Церковь папы климента на пятницкой. Житие святых: история храма великомученика Климента


Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок , или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах - «Сигизмундове» г., Олеария г., Мериана г. и других.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах

Москва – интересный город, большой и уютный. Москва – это не география, это яркие эмоции, мозаика прошлого и современного, череда золотоглавых соборов, уютных двориков и урбанистического хай-тека. Но ее душа – это старые храмы. Один из них – церковь Климента Папы Римского – герой нашего рассказа.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых. Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

Это церковь? Нет, дворец!

Кто архитектор храма священномученика Климента Папы Римского – неизвестно. Считается, что проект разрабатывал сам Пьетро-Антонио Трезини, а строительством здания руководил И.Я. Яковлев.

Это громадный пятикупольный храм, построенный в стиле так называемого растреллиевского или елизаветинского барокко, очень похожий на дворец. Фасад здания расчленен на этажи, богато декорирован сдвоенными колоннами, украшен декоративными решетками.

Здесь всегда много туристов, поскольку Замоскворечье – уникальный исторический московский район. Главный престол храма освящен в честь Преображения Господня. Храм намоленный, любимый не только за свою удивительную парадную красоту, но и домашнюю уютность, близость и истинно московское очарование!

Посещая московские храмы, не забывайте о правилах, установленных РПЦ: строгая одежда и платок на голове для женщин обязательны.

Видео о храме священномученика Климентия


Если вам понравилась статья, вы получили интересную и полезную информацию или хотите ее дополнить своими впечатлениями, мы будем благодарны за ваш комментарий. Для закрепления новых знаний предлагаю посмотреть познавательный фильм о священномученике Климентии.

Адрес: ул. Пятницкая, 26/7

Как добраться до церкв св. Климента папы Римского: ст. метро Третьяковская.

Церковь св. Климента в Замоскворечье известна с 17 века. Климент I был апостолом, четвертым римским епископом, о котором почти не сохранилось никаких исторических свидетельств. Разрозненные упоминания о нем, которые встречаются у апостола Павла, Тертуллиана или Иринея Лионского говорят, что Климент был современником апостолов, предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы. День его памяти отмечается церковью 23 ноября. Его имя совпало с именем Тита Флавия Клемента, двоюродного брата императора Домициана, что породило во время средневековья красивую легенду. По слухам, за симпатию к христианам император приказал убить своего брата. Со временем два человека с одним именем были объединены молвой в одну личность, и появилось предание о далеких странствиях и мученической смерти папы Климента I. Легенда рассказывает, что его привязали к якорю и сбросили в море, а затем похоронили вблизи Херсонеса. По преданию, мощи св. Климента обрел св. Кирилл в Корсуни, где они покоились в мраморной гробнице, изготовленной мастерами из Византии. Поэтому святого Климента Римского широко чтили на Руси.

В прошлом в Москве существовал обычай строить новые храмы или освящать приделы в уже существующих, в честь праздников, приходящихся ко дню восшествия на престол монаршей особы. Именно в день памяти св. Климента, в ноябре 1740 года была коронована русская императрица Елизавета Петровна, и в честь этого события были устроены церковь Климента в Замоскворечье - отлично сохранившаяся до нашего времени, и еще одна - на Варварке (сейчас почти разрушенная).

Нынешняя церковь св. Климента Римского построена на месте более древней. На "Годуновом чертеже", предположительно составленном до 1605 года, указана церковь, расположение которой в точности совпадает с современной.

Когда-то на месте храма располагался "Климентовский острожец" или "крепостца на Ордынцах". В 1612 году здесь шло первое сражение князя Пожарского с польским войском гетмана Ходкевича. Уже в середине 17 века церковь св. Климента была каменной, а в 1662 году рядом с ней на средства думного дьяка Алексея Дурова, проживавшего недалеко от храма построили придельную церковь Знамения. Известно, что думный дьяк Александр Дуров служил при царе Михаиле Федоровиче, был оклеветан, и в 1636 году его приговорили к смертной казни. В ночь перед казнью дьяку случилось видение от иконы Знамения, которую он взял с собой в темницу. Видение это сообщило Дурову, что он останется жив. В ту же ночь царь пересмотрел свое решение, и помиловал дьяка. В честь своего спасения Дуров и построил церковь с Никольским и Знаменским приделами.

