11 октября какой праздник у евреев. Праздник Пурим - что это? Еврейский праздник Пурим

Еврейские праздники для людей, что не связаны с культурой этого народа, кажутся чем-то непонятным, загадочным и в тоже время притягательным. Чему радуются эти люди? Почему так бесшабашно веселятся? Вот, например, праздник Пурим - что это? Со стороны кажется, что участники торжества так радуются, будто только что избежали какой-то большой беды. И это действительно так, только истории этой уже 2500 лет.

Пурим - праздник пиршества и веселья!

Пурим - весенний праздник. Чаще всего его отмечают в марте. Некоторые даже считают, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако это большое заблуждение.

Как и все еврейские праздники, он отмечается по лунному календарю и соответствует 14 числу месяца айдар. Поэтому когда празднуется Пурим в том или ином году, известно не всем.

Пурим - это праздник, в который евреям заповедано пировать и веселиться. Причем веселиться так, словно события, которым посвящен этот день, произошли вчера.

Действия, положившие начало празднику, связаны со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы, с тех пор это вспоминают уже около 2500 лет. А всем участникам пиршества заповедано веселиться и радоваться этому спасению каждый год.

Празднование начинается с чтения свитка Эстер (Есфирь), книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима. Затем начинается само торжество. Это единственный еврейский праздник, в который веселье и пиршество - не просто традиция, но и заповедь. А потому он остается самым веселым днем еврейского календаря. Итак, праздник Пурим - что это? Как проводят люди этот день?

Праздник Пурим: история одного пророчества

События, предшествующие истории Пурима, начались в 586 г. до н. э. В этот год вавилонский Царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев. Вавилонский плен продолжался 47 лет, после этого по указу царя Кира II евреи получили возможность вернуться в Иерусалим и начать восстановление храма. Однако воспользовались этой возможностью чуть больше 40 тысяч человек.

Эта история, начиная от вавилонского плена и заканчивая событиями, описанными в свитке Эстер, связана с пророчеством Иеремии, который предрек восстановление Иерусалима через 70 лет после разрушения и гибели Вавилонского царства. Эти события помогают понять то, что очень важен для евреев праздник Пурим, что это для них особенный день.

Практически все вавилонские и персидские цари жили в страхе перед этим пророчеством и надеялись, что оно окажется ложным. Пророчество долгое время защищало евреев, так как никто из правителей не решался причинить им вред в страхе перед невиданным иудейским богом.

Все изменилось с приходом к власти персидского царя Артаксеркса, одного из самых могущественных и своенравных правителей Персии, создавшего одну из величайших империй в Древнем мире. Решив, что время пророчества истекло, он устроил пир продолжительностью 180 дней в знак своего превосходства над богом евреев, не исполнившим пророчество. В еврейских источниках отмечено, что царь Персии ошибся в расчетах и через несколько лет умер.

Козни Омана

История начинается с того, что Ксеркс изгоняет свою жену за отказ танцевать обнаженной в присутствии приближенных царя. Он ищет себе новую супругу. После долгих смотрин Ксеркс выбирает Есфирь, племянницу еврейского мудреца Мардехая, человека, спасшего Ксеркса от заговора.

В это же время вторым лицом Персии, приближенным к царю, становится Аман Амиликитянин. В один из дней он столкнулся с Мардехаем, который отказался поклониться вельможе. Эта «наглость» стала поводом для страшной мести, которую Аман решил приготовить всему еврейскому народу.

Аман пришел к Ксерксу и рассказал, что в империи живет плененный еврейский народ, который не подчиняется законам Персии и не почитает царя, а чтит только своего бога и свои традиции. Разгневанный правитель приказал написать указ об уничтожении всех евреев, живущих в Персии. Аман решил кинуть жребий, чтобы определить, в какой день он будет истреблять евреев. После этого разослал гонцов по всей империи с сообщением о начале расправы 12 и 13 айдара.

Однако о тайном заговоре стало известно Эстер и она передала тревожные новости Мардехаю.

Подвиг Эстер

Единственным человеком, который может спасти евреев, становится Есфирь, способная повлиять на решение царя. Однако даже это предприятие связано с большим риском, так как ей необходимо обратиться к Ксерксу с просьбой о нарушении установленного порядка. Это может привести к ее гибели.

Мордехай придумывает рискованный план по поводу того, как привлечь внимание Атртаксеркса, а не вызвать гнев. Все остальное полностью зависит от обаяния и бесстрашия царицы.

