Адельгейм биография. Павел Адельгейм

Павел Анатольевич Адельгейм (1 августа 1938, Ростов-на-Дону - 5 августа 2013, Псков) - священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

Происхождение

Дед - Павел Бернардович Адельгейм 1878 года рождения из российских немцев - получил образование в Бельгии, владел имениями Глуховцы и Турбово под Киевом. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года; реабилитирован 16 мая 1989 года.

Отец - Анатолий Павлович Адельгейм 1911 года рождения - был артистом и поэтом. Расстрелян 26 сентября 1942 года; реабилитирован 17 октября 1962 года.

Дед по материнской линии - Никанор Григорьевич Пылаев - полковник царской армии; судьба после революции неизвестна.

Мать - Татьяна Никаноровна Пылаева 1912 года рождения - арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в посёлок Актау Казахской ССР; реабилитирована в 1962 году.

Биография

После ареста матери жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры.

В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Киевскую Духовную семинарию.

В 1959 году был исключён из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

В том же году рукоположён архиепископом Ермогеном (Голубевым) во диакона к Ташкентскому кафедральному собору.

В 1964 году, по окончании Московской Духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР.

В 1969 году построил новый храм, освящённый во имя святителя Николая.

В том же году арестован за распространение самиздата по статье 190-1 «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Как вспомнал Павел Адельгейм, «У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. <…> Суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам». В течение года пробыл во внутренней тюрьме КГБ в Бухаре.

В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй».

В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызылтепа, потерял правую ногу.

Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске.

С 1976 года - клирик Псковской епархии.

В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы.

В последние годы жизни служил в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище. В эти годы имело место противостояние Павла Адельгейма и нового настоятеля Сергея Иванова. Павел Адельгейм обжаловал в суде новый устав прихода, зарегистрированный Ивановым, и смог добиться того, что этот документ признали незаконным. Кроме того Сергей Иванов сместил с должности сына Павла - Ивана (суд подтвердил законность увольнения). В 2011 году митрополит Евсевий распорядился о принятии нового устава приходского собрания, но Павел Адельгейм и прихожане отказались его поддержать. После этого епархиальный суд исключил из совета прихода шесть человек (это решение было обжаловано в суде, но суд поддержал Сергея Иванова)

Являлся членом Преображенского содружества малых братств, входил в попечительский совет Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Был женат, имел троих детей, шесть внуков. Его сын Иван около 16 лет служил директором православной школы регентов при храме, настоятелем которого являлся Павел Адельгейм.

После убийства о. Павла (Адельгейма) хлынул какой-то безумный поток конспирологических версий: дескать, и сумасшедший убийца - не сумасшедший, и вообще священника убила кровавая гебня (ТМ), и вообще был глоблальный заговор с целью убиения священника.
Увы, на самом деле всё гораздо проще и печальнее. Официально установлено, что убийца - душевнобольной.
Обвинение в убийстве псковского священника Павла Адельгейма предъявлено 27-летнему москвичу Сергею Пчелинцеву. 5 августа молодой человек пришел побеседовать с отцом Павлом о своих делах, но внезапно накинулся на него с кухонным ножом в руках. По данным оперативников, при задержании Пчелинцев кричал, что Сатана приказал ему убить священника, после этого парень ударил себе в грудь ножом.

Подозреваемый в убийстве при задержании ударил ножом и себя, что говорит в пользу версии о некой проблеме с психическим здоровьем у молодого человека. Сейчас он находится в больнице на аппарате искусственного дыхания. Следователи попробуют его допросить, как только врачи предоставят им такую возможность.
Следствие уже назначило предполагаемому убийце психиатрическую экспертизу. Свидетели утверждают, что до страшных событий в доме священника приезжий москвич вел себя неадекватно....

Подробности и обстоятельства трагедии. Что этому предшествовало?

Оказалось, что признаки надвигающейся беды все же были:

Невеста убийцы отца Павла Адельгейма посылала его к священнику избавиться от бесов

Невеста подозреваемого в убийстве отца Павла Адельгейма Сергея Пчелинцева в свое время советовала молодому человеку обратиться к священнику, чтобы избавиться от бесов.
Родители записали Сергея на прием к психиатру, чего тот боялся, так как чувствовал, что его сдадут в больницу. Тогда невеста Аня посоветовала ему поехать к отцу Павлу. Сергей сбежал от родителей и приехал к священнику за помощью.

