Святой благоверный князь феодор новгородский. Святой благоверный князь новгородский феодор ярославич

Благоверный князь Феодор Новгородский , старший брат , родился в 1218 году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте; уже в 1229 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Не прошло и года, как юным княжичам пришлось покинуть Новгород: буйные новгородцы постановили на вече призвать другого князя. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1230 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль-Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей.

В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью - Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как (1250, память 25 сентября).

Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. В 1614 году шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, "яко живо", у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

Служба благоверному князю составлена в 1787 г. митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801).

Иконописный подлинник

Москва. XVII.

Св. Феодор. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.


Святой благоверный князь Феодор Новгородский

8 июня по новому стилю Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского .

Жизнеописание благоверного княза Феодора Новгородского

Святой благоверный князь Феодор Новгородский был старшим братом святого Александра Невского, сыном князя Ярослава Всеволодовича. Родился святой Феодор в 1218 году, а стал служить своей Родине в качестве князя - с 1228 года. В совсем юном возрасте отроку пришлось исполнить долг послушания отцу: вместе с младшим братом они были представителями князя Ярослава в Новгороде. Жители города выразили недовольство сложившейся ситуацией и собрали вече, на котором приняли решение призвать другого князя к власти. Однако, в 1230 году власть в Новгороде вновь стала принадлежать князю Феодору Ярославичу, где он производил управление от имени своего родителя, усердно молясь Богу о спасении душ вверенных его попечению жителей.

В четырнадцатилетнем возрасте князь Феодор показал свою воинскую доблесть и решимость в борьбе с противниками веры православной, принимая участие в сражении русских князей с мордовскими языческими войсками. А в пятнадцать лет князь Феодор, исполняя волю своего отца, готовился к вступлению в брак с дочерью святого Михаила Черниговского, но в назначенный день торжества 18 июня (по новому стилю) 1233 года жених внезапно умер. В этот день Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского.

Интересна судьба невесты князя Феодора, которую в миру звали Феодулия. Увидев в смерти жениха промысел Божий, девушка пожелала удалиться из мира и приняла монашеский постриг, после чего вела подвижническую жизнь, наполненную любовью к Богу и ближним. Сейчас мы знаем ее как святую Евфросинию Суздальскую, память которой празднуется 25 сентября по старому стилю. Свой жизненный путь подвижница окончила в 1250 году.

По учению Церкви смерть является временным разлучением души человека с его телом. Душа святого угодника Божия отошла ко Господу, Которого он любил всем сердцем и служил, исполняя волю родителя как волю Божию. Житие святого князя Феодора, несмотря на свою небольшую продолжительность, является примером для подражания многим представителям юного поколения, так как в наше время особенно явственным образом нарушается заповедь Божия о почитании родителей. Народная мудрость и опыт поколений гласит: «Кто родителей не слушает, тот Бога не боится», и, наоборот, c почтением относящиеся к своим родителям удостаиваются многих благословений от Господа: Бог дарует им многие годы земной жизни и райское блаженство. Однако, воспитать детей в благочестии возможно только путем предоставления им примера собственной жизни в Боге, исполнением Божиих заповедей, усердно молясь об их спасении ко Господу и изо всех сил ограждая от тлетворного влияния многих современных средств массовой информации, предоставляя разумную альтернативу, наполненную православным содержанием.

Святой благоверный князь Феодор Ярославич был торжественно погребен в новгородском Юрьевом монастыре, но со святыми мощами в 1613 году во время нападения на город шведских войск произошло надругание: вероломные шведы поставили нетленное тело святого угодника возле церковной стены. Затем святые мощи, от которых происходили чудеса и исцеления, были перенесены в Софийский собор в Нижнем Новгороде.

К святому благоверному князю Феодору можно обращаться с молитвой о вразумлении непокорных чад, о защите Отечества, об умножении веры и любви в людских сердцах. Как и всякий угодник Божий, святой князь является ходатаем перед Богом о спасении душ людей, поэтому, обращаясь к нему с молитвенной просьбой, прежде всего следует помнить о главной цели жизни христианина, которая заключается в достижении райского блаженства, приоритете духовных благ над земными.

Тропарь, глас 8:

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/ и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/ благоверный княже Феодоре,/ сего ради Владеющему временами молимся,/ да молитвами твоими подаст нам долготу лет// и низпошлет стране нашей велию и богатую милость.