Рискуя жизнью, Есфирь провела несколько пиров для Ксеркса. В течение долгих бесед она смогла убедить своего мужа в преданности еврейского народа, напомнив ему о том, кто именно спас его от заговора. В итоге царь уверовал в вероломство и предательство Амана. Узнав, что стало истинной причиной нападок на избранный народ, грозный властитель Персии обрушил весь гнев на Амана и его семью, обернув все свои указы против него.

Спасение еврейского народа

Первое, что повелел грозный царь - повесить Амана на виселице, приготовленной Мардехаю. Так как персидский правитель не мог отменять собственные указы, он разрешил евреям защищать свои жизни и жизни своих детей с оружием в руках от всех, кто поднимет на них руку.

Таким образом, 12 и 13 айдара еврейский народ встретил своих убийц лицом к лицу. Два дня продолжалось сражение по всей Персии, в результате которого все нападавшие были уничтожены или бежали. Всего говорится о 70 тысяч погибших, среди которых 10 сыновей Амана, возглавивших неудавшийся геноцид.

14 айдара евреи узнали, что опасность миновала и они избежали гибели. Начался великий праздник, который продолжался весь день. Мардехай повелел сделать этот день особенным, чтобы он был напоминанием грядущим поколениям о роковых событиях. В книге Эстер праздник назван днями пиршества и веселья.

Свое имя иудейский Пурим получил от слова «пур» (жребий). Таким образом, название символизирует то, что судьбу народа пытались решить,

Когда празднуют Пурим?

Как отмечено выше, Пурим празднуют 14 айдара. Однако чему соответствует этот день? Практически всегда Пурим выпадает на март или конец февраля. Каждый год эта дата приходится на разное число, так как лунный год короче солнечного на 10 дней. Так, в 2014 году празднование пришлось на 15 и 16 марта, в 2015 - на 4 и 5, а в 2016 - на 23 и 24 числа.

В Иерусалиме Пурим традиционно отмечается на день позже, это позволяет многим израильтянам отметить праздник дважды.

В период еврейского рассеяния праздник оказал свое негативное влияние на отношение христиан к иудеям. В первую очередь из-за того, что его празднование практически всегда совпадало с Великим Постом. Нередко это провоцировало погромы со стороны христианских общин. Яркое веселье, диссонирующее с днями поста, породило суеверие о том, что праздник несет антихристианский смысл.

В наше время бытует предубеждение, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако на этот день он выпадает только один раз в 25-30 лет. В каждой национальной или религиозной традиции существует праздник, выпадающий на конец зимы, начало весны. Так, в России - это Масленица, в исламской традиции - Новруз и так далее.

Существует четыре незыблемых традиции празднования Пурима. Главная из них - чтение Свитка Эстер. Причем слово «свиток» понимается буквально. Книгу читают в синагоге во время вечерней и В процессе чтения свитка в момент прочтения имени Амана посетители синагоги начинают шуметь, топать ногами и использовать специальные трещотки, выражая презрение к памяти злодея.

Праздничная трапеза - обязательная часть Пурима. Она всегда была самой насыщенной и богатой за весь год. Из особых традиций, сложившихся в этот день, можно вспомнить обязательное угощение в виде «ушей Амана» - открытых треугольных пирожков со сладкой или мясной начинкой. Кроме того, предписывается пить вино до тех пор, пока участники веселья не перестанут различать имени Амана и Мардехая. Впрочем, эта традиция исполняется по желанию.

Обязательной частью праздника являются подарки близким и знакомым в виде угощений. Одновременно с подарком говорят поздравления с Пуримом и пожелания счастливого праздника. Кроме того, всеми членами общины обязательно оказывается помощь малоимущим.

И четвертая традиция праздника - В разных общинах традиция имеет совершенно разное проявление. Например, в России обычно ограничиваются небольшой театрализованной постановкой. В европейских странах существовала традиция уличных спектаклей, на которые продавали билеты. Также в Старом свете начали проводить полноценные карнавальные шествия, которые особенно расцвели в Израиле.

В остальном может быть проявлена полная свобода, так как это еще и самый демократичный еврейский праздник, в котором главная заповедь - это веселье и радость. Все поют песни на Пурим, танцуют и наслаждаются праздником.

Традиционные блюда на Пурим

Кулинарные традиции на день Пурима достаточно условны. Однако в каждом источнике, описывающем праздничный стол, есть общие блюда.

Среди них баранина, запеченная в горшочке, которая готовится с зеленой фасолью и зеленью. Куриный которые готовят не из традиционной муки, а из перемолотой мацы. Кроме того, большой популярностью пользуются блюда из говяжьего языка, приготовленного с различными соусами. Также нередки на праздничном столе запеченные или тушеные кабачки или баклажаны.

Обязательным блюдом остаются пирожки с разной начинкой: с мясом, картофелем, капустой, творогом или повидлом.