"Путеводитель к древностям", изданный в 1792 году, рассказывает, что церковь св. Климента была возведена в 1720 году Иваном Комленихиным. То здание храма, которое мы можем видеть сейчас, было построено на месте предыдущего в 1741-1774 годах. Почему церковь была таким долгостроем - это очень интересная история. Дело в том, что в приходе церкви св. Климента состояли московские палаты елизаветинского канцлера А.П. Бестужева-Рюмина. Настоятель храма долгое время просил у Бестужева помощи в обновлении ветшавшего храма, но занятой государственными делами канцлер все время откладывал решение этого вопроса.

Когда на престол взошла Елизавета Петровна, она сразу же отдала распоряжение построить в Петербурге, в слободе Преображенского полка церковь Преображения Господня с приделом св. Климента Римского. Преображенская слобода была выбрана потому, что этот полк первым присягнул на верность новой императрице. Строить храм должен был крестник Петра I архитектор Пьетро Трезини. Тогда Бестужев, также принимавший участие в дворцовом перевороте, решил подобную церковь построит и в Москве, и наконец-то выделил 70 тысяч рублей на сооружение храма.

В 1742 году старую церковь Климента разобрали, а на ее месте начали возводить новую. Вначале для строительства был также приглашен Трезини, но поскольку Бестужев то активно начинал строительные работы, то прекращал их, постройка новой церкви затянулась на долгие годы. Большая часть историков придерживается мнения, что Трезини лишь составил проект здания, который так и не был воплощен в реальность, а строительством занимались московские архитекторы во главе с И. Яковлевым. Среди возможных авторов проекта этого храма называют также И.Ф. Мичурина, К.И. Бланка, а также ученика Растрелли А. Евлашева.

В 1750-х годах канцлер попал в опалу, и под своим именем вести строительство не мог. Тогда к делу был приставлен коллежский асессор Козьма (Косма) Матвеев, также проживавший в приходе Климентовской церкви. Он-то и возглавил строительство храма будто бы своим иждивением. Хотя, в 1769 году на его средства действительно отлили для церкви большой колокол. Окончательно достроена церковь была лишь при Екатерине Великой, после смерти и Бестужева, и императрицы Елизаветы Петровны.

Сама императрица Елизавета Петровна была чрезвычайно набожна. Она очень любила церковное пение, а иногда и сама пела в церковном хоре. На Страструю неделю царица приглашала в Петербург из Москвы "громогласнейших диаконов", и приказывала, чтобы на московском тракте никто не получал лошадей, прежде чем они не прибудут в столицу. Кроме того, Елизавета Петровна сама сурово блюла посты, а также следила, чтоб от них не уклонялись и придворные вельможи. Известно, что канцлер Бестужев, измученный такой заботой императрицы о своем столе, обратился к константинопольскому патриарху с просьбой разрешить ему "не есть грибного".

В 18 веке в этом районе Замоскворечья преобладали невысокие здания, и высокий стройный храм, установленный на перекрестке, был украшением улицы Пятницкой. В 1900 году церковь св. Климента была обновлена на пожертвования Е.Г. Ляминой. В ходе обновления вызолотили всю церковную утварь, старинный семиярусный иконостас и главы, на что ушло около 100 тысяч рублей. Спустя два года в храме вновь провели некоторые ремонтно-восстановительные работы.

В тридцатые годы 20 столетия финансовые органы начали облагать церковь св. Климента все возрастающими налогами, в 1932 году разобрали церковную ограду, а в 1934-35 годах храм закрыли. Последний настоятель Климентовской церкви Михаил Галунов некоторое время жил в церковной колокольне, а позднее стал настоятелем в церкви Всех Святых на Соколе, прославившись созданием хора. Именно Михаил Галунов помог прояснить историю церкви св. Климента. Помещение храма передали библиотеке им. В.И. Ленина для хранения фондов, это и спасло от окончательного уничтожения внутренние интерьеры храма вместе с иконостасом. С восточной стороны храма долгое время стояло ветхое строение отхожего места. В ответ на многочисленные жалобы жителей района, туалет снесли, а на его месте выстроили большой подземный, который расположился непосредственно под алтарями. И существовал вплоть до 90-х годов 20 столетия. В 1970 году церковь частично отремонтировали.

