Смотреть что такое "Весталка" в других словарях

Пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор , при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах . Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник , они имели право помиловать его, при условии, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.

В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме , соблюдение чистоты храма , совершение жертвоприношений Весте и пенатам , охрана палладиума и других святынь. Плутарх , оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.

Создание института весталок

Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию , окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась затем до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима.

Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (Vestalis Maxima ), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.

Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий . Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация :

crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex

то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».

Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев .

Ликвидация института

Институт весталок просуществовал приблизительно до года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.

Средневековая церковь, однако, почитала их и считала их прообразом Девы Марии , и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.

Наиболее известные весталки

Весталка Туккия собирает воду в решето. Картина Луиса Гектора Леру

  • Рея Сильвия (Rhea Silvia ) - мать Ромула и Рема , основателей Рима.
  • Тарпея (Tarpeia ), предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам.
  • Эмилия
  • Цецилия Метелла
  • Лициния
  • Две весталки, Туккия и Квинта Клавдия , особенно известны в истории тем, что были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Туккия смогла собрать воду в решето.
  • Аквила Севера (Aquilia Severa ), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина) .
  • Коэлия Конкордия , считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около года.

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал Нума Помпилий, упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.


Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - это жрицы и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись длинная туника белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.

Пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор , при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах . Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его, если весталка клялась, что встреча эта произошла случайно и с её стороны непреднамеренно.

В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты , соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам , охрана палладиума и других святынь. Плутарх , оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Four sisters in Ancient Rome - Ray Laurence

