Что таоке обряд. Языческие традиции дохристианской Руси: описание, обряды, ритуалы и интересные факты

Предки нынешних славян, так называемые древние славяне, выделились из обширной индоевропейской группы, заселявшей всю территорию Евразии. С течением времени племена, близкие по ведению хозяйства, социальному устройству и языку, объединились в славянскую группу. Первые упоминания о них мы находим в византийских документах 6 века.

В 4-6 веках до н.э. древние славяне участвовали в великом переселении народов - крупном в результате чего они заселили обширные территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Постепенно они разделились на три ветви: восточные, западные и южные славяне.

Благодаря летописцу Нестору, нам известны основные и места их поселений: в верховьях Волги, Днепра, и выше на север жили кривичи; от Волхова и до Ильменя находились словене; дреговичи заселяли земли Полесья, от Припяти до Березины; радимичи обитали между Ипутью и Сожем; около Десны можно было встретить северян; от верховья Оки и вниз по течению тянулись земли вятичей; в районе Среднего Днепра и Киева были поляне; древляне жили вдоль рек Тетерев и Уж; дулебы (или волыняне, бужане) поселились на Волыни; хорваты заняли склоны Карпат; племена уличей и тиверцев расположились от низовьев Днепра, Побужья до устья Дуная.

Жизнь древних славян, их обычаи и верования прояснились в ходе многочисленных археологических раскопок. Так, стало известно, что они длительное время не отходили от патриархального уклада: каждое племя делилось на несколько родов, а род состоял из нескольких семей, которые жили все вместе и владели общей собственностью. Управляли родами и племенами старейшины. Для решения важных вопросов созывалось вече - собрание старейшин.

Постепенно хозяйственная деятельность семей обособливалась, и родовое устройство заменялось (вервями).

Древние славяне являлись оседлыми земледельцами, которые выращивали полезные растения, разводили домашний скот, занимались охотой и рыбалкой, знали некоторые ремесла. Когда начала развиваться торговля, стали возникать города. Поляне построили Киев, северяне - Чернигов, радимичи - Любеч, кривичи - Смоленск, ильменские славяне - Новгород. Славянские воины создавали дружины для охраны своих городов, а во главе дружин становились князья - преимущественно варяги. Постепенно князья захватывают себе власть и фактически становятся хозяевами земель.

Тот же повествует о том, что подобные княжества основали варяги в Киеве, Рюрик - в Новгороде, Рогволд - в Полоцке.

Древние славяне селились преимущественно в городищах - поселках вблизи рек и озер. Река не только помогала добраться до соседских поселений, но и кормила местных жителей. Однако главным занятием славян было земледелие. Пахали они сохой на волах или лошадях.

Скотоводство тоже было значимым в хозяйстве, но из-за климатических условий не было слишком развито. Гораздо активнее древние славяне занимались охотой и бортничеством - добычей дикого меда и воска.

По своему верованию эти племена были языческими - они обожествляли природу и умерших предков. Небо они называли богом Сварогом, а все небесные явления считались детьми этого бога - сварожичами. Так, например, сварожич Перун особо почитался славянами, ведь он насылал гром и молнии, а также давал свое покровительство племенам во время войны.

Огонь и Солнце являли свою губительную или благотворную силу, и в зависимости от этого их олицетворял добрый Даждьбог, дающий живительный свет и тепло, или злой Хорс, сжигающий природу зноем и пожарами. Стрибог считался богом бури и ветра.

Древние славяне приписывали воле своих богов любые природные явления и изменения в природе. Они старались всячески умилостивить их различными празднествами и жертвоприношениями. Интересно, что принести жертву мог любой человек, который хотел это сделать. Но зато в каждом племени был свой волхв-ведун или кудесник, который умел познавать изменчивую волю богов.

Древние славяне не строили храмов и долгое время не создавали изображений богов. Лишь позднее они начали делать идолов - грубо сделанные деревянные фигуры. С принятием христианства язычество и идолопоклонство постепенно искоренялось. Тем не менее, религия наших предков сохранилась и по сей день в виде народных примет и земледельческих природных праздников.

Первоначальным местом поселения славян обычно считают Прикарпатье, откуда они распространились на север, юг и северо-восток и разделились на 3 группы: восточных или русских, западных (чехо-моравов, поляков и славян полабских) и южных (болгар и сербов).

В течение VII – IX веков славяне образовали отдельные государства – чешское , моравское , польское , болгарское , русское и несколько позже сербское . Рассказы западноевропейских, византийских и арабских писателей, знавших славян, известия летописные, а также устные предания и песни, сохранившиеся от времен язычества, дают нам понятия о жизни и религии русских славян язычников. Славяне жили родовым бытом . Они делились на несколько мелких племен, живших отдельно одно от другого.