Кондак, глас 4:

В благочестии рожденна,/ в страсе Божии воспитана,/ в житии целомудрие стяжавшаго,/ по успении же нетлением телесе просиявшаго,/ благовернаго князя Феодора во святых почитая,/ смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыко,/ да и во веки прославляеши святыми Твоими// страны наша российския.

Величание:

Величаем тя,/ благоверный княже Феодоре,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа, Бога нашего.

Молитва:

Святый благоверный великий княже Феодоре! Ты от княжеския крове происшед в мир сей, княжескую славу навсегда имел еси наследовати, и вся красная мира сего бьппа в руку твоею, егда на земли сей обитал еси. Но ты, аще и в младых летех скончался еси, но исполнил еси лета долга и душевнаго сопостата, еще млад сый, победити в силах был еси. И чистоту в житии твоем соблюл еси, чесо ради Крепкий во бранех Господь и причте тя, яко добраго воина, к Безплотному Своему воинству в Небесных обителех, Россию же защити рукою брата твоего, святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сего ради молим тя, Небесный воине Христов: даждь и нам познати, сколь ничтожно и преходяще все житейское и сколь близок всегда должен быти сердцу нашему Бог наш, да выну помышляем о Горнем, не о земном, да неусыпно ищем вечнаго Небеснаго отечества, да прославляем Бога жизнию и делами нашими и с мужеством отражаем стрелы похоти, греха и соблазнов. Ты из среды волнующагося душевных страстей моря к тихому пристанищу в краткое время безбедно достигл еси, и, аще устремляхуся мира сего волны, еже потопити невинную юность твою, но ничтоже успеша, ковчег бо тебе бысть чистота, кормило - Православная вера, котва - твердая на Бога надежда, ветрило - любовь к Богу и ближнему. Молим тя, угодниче Божий, усвой и нам эти свойства своя и добродетели, охлаждай похоти сердца нашего, помогай нам в борьбе со страстьми нашими, исходатайствуй нам у Господа решительное отвращение от пороков, постоянство в добродетели, терпение в бедствиих, великодушие в горестех, твердую на Бога надежду во всех обстоятельствех настоящая жизни, любовь к врагом, желание добра всем, любящим и ненавидящим нас. Ты, уверен быв, яко златотканныя ризы общему подлежат тлению, потщался еси в животе твоем из добродетелей исткати себе ризу нетления, в нейже ныне красуешися, внуши и нам, да отвращаемся от всех мирских удовольствий, от всякия плотския похоти, от всея земныя славы и от всякаго тленнаго сокровища, да презираем обольщение роскоши, и гнушаемся обаяния лести и порока, и да радуемся, егда терпим за Христа лишения, уничижения, гонения, презрения, клевету и озлобление. Горяху к тебе, святьш княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Бла-го-вер-ный князь Фе-о-дор Нов-го-род-ский, стар-ший брат свя-то-го Алек-сандра Нев-ско-го, ро-дил-ся в 1218 го-ду. Кня-же-ское слу-же-ние его род-ной зем-ле на-ча-лось в очень ран-нем воз-расте; уже в 1229 го-ду оба бра-та бы-ли остав-ле-ны в Нов-го-ро-де их от-цом Яро-сла-вом Все-во-ло-до-ви-чем как пред-ста-ви-те-ли его вла-сти. Не про-шло и го-да, как юным кня-жи-чам при-шлось по-ки-нуть Нов-го-род: буй-ные нов-го-род-цы по-ста-но-ви-ли на ве-че при-звать дру-го-го кня-зя. В 1230 го-ду во вре-мя го-ло-да и мо-ра нов-го-род-цы сно-ва при-гла-си-ли Яро-сла-ва. 30 де-каб-ря 1230 г. он в чет-вер-тый раз сел на кня-же-ние в Нов-го-ро-де, но сам про-был в го-ро-де лишь две неде-ли, вновь по-са-дил там сво-их сы-но-вей и ушел в Пе-ре-я-с-лавль-За-лес-ский. В 1232 го-ду че-тыр-на-дца-ти-лет-ний Фе-о-дор уже был при-зван по-слу-жить Бо-гу не толь-ко мо-лит-вой, но и ме-чом: он участ-во-вал в по-хо-де рус-ских дру-жин про-тив язы-че-ских мор-дов-ских кня-зей.