Из традиционных для России еврейских блюд к этому списку стоит добавить цимес (блюдо из чернослива и моркови) и фаршированную рыбу, без которой не обходится ни один праздничный стол.

Карнавал на Пурим

Это одна из самых интересных частей праздника, которая является традицией только последние пару столетий. В старой традиции достаточно было небольшой театрализованной постановки из нескольких актеров. Однако со временем на Пурим сценарий усложнялся, создавались более объемные и длительные постановки с большим количеством актеров.

Сейчас неотъемлемая часть праздника - это большие еврейские спектакли, посвященные драматической истории праздника. Кроме того, театрализованные постановки создает каждая община. Впрочем, театральное действо - это только часть пиршества.

Полноценные карнавальные шествия можно назвать самой свежей струей праздника, которая набирает все большие обороты. В первую очередь эта традиция прижилась в Израиле, где Пурим приобрел по-настоящему грандиозный размах. Но не отстают и общины других стран, где карнавалы и шествия тоже начинают набирать популярность.

Пурим в Израиле

Пурим - праздник в Израиле, по размаху сопоставимый только с российским Новым годом. Яркость этого торжества связана с началом весны. В каждом городе проводятся карнавалы и яркие шествия. По всей стране работает огромное количество театрализованных концертных площадок. Люди выходят на улицы, поздравляют друг друга с Пуримом, говоря фразу "Хаг Пурим Самеах" (счастливого праздника Пурим) всем знакомым и просто встречным на пути.

Широко празднуется в Израиле праздник Пурим, история его, по сути, началась заново. Во всех странах мира во времена рассеяния еврейского народа этот важный день отмечался полуподпольно. Теперь он выплеснулся на улицы страны, стал одним из самых светлых праздников. Посетить Израиль в этот день - означает получить намного больше положительных эмоций, чем можно было рассчитывать.

Стоит посетить эту страну только для того, чтобы увидеть своими глазами праздник Пурим. Что это? И почему его так любят все от мала до велика?

Самый радостный праздник

Как празднуют Пурим? А как бы праздновали его вы, если бы пережили угрозу гибели и спаслись от нее в последний момент? Этот день наверняка запомнился бы как один из самых важных в жизни. Но почему-то многим этот праздник кажется странным и непонятным.

А ведь на самом деле каждому человеку нужен хотя бы один день в году, когда он смог бы забыть обо всех своих проблемах и жизненных неурядицах и радоваться уже только тому, что живешь. В этом и есть вся философия и смысл этого немножко сумасшедшего и очень веселого праздника. По крайней мере, именно такой вывод может сделать человек из другой страны, попавший на это тожество.

Пурим - настолько светлый и позитивный праздник, что он начинает просачиваться в другие культуры, все чаще представители других национальностей отмечают его в своем календаре красным цветом и посылают с Пуримом.

Призывает нас подняться над трещинами и пропастями в своей среде и поставить единство выше того, что нас разделяет. Сказано об этом: «Все преступления покроет любовь».

Настала весна, и к нам пришел веселый со своей особой, непередаваемой атмосферой. Маскарадные костюмы, треугольные печенья, детский смех. А еще – пиршество, на котором опьянение считается хорошим тоном. Но есть и другая сторона у истории, описанной в Книге Эстер. Радость в ней сочетается с глубоким смыслом, который адресован будущим поколениям.

Пурим – праздник серьезный. Настоящий. Он олицетворяет избавление не только евреев, но всего человечества от ужасного наследия. Причем доставшегося не от кого-нибудь, а от самого Творца.

Сказано: «Я создал зло – и дал Тору для его исправления». Иными словами, Тора – это на самом деле методика исправления человеческого эгоизма, злого начала. Оно разобщает, разводит нас, заставляет ненавидеть, лишает возможности соприкоснуться, почувствовать друг друга.

А Пурим – символ победы над произволом зла. Он говорит нам об окончательном торжестве добрых, человеческих отношений – не только среди евреев, но и во всем человечестве. Ведь как только еврейский народ избавится от своего эгоизма, это поможет всем остальным. Наш пример станет заразительным, и народы мира с легкостью последуют за нами, не прикладывая к этому абсолютно никаких усилий.

Однако есть один нюанс: пока мы медлим, мир лишен надежды на доброе будущее. Отсюда понятно, за что нас ненавидят на протяжении тысячелетий. За любыми причинами скрывается одна главная, безотчетная: всеобщее исправление и счастье полностью зависит от исправления евреев.

Как же оно претворяется в жизнь?