Субтитры

Сегодня мы посмотрим на древний Рим глазами маленькой девочки. Вот она - рисует свой автопортрет на одной из колонн атриума, в огромном доме своего отца. Её зовут Домиция, и ей всего 5 лет. У неё есть старший брат, которому 14 лет. Его назвали Луций Домиций Агенобарб, в честь его отца. Девочкам не дают таких длинных имён, как мальчикам. Хуже всего то, что их отец настоял, чтобы всех дочерей звали Домиция. «Домиция!» Ту, что рисует на колонне он зовёт Домиция III. Её старшую сестру, которой 7 лет, зовут Домиция II. А та, которой 10 лет - Домиция I. Могла бы быть ещё и Домиция IV, да только их мать умерла при родах, 3 года назад. Сложно разобраться, правда? Римлянам тоже было сложно. Они могли легко высчитать родословную по мужской линии, ведь мужчины имели тройные имена, вроде Луция Домиция Агенобарба. Но начиналась страшная путаница, когда они пытались разобраться, какая из Домиций вышла замуж за кого, кто их них приходится тётей или мачехой, и кому конкретно. Домиция III не только разрисовывает колонну, но и наблюдает за тем, что творится в доме. Сейчас утро. В эти часы её отец принимает друзей и клиентов, которые пришли выразить ему своё почтение. Среди них и Луций Попидий Секунд. Ему 17, и через 5-7 лет он планирует сочетаться браком с Домицией II. Однако он ищет расположения не будущей невесты, а её отца. Бедняжка Луций, он и не подозревает о том, что хоть его семья и богата, отец Домиции считает их отморозками из Субуры. В конце концов, этот район Рима полон цирюльников и проституток. Внезапно, все мужчины, включая её отца, уходят. Начинается второй час дня, и он должен выступать в суде, перед большой аудиторией клиентов, которые будут рукоплескать его речам, и освистывать его оппонентов. Теперь в доме стало тише. Мужчины вернутся только к ужину, то есть через 7 часов. Но что происходит в доме в эти часы? Чем весь день занимаются Домиция, Домиция и Домиция? Не лёгкий вопрос! Все римские документы, дошедшие до наших дней, писались мужчинами. Поэтому мы мало знаем о жизни римских женщин. Однако мы не можем говорить только о мужчинах, поэтому попробуем разобраться. Начнём, пожалуй, с атриума. Здесь стоит большой ткацкий станок, на котором их мать ткала материал для тоги. Домиция, Домиция и Домиция, должны были прясть шерстяные нити, которые потом пойдут на огромное полотно, овальное по форме, и более 10 метров длиной. Римляне считали пряжу и ткачество, хорошим занятием для своих жён. Нам это известно по многим надписям, на надгробиях римских женщин. В отличие от гречанок, римлянки могли выходить из дома и гулять по городу. Они посещали общественные бани по утрам, когда там не было мужчин, или ходили в отдельные бани, предназначенные только для женщин. В 70-х годах н.э. они даже могли, по желанию, купаться нагими вместе с мужчинами. Но были места, предназначенные только для мужчин: Форум, зал Суда, или здание Сената. Для женщин публичными местами были портики, с садами, скульптурами, и дорожками для прогулок. Когда Домиция, Домиция и Домиция хотели выйти куда-нибудь прогуляться, например в портик Ливии, они должны были подготовиться. Домиция II и Домиция III уже готовы, но Домиция I, которая помолвлена, и через 2 года выйдет за милого Филата, ещё не готова. Она не копотливая, просто у неё больше дел. Раз она помолвлена, она должна носить соответствующие знаки: обручальное кольцо и всё что подарил ей Филат: украшения, серьги, ожерелье и кулоны. Она даже может украсить себя диадемой в виде мирта. Всё это как-бы говорит: «Я скоро выхожу замуж за парня, который подарил мне всё это!» А в это время, Домиция II и Домиция III играют в куклы, изображая свою сестру, одетую в свадебный наряд. Настанет день, когда девочки выйдут замуж, и куклы будут принесены в дар домашним богам. Итак, все готовы. Девочки садятся в паланкины, которые несут крепкие рабы. С ними находится сопровождающий, и они движутся в портик Ливии, чтобы встретиться там с тётей. Рабы несут паланкины на своих плечах. Девочки выглядывают из-за занавесок, чтобы поглазеть на уличную толпу. Они пересекут город, пройдут мимо Колизея, а затем свернут в сторону холма, на котором расположен портик Ливии. Он был построен по заказу Ливии, жены императора Августа, рядом с поместьем Ведия Полиона. Не то чтоб он был исключительно хорошим парнем. Однажды он пытался скормить своего раба угрям, из собственного рыбного пруда, всего лишь за то, что тот опрокинул блюдо. К счастью, император, присутствующий на обеде, умерил его пыл. Паланкины остановились и девочки выходят. Держась за руки, парами они поднимаются по ступенькам, ведущим в закрытый сад, окружённый колоннадой. Домиция III отделяется, и идёт рисовать на колонне. Домиция II идёт следом за ней, но её взгляд притягивают граффити, которыми расписана колонна. Она замечает рисунок с гладиаторами, и представляет себе, как они сражаются. Ей нельзя наблюдать гладиаторские бои, разве что одним глазком, с крайних задних рядов Колизея. Оттуда она отлично разглядит 50 000 зрителей, но вряд ли разглядит кровавое сражение на арене. Если она хочет получить хорошее место, она может стать жрицей Весты, и тогда ей достанется лучшее место в партере. Но карьера девственницы-весталки далеко не всем по вкусу. Тем временем, Домиция I встретила такую же как она будущую невесту, которой 10 лет. Время идти домой. Они возвращаются после 8 часов прогулки, но в доме что-то творится. На полу разбитое блюдо. Все рабы собрались в атриуме и ждут прибытия хозяина. Он будет вне себя от ярости. Он не поднимает руку на детей, но как большинство римлян, он считает, что рабы должны быть наказаны. Кнут уже приготовлен и ждёт его. Никто не знает, кто разбил блюдо, но если нужно, хозяин прикажет пытать их всех. Дворецкий открывает парадную дверь. Среди рабов разносится тревожный шёпот. Но в дом входит вовсе не хозяин, а беременная девочка подросток. Это старшая дочь семьи - ей 15 лет, и она уже ветеран в браке и деторождении. Угадайте как её зовут. У неё есть шанс в 5-10% не пережить грядущих родов, но сейчас она приехала, чтобы отужинать с семьёй. Хоть она ещё подросток, но уже показала себя хорошей женой, родив мужу детей, которые будут носить его имя, и в будущем станут его наследниками. Семья переходит в столовую, где уже накрыт ужин. Похоже, что отец семейства был приглашён отужинать у кого-то в гостях. После ужина, девочки возвращаются в атриум, где провожают старшую сестру. Она отправится домой в паланкине, в сопровождении телохранителей отца. После проводов, сёстры возвращаются в атриум. Все рабы, от мала до велика, мужчины и женщины, с трепетом ждут прибытия хозяина. Когда он вернётся, каждый из этих рабов может стать жертвой его гнева и желания восстановить порядок и покорность, с помощью запугивания и побоев. А девочки поднимаются наверх, в свои спальни, и готовятся ко сну.

Создание института весталок

Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию , окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока язычество оставалось религией Древнего Рима.