В 1233 го-ду по же-ла-нию от-ца он дол-жен был всту-пить в брак с до-че-рью свя-то-го Ми-ха-и-ла Чер-ни-гов-ско-го - Фе-о-ду-ли-ей. Ко-гда го-сти уже со-бра-лись на сва-деб-ный пир, же-них вне-зап-но скон-чал-ся. По-сле неожи-дан-ной смер-ти же-ни-ха об-ру-чен-ная с ним княж-на оста-ви-ла мир, по-стриг-лась в од-ном из суз-даль-ских мо-на-сты-рей и про-сла-ви-лась в ино-че-ском по-дви-ге как пре-по-доб-ная Ев-фро-си-ния Суз-даль-ская († 1250, па-мять 25 сен-тяб-ря).

Свя-той Фе-о-дор был по-гре-бен в Юрьев-ском мо-на-сты-ре в Нов-го-ро-де. В 1614 го-ду шве-ды, ра-зо-рив мо-на-стырь, раз-би-ли гроб-ни-цу кня-зя и, об-ре-тя его це-лым и нераз-ру-шен-ным, ру-га-ясь над свя-ты-ми мо-ща-ми, по-ста-ви-ли те-ло, "яко жи-во", у цер-ков-ной сте-ны. Нов-го-род-ский мит-ро-по-лит Ис-и-дор пе-ре-нес его мо-щи в Со-фий-ский со-бор, где их по-ло-жи-ли в при-де-ле свя-то-го про-ро-ка Иоан-на, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня.

Служ-ба бла-го-вер-но-му кня-зю со-став-ле-на в 1787 г. мит-ро-по-ли-том Пе-тер-бург-ским и Нов-го-род-ским Гав-ри-и-лом Пет-ро-вым († 1801).

Молитвы

Тропарь благоверному князю Феодору Ярославичу, Новгородскому

От благочести́ваго ко́рене о́трасль благочести́вая прозя́бл еси́/ и, сконча́вся в ю́ности, ле́та до́лга твои́ми доброде́тельми испо́лнил еси́,/ благове́рный кня́же Фео́доре,/ сего́ ра́ди Владе́ющему времена́ми мо́лимся,/ да моли́твами твои́ми пода́ст нам долготу́ лет// и низпосле́т стране́ на́шей ве́лию и бога́тую ми́лость.

Перевод: Ты вырос , как росток из благочестивого корня, и, скончавшись в юности, ты наполнил своими добродетелями долгие года (), благоверный князь Феодор, потому молимся Владеющему временем, да подаст по молитвам твоим нам долготу лет жизни и ниспошлет стране нашей великую и богатую милость.

Кондак благоверному князю Феодору Ярославичу, Новгородскому

В благоче́стии рожде́нна,/ в стра́се Бо́жии воспита́на,/ в житии́ целому́дрие стяжа́вшаго,/ по успе́нии же нетле́нием телесе́ просия́вшаго,/ благове́рнаго кня́зя Фео́дора во святы́х почита́я,/ смире́нно мо́лимся Тебе́, Всеси́льный Влады́ко,/ да и во ве́ки прославля́еши святы́ми Твои́ми// страны́ на́ша росси́йския.

Перевод: Рожденного в благочестии, воспитанного в страхе Божием, в жизни обретшего , по же нетлением тела просиявшего, благоверного князя Феодора святым почитая, смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыка, да и в будущие века прославляй святыми Твоими страну нашу Российскую.