Церковь св. Климента папы Римского является памятником архитектуры федерального значения и находится на балансе Управления Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы. Постановлением правительства Москвы от 19 января 1993 года здание храма передается общине Русской Православной Церкви, но московские власти неправомочны самостоятельно решить эту проблему. Дело в том, что Российская Государственная Библиотека, фонды которой хранятся в церкви, относится к объектам федеральной собственности, и согласно действующему законодательству здание может быть освобождено только при условии предоставления библиотеке другого помещения. Обменный библиотечный фонд, хранящийся в церкви св. Климента насчитывает около 1,5 миллиона экземпляров. Большая часть книг - это реквизированные в первые послереволюционные годы частные и монастырские собрания.

В марте 2002 у церкви появился новый настоятель - иерей Леонид Калинин, а в 2005 году общине передали Знаменский придел - пока всего лишь один из семи. Теперь богослужения стали проводить в церкви, а до того в течение трех лет прихожане молились на улице.

Нынешняя Климентовская церковь имеет приделы: Знамения Божией Матери, Неопалимой Купины, Николая Чудотворца, Климента папы Римского, Петра Патриарха Александрийского, а также приделы Вознесения Господня и Рождества Богородицы, расположенные на хорах.


Историческая справка:


17 в.- первые свидетельства о церкви св. Климента в Замоскворечье
1720 г. – предположительный год строительства Иваном Комленихиным новой церкви св. Климента
1742 г. - старую церковь святого Климента папы Римского разобрали, а на ее месте начали возводить новую
1750 г. – Козьма Матвеев возглавил строительство
1769 г. - на средства Козьмы Матвеева отлили для церкви большой колокол
1774 г. – закончено строительство новой церкви св. Климента
1900 г. - церковь св. Климента была обновлена на пожертвования Е.Г. Ляминой
1932 г. - разобрали церковную ограду
1934-35 г.г. - храм закрыли
1993 года здание храма передается общине Русской Православной Церкви,
2002 г. - церкви св. Климента появился новый настоятель – иерей Леонид Калинин
2005 г. - общине передали Знаменский придел – пока всего лишь один из семи

После Октябрьской революции в 1917 г. многие древние храмы Москвы были, к сожалению, уничтожены. Однако некоторые религиозные сооружения практически чудом, но все же были сохранены. Относится к их числу и церковь Климента, Папы Римского, в Замоскворечье, на ул. Пятницкой. Особенностями этого старинного храма являются достаточно необычные для православной церкви архитектура и убранство. По-другому церковь называют также храмом Спаса Преображения.

Минин и Пожарский

О точном времени строительства храма Климента историкам, к сожалению, ничего не известно. Впервые упоминание об этой церкви встречается в летописи, повествующей о битве войск Минина и Пожарского с поляками, происходившей 24 августа 1612 г. Тогда русские казачьи войска отбили у Ходкевича этот храм и находящийся поблизости острог, тем самым нарушив планы гетмана по подготовке ко взятию Московского кремля.

Храм до революции

Согласно летописи, в те времена это сооружение имело совсем другой вид. Построено оно было, как и большинство других храмов Москвы, из дерева. Однако уже через 40 лет после битвы церковь Климента, Папы Римского, совершенно преобразилась. На месте старого деревянного сооружения построили каменное. Первое упоминание о новом храме относится к 1657 году. В начале XVIII века церковь была полностью перестроена. Рядом с ней также были возведены трапезная и колокольня с двумя приделами. Архитекторами нового храма стали предположительно А. Евлашов или К. Бланк.

В середине XVIII в. церковь вновь была подвергнута глобальной реконструкции. Основной объем старого здания снесли, а к 1769 году строители завершили возведение пятиглавого барочного храма. Финансировал реконструкцию московский Матвеев. Архитектором предположительно был итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком виде эта церковь дошла и до наших дней.

