Афонский монастырь в греции чудеса. Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе

... В этой единственной в мире православной монашеской республике словно остановилось время . Географически Святая гора Афон находится в восточной части греческого полуострова Халкидики, высотой 2033 метра над уровнем моря. Но высота для ее жителей - понятие не так физическое, как духовное. Для них оно означает подняться над греховной жизнью. Да и сами расстояния здесь измеряют молитвами, а не метрами.

Нога земной женщины на территорию Афона не ступала полторы тысячи лет , а все монахи почитают только Небесную Мать - Богородицу. Афон считают ее земным уделом. Чудеса здесь происходят на каждом шагу, а слова молитвы льются так легко, как нигде в мире. Именно поэтому здесь всегда море паломников. Больше всего их приезжает на Афон во времена постов. На Святой горе чувствуешь, что не ты выбираешь дорогу, а она тебя.

Молитва за весь мир - круглосуточно

... По церковному преданию, около двух тысяч лет назад на Афоне поклонялись Аполлону . В 44 году от Рождества Христова, вскоре после Вознесения Спасителя, буря пригнала сюда корабль, где находилась Пресвятая Дева. Судно, на котором Богоматерь вместе с апостолами направлялась на Кипр, из-за непогоды причалило к берегу Афона. Богородица сошла на землю полуострова и благословила его. Золотой идол Аполлона не выдержал благодатного присутствия Пресвятой Девы, при ее приближении застонал и упал в море. Пораженное увиденным, под влиянием необычной силы проповеди Христа все население острова приняло христианство.

Первые аскеты - монахи пришли сюда в VII веке . С тех пор женщинам на острове появляться запрещено (даже вьючные животные здесь - только мужского пола). По преданию, так повелела сама Богородица, которая взяла Афон под свое покровительство. Она время от времени являлась монахам и помогала им в строительстве монастырей. С тех пор Пресвятую Деву считают игуменьей Святой горы. Ее незримое присутствие здесь чувствуется везде. Как свидетельство этого - облачко, неизменно стоит над вершиной Афона. Это действительно чудо! Представьте себе, все облака движутся, а оно стоит на месте. Это облачко бывает больше, меньше, светлее, темнее, почти черное, но оно постоянно над Афоном! Даже раз увидеть его - благословение Божие.

Сейчас Афон - самостоятельная монашеская республика с местным правительством и особыми законами . На ее территории - 20 монастырей и более десятка скитов. Некоторые монахи селятся в отдельных кельях или в труднодоступных пещерах. На Афоне живут по византийскому времени. Новая эпоха здесь наступает с заходом солнца. В два часа ночи, когда весь суетный мир спит, здесь начинается первая утренняя служба. Всего на острове одновременно отправляется до трех сотен литургий.

Из монастырского колодца, который здесь всего в 20 метрах от моря, паломники пьют вкусную родниковую воду . К тому же выдолбили этот глубокий колодец в каменной скале. Паломники недоумевают, как можно было определить, что здесь бьет источник. Местные монахи отвечают: они молились и просили Бога указать место, где есть пресная вода. И Господь услышал их молитвы.

Чудес здесь больше всего в мире

... Дары волхвов Богомладенцу Иисусу, сохранившиеся до наших дней , 700-летняя виноградная лоза, одна ягодка которой исцеляет бесплодие, храм, построенный за один день. Вряд ли есть хоть одно место в мире, где можно увидеть столько чудес и священных реликвий. В каждой афонской обители - мощи святых и чудотворные иконы.

Монастырь с тысячелетней историей Ватопед - один из тех, которые больше всего посещают паломники. Здесь хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честный Пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей 14 святых и великомучеников, среди них - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Димитрий Солунский.

Среди Богородичных икон обители восемь считаются чудотворными , самые известные из них - «Отрада и утешение» и «Пантанасса», или «Всецарица». В намоленных храмах всегда людно. Здесь царит особая благодать. Монахи утверждают, что сама Пресвятая Дева помогает всем, кто с верой просит у нее помощи в болезнях телесных и душевных. Как свидетельство этого - многочисленные драгоценности, которыми в благодарность чтят верующие чудотворные образы.