Вначале мы ощущаем на себе огромное внешнее и внутреннее давление. Мало нам врагов по всему миру, мы и сами не можем ладить между собой. Повсюду евреи мало-помалу дистанцируются, отстраняются друг от друга, словно хотят «спрятаться» среди народов. Сближение для нас – нонсенс. У нас огромное количество секторов, партий, течений, мы поделены барьерами, которые порой даже не укладываются у нас в сознании.

Книга Эстер рассказывает как раз об этом – о народе, который расселился, раздробился по 127 областям Древнего Вавилона. Поначалу дела шли неплохо, но затем внезапно на нас обрушились гонения, руководителем и вдохновителем которых стал . Ближайший советник царя Ахашвероша, он был поставлен выше прочих вельмож и получил в руки огромную власть.

Решив истребить всех евреев, Аман договорился с царем и подготовил всё необходимое. Однако нам удалось обратить дело себе во благо и, вместо того чтобы погибнуть, мы сами истребили всех своих ненавистников.

Почему? Как это произошло?

Аман сказал Ахашверошу: «Есть один народ, рассеянный по нашему царству, и мы можем легко уничтожить его».

Ведь евреи, вместо того чтобы поддерживать взаимосвязь, наоборот, скорее были настроены друг против друга.

Тогда Мордехай, духовный предводитель народа, призвал собратьев к объединению. И они откликнулись.

Это и стало спасением: как только мы соединились, у нас появилась огромная сила, мы ощутили свое высшее предназначение, обрели уверенность, веру в успех, цель – и взяли верх над врагами.

Надо сказать, что ситуация тогда была критической: или мы их, или они нас. Зато, разрешив ее правильно, мы избавились от проблем, вместе выбрались из вавилонского изгнания, вернулись в землю Израиля и построили Второй храм.

Надеюсь, Пурим и сегодня станет символом нашего объединения, нашей крепкой связи. Достигнув ее, мы излечимся от взаимного отторжения и избавимся от , исходящей отовсюду.

Ведь народы осознáют, что именно нам они обязаны исцелением и всеобщего кризиса. Они убедятся в том, что своим единством мы несем миру избавление от того самого «первородного зла», которое Творец намеренно создал в нас, чтобы, исправляясь, мы поднялись до Его уровня, до Его раскрытия.

Тогда, как объясняют пророки, народы мира соберутся вместе и «поднимут на плечи» народ Израиля. Иными словами, помогут нам выстроить «Третий храм», всеобъемлющее единство, о котором сказано в Псалмах: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов Земли».

Вот о чем повествует праздник Пурим. Он призывает нас к сближению, к дружбе, к взаимному согласию, к любви. Никто другой на это не способен. Мир избавится от проблем, только когда мы воссоединимся.

Более того, наше взаимное сближение приведет также к подъему на следующую, духовную ступень мира.

Сделаем же это для себя самих, для наших детей, для всего человечества – и ради Творца.

Счастливого праздника!

Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

Мы празднуем Пурим 14-го и 15-го адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. Сановник царя Гаман (Аман) замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову пур праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер). В городах, не обнесенных стеной, Пурим празднуется 14 адара, а в городах, обнесенных стеной еще со времен Йегошуа бин Нуна, - 15 адара. Этот день, 15 адара, называется Шушан-Пурим по имени древней столицы Персидской империи города Шушан, евреи которого именно в этот день избавились от угрожавшей им смертельной опасности.

Законы праздника Пурим собраны в Мишне, в 1-й и 2-й главах трактата Мегила, а также в Тосефте к этому трактату обоих Талмудов - Вавилонского и Иерусалимского.

Обязанность отмечать Пурим - одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей. Вот они:

  • 1. чтение Мегилат Эстер,
  • 2. «мишлоах манот»,
  • 3. «подарки бедным»,
  • 4. чтение Торы,
  • 5. произнесение вставки «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон»,
  • 6. веселый пир,
  • 7. запрет траура и поста.
  • В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Поэтому празднование Пурима включает в себя моменты не только духовные, но и чисто материальные, как бы призванные заявить на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А «мишлоах манот» (обмен яствами с друзьями и близкими) и «подарки бедным» доказывают, что неотъемлемая часть нашей жизни - это забота о ближних. Веселье Пурима - также своего рода демонстрация жизненной силы еврейского народа, и демонстрация эта проходит на глазах наследников Гамана, всех тех, кто хотел бы продолжить его черное дело.

    Мегилат Эстер упоминает о четырех законах Пурима: чтение Мегилат Эстер, праздничный пир, «мишлоах манот» и «подарки бедным». К этим законам наши мудрецы добавили чтение отрывка из Торы (Шмот, гл. 17), в котором говорится о войне с Амалеком после исхода из Египта, и вставку «Аль ганисим».