"Отец Павел скоро понял, что молодому человеку нужна не беседа, а квалифицированная помощь специалиста, — рассказали прихожане церкви. — Невеста Сергея оказалась хорошей знакомой матушки Веры Михайловны. Ей сразу сообщили о приезде знакомого, а та, видимо, рассказала о прибытии Сергея в церковь его отцу".
(отсюда)

Мать подозреваемого в убийстве священника: Сын снимал фильм о маньяках-убийцах
Светлана Ковалева, мать Сергея Пчелинцева, подозреваемого в убийстве священника в Псковской области, сообщила, что сын снимал документальный проект, посвященный маньякам-убийцам.
По ее словам, это могло стать причиной помешательства сына."Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино, — рассказала Ковалева. — Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм — даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает".
Мать предполагаемого убийцы также рассказала, что сын в последние годы страдал от сильных головных болей из-за травмы верхнего шейного позвонка.
(отсюда)

«Улыбчивого» выпускника ВГИКа Сергея Пчелинцева изменила его же работа - фильм о маньяках-убийцах
Москвич, подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма, год назад окончил кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института Кинематографии
Никто не предполагал, что с оператором ВГИКа могут произойти такие метаморфозы
«Сережа всегда снимал хорошее, доброе кино. Но в этот раз он каялся, что снял злой фильм - даже говорил, что этот фильм у людей энергию отбирает!» - поделилась с правоохранителями мать предполагаемого убийцы Светлана Ковалева. По ее словам, отравившись к священнику, молодой человек хотел очиститься. По словам Светланы Владиленовны, ее сын собирался вскоре венчаться со своей девушкой и в разговорах со святым отцом хотел подготовить себя к обряду.

«Сын сообщил, что убежал в Псков, он мне все время говорил про Библию. Он мне страшные СМС писал... Что хочет, например, забрать мою душу, и что-то еще про причастия...», - вспоминает последние ужасные дни Светлана Владиленовна. По ее словам, жизнь Сергея в последние годы была отравлена частыми головными болями, вызванными травмой верхнего шейного позвонка. Не без содрогания женщина вспоминает: «В последний раз, когда я его видела, он схватил меня за грудки. Начал кричать: «Мама! Как ты не понимаешь, что у меня как будто штырь в голове! Что мне больно!».

Мама Сергея Светлана Ковалева рассказывает, что ее 27-летний сын работал одно время оператором короткометражных фильмов. Среди снятых им в превеликого множества картин был и посвященный жизни маньяков-убийц документальный проект. Мать не исключила, что толчком к жестокому преступлению, в котором обвиняют Сергея, могла стать именно эта кинолента. Вполне вероятная версия, тем более, что мотивы убийства пока не установлены. Известно только, что, по рассказам свидетелей, в момент совершаемого преступления молодой человек пребывал в совершенно неадекватном состоянии и кричал, что действует по указке сатаны.
(отсюда)

«На такси прикатил сюда из Москвы, 16 тысяч заплатил»
Знакомый подозреваемого в убийстве священника Павла Адельгейма рассказал, что Сергей Пчелинцев был закрытым человеком, но на убийцу не походил. Сейчас Пчелинцев лежит в больнице и пока не может давать показания. Он прожил дома у священника и его жены три дня, мотивы его поведения до сих пор неизвестны. Друзья семьи отмечают, что жена погибшего Вера Адельгейм еще накануне убийства почуяла неладное. Похороны отца Павла состоятся в четверг.

Подозреваемый в убийстве священника Павла Адельгейма видеооператор Сергей Пчелинцев сейчас находится в больнице и подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи оценивают его состояние как тяжелое, однако говорят, что угрозы для жизни нет.

«Газета.Ru» поговорила с режиссером компании «Единая Медиа Группа» Дмитрием Пищулиным , который в свое время учился с предполагаемым убийцей священника. Пищулин не видел Пчелинцева последние два года и, хоть и говорит, что тот был закрытым человеком, был шокирован новостью об убийстве отца Павла. «Мы общались с Сергеем во время учебы во ВГИКе и несколько раз работали вместе. Он считается очень хорошим оператором, всегда очень тщательно подходит к каждому кадру и продумывает его, — рассказал Пищулин. — Нельзя сказать, что он общительный и веселый, он был все время в себе. Но по его поведению никогда нельзя было предположить, что человек может быть убийцей. Уж кто-кто, но не он точно. Правда, за эти годы многое могло измениться, ходили слухи, что он съездил в Гоа и вернулся странным».
По словам Дмитрия Пищулина, Сергей Пчелинцев — коренной москвич, холост. «Он никогда не говорил о религии и не высказывал своего отношения к ней», — добавил Пищулин.