С молитвой - на кухню, на огород и в мастерскую

... Молитва и пост, пост и молитва . Так проходят на Афоне месяцы, годы, десятилетия. Еда в монастырях простая - овощи, фрукты, каши. Блюда из рыбы на монастырской кухне готовят только по большим праздникам. Хлеб монахи пекут сами по старинным рецептам. В Ватопеда даже процесс его приготовления - священнодействие. На праздник Воздвижения Животворящего Креста и в какой-то из дней Крестопоклонной недели в Великий пост в маленькую мисочку перед службой кладут муку, сыплют соль и заливают водой. К концу литургии тесто подходит само, без дрожжей. Эту чудо-опару хранят целый год, маленькую частичку из нее добавляют каждый раз, когда пекут хлеб. И всегда тесто подходит само, без дрожжей.

Приютить и накормить всех путников независимо от их вероисповедания монахи считают почетной обязанностью. Именно поэтому трапезная Ватопед, например, вмещает до полутысячи человек.

- Кормили нас постной пищей раз в день , - вспоминает один из паломников. - С собой можно было взять яблоко, мандарин или апельсин. Впрочем, как ни странно, на таких продуктах у нас хватало сил целыми днями путешествовать Афоном. За стол садились вместе и вместе вставали. При выходе наместник всех благословлял. Что особенно поразило - после каждой трапезы монахи - повара смиренно склонялись перед нами в низком поклоне. Так они на всякий случай просили прощения, если их блюда кому-то не понравились. Окончания трапезы под стенами монастырской столовой обычно ждали полсотни котов. Каждый раз кто-то из монахов выносил им два ведра остатков обеда.

Монахи на Афоне трудятся не только на кухне . У каждого свое послушание. Кто-то ухаживает за овощами на грядках, кто-то - за садами и виноградниками. Есть и такие, которые вяжут кресты на продажу, изготавливают лампадки, рисуют иконы.

Труд, молитвы и пост - рецепт долголетия афонских монахов . Обычно они доживают до глубокой старости. И до конца своих дней придерживаются ревности в молитвах и сохраняют бодрость духа. Единицы из них достигают высшего совершенства в познании Бога. Таких Богородица наделяет даром провидения.

Здесь говорят не уста, а сердце

... Афон - это нечто глубокое, личное, и словами такие ощущения передать трудно . Так убеждают те счастливцы, кому хоть раз удалось побывать на Святой горе. Все паломники единодушно утверждают, что домой возвращаются другими людьми, причем у каждого своя миссия посещения святыни. Афон - действительно святое место, где ничто тебя не отвлекает от главного. Здесь слезы - только от радости, а душа поет.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Архистратиг Михаил является не только предводителем Небесных сил, но и покровителем всего человечества. Так, в Ветхозаветные времена, когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, именно Архистратиг Михаил помогал ему вести народ в Израильскую землю.

И в Новозаветные времена Архангел Михаил ведет по жизненному пути весь христианский народ, творя при этом дивные чудеса.

Одно из таких чудес было явлено на Афоне.

Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился от Солуни по берегу моря.

Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя всё сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

– Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески:

«Всякий ударивший меня вверх найдет множество золота».

Многие пытались узнавать: правда ли это, – и били по голове идола, но ничего не находили.

Случилось же в то время одному юноше, близ означенного столба, пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, – однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

– Если я кому-нибудь расскажу о золоте, – думал он, – то как бы меня не убили из-за него.

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в одни из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе.

По усмотрению Божию, он остановился в пристани вышеупомянутого, вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

– Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: «Как мы скроем это золото?» – то он отвечал:

– Всё это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

– Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

– Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

– Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыдание умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы; схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну.

Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес бы его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ св. трапезы с камнем, повешенным на его шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услыхав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ св. трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

– Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидал двух мужей, сиявших как солнце, и услыхал их беседу между собою; один говорил другому:

«Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь Дохиар!»

Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услыхав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

– Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху:

– Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня? – то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:

– Посему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

– А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь.

Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком.

После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.

Готовились к посещению Афона, святой Горы, земного удела Божьей Матери, мы задолго до поездки. Перелопатили кучу информации в интернете, прочитали замечательную книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы», даже написали на почту паломнического центра Святой Горы в Салоники, (правда ответа мы так и не получили). Знали, что нужно получать Диамонитирион (разрешение на посещение Афона), связаться с монастырями, в коих планируешь остановиться. Все знали, но ничего не сделали. Имели только искреннее желание попасть на Святую Землю! Решили, пусть будет так, как Господь сподобит.
О визите в паломнический центр в Салоники по приезду в Грецию я уже писал : повторяться не буду. И вот, после недельного пляжного отдыха на Халкидиках, 25 августа в 7 утра, взяв с собой в дорогу походный завтрак, мы сели в верного нашего друга Григориуса и направились из Симандры в Уранополис. Дорога лежала через небольшие города Полигирос и Иериссос, а так же через маленькие греческие деревушки, оливковые рощи и виноградники.