Молитва благоверному князю Феодору Ярославичу, Новгородскому

Святы́й благове́рный вели́кий кня́же Фео́доре! Ты от кня́жеския кро́ве происше́д в мир сей, кня́жескую сла́ву навсегда́ име́л еси́ насле́довати, и вся кра́сная ми́ра сего́ бы́ша в руку́ твоею́, егда́ на земли́ сей обита́л еси́. Но ты, а́ще и в млады́х ле́тех сконча́лся еси́, но испо́лнил еси́ ле́та до́лга и душе́внаго сопоста́та, еще́ млад сый, победи́ти в си́лах был еси́. И чистоту́ в житии́ твое́м соблю́л еси́, чесо́ ра́ди Кре́пкий во бра́нех Госпо́дь и причте́ тя, я́ко до́браго во́ина, к Безпло́тному Своему́ во́инству в Небе́сных оби́телех, Росси́ю же защити́ руко́ю бра́та твоего́, свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Алекса́ндра Не́вскаго. Сего́ ра́ди мо́лим тя, Небе́сный во́ине Христо́в: даждь и нам позна́ти, сколь ничто́жно и преходя́ще все жите́йское и сколь бли́зок всегда́ до́лжен бы́ти се́рдцу на́шему Бог наш, да вы́ну помышля́ем о Го́рнем, не о земно́м, да неусы́пно и́щем ве́чнаго Небе́снаго оте́чества, да прославля́ем Бо́га жи́знию и дела́ми на́шими и с му́жеством отража́ем стре́лы по́хоти, греха́ и собла́знов. Ты из среды́ волну́ющагося душе́вных страсте́й мо́ря к ти́хому приста́нищу в кра́ткое вре́мя безбе́дно дости́гл еси́, и, а́ще устремля́хуся ми́ра сего́ во́лны, е́же потопи́ти неви́нную ю́ность твою́, но ничто́же успе́ша, ко́вчег бо тебе́ бысть чистота́, корми́ло - Правосла́вная ве́ра, ко́тва - тве́рдая на Бо́га наде́жда, ве́трило - любо́вь к Бо́гу и бли́жнему. Мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий, усво́й и нам эти сво́йства своя́ и доброде́тели, охлажда́й по́хоти се́рдца на́шего, помога́й нам в борьбе́ со страстьми́ на́шими, исхода́тайствуй нам у Го́спода реши́тельное отвраще́ние от поро́ков, постоя́нство в доброде́тели, терпе́ние в бе́дствиих, великоду́шие в го́рестех, тве́рдую на Бо́га наде́жду во всех обстоя́тельствех настоя́щия жи́зни, любо́вь к враго́м, жела́ние добра́ всем, лю́бящим и ненави́дящим нас. Ты, уве́рен быв, я́ко златотка́нныя ри́зы о́бщему подлежа́т тле́нию, потща́лся еси́ в животе́ твое́м из доброде́телей истка́ти себе́ ри́зу нетле́ния, в не́йже ны́не красу́ешися, внуши́ и нам, да отвраща́емся от всех мирски́х удово́льствий, от вся́кия плотски́я по́хоти, от всея́ земны́я сла́вы и от вся́каго тле́ннаго сокро́вища, да презира́ем обольще́ние ро́скоши, и гнуша́емся обая́ния ле́сти и поро́ка, и да ра́дуемся, егда́ те́рпим за Христа́ лише́ния, уничиже́ния, гоне́ния, презре́ния, клевету́ и озлобле́ние. Горя́ху к тебе́, святы́й кня́же, любо́вию росси́йския сы́нове, ви́дяще тя, от благочести́ваго ко́рене о́трасль благочести́вую, и великоле́пный брак тебе́ на земли́ гото́вляху сро́дницы и дру́зи твои́, не ве́дуще Бо́жия Про́мысла, я́ко Бог благоволи́л избра́ти, во е́же тебе́ безбра́чну служи́ти на бра́це Сы́на Его́ Единоро́днаго, и ты, святы́й благове́рный кня́же, предвари́в нас в Ца́рстве благода́ти, привлецы́ и нас свое́ю любо́вию в Ца́рство Небе́сное, бу́ди для нас ору́дием человеколю́бия и бла́гости Бо́жией, отклоня́й от нас и́стинная бе́дствия, утеша́й нас в го́рестех и печа́лех, укрепля́й свои́м предста́тельством у Го́спода си́лы ве́рныя на доброде́лание во сла́ву и́мене Бо́жия и в преспеяние Ца́рства Христо́ва, да процвета́ют здра́вием к благоде́нствию и возраста́ют от си́лы в си́лу и от сла́вы в сла́ву вси наро́ди земли́ Росси́йския, да бу́дут всегда́ одушевле́ни благоче́стием, пра́вдою, му́жеством, пре́данностию оте́честву и все́ми доброде́тельми, да и мы вме́сте с тобо́ю удосто́имся превозноси́ти бла́гость, любо́вь и милосе́рдие Еди́наго, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 18 июня, Православная Церковь совершает память святого благоверного князя Феодора Новгородского.

Святой благоверный князь Феодор был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича и блаженной княгини Феодосии Мстиславовны, родным и старшим братом святого благоверного князя Александра Невского.

Рожденный в 1219 году в Переяславле, Феодор по исполнении девяти лет, то есть в 1228 году, вместе с братом своим Александром был привезен Ярославом, отцом своим, в Новгород, куда он призван был на княжение. По неприятностям с новгородцами из-за Пскова Ярослав в следующем же 1229 году удалился из Новгорода, оставив там сыновей своих - Феодора десятилетнего и Александра восьмилетнего - под надзором боярина Феодора и судии Иоакима.

