Святые мученицы, купно со святой мученицей Татианой в Риме пострадавшие. Божественный клавдий - жизнь двенадцати цезарей

9 ноября - день памяти Клавдии Прокулы, жены Понтия Пилата. Она признана святой мученицей в Греческой, Коптской и Эфиопской церквах. Эпизод, связанный с ней, наверное, один из самых загадочных. В Евангелии от Матфея (27: 19) читаем: «Между тем, как сидел он (Понтий Пилат. - Ред. ) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Об обращении жены Пилата ко Христу пишут многие авторы, есть сведения, что она была казнена как христианка.

О том, как складывалась судьба Пилата после распятия Спасителя, источники сообщают разные сведения: согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству; по другим сообщениям, он был казнен Нероном; апокрифическое же предание говорит о его раскаянии, обращении в христианство и казнь его связывает с его верой во Христа.

О том, что известно о жене Пилата, как именно она могла пострадать, как воспринимали ее на Руси, рассказывает протоиерей Олег Стеняев .

Клавдию, о которой упоминается во Втором послании к Тимофею, Предание считает женой Понтия Пилата

Клавдия Прокула, согласно древнехристианским источникам, восходящим к III веку, а это, прежде всего, апокрифическое «Евангелие от Никодима», была женой , римского правителя. В греческой Каппадокии и Эфиопской церкви она причислена к лику святых. Но повсеместно не почитается.

Я видел икону Понтия Пилата и его жены в Хургаде в Египте. Расспрашивал коптов о том, почему они их почитают. Мне сказали, что эта традиция восходит к самым древним временам. В Греческой Церкви ее память совершается 27 октября по юлианскому календарю. Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с ее мужем Понтием Пилатом 25 июня. Заметим, что их почитают вместе - мужа и жену, и это один из самых ранних случаев христианского прославления четы. В нашей Церкви, кстати, таких святых супружеских пар мало.

Из Предания известно, что Понтия Пилата и его жену казнили. Казнить их могли не за само исповедание Христа - за веру в иных богов в Римской империи не наказывали: такой статьи в римском праве не было. Казнить могли за отказ воздать подобающие божеству почести статуе императора. Но христианами даже формальное чествование иных богов воспринималось как форма отречения. В книге Исход сказано: «И имени других богов не упоминайте» (Исх. 23: 13), при этом перечислены имена языческих богов - из этого экзегеты делают вывод: нельзя призывать языческих богов так, как мы призываем истинного Бога.

Что же произошло на судилище Пилата? В «Евангелии от Никодима» говорится об этом очень расплывчато. Процитирую: «И тут издалека прислала ему весть жена его: ничем перед тобою не виновен Тот праведный Муж, ибо я много “за” Него претерпела в эту ночь». Выделенные слова не совсем ясны и допускают двоякое толкование: «претерпела от Него» или «за Него»? Что это значит? О чем тут речь? Это место вызвало богословские споры. Скорее всего, злые демоны, которые всячески старались, чтобы Христос был распят, и толпу распаляли кричать: «Распни, распни Его!», препятствовали и жене Пилата посылать ходатайство за Христа. Это очень важная деталь, на нее как-то мало обращают внимания. Так что слова: «Я за Него пострадала» понимаются так: «Я заступалась за Него, и на меня были нападки».

Также в «Евангелии от Никодима» сказано о том, что иудеи препятствовали ее ходатайству за Христа. И интересная деталь: есть намек на то, что она могла быть прозелиткой и, как прозелитка, могла лучше разбираться в вопросах, касающихся веры. Пилат привык с подобными проблемами обращаться именно к ней. Происхождение этого предания неясно, в «Евангелии от Никодима» указаний нет. Но жены-прозелитки высокопоставленных римских правителей, тем более связанных с Иудеей, - не такое уж редкое явление для того времени. Из Иосифа Флавия мы знаем, что жена императора Нерона Поппея Сабина была прозелиткой. И, естественно, Предание могло «приписать» и Понтию Пилату жену-прозелитку.

Известный текст - Второе послание к Тимофею (4: 21): «Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братья» - связывают с женой Понтия Пилата. Обычная для тех времен практика: уже приговоренных к смерти отправляли в долгую ссылку: вспомним судьбу Тита из дома Флавиев. Вполне возможно, Клавдия не просто была осуждена на казнь, а, как и Тит - он был знатного рода, из дома Флавиев - это дом императоров Веспасиана и Домициана, - еще послужила апостолам и их ученикам в ссылке.

В средневековье считалось, что жена Пилата въяве видела беса, который мучил ее и мешал идти хлопотать за Христа. То есть говорилось о некоем борении с бесом, предлагалось, что бес препятствовал тому, чтобы она узрела во сне Христа. Но это темное место: как бес может препятствовать? Но понятно, что какая-то велась: она же сама говорит о том, что «много пострадала за Этого Праведника».

Подробное описание суда Пилата, сна его жены и ее последующей жизни содержится в апокрифическом сочинении «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». Оно написано как будто от имени жены Пилата, называемой Клавдией, которая излагает своей подруге подробный рассказ о своей жизни в Иерусалиме, уделяя особое внимание событиям евангельской истории. В интернете можно найти этот текст . Учитывая название и стиль письма, его можно отнести ко II-III веку. Здесь соблюдаются главные принципы посланий того периода: письмо - от кого - кому. «Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии». Сравните: «Я, Павел, раб Иисуса Христа, пишу такому-то». То есть человек сначала подчеркивает свое достоинство, а потом обозначает, к кому он обращается.