1

Солнышко только вставало и было совсем не жарко. Меньше чем за два часа, без всяких приключений мы добрались до портового города Уранополис. Жизнь на причале уже вовсю кипела. Множество небольших грузовиков встали в очередь на паром, большой автобус привез группу паломников, — все собирались попасть на единственный регулярный паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни в 9.45 утра.
Времени до отправления у нас оставалось совсем немного, не больше 40 минут, поэтому мы сразу разыскали офис, где выдаются диамонитирионы. Мы предъявили паспорта сотруднику офиса, ещё совсем не уверенные в том, что сможем его получить. Он строго посмотрел на нас, напомнил о запретах в отношении внешнего вида, и выдал заветные документы.


Мы припарковали Григориуса на единственном свободном клочке земли у дороги, — времени искать специальную парковку, о которой я читал в интернете, уже не было, — и направились на паром.

2


При входе на паром специальный сотрудник проверяет диамонитирион паломника, а так же его внешний вид. Я был в длинных, но все-таки шортах, — днем в июле сорокаградусная жара — нормальное явление для Греции, — и меня отправили переодеваться в находящиеся на причале кабинки. Переодевшись, мы зашли на паром и выбрали себе местечко на верхней палубе, чтобы впечатляться видами пока ещё неизвестной для нас Святой Горы. Паломников на пароме всегда много, практически все места на верхней палубе были заняты.

1


Кого здесь только не было, — сербы, румыны, болгары, американцы, греки, и конечно же наши соотечественники. Рядом с нами на удачу присоседилась группа паломников из четырех человек во главе с батюшкой.
И вот, наконец, корабль отчалил от пристани и мы с замиранием сердца стали вглядываться в берега таинственной и такой уникальной земли, внимая рассказам довольно словоохотливого соседа-батюшки. От него мы узнали, что в 2014 году на Афоне случился страшный пожар. Огонь пришел со стороны Греции и уничтожил почти все виноградники, расположенные в северной части Афона. Жара и сильный ветер сводили на нет все усилия пожарных и военных. Огонем были охвачены Моноксилит и русский скит Новая Фиваида, погиб один монах, ехавший по дороге и попавший в огненную ловушку. Всеразрушающая стихия грозила уничтожить Хиландар и Зограф. Тогда советом игуменов монастырей было принято решение идти навстречу друг другу крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери. И вот, когда они встретились, небо развезлось и полил сильный дождь, который и потушил пожар! Кстати, чудесным образом корпус скита Фиваида остался нетронут огнем.
Следы бушевавшего пожара были видны даже спустя четыре года, обгоревшие места выглядели серыми из-за скудности вновь возраждющейся растительности.
Первая остановка парома — пристань сербского монастыря Хиландар.


С корабля вышла большая группа паломников. Далее монастыри Дохиар и Ксенофонт.

1


1



И вот уже все ближе и ближе наша цель — монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона или как его ещё называют Русcик.

3


На причале паломников встречает монах, который проводил нас до архондарика — монастырской гостиницы. В Русcике это большое шестиэтажное здание ещё дореволюционной постройки с широкими коридорами и витыми чугунными перилами. На дверях архондарика висела надпись, что паломники не принимаются в связи с празднованием Панигира до 9 августа. Не смотря на это, нас все же разместили в коридорах гостиничного корпуса.
Угостившись предлагаемым гостям по афонской традиции узо и лукумом, мы пошли гулять по монастырю. Красота храмов и зданий монастыря, ухоженность садов просто потрясает!

1


3


Но кроме восхищения внешней стороной я ощутил глубокое чувство благоговения от прикосновения к святыне! Cлезы невольно потекли из глаз.
Не смотря на строгий запрет фото и видеосъемки, мы дерзнули запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Однако, камера отказывалась работать, требуя перезагрузить устройство, хотя раньше такого никогда не было и батарейки были свежие. После нескольких попыток включть камеру, мы поняли, что это знак свыше и больше не пытались нарушить запрет!

