В россии появятся доктора теологических наук. В русской церкви появился новый доктор богословия

В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета.

Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара.

В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова.

В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность.

Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах.

В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

После войны, когда в Германии была безработица, голод, Смолич зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. А потом, когда положение в Германии стабилизировалось, он стал сотрудником Восточноевропейского института при Свободном университете в Западном Берлине. Он входил в НИИ этого университета, где продолжал изучать историю.

В это время Смолич являлся прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине, кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии.

Целью научных трудов Игоря Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. Сам он писал о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII—XIX веков, то есть периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно этот труд по истории Синодального периода стал вершиной его научной деятельности.

За свою научную деятельность историк получил степень доктора философии, а в 1964 году Свято-Сергиевский Богословский институт присудил ему звание доктора богословия honoris causa.

Ему не суждено было осуществить свой всеобъемлющий замысел. В 1970 году историк почувствовал все увеличивавшийся упадок сил и с большим трудом почти сумел завершить второй том своей Истории Синодального периода. Работа над церковной историей России от Крещения до 1700 года так и осталась на подготовительной стадии.

Скончался 2 ноября 1970 года в Берлине. Похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.

И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

- Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

- Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

- Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

- Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

- Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

- В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

- Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

- Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

- Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

- Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

- Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

- Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

Как найти своё призвание

1. Прислушиваться к себе.

Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

3. Необходимо прислушиваться к Богу.

Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

Беседовал Олег БОКОВ
adventist.ru
Печатается с сокращениями

До начала XIX года стройной общей системы аттестации в православных духовных учебных заведениях Русской Церкви не было и ученые степени присуждались в каждой школе в соответствии со своим уставом. Первая попытка согласования уставов духовных академий с общегосударственными нормами присвоения ученых степеней произошла в года. В результате священнослужителям по единым правилам стали присуждать ученые степени "кандидат богословия ", "магистр богословия " и "доктор богословия ". Первые две из них присваивались выпускникам духовных академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия могла быть присуждена только на основании защиты диссертации.

В году был принят новый устав духовных академий, а с ним и новый порядок присвоения степеней. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, а магистерская – четыре курса обучения. Эти степени обозначили лишь разные классы академических дипломов.

С года наиболее успешно окончившим духовные академии присваивались степени, а остальным - звания "действительный студент ", что было идентично университетским дипломам. Магистерская степень в этом случае была свидетельством получения высшего богословского образования. С года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: "доктор богословия ", "доктор церковной истории " и "доктор канонического права ", хотя были и исключения.

В англоязычном мире

В ряде православных учебных заведений возникших в англо язычном мире вошла в употребление общепринятая местная система религиозных учебных степеней. Обыкновенно в ходу трехступенчатая система - "бакалавр ", "магистр " и "доктор ", с присовокуплением сферы специализации. Так, на год одна из наиболее значительных православных высших духовных школ англоязычного мира - Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде , штат Нью-Йорк - предлагала три магистрские и одну докторскую программы с четырьмя специализациями: богословие (Theology), пастырство (Divinity), искусство (Arts) и служение (Ministry)

Богословие и смежные предметы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Великобритании степень доктора богословия - англ. Doctor of Divinity (D.D.) - традиционно является самой престижной из докторских степеней степенью «Доктора Университета», примерно соответствующей российской степени доктора наук. Её не следует смешивать со степенью доктора теологии - англ. Theology Doctor, ThD (D.Theol.) - первоначальный докторат, присваеваемый за исследования, и примерно соответствующий российской степени кандидата наук, в данном случае - богословия.

    Далее по важности следуют степени доктора юриспруденции (Legum Doctor) (или доктор гражданского права - Doctor of Civil Law), доктора медицины (Medicinæ Doctor), доктора гуманитарных наук (Litterarum doctor), доктора естественных наук (Scientiæ Doctor) и доктора музыки . Своим высоким статусом степень Divinitatis Doctor обязана традиционной связи британских университетов с христианской церковью. По мере секуляризации университетов в XX веке степень Divinitatis Doctor утрачивает своё прежнее значение, хотя официально всё ещё является высшей докторской степенью в английских университетах в Оксфорде, Кембридже, Дареме , а также в шотландских университетах св. Андрея, Глазго, Абердина .