Старший помощник руководителя СУ СКР по Псковской области Антон Доброхотов рассказал «Газете.Ru», что следователи дежурят в больнице и ждут, пока врачи разрешат допросить Пчелинцева. Представитель ведомства сообщил, что в момент трагической гибели священника в доме находилась его жена, Вера Адельгейм.

«Священник проводил работу с этим молодым человеком. Гость внезапно схватил нож и ударил его. Попал в сердце. Супруга позвонила в полицию, а предполагаемый преступник выбежал на улицу и вел себя неадекватно, чем привлек внимание соседей. Находящийся поблизости наряд задержал его, причем он не пытался причинить какие-то повреждения стражам порядка, а просто начал резать себя», — пояснил Доброхотов.

По данным Псковского агентства информации, супруга отца Павла накануне трагедии созванивалась с другом семьи Петром Гусевым и рассказала ему о Пчелинцеве. «Она сказала: неприятность у нас. Приехал человек из Москвы, сын каких-то знакомых. На такси прикатил сюда, 16 тысяч заплатил. Зовут Сережа. Он не совсем адекватно себя ведет», — цитирует издание Гусева. По словам Веры Адельгейм, за Сергеем Пчелинцевым приехал отец, чтобы забрать его домой, но тот повел себя неадекватно — опустился на колени и попросил, чтобы тот не отправлял его в психбольницу.

Позже в тот день отец Павел находился в одной комнате с Пчелинцевым. Священник резал кабачки, а его гость читал Евангелие. «И вдруг истошный крик отца Павла. Я прибежала и не поняла, в чем дело. Увидела ножи на столе. Я ножи смахнула на пол и закричала на Сережу: «Что ты сделал, иди вон отсюда!» Я и не поняла, что случилось», — пересказывает Петр Гусев слова Веры Адельгейм.

Священника Павла Адельгейма похоронят на Мироносицком кладбище при церкви Жен Мироносиц, где он служил. Отпевание состоится утром в четверг.
Близкие и знакомые отца Павла тяжело переживают утрату. Псковское агентство информации передает слова алтарника храма Романа: «Он никогда не бросал свою паству, до конца был с нею. Речи говорил такие, что на душе становилось спокойно. А на исповеди напутствовал добрыми словами. Весь приход держался на нем». Депутат местного собрания Лев Шлосберг рассказал, что священник Павел Адельгейм всегда был готов помочь: «Он открывал свои двери всем, кто просил его о помощи. Так случилось, что он открыл двери и своему убийце».
(отсюда)

Как свидетельствуют очевидцы, смертельный удар ножом в сердце священника убийца нанес во время разговора об известном хирурге епископе Луке...

Почему психически больные нападают на священников, какую ошибку совершил отец Павел Адельгейм, как не стать жертвой сумасшедшего? Рассказывает священник и психиатр Григорий ГРИГОРЬЕВ, лично хорошо знавший убитого батюшку .

- Почему психически больные люди убивают священников, что происходит у них в голове?

Еще во времена Советского Союза, когда существовала мощная психиатрическая система, 8-10 психиатров в год погибали от рук психически больных людей. Психически больные люди убивают не только священников, но всех, кто встречается у них на пути и пытается оказать им помощь. Это не относится ко всем психически больным людям, но в первую очередь к тем, у кого есть «бред воздействия».

Есть в психиатрии такое понятие как «бред воздействия», и это один из самых тяжелых видов бреда. Если какой-то человек, не важно, врач, священник или родственник, пытается оказать помощь психически больному, то он может попасть в его «бредовую картину воздействия темных сил».

Психически больному покажется, что помогающий оказывает на него какое-то вредное воздействие, и по этой причине больной себя плохо чувствует. Например, из соседней квартиры воздействуют какие-то специальные генераторы излучения. Или из розетки исходит электрическое поле. Или через телевидение наводят отравляющие лучи. И если у психически больного человека сложится картина, что кто-то на него таким образом воздействует, он всю свою жизнь посвятит тому, чтобы уничтожить этот источник зла.

Если психически больной человек приходит в Церковь, а такое бывает нередко, и священник, сразу не включившись, не осознав, что перед ним больной, скажем, шизофренией, пытается оказать ему помощь, то он может серьезно пострадать. Если помогать больному только при помощи молитвы, при помощи отчитки, давать пастырские советы, особенно связанные с покаянием, что еще больше может углубить депрессию больного, дать почитать какие-то духовные книги, то в результате может возникнуть тот самый бред воздействия и больной поставит себе задачу уничтожить помогающего священника как источник зла.

- На многих приходах есть психически больные люди, как сделать так, чтобы они тебя не убили?

