Святая равноапостольная царица елена. Елена равноапостольная

Святая Елена
(Чима да Конельяно, 1495 год).

Радостные вести принес всем христианам четвертый век от Рождества Христова. Во главе Римской империи встал Константин, первый император, который запретил гонения последователей Господа. Христианам разрешили открыто исполнять свои обряды и вернули отнятые церкви. Никому не воспрещалось крестить детей в истинную веру, напротив - Константин был рад каждой новой спасенной душе. Многие подданные империи с удивлением понимали, что христианская религия является подлинной, а ее таинства привлекали гораздо больше, чем языческие обычаи. Столицей Римского государства стал христианский Константинополь, на его престол император рядом с собой усадил свою мать, Елену. Ту самую женщину, которой он и был обязан вере в Господа…

… 326-й год от Рождества Христова, Константинополь…

Семьдесят шесть лет исполнилось Елене. Другие женщины в ее возрасте только и делали, что сидели дома, тихо дожидаясь окончания жизненного пути. Но царица была не из таких. Елена каждый день приходила к своему сыну Константину, а тот с радостью прислушивался к ее советам, потому что царица была мудрой, благочестивой и обладала ясным умом, несмотря на преклонные годы. Однажды утром Елена попросила сына отпустить ее в Иерусалим.

Елена:
Сын мой! Настало время нам расстаться. Я должна поехать в святые земли. Мне во сне было видение. Я должна вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми. Найду я и крест, на котором распяли Господа нашего. Знаю, возраст мой уже не тот. Но не бойся - пока своего дела не исполню, не призовет меня Господь.

Жалко было императору расставаться с царицей-советчицей, но Господней воле он перечить не мог, да и не хотел. Раз уготована такая судьба его матери, значит, так тому и быть. Недолго Елена собиралась в путь. Взяв с собой верных слуг и друзей, отправилась она в Иерусалим - именно там, по преданиям, проходила земная жизнь Иисуса Христа.

Прибыв в древний город, Елена вместе с иерусалимским патриархом Макарием начала расспрашивать местных христиан и иудеев, где спрятан Крест Господень, и где ученики похоронили тело Иисуса на три дня, что прошли до его воскресения. Молва о чудесной царице, которую шепотом называли «святой», быстро распространилась по всей округе. Мужчины и женщины с радостью помогали Елене в ее поисках. И вот один иудей указал царице на храм языческой Венеры, который построил император Адриан.

Мужчина:
Соседка! Соседка! Ты дома? Слыхала ли, какое чудо произошло у капища?

Женщина:
Какое еще чудо?

Мужчина:
Та самая царица, что из Константинополя приехала, сейчас повелела снести и стены, и нечестивые статуи, да срыть землю под ними. И тут открылось нам всем диво - в скале пустая гробница. Царица как увидела ее, так у нее слезы из глаз побежали и говорит она - копайте, друзья мои, знаю, что мы на верном пути.

Женщина:
Что же то за гробница была?

Мужчина:
Снова копать начали, только поодаль. Тут из-под земли пошел запах, сладостный такой, что всем захотелось возрадоваться. А на месте том нашли три креста, в землю зарытые, вот как!

Женщина:
Три креста? Господи, благослови, да неужели же это те самые?.. Под жертвенником были?

Мужчина:
Женщина в толпе была тяжелобольная, у нее и ноги уже усохли, она ходить не могла. Так вот к ней кресты стали подносить по очереди - и на третьем исцелилась она, совсем исцелилась!

Вера подсказала Елене, что пустая гробница - это и есть Гроб Господень, а Животворящий Крест - тот самый, на котором распяли Спасителя. Рядом же нашли четыре гвоздя и титло с полустертой надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Часть креста и два гвоздя Елена взяла с собой в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, чтобы люди, которые приходили бы в город, могли поклониться святым реликвиям и уверовать в Господа. А на святом месте приказала построить Храм Гроба Господня. После она повелела воздвигнуть еще два храма - один в Вифлееме, где родился Иисус Христос, а второй - на Елеонской горе, откуда Спаситель вознесся на небеса.

Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу - не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира.

История христианства знает множество людей, посвятивших свою жизнь Господу и совершивших множество святых дел. Одна из них — Елена Равноапостольная Константинопольская царица, мать императора Константина, человека, который сыграет определяющую роль как в судьбе молодой христианской религии.

Елена прославилась и другими подвигами. Её обширная деятельность и великие совершения сделали царицу почитаемой наравне с апостолами.

Житие

Местом рождения будущей императрицы был портовый город Дрепан, расположенный в римской провинции Вифиния. Судьба не одарила девочку знатным происхождением — её отец был владельцем постоялого двора. В Дрепане Елена и росла, работая в гостинице своего отца.