На Руси были сложены духовные песни о раскаявшемся Пилате и его скитаниях

Что же касается почитания/непочитания Прокулы Клавдии в нашей Церкви… На Руси были сложены духовные песни о Пилате и его жене. Они, кстати, навеяли один из сюжетных ходов Михаилу Булгакову. Содержание этих песней таково: Понтий Пилат не мог обрести покоя, совершив такое страшное преступление, как казнь Спасителя. Он как бы превзошел всякую меру, а ведь наказание должно соответствовать мере преступления. Это же преступление настолько ужасно, что адекватного наказания для него нет. Пилат стал вечным скитальцем, и в этих скитаниях его сопровождала его жена, вечно оплакивающая содеянное им. Но это фольклор, не более.

Можно поинтересоваться у , есть ли у них в святцах Понтий Пилат и его жена. Это будет ответом на вопрос, было ли их почитание в дониконовской Руси.

является одним из семи легендарных римских холмов.
В древности был покрыт дубами и его так и называли - холм покрытый дубами - mons Querquetulanus .
Интересен герб этого римского района, на нем изображен африканский профиль с золотыми рогами. Африканский профиль - в честь Сципиона Африканского, который останавливался на этом холме со своим войском. Об этих временах напоминает название улицы - Via Capo d"Africa.

В 312 году до н.э. для того, что обеспечить водой, был построен акведук. Некоторые его арки сохранились до сих пор. А во время правления Флавия недалеко от Целия возвели грандиозный Колизей .

По улице, проходившей на месте нынешней via di San Gregorio проходили легионы триумфаторов, тащившие за собой рабов и колесницы с добычей. Отсюда их путь лежал наверх, на Капитолий , через Священную улицу Форума.
Начнем нашу прогулку с via S. Giovanni in Laterano , здесь находится Базилика Сан Клементе (Basilica di San Clemente) (piazza San Clemente) . Это одна из титульных базилик Рима , освящённая в память о втором римском папе Клименте I.


Базилика Сан Клементе

В царствование Траяна Климент был изгнан из Рима в Херсонес, а потом сброшен в море с якорем на шеи.
Его останки были собраны и преданы земле христианами.
Около 860 г. славянские учители Кирилл и Мефодий разыскали в Херсонесе мощи святого Климента и оправились в Рим к Папе, просить разрешение на проповедь в славянских землях, принеся в дар мощи святого Климента .
Папа отнес мощи в церковь, построенную значительно раньше, которую осветили и назвали в честь св. Климента.
Современная базилика включает в себя три церкви: верхняя, возведенная в XII веке, средняя, постройка IV века и нижняя церковь, I век.
В нижней части расположен языческий алтарь для поклонения богине Митре . Культ Митры был официально запрещен в 395 году, тогда на месте митреума построили апсиду базилики.
В средней церкви можно увидеть уникальные фрески IX века.
Верхняя часть содержит мозаики, наполненные раннехристианской символикой. Справа от алтаря находится гробница равноапостольного Кирилла . Гробницу окружают памятные мраморные доски, подаренные храму различными славянскими народами.
В 1719 г. Карло Стефано Фонтана обновил фасад базилики, сделав его в стиле барокко.
Чуть дальше расположилась церковь Четверо коронованных святых (Santi Quattro Coronati) (Via dei Ss.Quattro) .
Церковь носит имя четырех мучеников, пострадавших за Христа. Легенда рассказывает, что все они были скульпторами и отказались изваять статую идола, за что и были умерщвлены при императоре Диоклетиане.
Пятеро солдат, которые должны были исполнить приказание императора и убить их, были тронуты их стойкостью в вере, их силой мужества и сами поверили в Христа, за что также были убиты.
Таким образом, не смотря на название, в церкви погребены девять мучеников. Четыре саркофага с девятью мучениками находятся в крипте церкви.
На via Santo Stefano Rotondo, 7 расположена церковь Ротонда Святого Стефана (Santo Stefano Rotondo) .


Круглая церквь посвящена Святому Стефану. Церковь было основана в V веке на месте языческого храма Фавна, это большая круглая постройка (65 метров в диаметре) с двумя колонными коридорами, которые окружали центральную часть.


Церковь Ротонда Святого Стефана

Церковь была построена при военном лагере Castra Peregrina , здесь также располагался языческий митреум.
Церковь неоднократно реставрировалась и перестраивалась. Стены церкви Санто Стефано покрыты фресками из жизни Святого Стефана работы Помаранчо и Антонио Темпеста. В центре церкви расположен алтарь, выполненный скульптуром Бернардо Росселлино.


Церковь Ротонда Святого Стефана

Свернем на Via della Navicella, 10 , здесь находится Церковь Санта-Мария-ин-Домника (Chiesa di Santa Maria in Domnica alla Navicella) .


Церковь Божией Матери «у Кораблика» устроена на месте дома благочестивой римлянки Кириаки, где в середине III века, по случаю гонения, укрывались христиане со своими персвитерами, и где святой диакон Лаврентий, по воле священномученика Сикста II, папы римского, раздавал церковное имущество бедным перед своей кончиной.
Под главным алтарем почивают мощи святой мученицы Феодоры и часть мощей святой мученицы Бальбины. В апсиде церкви сохранилась замечательная мозаика IX века.
Ее изящный бело-желтый портик приписывают Андреа Сансовино, Бальдассаре Перуцци или даже Рафаэлю, но самое интересное, что тут есть - это оставшаяся со времен Паскаля I (817–824) зелено-голубая мозаика с Мадонной, ангелами и коленопреклоненным (с квадратным нимбом) папой-заказчиком.
Вторая броская деталь в Санта-Мария-ин-Домника - потолок. Он кессонированный, как и было положено в эпоху расцвета Медичи.