    США

    В США степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa . В США не существует системы «высших докторских степеней» («higher doctorates»), поэтому высшие степени в академическом богословии - доктор философии и доктор богословия (Doctor of Theology) или доктор священного богословия (Doctor of Sacred Theology).

    Другие докторские степени в области богословия - Doctor of Biblical Studies , Doctor of Practical Theology , Doctor of Ministry .

    Российская империя

    В Российской империи учёные степени в духовных учебных заведениях были учреждены в начале XIX века .

    Доктором богословия мог стать магистр академии. Для получения степени доктора магистр должен был написать сочинение на латинском или русском языке , которое вносилось в конференцию в установленном порядке. Сочинение должно было состоять: «a) или из ответа на одну какую-нибудь из задач, конференцией предложенных к разрешению; b) или из открытия новых способов улучшить которую нибудь из наук к духовной учености относящихся: c) или из произвольно избранного сочинителем содержания, которое может иметь особенное влияние на пользу церкви».

    «Пространство предложенного сочинения достаточным, а достоинство онаго уважительным признается: а) когда сочинитель обдумал избранный им или от конференции назначенный ему предмет со всех возможных сторон: b) когда столько написал об оном, сколько должно было написать; с) когда таким точно слогом изъяснился, какой сроден сущности предмета».

    Устав также определял, что звание доктора не должно даваться за: «a) За переводы. b) За проповеди, разве бы кто постоянным упражнением в сем роде, и чистотой христианского учения, отличился особенно и заслужил общее одобрение. c) За сочинение, без особливого труда выбранные из других книг отечественных, или иностранных». В Уставе были прописаны нравственные требования к претендентам на звание доктора.

    «Никакое совершенство сочинения не должно доставить звания доктора тому, кто чистым и неукоризненным образом жизни не засвидетельствовал о себе вышнего звания быть учителем христианским. Конференция всемерно должна стараться иметь о сем верные сведения».

    Современное использование

    Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor. Согласно мнению Национального научного фонда США, эта степень эквивалентна в настоящее время степени доктора философии .

    В России

    В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не относится к компетенции Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации .

    В России и на Украине степени доктора богословия присваиваются в следующих образовательных организациях:

    • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity » (в европейской классификации)
    • Славяно-Греко-Латинская Академия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктора богословия англ. Doctor of Theology »
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - только «Кандидат богословия ».

    Законодательство РФ о богословских степенях.

    11 октября 2015 года в России был принят Паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению . В соответствии с ним будут присваиваться степени кандидатов и докторов только по философским, историческим, филологическим, педагогическим, культурологическим и искусствоведческим отраслям наук. Кандидатов и докторов теологии в соответствии с данным паспортом специальности не присваивают.

    Вместе с тем, согласно Закона об образовании в Российской Федерации, Положений об лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, Федеральным образовательным стандартам по направлению теология - богословские степени и богословские звания, присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом признаются . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и и де-факто признаются богословские степени, присужденные за рубежом и подтвержденные Апостилем , государства выдавшего богословскую степень (Doctor of Divinity и Doctor of Theology). Также де-факто признаются богословские степени выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства, они могут быть легитимны в статусе почетной степени Honoris Causa по богословию.

    См. также

    Примечания

    1. https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/field/field_document/Degree%20ceremony_201617_web.pdf
    2. Криворученко В. К. // Официальный сайт Московского гуманитарного университета . Автор - доктор исторических наук , профессор кафедры истории

    На днях в России произошло знаковое событие. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. Кирилла и Мефодия была защищена диссертация по новой, утвержденной Минобрнауки и признанной ВАК специальности «теология». Первым кандидатом наук по этой дисциплине стал декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) . Противники безуспешно попытались дискредитировать работу с помощью «карусели» отрицательных отзывов. О смысле долгого труда и интриге вокруг него «Культура» побеседовала с отцом Павлом.

    Ваша диссертация называется «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». Как она возникла?