Самоуправство и волнения народные были причиной того, что юные князья Феодор и Александр почти вслед за родителем тайно уехали со своими дядьками к отцу.

В 1231 году Ярослав, по просьбе веча, опять приехал в Новгород со всем семейством, но, прожив в Новгороде две недели, возвратился в Переяславль, оставив новгородцам по-прежнему князей Феодора и Александра, которые и жили в Новгороде постоянно вместе.

Но в 1232 году юным князьям пришлось испытать горечь разлуки друг с другом. Так как князь Феодор в это время достигал уже совершеннолетия, то Ярослав, приготовляя его к наследию престола Новгородского, назначил его в поход на Мордву, в котором Феодор и участвовал с двоюродным братом своим Всеволодом и князьями Муромским и Рязанским. Эта разлука князей была непродолжительна; но, к прискорбию, она была как бы предвестницей разлуки вечной.

Феодор возвратился в Новгород, но уже не для того, чтобы продолжать в нем жизнь свою с любимым братом, а для того, чтобы окончить оную, так как Ярославом положено было сразу же по окончании похода на Мордву сочетать Феодора законным браком с избранной невестой.

Отец задумал его женить на дочери великого князя Михаила Черниговского - Феодулии. Но не так судило провидение. 5 июня 1233 года, когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался.

Безмерна была скорбь князя Ярослава, невесты и всех новгородцев. Благоверный князь Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде.

После неожиданной смерти Феодора обрученная с ним княжна Феодулия оставила мир, ушла в Суздальский женский монастырь в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг. В иноческом подвиге она прославилась как преподобная Евфросиния Суздальская (1250, память 25 сентября).

Ранняя кончина Феодора, опечалившая всех вообще, такой сильной горестью поразила Ярослава, бывшего в то время опять в Новгороде, что он не мог там оставаться и ухал в Переяславль. Не менее тяжка была смерть Феодора и для брата его Александра, которому долженствовало оставаться одиноким в Новгороде.

Летописец выражается так, изображая общее сетование при погребении юного князя в Юрьевской обители: «И еще млад и кто не пожалеет его? Свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позваны, - и бысть, вместо веселия, плачь и сетование за грехи наши. Но, Господи, слава Тебе, Царю Небесный, извольшу ти тако, но покой его со всеми праведными!»

И этим покоем юный Феодор, без сомнения, и наслаждается, что доказывает нетление его тела, которое открыто почивало сперва в Юрьеве монастыре четыреста лет.

В 1614 году, во время нашествия на Новгород шведов, Юрьев монастырь был разорен. Шведы разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, «яко живо», у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где и положили в приделе святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, напротив гробницы, или раки, святого князя Владимира.

Рака, в которой открыто почивают мощи святого благоверного князя Феодора, серебряная, чеканной работы, на шести серебряных ножках, с литыми наверху по углам ангелами, понизу и поверху у сей раки каймы серебряные, чеканные, на средине оной с обеих сторон изображен герб и по сторонам оного по две серебряные скобки; на передней и задней стороне подписи в кругах, а верхняя доска деревянная с изображением святого благоверного князя Феодора Ярославича; весу в серебре раки 64 фунта и 33 золотника. Рака сия устроена при Серафиме, митрополите Новгородском, усердием Дарьи Семеновны Яковлевой, урожденной княжны Баратовой, 5 июня 1822 года по старому стилю.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

сщмч. Дорофея , еп. Тирского;

блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (перенесение мощей);

блж. Константина, митр. Киевского и всея России;

прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (обретение мощей);