Эта — единственная фотография, которую нам удалось сделать здесь.


Остальные фото Пантелимонова монастыря — из интернета. В половине первого для нас открыли храм, где хранятся святыни монастыря.


Среди них глава великомученика и целителя Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, святителя и чудотворца Николая, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. А затем был отслужен молебен по случаю отправки главы великомученика и целителя Пантелеимона в Болгарию. С последующим крестным ходом нам посчастливилось «проводить» мощи Целителя до катера на пристани.
После вечерней службы со всей братией мы были приглашены в трапезную. Помещение трапезной очень большое, расчитанное на большое количество гостей и паломников в праздничные дни.


На левой стене находится фреска с изображением мытарств и воздушной бесовской стражи. Монастырская трапеза скромна, но удивительно вкусная: свежие огурцы и помидры, лапша с грибами, замечательные оливки, монастырский хлеб, холодная вода или компот и арбуз. Отдельно в блюдце на столе всегда присутствует чеснок и лук. Посуда в монастыре исключительно металлическая. Трапеза довольно ограничена по времени, минут 10-15, не дольше. Так что времени на разговоры нет. Во время трапезы читаются жития святых. По средам и пятницам в монастыре всего одна трапеза в день, в остальные дни по две.
По уставу монастырские врата закрываются с заходом солнца. Мы немного побродили по монастырским тропинкам, полюбовались великолепным закатом и отправились отдыхать. Мысли о предстоящем завтра восхождении на вершину Афона не давали заснуть! Выйдя на балкон архондарика я долго глядел на звездное небо и слушал шепот мирно плещущегося внизу моря.
Громкий звон колокольчика разбудил спящих в три часа утра. Так монахи на Афоне призывают всех на утреннюю службу. Обычно служба начинается в половине третьего утра и заканчивается в пол-девятого. Службу служил сам настоятель монастыря игумен Евлогий, благообразный худощавый монах с тихим высоким голосом.
Служба проходила в кафоликоне святого Пантелеимона.


Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. Характерной особенностью греческих храмов является наличие по периметру стен своеобразных ниш с подлокотниками и откидывающимися сиденьями. Греческое паникадило украшено страусиными яйцами. По легенде страусы, высиживающие яйца, должны непрерывно за ними наблюдать. И если только на мгновение страус отвлечется, яйцо станет бесплодным. Так и каждый христианин должен непрерывно молиться и укрепляться в вере.


После службы и утренней трапезы мы долго решали, ждать ли нам прихода парома в 11.30 или идти пешком до пристани Дафни. Было 9 часов утра, и мы, попрощавшись с монастырем и испросив благословения у архимандрита Евлогия, решили отправиться пешком. Первая половина пути до монастыря Ксиропотам проходила по лесной тропе. Кроны деревьев защищали нас от начинающего припекать июльского солнца.

1


Но от Ксиропотама к Дафни идти нужно было уже по пыльной автомобильной дороге. На нашу удачу, как только мы вышли на дорогу, сверху показался автомобиль. Водитель с кавказской внешностью остановился и предложил нас подвести. Так мы сэкономили время и главное силы для предстоящего восхождения на вершину Афона.
Наш паром до скита Святой Анны отправлялся в 12.45 и у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть Дафни вдоль и поперек. Пристань включает в себя всего несколько зданий: таможню, кассу с залом ожидания, небольшую гостиницу, почтовое отделение и торговый центр с кафе и парой магазинчиков. Мы выбрали места у таможни, в тени и наблюдали за все прибывающими людьми. В полдень сюда прибывает паром из Уранополиса — основное средство связи с внешним миром. На нем прибывают паломники, монахи, машины с провиантом и стройматериалами.
Пассажиров на паром «Святая Анна» было гораздо меньше, чем из Уранополиса. По пути к скиту мы проезжали монастыри Симонопетра и Дионисиат.