Её судьба изменилась благодаря случаю. Однажды мимо гостиницы проезжал известный римский военачальник. Он приметил миловидную девушку, работавшую там. Её красота и благородство души произвели на военачальника неизгладимое впечатление. Он решил взять Елену себе в жёны. Военачальником оказался Констанций Хлор – будущий император Рима. Елена согласилась выйти за него замуж.

С этого времена она оказалась втянута в бурную политическую жизнь Римской империи. Несмотря на неспокойное время, Елена жила счастливо в браке и родила сына, которого назвали Константин. Спустя некоторое время после рождения сына обстоятельства вынудили Елену покинуть царский дворец.

Император Диоклетиан разделил империю на четыре части, предложив Констанцию править одной из них. Для укрепления родственных связей с римской знатью Констанций женился на представительнице царской семьи – Феодоре, падчерице императора Максимина, отошедшего от управления империей. Елена оказалась удалена от двора на пятнадцать лет.

В 306 году умер Констанций Хлор. Новым императором провозгласили Константина, сына Елены. Константин вернул свою мать из изгнания. Вновь оказавшись при дворе, Елена приобрела большое расположение у римского народа.

Константин глубоко уважал Елену как мать и как добродетельную женщину. Елена была удостоена таких почестей, что её называли августой и василисой – титулами римских императоров. Изображение Елены чеканили на золотых монетах. Константин доверил своей матери распоряжаться казной по собственному желанию.

Обретение креста царицей Еленой

На склоне лет Елена вознамерилась совершить паломничество в Палестину, к месту жизни Христа. Даже в старости обладая острым умом и быстротой молодого тела, Елена направилась на восток. В Палестине ей предстояло совершить великое дело – отыскать Крест, на котором был распят Христос.

Предание об обретении святого Креста Еленой дошло до нас в двух версиях. Первая из них гласит, что Крест был найден под храмом Афродиты. При его разрушили, под его обломками нашли три разных креста, табличку, снятую Креста Спасителя и гвозди. Как определить, который из трёх крестов является подлинным, придумал Макарий, епископ Иерусалима. Он решил приложить каждый крест к больной женщине. Бог явил истинный Крест, когда женщина обрела здоровье, прикоснувшись к нему. Те, кто присутствовал при этом событии, воздали хвалу Господу, а епископ Макарий поднял Крест, показав его всем.

Согласно второй версии, Елена обратилась за помощью к иерусалимским иудеям. Старый еврей, которого звали Иуда, указал на святилище Венеры. Елена приказала уничтожить храм. При проведении раскопок обнаружили три креста. Святой Крест нашли с помощью чуда: рядом несли покойника, и когда к его плоти поднесли Святой Крест, мертвец ожил. Иуда перешёл в христианство и стал епископом.

В путешествии Елена не переставала проявлять лучшие качества своей натуры. Проезжая мимо городов, императрица осыпала дарами местное население. Елена не отказывала никому, кто обращался к ней за помощью. Не забывала Елена и про церкви, которые украшала богатыми драгоценностями.

Она посещала храмы даже в самых маленьких городах. Елена появлялась в скромной одежде, смешиваясь с толпой. Кроме этого, ей приписывается постройка большого числа церквей на святой земле. Также Елена возвела множество больниц.

Возвращаясь из паломничества, Елена сделала остановку на Кипре. Видя, как местное население страдает от змей, она повелела привезти на Кипр кошек.

Елена основала здесь монастырь Ставровунь.

Святая Елена Равноапостольная, в чём помогает

После смерти Елена стала почитаемой христианской святой, покровительницей и помощницей в земных делах. За содействием к святой Елене Равноапостольной может обратиться всякий, кто желает добиться материального процветания.

Также святая Елена помогает тем, кто решил начать важное дело, добиться карьерного роста или успеха на политическом поприще. Помимо этого, культ святой Елены имеет большое значение для крестьян.

Не случайно Еленин день приходится на 3 июня – время, когда заканчивается посадка хлеба. Святой Елене воздаются молитвы о защите посевов и увеличении урожайности.

Значение иконы святой Елены

Иконы с изображением Елены появились в Византийской империи. Иконописцы старались передать как её высокий прижизненный статус, так и особое расположение Господа к Елене.

Иногда её изображали рядом с императором Константином – её сыном и помощникам в добрых делах. Это подчёркивало необыкновенное согласие, царившее в семье святой. На иконах Константин находится с левой стороны, Елена – с правой. На них одеты короны. Рядом с ними изображен крест. Иногда царица держит гвозди.

Если Елена изображается одна, то сзади неё находится Иерусалим. Она стоит рядом с Крестом Спасителя, смотрит в небо. Елена одета как византийская императрица.

