пошел даже на смертный грех против святой веры: он допустил и одобрил отступничество своего сына Константина. Константин принял мусульманство и по поручению отца начал искать покровительства персидского шаха. Однако Аббас I был не из тех, кого можно было перехитрить: по его замыслу, Грузия должна была стать покорной рабой его державы, а не лавировать между Россией, Турцией и Персией. Вымуштрованный при шахском дворе, Константин вернулся на родину с тайным заданием персидского властителя убить отца и брата. Это задание отступник выполнил. Но грузинский народ не допустил, чтобы его правителем сделался отцеубийца.

Следствием воцарения преступника Годунова над Россией разразилась Великая смута. И шах Аббас, уже не опасаясь русского вмешательства, бросил свои войска на беззащитную Грузию. Это нашествие было одним из самых свирепых и опустошительных в истории многострадальной Иверии. С особой жестокостью персидские завоеватели истребляли духовный костяк грузинского народа – иноков и священнослужителей.

В VI – VII веках в Грузии воссияли христианскими подвигами преподобный Давид Гареджийский и его ученик, святой Додо. (Чудотворная икона преподобного Додо с частицей его святых мощей хранится в нашем Ташкентском Свято-Успенском соборе: перед этим образом прихожане молятся об избавлении от головной боли и по вере своей получают исцеление и просвещение разума. Видимо, икону грузинского подвижника доставил в наши края один из замечательных Туркестанских архипастырей архиепископ Димитрий (Абашидзе), грузин по национальности). В 1617 году молитвы и благочестивые труды последователей преподобных Давида и Додо, Гареджийских иноков, были прерваны вторжением персидских войск: по приказу шаха Аббаса в Пасхальную ночь было зарублено шесть тысяч монашествующих. В то же время просияла подвигом мученичества святая Грузинская царица Кетеван, явившаяся в Персию, чтобы попытаться защитить свой народ. Она была брошена в темницу и после многих издевательств зверски умерщвлена по приказу шаха Аббаса. На голову святой великомученицы Кетеван надели раскаленный котел, и она скончалась, славя призывающего ее Господа.

Персидские захватчики грабили и разрушали святыни Иверской земли. Сокрытый в земле Хитон Господень оставался недоступным грабителям, но из сокровищницы собора Свети-Цховели они похитили и вывезли в Персию заключенную в драгоценный ковчег Срачицу Христову.

Пока Россия была в беде, шах Аббас холодно принимал ее послов и поддерживал самозванцев. Но вот взошел на престол избранный русским народом царь Михаил Феодорович Романов, и земля Русская начала обретать покой. По мере того, как Российская держава укреплялась, властитель Персии становился все любезнее с ее представителями. В 1621 году шах Аббас уже, поднимая руки и глаза к небу, говорил московским посланникам: «Государство мое, люди мои и казна моя, – все не мое, все Божие да государя царя Михаила Феодоровича».

В то же время Кахетинский князь Теймураз I писал Московскому государю: «Лучше бы у матери моей утроба пересохла и я бы не родился, чем видеть, что православная христианская вера и земля Иверская при моих глазах разорены, в церквах имя Божие не славится, и они стоят все пусты».

Превозмогавшая последствия Смутного времени, Россия была еще недостаточно сильна для того, чтобы двинуть войска на защиту грузинских единоверцев. Грузии была оказана духовная помощь: к князю Теймуразу отправлены для рассмотра и исправления христианской веры Ипатский архимандрит, два священника с диаконом, два иконописца и столяр с материалами. Одновременно Россия предприняла попытки политическими средствами облегчить положение Грузии.

Главным требованием российских дипломатов в Персии стало прекратить насилия над Православной Грузией. Позднейший историк говорит, что шах Аббас I по прозванию Великий, «к христианам относился милостиво», но сообщение о шахской «милости» может относиться только к последнему периоду правления Аббаса, когда он почел за благо не ссориться с Россией из-за уже до нитки ограбленной персами Грузинской земли. Союзнические отношения с Россией были нужны Персии не только из-за желания совместно противостоять Турецкому султанату. Торговля с русскими приносила персидским купцам огромные выгоды, кроме того, Россия держала в своих руках ключи персидско-европейской торговли: за право провоза восточных товаров через Русские земли соперничали при Московском дворе представители английских, голландских, французских торговых компаний. Московское правительство могло принять меры к пресечению набегов на Персию казачьей вольницы, нередко наносившей персам чувствительные удары. Шах хотел оградить свое государство и от других беспокойных соседей – кумыков, предлагая царю Михаилу поставить в Кумыцкой земле города, вследствие чего между шахом и царем никого другого в соседях не будет, и недругам своим оба будут страшны. Все эти соображения заставили такого выдающегося политика, каким был Аббас I, прислушаться к русским требованиям и стать «милостивым» к Грузии.

