Бог не может быть поругаем. Бог поругаем не бывает

"Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7)

Как эту фразу понимают наши современники?

Ольга Лебединская, 39 лет, госслужащая:

Мне кажется, сама эта фраза говорит за себя: не пытайтесь перехитрить Бога. То, что Он долготерпелив и многомилостив, совершенно не означает, что мы можем творить беззаконие и преступать/попирать Божьи законы, надеясь остаться безнаказанными. Рано или поздно Бог спросит с нас за все. Нельзя творить беззаконие, прикрываясь именем Бога.


Илья Мороз, 28 лет, архитектор:

Всё, что бы мы не говорили о Боге, показывает то, что внутри нас, но оно никак не влияет на Бога и Его сущность.


Марьяна Косточка 38 лет, уставщик:

Бог совершенен, и никакой наш, даже самый тяжкий грех, богохульство, не наносит вреда Богу. Вред грехом мы наносим только себе, подвергаем себя поруганию. Попрать, поругать Бога невозможно в Его совершенстве.

Эмилия Богатырёва, 79 лет, пенсионерка:

Бог праведный, Он не может быть поругаем. Он вершит суд, а не кто-нибудь из смертных.

Вадим, 40 лет, предприниматель:

Это говорит о том, что даже если мы делаем плохие поступки, всё равно Богу не навредим.

Святоотеческое толкование:

Эти слова св. апостол Павел написал в Послании к галатам около 57 года из Эфеса.

В Церковь галатийскую (Галатия – область в центре Малой Азии) вторглись иудействущие еретики, которые внушали христианам, что для спасения необходимо обрезание и соблюдение других установлений иудейской религии. Нестойкие галаты поддались этому лжеучению и оставили преподанное св. апостолом Павлом благовестие. Лжеучителя, смущавшие неопытных галатов, чтобы добиться своих целей, пытались подорвать апостольский авторитет св. Павла и даже насмехались над ним. По этому поводу и были сказаны слова: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7). Невозможно осмеять или обмануть Бога, Его Церковь и Его служителей. Каждому в свое время Бог воздаст по его словам и делам.

1990 год, начало моего иерейского служения в Свято-Николаевской церкви села Старая Богдановка. Со дня рукоположения не прошло и полугода. И вот в одно не прекрасное утро прибегает к нам домой (метров 300 от церкви) проживавшая при храме благочестивая старушка Вера Корнилова — с выражением растерянности и ужаса на лице: «Ограбили церковь, батюшка!» Через несколько минут я уже в храме. Навесные замки спилены, двери распахнуты... Вхожу внутрь. Центральные аналои пусты, Царские врата отворены. Сердце сжалось... Быстро прохожу в алтарь — все разорено, перевернуто, престол оголен.

Тут необходимо пояснение. Именно на престоле находятся две главные святыни храма: антиминс и запасные Дары. Антиминс — это плат, в который, по древней традиции, вшита частичка мощей святых. Подписанный архиереем антиминс является вещественным благословением на служение Евхаристии в церкви; это как бы знак делегирования епископом своих полномочий священнику. По сути дела, где антиминс — там и церковь; антиминс является как бы сердцем церкви.

Запасные Дары — частица того, что является средоточием существования Церкви, — Тела и Крови Христовой. Запасные Дары сохраняются в период между совершением Евхаристий на случай необходимости срочного причащения тяжелоболящих членов Церкви. Хранятся запасные Дары обычно в стоящем на пре толе сосуде, называемом дарохранительницей. В нашей церкви дарохранительница представляла собой довольно массивное изделие из латуни в виде макета пятикупольного храма с помещением для хранения Святых Даров внутри. Высота нашей дарохранительницы — более полуметра.

Исчезновение антиминса и дарохранительницы было бы трагедией. Трагедией в первую очередь мистической — осквернением святынь, а также и бедой в более обыденном понимании, причиной всякого рода проблем и неустройств.

Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Рядом с пустым престолом на полу лежали два предмета — антиминс и дарохранительница. Это явное чудо, ибо физически происшедшее совершенно невероятно. Дело в том, что наш престол был покрыт большим покрывалом из тяжелого плюша, на котором стояли два массивных подсвечника, лежали, кроме дарохранительницы и антиминса, несколько крестов разных размеров, предметы евхаристического комплекта (копие, лжица), два Евангелия — напрестольное и требное, и т.п. Тяжелое, большого формата напрестольное Евангелие лежало ближе к западному краю престола, и им был плотно придавлен шелковый плат (илитон) с завернутым в него антиминсом.

Впоследствии я спрашивал воров: как они собирали предметы с престола, как произошло так, что самый массивный предмет на нем (и на вид — самый ценный) — дарохранительница — оказался на полу? Как антиминс мог выскользнуть из под тяжелого Евангелия и оказаться там же? Воры пожимали плечами, они этого не понимали... По их объяснению, действовали они в полной темноте: вошли в алтарь через Царские врата (перевернув при этом на себя лампаду), затем, нащупав престол, взяли лежащее на нем покрывало за четыре угла, связали концы и так унесли. Самый большой предмет — дарохранительницу — они не заметили, звука ее падения — не услышали. Но еще более удивительно происшедшее с антиминсом. К Евангелию они вообще не притрагивались, не приподнимали. Они просто обернули его (как и другие предметы) покрывалом и связали концы узлом. Однако антиминс чудесным образом выскользнул из-под тяжелого тома (прошел сквозь ткань покрывала?) — и остался в храме.

Сопутствующим этому чуду моментом было то, что грабители умудрились оставить все сколько-нибудь ценные иконы в храме и унесли только литографии и малоценные простецкого письма изображения начала XX века.

Как потом выяснилось, грабителей было трое. Наркоманы, мальчишки. Двое ошалелых простецов и один старший — организатор, с оккультными амбициями, считавший себя «слушателем камней». Этот не просто ограбил церковь, он захотел ее осквернить — и выбрал для того понятный ему животный способ: помочился в купель для крещения младенцев.

Но Бог поругаем не бывает! Господь попустил эту беду — как испытание и вразумление, — Господь же и утешил. Отслужив молебен в разоренном храме, я поехал в милицию, сделал заявление о происшествии. А вечером уже вез домой, в храм, все украденное — завязанное в те же скатерти и покрывала, в которых его увозили. Что же произошло? Почти невероятное.

Сбыть награбленное воры собирались цыганам, о чем была предварительная договоренность. Понятно, что после того найти хоть что-либо не было бы никаких шансов. Однако...

Камнем преткновения оказался лежавший в ту ночь на престоле мой иерейский крест из простого белого металла (не серебра). Но цепочка на нем была необычная. Ее мне за несколько месяцев до того подарили прихожане. Красивая витая цепь для наперсного креста грузинской работы, сделанная из м ди, но посеребренная. Цыгане сразу разглядели, что цепочка — не серебро, но только покрыта им. Компания воров соглашаться с этим не хотела. Тогда они (воры) понесли цепочку к оценщику в официальный пункт приема драгметалла, и вот — невозможное для профессионала! — тот ошибся. Оценщик подтвердил предположение воров, что материал цепочки — серебро, и весьма высоко ее оценил. После этого торги с цыганами оказались в тупике: разница в цене была порядочная. Отдавать же товар не оптом — без креста с цепочкой — добытчики отказывались.

В процессе этих препирательств их и взяли работники угрозыска. Воры получили сроки: подельники условно, а организатор на полную катушку — судье очень не понравилось, что тот помочился в церкви...