С ними надо вести себя очень осторожно и надо научиться их чувствовать. У нас, к сожалению, сейчас нет такого курса как клиническая психиатрия, есть только пастырская. Надо поинтересоваться - не лежал ли человек в психических больницах, не состоит ли на учете у психиатра.

Если выяснится, что состоит и лечился в больницах не раз, но туда его враги загнали - это симптом. Надо спросить - нет ли видений, нет ли бреда, галлюцинаций, то есть попытаться с помощью элементарных вопросов оценить адекватность. И еще надо обязательно оценить его критическую самооценку, у психически больных людей она полностью отсутствует. Надо спросить - а может ли это быть не так, как вы говорите? Если человек говорит «да, может быть, я могу ошибиться», то он, наверное, не такой уж и больной.

Самое главное, священник в пастырской работе должен быть всегда начеку и должен понимать, что к нему на исповедь, на беседу, за консультацией может прийти психически больной человек. С ним надо быть очень вежливым, корректным и осторожным. И попытаться его эвакуировать в сторону психоневрологического диспансера. Если врач будет лечить медикаментозно и снимет острый психоз, а священник окажет духовную помощь, то можно достигнуть хорошего результата. Но если священник попытается взять все на себя, то он и больному не поможет, и себе навредит.

- То есть убийство о. Павла никак не связано с тем, что батюшка мог критиковать какие-то решения церковных иерархов?

Это не связано ни прямо, ни косвенно. Убийцу зовут Сергей, он является психически больным, состоит на учете у психиатра. Мама привезла его к о. Павлу с шизофренией в острой стадии, в надежде, что священник поможет ее сыну. Я очень хорошо знал отца Павла, это был замечательный батюшка, очень добрый и мягкий человек. Он был очень доверчивый и иногда делал такие ошибки. Например, разрешал пожить у себя ворам, и они его потом обворовывали.

И в этот раз он тоже совершил ошибку, он бы не справился с шизофренией и реактивным психозом. Он переоценил свои силы как священника. Он был уверен, что поможет Сергею. А помочь он не мог, потому психически больные люди находятся вне контакта, они живут в своем собственном мире.

У Сергея быстро развился бред воздействия, и он зарезал священника, пытавшегося ему помочь. То, что Сергей после убийства пытался покончить собой еще раз доказывает, что убийство не заказное и не политическое. Это ошибка отца Павла как священника и мученический венец его служения как пастыря. Жизнь забирается не без Бога, и в этом событии сказался Его непостижимый Промысел. Замечательный был батюшка. Для священника такой конец как мученический венец, за который ему несомненно простятся все грехи, ведомые и неведомые.

Неоконченное интерьвью с жестоко убитым в собственном доме 75-летним священником Павлом Адельгеймом. О положении в Русской православной церкви и его духовном пути.
Мы познакомились с отцом Павлом в сентябре прошлого года на конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Она была организована общественным движением «Россия для всех». Выступить приглашали разных священнослужителей. Не побоялся прийти только отец Павел Адельгейм. Я слышала о нем как о замечательном, мудром, деятельном батюшке, но главным образом — страстном критике «вертикали власти», выстроенной патриархом Кириллом в Церкви. Говорили, что отец Павел уже много лет борется против церковной реформы, которая сделала абсолютно бесправными рядовых священников, сократила до минимума роль мирян в приходской жизни и сосредоточила всю власть над приходами в руках иерархов.

В перерыве между докладами на конференции я старалась поговорить с отцом Павлом о самом главном, о том, что год назад волновало многих: что происходит с РПЦ. Мы, как мне тогда казалось, разговор только начали и договорились, что обязательно его продолжим. Отец Павел приглашал в Псков. Я обещала приехать. Как это часто бывает — не успела...

Антисоветчик

Вы, наверное, единственный священник в современной РПЦ, который сидел в тюрьме как антисоветчик. За что вас арестовали?

— Меня рукоположили в 1959 году. А посадили через десять лет, в 1969-м. Я, правда, не получил даже начального зэковского образования, просидел всего три года по обычной статье для того времени: брежневская статья 190-прим («хранение и распространение клеветнических материалов, порочащих советский конституционный строй»).

Что у вас нашли?

— У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Самое смешное, что суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам.

Где вы отбывали срок?
— Я служил в Бухаре, а когда меня арестовали, следствие вел ташкентский КГБ, и в течение года я сидел во внутренней тюрьме. Потом меня отправили в лагерь на территории моего же прихода — лагерь был расположен в пустыне Кызылкум.

Как же вы потом оказались в Псковской епархии?