Храм после революции

Решение о закрытии церкви Климента, Папы Римского, на Пятницкой властями Москвы было принято в 1929 году. Как рассказывают священники, разгонять верующих пришли прямо на Великую пятницу. Прихожанам даже не дали отпраздновать Пасху. Протоиерея Михаила Галунова, определенного на эту должность в 1925 году и много сделавшего для реставрации храма, увезли в НКВД. В лагерях в дальнейшем он находился 10 лет.

В 1934 г. пустующую церковь Климента на Пятницкой было решено разрушить. Жильцы близлежащего дома написали об этом петицию властям. В ней они просили на месте храма обустроить детскую площадку. Однако за церковь вступились реставраторы Игорь Грабарь и Петр Барановский, спасшие в те времена тысячи древних религиозных сооружений. Сегодня РПЦ называет их подвижниками и всячески почитает, даже несмотря на то, что они были неверующими.

История церкви Климента, Папы Римского: интересные факты

Как было на самом деле, никто достоверно не знает. Но о спасении церкви Климента на Пятницкой существует довольно-таки Считается, что Барановский и Грабарь отправились прямо к Ведь именно этого советского военачальника и политика в детстве крестили в честь святителя Папы Римского. По слухам, по указу Ворошилова в 1934 г. в церковь на Пятницкой привезли первое полное издание сочинений Ленина, как раз вышедшее в то время. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. То есть здесь экстренно была создана библиотека.

Пришедшим разрушить храм взрывникам работники книгохранилища пригрозили звонком в НКВД о диверсии. Увидев на стеллажах книги Ленина, те, согласно легенде, ретировались.

Таким образом, благодаря заступничеству двух реставраторов, церковь Климента, Папы Римского, в советские годы почти не пострадала. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде.

Связан с церковью Климента и еще один довольно-таки интересный факт. Священники рассказывают, что отбывший десятилетнее наказание протоиерей Михаил Галунов после освобождения долгое время вместе с женой тайно проживал в колокольне храма. Считается, что возможным это стало благодаря тому, что в книгохранилище, организованном в церкви, работали верующие библиотекари.

Состояние храма в начале нового тысячелетия

Разрушена церковь Климента, Папы Римского (Спаса Преображения), в Москве в 30-е годы, как многие другие, не была. Однако и особого внимания ей в последующем, конечно же, никто не уделял. К 2002 году библиотека в храме еще работала, но находился он в ужасном состоянии. Большинство окон в здании отсутствовало, а крыша протекала.

Реставрация храма

Первыми о задумались, конечно же, верующие. На их деньги была проведена небольшая реконструкция. Для сохранения здания первым делом перекрыли кровлю. Течи прекратились. Также верующие позаботились и о большинстве окон. В проемы были вставлены стекла. Через некоторое время священнослужителям удалось привлечь внимание к состоянию храма властей. В 2008 году по инициативе Лужкова здание было передано РПЦ. Книги из него вывезли. В 2014 г. реставрация храма святого Климента была практически закончена. Финансировали реконструкцию этого важного для духовной жизни страны сооружения московские власти.

Отзывы о церкви Климента, Папы Римского

Конечно же, за несколько лет после открытия и реставрации храм посетили многие верующие и любители истории. Отзывы о проведенных в нем работах существуют только хорошие. Выглядит церковь, по мнению многих прихожан, просто великолепно. Интерьеры ее необычны, но настраивают на нужный лад верующего очень хорошо. Отличные отзывы эта церковь заслужила и за то, что рядом с ней имеется чистый скверик. Здесь можно посидеть в тени, отдохнуть и подышать воздухом старой Москвы.

Кто такой святой Климент

Собственно сам покровитель этой церкви жил в Риме во времена Христа и апостола Петра. Родителей святого Климента звали Фавстом и Матфидией. Оба были царского происхождения и приходились родственниками римскому императору. Помимо Климента, у них было еще двое детей — близнецы Фавстин и Фавстиниан. Веры родители святого придерживались языческой.

Случилось так, что из-за поступка неблагочестивого человека вся эта большая семья растерялась. Долгое время ее члены считали друг друга погибшими. Воссоединились они только через 24 года после разлуки благодаря апостолу Петру. Братья-близнецы и Климент, независимо друг от друга, поверили в Христа и последовали за этим святым.