    Но прежде чем мы рассмотрим эти законы более подробно, отметим, что 13 адара, канун праздника, - это Пост Эстер.

    Пост Эстер

    Законы этого поста не отличаются от законов о других всеобщих постах (например, Посте Гедальи или Десятого тевета). Пост начинается с рассветом, в «Шахарит» читают особые «слихот», из Торы зачитывают молитву Моше-рабейну, которую он произнес после греха создания золотого тельца. В «Минху» к «Шмонэ-эсрэ» добавляется «Анейну», а затем читают «Авину, малкейну». Обычно именно во время «Минхи» исполняют заповедь, напоминающую о «половине шекеля» времен Храма: в специально предназначенную для этого тарелку опускают три монеты. Почему именно три? Чтобы вспомнить о том, что по просьбе Эстер все евреи мира постились три дня, раскаиваясь в грехах. Известно из слов мудрецов наших, что персидские евреи тех времен проявляли сильную склонность к ассимиляции, и нашлись даже такие, что откликнулись на приглашение Ахашвероша прийти на его пир. А участие в этом пиру означало страшное унижение их национальной гордости - ведь вино там подавали в сосудах, захваченных в Иерусалимском Храме вавилонским царем Невухаднецаром. Разумеется, это означало также и пренебрежение законами Торы о кашерной пище и запретом пить вино, сделанное неевреями.

    Чтобы приготовить почву для совершения чуда, народ Израиля должен был вернуться ко Вс-вышнему - в посте, плаче и молитвах. В память об этом мы и соблюдаем Пост Эстер.

    В праздники мы прерываем веселье в самом его разгаре и поминаем души наших родных и друзей, ушедших из этого мира. Так же и в Пурим: от поста мы сразу же переходим к веселью праздника. Этот резкий переход напоминает нам, что нет веселья в этом мире, которое не было бы хоть немного смешано со скорбью.

    Чтение Мегилат Эстер

    Прослушать чтение Мегилат Эстер мы обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после «Маарива», и утром - после «Шахарит». Читать следует обязательно по свитку, написанному на пергаменте с соблюдением всех правил. Чтец должен быть опытным, хорошо знающим правила чтения Мегилат Эстер.

    Перед чтением произносятся три благословения, после чтения - одно.

    Вот благословения, которые произносят перед чтением:

  • 1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать мегилу!»
  • 2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время!»
  • 3. «Шегехеяну».
  • Следует внимательно слушать, как чтец произносит благословения, и отвечать «амен». Тот, кто отвечает «амен» на благословение, словно благословляет сам.

    Поэтому когда чтец произносит благословение, нельзя отвлекаться и прерывать молчание даже обычным «благословен Он, и благословенно имя Его».

    После чтения Мегилат Эстер чтец произносит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, заступающийся за нас, судья в нашем споре, мстящий за нас, взыскивающий с притеснителей наших и платящий по заслугам всем нашим смертельным врагам! Благословен Ты, Г-сподь, взыскивающий со всех притесняющих народ Твой, Израиль, - Б-г-спаситель!»

    Произнося утром благословение «Шегехеяну», следует помнить, что оно относится также к заповедям пира, «мишлоах манот» и «подарков бедным», которые относятся к этому дню. Ведь всякий раз, когда мы готовимся исполнить заповедь, исполняемую лишь раз в году, мы произносим «Шегехеяну».

    Слушать чтение Мегилат Эстер надлежит очень внимательно, не пропуская ни единого слова. Поэтому и от чтеца требуется, чтобы в тех местах, где при упоминании имени Амана в синагоге поднимается шум, он прерывал чтение и терпеливо ждал, пока вновь не наступит тишина. Если ее шум заглушил несколько слов, чтец обязан прочитать их снова, чтобы все их услышали. Многие, стремясь исполнить заповедь наилучшим образом, приносят в синагогу собственные свитки Мегилат Эстер и следят по ним за чтецом, шепотом повторяя каждое слово, чтобы ничего не пропустить. Принято, что четыре стиха, особенно тесно связанные с избавлением, вся община произносит громко - а затем чтец их повторяет. Вот эти стихи:

  • 1. «Муж-иудей был в столице Шушан, по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша - из рода Биньямина».
  • 2. «А Мордехай вышел от царя в царской одежде из голубой шерсти и виссона, с большой золотой короной на голове, в плаще из льна и пурпура, - а город Шушан ликует и веселится».
  • 3. «У иудеев был свет, веселье, радость и почет».
  • 4. «Ибо Мордехай-иудей - первый после царя Ахашвероша и велик среди иудеев, желанный для большинтва его братьев - шлет добро своему народу и заботится о всем потомстве его».
  • Слушать чтение Мегилат Эстер женщины обязаны наравне с мужчинами, потому что и они имеют отношение к этому чуду, ведь именно царица Эстер сыграла главную роль во всех этих событиях.