— В лагере после несчастного случая я потерял ногу и потом, выйдя на свободу, вернулся в свою Ташкентскую епархию. Мне дали приход в Средней Азии в Фергане. Потом у меня произошли некоторые столкновения с местным уполномоченным по делам религии и местным куратором от КГБ, и меня перевели в Красноводск. Там мне было трудно служить из-за очередных козней со стороны местного КГБ, и я решил уехать в Россию. Так получилось, что в силу инвалидности мне пришлось перебраться в Псков. Правда, и там сначала было много трудностей, меня гоняли с одного прихода в другой, все время «сажали» на голову настоятелю, но потом, наконец, дали приход в поселке рядом с Псковом. И там у меня началась бурная деятельность и жизнь интересная — по созиданию храма и параллельно по созиданию общины. В конце 80-х и социальная работа появилась, а потом и в городе мы получили храм, он лежал в руинах. Это был первый храм в Псковской области, отданный верующим. Наш храм Жен-Мироносиц.

Зависть

Тот, где вы сейчас служите?

— Да. Я был там настоятелем с 1988 года, а в 2008-м правящий архиерей [ митрополит Евсевий] меня сместил с поста настоятеля. До этого архиерей выгнал меня из всех других храмов, где я служил. Еще я строил храм в областной психиатрической больнице за свой счет. Архиерей нам не помогал, но когда храм был закончен, он сказал мне: «Пошел вон отсюда!»

Почему он вас прогнал? Забрал этот храм себе?

— Да нет, храм этот ему не нужен. Этот человек — он не злодей. Он живет только своими амбициями. С ним можно по-человечески иногда разговаривать. Но в то же время это человек, который в течение десяти лет со мной разговаривал ласково, но изгонял меня отовсюду.

За что он вас так невзлюбил? Не потому ли, что завидовал вашей силе, вашему авторитету, который вы приобрели у верующих?

— Какая сила? Что священник может против архиерея?

Почему вас изгоняют, как только вы отстроите храм, развернете социальную деятельность, обустроите приход?

— Я думаю, что у него ко мне есть какая-то странная зависть. Все, что я в последние годы делаю, даже тогда, когда мы уже совсем перестали общаться, он начинает повторять. Так как я отмечал свое 70-летие, например, он повторяет то же самое. Он на год меня моложе. И он повторяет, но у него получается пародия. У меня это получается непроизвольно благодаря тому, что меня окружают умные люди, которые знают, как и что правильно сделать. А его окружают необразованные и неумные люди, которые дают ему неудачные советы.

Раскол

Если отвлечься от вашего конфликта с архиереем и вернуться к проблемам РПЦ: есть ли сегодня раскол в Церкви или это выдумки журналистов?

— Существует два совершенно разных взгляда на Церковь и церковную жизнь. Раскол в этом смысле существует: непримиримость позиций по пониманию церковной жизни, которая пока не оформлена в раскол. Но если появится лидер, который захочет за собой повести людей, то раскол станет реальностью.

Что вы имеете в виду?

— Есть достаточно много священников, которые хотят духовного возрождения Церкви. Ведь весь вопрос в чем: у нас говорят о возрождении Церкви, а на самом деле речь идет о разложении Церкви. И очень много священников, священников молодых, которые тоже ищут возрождения Церкви, но не Кирилловского [ патриарх Кирилл ] , а возрождения христианства, не возрождения того искаженного образа православия, которое сейчас создается, а возрождения христианского духа. То есть они хотят восстановить богослужение так, как оно должно быть, а кроме богослужения есть еще и духовная жизнь христианина, которая проходит и в общении, и в образовании, и в социальной работе. В нашей Церкви сейчас патриархия декларирует и катехизацию, и миссионерство, а на самом деле ничего не делается, лишь создается масса комиссий. И при патриархии, и при епархии. Я не знаю, что делается при патриархии, но я знаю, что делается в нашей епархии: у нас существует 15 комиссий — по связям с общественностью, по здравоохранению и прочее и прочее. Каждую из этих комиссий возглавляет какой-нибудь священник, который понятия не имеет о том, чем должна заниматься эта комиссия. Он просто ничего по этому поводу не делает. Но если требуются отчеты, то ему эти отчеты присылают, и в каждом отчете он ставит галочки. На самом деле это липа. Обыкновенная советская показуха.

Свечной ящик

А чем занимаются те священники, которые думают не так, как вы и ваши единомышленники?