Эти племена были следующие: славяне ильменские – на берегах Ильменского озера, кривичи – по верховьям Западной Двины, Волги и Днепра, дреговичи – между Припятью и Западной Двиной, радимичи – на берегах Сожи, вятичи – на Оке, северяне – на Десне и Сейме, древляне – на Припяти, поляне – по среднему течению Днепра, бужане – по Бугу, тиверцы и уличи – по Днестру и Пруту, белохорваты – в нынешней восточной Галиции.

Каждое из этих мелких племен состояло из отдельных родов, живших особо и владевших особою частью земли, что было возможно при малонаселенности и обширности земель, занятых славянами. Каждый род управлялся родоначальником (старейшина, князь) и сообща владел всем родовым недвижимым имуществом, пока с течением времени не образовалась отдельная семейная собственность. Для дел, касавшихся целого племени, все его роды сходились на общую сходку – вече , причем право голоса принадлежало только родоначальникам. Взаимные раздоры родов проявлялись и на вечах.

Славяне жили оседло, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей и пчеловодством; вели также и меновую торговлю с соседями. Жилищами их были простые деревянные избы, построенные в безопасных местах – в лесах, около рек, болот и озер. Были у них и города, состоявшие из таких же изб и окруженные валом или забором, где происходили их вечевые сходки и где они защищались в случае нападения врагов.

Славяне отличались высоким ростом, румяным лицом, русыми волосами и серыми глазами; эта были люди сильные, крепкие, выносливые. В пищу они употребляли животных, рыб и птиц, просо, гречиху, молоко; любимым напитком служил мед; одежда состояла из полотняного платья и кожи животных; вооружением были копья, стрелы, дротики, мечи и щиты. Миролюбивые по отношению к соседним народам, между собою они вели частые споры. В военное время славяне умели храбро защищать себя и употребляли разные военные хитрости. Из их языческих обычаев замечательны обычаи кровавой мести и гостеприимства; ценя выше всего свободу, они по истечении известного срока отпускали на волю своих пленных рабов.

Семейная жизнь их была основана на повиновении младших членов рода родоначальнику, детей отцу; по смерти отца власть над малолетними детьми переходила к матери. Брачные обычаи их были троякие: невесту похищали (умыкали) или покупали, заключался брак и по взаимному согласию; бывали случаи многоженства. Хотя славянская женщина находилась в полном повиновении у своего мужа и исполняла тяжелые домашние работы, она была очень привязана к мужу и, по некоторым известиям, после его смерти добровольно шла на сожжение вместе с его трупом.

Не понимая сил и явлений природы, но сознавая их сильное влияние на успехи земледелия, славяне поклонялись им, как добрым и злым богам (см. статьи Русское язычество и Славянская мифология). Так они боготворили солнце под именем Даждьбога или Хорса, гром и молнию под именем Перуна, который считался в то же время богом войны и пользовался особенными, почитанием, Волоса или Велеса, который, будучи сначала солнечным богом, явился потом покровителем земледелия, защитником торговли, охранителем стад, вдохновителем певцов и гусляров, и ветер под именем Стрибога. Кроме главных богов, у славян было много второстепенных: лешие, русалки, водяные и домовые (души умерших предков). Богов своих они чествовали праздниками, состоявшими в жертвоприношениях животных и даже людей, в молитвах, гаданьях и заканчивавшимися пиром и играми. Главные праздники были в честь бога солнца: Коляда или рождение солнца около нашего Рождества, Красная горка на фоминой неделе, Семик в четверг на 7 неделе после Пасхи, и Купала в ночь с 23 на 24 июня.

Русалки выходят из воды перед Троицей. Картина К. Маковского на тему русских языческих сюжетов. 1879

Русская языческая религия не достигла такого развития, как у других народов (например, у греков); она состояла в непосредственном поклонении силам и явлениям природы, но олицетворения этих сил и явлений, представления их в определенных образах у русских славян не было. Общественного служения богам, храмов и жрецов у русских славян также не было; каждый родоначальник был в то же время и жрецом, и члены семьи молились у себя дома преимущественно покровителю семьи – домовому. Хотя из среды народа и выделялись волхвы и кудесники, которые преимущественно знали языческие молитвы и заговоры, занимались гаданиями и пользовались за то уважением, но они не имели значения жрецов. Веря в загробную жизнь, славяне представляли её продолжением земной; мертвых сжигали или хоронили в могилах и совершали по ним тризну, т.е. пир в соединении с разными играми. Памятником этой языческой жизни славян остается народная поэзия – заговоры, наговоры, приметы, пословицы, загадки, песни, сказки, былины, которые переходят с древних времен из уст в уста и до сих пор сохраняются в народе.

Символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке (по ритуалу). Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации Обряд символическая церемония, выполняемая в строго определенном … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

См. церемония … Словарь синонимов

ОБРЯД, обряда, муж. Церемония, чин; ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преим. культового характера. Обряд венчания. Обряды католической церкви. «Плач и причитанья встречаются у нас в обрядах… … Толковый словарь Ушакова

обряд - совершился действие, пассив на ся совершить обряд действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён

обряд - ОБРЯД, ритуал, устар. чин ОБРЯДОВЫЙ, ритуальный, высок. сакральный, высок. сакраментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ОБРЯД, а, муж. Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие н. религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный о. О. крещения. Новые обряды. О. посвящения в студенты. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Англ. ritual/rite /ceremony; нем. Ritus. Традиционные символические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, к рые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения.… … Энциклопедия социологии

Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.… … Энциклопедия культурологии

Эта статья о религиозных ритуалах. О фильме см. Обряд (фильм). Обряд или ритуал совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых… … Википедия

обряд - ▲ процедура символический, общественный обряд традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека. обрядность. этикет. церемония официальная процедура (# встречи). церемониал. церемониймейстер. церемониальный. ритуал. ритуальный … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Обряд , Мэтт Бэглио. Обряд экзорцизма. Один из любимых мифов современного кинематографа. Однако много ли общего этот обряд имеет с реальной, вполне рутинной для Католической церкви церемонией изгнания дьявола?…
  • Обряд на падающую звезду , Форш Татьяна Алексеевна. Еще девочкой, найдя в старой тетради обряд на исполнение желаний, Катя загадала любовь. И вот уже расставлены свечи, начертана пентаграмма, а за окном несется к земле звезда. Однако все идет…

Этот вопрос волновал и Маленького принца, когда он после долгого путешествия по другим планетам попал на Землю.

— А что такое обряд? — спросил Маленький принц у Лиса.
— Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг!

Так что же это все-таки такое - обряд? Обряды связаны с обычаями народа, его традициями. Есть обычаи сложные и простые. Самые простые — это то, что человек делает обычно. Например, есть кашу можно руками, вилкой или специальными палочками. У нас принято есть кашу ложкой. У верующих людей по определенным дням ходить в церковь — это тоже обычай. У всех народов есть, например, обычай отмечать дни рождения. А вот как их отмечают в разных странах — это уже обряд.

К обрядам относится церемония сватовства, церемония проведения свадеб и многое другое. Они у всех народов свои.

Вот, например, какой старинный обряд сватовства существует у терских казаков. Со стороны жениха и со стороны невесты выбираются сваты. В назначенный день сваты со стороны жениха приходят к родителям невесты со специально испеченным пирогом — хлебиной. И делают вид, что они странники или купцы, которые услышали о «товаре» (под которым подразумевается невеста) в этом доме. Если жених не нравится — «Жених не гож?», — хозяева не предложат гостям даже присесть. Или подумав немного, через несколько дней вернут хлебину либо поднесут тыкву. Значит, жениху в этом доме делать нечего.

Если же все в порядке, и «жених гож», то сваты все равно согласия сразу не получат. Им надо приходить еще трижды, прежде чем родители невесты скажут -«да!> Только после этого к ним является жених со своими родителями. Тут отец невесты спрашивает сначала жениха, а потом и девушку, согласны ли они на брак. Затем мать невесты ломает (именно ломает, а не разрезает) хлебину, принесенную в первый день сватовства.

Родители жениха ставят на стол угощение, а жениха и невесту отводят в соседнюю комнату, как считается, на первое свидание.

Следующий этап — рукобитие. Оно совершается в доме жениха и включает уговор о неустойке в случае расстройства брака, потчевание и само рукобитие; родители жениха и невесты кладут руки на стол, а сверху кладут руки все присутствующие.

Обряд этот очень длинный и сложный, мы еще не упомянули в нем массу деталей: широкое гулянье, вечерки у невесты, подготовка свадьбы, которая тоже расписана до мелочей.

Исполнение обрядов придает торжественность важным моментам жизни, приподнимает наши семейные, дружеские, официальные мероприятия над обыденностью. Сейчас семейные бытовые обряды становятся проще, приспосабливаются к. современным условиям, и все-таки без обрядов наша жизнь обеднеет, из нее исчезнет праздничное настроение, которое обычно сопровождает все обряды.

Loading...Loading...