Желая скрепить союз с Россией, Аббас I прислал Святейшему Патриарху Филарету (Романову) поистине драгоценный подарок: похищенную в Грузии персидскими войсками Ризу (Срачицу) Господню. К этому подношению шах приложил послание, в котором писал: «Кто не будет чтить Иисуса, тот пусть будет сожжен на огне без всякого милосердия, и да будет достоин всякой чести и прославления тот, кто разожжет огонь для такого богохульника».

(В мусульманстве действительно почитается Иисус Христос под именем Безгрешного Исы. Но высказанный шахом Аббасом призыв к расправе с инакомыслящими – это уже выражение его личной жестокости.)

Персидский правитель сам не понимал смысла и значения передачи Русской земле великой христианской святыни. Сквозь марево кровавых нашествий и грабежей, сквозь паутину политических и экономических расчетов, сквозь всю земную суету проявляется таинственная суть Перенесения Ризы Господней из Грузии в Россию. То был сокровенный дар Пресвятой Владычицы Богородицы от Ее Иверского удела – Ее уделу Русскому. Братство Российской и Грузинской Церквей скреплялось священными одеждами Спасителя нашего, благоизволившего сии плотию носити: Хитон Господень – в Мцхете, Срачица Христова – в Москве.

(Связь Православной Грузии и Православной России укреплялась и через другой земной удел Матери Божией – Святую Гору Афон. Еще в конце Х века преподобный Иоанн Ивер основал на Афоне знаменитый Иверский монастырь, большинство подвизавшихся в котором были грузинами. Впоследствии на Святой горе возникла русская обитель во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Между грузинскими и русскими иноками-святогорцами завязывались духовные связи, через них обогащавшие и их родные страны. В Иверском монастыре Пречистая Богородица явила предивную Иверскую икону Свою – «Вратарницу», осеняющую Святой Афон в веках, до самых антихристовых времен. Благословением от Святой горы, Православной Иверии и своего монастыря иноки-грузины послали в дар Руси список «Вратарницы»: эта Иверская икона Царицы Небесной великими чудесами прославилась на Русской земле и почитается хранительницей южных ее границ. И в нашей Среднеазиатской епархий, в ее кафедральном Ташкентском Свято-Успенском соборе, есть своя особо чтимая паствой копия Иверского образа Богородицы, также афонского письма. Дарами Русской Церкви от Православной Иверии стали еще две чудотворные иконы Матери Божией: Оконская и Грузинская. В таком перенесении святынь видится родство земных уделов Царицы Небесной, а также единство Вселенской Церкви Христовой, включающей в себя Церкви и Константинопольскую (в чьем ведении находится Афон), и Русскую, и Грузинскую).

Принимая прибывший из Персии дар, Патриарх Филарет понимал, обладательницей какого священного сокровища становится Русская Церковь. Но нельзя было верить на слово хитрому персидскому шаху в том, что в переданном им ковчеге содержится истинная Риза Христа Спасителя. Некогда обретенный святой равноапостольной царицей Еленой истинный Крест Христов был отличен от найденных рядом крестов разбойничьих тем, что от прикосновения к Животворящему Господню Кресту воскрес мертвый. Подобным образом, после многих молитв русского духовенства, Патриарх Филарет повелел возлагать Ризу Спасителя на болящих: и те исцелялись. Господь ниспослал эти чудеса, чтобы не осталось сомнений в величии обретенного Русью дарования.

Сохранилось послание архиепископа Тверского к игумену Калязинскому, в котором описывается, как тщательно убеждалась Русская Церковь в истинности прибывшей из Персии святыни:

В нынешнем 1626 году присланы к нам от Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича и всея России и от Великого Государя и Отца нашего Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и Всея России грамоты. В них написано: в прошлом 1625 году, в 11 день марта, приходил к Царю Михаилу Феодоровичу и Святейшему Патриарху Филарету Никитичу из Кизил-Баш от государя Аббас-шаха посол, грузинец Урусамбек, и после поклона Царю и Святейшему Патриарху поднес последнему украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег со Срачицею Иисуса Христа. В тот же день, на своем дворе Великий Государь и Отец наш Святейший Патриарх Филарет со своими сослужебниками – Киприаном, митрополитом Сарским и Подонским, с Нектарием, архиепископом-греком, с архимандритами, игуменами, протоиереями и всем Освященным Собором осматривали ковчег и увидели в нем Ризу полотняну, тканую, красноватую и давних лет. В 18-й день марта Святейший Патриарх Филарет говорил с сыном своим, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем, что святыня, которую называют Срачицею Христовою, прислана от иноверного царя Аббас-шаха и что без истинного свидетельства принять ее нельзя: слово неверных без испытания во свидетельство не приемлется. Посему Собором 26 марта из Патриарха, архиепископа, архимандритов, игуменов и старцев в монастырях уложили семидневный пост и молитву, а священнослужителям прочих храмов служити Литургию и молитися, чтобы Господь Бог о той святыне проявил волю Свою. Благодатию и человеколюбием и неизреченною милостию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа до исполнения седмицы совершились от Ризы Господней многие исцеления, а кому именно, в какой день и от какой болезни, о том подлинная роспись прислана к нам в Тверь, за печатью Великого Государя Филарета Никитича, Святейшего Патриарха Московского и всея России.