Печальные истории своей жизни рассказывали почитаемому апостолу многие люди. Сделали это и Климент и Матфидия. Петр совершенно случайно встретил ее просящей милостыню у входа в один из городов, через который проходил. Поняв, что женщина и его ученик приходятся друг другу сыном и матерью, апостол организовал их встречу. Об этой счастливой истории в подробностях узнали и другие последователи Петра, в том числе и близнецы Фавстин и Фавстиниан. Конечно же, они тут же поняли, кем являются Климент и Матфидия, и поспешили встретиться с ними.

Но чудеса на этом не закончились. Счастливая Матфидия поверила в то, что найти детей ей помог сам Христос, и попросила Петра окрестить ее. Но о предстоящем в его городе обряде прослышал один старый астролог. Ученый начал уговаривать Петра не крестить женщину, так как никакого Бога на небе нет. Да если бы он и был, то, по словам старца, не допустил бы гибели его жены и детей много лет назад. Выслушав историю астролога, Петр понял, что перед ним стоит муж Матфидии и отец трех его учеников. Так семья воссоединилась окончательно.

Почему святого называют Папой Римским

Храм священномученика Климента, Папы Римского, был построен в честь этого святого, конечно же, не из-за чудесного воссоединения его с семьей, а в память о его делах. Встретившись, родители Климента вернулись в Рим и были осыпаны подарками и всякими благами их обрадовавшимся родственником — римским императором. Конечно же, Матфидия и Фавст начали активно проповедовать новую религию. После их смерти это дело продолжил Климент. За свою жизнь этот проповедник часто подвергался гонениям и в конечном итоге был утоплен язычниками в море.

Сегодня церковь очень почитает святого Климента, считая, что именно он первым распространил христианство среди римской знати. До него эта религия была верой бедняков. Как знатный человек, Климент крестил очень много богатых римлян. В результате христианство стало религией в том числе и военных, и самых почитаемых граждан. Именно поэтому священники, включая православных, считают его человеком, достойным носить звание первого дораскольного Папы Римского.

Особенности архитектуры

Внешне церковь Климента, Папы Римского, выглядит очень необычно. Похоже это здание скорее не на православный храм, а на католический. Архитектура этого сооружения по стилю очень приближена к западноевропейской. Однако внутренняя православная суть храма, по мнению его священнослужителей, сохранилась полностью.

Внутреннее убранство

Интерьеры храма Папы Римского выполнены в также необычном для православного религиозного сооружения стиле рококо. Внутреннее убранство его немного напоминает католическое. Однако, в отличие от западных храмов, в церкви святого Климента нет изображений химер и чудовищ. Православные священники считают их наличие в оформлении признаком отхода католической церкви от истинной веры.

Конечно же, основой внутреннего убранства храма являются иконы. Старых образов в церкви Климента сохранилось пять. Самой почитаемой при этом является икона Державной Божьей Матери. Этот образ считается даже более старым, чем обретенный в Коломенском, использовавшийся когда-то при отречении Николая II.

Создана эта икона, как и четыре остальных, итальянскими мастерами. В сравнении с традиционными православными, все эти изображения выглядят довольно-таки необычно. В церкви имеется даже образ святой Екатерины, на котором представлена не она сама, а императрица Екатерина II. Такие вольности иногда позволяли себе иконописцы XVIII века. Современная Церковь этого не одобряет. И тем не менее икона украшает стены храма, и посмотреть на нее может любой желающий.

Как найти храм

Добраться до церкви Климента, Папы Римского, в Москве труда не составит. Находится она прямо в центре города, на месте бывшей казачьей слободы. Доехать до нее можно на метро. Расположена эта церковь прямо между двумя большими станциями — "Третьяковской" и "Кузнецкой" — и занимает почти весь Климентовский переулок. Точный адрес храма выглядит так: Москва, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1.

Церковь Климента в Пскове и других городах

Конечно же, в честь этого почитаемого святого в России построен не один только храм на Пятницкой. Есть такие церкви и в других городах России. Посетить храм святого можно, к примеру, в Пскове. Церковь Климента, Папы Римского, в этом городе находится на Ольгинской набережной, д. 16.

Построен такой храм и в Великом Новгороде. Найти его можно по адресу: ул. Большая Московская, 36. Еще одна церковь святого действует в д. Костюрино Ярославской области.

Loading...Loading...