Уже Плутарх , приводящий этот факт в своих «Сравнительных жизнеописаниях» , не мог внятно ответить на вопрос - почему в весталки выбирали именно юных девушек и почему они должны были хранить свою «чистоту» в течение 30 лет. Плутарх справедливо указывает на родство между римским и греческим обрядом поддержания негасимого огня, при том, что в Греции поддерживать огонь должны были старые девы, и случись ему погаснуть - разводить новый можно было исключительно древним способом - зажжением от солнца. Сам Плутарх пытался вывести необходимость этого вынужденного девства из сравнения с «бесплодностью огня». Однако, вернее это верование находит себе объяснение в первобытном «посвящении себя божеству» - характерном, например, для жрецов богини

весталка

весталки, ж.

    Девственная жрица Весты, богини домашнего очага в римском культе (истор.).

    Целомудренная девушка (поэт. шутл. устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

весталка

И, ж. 1. В Древнем Риме: девственная жрица Весты - богини домашнего очага, хранительница огня в храме. 2 перен. Стареющая незамужняя девица (устар. книжн., обычно ирон.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

весталка

ж. Жрица Весты, богини домашнего очага, давшая обет целомудрия (у древних римлян).

Википедия

Весталка

Весталка:

  • Весталка - жрица богини Весты в Древнем Риме
  • « Весталка » - опера Гаспаре Спонтини (1805, премьера состоялась в Париже в 1807)
  • « Весталка » - балет Сальваторе Вигано (1818) и Мариуса Петипа (1888)

Весталка (опера)

Веста́лка - трёхактная опера Гаспаре Спонтини по либретто Виктора Этьена де Жуи и, написанная в 1805 году и впервые представленная 15 декабря 1807 года в Париже, на сцене труппой Императорской академии музыки под руководством дирижёра в присутствии императрицы Жозефины.

Примеры употребления слова весталка в литературе.

Теперь на Виниция были обращены взоры всех, не исключая Поппеи и весталки Рубрии, которую император пожелал видеть на пиру.

Бились об заклад сам император, и жрецы, и весталки , и сенаторы, и всадники, и народ.

Император между тем дал знак рабам-факелоносцам и покинул цирк, а следом за ним двинулись весталки , сенаторы, сановники и августианы.

Сенаторы, весталки , император, августианы и народ с восхищением знатоков и любителей смотрели на могучие, подобные древесным стволам бедра, на грудь, напоминавшую два составленных вместе щита, и на геркулесовы руки.

Среди девяноста тысяч человек, обрекших ретиария на смерть, были и непорочные, милосердные весталки , желавшие доставить себе невинное удовольствие: зрелище смерти несчастного гладиатора.

Ливия сказала, что только прошлой ночью видела Богиню во сне, и та попросила, поскольку весталки неопытны в вопросах плотской любви, назначить какую-нибудь почтенную вдову из хорошей семьи матерью-исповедницей.

Для меня самыми интересными в завещании оказались два пункта: по одному из них я получил исторические труды, обещанные мне в свое время Поллионом, но не отданные, и ряд других ценных книг, а также двадцать тысяч золотых, другой касался старшей весталки , правнучки Випсании, -- ей было отказано сто тысяч золотых, которые она вольна была тратить по своему усмотрению -- на себя или на коллегию весталок.

Верховный понтифик ежегодно в сопровождении старшей весталки восходил на Капитолий молить Юпитера о благоденствии Рима.

Узурпатор Амулий, по римским преданиям, сверг своего брата, царя Альба - Лонги Нумитора, и сделал его дочь Рею Сильвию весталкой , чтобы у нее не было детей.

Если возник вопрос о том, чтобы запретить Клодий участвовать в Таинствах, решение его в основном зависело от светской комиссии, а не от представительниц коллегии девственных весталок .

А Луций Сергий в эту минуту с саркастическим смехом говорил своим друзьям: - Хочу на днях познакомиться с весталкой Лицинией, с которой так любезничает толстяк Марк Красс, и рассказать ей о похождениях его с Эвтибидой.

На площадке оппидума находились скамьи для консулов, высших должностных лиц, для весталок и сенаторов, тогда как остальные места ни для кого особо не предназначались и не распределялись.

Помпей, вошедший в цирк, занял место на площадке оппидума, рядом с весталками , которые собрались тут в ожидании кровавого зрелища, столь любимого этими девственницами, посвятившими себя культу богини целомудрия.

Мне, павшему в борьбе С убогой сотнею фальшивящих весталок - Ударить в бубен лбом, Иль вправду умереть, И говорить о том на перекрёстках Безносым встречным.

А вы не боитесь, мисс Динс, - обратилась весталка молочных дел к Джини, которая не без внутреннего трепета сидела около Арчибалда, собственноручно правившего рулем, - этих диких мужчин с голыми коленками и этой ореховой скорлупы, что скачет вверх и вниз, словно сбивалка в ведре с молоком.

Loading...Loading...