Церковь Санта-Мария-ин-Домника

Помимо потолка и портика кардинал Джованни повелел устроить фонтан «Навичелла» (navicella - «кораблик») с мраморной моделью римского корабля.


Церковь Санта-Мария-ин-Домника

Рядом вход в городской парк, окружающий виллу Челимонтана (Villa Celimontana, 1580-е гг.).
Некогда вилла принадлежала семье герцогов Маттеи, окруживших здание парком и устроивших сад с экзотическими деревьями. С 1926 г. в здании размещается Итальянское географическое общество, а в парке летом проводятся джазовые фестивали.
Слевой стороны от церкви расположен госпиталь Тринитариев (Ospedale dei Тrinitari) .


Госпиталь Тринитариев

В XII веке здесь был расположен монастырь бенедикцев, от которого сейчас не осталось и следа. Современная постройка была воздвигнута монахами-тринитариями («Орден Пресвятой Троицы»), в 1207 году.
Основная задача ордена был выкуп христиан из мусульманского плена. И для того, чтобы излечивать освобожденных христиан был построен этот госпиталь.
Вход работы Якопо ди Лоренцо и его сына Косьмы сохранился с древних времен. Его украшает мозаика 1218 года - Христос окруженный черным и белым рабами.
В 1925 году помещение, которое занимал госпиталь полностью реставрировали, и здесь разместился Исследовательский институт удобрений.
Если пройти внутрь, то можно увидеть маленькую церковь Сан-Томмазо-ин-Формис (S. Tommaso in Formis) (вход в церковь за аркой Долабелла и Силана) .


Церковь Сан-Томмазо ин Формис

Церковь возведена в начале XIII в. и принадлежала ордену Тринитариев. Она посвящена Святому Жану де Мата – основателю ордена. Жан де Мата родился в Провансе в 1150 году, но после видения, которое было знаком для того, чтобы посвятить свою жизнь спасению христианских пленников, он приехал в Рим . И в 1198 году Жан де Мата получил согласие папы Иннокентия III на учреждение нового монашеского ордена.
Тринитарии собирали средства на выкуп невольников из мусульманского плена. Жан де Мата сам ездил в Тунис и освобождал пленных.
Умер де Мата в Риме в 1213 году и был похоронен в этой церкви, но в 1655 г. два монаха похитили тело основателя ордена и увезли в Мадрид.
В церкви – один неф и два алтаря, здесь находятся работы Джеролама Сичиоланте, названного Сермонета. (кон. XVI в.)

Дальше можно увидеть величественную и монументальную арку Долабелла и Силана (Arco di Dolabella e Silano) , которую использовали в качестве перехода под акведуком. Ширина арки - 4 метра, высота арки была 6,5 метров, ее венчала надпись: «Возведена и проверена консулами Публием Корнелиумом Добабелла сыном Публия и Гаем Джинием Силаном сыном Гая Фламина Мациала по велению Сената».


Церковь Святого Иоанна и Павла (Santi Giovanni e Paolo) (Piazza Santi Giovanni e Paolo, 13) . Церковь основана в 398 году сенатором Бизанте в доме, принадлежавшем мученикам Иоанну и Павлу.


Церковь Святого Иоанна и Павла
Святые мученики Иоанн и Павел, братья были знатными римлянами и служили при дворе святого императора Константина, в охране его дочери Констанции. Будучи христианами они обратили в веру консула Галликана в 330 году. Пострадали святые мученики в 362 году при императоре Юлиане Отступнике (361 - 363). Отказавшись поклониться языческим богам, святые братья исповедовали себя христианами.
Им усекли головы в их собственном доме. В центральном нефе церкви лежит на полу плита, отмечая то место, где мученики предали душу Господу.
В главном алтаре в древней порфирьевой раке покоятся мощи святых мучеников братьев Иоанна и Павла.
Под церковью находится дом мучеников Иоанна и Павла , известный как «casa romama» - римский дом. Дом состоит из нескольких комнат, покрытых фресками I-IV вв., оратория и маленького музея.


Римский дом


Римский дом

Для широкой публике он был открыт только в 2002 году. (Открыт все дни, кроме пн и ср, 10.00-13.00 и 15.00-18.00, 6 евро)
К церкви примыкает римский Храм Божественного Клавдия (Tempio del Divo Claudio) . Жена Клавдия - Агриппина Младшая, после смерти мужав 54 году приказала построить храм. После большого пожара во времена правления Нерона храм сильно пострадал, но был восстановлен Веспасианом. Огромный храм редко упоминался в исторических документах. До наших дней сохранились лишь опорные стены и портики.


Храм Божественного Клавдия


Храм Божественного Клавдия

Дальше начинается уникальная античная улица с семью арками-контрфорсами via Clivo di Scauro .
В древние времена здесь располагались торговые лавки - tabernae, остатки которых сохранились под ораторией Санта Барбара.


Улица Кливо ди Скауро

Сейчас сложно представить, но когда-то это была обширная Библиотека , основанная Агапито (535-536 гг.).

В конце холма можно увидеть церковь святого Григория Двоеслова на Целийском холме (Chiesa di S. Gregorio Magno) (Piazza di San Gregorio, 1) .


Церковь святого Григория Двоеслова

В VI веке папа Григорий I устроил в своем отеческом доме на склоне Целийского холма церковь святого Андрея Первозванного, а при ней монастырь, о котором заботился всю свою жизнь. Еще будучи диаконом святой Григорий был приглашен в Константинополь, где оставался 7 лет (579-586), но и тогда не забывал «своих» монахов, даже тогда, когда был избран папой (590). Но после смерти Григория монастырь запустел. Возобновлен он был папой Григорием II, который устроил здесь церковь, посвященную Григорию Двоеслову.
В церкви, в приделе святого Григория Двоеслова сохранился престол, на котором служил святитель. Из этого придела открывается вход в комнату святителя Григория, в которой стоит его святительская кафедра из мрамора. Напротив нее сохранилось место, где почивали мощи святителя до перенесения их в Ватиканский собор.
Рядом с церковью святого Григория Двоеслова стоят три оратории - маленьких храма.