1



На пристань скита Святой Анны вышла группа около 15 человек. И все мы побрели по бесконечной лестнице, ведущей к скиту. Дорога была усыпана продуктами жизнедеятельности мулов, которых активно используют для доставки грузов в монастыри. В полуденный греческий солнцепек это занятие, конечно не из легких! Несколько раз мы останавливались, чтобы передохнуть и напиться воды из источников. Скит Святой Анны находится на высоте около 500 метров над уровнем моря, и добравшись до него мы смогли насладиться отдыхом в тенистой беседке и традиционным афонским угощением: рюмочкой раки, стаканом холодной воды и сладким лукумом. Это было то, что нужно для восстановления сил!
Мы договорились с местным архондариком о предстоящей ночевке по возвращении с горы, отдохнули, помылись в душе, и спустя пару часов тронулись в путь! Монастырское угощение придало нам силы, и мы бодро поднимались начальный отрезок дороги. Постепенно удобные лестницы закончились и началась настоящая горная тропа. На высоте примерно 700-800 метров живет монах отшельник. Сам он на глаза путников старается не показываться, но рядом с его убежищем оборудована часовенка и место для отдыха. Здесь же можно выпить воды из емкости, которую наполняет монах, нося воду с источника.
Было ещё достаточно жарко, не смотря на то, что шел седьмой час вечера.

1


Хорошо ещё, что большая часть тропы проходит по лесу. Поднявшись ещё метров на 200-300 мы обнаружили памятный крест. Возможно, он обозначает выстоу 1000 метров над уровнем моря.

1

1

Виды, открывавшиеся нам за каждым следующим поворотом, эстетически компенсировали нашу усталость.

1



Очередным пунктом в отсчете метров подъема служит развилка. Направо идет дорога, ведущая в Великую Лавру, а налево — к вершине Святой Горы. Это место часто используют для ночевки или стоянки. Это видно по оставленным костровищам и, что прискорбно, по горам мусора.
Далее тропа стала постепенно все круче и круче подниматься вверх. Усталось все больше давала о себе знать. И вдруг на камне вдоль тропы мы увидели отметку: 1430 метров! До Панагии, где мы собирались переночевать, оставалось всего лишь около 70 метров! Последние метры тянулись дольше всего. И вот вдали мы наконец то увидели каменное сооружение.

1


Подойдя ближе, мы поняли, что будем ночевать здесь не одни!
Рядом с домом ходили люди, собирая хворост. Ещё в Пантелеимоновом монастыре опытный проводник предупреждал нас, что на подходе к Панагии нужно собирать шишки для розжига очага. Но, как раз, ближе к месту, ни одной шишки мы не увидели. Видимо, все было собрано уже давно до нас! Какова была наша радость, когда прислушавшись, мы услышали русскую речь!!! Оказалось, что группа русских паломников под руководством батюшки незадолго до нас прибыла на Панагию. Они уже собрали дров, растопили очаг и даже заварили чай в большом русском самоваре.
С большим удовольствием мы попили чаю и перекусили нашими скромными запасами. Познакомились. Ребята были из Москвы. Они собирались подняться на вершину к рассвету, для чего они должны были подняться часа в три ночи. У них с собой были фонарики.
После ужина нас пригласили присоединиться к ним на молитву. Панагия представляет из себя довольно вместительное сооружение. При входе расположен зал с очагом, колодцем с чистой водой, большим столом. Слева от зала находится спальня с двухярусными кроватями. А прямо за залом есть церковь! Вот там мы и совершили вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Небольшое помещение было озарено лишь мерцанием церковных свечей и лампад. Осознание того, где мы находимся и почти ощутимое Божие присутствие делало эту службу незабываемой!
Выйдя после молитвы наружу, на небе мы увидели мириады звезд. Созвездия, Млечный путь, падающий метеорит… Такого неба мы не видели никогда!

1


Жаль, что ночевать решили в помещении, где было достаточно душно, а не на улице.
Сквозь сон я услышал, как в три часа ночи встали и собрались наши соседи. Фонарей у нас не было, поэтому мы должны были дождаться рассвета. Когда мы встали в пятом часу утра и вышли из помещения, в темноте ночи видели вереницу их светящихся огней. В очаге ещё тлели угли, и мы разожгли из оставшегося хвороста очаг. Сварили кофе, немного перекулсили и стали собираться в путь.
Вдруг, я почувствовал острую боль в левой икре. Да такую, что еле мог переступать, хромая. Может, это было следствие долгого похода или твердого ложа, — не знаю. Но я четко понимал, что с такой болью не смогу подняться на вершину, — ведь до неё ещё 500 метров высоты, и тем более одолеть обратную дорогу вниз. Как ни пытался я разминать и растягивать ногу, боль не унималась. Посоветовавшись, мы решили потихоньку спускаться вниз. Было, конечно очень жаль, что приходилось возвращаться, так и не достигнув цели и у самого её порога. Видимо, грехи не пускали меня покорить Святую Гору!
И я стал искренне молиться Божией Матери, прося прощения и смиряясь с тем, что случилось. Мы стали собираться в дорогу. И вот, почти собравшись, я вдруг понимаю, что боль отступила! Я походил немного, — не хромаю, боли нет. Случилось маленькое чудо! Тогда мы решили все-таки идти наверх.