— Они занимаются тем же самым, что и в светском обществе: думают, где добыть деньги. Всех волнуют деньги, деньги, деньги. Сейчас свечной ящик является центральным местом в храме, вокруг которого кипят все страсти. А алтарь как-то на отшибе и, в принципе, никому не нужен.

Деньги этим священникам нужны для себя или на восстановление церкви?

— Конечно, для себя. Они все эти деньги как-то пилят между собой, как за пределами церкви, так и в церкви. Что касается наших церковных властей, то создается впечатление, что они создают не Церковь Христову, а какую-то финансово-политическую империю, то есть на первом месте стоят вопросы не духовной жизни, не духовного просвещения народа, а имущества, капиталов, политики.
Почему?

— Существуют три типа руководителей. Есть те, кто готов поступиться личными интересами ради той организации, которую они создают. Это редкие руководители, жертвенные люди. Есть такие, которые руководствуются одновременно и личными интересами, и государственными. Это опять-таки не так часто встречается, поскольку эти интересы не всегда совпадают. Есть, наконец, руководители, которые руководствуются личными интересами и которые используют структуру, которой они руководят, чтобы удовлетворить свои личные амбиции, свой карьерный рост.

Промысел Божий

Как вы оцениваете роль патриарха Кирилла в жизни Церкви?

— Я думаю, что патриарх Кирилл — источник церковного зла. При патриархе Алексии Кирилл имел очень большой вес, но все-таки Алексий его сдерживал, придавливал немножко. Все документы, все новые уставы, изданные Церковью, все это — дело Кирилла.

Он существует в союзе с властью или ведет свою собственную игру?

— Конечно, он пребывает в симфонии с властью, но у него есть и личная заинтересованность. Он сделал блестящую карьеру, получил огромные средства, и он, конечно, строит свое личное благополучие и личный престиж. Его амбиции очень велики. Но в гражданском обществе он — жупел. Конечно, он принадлежит к какому-то определенному клану в Кремле, который его поддерживает.

А с точки зрения Церкви он полезен или вреден?

— Бог выбирал себе очень разных пророков, иногда требовал от них таких вещей, которые нам кажутся даже не нравственными. Вот, например, Pussy Riot — плохо они поступили или хорошо? В плане чисто человеческом, я думаю, что плясать в не очень приличной одежде на солее — нехорошо, но я боюсь их за это осудить, потому что иногда промысел Божий действует не совсем так, как мы привыкли это правильно понимать.

А как вы оцениваете реакцию Церкви на саму акцию Pussy Riot?

— Ужасная, конечно, реакция, нехристианская реакция. Просто обыкновенная месть. Желание отомстить за то, что Церковь обидели.

Сейчас некоторые прихожане РПЦ говорят о том, что готовы в знак протеста уйти из Церкви. Как вы на это смотрите?

— Я пришел в эту Церковь. Я пришел после того, как в нее уже вошли люди, достойные самого высокого уважения, которые, несомненно, являются вождями духовной жизни. Я был рукоположен владыкой Ермогеном [ провел восемь лет в сталинских лагерях, служил в Ташкенте] , который был рукоположен патриархом Тихоном. Так что у меня такие прямые корни. Изменялся не я, мои взгляды, которые были от начала, такими и остались. Но вокруг меня вся эта среда начала очень сильно меняться. Появились люди с совсем другими взглядами, и мы с ними друг друга уже не понимаем. Патриарх Кирилл — представитель совершенно новой духовной позиции в Церкви.

Вы один из немногих служащих священников, кто заступился за Pussy Riot. Вы не боитесь, что вас отправят за штат?

— Я могу этого ожидать, но я этого не боюсь. Отправят и отправят. И умереть когда-то надо будет. Что ж мне теперь — смерти бояться?..


Записывайтесь в наше сообщество:
Подписывайтесь в

Арестованный в советские годы по доносу (за антисоветские высказывания) и отработавший три года в Кызыл-Кумских рудниках, где потерял ногу, о. Павел Адельгейм с 1976 года служит в Псковской епархии. На его счету два восстановленных храма в Пскове и один построенный в Псковской области, православная общеобразовательная школа регентов, которую он создал и содержал в течение 16 лет, приют для детей-инвалидов с выраженной психической патологией.

Протоиерей Павел Адельгейм — автор множества работ, посвященных наиболее острым и больным вопросам современной церковной действительности. Особое место среди его трудов занимает книга «Догмат о Церкви», впервые вышедшая в 2002 году, которая ставит проблему церковного христианского самосознания, рассматривает отношение членов церкви друг к другу и к миру, главное место уделяя понятию «соборности». Однако именно она стала причиной нового витка гонений на священника, которые в конце концов привели к тому, что 22 февраля 2008 года указом правящего архиерея архиепископа Псковского Евсевия отец Павел был смещен с поста настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц. О.Павел является членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института.