Ангел земной, цвете веры и девства,
К мужеству велию Богом избра нная,
Духа цевни це, Христова невеста,
Радуйся, мученице Татиано!

Разум Небесный стяжавшая в кротости,
Ветвь плодоносная, благоуханная,
Бедным и сирым заступница в горестях,
Радуйся, мученице Татиано!

Днесь светло ликует град святый Рим, прославляющее мученицу Татиану и с нею же купно дев и жен, жизнь свою за веру во Христа положившия. Вы бо еси граду сему похвала и утверждение, а нас многогрешных укрепление и пред Господом за нас заступление.

Сегодня мы с вами пройдем по Риму, городу святой мученицы Татианы, где она жила, служила Христу и пострадала за Него. Войдем в римские храмы. Поклонимся мощам святых мучениц. Их жизнь и смерть — это слава нашей Церкви.

Святая мученица Татиана, моли Бога о нас! Все мученицы, купно с нею в стольном граде Рима пострадавшие, молите Бога о нас! Помогайте нам на нашем пути.

Господь пока не сподобил нас пролить кровь за Него, но наш путь — это тоже путь мученичества.

Христианская община очень рано знала ценность "незримого мученичества". "Я каждый день умираю", — пишет апостол Павел (1 Кор 15, 31).

Св. Киприан Карфагенский (III в): Есть мученичество красное и мученичество белое. "Красное" — это мученичество крови, пролитой во времена гонений, "белое" — мученичество жертвенного сострадания и дел милосердия в мирные времена.

Древние ирландские святые разбивали мученичество даже не по двум, а по трем степеням.

Высшая степень мучений - «красное мученичество», пролитие крови во имя Христово. Ему предшествуют еще две ступени: Первая - «белое мученичество», очищение плоти посредством лишений, поста и добровольного страдания. Вторая - «зеленое мученичество», очищение души путем отказа от всех желаний и покаяния во всех грехах прошлого.

Ориген считал аскетическую жизнь подготовкой к будущему мученическому подвигу, и вместе с тем заменой мученичества, если его призвание все же окажется иным. Он различал "явное" и "тайное" мученичество или мученичество совести. Если первое — удел немногих, то ко второму призваны все, писал Ориген.

Знаем ли мы это? Понимаем ли?

Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.

Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, —
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.

От Меня это было.
Митрополит Мануил (Лемешевский)

Мученицы

1. Святая мученица Сосанна

Агница Твоя, Иисусе, Сосанна…

Сосана-дева была племянницей святого Папы Римского Гаия и в родстве с императором Диоклитианом. Диоклетиан решил выдать ее за своего соправителя Максимиана Геркула. Дева была непреклонна, и император дал позволение соправителю обесчестить Сосанну. Чудесным образом ее защитил Ангел. Она отказалась и принести жертву идолам.

"Я сама себя приношу в жертву Господу моему", — это ее доподлинные слова.

Мученице отсекли голову. Комната, где ее убили, была освящена и превращена в церковь Santa Susanna.

Мощи святой Сосанны покоятся здесь доселе.

Фото: Chiesa di Santa Susanna

2. Преподобномученица Евгения


Статуи мцц. Евгении и Клавдии в Церкви 12 апостолов, Рим

Преподобномученица Евгения, знатная римлянка в юности, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь и подвизалась там в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления.

Вынужденная вернуться к родителям, Евгения привела их к христианству. Ее отец стал епископом и принял мученическую смерть; мать ее Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам, а Евгения приводила ко Христу многих девиц.

Ее схватили по доносу и насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как все капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень упал, и она осталась невредима. Невредимой осталась ока и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова Так и произошло. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия.

Мощи преподобномученицы Евгении и мученицы Клавдии почитвают в центре Рима в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов

Агница Твоя, Иисусе, Евгения…

Церковь во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов /Chiesa dei SS. Apostoli; Piazza SS. Apostoli— Sant’Eugenia

3. Мученицы Вера, Надежда, Любовь


Chiesa di San Pancrazio fuori le mura

На древней Аврелиевой дороге, за городскими стенами, казнили на глазах матери трех маленьких дочерей. Вера, Надежда и Любовь претерпели мученическую кончину на этом самом месте.

Римские христианки явно и видимым образом отдали свою жизнь за Христа. Мы страдаем за Него иначе. Нам приходится сносить беды и скудные тяготы каждого дня, нести крест мучений, страдая и от ближних, и от своих собственных страстей. И раз за разом все встает тот же вопрос: как снести эту ношу? Да и нужна ли она? Да, ибо все мы призваны к мученичеству за Христа — кто к красному, а кто к белому.

Ликует Рим в языческом весельи,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло и непотребном "бис",
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное, большое наслажденье
Испытывал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку настигает меч.

О, воины, почто забыта слава,
Вчера герои, нынче палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.

Иеромонах Роман Матюшин

Составила Анна Гиппиус

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия . Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи . Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас !

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии

Свя-той му-че-ник Фе-о-дот и свя-тые му-че-ни-цы семь дев - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия - жи-ли во 2-й по-ло-вине III ве-ка в го-ро-де Ан-ки-ре, Га-ла-тий-ской об-ла-сти, и му-че-ни-че-ски скон-ча-лись за Хри-ста в на-ча-ле IV ве-ка. Свя-той Фе-о-дот был "кор-чем-ни-ком", имел свою го-сти-ни-цу, был же-нат. Уже то-гда он до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства: со-блю-дал чи-сто-ту и це-ло-муд-рие, вос-пи-ты-вал в се-бе воз-дер-жа-ние, по-ко-рял плоть ду-ху, упраж-ня-ясь в по-сте и мо-лит-ве. Сво-и-ми бе-се-да-ми он при-во-дил иуде-ев и языч-ни-ков к хри-сти-ан-ской ве-ре, а греш-ни-ков - к рас-ка-я-нию и ис-прав-ле-нию. Свя-той Фе-о-дот вос-при-ял от Гос-по-да дар ис-це-ле-ний и вра-че-вал боль-ных воз-ло-же-ни-ем на них рук.

Во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305) на хри-сти-ан в го-род Ан-ки-ру был на-зна-чен из-вест-ный сво-ей же-сто-ко-стью пра-ви-тель Фео-текн. Мно-гие хри-сти-ане бе-жа-ли из го-ро-да, остав-ляя свои до-ма и иму-ще-ство. Фео-текн опо-ве-стил всех хри-сти-ан, что они обя-за-ны при-не-сти жерт-ву идо-лам, в слу-чае же от-ка-за бу-дут пре-да-ны на му-че-ния и смерть. Языч-ни-ки при-во-ди-ли хри-сти-ан на му-че-ния, а иму-ще-ство их рас-хи-ща-ли.

В стране на-сту-пил го-лод. В эти су-ро-вые дни свя-той Фе-о-дот в сво-ей го-сти-ни-це да-вал при-ют хри-сти-а-нам, остав-шим-ся без кро-ва, пи-тал их, скры-вал под-вер-гав-ших-ся пре-сле-до-ва-нию, из сво-их за-па-сов да-вал в ра-зо-рен-ные церк-ви все необ-хо-ди-мое для со-вер-ше-ния Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии. Он бес-страш-но про-ни-кал в тюрь-мы, ока-зы-вая по-мощь невин-но осуж-ден-ным, убеж-дая быть до кон-ца вер-ны-ми Хри-сту Спа-си-те-лю. Фе-о-дот не стра-шил-ся по-гре-бать остан-ки свя-тых му-че-ни-ков, тай-но уно-ся их или вы-ку-пая за день-ги у во-и-нов. Ко-гда в Ан-ки-ре хри-сти-ан-ские церк-ви бы-ли ра-зо-ре-ны и за-кры-ты, Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию ста-ли со-вер-шать в его го-сти-ни-це. Со-зна-вая, что ему то-же пред-сто-ит му-че-ни-че-ский по-двиг, свя-той Фе-о-дот в бе-се-де со свя-щен-ни-ком Фрон-то-ном пред-ска-зал, что ему в ско-ром вре-ме-ни до-ста-вят му-че-ни-че-ские мо-щи на ме-сто, вы-бран-ное ими обо-и-ми. В под-твер-жде-ние этих слов свя-той Фе-о-дот от-дал свой пер-стень свя-щен-ни-ку.