Подъем от Панагии до вершины Афона самый крутой. Далеко внизу оставалась Панагия.

1


Тропа проходит по открытым склонам. Даже летом, когда внизу тридцатиградусная жара, на вершине дует холодный сильный верет. К тому же вокруг ходили тяжелые тучи и вот мог пойди дождь, сделав горную тропинку ещё и скользкой! Где то на середине подъема мы встретились с нашими соотечественниками, которые уже спускались с горы.
И вот, мы наконец достигли вершины Афона!

3


2


Чувства, возникающие, когда ты, преодолев значительные трудности, достигаешь заветной цели, тем более, когда эта цель — Святое место, трудно передать словами! Уж точно не хотелось думать о суете жизни, происходящей там, — в миру.
На вершине горы установлен 3-хметровый поклонный крест.

1

1

А ещё там идет строительство новой церкви Преображения Господня. Старый беломраморный храм, построенный русскими доброделателями в конце 19 века простоял 124 года и был разобран в 2010 году для постройки нового железобетонного храма по повелению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория. Новый храм почти уже сооружен, идет активное благоустрйство прилежащей территории. Наравне со строителями тяжелую работу исполняют и монахи! Мы сами видели, как один пожилой седовласый монах бодро мешал лопатой бетон.

2


Насладившись потрясающими видами, мы достали иконы, купленные в Пантелеимоновом монастыре, зажгли свечи и помолились в храме. Говорят, что иконы, побывавшие на вершине Святой Горы, обладают особой силой.
К сожалению, как бы хорошо не было в этом священном месте, нужно было возвращаться обратно. Малоопытные путники наивно полагают, что спуск с горы легче подъема. Так думали и мы. Однако, напряжение задней группы мышц ног при спуске значительно сильнее, и под конец наши ноги просто дрожали от усталости! Где то на середине пути мы встретили двух американцев, ещё достаточно бодро поднимающихся в гору. Они спросили нас, реально ли подняться и спуститься с горы в один день и где, если что можно остановиться на ночлег. Глядя на них, мы с содроганием подумали, сколько же им ещё нужно преодолеть!
После полудня мы вернулись в скит Святой Анны.

* Решение мое было окончательно, и я тайно отправился на Афон. Добрался благополучно. Путешествуя и останавливаясь в различных монастырях и скитах, я тщательно изучал их уклад. И, в конце концов, получив достаточное количество нужной информации, я решил поселиться в киновии Преподобного Григория.

Прежде чем войти в монастырь, я, уставший, пошел ночевать в обрывистой и труднопроходимой местности, немного выше Гифтария, где можно было найти тень. Но мои попытки уснуть оказались тщетны. Сон не шел. Думы и помыслы сменяли друг друга и тревожили меня. Движимые сатаной искушения предпринимали все возможные попытки, чтобы помешать мне. Наконец, измученный душевной борьбой, я подумал, что ко мне приходит сон. И что же я увидел? Надо мной стоял некий престарелый монах почтенного, величественного, даже библейского вида, с бородой до колен и мягким взором. Он сказал мне: “Зачем ты сидишь здесь снаружи, дитя мое, и мучаешься помыслами и размышлениями? Вставай и иди в монастырь”. Услышав этот приказ, я тотчас поднялся, собираясь попросить монаха проводить меня. Но где же старец? Он исчез!

Это происшествие поразило меня. Я стал размышлять, кем мог быть этот загадочный старец, который в столь почтенном возрасте смог подняться в такие дикие места, куда и я с трудом смог пройти. С этими мыслями (прошлые мои бесовские помыслы развеялись, словно дым) я побежал в монастырь, зашел туда и сразу направился к преподобному кафигумену, рассказал ему о своем желании и намерении, упомянув и о недавней встрече с почтенным старцем.