На современных иконах царица изображается одна с крестом в правой руке. Он символизирует страдания и великий совершения Елены. Левая рука указывает на крест, или раскрыта.Этим иконописцы показывают, что для каждого человека Господь уготовил определённую задачу, которую он должен исполнить.

Молитва святой Елене Равноапостольной

Святой Елене Равноапостольной молятся, когда нуждаются в принятии верного решения. Также у Елены просят помощи в обретении и упрочении веры, благополучии в семье и на работе, в излечении от болезней. Молитву можно произносить дома, около иконы или в храме.

Предпочтительно молиться в церкви, в которой есть икона святой Елены, либо частица её мощей. В христианской традиции не существует четкой формулы обращения к святой Елене. Тем не менее, текст молитвы можно найти в специальных сборниках.

Икона равноапостольной царицы Елены – изображение святой, чье имя осталось не только в церковной, но и во всемирной истории. Именно благодаря ей была найдена главная святыня христианского мира — Животворящий Крест Господень. И именно она, мать, воспитала будущего первого христианского императора Римской империи — Константина Великого.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ: ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Царица Елена канонизирована в лике равноапостольных святых, то есть Церковь, благодаря миссионерской и просветительской деятельности Елены, приравняла святую к самим апостолам, первым ученикам Христа. На иконе она изображена с большим Крестом и в царской одежде, часто рядом с ней стоит ее сын — также прославленный в лике равноапостольных Константин Великий. Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали. Наконец, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Крест Христов был найден царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ И КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕННОГО НА НЕЙ

Царица Елена на всех иконах, даже на совместном со своим сыном образе, изображается поддерживающей рукой Крест. Иногда она показывает и блюдо с Гвоздями, которыми был прибит ко Кресту Господь. Это знак помощи царицы в распространении христианской миссии. Вера Христова будет жить, пока есть люди с праведным сердцем, которые несут другим слово Божие своими делами, словами и всей жизнью. Икона учит каждого христианина, что верующий православный человек должен нести свое дело, прославлять Бога и распространять Его учение с помощью собственных талантов. Обращение к силе Животворящего Креста Господня — защита и охрана каждого человека. Крестным знамением каждый человек может с верой остановить сатанинское воздействие: диавол и его слуги не могут выносить креста. (Именно поэтому сатанисты пытаются издеваться над Крестом, переворачивая его). Напомним, что крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами (они символизируют всемогущество и единение Бога Отца, Сына и Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы). Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, затем к телу на уровне талии, к правому и левому плечу.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ, РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЫ

Образ царицы Елены напоминает людям о том, как необходимо делать свое дело, к которому ты призван. Святая стала образцом для православных христиан в том, как праведное дело во имя Господа и людей становится призванием, как один человек может своей верностью Богу, упорством в поисках святыни найти свой путь и показать его всем людям. Святая покровительствует

    • Началу новых дел (обязательно честных, не связанных с неправдой);
    • Воспитанию детей — ведь царица Елена сама воспитала святого;
    • Успехам в работе и учебе;
    • Общественной работе;
    • Политическим делам;
    • Просветительским проектам и миссионерству.
Напомним, что обращаясь к святой Елене, вы обращаетесь и к Всемогущей Силе Господа — Крестному знамению. Сегодня частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня, читаются православными христианами утром и вечером — таким образом, Церковь благословляет нас ограждать себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня. Обратитесь с молитвой ко Господу и святой Елене, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога — и вы увидите, как изменится ваша жизнь. «О дивные и хвалимые всеми царственные святые и равноапостольные Константин и Елена! К вам, теплым молитвенникам о нас, мы возносим наши грешные молитвы, ведь вы имеете возможность говорить с Богом лицом к Лицу. Просите у Него мира для Церкви Божией, благополучие людям всей земли, начальникам мудрость, священникам усердную заботу о пастве, мирянам смирение, старикам желанный покой, мужьям укрепление, женам радость, девственникам чистоту, детям послушание, младенцам воспитание в духе веры Православной, больным выздоровление, находящимся о вражде примирение, терпящим обиды — большее терпение, нападающим и обидящим же — страх Божий. Подайте и всем, приходящим к иконе вашей и в храм Божий ваше благословение, даруйте всем по просьбам их полезное, чтобы все хвалили и вечно пели славу в честь Благодетеля всех Бога, прославляемого в Троице Святой. Аминь». Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно. Молитвами всех святых и силой Креста Своего да хранит вас Господь! Смотрите видео жития святой Елены:

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
-«Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

За время пребывания на Святой земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
в католической церкви - 18 августа;
в лютеранской церкви - 21 мая;
в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир.В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

Географические объекты

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Также её имя стало названием ряда городов.