Автобиография

Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 года. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Отец Аделъгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года.

Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 году.

Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиеп. Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм, арестован, осуждён по ст. 190" (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков.

Один из двух моих приходов в г. Пскове называется храм Святых Жен Мироносиц. С 1992 года при храме открыта приходская общеобразовательная православная школа регентов.

Другой мой приход во имя св. Апостола Матфея находится в деревне Писковичи. При храме Святого Апостола Матфея с 1993 года существует приют для сирот-инвалидов.

Биография о. Павла Адельгейма

Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года. После того как арестовали его отца и мать, жил в детдоме. Через несколько лет мать отправили по этапу в ссылку в Казахстан, где они жили до смерти Сталина, затем переехали в Караганду.

Еще будучи школьником, Павел нашел в Караганде православную общину отца Севастьяна и стал регулярно ездить туда. Богослужения были тайными, служили по ночам в частных домах на переносном антиминсе. В 21 час начинали всенощную, потом до пяти утра служили литургию. О. Севастиан в молодости был келейником старца Нектария из Оптиной пустыни. Собор 1988 г. прославил о. Севастиана одним из первых среди новомучеников. Именно он, по воспоминаниям отца Павла, пробудил в нем интерес к церковной жизни. «Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу».

Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры. Так как ему не было еще 18-ти, он жил в монастыре неофициально в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца. «Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью». Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание ему тоже нравилось: надо было водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.

В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в Киевскую духовную семинарию. «Атмосфера монастыря, чтение патериков и житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь». (Отец Павел женился, сейчас у него трое детей и шесть внуков - ред.)

Павлу нравилось учиться в духовной школе, он много времени проводил за чтением. Когда он учился на 3 курсе, ректором семинарии стал игумен (затем — арихмандрит) Филарет (Михаил Денисенко). В 1959 году празднование Первого мая пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении — хор с патриотическими песнями. «Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: "Я, сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит..." и т.д.». После этого случая Филарет заставил Павла написать заявление об отчислении из Киевской семинарии «по собственному желанию».

В том же 1959 году Павел был рукоположен архиепископом Ташкентским Ермогеном (Голубевым) во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. В 1964 году о. Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в г. Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм. В те годы это был практически беспрецедентный случай.

В 1969 году о. Павел был арестован, осуждён по ст. 190 (клевета на советскую власть) и приговорен к трём годам лишения свободы. «Почему меня арестовали, теперь можно только гадать. Первая причина, предположительно, строительство храма. … Вторая причина - донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна (будущий митрополит Макарий - ред.), который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом. Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев, рассказал мне, что именно Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году». (Ныне Филарет Денисенко отлучен и извергнут из сана за создание в Украине раскольнической «православной церкви Киевского патриархата» - ред.)

В 1971 году в результате волнений в колонии п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедничеству искреннее уважение.

С 1976 г. служит в Псковской епархии. В 1992 г. при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 г. при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

В 2002 г. вышла в свет книга о. Павла «Догмат о Церкви в канонах и практике». В ней он пишет: «Моя общественная работа в Пскове пресеклась в 1993 г. с приходом нового епископа. Он обратился к областной и городской администрациям с требованием никогда не привлекать священника Павла Адельгейма к общественным мероприятиям и не оказывать ему содействия и помощи в социальной деятельности» (более подробно см. «Догмат о Церкви в канонах и практике», гл. 13).

Архиеп. Псковский и Великолукский Евсевий воспринял публикацию книги как личное оскорбление. В начале декабря на нескольких службах в своих проповедях он публично обвинил о. Павла в клевете. В одном из храмов города в поисках «преступной» книги был произведен обыск. 20 декабря 2002 г. на собрании епархиального духовенства архиерей назвал книгу «сатанинской», а ее автора «служителем сатаны». О. Павел обратился к патриарху с просьбой о назначении церковного суда. Просьба осталась без ответа.

20 марта 2003 г. на о. Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Слава Богу, скорость была небольшой, и это спасло о. Павла от неминуемой гибели. Заключение экспертов было однозначным: авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

Затем к о. Павлу в храм был назначен свящ. Владимир Будилин. В течение семи лет он демонстративно отказывался служить и причащаться вместе с о. Павлом, никогда не служил всенощную, предоставив совершать ее исключительно о. Павлу, и т.д. Потом он вообще перестал появляться в храме. И, наконец, начал писать в епархиальное управление жалобы на настоятеля о том, что о. Павел препятствует его служению в храме. В ходе конфликта архиеп. Евсевий приказал пожилому настоятелю, инвалиду, на коленях каяться перед молодым священником. Затем на 25 декабря 2007 г. было назначено заседание епархиального суда Псковской епархии. О. Павел отказался участвовать в нем, поскольку рассмотрение споров между клириками не входит в компетенцию церковного суда и противоречит церковным канонам.