Ро-дом из Нов-го-ро-да, с Тор-го-вой сто-ро-ны. Под-ра-жая жиз-ни свя-тых, св. Фе-о-дор на-ла-гал на се-бя стро-гий пост (в сре-ду и пят-ни-цу во-об-ще ни-че-го не ел), ча-сто по-се-щал хра-мы Бо-жии и по-да-вал ще-д-рую ми-лость ни-щим. Укре-пив свои си-лы та-ки-ми бо-го-угод-ны-ми упраж-не-ни-я-ми, он при-нял на се-бя по-двиг юрод-ства. До кон-ца жиз-ни свя-той со-блю-дал пол-ную ни-ще-ту, не имея ни сво-е-го уг-ла, ни теп-лой одеж-ды. Из-ну-ряя се-бя по-стом, он всю ми-ло-сты-ню, по-лу-ча-е-мую от по-чи-та-те-лей-со-граж-дан, раз-да-вал бед-ным. По но-чам свя-той об-хо-дил нов-го-род-ские церк-ви и го-ря-чо мо-лил-ся за род-ной го-род. По сви-де-тель-ству ле-то-пис-ца, «не раз спа-са-лась его зем-ная ро-ди-на от пред-сто-яв-ших ей зол мо-лит-ва-ми угод-ни-ка Бо-жия». Об-ли-чая вза-им-ную враж-ду нов-го-род-цев, жи-те-лей Тор-го-вой и Со-фий-ской сто-рон, бла-жен-ный де-лал вид, что враж-ду-ет с бла-жен-ным Ни-ко-ла-ем Ко-ча-но-вым, ко-то-рый под-ви-зал-ся на Со-фий-ской сто-роне. Ко-гда бла-жен-но-му Фе-о-до-ру слу-ча-лось хо-дить на Со-фий-скую сто-ро-ну Вол-хов-ским мо-стом, то бла-жен-ный Ни-ко-лай гнал его на Тор-го-вую, то же де-лал и Фе-о-дор, ко-гда за-ста-вал Ни-ко-лая на сво-ей сто-роне.

Од-на-жды св. Ни-ко-лай, узнав, что бла-жен-ный Фе-о-дор на-хо-дит-ся на «его» сто-роне, стал гнать его и пре-сле-до-вать. «Спа-са-ясь» от него, бла-жен-ный Фе-о-дор по-бе-жал по ули-цам, по-том по ого-ро-дам и на-ко-нец по ре-ке Вол-хо-ву, идя по во-де, как по су-ше. Бла-жен-ный Ни-ко-лай про-дол-жал по-го-ню до по-ло-ви-ны ре-ки, а по-том бро-сил в убе-гав-ше-го ко-чан ка-пу-сты, вы-рван-ный пе-ред тем в ого-ро-де. Сво-ей мни-мой враж-дой свя-тые на-по-ми-на-ли нов-го-род-цам небла-го-вид-ность их меж-до-усо-биц, ко-то-рые ча-сто окан-чи-ва-лись кро-во-про-лит-ны-ми столк-но-ве-ни-я-ми.

Бла-жен-ный Фе-о-дор по-лу-чил от Гос-по-да дар про-зор-ли-во-сти и про-ро-че-ства. Так он пред-ска-зал нов-го-род-цам неуро-жай и по-жар, опу-сто-шив-ший ули-цы Тор-го-вой сто-ро-ны. О вре-ме-ни сво-ей кон-чи-ны свя-той был предуве-дом-лен через Ан-ге-ла Бо-жия и мир-но по-чил 19 ян-ва-ря 1392 г. Те-ло его бы-ло по-гре-бе-но у церк-ви вмч. Ге-ор-гия на Тор-го-вой сто-роне. При-хо-див-шие с ве-рой боль-ные по-лу-ча-ли здесь ис-це-ле-ния.

Полное житие блаженного Феодора Новгородского

Бла-жен-ный Фе-о-дор ро-дил-ся в XIV ве-ке в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, на Тор-го-вой сто-роне, близ тор-го-вых ря-дов. О ро-ди-те-лях его из-вест-но толь-ко, что они бы-ли лю-ди бла-го-че-сти-вые. То об-сто-я-тель-ство, что бла-жен-ный был обу-чен чте-нию книг и имел воз-мож-ность, до вступ-ле-ния на свой глав-ный жиз-нен-ный по-двиг, сво-бод-но пре-да-вать-ся под-го-то-ви-тель-ным по-дви-гам бла-го-че-стия и меж-ду про-чим тво-рил обиль-ную ми-ло-сты-ню, поз-во-ля-ет ду-мать, что он при-над-ле-жал се-мье со-сто-я-тель-ной и за-ни-мав-шей не низ-кое об-ще-ствен-ное по-ло-же-ние в го-ро-де.