Тогда кафигумен с нескрываемым умилением подвел меня к иконе и спросил: “Этот ли старец явился тебе?” “Да, это был он!” – ответил я в изумлении. Это оказался старец Иоаким, новый ктитор монастыря с удивительно длинной бородой, которую он получил чудесным образом, так как по природе своей был безбородым.

* Когда спустя несколько месяцев совершился мой постриг, сильно утомленный и встревоженный, я захотел немного поспать. Но не успел я уснуть, как кто-то открыл дверь моей кельи совершенно необычным образом, опустив традиционное “Молитвами святых отец наших…” Мысли внезапно охватили меня, и я почувствовал ужасное, невыносимое зловоние. И тогда я увидел стоящего надо мной незваного гостя. Какое это было пугающее и ужасающее зрелище! Передо мной стоял сам сатана. Похожий на чудовище, рогатый, с огненным дыханием и огненными глазами, мохнатый, с длинными когтями. Он посмотрел на меня зловещим и гневным взглядом и саркастично рассмеялся: “Эй! Зачем и ты пришел сюда? Сейчас я покажу тебе!” И тотчас он протянул ко мне руку и схватил меня, издавая ужасный вой: “Ааа!” Но тут случайно он коснулся честного креста, висящего на моей груди. Он сразу же исчез, оставив после себя нестерпимое зловоние.

* Однажды на монастырь обрушилась эпидемия гриппа. Болезнь затронула самых молодых и самых сильных, одних незначительно, других – серьезно. Я переболел быстро. И, когда заболел повар, мне было поручено его заменить. Совершенно не умея готовить, я взялся за это послушание под руководством повара, отца Ипатия. К счастью, при мне находился и опытный помощник повара, очень кроткий и простой, словно агнец, послушник.

Однажды я послал его в сад, чтобы собрать овощи для готовки. Но спустя недолгое время, почти сразу, он прибежал, тяжело дыша, с испуганным видом и без овощей. Когда я спросил его, что произошло, он ответил, что на тропинке, ведущей в сад, лежит огромная и страшная змея. И он, перепугавшись, прибежал назад, обливаясь потом и задыхаясь.

Тем не менее, поступок его противоречил канону “слепого послушания”. Я рассказал об этом старцу. Старец же побеседовал с послушником, ободрил его, дал ему свое благословение и велел исполнить свое послушание без колебаний и страхов. Исполненный мужества, он побежал в сад, собрал овощи и вернулся радостный. Когда я поинтересовался, в чем дело, он объяснил, что змея все еще лежала там, но была мертва.

* Незадолго до ухода в армию я заболел острым ишиасом. Боль была периодическая, но невыносимая. Когда она настигала меня, я не мог устоять на ногах и падал на землю, где бы ни находился. Никакие врачи и медикаменты, ни теплые ванны, ни армия не смогли излечить меня. Это было постоянное и мучительное состояние.

Однажды в нашу гавань привезли пшеницу, и все мы, по обыкновению, должны были разгружать ее. И когда разгрузка началась, у меня внезапно случился мучительный приступ. Я упал наземь, скрученный судорогой и стонущий от боли. Прибежали два-три отца и один почтенный добродетельный старец. Арсений, Артемий… Имени его я не помню. Они спросили меня, в чем дело. И когда я рассказал им о своем недуге, об этом узнали все вокруг и начались пересуды. Многие посочувствовали мне, другие усомнились в правдивости моих слов, третьи и вовсе не поверили. Некоторые подумали, что я сказал об этом, чтобы освободиться от работы. Другие преувеличенно сочли меня “пройдохой из Пирея”.

Я терпел все это. И лишь мой старец утешал меня: “Не плачь, мой мальчик. Не отчаивайся. Я верю тебе. И других отцов смогу убедить в твоей искренности. Но я дам тебе один совет и прошу тебя меня послушаться. Мы здесь имеем своего собственного врача: святую Анастасию Римскую. Мощи ее находятся в часовне. С самого вечера бодрствуй и молись ей от всего сердца и со слезами. А когда утром закончится литургия, помажь маслом от ее лампады место, которое у тебя болит, слезно прося святую исцелить тебя. После этого приходи навестить меня”.