Тогда 22 февраля 2008 г. архиеп. Евсевий подписал указ о снятии прот. Павла Адельгейма с должности настоятеля храма. В указе содержатся ложные, ничем не подтвержденные обвинения в создании о. Павлом нетерпимой обстановки в храме Святых Жен-Мироносиц, в неприязни к предшествующим клирикам и т.п.

В жизни протоирея Павла Адельгейма в который раз подтверждаются слова Писания о том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Его свидетельство обладает «солью», и потому он ненавистен тем, кого обличает самой своей жизнью. Отец Павел борется со злом словом и делом. Он прилагает все свои силы, чтобы сохранить регентскую школу и приют для детей-сирот от разрушения.

О. Павел читает лекции в Свято-Филаретовском институте, членом Попечительского совета которого он является (в мае 2008 года он провел в СФИ курс лекций по вопросам применения канонов в современной церковной жизни). Его статьи и интервью неоднократно публикуются в прессе.

«Иногда созидание невозможно до тех пор, пока церковная неправда не будет осознана полностью и очищена покаянием. Прежде чем строить, приходится очищать площадку от залежалого мусора. В этом я вижу смысл анализа недостатков церковной жизни».

В понедельник в Пскове, в храме Константина и Елены было найдено тело убитого священнослужителя Павла Адельгейма.

Павел Анатольевич Адельгейм (1 августа 1938, Ростов-на-Дону — 5 августа 2013, Псков) — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

Священник в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) в Пскове, храме св. Апостола Матфея в пригородной деревне Писковичи.

Дед — Павел Бернардович Адельгейм 1878 года рождения из русских немцев — получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года; реабилитирован 16 мая 1989 года.

Отец — Анатолий Павлович Адельгейм 1911 года рождения — был артистом и поэтом. Расстрелян 26 сентября 1942 года; реабилитирован 17 октября 1962 года.

Дед по материнской линии — Никанор Григорьевич Пылаев — полковник царской армии; судьба после революции неизвестна.

Мать — Татьяна Никаноровна Пылаева 1912 года рождения — арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в посёлок Ак-Тау Казахской ССР; реабилитирована в 1962 году.

После ареста матери жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры.

В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Киевскую Духовную семинарию.

В 1959 году был исключён из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

Рукоположён архиепископом Ермогеном (Голубевым) во диакона к Ташкентскому кафедрального собора.

В 1964 году, по окончании Московской Духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР.

В 1969 году построил новый храм, арестован за распространение религиозного Самиздата.

В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй».

В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызыл-Тепа, потерял правую ногу.

Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске.

С 1976 года — клирик Псковской епархии.

В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы.

В последнее время служил священником в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище.

Является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Был женат, трое детей, шесть внуков.

В мае 2008 года, в связи с подготовкой «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», принятого 26 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ, выступил с критикой принципиальных положений, положенных в основу Положения, отметив, в частности, противоречие ряда его положений как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

16 июня 2010 года Патриарх Кирилл утвердил, среди прочих, решение первого заседания Общецерковного суда Московского Патриархата, которое гласило: «Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора <…> рассмотрев в первой инстанции заявление клирика Псковской епархии протоиерея П. А. Адельгейма от 13.04.2009 г. о церковных правонарушениях: настоятеля храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии священника С. И. Иванова — в виде составления и подписания недействительного протокола Приходского собрания от 14.03.2008 г., а также незаконного исключения из состава приходского собрания храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии ряда членов, в том числе протоиерея П. А. Адельгейма; <…> РЕШИЛ: Считать установленным факт подписания священником С. И. Ивановым недействительного протокола Приходского собрания местной православной религиозной организации Прихода храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии Русской Православной Церкви от 14.03.2008 г. о внесении изменений (дополнений) в устав Прихода, следствием чего стало нарушение порядка и строя церковной жизни. <…> Настоятельно рекомендовать митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П. А. Адельгейму, следуя духу Евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения, и впредь не выносить на публичное обсуждение обоюдные упреки, разрешая возникающие разногласия в духе богозаповеданного мира, а в случае затруднительности — обращаясь в установленном порядке к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.»

Loading...Loading...