В то вре-мя смерть за Хри-ста при-ня-ли семь свя-тых дев, из ко-то-рых стар-шая, свя-тая Те-ку-са, бы-ла тет-кой свя-то-го Фе-о-до-та. Свя-тые де-вы - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия с юных лет по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу, жи-ли в по-сто-ян-ных мо-лит-вах, по-сте, воз-дер-жа-нии, доб-рых де-лах и все до-стиг-ли стар-че-ско-го воз-рас-та. При-ве-ден-ные на суд как хри-сти-ан-ки, свя-тые де-вы му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ли пе-ред Фео-тек-ном свою ве-ру во Хри-ста и бы-ли пре-да-ны ис-тя-за-ни-ям, но оста-лись непо-ко-ле-би-мы-ми. То-гда пра-ви-тель пре-дал их бес-стыд-ным юно-шам на осквер-не-ние. Свя-тые де-вы го-ря-чо мо-ли-лись, про-ся у Бо-га по-мо-щи. Свя-тая Те-ку-са упа-ла к но-гам юно-шей, сняв го-лов-ное по-кры-ва-ло, по-ка-за-ла им свою се-дую го-ло-ву. Юно-ши опом-ни-лись, са-ми за-пла-ка-ли и ушли прочь. То-гда пра-ви-тель по-ве-лел, чтобы свя-тые при-ня-ли уча-стие в празд-но-ва-нии "омо-ве-ния идо-лов", как это со-вер-ша-ли язы-че-ские жри-цы, но свя-тые де-вы сно-ва от-ка-за-лись. За это они бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти. Каж-дой на шею был при-вя-зан тя-же-лый ка-мень, и все семь свя-тых дев бы-ли утоп-ле-ны в озе-ре. В сле-ду-ю-щую ночь свя-тая Те-ку-са яви-лась во сне свя-то-му Фе-о-до-ту, про-ся до-стать те-ла их и по-хо-ро-нить по-хри-сти-ан-ски. Свя-той Фе-о-дот, взяв с со-бой сво-е-го дру-га По-ли-хро-ния и дру-гих хри-сти-ан, на-пра-вил-ся к озе-ру. Бы-ло тем-но, и путь ука-зы-ва-ла го-ря-щая лам-па-да. Меж-ду тем пе-ред стра-жей, по-став-лен-ной языч-ни-ка-ми на бе-ре-гу озе-ра, явил-ся свя-той му-че-ник Со-сандр. Устра-шен-ная стра-жа об-ра-ти-лась в бег-ство. Ве-тер ото-гнал во-ду на дру-гую сто-ро-ну озе-ра. Хри-сти-ане по-до-шли к те-лам свя-тых му-че-ниц и увез-ли их к церк-ви, где и пре-да-ли по-гре-бе-нию. Узнав о по-хи-ще-нии тел свя-тых му-че-ниц, пра-ви-тель при-шел в ярость и при-ка-зал хва-тать без раз-бо-ра всех хри-сти-ан и пре-да-вать их му-че-ни-ям. Был схва-чен и По-ли-хро-ний. Не вы-дер-жав ис-тя-за-ний, он ука-зал на свя-то-го Фе-о-до-та как ви-нов-ни-ка по-хи-ще-ния тел. Свя-той Фе-о-дот стал го-то-вить-ся к смер-ти за Хри-ста; воз-не-ся вме-сте со все-ми хри-сти-а-на-ми усерд-ные мо-лит-вы, он за-ве-щал от-дать его те-ло свя-щен-ни-ку Фрон-то-ну, ко-то-ро-му ра-нее от-дал свой пер-стень. Свя-той пред-стал пе-ред су-дом. Ему по-ка-за-ли раз-лич-ные ору-дия му-че-ний и вме-сте с тем обе-ща-ли боль-шие по-че-сти и бо-гат-ство, ес-ли он от-ре-чет-ся от Хри-ста. Свя-той Фе-о-дот про-сла-вил Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ис-по-ве-дал свою ве-ру в Него. В яро-сти языч-ни-ки пре-да-ли свя-то-го про-дол-жи-тель-ным ис-тя-за-ни-ям, но си-ла Бо-жия под-дер-жа-ла свя-то-го му-че-ни-ка. Он остал-ся жив и был от-ве-ден в тем-ни-цу. На сле-ду-ю-щее утро пра-ви-тель вновь при-ка-зал ис-тя-зать свя-то-го, но вско-ре по-нял, что по-ко-ле-бать его му-же-ство невоз-мож-но. То-гда он по-ве-лел от-сечь го-ло-ву му-че-ни-ку. Казнь со-вер-ши-лась, но под-няв-ша-я-ся бу-ря по-ме-ша-ла во-и-нам сжечь те-ло му-че-ни-ка. Во-и-ны, си-дя в па-лат-ке, оста-лись сте-речь те-ло. В это вре-мя свя-щен-ник Фрон-тон про-хо-дил близ-ле-жа-щей до-ро-гой, ве-дя ос-ла с по-кла-жей ви-на из сво-е-го ви-но-град-ни-ка. Око-ло ме-ста, где ле-жа-ло те-ло свя-то-го Фе-о-до-та, осел вдруг упал. Во-и-ны по-мог-ли под-нять его и рас-ска-за-ли Фрон-то-ну, что сте-ре-гут те-ло каз-нен-но-го хри-сти-а-ни-на Фе-о-до-та. Свя-щен-ник по-нял, что Гос-подь про-мыс-ли-тель-но при-вел его сю-да. Он воз-ло-жил свя-тые остан-ки на ос-ла и при-вез их на ме-сто, ука-зан-ное свя-тым Фе-о-до-том для сво-е-го по-гре-бе-ния, и с че-стью пре-дал зем-ле. Впо-след-ствии он воз-двиг на этом ме-сте цер-ковь. Свя-той Фе-о-дот при-нял смерть за Хри-ста 7 июня 303 или 304 го-да, а вос-по-ми-на-ет-ся его па-мять 18 мая, в день смер-ти свя-тых дев.

Опи-са-ние жиз-ни и му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-то-го Фе-о-до-та и стра-да-ния свя-тых дев со-ста-вил совре-мен-ник и спо-движ-ник свя-то-го Фе-о-до-та и оче-ви-дец смер-ти его - Нил, на-хо-див-ший-ся в го-ро-де Ан-ки-ре в пе-ри-од го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