В культуре
Живопись и скульптура

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
Пьеро делла Франческа, фресковый цикл о истории Животворящего Креста в базилика Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458-1466 годы;
Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Полное собрание и описание: святая елена икона значение молитва для духовной жизни верующего человека.

Память: 6 марта / 19 марта, 21 мая / 1 июня

Равноапостольная царица Константинопольская Елена – мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены – воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых и знаковых храмов на Святой Земле. Ее стараниями построены на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит Благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином.

Равноапостольные царь Константин и царица Елена Константинопольские. Икона

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва первая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена ), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Акафист равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Канон равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной царице Елене:

  • Равноапостольная царица Елена Константинопольская – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Святой Елены в чём помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Икона Святой Елены – это величайшая реликвия в истории православия. Она – часть прошлого, которая пришла в будущее, дабы остаться в нём на века, превратившись в один из самых почитаемых образов. В ней – душа народа, его боль и страдания, тяжёлые периоды становления и вера, которая, пройдя длинный и сложный путь, стала символом всего христианства.

Икона Елена Равноапостольная

Мать римского императора Константина Елену, как и его самого, можно назвать самыми выдающимися личностями в истории православия всех столетий, которые были канонизированы как равноапостолы.

Они издавна изображались на иконах как люди, которые способствовали укреплению христианства. Елена помогала верным христианам вернуть их реликвии и святыни, помогала в строительстве храмов и церквей. Но более всего она прославилась своими праведными подвигами в имя Христа. И главный из них – Воздвижение Креста Господня.

Икона Святая Елена, значение, в чём помогает

Истинное значение этого лика в том, что каждый верующий, обратившийся к нему, не только находит помощь и спасение, но и укрепляет свою веру, так, как это делала Елена. Святой образ учит тому, что каждый, кто верует в Господа, должен свято нести его дело и почитать его.

На лике Елена изображена со своим сыном Константином, где каждый из них поддерживает одной рукой Крест. Это символ поддержки и помощи в возрождении христианства и знак того, что оно будет существовать всегда, пока есть люди, которые своею верою и праведными делами несут его в своих сердцах, как несут слово Божье, а оно – вечно на земле.

В чем помогает Икона Святой Елены

Наряду со многими православными иконами лик имеет огромную чудодейственную силу и отличается тем, что люди, изображённые на нём, обрели святость и стали почитаемыми среди людей, благодаря своим помыслам и делам, а значит – имели высокую духовную культуру, равной которой не было. Это великий христианский пример того, как праведное дело во имя Всевышнего, становится дорогой к вечной жизни, ибо вера для человека – это всё: его сила, любовь, верность и покаяние.

К иконе и сегодня приходят тысячи христиан, дабы возвести свои молитвы в прошение помощи и обрести силу для борьбы и становления. Лик помогает в таких делах и жизненных ситуациях:

  • улучшение материального благополучия;
  • начало нового важного дела;
  • продвижение по службе, в карьере;
  • успех на политической арене.

Кроме этого, образ является священным покровителем семье и всего, что связано с ней. Именно поэтому к нему часто обращаются с молитвами о сохранении семейного очага, воспитании детей (даже об их рождении – лечение бесплодия), урегулировании конфликтов, возрождении понимания, доверия, любви.

Также образ является очень почитаемым среди работников сельского хозяйства и простых христиан, работающих на земле. Считается, что она помогает повысить урожай и плодородие, что, в свою очередь, принесёт благополучие всем, кто работал во благо.

Велика её помощь в исцелении недугов и укреплении физического здоровья, которое неразрывно связано с духовным, ибо человек, желающий излечить тело, должен начать с души. И здесь главное – вера, вечная и непоколебимая. Только она – единственно верная дорога к Божьей благодати.

Обращаются за покровительством к Святой такими словами:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Равноапостольной царицы Елены – это настоящий шедевр христианства, значение которого преувеличить невозможно. Она не только помогает, спасает и даёт надежду, она учит каждого праведной жизни, ибо только в помыслах и делах человека кроется его будущее. Важно всегда помнить о том, что вера, которую дарует Господь, должна быть приумножена и разделена между другими; нужно понимать то, что только верное дело, направленное на благо и подкреплённое Божьей благодатью, будет иметь тот результат, к которому стремится каждый христианин.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о житие Святой Елены:

“Святая Елена” (икона): описание и значение

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного постоялого двора была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона этой равноапостольной царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок – плод их первой любви – также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать – святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в праздник Воздвижения Креста Господня, отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным – там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор – бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став императором, Константин вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю историю христианства канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году – 19 марта и 3 июня – и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка – княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном – императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние византийские иконы изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого патриарха Никона. Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Loading...Loading...