    Пуримская трапеза

    Пурим - это «дни пира и радости». Поэтому мы должны устроить днем в Пурим пышную трапезу. Недостаточно вечерней трапезы при наступлении праздника. Во время трапезы днем мы обязаны пить вино, ибо сказали мудрецы наши: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова “проклят Аман” от слов “благословен Мордехай”».

    «Мишлоах манот» и «подарки бедным»

    Чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев, наши мудрецы заповедали нам исполнять заповедь «мишлоах манот» (буквально - «посылка яств»). Слово мишлоах - в единственном числе, а манот - во множественном. Значит, каждый раз следует посылать не менее двух блюд - только тогда можно считать, что заповедь выполнена. Подчеркнем, что заповедь «мишлоах манот» следует исполнять именно в течение дня Пурима.

    Исполняя заповедь «подарков бедным», следует в этот день давать вдвое больше, чем при исполнении заповеди «мишлоах манот». Это выводится из того факта, что и слово «подарки» множественного числа, и слово «бедным»: значит, следует давать по крайней мере два подарка двум беднякам. Эта заповедь призвана выявить характерное для евреев чувство сострадания и жалости.

    Заповедь «подарков бедным» не означает, что надо давать именно еду. Можно - и даже желательно - тем, кто нуждается в деньгах, дать деньги. Еще со времен глубокой древности стало обычаем организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы обеспечить им все необходимое для Пурима. Не исключено, что в «подарках бедным» содержится также косвенная помощь и на праздник Песах, начинающийся месяцем позже.

    Матанот леэвьёнимВыполнить заповедь онлайн!

    Обычаи Пурима

    На протяжении веков возник чрезвычайно богатый фольклор, связанный с Пуримом. Среди океана мучений, тревог и испытаний, окружающего нас круглый год, Пурим стоял как одинокий остров безоглядного веселья, юмора и оптимизма, характерного для еврейского народа. Особая пуримская литература, шуточные представления с переодеваниями и потешными масками веселили сердца. Лишь в этот день были разрешены театральные представления с характерными персонажами. Например, выбирали «пуримского раввина», тем самым «сводя счеты» с теми руководителями общины, на которых «имели зуб». Возник обычай печь на Пурим сладкие пирожки с начинкой из мака и сладостей, которые почему-то получили название «уши Гамана». Следует отметить, что в разных общинах есть свои варианты пуримских обычаев.

    Шушан-Пурим

    По всей Стране Израиля и во всех странах рассеяния Пурим отмечается 14 адара (а в високосный год - 14 числа «второго адара»). Однако в Иерусалиме - как в свое время в Шушане - а также в тех городах, о которых известно, что они были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Пурим празднуют 15 адара. И день этот называется Шушан-Пурим.

    Причина этого разделения подробно изложена в Мегилат Эстер: евреи воевали со своими врагами 13 адара и праздновали победу на следующий день, 14 адара, в честь чего и установлен праздник Пурим. Но в городе Шушан евреям было дано разрешение расправляться со своими ненавистниками два дня - 13 и 14 адара. Так что евреи Шушана радовались и веселились 15 адара, и для них именно этот день стал праздником. Однако чтобы не унизить честь Страны Израиля, тогдашние мудрецы Торы распространили празднование Шушан-Пурима и на те города Страны Израиля, которые во времена Йегошуа бин Нуна были обнесены крепостной стеной. Одновременно честь была оказана и самому Йегошуа бин Нуну - потому что именно под его руководством была завоевана Эрец-Исраэль и именно он руководил первой войной с Амалеком, от которого произошел Гаман. Поэтому в Иерусалиме - относительно которого нет сомнения, что во времена Йегошуа бин Нуна он был обнесен стеной, - читают Мегилат Эстер и выполняют все обычаи Пурима только в Шушан-Пурим, то есть 15 адара. В тех же древних городах, относительно которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Мегилат Эстер читают дважды:14 и 15 адара, и тем самым избавляются от сомнения.

    Пурим мешулаш

    Иногда случается, что Пурим празднуется три дня подряд и называется он тогда Пурим-Мешулаш - «утроенный Пурим». Так может случиться в Иерусалиме в тот год, когда 15 адара - суббота. В субботу Мегилат Эстер читать нельзя (так же, как не трубят в шофар, если Рош-Гашана совпадает с субботой, и не берут «арбаа миним» в субботу праздника Сукот - из опасения нарушить запрет выносить на улицу вещи в субботу). С другой стороны, нельзя отложить чтение Мегилат Эстер на воскресенье, 16 адара. Поэтому в Иерусалиме поступают следующим образом: Мегилат Эстер читают в тот же день, что и во всем мире, - 14 адара; тогда же дают «подарки бедным» - чтобы они могли купить все необходимое для праздника; в субботу, 15 адара, произносят «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон», берут два свитка Торы:

    один для чтения обычной субботней главы Торы, другой для чтения отрывка, предназначенного для чтения в Пурим; а в воскресенье, 16 адара, пируют и посылают «мишлоах манот».