    Я над ней работал несколько лет, а самой темой богословия святителя Филарета занимаюсь очень давно. В 2010-м вышла моя монография, посвященная святителю. Личное отношение к этому великому деятелю нашей церкви тоже возникло не случайно: в жизни было множество «подсказок» — начиная с того, что после рукоположения в 1996 году я стал священником первого построенного в честь святителя после его прославления храма. А в начале 2000-х мне неожиданно предложили издать подборку его духовных произведений. Тогда я стал читать его всерьез и навсегда пленился глубиной и красотой мысли святителя.

    Вы давно уже доктор богословия, не так ли?

    Внутрицерковную степень доктора богословия я получил в 2015-м по теме «Русское внеакадемическое богословие XIX века». Но она, как и другие подобные, не признается государством. Я, например, не мог выступать научным руководителем для аспирантов, защищающихся по любым дисциплинам в системе ВАК. Кроме того, официальные степени нужны нашему вузу, у которого сегодня единственная в России аккредитованная аспирантура и первый признанный ВАК научно-богословский журнал «Вестник ПСТГУ». С профессорами и научными сотрудниками без признаваемых в «светском пространстве» научных степеней нас могут просто закрыть однажды как «неэффективных».

    Процесс общественного признания теологии был небыстрым. Сперва наш университет, активно поддержанный в этом отношении высшей церковной властью, боролся за теологию как учебную специальность: в 1999 году стал возможен теологический бакалавриат, а вскоре и теологическая магистратура. В 2015 ВАК признал теологию научной дисциплиной, но без возможности защиты степеней. Предпоследний барьер был снят в прошлом году: разрешили наконец защищать диссертации по теологии, хотя и здесь формулировка первоначально была двойственная, «работа по теологии на степень кандидата философских наук». И только незадолго до моей защиты «философия» окончательно уступила место теологии. Прецедент создан, и путь следующим диссертантам, в том числе из моего родного ПСТГУ, открыт.

    Что мешало Вам защититься по религиоведению?

    Да, советовали поначалу переделать мою работу под религиоведческую или философскую, и так получить ваковскую степень. Мои коллеги вынуждены были подобным образом действовать до сей поры. Но я отдал прочесть свою диссертацию одному уважаемому светскому ученому, и тот резюмировал: «это богословие, и ничто иное». Дело в том, что разница между двумя науками существенная. Условно говоря, религиоведение описывает церковь снаружи, а богословие — изнутри. Как любой гуманитарий, богослов имеет дело с текстами, с историей, но для него в них содержатся не отвлеченные понятия, а свидетельства веры, которую исповедует он сам. Это помогает ему проникнуть в смысл текстов. На защите я привел пример, связанный с моим первым, консерваторским образованием пианиста: может ли стать хорошим музыковедом человек без слуха и любви к музыке, даже если он выучит назубок всю ее историю и терминологию?

    Чем отличается религиозная философия от теологии?

    Они разделяются методологически, хотя темы могут быть одни и те же. Скажем, в работах Владимира Соловьева в основном представлена первая, но есть компоненты второй. Религиозный философ высказывает свою личную точку зрения, богослов стремится установить общецерковную. В этом смысле Григорий Сковорода, которого называют «народным богословом» — все же, скорее, верующий философ.

    А чем теология разнится с богословием?

    Вообще это синонимы, различается словоупотребление — богословие относится к области церковного Предания самого по себе, теология — наука, изучающая тексты Предания с точки зрения церкви. Пример со стороны: в немецких университетах, где богословские факультеты никогда не закрывались, не преподается «теология вообще», но только католическая или лютеранская, есть где-то даже факультет православной теологии.

    Вы, конечно, помните старую советскую максиму: «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...» Простите, а зачем вам светская научная степень?

    Таких «кандидатов» полно в любой науке. Это понимают и противники научных защит по теологии: если бы у меня была, например, компиляция других авторов без тени собственной мысли, они не упустили бы случая доказать это. Есть же «Диссернет», автоматические средства проверки на плагиат. Но я уже говорил, государственная научная степень важна не столько для меня, сколько для моего университета, для церковной науки в целом.