И еще одна деталь — приехали эти ребята (где-то взяв «Москвич»-«пирожок») именно в нашу церковь потому, что, по их сведениям («бабушка сказала»), церквушка эта вечно пустая и ночью ее никто не охраняет. Так и было до моего прихода — священники постоянно менялись, даже богослужения совершались крайне нерегулярно. Но именно в эту ночь при церкви (в домике во дворе) ночевали одиннадцать человек! — гости и приглашенные рабочие. Ограбление произошло не поздно — в районе полуночи; еще не все гости спали, но — никто ничего не заметил! Так явно было нам открыто и попущение скорбей Господом, но и утешение в них.

Галатам 6:7–9: ...Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в свою плоть пожнёт от плоти тление, а сеющий в дух пожнёт от духа вечную жизнь. Не будем же опускать руки, делая добро, потому что в своё время пожнём, если не ослабеем.

Бог поругаем не бывает
Всяк, что посеет, то пожнет
Воображенье поражает
Порою судеб поворот.
Подобно шахматной игре:
Один лишь неудачный ход
Еще фигуры на столе,
Но партии решен исход.
В игре за жизнь соперник наш
В своем укрытьи ждет незримо,
Какой из слабостей отдашь себя,
Ему подставив спину?
Не нужен нож, не нужен яд,
Противник твой силен – нет слов!
Всегда поставить шах и мат
Сам Сатана тебе готов! *

Кто без забот прожить пытался,
Лишь к удовольствиям стремясь,
Без друга, без семьи остался,
Болезни, бедность, ложь и грязь…
Кто жизни смысл нашел в деньгах,
Тот с ближним должен жить как волк,
Всегда спешит, всегда в делах,
И голоден, и одинок…
В борьбу за правду кто вступил,
За справедливость и законность,
Уже давно лишился сил,
Отчаялся и продал совесть.
Искать любви, искать добра,
Всегда стремясь прямым путем,
Молясь, что б гордость умерла,
Ты загляни в Его закон! **

Бог ошибаться не способен,
И не способен делать зла,
И пусть людьми порой не понят,
Но святы все Его дела!
Ликует как нашедший клад,
Кто Божьи замыслы постиг***,
Ведь тот поистине богат,
В чьем сердце Истина звучит!****
Песок не сделаешь водой,
Законов Бога не изменишь,*****
Ты будешь горько сожалеть
О том, чего сейчас не ценишь…
Не нужно лгать, не нужно ждать
Что сам отыщешь путь прямой,******
К ученью ухо преклони,
И будет вечность пред тобой! *******

Мне Божья власть – закон бесспорный,
И свой, поправ характер вздорный,
Любя, уже листаю снова
Его записанное Слово!
________________________________
* 1 Петра 5:8–9: ...Сохраняйте бдительность, бодрствуйте. Ваш противник, Дьявол, ходит, как рычащий лев, и ищет, кого поглотить. Противостойте ему, оставаясь твёрдыми в вере, зная, что такие же страдания постигают всё ваше братство в мире.
** Псалом 1:1–3: ...Счастлив человек, который не поступает по совету нечестивых, Не встаёт на путь грешников и с насмешниками не сидит, но находит радость в законе Иеговы и читает его закон вполголоса день и ночь. Он будет как дерево, посаженное у потоков вод, которое приносит свой плод в своё время и листва которого не вянет. Во всём, что он делает, преуспеет.
*** Иеремия 32:19: ...У тебя великие замыслы, и твои дела многочисленны. Твои глаза смотрят на все пути сыновей человеческих, чтобы воздать каждому по его путям и по плодам его дел...
**** Колоссянам 2:1–3: ...Хочу, чтобы вы поняли, какую великую борьбу я веду ради вас и тех, кто в Лаодикии, а также ради всех, кто не видел моего лица в плоти, чтобы утешились их сердца, чтобы они гармонично соединились узами любви и приобрели великое богатство - понимание истины, в которой они были бы полностью уверены,- а также точное знание священной тайны Бога, а именно - Христа. В нём сокрыты все сокровища мудрости и знания.
***** Малахия 3:5–6: ...Я приду к вам, чтобы судить вас, и не замедлю стать свидетелем против колдунов, против прелюбодеев, против тех, кто даёт ложные клятвы, против тех, кто обманывает наёмного работника при расчёте, обманывает вдову и сироту, и против тех, кто попирает права пришельца, не боясь меня»,- говорит Иегова воинств. «Ведь я - Иегова, я не изменяюсь. ...»
****** Римлянам 10:14–15: ...Но как призывать того, в кого не поверили? И как поверить в того, о ком не слышали? И как услышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?...
*******Псалом 37:29 (В Синодальном переводе 36:29): ...Праведные наследуют землю И будут жить на ней вечно... Псалом 37:10–11(В Синодальном переводе 36: 10–11): ...Ещё немного, и уже не будет нечестивого; Посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю И насладятся обилием мира.