Убедившись, что Православной Руси действительно дарована Риза Христа Бога, возликовали Патриарх и царь, духовенство и миряне, весь народ христианский. Новая великая опора в благочестии была дана Русской земле: священное одеяние, в которое облекался Воплотившийся Сын Божий. В церковных песнопениях слышим мы о тайне этой святыни, просвещающей верных:

Совершен сый по существу Бог, и Человек виден бысть совершен: Богочеловеческий образ уверяя, Божественной Плоти Своея Ризы нам, яко стену и покров, даровал есть; Божественныя Ризы Твоея приближением нас освятил еси.

В сердце Православной Руси в Московском Свято-Успенском Патриаршем соборе был устроен особый шатер, в котором поместили ковчег с чудотворной Ризой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И поныне драгоценная святыня хранится в главном храме Первопрестольной Москвы. При перенесении столицы империи в Санкт-Петербург, туда – в Петропавловский собор и храм Зимнего дворца – были перенесены части Ризы Господней: частицы ее становились также достоянием некоторых старинных русских храмов и монастырей. Так благодать от священного одеяния Спасителя мира распространялась по Русской земле, принося духовную радость, просвещение и исцеление верным.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как щедр к нам Господь Вселюбящий! Как многообразно поддерживает нас Всевышний, чтобы смогли мы выдержать земной испытательный срок и вернулись в Его отеческие объятия. Бог основал на земле Церковь Свою, в преизобилии обогатил Ее дивными Таинствами и святынями, чтобы укреплялись мы на пути благочестия. Нам нужна только добрая воля, надобно лишь чистосердечное стремление в Вечное Божие Царство, – и Всеблагой Творец не замедлит подать нам Свою чудесную животворящую помощь. Об этом напоминает нам каждая страница Священного Предания Церкви, каждый праздник Святого Православия. Среди них и сегодняшнее торжество воспоминания о явлении Ризы Христовой на Русскую землю.

Нерушимо обетование Господне: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в Любви Моей (Ин. 15:10). Бог Вседержитель – везде и во всем. Господь всегда с нами – и в незримых веяниях благодати, и в вещественных святынях Своих. Нам нужно только очистить свое сердце, чтобы чувствовать – ежечасно и ежесекундно – сладчайшую близость Создателя и Спасителя нашего. Будем же каяться и тем избавляться от греховной нечистоты, чтобы сподобиться несравненного счастья: жизни с Богом и в Боге – и здесь, на земле, и в счастливейшей вечности.

Ныне, очами сердца созерцая чудотворную Ризу Господню, вознесемся же благодарной любовью к Даровавшему нам ее Христу Искупителю и, по слову песнопения церковного, притецем вернии к Божественней и Цельбоносней Ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившего сию плотию носити и на Кресте Святую Свою Кровь излияти, Еюже искупи нас от работы вражия.

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи"ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Днесь притецем, вернии, к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, еюже искупи нас от работы вражия. Тем благодаряще вопием Ему: спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и вся люди, честною Твоею ризою защити и спаси души наша, яко Человеколюбец

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Одеяние нетления, спасительнаго целения всем человеком, Владыко, даровал еси, Твое Божественное сокровище - честную ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси. Сию желанием приемлюще, светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе, зовем Ти, Христе: сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди, по велицей Твоей милости.

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Вот как описывает обстоятельства перенесения ризы Господней и ее дальнейшую судьбу при царской и при большевистской власти архимандрит Августин (Никитин) в статье «Риза Господня и Россия»:
Долгий путь в Москву

Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские.
По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете – древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников – для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету (см. "ИиЖ" № 4/96). Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия.
Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу.
В древнерусской письменности существует несколько сказаний о том, каким образом Риза Господня попала в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семёну Шаховскому (оно было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н. С. Тихонравова). Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; в 1879 г. они были изданы, впоследствии было опубликовано и "Дело о присылке в Москву шахом Аббасом Ризы Господней", принадлежавшее тому же архиву. Тексты посольских документов приведены в исследовании С. Белокурова "Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году" (1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки.
Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это "альтернативное" предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии.
...Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: "И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди".
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а "неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется", стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.
Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: "Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных".
Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения "пребогатого сокровища" был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.
Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) – в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих.