    С обывательской точки зрения, усвоенной еще с советской школы, теология — это какая-то средневековая схоластика: «сколько ангелов уместится на кончике иглы?» Некоторые нынешние антиклерикалы, в том числе с учеными степенями, жестко связывают нынешний упадок нашей академической науки и уровня образования с «мракобесным наступлением попов по всем фронтам» и пытаются яростно с этим бороться...

    Эти люди подменяют понятия. Некоторые просто не знают, о чем идет речь, и не прилагают усилий, чтобы узнать. Другие, напротив, слишком хорошо понимают и целенаправленно борются со всем церковным по глубинному неприятию христианства, что ж, для верующих это не новость. У нас сейчас антицерковное движение, слава Богу, идет, не от государства, как в советское время, но по «общественной», так сказать, линии, от людей, стремящихся сконструировать ложную дихотомию: «общество знаний — поповское мракобесие». Но я настаиваю: богословская точка зрения на церковное Предание и Священное Писание, историю церкви и ее святых нужна и светской науке, без нее спектр представлений об интеллектуальных и духовных процессах, проходящих в обществе, будет неполон, наше знание о самих себе ущербным.

    Пять отрицательных отзывов против Вашей диссертации, направленных в ВАК, начались с довольно шумно выложенной в Сеть рецензии доктора биологических наук из академического Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича Юрия Панчина. Он, в частности, настаивает, что Вы требуете «от исследователя личного религиозного опыта», что «противоречит нормам научного исследования», а также «дискриминирует... специалистов, проводящих научную экспертизу в государственных институтах». В итоге, согласно Панчину, защита подобной работы через ВАК нарушает Конституцию РФ...

    Я ничего не «требую» и лишь констатирую собственную веру, а с текстами работаю с помощью традиционного для гуманитарных наук инструментария. Не я один заметил, что в отрицательном отзыве Панчина и четырех других биологов, солидаризовавшихся с ним, есть неприятие метода гуманитарных наук как такового. Характерно, что в мою защиту выступили светские ученые, которые восприняли критику как атаку позитивизма на гуманитарные науки вообще... Небезынтересно, что, кроме общих тезисов о «ненаучной методологии», замечания ученых биологов сводились к тому, например, что я не опроверг мнение одного советского историка, считавшего, будто бы святителя Филарета звали в народе «Филька» и отсюда пошло выражение «филькина грамота». Как прикажете опровергать такие аргументы?.. Вообще-то, честно говоря, я не ожидал, что столкнусь с такой откровенной злобой и целенаправленно организованной против моей диссертации кампанией.

    Организованной?

    Да, это был своеобразный флэшмоб: один совестливый биолог прислал мне скриншот произведенной среди специалистов его профиля сетевой рассылки в добрую сотню адресов. В непарламентских выражениях ученых призывали, отбросив брезгливость, «поставить попов на место». Отправивший мне это человек написал, что ему стыдно за своих коллег. Предполагалось набросать с полсотни отрицательных отзывов и тем самым сорвать защиту, так как все мнения должны на ней представляться. Однако правильно оформили необходимые для этого бумаги только пятеро. Их отзывы зачитывали на защите около полутора часов, и по каждому я вынужден был отвечать. И хотя все кончилось хорошо — за присуждение мне ученой степени проголосовал 21 из 22 присутствовавших членов Объединенного диссертационного совета по теологии, — для меня все это стало непростым испытанием.

    В чем научная новизна Вашей работы?

    В XVIII веке Россия восприняла европейскую секулярную культуру, что изменило очевидным образом и положение церкви. При этом, однако, традиционная точка зрения на вопрос, унаследованная еще от славянофилов, состоит в том, что проблемы западной цивилизации не должны затрагивать православное богословие. Я же доказываю, что достижение православного богословия в том, что оно стало искать и сумело в конечном счете найти ответы на вопросы, поставленные перед ним Новым временем. И святитель Филарет сделал в этом смысле качественный шаг вперед, сумев вписать традиционное богословие в новый культурный контекст. В моей диссертации я не только впервые ставлю этот вопрос, но и показываю, как святитель это сделал и к чему пришел. Это мой скромный дар величайшему и до сих пор, мне кажется, недооцененному богослову XIX столетия в год, когда мы отмечаем 150 лет со дня его кончины.

Loading...Loading...