Фото с сайта: http://nataliaa.nnover.ru/fotogalereja-nataliaa/4003484.html

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 6, ст. 2-10

2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

5. ибо каждый понесет свое бремя.

6. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

(Гал. 6, 2 - 10)

Здесь апостол Павел продолжает тему, начатую чуть ранее в Послании к Галатам. Он говорит о том, как должна проявляться свобода во Христе: это любовь и максимальная ответственность за других людей, в перву ю очередь за тех, кто находится непосредственно рядом с нами. Во 2-м стихе 6-й главы вновь говорится о взаимной ответственности христиан друг за друга, в которой проявляется их свобода во Христе: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов .

В прошлой передаче мы говорили о том, как человек может проявить свою свободу перед лицом закона в случае нестандартной ситуации во время дорожного движения. Водитель видит пешехода, переходящего дорогу на красный свет, и берет на себя бремя, ошибку человека, который по какой-то причине поступает неправильно - таким образом водитель исполняет закон Христов. Вся наша жизнь состоит из ситуаций, когда мы можем ежедневно, ежеминутно проявлять свою любовь, нести бремя другого человека, находящегося рядом с нами, и тем самым исполнять закон Христов. Конечно, слова «закон Христов» надо понимать не буквально, потому что во Христе мы свободны от законнического восприятия (этому апостол Павел и посвящает Послание к Галатам). Однако если говорить о неком единственном законе Христа, то это принцип любви, взаимной ответственности, принятия, ношения бремен, о котором размышляет апостол Павел.

Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя . Здесь апостол вновь говорит о том, как свобода и любовь Христовы проявляются в жизни конкретного христианина. Когда в человеке еще мало действует любовь Божия, то он любит возвышать себя, свое эго, гордыню, почитать себя чем-то стоящим, достойным уважения, признания. Подчас это совсем не так, поэтому человек сам себя обольщает. Звание «человек» велико, но «звучать гордо», если вспомнить классика, может только в том случае, если он находится в связи с Богом - источником жизни, любви и всякой благости. А тот, кто отдельно от Бога почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя . Поэтому в четвертом стихе говорится: Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом .

Очень часто человек, который не следит за своим путем, своим ростом в любви и истинной свободе Христовой, любит смотреть, как поступают другие. Видя, что кто-то делает что-то хуже, чем он (по его мнению), он начинает хвалиться, возвышать себя над этим человеком, возможно, над своим ближним, членом общины, может быть, даже родственником. Получается, что он имеет похвалу только по сравнению с кем-то, а не в самом себе. Апостол Павел говорит о том, что каждый должен иметь свое дело, предназначение, тогда он будет иметь ощущение ответа Духа Святого о происходящем росте, движении по своему пути. Возможно, человек будет расти понемногу, ошибаясь, заблуждаясь, но он будет двигаться по своему пути, один на один с Богом. Не надо ни с кем себя сравнивать, смотреть, что происходит у других, ибо каждый понесет свое бремя , каждый должен будет выполнить предназначение, которое дано именно ему. У каждого человека уникальное место в этой жизни. Как говорится в одной присказке, в этом мире свободно только твое место, все остальные заняты. Апостол Павел здесь призывает христиан-галатов и всех нас к тому, чтобы мы следили за тем, как проходим свой жизненный путь, как несем свое бремя.

Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим . В древности, да и сейчас тот, кто наставлял человека в вере, имел внутреннее право получать от наставляемого какие-то жизненные блага. Апостол Павел напоминает об этом принципе: если у вас есть наставники, учителя, которые ведут вас в познании Христа, Его любви и свободы, то вы по возможности можете делиться с ними всяким добром, материальными благами (пищей, одеждой и прочим).

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Если мы будем ублажать свою плоть, свое эго, гордыню, не надо думать, что от этого можем иметь какое-то благо. Если посеем в плоть, пожнем тление, поскольку наше независимое горделивое состояние, за которое мы часто держимся, временно, тленно. Если мы будем сеять в дух, расти в Духе Святом, тогда войдем в жизнь вечную и единение с Господом. Апостол Павел потому и говорит, что Бог поругаем не бывает : не надо думать, что вы можете провести Бога. В псалме говорится о морском чудовище Левиафане: «…змий сей, его же создал еси ругатися ему». В Ветхом Завете слово «ругатися» означало «играться, забавляться, шутить». Поэтому смысл здесь таков: не надо играть с Богом, потому что Бога все равно не обманешь. Если ты сеял в плоть, значит, от плоти пожнешь тление; если сеял в дух, значит от духа пожнешь жизнь вечную. Это очень важно понимать, братья и сестры, потому что, к сожалению, иногда мы думаем, что можно прийти к Богу и показаться лучше, чем мы есть на самом деле, каким-то образом обмануть Его, но это невозможно. Нужно всегда предстоять перед Богом такими, какие мы есть на самом деле, и стараться сеять в дух, для жизни вечной, а не для нашей эгоистической натуры.

Иерей Михаил Ромадов

Такие сомнения неисключены, но важнее знать, как с ними бороться. Вот эти уроки - и можно получить только от Господа. В моем случае, когда я стала думать про обиду на Бога, вспомнились слова "Бог поругаем не бывает". Но какой смысл носит слово "поругаем"? Оно вроде понятное, а вроде - не совсем? Pугать кого-то за что-то, значит - выставить виновным, ошибающимся, поступающим неправильно. Я повторяла эти слова очень часто и в контексте не понимала их значение. Но чтоб поразмыслить над ними - не приходилось. После того, как я представила себе за что ругают человека, то понятным стало, что Бога, по тому же принципу, обвинить невозможно. А когда обратилась к Галатам 6 7-8, то получила подтверждение, где и сказано следующее:

"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную."

Дальше, встретила в одном из переводов "Бог паганьбёны ня бывае". В укр. языке слово "ганьба" озн. позор, стыд, унижение. В греч. указано слово "осмеяние", что, в принципе, родственно с тем же унижением личности.

И в моем сердце отозвалось то, что что происходит в моменты, когда мы допускаем мысли о несправедливости Бога. Происходит Его посрамление и постыжение нами же , хоть нам и было сказано "не обманывайтесь" по этому поводу, ведь Он поругаем (посрамлен, унижен, не прав) - не бывает .

Недоверие Богу, обвинения Бога в обиде на Него - это хула на Бога. Многие ли знают это?.. Но Бог учит это понимать на простых ситуациях, если мы желаем и ищем быть Им наставленными. Бог явил Свою любовь к нам, являет Свою заботу о нас, учит нас, обличает, вразумляет, наставляет, увещевает и т.д.. - воспитывает нас, как мы заботимся и воспитываем своих детей, день изо дня. Если мы покорились Богу - то Христос в нас, и мы водимы Богом и есть Божьими детьми. А если человек сам по себе и сам решает как ему верить и у кого из людей учиться - то он еще не Божье дитя.

Loading...Loading...