По преданию, первоначальный состав Семигорья (лат. «Септимонтиум») охватывал Палатин с двумя отрогами Цермап и Велия, северо-западную часть Целия и три возвышенности Эсквилина: Карины, Оппий, Циспий. Холмы Квиринал и Виминал населяли сабиняне, влившиеся в римское сообщество уже после улаживания инцидента с похищением сабинянок. Таким образом, Целий изначально входил в священные границы (померий) Рима и частично находился внутри древнейшей Сервиевой стены. Но большая его часть оставалась снаружи, и там разрешалось устраивать захоронения и строить храмы иноземным богам. В архаичный период в дубовой роще на этом холме поклонялись духам леса и источников. Так, второй царь Рима Нума Помпилий (715-673/672 гг. до н. э.) возвел в Капенской роще святилище нимфы-прорицательницы Эгерии, которая, по легенде, была его женой и лучшей советницей в упорядочении законодательства и религиозных культов (полагают, что они встретились там, где сейчас сады виллы Челимонтана). Также на Целиевом холме находилось святилище Карны - покровительницы важнейших органов человеческого тела; жертвоприношения богине совершалось 1 июня.
Заселение Целия латинянами произошло при третьем царе Тулле Гостилии (673-641 гг. до н. э.): этот воинственный правитель подчинил Альба-Лонгу, а когда считавшиеся союзниками альбанцы не поспешили поддержать во время войны с Фиденами (надеясь вернуть независимость в случае поражения римлян), их город в наказание был разрушен. Сами альбанцы были насильно переселены на Целий и получили права римлян. По преданию, Тулл Гостилий тоже поставил здесь свой дом. Он был доволен: при нем население молодого Рима удвоилось.
Нынешний топоним историки почти единогласно возводят к знатному этруску Целию Вибенна (Кайлию Випина), который был кондотьером - предводителем наемного отряда. Его вместе с братом Авилем и остатками отряда, судя по этрусским источникам, изгнали из родного города Вульчи. На прекрасно сохранившейся этрусской фреске в «гробнице Франсуа» в Вульчи (обнаружена А. Франсуа в 1857 г.) есть детальная сцена освобождения связанного веревкой Целия Мастарной, в то время как Авиль и еще четверо из этой компании закалывают своих противников; все действующие лица названы по именам, про поверженных написано, откуда они родом. Среди убитых есть, в частности, некий Гней Тарквиний из Рима. Придя в Рим, люди Целия поставили на холме Куеркуетуланус военный лагерь. Они захватили власть, убив царя и его приближенных из этрусского города Тарквинии. После захвата Рима и смерти Целия авантюрист Мастарна, вероятно, устранил Авиля и изменил свое имя. Тогда же Дубравный холм был переименован в честь погибшего Целия Вибенны. По версии, озвученной в сенате Клавдием, наемник Целия по имени Мастарна был не кем иным, как царем Сервием Туллием (578-535 гг. до н. э.). Это не доказано, но и не исключено. Как было на самом деле, судить сложно: если сравнивать этрусские и римские хроники, история словно бы начинает двоиться.
Целий долго был плебейским районом, застроенным доходными домами. При императоре Августе (27 г. до н. э. - 14 г. н.э.) территория холма стала обозначаться как Целимонтиум (район II). Участок холма между Латерано и Порта-Маджоре административно был отнесен к V району (Эсквилин). Только после пожара 27 г. н. э. Целий начали застраивать особняками богачей.
Целийский холм находится на юго-востоке от исторического центра. Развивался он вполне традиционно для Древнего Рима: вначале это был плебейский район, но впоследствии патриции застроили всю территорию дворцами и колоннами. Знаменитые термы Каракаллы находятся совсем рядом, под холмом.
В самом Риме захоронения были запрещены, поэтому сразу за городской стеной вдоль дорог начиналось городское кладбище. Чем внушительнее гробница, тем престижнее.
От Капенских ворот Сервиевой стены на юго-восток, через область латинов, уходила в направлении Капуи одна из древнейших римских общественных дорог - Латинская, расширенная к 334 г. до н. э. Вдоль Латинской дороги за старой чертой города располагаются несколько катакомб, в том числе богато украшенные фресками катакомбы на Латинской дороге (найдены в 1955 г.). В 312 г. до н. э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека почти параллельно Латинской пролегла отходящая от нее чуть южнее новая, более удобная военная Аппиева дорога. Она шла от Капенских ворот до Капуи, где соединялась с Латинской дорогой. Постепенно вдоль новой дороги на обочине тоже выстроились длинные шеренги монументальных некрополей, катакомб и колумбариев. Так, вскоре после открытия Аппиевой дороги всего в километре от Капенских ворот был построен сохранившийся до наших дней некрополь древнего рода Корнелиев Сципионов - гробница Сципионов, использовавшаяся с 298 г. до н. э. до III в. н. э. для 30 захоронений, позже заброшенная и обнаруженная в 1780 г. Кроме того, Аппиева дорога получила печальную известность после подавления восстания Спартака, когда в 71 г. до н. э. вдоль нее от Капуи до Рима были распяты более 6 тысяч пленных рабов...
Аппиева дорога с поверхностью из гладких каменных блоков приводила современников в восхищение своей основательностью: это была первая мощеная дорога такого качества. Позже ее достроили от Капуи до города-порта Бриндизи, и по ней было организовано сообщение с Грецией, Египтом, Малой Азией и др. Одновременно со строительством первого участка дороги параллельно ей строили самый старый римский акведук аква Аппия длиной 16,5 км, доводивший воду до Бычьего форума. В 144-140 гг. до н. э. для снабжения Рима водой через Целий пролегли также старейшие акведуки Анио-Ветус и аква Марция (также отводили воду от левого притока Тибра Анио), позже были достроены аква Тепула и аква Юлия. При Клавдии в 52 г. н. э. были построены Анио-Новус и аква Клавдия. Вблизи города последние 13 км акведуков шли над землей на монументальных трехуровневых арочных конструкциях, достигающих высоты 32 м. В частности, два пролета туфовой арки, служившие частью акведуков аква Клавдия и Анио-Новус на пересечении с виа Пренестина и виа Лабикана в III в. н. э., превратилась в мощные ворота Аврелиановой стены с названием Порта-Маджоре. Когда при Нероне достраивали акведук Клавдия, под его опору использовали арку Донателы постройки 10 г. н. э., которую еще называли воротами Целийского холма.
С именем Клавдия, помимо акведука, связаны также двухэтажный храм Божественного Клавдия (сохранились его развалины на прямоугольном фундаменте 180 x200 м), построенные его женой Агриппиной в 54 г. н. э. на склоне холма напротив Колизея, и название улицы - виа Клавдия. Нерон разрушил часть храма, чтобы построить большой нимфей, но после его смерти Веспасиан восстановил здание. Рядом с ним расположена улица с названием спуск Скавр (вероятно, в честь Эмилия Скавра, цензора в 109 г. до н. э.).
На спуске был ряд жилых больших зданий эпохи империи, крипта и базилика; недалеко - торговые ряды и многоквартирные доходные дома. В IV в. на Целии было построено несколько частных богатых домов, в том числе палаты Фаусты (возможно, принадлежали второй жене Константина), Домиции Луциллы (матери Марка Аврелия) и огромное здание Вектилиановых палат, перестроенное из более раннего строения времен республики. Предположительно оно служило резиденцией императора Коммода, где его и задушили в конце 192 г. н. э.
В загородной части холма в Латеране (собственность семьи Латеран, конфискованная в 65 г. Нероном) при Траяне (98-117 гг.) были построены казармы Кастра-Перегрина, рядом в 193-197 гг. появилась Кастра-Нова (казармы императорской конной гвардии). Когда военный корпус был расформирован Константином, казармы снесли и возвели старейшую христианскую базилику Св. Иоанна Латеранского (318 г. н. э.). Константин подарил ее Папе Римскому, и с тех пор она считается главнейшей католической церковью. В Средние века по ней весь холм стали называть Латеранским.