Ро-ди-те-ля-ми сво-и-ми бла-жен-ный Фе-о-дор был вос-пи-тан в стра-хе Бо-жи-ем и доб-рых на-вы-ках и «изу-чен Бо-же-ствен-но-му Пи-са-нию». Доб-рое вос-пи-та-ние и про-све-щен-ный све-том Бо-же-ствен-но-го уче-ния ра-зум да-ли осо-бое воз-вы-шен-ное на-прав-ле-ние всем его си-лам и спо-соб-но-стям. При-дя в со-вер-шен-ный воз-раст, Фе-о-дор ре-шил все-це-ло по-свя-тить се-бя на слу-же-ние Бо-гу. Под-ра-жая жиз-ни свя-тых, он на-ло-жил на се-бя по-сто-ян-ный стро-гий пост, при-ни-мал пи-щу лишь один раз в день, по за-хо-де солн-ца, а в сре-ду и пят-ни-цу со-всем ни-че-го не вку-шал; ча-сто хо-дил к цер-ков-ным служ-бам, по-се-щал для мо-лит-вы окрест-ные оби-те-ли и за-бо-тил-ся о бед-ных, по-да-вая обиль-ную ми-ло-сты-ню нуж-да-ю-щим-ся, осо-бен-но же юро-ди-вым Хри-ста ра-ди, ко-то-рых он лю-бил, по-дви-гам ко-то-рых стре-мил-ся под-ра-жать. Укре-пив свои си-лы та-ки-ми упраж-не-ни-я-ми, он при-нял на се-бя ве-ли-кий и труд-ный по-двиг юрод-ства, до-ступ-ный толь-ко лю-дям вы-со-ко-го нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства.

По-двиг юрод-ства бла-жен-ный Фе-о-дор про-хо-дил там же, где жил ра-нее, на Тор-го-вой сто-роне Нов-го-ро-да. Он про-во-дил все вре-мя под от-кры-тым небом, не имея кро-ва и при-ста-ни-ща, по-лу-на-гой и бо-сой под до-ждем и сне-гом, в зной и мо-роз. Со-блю-дая пол-ную ни-ще-ту и из-ну-ряя се-бя по-стом, он всю ми-ло-сты-ню, по-лу-ча-е-мую от по-чи-та-те-лей-со-граж-дан, раз-да-вал бед-ным. Но-чью ма-ло спал, но об-хо-дил хра-мы, мо-лясь за род-ной го-род и жи-ву-щих в нем, про-ся у Гос-по-да из-бав-ле-ния от на-ше-ствия ино-пле-мен-ных, меж-до-усоб-ной бра-ни, от го-ло-да и по-жа-ра. Днем же юрод-ство-вал на мно-го-люд-ных ули-цах и рын-ках. Неред-ко за свои стран-ные и сме-лые дей-ствия и ре-чи, имев-шие скры-той це-лью на-зи-да-ние и спа-се-ние ближ-них, бла-жен-ный при-ни-мал оскорб-ле-ния - толч-ки и по-бои, но пе-ре-но-сил их тер-пе-ли-во, мо-лясь за при-чи-няв-ших ему оби-ды.

Ча-сто Фе-о-дор юрод-ство-вал вме-сте с бла-жен-ным Ни-ко-ла-ем Ко-ча-но-вым, ко-то-рый од-новре-мен-но с ним под-ви-зал-ся в Нов-го-ро-де, но на дру-гой, Со-фий-ской, сто-роне. Оба свя-тые де-ла-ли вид, что нена-ви-дят друг дру-га, и по-сто-ян-но на-хо-ди-лись в мни-мой борь-бе. Ко-гда бла-жен-ный Ни-ко-лай при-хо-дил на Тор-го-вую сто-ро-ну, Фе-о-дор бе-жал вслед за ним и про-го-нял его до по-ло-ви-ны вол-хов-ско-го мо-ста, го-во-ря: «Не хо-ди на мою сто-ро-ну, жи-ви на сво-ей».

По-доб-ным же об-ра-зом по-сту-пал и Ни-ко-лай, ко-гда за-ме-чал Фе-о-до-ра на Со-фий-ской сто-роне. Один слу-чай дал по-вод уве-ко-ве-чить эти вза-им-ные от-но-ше-ния в про-зва-нии бла-жен-но-го Ни-ко-лая «Ко-ча-но-вым». Ка-кой-то жи-тель Со-фий-ской сто-ро-ны об-ра-тил-ся к бла-жен-но-му Фе-о-до-ру с прось-бой по-се-тить его дом. Фе-о-дор сна-ча-ла от-ка-зал-ся ид-ти за ре-ку, ссы-ла-ясь на враж-деб-ность к нему бла-жен-но-го Ни-ко-лая, но за-тем усту-пил уси-лен-ным прось-бам и по-шел вме-сте с при-гла-шав-шим. В это вре-мя бла-жен-ный Ни-ко-лай юрод-ство-вал на ули-цах. Услы-шав о при-хо-де на Со-фий-скую сто-ро-ну сво-е-го про-тив-ни-ка, он быст-ро отыс-кал Фе-о-до-ра и стал бить его пле-тью, взя-той у про-ез-жав-ше-го ми-мо всад-ни-ка, при-го-ва-ри-вая: «За-чем ты, Фе-о-дор, при-шел на на-шу сто-ро-ну, или ты хо-чешь что украсть у нас?»