Я в точности исполнил сказанное. И, помазавшись маслом, – о чудо! – я внезапно стал двигаться свободно, без малейшего намека на боль.

С того дня прошло шестьдесят лет. Болезнь ко мне более не возвращалась.

* В городе Веррия в Македонии существует подворье Григориата. Один-два раза в год, каждый раз летом, мы ездим туда по морю на маленьком монастырском корабле.

Однажды я с двумя братьями отправился на подворье. Но между Кассандрой и Пилио царил непривычный штиль, хотя мы усердно гребли. И это, я бы сказал, раздражающее безветрие, заставило меня думать, что быть беде. Это было нескрываемое волнение без видимых на то причин, нечто вроде предчувствия. И хотя братья просили меня ненадолго перестать грести и отдохнуть, я приказал им быстрее работать веслами, словно что-то предупреждало меня о надвигающейся опасности. Мы должны были как можно скорее добраться до берега между Пилио и Олимпом. Легкий морской бриз очень помог нам: мы причалили к берегу, спустились и привязали корабль. Между тем, маленькое облако на Пилио становилось все больше и чернее, предвещая страшное ненастье. И какой ужас последовал после! Разразилась редкой силы буря, шторм, шквал, как говорят.

Когда мы прибыли, все жители подворья выбежали нам на встречу, пораженные и недоуменные. Они смотрели на нас, крестились и уверяли, что нас спас святой Николай.

Мы пробыли там несколько дней, после чего, снарядившись и собрав припасы, поплыли назад. И какое мрачное зрелище ждало нас по дороге! Где бы мы ни проплывали, везде встречали потерпевшие крушение корабли. Все корабли, стоявшие на якорях в пострадавших портах от Ливы до Гарби, были выброшены на берег или потоплены. Вся юго-западная часть Кассандры, Сифонии и Афона пострадали от этого шторма.

И когда мы добрались до монастыря, нас ждало еще более печальное зрелище: корабль из Литохоро, нагруженный древесиной, был потоплен. Здесь наше волнение достигло своего апогея.

Опуская рассуждения, я хочу обратить внимание лишь на свою беспричинную тревогу, которую я испытывал в пути. Не было ли это очевидным и несомненным вмешательством святого?

* Каждый год 6 декабря наш монастырь совершает праздник по случаю дня памяти святого Николая, запасаясь рыбой из Палиури в Кассандре, где рыбаки постоянно ловят рыбу.

За несколько дней до праздника монастырский корабль был послан туда, чтобы забрать рыбу. Кормчим был опытный монах, благочестивый и простой, привыкший к морю, еще когда он жил в миру.

Но прежде чем он вернулся, подул сильный юго-западный ветер и значительно задержал отправление. Время шло, близился праздник, а ветер все усиливался. Монах беспокоился: “Неужели праздник начнется без рыбы?” А это, по его мнению, было немыслимо. И он решил отплыть в штормовую погоду. Другие рыбаки тщетно пытались убедить его отказаться от этой безумной затеи. Но монах был непоколебим.

Он отплыл, перекрестившись, поставив на штурвал икону святого Николая и сказав: “Святой Николай, ты видишь, какая сейчас погода. Распорядись же, чтобы праздник в твою честь не начался без рыбы. Отправляемся!”

И святой, действительно, именно так и “распорядился”. Когда монах подошел близко к монастырю, отцы издалека заметили его и вышли на берег. Корабль парил по волнам, словно чайка. Отцы взяли с собой икону святого Николая и стали молиться, чтобы корабль без труда смог причалить. Однако в таких условиях это было совершенно невозможно.

Но только не для святого Николая. Огромная волна подхватила корабль и, высоко подняв его, опустила прямо на пристань, на место, где он стоял, после чего мирно отошла, исполнив свой долг. Это событие было торжественно отпраздновано. Поразительны вера этого благочестивого монаха и помощь святого.

* Ужасный пожар обрушился летом на монастырские леса. Дул ветер, и пламя быстро распространялось. Вскоре оно должно было уничтожить все каштаны, главный источник монастырских доходов. Страшное зрелище. Я был его очевидцем и слышал лесных змей, которые, сгорая, шипели.

Когда весть о пожаре дошла до монастыря, отцы и старец вынесли святые мощи. И тогда одно из облаков повисло над лесом, и начался такой сильный ливень, что страшный пожар мгновенно был потушен.

Loading...Loading...