Не подвластна векам

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. "На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге – образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце – Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов..."
Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.
Около 1627 г. была написана икона "Положение Ризы Христовой". В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.
Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.
Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: "...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять". По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург,
в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, "в крепости".
Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. Вот как выглядела московская часть святыни: "Имеющаяся в Успенском соборе часть Ризы Спасителя несколько более квадратного вершка; она устроена в золотом ковчежце, который, в свою очередь, устроен в серебряном створчатом киоте (6 1/2 х 4 вершка), покрытом чернёными священными изображениями и украшенном в средине под стеклом 180-ю крупными бриллиантами, из коих один весит 7 1/2 карат". Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения.
В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения – каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна – в Ярославль.
На протяжении веков святыни, хранившиеся в Успенском соборе Кремля, оберегались от взора чужеземцев – они могли созерцать их лишь издали.
Не было доступа к Ризе Господней и во время "нашествия галлов", когда Москва была занята наполеоновскими войсками. Она вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе.
В 1837 г. А. Н. Муравьёв, исполнявший в те годы должность "секретаря за обер-прокурорским столом" в Святейшем Синоде, был в свите великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), когда тот в сопровождении митрополита Московского Филарета (Дроздова) осматривал храмы Московского Кремля. Посетил он и спасённую во время Отечественной войны 1812 г. ризницу Успенского собора. Рассказывая об этом визите, Муравьёв, в частности, отметил: "Его высочество вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на всё его потомство".
Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи церкви Зимнего дворца в Петербурге. В ней упомянут "образ Божией Матери Тихвинской, в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы Риз Спасителя и Божией Матери. На обороте образа надпись: "Этим образом государыня императрица Мария Феодоровна благословила государя императора Александра Павловича в день его крещения 20 декабря 1777 года. А крестик возложен тогда же на него"". Отсюда следует, что Риза Господня находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению.
Опись церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подтверждает, что ковчег с частью Ризы Господней был "принят в ризницу из комнат государя императора Павла I". В перечне содержатся подробные сведения о чтимой святыне: "Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шёлковой подушке часть Ризы, или Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырёх евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами..." Кратко упоминается и о другом, серебряном ковчеге, в котором также хранилась часть Ризы: "Ковчег серебряный, вызолоченный, с частями Древа Креста Господня, Ризы Господней и мощей разных святых". Частица Ризы благоговейно сохранялась в дворцовой церкви и в начале ХХ столетия.
Другая часть Ризы Господней вплоть до 1917 г. хранилась в соборе свв. апостолов Петра и Павла ("в крепости"). Возможно, "петропавловская" часть Ризы была привезена в северную столицу по распоряжению Павла I, как и "дворцовая", однако достоверных сведений на этот счёт нет.
Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет Александра Петровна Арапова – дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: "В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета".

"Большевики хозяйничали беспощадно"

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.
Что касается "пушкинской" части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. После октябрьского переворота эта святыня дома Пушкиных с внучкой Александра Сергеевича Еленой Александровной фон дер Розенмайер отправилась в Константинополь. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся...
Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в Московском Успенском соборе. "Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году", – свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после "изъятия" церковных ценностей корреспондент газеты "Берлинер Тагеблатт" Пауль Шеффер.
О дальнейшей судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".
Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.

Начало третьего тысячелетия

В конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.
...Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто, завёрнутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде Гроба Господня. Марина Леонидовна открыла крышку ковчега – в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с ноготь, представляющий колоссальную ценность для всего христианского мира.
Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда частица Ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.
Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.
В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась повсеместно. Люди верили, что рано или поздно истинное значение этих ценностей откроется. Так и произошло. Научный сотрудник Ярославского музея "Спасский монастырь" Елена Бурдакова, готовившая очередную выставку, наткнулась на описание святыни в книге ярославского мецената Вахромеева, изданной в 1906 г. Случилось это на Пасху 2002 г.
9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Теперь к ней отовсюду притекают паломники.
Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, в чём повинны "новые неблагодарнии", память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России: "Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам".

Тропарь, глас 4:

           Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Величание:

           Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем сея Божественныя ризы Твоея честное положение.

(days.pravoslavie.ru; www.istina.religare.ru; иллюстрации - rizopolozhenie.orthodoxy.ru; www.sedmitza.ru; biotin.livejournal.com).

Loading...Loading...