    Почему в Пурим не читают Галель?

    В отличие от праздников Песах, Шавуот и Сукот, а также Хануки, в Пурим не читают Галель. Почему?

    Во-первых, чтение Мегилат Эстер вполне заменяет собой чтение «Галеля». Нет у нас другого праздника, кроме Пурима, суть которого была бы запечатлена в целой книге Танаха.

    Во-вторых, «Галель» начинается так: «Восхвалите Б-га! Восхвалите, служители Г-спода, восхвалите имя Г-спо-да!..» Эти слова прекрасно подходят, например, к празднику Песах, указывая на освобождение из-под египетского гнета и рождение Б-жьего народа - «служители Г-спода», а не «рабы фараона». Однако к Пуриму они не очень подходят - так как даже после того чуда евреи так и остались рабами Ахашвероша: избавившись от угрозы уничтожения, они не получили свободы.

    В-третьих, «Галель» не читают в честь чуда, происшедшего за пределами Страны Израиля. Правда, «Галель» читают в Песах, отмечая исход из Египта, но дело в том, что тогда еще Страна Израиля не была выделена из всех стран мира. Однако когда произошло чудо Пурима, после крушения Первого Храма, Страна Израиля уже несколько столетий была Святой Страной. А в Хануку «Галель» читают потому, что чудо Хануки произошло как раз на территории Страны Израиля.

    Пурим и Йом Кипур

    Рав Элияу Ки-Тов, Книга нашего наследия

    В самом названии Йом Кипура - Йом Гакипурим - содержится важный намек. Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим , «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!

    В Йом Кипур весь Израиль достигает необычайной, сверхъестественной высоты, как бы отрываясь от потребностей тела, забывая о нем, и таким образом добивается прощения своих материальных грехов. В Пурим он достигает той же цели, радуясь и устраивая богатую трапезу. Таким образом, даже физические радости поднимаются в этот день до высшей святости.

    Существуют два вида освящения тела - при помощи изнурения и поста и при помощи радости и наслаждения. Естественно, второй путь угоднее Всевышнему - ведь достигаемая таким образом святость столь высока, что охватывает и физические радости!

    В Йом Кипур существует заповедь устраивать обильную трапезу перед постом; сходное правило существует и в Пурим, но только события развиваются в обратном порядке: сначала Израиль постится, а потом устраивает праздничную трапезу.

    Пурим и «Мегилат Эстер» не будут отменены

    Наши мудрецы учат:

    «В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей , 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.

    Более того: в будущем, после прихода Машиаха , будут отменены все Книги Пророков и Писаний - за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» - гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер , 9).

    Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники? Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень - чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.

    Чем же отличается Мегилат Эстер - Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков - разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха , истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех - она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего - уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха.

    Является то, что все даты устанавливаются в зависимости от Торы, кроме того календарь основан на определенных вычислениях, которые также соответствуют требованиям Торы. Так начало каждого месяца у них совпадает с новолунием, а его продолжительность составляет 29-30 суток.

    Еврейский новый год 2016

    Интересный факт заключается в том, что в Израиле не один, а целых 4 Новых года, при этом стоит отметить, что ни один из них не отмечается первого января. Это обусловлено тем, что еще до рассеяния еврейского народа существовало 4 годичных цикла, которые зависели от определенных дат, отсюда и 4 Новых года — 1 нисана, 1 элула, 15 швата (Ту би-шват) и 1 тишрея Рош а-Шана.

    1 Нисана в 2016 году отмечают 9 апреля — начинается весной и предназначен для отсчета правления всех Царей в Израиле. На самом деле Нисан в Израиле это месяц. Еще одной особенностью Израиля является то, что даже если Царь начинал свое правление за месяц до Ниссана, то уже с первого числа начинался второй год его царствования. В этот новый год особенно не отмечают праздник, а готовятся к самой важной дате в еврейском календаре — 14 нисана празднику Песах, то есть Пасхе.

    1 Элула в 2016 году припадает на 4 сентября — обычно отмечается летом в августе или осенью в сентябре. Элул — это также название месяца. Этот Новый год посвящен одному из важнейших обычаев Израиля — отделение десятой части скота, который был рожден в течение текущего года. Стоит отметить, что скот, который был рожден в прошлом году было запрещено включать в десятину, а животные должны быть «чистые» (к «чистым» животным относятся — волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань, зубр, антилопа, горный баран).