Общая информация

Целий - один из семи холмов Рима; заселен в VI в. до н. э. царем Туллой Гостилием побежденными латинянами из Альба-Лонги.

Местоположение : юго-восточный сектор исторического центра Рима, частично внутри, большей частью снаружи древней Сервиевой стены.

В республиканский период - плебейский район, застроенный доходными домами.

С 27 г. н. э. - строительство богатых частных домов для знати.

Цифры

Ширина холма Целий : 400-500 м.

Длина : ок. 2 км.
Длина Аппиевой дороги (Аппия-Антика) : до Капуи - 195 км, до Бриндизи - 540 км.

Длина Латинской дороги : около 218 км до Капуи.

Достопримечательности

Храм Божественного Клавдия .
Холм Скавров .
Арка Долабеллы .
Палаты Вектилиана .
Латеран .
Порта-Маджоре , гробница булочника Эврисака, подземная базилика Порта-Маджоре.
Сессорий : дворец св. Елены (не сохранился), термы Елены, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
Цирк Вариана .
Лагерный амфитеатр .
Термы Каракаллы .
Гробница Сципионов .
Ворота Сан-Себастьяно (Ворота Аппия).
Аппиева дорога (окрестности).
Лудус-Магнус (между Эсквилином и Целием).
Сады и вилла Челимонтана .
Церкви : Сан-Джованни-а-Порта-Латина, Сан-Джованни-ин-Олео, Санта-Мария-ин-Домника, Санто-Стефа-но-Ротондо, Санти-Джованни-э-Паоло, Санти-Куаттро-Коронати.
Музей городских стен (делле Мура) при воротах Св. Себастьяна на Аппиевой дороге.

Любопытные факты

■ Термы Каракаллы (изначально термы Антонина), возведенные в 212-217 гг. в долине между холмами Адвентин и Целий на площади 11 га, являются самым замечательным образцом общественных бань периода империи из дошедших до наших дней. Величественные руины развлекательного центра говорят об уровне культуры римлян не меньше, чем украшавшие термы произведения искусства: мозаичные полы, фрески, скульптуры... С V в. термы Каракаллы называют одним из чудес Рима. Термы имели главный корпус 218x112 м в центре большого внутреннего двора 323х323 м, окруженного по периметру «стеной» из соединенных между собой помещений. Здесь был плавательный бассейн с теплой водой (тьепидариум) 54х23 м, а высота сводов кальдариума (помещение с горячей водой) и фригидариума (с холодной) достигала 41 и 44 м.
■ Очень любопытным памятником республиканской эпохи является гробница пекаря Эврисака («булочника, официального поставщика», как гордо значится на памятнике) между Порта-Маджоре и Порта-Лабикана. Вероятно, Эврисак был добившимся благосостояния своим трудом вольноотпущенником, и по всему видно, что он маниакально любил свою профессию, гордился ею: вся гробница украшена рельефами с разными стадиями выпечки хлеба, а большие круглые сквозные отверстия, похоже, являются настоящими, встроенными в стену тестомешалками.
■ Если пойти от Порта-Маджоре вдоль Аврелиановой стены строго на юг, быстро попадешь к церкви Санта-Кроче-ин-Джерузапемме (Святого Креста в Иерусалиме), стоящей впритык к руинам Лагерного амфитеатра. По легенде, эта церковь была построена в начале IV в. вокруг той комнаты дворца Елены (мать императора Константина), где хранились привезенные ею из Иерусалима «страстные реликвии»: фрагмент трехъязычной надписи на кресте («Иисус Назорей, царь иудейский»), две колючки тернового венца Христа, кусок гвоздя, три маленьких деревянных фрагмента Истинного Креста (Христа) и большой кусок соседнего креста; кость указательного пальца св. Фомы, куски колонны, возле которой Христа били плетьми, и т. д. Елена, говорят, привезла даже иерусалимскую землю, чтобы ею покрыли пол церкви.
■ Хотя Август и не увидел во внуке своей супруги Ливии задатков политического деятеля, тем не менее признавал за ним неплохие задатки ученого, исторические(написал несколько книг) и лингвистические (ввел в употребление новые буквы алфавита) изыскания Клавдия не внесли заметного вклада в науку и были быстро забыты. При Тиберии и Калигуле Клавдий выдавал себя чуть ли не за идиота, чтобы избежать политических преследований. К государственной службе он никогда не готовился и не стремился. Как ни странно, случайно (в результате чужого заговора) оказавшись в возрасте 51 года у власти, императором он оказался совсем неплохим. Особенно по сравнению со своим психически неуравновешенным племянником Калигулой.
■ Катакомбами (греч. «ката» - «внизу» и «комбос» - «сплетение») в наше время называют любые подземные ходы и лабиринты, а в Риме это слово относилось изначально только к подземным погребальным галереям под церковью Св. Себастьяна. Другие подземные погребальные галереи обычно назывались цементериями.
■ Римский историк Тит Ливий в IX книге из «Истории от основания города» так пишет о строительстве Аппиевой дороги: «На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность».
■ Диодор уточняет, что на строительство дороги (возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями, массивными камнями было вымощено более 1000 стадиев из 1600) Аппий растратил почти всю государственную казну.
Loading...Loading...