Укры-ва-ясь от Ни-ко-лая, бла-жен-ный Фе-о-дор по-бе-жал по ули-цам, по-том по ого-ро-дам и на-ко-нец по ре-ке Вол-хо-ву, идя по во-де, как по су-ше. Ни-ко-лай про-дол-жал по-го-ню до по-ло-ви-ны ре-ки и от-сю-да бро-сил в скры-вав-ше-го-ся бег-ле-ца вы-рван-ный пе-ред тем в ого-ро-де ко-чан ка-пу-сты. Ви-дя, что Фе-о-дор взял ко-чан
с со-бою, он дол-го сто-ял и кри-чал ему вслед: «Фе-о-дор, от-дай ко-чан ка-пу-сты, - мой он, а не твой». По-сле это-го слу-чая на-род про-звал бла-жен-но-го Ни-ко-лая «Ко-ча-но-вым».

Цель этой ви-ди-мой нена-ви-сти и борь-бы свя-тых за-клю-ча-лась в том, чтобы на-гляд-но по-ка-зать неле-пость той вза-им-ной враж-ды, ко-то-рая весь-ма ча-сто в воль-ном Нов-го-ро-де по незна-чи-тель-ным по-во-дам раз-де-ля-ла меж-ду со-бою бра-тьев-со-граж-дан и при-во-ди-ла их да-же к во-ору-жен-ным и кро-во-про-лит-ным столк-но-ве-ни-ям.

Бла-жен-ный Фе-о-дор по-лу-чил от Гос-по-да дар про-зре-ния и про-ро-честв. Ино-гда, ви-дя умно-же-ние без-за-ко-ния в лю-дях, он го-во-рил: «Бе-ре-ги-те хлеб, до-рог бу-дет хлеб». Дей-стви-тель-но, на-сту-пал го-лод. Ино-гда же пред-ска-зы-вал: «Все это ме-сто бу-дет чи-сто, хо-ро-шо бу-дет хлеб да ре-пу се-ять». И по-сле то-го слу-чал-ся по-жар. Мно-гим без-дет-ным жен-щи-нам он пред-ре-кал рож-де-ние де-тей, го-во-ря: «Мо-лись Бо-гу, даст Бог сы-на», или: «Мо-лись Бо-гу, даст Бог дочь».

О вре-ме-ни сво-ей кон-чи-ны бла-жен-ный Фе-о-дор был предуве-дом-лен через Ан-ге-ла Бо-жия. Об-ра-до-ван-ный этим из-ве-ще-ни-ем, он про-дол-жал днем юрод-ство-вать на ули-цах, го-во-ря всем: «Про-щай-те, я да-ле-ко иду».

Но-чи же про-во-дил без сна, об-хо-дя хра-мы и мо-лясь о се-бе и граж-да-нах. 19 ян-ва-ря 1392 го-да по-сле-до-ва-ла его бла-жен-ная кон-чи-на. Те-ло его, как и за-ве-щал бла-жен-ный, по-гре-бе-но близ тор-жи-ща при хра-ме свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия. С те-че-ни-ем вре-ме-ни над гро-бом бы-ла вы-стро-е-на ча-сов-ня с ка-мен-ной гроб-ни-цей, и при-хо-див-шие с ве-рою боль-ные по-лу-ча-ли здесь ис-це-ле-ния. В но-вой ка-мен-ной ча-совне, по-стро-ен-ной в 1832 го-ду на ме-сте древ-ней, и ныне по-чи-ва-ют под спу-дом мо-щи бла-жен-но-го Фе-о-до-ра. Тор-го-вые лю-ди Нов-го-ро-да счи-та-ют его сво-им по-кро-ви-те-лем и осо-бен-но чтут его па-мять.

Име-ет-ся ру-ко-пис-ная служ-ба бла-жен-но-му Фе-о-до-ру, со-став-лен-ная не ра-нее вто-рой по-ло-ви-ны XVI ве-ка, быть мо-жет, од-новре-мен-но с уста-нов-ле-ни-ем ему мест-но-го цер-ков-но-го празд-но-ва-ния, со-вер-ша-е-мо-го 19 ян-ва-ря/1 фев-ра-ля.

Loading...Loading...