    Ту би-шват в 2016 году отмечается 25 января — этот новый год отмечают в месяце шват 15 числа. В Библии сказано, что необходимо отделять от урожая плодов десятую часть и жертвовать её священникам, левитам, беднякам и нуждающимся. По традиции в Израиле в этот Новый год принято всей семьей посадить хотя бы одно дерево. А на столе в Ту би-шват обязательно должно быть как минимум семь видов плодов.

    Рош а-Шана в 2016 году начинается 2 октября, а заканчивается 4 октября — отмечается 1 тишрея и считается главным среди 4 Новых годов. Именно он предназначен для исчисления лет, а также считается днем сотворения мира. Согласно мнению иудеев, это день, когда Господь решает судьбы людей. Евреи верят, что Бог добр и милосерден, поэтому он будет проявлять милость и сострадание. Как и у нас, принято дарить подарки, устраивать праздничный ужин и поздравлять с Новым годом. Если Рош а-Шана припадает не на субботу, то в этот праздник трубят в шофар, как символ того, что Господь царствует над всей Землей.

    Еврейская Пасха (Песах) в 2016 году

    Это один из самых главных праздников в Израиле. отмечают семь дней с 15 нисана по 21 нисана. Это период, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства. Праздник начинается уже 14 нисана вечером, когда вся семья собирается за праздничным столом. В этот вечер принято читать Агаду — историю о том, как Моисей вывел Израиль из Египта. Уже со следующего дня начинается праздничная неделя, когда принято молиться, размышлять о Боге и освобождать себя от рутинной работы. Все семь дней в основном предприятия не работают, а у остальных рабочий день длится только до полудня.

    Йом Кипур в 2016 году

    Отмечается в десятый день месяца тишрей и является символом судного дня. В этот праздник согласно Торе необходимо анализировать и рассуждать о своих поступках авесь год. Еще накануне Йом-Кипур евреи устраивают богатую семейную трапезу, посе чего наступает строгий пост до самого окончания Судного дня. Каждый старается посетить синагогу. Как и в многие праздники, в Йом-Кипур запрещено работать, поэтому все предприятия и учреждения закрыты, а улицы города зачастую пустуют. Праздник заканчивается тем, что при заходе солнца каждый еврей должен произнести завершающую молитву.

    Пурим в 2016 году

    Пурим отмечается 14 адара и посвящен спасению еврейского народа от гнета в Персидском царстве. Пурим переводится как жребий и именно посредством жребия советником Ахашвероша (царя Персии) был определен день, когда необходимо истребить всех евреев. Однако, к счастью, женой царя как раз оказалась еврейка (Есфирь), которая впоследствии и уговорила царя изменить решение по поводу Израильского народа. В этот день у евреев принято показывать представления, которые повествуют историю о подвиге Есфирь, а на улицах продают гоменташи — треугольнички, внутри которых джем, также устраивается богатый пир и все обмениваются разнообразными угощениями.

    Суккот в 2016 году

    Суккот еще называют праздником кущей и его начало приходится на 15 число месяца тишрей. Длится он всю неделю и является напоминанием о скитании по Синайской пустыне. Изначально было принято всю неделю жить в так называемых шалашах или как их еще называют сукках. Однако сегодня этот обычай так не исполняется. Во время праздника, как и раньше, можно увидеть шалаши во дворах и на балконах, но там мало кто проводит всю неделю. Зачастую израильтяне всю неделю устраивают праздничную семейную трапезу в этих шалашах. А перед праздником в городах можно встретить специальные базары, где продают украшения для сукки, пальмовые ветви, устройства для построения шалаша и так далее.

    Шавуот в 2016 году

    Шавуот отмечается 6 сивана и является напоминаем о даровании Господом десяти заповедей на горе Синай. А также к этому празднику созревает урожай. Именно поэтому в Шавуот принято украшать дома фруктами, зелеными ветвями и цветами. Родители отправляют детей в школу и в сады в венках и с полными корзинами различных плодов. А в синагогах читают священное писание и молятся Богу.

    День Независимости Израиля в 2016 году

    Это также можно отнести к главным праздникам в стране и отмечается в ближайшие к 5 ияра вторник, среду или четверг. В День Независимости Израиля принято устраивать шумные парады и шествия, иногда с военной техникой. В синагогах произносят праздничные молитвы, а на улицах можно насладиться вечерними концертами с танцами, интересными номерами и фейерверками.

    Ханука в 2016 году

    Loading...Loading...